66 глава

Цель данной главы в значительной мере совпадает с целью предыдущей главы, равно как и многие ее выражения. Поэтому она посвящена той же теме различному положению благочестивых и нечестивых евреев после возвращения из плена, чтобы это послужило прообразом отвержения евреев во дни Мессии, обращения язычников и утверждения царства Евангелия в мире. Первый стих данной главы использовал Стефан, когда говорил о разрушении храма благодаря построению христианской Церкви (Деян 7:49,50), это может послужить ключом ко всей главе. В данной главе (I) Бог высказывает пренебрежение к церемониальному служению по сравнению с нравственными обязанностями; это намек на то, что вскоре храмовому служению и жертвоприношениям придет конец и Бог отвергнет тех, кто придерживался их (ст. 1-4). (II) Говорится, что в определенное время Бог совершит спасение для Своего народа и избавит от рук угнетателей (ст. 5);

Он нагонит ужас на его преследователей (ст. 6) и утешит преследуемых; Он быстро и полностью освободит Свой народа (ст. 7-9), благополучно поселит их на родной земле (ст. 10,11), допустит к ним язычников и тем самым дарует им полное удовлетворение (ст. 12-14). (III) Бог сурово отомстит врагам Своей Церкви и Своего народа (ст. 15-18). (IV) Церковь благополучно обоснуется на крепком и надежном основании; ее члены будут постоянно приходить к Богу и одержат победу над своими врагами (ст. 19-24). И мы можем вполне предположить, что этот евангельский пророк здесь, в заключительной части своего пророчества, взирал на последние дни, на последний день и дни вечности.

Стихи 1-4. В данных стихах значение храма умаляется по сравнению с благодатными душами (ст. 1,2). Евреи во времена пророка и позднее, во времена Христа, хвалились храмом и благодаря ему надеялись на большие чудеса. И, чтобы смирить их и избавить от тщетного упования, пророки и Христос предсказывают разрушение храма: Бог оставит его, и он станет пуст. После того, как храм был разрушен халдеями, он вскоре был восстановлен и в нем были возобновлены церемониальные служения, но римляне окончательно и навсегда опустошили его, и тогда церемониальный закон был устранен. Чтобы мир подготовился к этому событию, людям часто говорили о нем, как в данном месте; говорили о том, как незначителен он для Бога.

1. Господь не нуждался в нем. Небеса это престол Его славы и руководства; там Он восседает, безгранично превознесенный славой и владычеством превыше всех благословений и хвалы. Земля подножие ног Его, на котором Он стоит, управляя всеми ее делами согласно собственной воле. Если Бог имеет такой яркий престол и такое обширное подножие, где же тогда можно построить дом для Него, который был бы местом обитания Его славы, и где место покоя Его? Какое удовлетворение может получить Вечный Разум в доме, построенном человеческими руками? Какая необходимость может быть (как это бывает у нас) в доме, чтобы там отдыхать, у Того, Кто не утомляется и не изнемогает, Кто не спит и не дремлет? Или если бы у Него была необходимость, то не сказал бы нам (Пс 49:12), ибо все это соделала Его рука’, небо и все его дворы, землю и все ее границы, воинства того и другого. Все сие было; все имело свое начало благодаря силе Бога, Который был счастлив от вечности до того, как появились они, и поэтому все они не могли быть полезны для Него. Все сие есть (читают некоторые);

все продолжается, как и раньше, поддерживаемое той же силой, сотворившей их; блага наши Ему не нужны. Если бы Ему нужен был дом, чтобы жить в нем, то Он создал бы его при сотворении мира; и если был сотворен хоть один, то он просуществовал бы до сего дня, как и другие творения, согласно Его постановлению. Следовательно, Он не нуждался в храме, сотворенном руками человеческими.

2. Он не будет обращать на это столько внимания, сколько на смиренное, раскаявшееся и наполненное благодатью сердце. Для Него существуют Им Самим сотворенные небо и земля и храм, сотворенный человеческими руками, но на все это Бог будет смотреть сквозь пальцы, взирая с благоволением на тех, кто нищ духом, смиренен и благоразумен, кто уничижился и готов отречься от себя, чье сердце искренно сокрушается из-за греха, раскаивается в нем и прилагает усилия, чтобы грех был прощен, кто трепещет пред словом Божьим не так, как Феликс, испытывавший кратковременные угрызения совести, угасавшие, когда проповедь заканчивалась. Он взирает с благоволением на тех, кто привычно благоговеет перед Божьим величием и чистотой, кто по своему обыкновению боится Его судов и гнева. Такое сердце храм для Бога; Он там живет; это место Его покоя; оно подобно небесам и земле Его престолу и подножию.

II. Жертвами пренебрегают, если они приносятся нечестивыми руками. Жертва нечестивых не только неприемлема, но и мерзость пред Господом (Прит 15:8);

здесь это весьма подробно демонстрируется (ст. 3,4). Обратите внимание:

(1) насколько их жертвы омерзительны для Бога. Хотя после возвращения из плена плотские евреи не впадали в идолопоклонство, но они стали беспечными и необязательными в служении Богу. Они приносили в жертву слепое, хромое и больное (Мал 1:8,13), и это делало их служение омерзительным для Бога; они не проявляли уважение к своим жертвам, поэтому как же могли думать, что Бог проявит какое-либо уважение к ним? Неверующие евреи после того, как было проповедано Евангелие и они были уведомлены в том, что принесена великая Жертва, положившая конец всем церемониальным служениям, продолжали приносить жертвы, словно закон Моисея все еще оставался в силе и делал совершенными приходящих с ними. Закалающий вола себе в пищу вполне может сделать это, но тот, кто убивает его для Божьего жертвенника, то же, что убивающий человека. Это великое оскорбление для Бога, так же, как и убийство; совершающий такую жертву фактически отрекается от жертвы Христа и попирает ногами кровь завета, он фактически становится виновен против Тела и Крови Господней, утверждая то, ради упразднения чего умер Христос. Если приносящий агнца в жертву приносит порочное, не мужского рода из своего стада и не наилучшее, что имеет, надеясь отделаться от Бога чем попало, тем самым оскорбляет Его, а не угождает Ему. Он то же самое, что задушающий пса творение в глазах закона настолько низменное, что в то время как осел мог быть выкуплен, то цену пса никогда не приносили в сокровищницу (Втор 32:1 8). Приносящий семидал мясо или возлияние то же, что приносящий свиную кровь кровь твари, которую запрещалось есть и касаться; варево из нее было мерзостью (Ис 65:4), тем более ее кровь. Воскуряющий фимиам Богу демонстрирует презрение к фимиаму ходатайства Христа, словно молится идолу; это было большим оскорблением для Бога, словно они поклонялись ложному богу. Лицемерие и неверие так же раздражают Бога, как идолопоклонство.

(2) Какой была их порочность, сделавшая их жертвы отвратительными. Это произошло потому, что они избрали собственные свои пути, пути своих нечестивых сердец, и не только их руки, но и душа их находит удовольствие в мерзостях их. Их образ жизни был порочным и безнравственным, они предпочли путь греха пути Божьих заповедей, получали удовольствия, совершая то, что раздражало Бога; это и сделало их жертвы оскорбительными для Бога (Ис 1:11-15). Кто лицемерно почитал Бога, исповедуя религию, но при этом продолжал жить нечестиво, тот публично оскорблял Его, словно Бог покровительствовал греху. Особенно усугубляло их порочность то, что они упорствовали в ней, несмотря на частые, обращенные к ним призывы покаяться и измениться; они поворачивались глухим ухом ко всем предостережениям божественной справедливости и всем предложениям божественной благодати: «Я звал и не было отвечающего», как и раньше (Ис 65:12). Далее следуют те же слова, что и ранее: «Они делали злое в очах Моих». Оставаясь глухими к тому, что Он говорит, они не беспокоились о том, что Он видит, ибо избрали то, что неугодно Ему, хорошо зная об этом. Как могут надеяться угодить Богу своим поклонением те, кто не старается угодить Ему своим образом жизни, а наоборот, стремится разгневать Его?

(3) За это им выносится приговор. «Раз они избрали собственные пути, говорит Бог, то и Я употреблю их обольщение». Они сделали свой выбор (толкует это место г-н Гатакер), а Я сделаю Свой; во взаимоотношениях со Мной они выбрали то, что нравилось им, а теперь во взаимоотношениях с ними Я выберу тот способ, который нравится Мне. Я употреблю их обольщение или насмешки (читают некоторые);

как они смеялись над Богом и позорили Его своей порочностью, так и Бог предаст их врагам, чтобы те попирали и оскорбляли их. Или же они будут обмануты теми тщетными упованиями, которыми обманывали самих себя. Бог сделает их же грех их наказанием; они будут побиваемы собственным жезлом и поспешат к погибели из-за собственных заблуждений. Бог наведет на них ужасное, то есть то, что ужаснет их, или то, чего они боялись и чего надеялись избежать с помощью греховных уловок. Чтобы сделать несчастными неверующие сердца и неочищенную, неумиротворенную совесть, достаточно навести на них страх.

Стихи 5-14. В данных стихах пророк, провозгласив суды Божьи лицемерному народу, который высмеивал слово Божье и не отвечал, когда Тот обращался к ним, вновь обращается с речью к тем, кто трепещет пред словом Его, чтобы утешить и ободрить их. Их не коснутся суды, которые обрушатся на неверующий народ. Служители должны следить за тем, чтобы, вызывая ужас у нечестивцев, они не опечаливали сердце праведника. Bone Christiane, hoc nihil ad te хороший христианин, тебя это не касается. Пророк, заверив трепещущих перед словом Божьим в том, что Бог с благоволением смотрит на них (ст. 2), в этих стихах передает им милостивое послание от Него. Слово Божье хранит утешения для тех, кто своим истинным смирением из-за греха подготовил себя, чтобы принять их. Были такие, которые не слушали, когда Бог говорил (ст. 4), но некоторые всетаки слушали Его. Если сердце трепещет пред словом, то ухо открыто для него. Что же здесь говорится им?

I. Пусть знают, что Бог заступится за их справедливое, но ущемленное дело и выступит против их преследователей (ст. 5): «Ваши братья, ненавидящие вас, говорят: «Пусть явит Себя в славе», и Он явится для радости вашей» (анг.пер.). Возможно, это ссылка на некоторых евреев, вернувшихся из плена, но ничего подобного не следует из истории, и поэтому, скорее всего, эти слова относятся к первым проповедникам и верующим, исповедующим Евангелие среди евреев; их ситуация очень похожа. Обратите внимание:

(1) как преследовали верных слуг Божьих: «Их братья ненавидели их». Апостолы были иудеями по рождению, но даже в городах языческих евреи, с которыми они там встречались, были самыми жестокими и неумолимыми, возбуждая против них сердца язычников. Супруга жалуется (Песн 1:6), что сыновья матери ее разгневались на нее. Пилат обвинял нашего Господа Иисуса в том, что Его народ предал Его ему (Иоан 18:35). Их братья, которые должны были любить и ободрять их ради совершаемого ими дела, ненавидели их, выгоняли из синагог, лишали общения с ними, словно те были самым большим позором, когда на самом деле они были величайшим благословением для своей Церкви и народа. Это был плод старой вражды между семенем змея и семенем жены. Ненавидящие Христа ненавидели Его учеников, так как они поддерживали Его Царство и интересы (Иоан 15:18), и они изгоняли их за имя Его, ибо те назывались Его именем и посвятили себя распространению этого имени. Отметьте: для Церкви вполне обычное дело, когда обвинения в ее адрес неправильно используются, и тогда ее артиллерия, предназначавшаяся для ее защиты, поворачивается против ее наилучших друзей из-за предательства ее руководителей. Поступавшие так говорили: «Пусть явит Себя в славе Господь»’, они притворялись, что искренне и ревностно стремятся прославить Бога и Церковь, и совершали это, соблюдая все формальности поклонения. Наш Спаситель объясняет и, похоже, ссылается на это (Иоан 16:2). Они изгонят вас из синагог, и всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. In nomine Domini incipit omne malum во имя Господа совершается всякое зло. Или мы можем понять эти слова как произнесенные в защиту Бога: «Вы говорите, что Бог будет прославлен вашим избавлением; тогда пусть явит Себя в славе Господь; пусть Он поспешит и ускорит дело Свое (Ис 5:19);

пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Некоторые считают, что это слова мирских иудеев, находящихся в плену, которые смеялись над своими братьями, надеявшимися на избавление, и их надеждами, которыми те часто утешали себя, надеясь, что Бог скоро прославится их освобождением. Тем самым они делали все, что в их силах, чтобы посмеяться над мыслью нищего (Пс 13:6).

(2) Какое ободрение они получали, находясь в преследованиях: «Пусть ваша вера и терпение поддержат вас еще немного; ваши враги ненавидят и притесняют вас, ваши братья ненавидят и прогоняют вас, но ваш Отец небесный любит вас и вступится за вас, когда никто больше не осмелится сделать это. Его провидение расположит все так, чтобы вы получили утешение; Он явится на веселие ваше, чтобы смутить тех, кто оскорблял и попирал вас. Они будут постыжены за свою враждебность к вам». Это исполнилось, когда после сигнала о приближающемся разрушении Иерусалима люди издыхали от страха; но ученики Христа, которых они ненавидели и преследовали, подняли головы свои, зная, что приближается их избавление (Лук 21:26,28). Хотя кажется, что Бог прячет Себя, но в должное время Он покажет Себя.

II. Пусть знают, что Бог вступится за них таким образом, что произведет великий шум в мире (ст. 6): «Он будет сопровождаться шумом из города, из храма». Одни считают, что это будет радостный и ликующий глас друзей Церкви, другие что это будет пугающий плач ее врагов, застигнутых в городе и тщетно бегущих к храму в поисках прибежища. Эти голоса будут лишь эхом голоса Господа, воздающего возмездие врагам Своим; и те, которые не слышат его и не трепещут, услышат отголоски этих голосов и их скорбный пронзительный визг. Мы можем представить, какой беспорядочный шум был слышен в городе и храме, когда, после длительной осады, Иерусалим был захвачен римлянами. Некоторые полагают, что это пророчество исполнилось в предзнаменованиях, предшествовавших разрушению Иерусалима, описанных Джозефом (Josephus) в его книге «История еврейских войн» (4.388 и 6.311), когда двери неожиданно одновременно распахнулись и священники услышали шум движения или перемещения в святое святых и глас, говорящий: