13 глава

До сих пор пророчества данной книги относились только к Израилю и к Иудее, главным образом к Иерусалиму. Теперь же пророк начал смотреть вдаль и зачитал приговор разным соседним странам и царствам, ибо Царь святых является также Царем народов и управляет делами сынов человеческих, равно как и делами собственных детей. Однако народ Божий в той или иной степени общался и вел дела со всеми народами, которых касаются данные пророчества. Некоторые из них были добры к Израилю, некоторые враждебны, соответственно этому обращался с ними Бог либо с благосклонностью, либо с гневом; ибо удел Господа Его народ, именно его Он имеет на примете во всех диспенсациях Своего провидения, которые касаются окружающих Его народов (Втор 32:8,9). Мы увидим, что угрозы в адрес Вавилона, Моава, Дамаска, Египта, Тира и прочих предназначались в утешение тем израильтянам, которые боялись Бога (в то время как их запугивали и угнетали могущественные соседи);

они также служили сигналом тревоги для нечестивых израильтян. Если Богу угодно так сурово наказать за грехи не знавших Его и не исповедовавших Его имени, то как же суров Он будет к тем, кто назывался Его именем и тем не менее самой своей жизнью оказывал Ему неповиновение! И возможно, сам факт направления пророчеств лично в адрес соседних народов мог побудить некоторых их представителей к чтению Библии иудеев, и таким образом они могли обратиться в религию иудеев. Данная и последующая главы содержат в себе слова, обращенные от Божьего имени Вавилону и вавилонскому царю, который в то время был мало знаком Израилю, но с течением времени станет их злейшим врагом, какого у них еще не бывало, за что Бог в конечном счете с ним и посчитается. В данной главе говорится (I) об общем сборе войск, которые будут задействованы против Вавилона (ст. 1 -5). (II) Об ужасном кровопролитии, которое эти войска совершат в Вавилоне (ст. 6-18). (Ill) Чем все это закончилось полным разрушением и опустошением Вавилона (ст. 19-22).

Стихи 1-5. Мы уже выяснили, что общее название книги «Видение Исайи, сына Амосова» (Ис 1:1). Здесь же повествуется о том, что именно Исайя увидел и что предстало пред его мысленным взором так же четко и подробно, как если бы он смотрел плотскими глазами; конкретное название данной проповеди «Бремя Вавилона» (в русск. пер. Пророчество о Вавилоне, ст.1).

1. Речь идет о бремени об уроке, который надлежит усвоить (существует такое толкование), но усваивать его будут неохотно, что станет бременем для памяти или ляжет на плечи тяжким грузом, под которым можно упасть. Ибо кто не желает находить покой в Божьем Слове (Ис 28:12; Иер 6:16), для того оно окажется тяжким бременем.

2. Речь идет о бремени Вавилонии, или Вавилона, который находился в то время в зависимости от ассирийской монархии (столица последней Ниневия), но вскоре восстал против Ассирии и сам стал монархией, довольно могущественной при Навуходоносоре. Позже пророк предсказал вавилонское пленение иудеев (Ис 39:6). Здесь же он предсказывает ответные меры, предпринятые Богом против Вавилона за зло, причиненное Его народу. В данных стихах брошен клич могучим и воинственным народам, которыми Бог воспользуется как орудиями разрушения Вавилона и назовет их ниже мидянами (ст. 17), которые во взаимодействии с персами под командованием Дария и Кира нанесли крах вавилонской монархии.

I. Место, осужденное на разрушение, Вавилон; здесь оно названо воротами властелинов (ст. 2) из-за изобилия находившихся в нем и принадлежавших аристократам величественных и роскошно отделанных домов, которые могли стать приманкой для врагов, надеявшихся на богатую добычу. Ворота властелинов были крепкими и хорошо охранялись, тем не менее для пришедших исполнить суды по поручению Господа любые ворота не преграда. В присутствии Его силы и гнева любой дворец не более чем изба. Однако не только эти ворота обречены на разрушение, но и вся земля (ст. 5), потому что, хотя предводителями в преследовании и угнетении Божьего народа были властелины, тем не менее вся земля сотрудничала с ними в этом.

II. Действующие лица, собранные для разорения Вавилона, названы здесь (1) освященными Бога (в русск. пер. избранными, ст.3);

они предназначены для данного служения, отделены Божьим намерением и провидением и освобождены от других предприятий, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя данному; они подготовлены к делу, к которому призваны, ибо если Бог привлекает людей к какой-либо работе, то делает их определенным образом пригодными к ней. Также подразумевается, что, в отличие от намерений людей, в Божьи намерения входила священная война; и если те планировали просто расширить собственную империю, то Бог замышлял освободить Свой народ, сотворив прообраз разрушения новозаветного Вавилона. Кир (личность, к которой сказанное относится в первую очередь) справедливо назван освященным, ибо был помазанником Божьим (Ис 45:1) и прообразом Того, Кому надлежало прийти. К сожалению, все воины, в особенности сражающиеся в бранях Господних, должны быть освященными в самом строгом смысле этого слова; и странно, как осмеливаются быть нечестивыми люди, в чьих руках собственная жизнь.

(2) Они также названы сильными Бога, потому что мощь свою получили от Господа и для Него им надлежало теперь ее использовать. О Кире сказано, что в данном походе Бог держал его за правую руку (Ис 45:1). Освященные Бога это и Его сильные. Кого Бог призывает, того Он подготовит; и кого Он освящает, того делает сильным духом.

(3) О них сказано, что они торжествуют в величии Господа, то есть служат Его славе и намерениям с особым рвением. Хотя Кир не знал Бога и в своем предприятии о Его чести не помышлял, тем не менее Бог использовал его как Своего слугу (Я назвал тебя Своим рабом, хотя ты не знал Меня, Ис 45:4), и Кир праздновал успех, которым Бог возвеличил Свое собственное имя.

(4) Они весьма многочисленны: многолюдный народ… царства и народы (ст. 4) не дикие варвары, но образцовые регулярные войска, о подготовке которых заботятся в царствах, отличающихся стабильным порядком. Воинства находятся в распоряжении великого Бога.

(5) Они собраны издалека: идут из отдаленной страны, от края неба. Между Вавилоном и Персией лежала огромная территория Ассирии. Господь может сделать бичом и крахом для Своих врагов народы, которые находятся от них весьма далеко и которых поэтому меньше всего опасаются.

III. Брошенный клич оказался действенным, войска готовы исполнять команды и имеют весьма грозный вид: поднимите знамя на открытой горе (ст. 2). Божье знамя поднято, вызов Вавилону брошен. Флаг воздвигнут на высоте, откуда он виден всем: каждый желающий может прийти и записаться в войско и тотчас же будет принят на Божье довольствие. Вербующие добровольцев должны возвысить голос, выступая с воззванием, чтобы воодушевить воинов приходить; вербующие должны махать рукою, чтобы дать знак находящимся на расстоянии и воодушевить уже записавшихся. Их действия не окажутся тщетными: Бог приказал и созвал всех, кого Он задумал использовать (ст. 3), и Его призыву и приказам сопутствует сила, которой невозможно противостоять. Кто наделяет людей способностью служить Себе, когда Ему угодно, Тот дает им и желание служить. Именно Господь Саваоф обозревает боевое войско (ст. 4). Он поднимает воинов, собирает их вместе, строит по порядку, производит смотр и ведет точный учет в списках личного состава, следит, чтобы все были на своих постах, и дает им необходимые распоряжения. Следует заметить: все войска, выступающие на брань, находятся под командованием Господа Саваофа, и вот что сделает их поистине грозными, когда они выступят против Вавилона, Господь придет и принесет их с Собой как орудия гнева Его (ст. 5). Следует заметить, что великие правители и армии не более чем инструмент в Божьих руках оружие, которое Господу угодно использовать в совершении Своего дела, и именно Его гнев вооружает воинов и приносит им успех.

Стихи 6-18. Здесь приводится весьма изящное и живое описание того ужасного замешательства и опустошения, в которое придет в Вавилон в результате набега, совершенного мидянами и персами. Чувствовавшим себя сейчас вполне уверенно и беззаботно велено рыдать и совершить скорбный плач, ибо:

I. Бог скоро явится к ним во гневе, а попасть к Нему в руки очень страшно: день Господа близок (ст. 6) судный день в миниатюре, когда Бог совершит справедливое возмездие за Свое собственное дело и за дело Своего пострадавшего народа. И, когда этот день приблизится, найдутся люди, у которых будут все основания трепетать: «Вот, приходит день Господа» (ст. 9). Сейчас их день, и они думают, что одержат победу, но Бог смеется над ними, ибо знает, что приходит день Его (Пс 36:13). Богу не присуще неистовство, однако о дне, когда Он посчитается с вавилонянами, сказано, что тот будет лютый, с гневом и пылающею яростью. Господь сурово обойдется с ними за жестокое отношение к Его народу; упрямым и жестоким Он явит Себя тоже упрямым и жестоким и напоит кровожадных кровью.

II. Их сердце дрогнет, у них не останется ни мужества, ни утешения; они не смогут ни противиться грядущему суду, ни выдержать его; ни противостать врагу, ни помочь самим себе (ст. 7,8). Люди, которые в мирный день были гордыми и надменными притеснителями (ст. 11), совершенно падут духом и обезумеют, когда придет беда: руки у всех опустились, не в силах держать оружия, и сердце у каждого человека растаяло, так что они чуть не умерли от страха. Страх причинит им острую боль, подобную той, которой мучается женщина в трудных родах, и с изумлением смотрят друг на друга. Испугавшись сами, они будут пугать друг друга; им будет странно видеть трепещущими людей, отличавшихся некогда смелостью и дерзостью; или же они с изумлением будут смотреть друг на друга от растерянности (Быт 42:1). Лица у них разгорелись или побледнели от страха (есть такое мнение), или же покраснели, подобно пламени, от стыда за свою трусость; либо их лица станут выглядеть, как изуродованные пламенем лица людей, трудящихся в огне темнее всего черного лице их или как мех в дыму (Пс 118:83).

III. Они лишатся всякой надежды и утешения: звезды небесные и светила не дают от себя света (ст. 10), а спрятались за облаками; солнце меркнет при восходе своем: появившийся поначалу яркий свет пропадет, давая верный знак неустойчивой погоды. Они будут подобны людям, попавшим в затруднительное положение на море, когда не видно ни солнца, ни звезд (Деян 27:20). Им станет так же страшно, как будет страшно всей земле, когда все небесные светила померкнут в судный день, ибо солнце превратится в тьму. Такое хмурое небо является признаком недовольства Бога небес. Когда мрачно на земле — это еще не так страшно, при условии что на небе по-прежнему ясно; но если нет никакого утешения свыше, то откуда же ему тогда прийти?

IV. Бог посетит вавилонян за беззакония их; предназначение всего упомянутого наказание греха, в частности греха гордыни (ст. 11). Что же добавит полыни и желчи к страданиям и бедствию?

1. Тот факт, что пришло время наказать грех. Хотя Вавилон — это мир в миниатюре, но так как этот мир нечестив, то ему не удастся избежать кары. Грех приносит опустошение в мир неверующих; и, когда царства земли ссорятся друг с другом, это является плодом разногласий Бога со всеми этими царствами.

2. Гордыня должна сейчас пасть: пришло время низвергнуть надменность притеснителей, в особенности высокомерие Навуходоносора и его сына Валтасара, которые в своей гордости попирали народ Божий, сделавшись ужасом для него. Гордость человека унижает его. V. Кровопролитие будет таким массовым, что приведет к нехватке людей: сделаю то, что люди будут дороже чистого золота (ст. 12). Не найдешь человека для занятия какими-либо государственными делами, некого будет записывать в войско, не за кого выдать замуж дочь для создания семьи, даже за деньги. На службу к вавилонскому царю невозможно будет нанять отряды из соседних стран, ибо те увидят, что все против него. Густонаселенные страны в результате войн быстро становятся малочисленными. Бог легко превращает царство, которым некогда восхищались и расположения которого искали, в наводящего ужас изгоя так боятся падающего дома или тонущего корабля. VI. Все будут охвачены смятением и оцепенением от страха; дела придут в такое замешательство, как если бы небо сотрясалось от ужасного грома, а земля сдвинулась с места своего от не менее ужасного землетрясения. Все подвергнется разрушению и разорению в день пылающего гнева Господа Саваофа (ст. 13). Страх настолько завладеет духом людей, что Вавилон, казавшийся некогда всем вокруг рычащим львом и рассвирепевшим медведем, станет как преследуемая серна и как покинутые овцы (ст. 14). Армия, которую Вавилон выведет на поле боя (состоящая из отрядов наемников из различных народов обычное дело для большой армии), будет настолько удручена собственными опасениями воинов и настолько разобщена мечом врага, что каждый обратится к народу своему, каждый будет скрываться ради собственной безопасности; и не нашли все мужи силы рук своих (Пс 75:6), но пустились наутек. VII. Все будет залито кровью и охвачено ужасом, как обычно бывает там, где меч насыщается плотью. Не удивительно, что каждый старался бежать как можно быстрее, поскольку завоеватели не давали пощады, но рубили мечом всех на своем пути, причем не только вооруженных (в отличие от того, как обычно поступают даже во время самой жестокой резни): но кто попадется, будет пронзен (ст. 15), как только станет очевидным, что он вавилонянин. Мало того, поскольку меч насыщается плотью без разбора, то и кого схватят, тот падет от меча; представители других народов, пришедшие на помощь Вавилону, будут истреблены вместе с его жителями. Весьма опасно находиться в плохой компании и помогать тем, кого Бог намерен погубить. Подвергнуться язвам Вавилона, в частности, придется людям, которые приобщились к нему (Отк 18:4). И поскольку самые священные законы природы и гуманности молчат, когда лютует война (хотя и не могут быть отменены), то завоеватели самым варварским и зверским образом зарубят младенцев и обесчестят жен. Jusque datum sceleri и злодеянию даны права (ст. 16). Именно так вавилоняне поступали с народом Божьим (Плач 5:11) и теперь им отплатят той же монетой (Отк.13:Ю). В частности, было предсказано, что младенцы Вавилона будут разбиты о камень (Пс 136:9). Какими бы жестокими и несправедливыми ни предстали совершившие злодеяние, Бог, допустивший свершение этого, причем пред глазами их для усиления ужаса и мук, праведен. Справедливо также и то, что дома, наполненные добычей из Израиля, будут разграблены и разорены. Добытое хищением зачастую утрачивается подобным же образом. VIII. Враг, которого Господь пошлет против вавилонян, будет неумолимым, вероятно, в результате тех или иных их провокаций, чрезвычайно сильно настроивших его против Вавилона. Или же, каким бы образом это ни произошло, Бог Сам поднимет против них Мидян, чтобы они столь сурово обошлись с вавилонянами. Господь не только поставит на службу Своим целям замыслы и приготовления мидян, но и положит им на сердце желание совершить это покушение на Вавилон и допустит, чтобы они преследовали вавилонян столь яростно. Бог не является инициатором греха и Он не позволил бы ему иметь место, если бы не знал, как обратить таковой во славу Себе. Мидяне совместно с персами совершат работу тщательно, потому что (1) не будут брать мзду (ст. 17). Люди готовы отдать за жизнь все, что имеют, но мидяне не ценят серебра; кровь вот чего они жаждут, а не золота; никакое богатство не поможет человеку выкупить свою жизнь.

(2) Будут безжалостны; они не пощадят юношей, у которых вся жизнь впереди, и сначала их сразят стрелами лука, а потом разрубят на части (англ.пер., ст.18);

они не пожалеют невинных по возрасту не пощадят плода чрева: глаз их не сжалится над детьми, чей плач и страхи, казалось бы, заставят прослезиться даже мрамор и смягчат сердце из камня. Давайте сделаем здесь небольшую паузу и изумимся тому, [1] что люди могут быть столь жестокими и бесчеловечными, полностью лишенными всяческого сострадания. Каким же порочным и выродившимся стало человеческое естество! [2] Что безгранично милостивый Бог допустил это, более того, счел исполнением Своего правосудия, что свидетельствует: хотя Господь и милостив, но Он Бог, Которому принадлежит отмщение. [3] Что крошечные младенцы, которые еще не успели, фактически, совершить грех, подвергнутся такому насилию; это свидетельствует о наличии первородного греха, за который расплачиваются жизнью, едва успев ее приобрести.

Стихи 19-22. Сильная разруха и опустошение, причиненные Вавилону, согласно данному предсказанию, мидянами и персами, закончатся полным его крахом.

1. Следует признать, что Вавилон был величественным городом, о котором сказано: краса царств, гордость Халдеев: именно он имел репутацию золотой головы (Дан 2:37,38);

именно он назван госпожою царств (Ис 47:5), славой всей земли (Иер 51:41), прекрасной серной (согласно значению слова), которая, тем не менее, превратится в преследуемую серну (ст. 14). Халдеи гордились красотой и богатством своей столицы.

2. Предсказывается, что Вавилон будет полностью разрушен, как Содом и Гоморра, правда, не так внезапно и не так сверхъестественно, тем не менее так же основательно, хотя и постепенно. Крах постигнет вавилонян, подобно тому как он постиг содомлян, когда те, не ощущая опасности, ели и пили (Лук 17:28,29). Вавилон был взят во время валтасарова пира, и, хотя Кир и Дарий не сровняли город с землей, опустошение последнего происходило постепенно, и с течением времени разрушилось все. Здесь предсказывается, что он не заселится никогда (ст. 20);

в правление Адриана от Вавилона не осталось ничего, кроме стены. И, в отличие от пророчества о Ниневии, великом городе, относительно которого сказано, что, когда его все покинут и он станет безлюдным, как пустыня, среди него будут покоиться стада, о Вавилоне здесь говорится, что не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там; земля вокруг станет такой бесплодной, что никаких пастбищ там не будет, место не для овец. Мало того, оно станет пристанищем для зверей пустыни, любящих уединение. Дома Вавилона, в которых, бывало, встречались сыны и дочери увеселения, наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там, скрывшись в них, гонимые страхом, как в самом подходящем для себя месте, в свою очередь, отпугивая оттуда всех остальных. По словам историков, это исполнилось буквально. В своем «Дорожном дневнике» Бенджамин Барджона, говоря о Вавилоне, произносит такие слова: «Это тот Вавилон, который в древности простирался на тридцать милей в ширину; теперь же он опустошен. Все еще можно увидеть руины, оставшиеся от дворца Навуходоносора, но сыны человеческие не осмеливаются войти внутрь из-за страха перед змеями и скорпионами, завладевшими этим местом». Пусть никто не гордится своими помпезными дворцами, ибо не знает, не превратятся ли они в жалкие хибары; и да не думает никто, что домы их вечны (Пс 48:12), когда существует возможность, что от них не останется ничего, кроме руин и позора.

3. Подразумевается, что упомянутое разрушение произойдет скоро: близко время его (англ.пер., Ис 13:22). Данное пророчество о разрушении Вавилона предназначалось для поддержки и утешения народа Божия во время вавилонского пленения, когда его там сильно угнетали. Оно сбылось примерно двести лет спустя после своего провозглашения, однако последовало вскоре после рассчитанного для него времени. Народ Израиля стонал под тяжким игом вавилонской тирании, сидя с плачем при реках Вавилона, укоряемый за то, что не поет песен Сионских, когда его кичливые притеснители отличались наибольшим высокомерием и надменностью (ст. 11);

так пусть угнетенные знают себе в утешение, что время падения Вавилона близко и дни его былого процветания сочтены. Начав совершать возмездие, Бог доведет его до конца. Подобным же образом говорится и о разрушении новозаветного Вавилона, прообразом которого был этот: в один час пришел суд твой.


Глава 14 из 67« Первая«13141550»Последняя »

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Комментарии Мэтью Генри — Исаия. Раздел: Комментарии Мэтью Генри на Ветхий Завет.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.