32 глава

Содержание данной главы таково:

(1) Иеремию заключают в темницу за предсказание разрушения Иерусалима и пленения царя Седекии (ст. 1-5). (II) По божественному указанию он покупает землю как подтверждение того, что в должное время нынешние страдания закончатся (ст. 6-15). (III) По этому поводу он возносит молитву Богу (ст. 16-25). (IV) В связи с этим Бог поручает ему передать послание народу.

1. Он должен предсказать полное истребление Иудеи и Иерусалима за их грехи (ст. 26-35).

2. В то же время он должен заверить их, что хотя истребление будет всеобщим, но не окончательным и в конце их потомство будет мирно владеть своей землей (ст. 36-44). Предсказания данной главы представляют собой угрозы и обетования, они в значительной мере повторяют те, с которыми мы уже сталкивались, но некоторые обстоятельства отличаются и заслуживают внимания.

Стихи 1-15. Из даты, указанной в данной главе, следует, что теперь мы приблизились к фатальному году, когда завершилось опустошение Иудеи и Иерусалима халдеями. Божьи суды медленно приближались к ним, но они не встретили их своим покаянием, и поэтому Бог продолжил Свое противостояние, пока вся страна не подверглась опустошению, что случилось в одиннадцатый год правления Седекии. То, что описано здесь, произошло в десятый год его правления. Царь, возглавлявший армию Вавилона, тогда окружил Иерусалим и вел яростную осаду города, не сомневаясь, что вскоре станет его хозяином, в то время как осажденные приняли отчаянное решение не подчиняться, а сражаться до последнего.

I. Иеремия пророчествует, что и город и царский двор окажутся в руках царя Вавилонского. Он четко говорит, что осаждавшие захватят город как добычу, ибо Бог, Которому непосредственно принадлежал город, отдаст его в их руки и лишит Своей защиты (ст. 3);

что хотя Седекия попытается убежать, но будет схвачен и в качестве узника передан Навуходоносору; он предстанет пред ним, испытывая замешательство и ужас, ибо сделал себя отвратительным, нарушив данное слово; он услышит, как царь Вавилонский вынесет ему приговор, и увидит, с какой яростью и негодованием он будет смотреть на него (и глаза его увидят глаза его, ст.4);

что Седекия будет уведен в Вавилон и как пленник будет влачить там жалкое существование, доколе Бог не посетит его, то есть пока Бог естественной смертью не положит конец его жизни, как задолго до того Навуходоносор положил конец его дням, лишив его глаз. Отметьте: в адрес людей, влачащих жалкое существование, можно справедливо сказать, что их посещают с милостью, когда Бог через смерть забирает их к Себе домой. И наконец, он предсказывает, что все их попытки напасть на осаждавших из окопов будут безуспешными: «Если вы будете воевать с халдеями, то не будете иметь успеха». Да и как они могут иметь успех, если Бог не сражается за них? (ст. 5; см. Иер 34:2,3).

II. За это пророчество он был заключен в темницу, но не в общую тюрьму, а особое место для узников: in custodia libera во дворе стражи, который был при доме царя Иудейского, где условия были лучше и он не был сильно ограничен; здесь у него было хорошее общество, хороший воздух, ему доставлялась свежая информация и он был защищен от оскорблений толпы. Но, тем не менее, это была тюрьма, и Седекия сюда заключил его за пророчество (ст. 2,3). Он не только не смирился пред Иеремиею, как должен был сделать (2Пар 36:12), но и ожесточился против него. Хотя ранее он признал его пророком, пожелав, чтобы он вопросил о них Господа (Иер 21:2), тем не менее теперь обвиняет его за пророчество (ст. 3) и заключает в тюрьму, возможно, не планируя дальнейшего его наказания, а лишь препятствуя ему пророчествовать в дальнейшем; и этой вины было достаточно. Кто заставляет молчать Божьих пророков, тот хотя и не поступает так же плохо, как высмеивающие и убивающие их, но в высшей степени оскорбляет Бога небесного. Посмотрите, как ужасно ожесточаются сердца грешников из-за обманчивости греха. Преследование было одним из тех грехов, за которые в то время Бог сражался с ними; тем не менее Седекия упорствует в нем даже сейчас, оказавшись в беде. Ни провидения, ни страдания не разделят людей и их грехи, если только благодать Божья не будет трудиться в них. Более того, некоторые становятся хуже из-за судов, которые должны сделать их лучше.

III. Находясь в заключении, он купил у своего ближайшего родственника участок земли недалеко от Анафофа (ст. 6,7 и далее).

1. Возможно, кто-то не ожидал, (1) что пророк может настолько посвятить себя мирским делам, но почему бы нет? Хотя служители не должны втягиваться в них, но могут заботиться о себе, занимаясь житейскими делами.

(2) Что человек, не имеющий жены и детей, может купить землю. Мы читаем (Иер 16:2), что у него не было своей семьи, но он мог купить ее для себя, чтобы пользоваться при жизни и затем, после смерти, оставить детям своих родственников.

(3) Что узник может что-то приобрести, находясь в заключении; как он может заранее достать денег для приобретения земли? Возможно, он жил экономно и сэкономил что-то из своей части священника, что ни в коей мере не порочило его; но у нас нет основания думать, что люди были добры и его заблаговременные действия стали возможны благодаря их щедрости. Более того,

(4) особенно странно было то, что он решил купить себе поле в то время, как сам знал, что вся земля опустошена и находится в руках халдеев; тогда что за выгода приобретать ее? Но такова была воля Бога, и он подчинился ей, хотя, казалось, тем самым только выкинул деньги на ветер. Его родственник пришел и предложил ему купить свою землю, а не он искал, у кого бы купить ее; он не жаждал присоединять дом к дому и поле к полю: нет, провидение предложило ему купить ее, и, возможно, это была выгодная сделка; кроме того, ему принадлежало право выкупа (ст. 8), и если бы он отказался, то не выполнил бы обязанностей ближайшего родственника. Правда, что он вполне законно мог отказаться, но как пророк в вопросе своего родства он должен был поступать так, чтобы это прославило его исповедание. Так надлежало ему исполнить всякую правду. Эта земля располагалась в окрестностях города священников, и если бы он отказался, то появилась бы опасность, что в эти времена беспорядка она будет продана представителю другого колена, что противоречило закону, поэтому было хорошо, что он купил ее. Он также оказал бы милость своему родственнику, который, возможно, в то время сильно нуждался в деньгах. Иеремия имел немного, но все, что имел, готов был выложить за то, что более всего могло почтить Бога, послужить на благо своим близким и стране, ибо все это почитал выше личных интересов.

2. Относительно этого приобретения можно обратить внимание на следующее:

(1) Какой честной была эта сделка. Когда Иеремия узнал, что Анамеил пришел к нему (как предсказывал Бог) по слову Господню и предложил сделать это приобретение, то он не сомневался и купил его. [1] Он был очень точен в выплате денег. Он отвесил ему деньги и не уговаривал, чтобы тот поверил ему на слово, хотя он был его ближайшим родственником, а взвесил находящиеся в обращении деньги. Сумма составляла семнадцать шекелей серебра около сорока шиллингов нашими деньгами. Возможно, это был небольшой участок поля, приносящий незначительный ежегодный доход, раз цена была такой маленькой. Кроме того, Иеремии принадлежало право наследования, и поэтому ему следовало лишь выкупить жизнь своего родственника, ибо имущество и так принадлежало ему. Некоторые считают, что это был лишь залог большей суммы, но мы не должны удивляться незначительности цены, если задумаемся о денежных трудностях того времени и как оценивались небольшие участки земли. [2] Он был весьма благоразумен и предусмотрителен, сохраняя документы, подтверждавшие сделку. Она была подписана в глазах свидетелей. Один экземпляр был запечатан, а другой открытый. Один был оригиналом, а другой копией; или, возможно, запечатанный экземпляр предназначался для него лично, в то время как открытый прикладывался к гражданскому списку имущества, переданного другим владельцам, и любой человек мог убедиться в нем. Должная забота и внимание в таких родственных делах могут предотвратить нечестность и тяжбы. Документы о приобретении были переданы в руки Варуху перед свидетелями, и ему было велено положить их в глиняный сосуд (символ природы всех методов сохранности, которые этот мир может предложить нам, это хрупкие, быстро разбивающиеся вещи), чтобы они оставались там многие дни для пользования наследниками Иеремии после их возвращения из плена, ибо это приобретение для них может оказаться полезным. Возвращение имущества первоначальному владельцу может оказаться милостью для тех, кто придет после; подобным образом муж добрый оставляет наследство и внукам.

(2) Какова была цель заключения этой сделки. Она должна была символизировать, что хотя сейчас Иерусалим осажден и вся страна опустошена, но настанет время, когда дома и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле той (ст. 15). Бог велел Иеремии подтвердить Свое предсказание о приближающемся разрушении Иерусалима определенным поступком оставшись неженатым; и теперь подобным образом Он велит ему подтвердить Свое предсказание о будущем восстановлении Иерусалима собственным поступком приобретением поля. Отметьте: всем своим образом жизни служители должны стараться продемонстрировать, что они сами верят тому, что проповедуют другим; а для того, чтобы сделать это и произвести более глубокое впечатление на своих слушателей, им приходится часто отказывать себе, как делал Иеремия в обоих случаях. Бог пообещал, что эта земля вновь будет во владении этого народа, и Иеремия от имени своих наследников приобретает в ней часть. Отметьте: хорошо даже земные дела совершать с верой и заниматься бизнесом, взирая на провидение и обетование Бога. Люций Флор (Lucius Florus, lib.ii.cap.6) описывает как великий пример смелости римских граждан их поступок во время Второй Пунической войны, когда Ганнибал осадил Рим и был близок к победе: поле, на котором располагалась часть его армии, после предложения о продаже в то время была немедленно выкуплена, ибо граждане Рима твердо верили в мужество римлян и не сомневались, что они выдержат осаду. И разве у нас нет больше оснований положиться на слово Божье и выступить на стороне Сиона, которые в конце несомненно окажутся самыми главными? Non si male nunc et olim sic eric хотя сейчас мы страдаем, но не вечно будем страдать.

Стихи 16-25. В данных стихах приводится молитва Иеремии Богу по поводу откровений Бога о Его целях, касающихся Его народа: унизить и ослабить его, а потом, со временем, вновь восстановить. Это озадачило самого пророка, который хотя и честно передавал Его послания, но, размышляя о них, оказывался в растерянности, не зная, как объяснить их. И, находясь в таком затруднительном положении, он излил свою душу перед Богом в молитве, тем самым успокоив себя. Он волновался не по поводу, похоже, глупой сделки, которую совершил, купив поле, которое не принесет никакой выгоды, а из-за своего народа, по отношению к которому он так и оставался добрым и верным ходатаем; ему хотелось надеяться, что раз Бог хранил так много милостей для него в будущем (как Он обещал), то Он не будет так сурово, как Он грозил, обращаться с ними сейчас. Прежде чем приступить к молитве, Иеремия передал документы, касающиеся нового приобретения, Варуху, что означает для нас: когда мы собираемся поклоняться Богу, то должны освободить свой разум, насколько это возможно, от забот и препятствий этого мира. Иеремия оказался в тюрьме, в беде, не способный разобраться в значении Божьих провидений, и тогда он молится. Отметьте: молитва это целебный бальзам для любой раны. Все, что нас обременяет, мы можем молитвой возложить на Господа и тогда успокоиться. В этой молитве или размышлении:

I. Иеремия восхищается Богом и Его безграничными совершенствами и воздает Ему славу, достойную Его имени как Творца, Который поддерживает и благотворит всему творению; тем самым он признает Его непреодолимую силу, Его возможность делать все, что Он хочет, Его несокрушимую всемогущую власть, которая может совершить все, что Он желает (ст. 17-19). Отметьте: всякий раз, когда мы оказываемся в затруднении и не можем объяснить отдельные методы и проявления провидения, то нам полезно обратиться к нашим первым принципам и успокоить себя общей доктриной, касающейся Божьей мудрости, силы и милости. Давайте задумаемся, как здесь Иеремия, (1) что Бог — источник всего сущего, силы, жизни, движения и совершенства: Он сотворил небо и землю Своею простертою мышцею; и поэтому кто может контролировать Его? Кто осмелится соперничать с Ним?

(2) Что с Ним нет ничего невозможного, никаких непреодолимых трудностей: для Тебя нет ничего невозможного. Когда человеческое умение и сила оказываются в затруднении, то у Бога достаточно силы и мудрости, чтобы победить всю оппозицию.

(3) Что Он Бог безграничной и бездонной милости; милость Его возлюбленная черта характера; именно милость Его слава: «Ты не только милостив, но являешь милость не нескольким в разных местах, а тысячам тысячам людей и тысячам поколений».

(4) Что Он Бог беспристрастной и непоколебимой справедливости. Его отсрочки не являются прощением; и если из милости Он щадит родителей, чтобы они могли прийти к покаянию, то из ненависти ко греху и недовольства грешниками беззаконие отцов воздает в недро детям их, но при этом не причиняет им вреда настолько ненавистна Ему неправедность человека и так ревностна праведность Бога о своей чести.

(5) Что Он Бог, обладающий всемирным владычеством и управляющий всем: «Он — Боже великий, ибо сильный и может сделать великими людей. Он Господь Саваоф, Боже воинств, всех воинств; таково имя Его, и Он соответствует Своему имени, ибо все воинства неба и земли, люди и ангелы находятся в Его распоряжении.

(6) Что все Его планы направлены на благо и осуществляются так, как Он задумал: «Он великий в совете Своем так огромна сфера Его влияния и так глубоки замыслы Его мудрости; и Он сильный в делах, соответствующих совету Его воли». С таким Богом не следует соперничать. Необходимо оставаться верным и постоянно служить Ему и соглашаться со всеми проявлениями Его провидения. П. Он признает, что Бог абсолютно ознакомлен со всеми действиями сынов человеческих и безошибочно судит о них (ст. 19): «Его очи отверсты на всех сынов человеческих, где бы они ни находились; они видят добро и зло на всех путях их и путь, который они выбирают, и каждый их шаг, но не как безразличный наблюдатель, а как наблюдающий судья, чтобы воздать каждому по путям его и соответственно его поступкам, которые являются плодами дел его, ибо люди увидят, какой Бог, соответственно тому, какими Бог найдет их».

III. Он перечисляет великие дела, которые Бог совершил для Своего народа Израиля в прошлом.

1. Он вывел их из Египта дома рабства со знамениями и чудесами, которые сохранились если не в своих знаках, то в их памяти до сего дня; они никогда не будут забыты не только в Израиле, ибо об этом им напоминали каждый год постановления и Пасха, но и между другими народами: все соседние страны будут говорить о них как о делах, воздавших великую славу Богу Израиля, сотворивших Ему имя, как в сей день. Эта мысль повторяется в ст.21, где говорится, что Бог вывел их не только с утешением и радостью, а со знамениями и чудесами (о чем свидетельствуют десять казней) рукою сильною, слишком сильной для египтян, и мышцею простертою, достигшей фараона, несмотря на его гордость, вызвав великий ужас перед ними у всех окружающих. Похоже, это ссылка на Книгу Второзаконие 4:34.

2. Он привел их в Ханаан хорошую землю, текущую молоком и медом. Он клятвенно обещал их отцам дать ее им, а так как хотел исполнить Свою клятву, то дал ее их детям (ст. 22), и они вошли и завладели ею. Иеремия упоминает об этом, как о факте, усугубляющем их грех и непослушание, а также как повод для Бога освободить их. Отметьте: нам полезно почаще вспоминать великие дела, которые Бог совершил для Своей Церкви в прошлом, особенно чудеса, когда Он впервые образовал ее.

IV. Он оплакивает их непокорство, в котором они были виновны перед Богом, и суды, которые Бог навлек на них за это бунтарство. Он с горечью описывает неблагодарное поведение этого народа по отношению к Богу. Господь сделал все, что обещал им (они сами признали это, 3Цар 8:56), но они не стали делать того, что Бог заповедал им делать (ст. 23);

они не старались исполнять и поступать по Его законам, они не уважили ни одного из призывов пророков Божьих, ибо не слушали голоса Его. Поэтому он признает, что Бог был праведен, когда навел на них все эти бедствия. Город был взят в осаду, атакован мечом извне, ослаблен и опустошен голодом и моровой язвой изнутри; и поэтому он готов отдаться в руки халдеев, воюющих против него (ст. 24);

и отдается в руки халдеев (ст. 25).

1. Он сравнивает нынешнее положение Иерусалима с божественным предсказанием и убеждается: что Бог говорил, то и исполняется. Бог заранее предупреждал их, и если бы они уважительно отнеслись к Его словам, то могли бы избежать гибели; но если они не делают того, что повелел Бог, то должны быть готовы к тому, что Он исполнит Свои угрозы.

2. Он вверяет нынешнее положение Иерусалима божественному анализу и состраданию (ст. 24): «Вот насыпи (валы или орудия), используемые ими, чтобы атаковать город и пробить его стены». И вновь: «Ты видишь это, знаешь о происходящем. Разве это не город, который Ты избрал, чтобы там пребывало Твое имя? Так неужели он будет отдан?» Пророк не жалуется Богу на то, что Он сделал, и не предписывает Ему, что Он должен сделать, а хочет, чтобы Он посмотрел на их положение, ибо ему приятно думать, что Бог знает о нем. В какой бы беде мы ни оказались, личной или касающейся всего государства, мы можем утешать себя тем, что Бог видит ее и знает, как исправить. V. Похоже, пророк желает проникнуть глубже в смысл повеления приобрести поле родственника, данное ему Богом (ст. 25): «Тогда как город отдается в руки халдеев, и, похоже, никому не удастся порадоваться тому, что он имеет, но Ты сказал мне: «Купи себе поле за серебро «». Как только он понял, чего хотел Бог, так сразу и сделал; он не возражал и не противился небесному видению. Но как только он сделал это, так захотел лучше понять, почему Бог повелел ему купить это поле, ибо его поступок выглядел странным и необъяснимым. Отметьте: хотя мы должны исполнять Божьи повеления с безоговорочным послушанием, но при этом стараться разобраться в их сути. Мы никогда не должны сомневаться в Божьих уставах и судах, но можем и должны задать вопрос: « Что значат сии уставы и постановления?» (Втор 6:20).

Стихи 26-44. В данных стихах Бог отвечает на молитву Иеремии, чтобы успокоить и вразумить его; Он полностью раскрывает ему, с какой целью гнев Божий проливается на нынешнее поколение и какую цель преследует Его благодать для грядущих поколений. Иеремия не знал, как воспеть милость и суд, но здесь Бог учит воспевать и то и другое. Когда мы не знаем, как найти соответствие между тем или иным словом Божьим, то должны быть уверены, что оба они истинны, чисты, осуществятся и ни одна их йота не останется неисполненной. Когда Иеремии было велено купить поле у Анамеила, то у него появилась надежда, что Бог собирается отменить приговор, согласно которому Его гнев должен пролиться на Его народ, и повелеть халдеям снять осаду. «Нет, говорит Бог, приговор свершится, и Иерусалим будет лежать в руинах». Отметьте: заверения о грядущих милостях не должны истолковываться как защита от нынешних бедствий. Но чтобы Иеремия не подумал, что повеление купить землю подразумевало, что все милости, которые Бог хранил для Своего народа после их возвращения, будут заключаться лишь в том, что они вновь завладеют своей землей, Он далее говорит о том, что являлось лишь прообразом духовных благословений, которыми впоследствии они будут щедро облагодетельствованы и которые неизречимо более ценны, чем поля и виноградники. И поэтому в слове Господнем Иеремии вначале звучат пугающие угрозы, а затем драгоценные обетования, как, скорее всего, везде в Ветхом Завете. Нам здесь представлены жизнь и смерть, добро и зло; давайте подумаем и сделаем мудрый выбор.

I. В этих стихах возвещается гибель Иудеи и Иерусалима. Решение принято и отмене не подлежит.

1. Тем самым Бог являет Свою всемогущую силу и власть (ст. 27): «Вот, Я Господь, самосуществующая и самодостаточная Личность; Я Господь, Бог всякой плоти», то есть всего человечества, которое здесь названо плотью, ибо оно слабо и неспособно соперничать с Богом (Пс 55:5), ибо нечестиво и порочно и неспособно выполнить Божьи требования. Бог Творец всего, Он использует все так, как Ему угодно. Тот Бог, Который является Богом Израиля, является Богом всякой плоти и духов всякой плоти.; и если Израиль будет истреблен, то Он сможет восставить народ для Своей славы из какой-либо другой нации. Если Он Бог всякой плоти, то вполне может спросить: «Есть ли что невозможное для Меня? Что не может совершить Тот, от Кого люди черпают все свои силы, от Кого они зависят, Кто направляет и управляет всеми их движениями?» Что бы Он ни запланировал сделать, то ли во гневе, то ли из милости, ничто не может воспрепятствовать Ему или расстроить Его планы.

2. Он остается верным Своим словам, которые Он часто говорил о разрушении Иерусалима царем Вавилонским (ст. 28): «Я отдаю город сей в руки Навуходоносора теперь, когда он желает овладеть им; он возьмет его и сделает своей добычей (ст. 29). Войдут халдеи и зажгут город огнем, они сожгут его и дома в нем; не избежит подобной участи ни дом Божий, ни дворец царя».

3. Он приводит основание для подобных суровых действий против города, пользовавшегося таким значительным Его благоволением. Грех, а не что-либо другое, губит его.

(1) Они были дерзкими и бесстыдными в своих грехах и возносили курение Ваалу, но не в углах, как поступают люди, которые стыдятся или боятся быть раскрытыми, а на кровлях своих домов (ст. 29), презирая Божью справедливость.

(2) Тем самым они хотели публично оскорбить Бога: «Они делали это, чтобы прогневлять Меня» (ст. 29). «Они только прогневляли Меня делами рук своих» (ст. 3О). Благодаря этим поступкам они не надеялись получить удовольствие, выгоду или славу, а совершали их, чтобы обидеть Бога. И вновь (ст. 32): «Все зло они делали к прогневлению Меня». Они знали, что в вопросе поклонения Господь был ревностным Богом, и поэтому решили испытать Его ревность и бросили вызов Ему в лицо. «Иерусалим существовал как бы для гнева Моего и ярости Моей» (ст. 31). Их поведение во всем раздражало Бога.

(3) Они с самого начала раздражали Бога и продолжали делать это все время: «Они зло делали пред очами Моими от юности своей с того момента, как были сформированы в народ (ст. 3О), о чем свидетельствовали их ропот и непокорство в пустыне». Что касается Иерусалима, то хотя он был святым городом, но прогневлял святого Бога с самого дня построения его до сего дня (ст. 31). Какое же основание мы имеем оплакивать, что в этом мире так мало воздается славы Богу и так много бесчестья Ему, что даже в Иудее, где Бог был ведом и имя Его велико, в Салиме, где располагалась Его скиния, всегда находилось то, что вызывало Его гнев!

(4) Все повеления и указы человеческие содействовали общей греховности, и поэтому все они справедливо привели к общей гибели. Не только сыновья Израилевы, восставшие против храма, но и сыновья Иуды, оставшиеся ему верными, не только обычный народ мужи Иуды и жители Иерусалима, но и те, которые должны были обличать и обуздывать грех в других, сами стали главенствовать в грехе их цари и князья, их священники и пророки.

(5) Бог вновь и вновь призывал их к покаянию, но они повернулись глухим ухом к Его призывам и оскорбительно повернулись спиной к Призывавшему их, хотя Он был их хозяином, перед Которым они имели обязанности, их Даятелем, Которому они должны быть благодарны и в Котором заинтересованы (ст. 33). «Яучил их лучшим манерам, с той же заботой, с какой любой любящий отец учит дитя, с раннего утра учил их, приспосабливал учение к их возможностям, занимаясь с ними в определенное время, когда они наиболее податливы, но все было напрасно. Они оборотились ко Мне спиною, а не лицом, не желая смотреть на Меня, выражая презрение в высшей степени». Он звал их, как непокорных детей, а они уходили прочь от Него (Ос 11:2). Они не хотели принять наставление, не принимали во внимание обращенные к ним слова, хотя они предназначались для их блага.

(6) В их идолопоклонстве присутствовало нечестивое презрение к Богу, ибо (ст. 34) они поставили мерзости свои (своих идолов, которые, как им известно, в высшей степени были мерзостью для Бога) в доме, над которым наречено имя Мое, оскверняя его. Они ставили своих идолов не только на высотах и в рощах, но даже в храме Божьем.

(7) Они были виновны в самой противоестественной жестокости по отношению к своим детям, ибо жертвовали их Молоху (ст. 35). А так как они не заботились иметь Бога в разуме, а славу нетленного Бога изменили в позор, то были справедливо преданы порочным привязанностям и лишены естественных; и тогда их слава обратилась в позор.

(8) Каковы же последствия всего этого? [1] Они вводили в грех Иуду (ст. 35). Вся страна была поражена заразным идолопоклонством и беззакониями Иерусалима. [2] Они навлекли на себя гибель. Казалось, они все это делали, чтобы Бог отверг их от лица Своего (ст. 31);

они сами лишили себя Его благоволения.

II. В этих стихах обещано, что Иуда и Израиль будут восстановлены (ст. 36 и далее). В суде Бог вспомнит о милости, и придет время, определенное время, чтобы оказать благоволение Сиону. Обратите внимание (1) на отчаяние, которое наконец охватило этот народ. Когда им на расстоянии угрожали судом, то они не боялись; а когда суд обрушился на них, то надежда покинула их. О городе они говорили (ст. 36): «Он предается в руки царя Вавилонского не из-за нашей трусости или плохого поведения, а мечем и голодом и моровою язвою». О стране они говорили с недовольством (ст. 43): «Это пустыня, без людей и без скота; нет нам облегчения и способа помочь; она отдана в руки халдеев». Отметьте: глубокая самонадеянность часто заканчивается глубоким отчаянием, в то время как поддерживающие святой страх всякое время имеют добрую надежду получить поддержку в наихудшие времена.

(2) На надежду, что Бог окажет им милость, которую хранил для будущего. Хотя их тела должны пасть в плену, но их дети позднее вновь увидят эту хорошую землю и милость Божью, пребывающую в ней. [1] Они будут приведены из своего плена, придут и вновь поселятся на этой земле (ст. 37). Они испытали на себе гнев и ярость Бога и Его великое негодование, но теперь прочувствуют Его благодать, любовь и великое благоволение. Он рассеял и изгнал их во все страны. Спасавшиеся бегством рассеялись сами, попавшие в руки врагов были рассеяны ими специально, чтобы предотвратить их объединение. Божья рука действовала и в том и в ином случае. Но теперь Бог найдет и соберет их из всех стран, в которые изгнал их, как было обещано в законе (Втор 30:3,4) и о чем молились святые (Пс 105:47; Неем 1:9). Он изгнал, но вновь возвратит их на место сие, к которому они были сильно привязаны. Много лет прошло, прежде чем они оказались на родной земле; они постоянно подвергались опасностям и были напуганы боевыми тревогами, но теперь Бог даст им безопасное житие. После того как они изменятся и обратятся к Богу, ни их совесть, ни враги не смогут напугать их. Он обещает (ст. 41): «Я насажду их на земле сей твердо; Я обязательно сделаю это, и они будут наслаждаться здесь святой безопасностью и покоем, они укоренятся здесь и будут посажены твердо; не будут, как прежде, незакрепленными и колеблющимися». [2] Бог обновит Свой завет с ними завет благодати, благословения которого являются духовными; он выработает в них хорошие качества, и они сделают их достойными великих дел, которые Бог намеревается совершить для них. Он назван вечным заветом (ст. 40) не только потому, что Бог будет вечно верен ему, а потому что его последствия будут вечными, ибо несомненно эти обетования касаются более отдаленного времени, и не только Израиля по плоти, но и всех верующих, всех истинных израильтян. Благочестивые христиане могут применить их к себе и ссылаться на них перед Богом, могут требовать сопутствующей им выгоды и утешаться ими. (а) Бог признает их Своим народом и будет считать Себя принадлежащим им (ст. 38): «Они будут Моим народом». Он сделает их Своим народом, выработав в них все характеристики и расположения, присущие народу Божьему, а затем будет защищать, вести и руководить ими, как Своим народом. «А для того, чтобы сделать их истинно, всецело и вечно счастливыми, Я буду им Богом». Они будут служить и поклоняться Господу как своему Богу, прилепятся лишь к Нему одному, и Он подтвердит, что Он их Бог. Все, Кем Он является и что принадлежит Ему, будет задействовано ради их блага, (б) Бог даст им сердце, боящееся Его (ст. 39). Бог требует от тех, с кем заключил завет, как со Своим народом, чтобы они боялись Его, благоговели перед Его величием и властью, боялись Его гнева, почитали Его и воздавали славу, достойную Его имени. И теперь Бог обещает, что выработает в них эти качества, которые Он требует, ибо Он выбрал их Своим народом. Отметьте: Бог не только обладает исключительным правом формировать человеческие сердца, но и обещает Своему народу, что сформирует в них правильные сердца; сердце, боящееся Бога, несомненно является хорошим и правильно сформированным сердцем. Здесь повторяется (ст. 40): «…и страх Мой вложу в сердца их», то есть выработаю в них благодатные принципы и расположение, которые будут влиять и направлять их образ жизни. Учителя могут вложить хорошие истины в наши головы, но только Бог может вложить их в наши сердца, может выработать в нас и хотение и действие, (в) Он даст им одно сердце и один путь. Чтобы они шли одним путем, Он даст им одно сердце (какое сердце такой и путь), и они будут едины для всех; то есть, во-первых, каждый из них будет составлять одно целое со всеми. Одно сердце то же самое, что новое сердце (Иез 11:19). Сердце является цельным в том случае, если оно утверждено и полностью посвящено Богу. Когда глаз один и он полностью нацелен на славу Божью, когда наши сердца утверждены, верят в Бога и мы единогласно и всесторонне послушны Ему, тогда у нас одно сердце и один путь; и пока сердце не будет таким образом утверждено, наши продвижения не будут постоянными. Из этого обетования мы можем взять наставление и ободрение молиться, как Давид (Пс 85:11): «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего», ибо Бог говорит: «Я дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня». Во-вторых, они будут составлять одно целое друг с другом. Все хорошие христиане должны быть объединены в одно тело; иудеи и язычники станут одним двором овечьими они все, в зависимости от того, насколько освящены, будут расположены любить друг друга; исповедуемое ими Евангелие будет иметь в себе сильные побуждения ко взаимной любви, а Дух, пребывающий в них, будет духом любви. Хотя у них могут быть различные представления о менее значительных вещах, но они будут едины в великих истинах, касающихся Бога, обновившись по тому же образу. Хотя у них может быть много тропинок, но только один путь путь разумного благочестия, (г) Он действенно позаботится, чтобы они пребывали в благодати и был сохранен завет, заключенный между Ним и ими. Они были счастливы, когда их впервые поселили в Ханаане и были бы похожи на Адама в раю, если бы не отошли от Бога. Поэтому сейчас, вновь вернувшись к своему блаженству, они будут утверждены в нем, ибо будет исключена возможность их отступничества от Бога, и это дополнит их блаженство. Во-первых, Бог не покинет и не оставит их: «Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им». Земные князья ненадежны, и их величайшие фавориты впадают в немилость, а Божья милость пребывает во веки. Кого Он любит, того любит до конца. Может казаться, что Бог отвернулся от Своего народа (Ис 54:8), но даже тогда Он не отвратился, чтобы благотворить им. Во-вторых, они никогда не оставят и не покинут Его; это то, что представляет опасность для нас. У нас нет оснований не доверять верности и постоянству Бога, а лишь собственным этим качествам; поэтому здесь обещано, что Бог даст им сердце, чтобы боялись во все дни жизни, чтобы пребывали в страхе каждый день и в течение всего дня (Прит 23:17), чтобы продолжали пребывать в страхе до конца своих дней. Он вложит этот принцип в их сердце, чтобы они не отступали от Него. Даже посвятившие себя Богу, если они будут предоставлены самим себе, отойдут от Него; но страх Божий, царствующий в сердце, предотвратит их отступничество. Только он сможет совершить это. Если мы остаемся в близости и верными Богу, то лишь благодаря Его всемогущей благодати, а не собственной силе и решимости. (д) Он передаст право на благословение их потомкам, даст им благодать, чтобы они боялись Его ко благу своему и благу детей своих после них. Как их отступления от Бога нанесли вред их детям, так и их верность Богу послужит им во благо. Наилучшим образом мы можем потрудиться на благо своих потомков, учреждая и поддерживая страх Божий и поклонение Богу в своих семьях, (е) Он порадуется их потомству и будет делать все возможное, чтобы посодействовать их благу (ст. 4): «Я буду радоваться о них, благотворя им». Бог несомненно будет благотворить им, ибо возрадуется о них. Они дороги Ему; Он хвалится ими и поэтому будет не только благотворить им, но и наслаждаться, благотворя им. Он неохотно наказывает их: «Как поступлю с тобою, Ефрем’?» Но когда Он восстановит Свой народ, то получит удовольствие; Он возрадуется, благотворя им. Поэтому мы должны служить Ему с весельем и радоваться всякой возможности послужить Ему. Он Сам благотворит с радостью и поэтому любит веселых служителей. «Я насажду их, говорит Бог, от всего сердца Моего и всей души Моей». Он будет стремиться к этому и радоваться; Он сделает основным делом Своего провидения их вторичное поселение в Ханаане, и различные проявления провидения будут этому содействовать. В конце окажется, что все содействовало благу Церкви, и скажут: «Правитель мира полностью поглощен заботой о Своей Церкви», (ж) Эти обетования обязательно исполнятся, как исполнятся и предыдущие угрозы, совершение которых, несмотря на уверенность народа, подтвердят их ожидания на исполнение данных обетований, несмотря на их нынешнее отчаяние (ст. 42): «Я навел на народ сей все это великое зло, соответствующее угрозам, ради славы божественной справедливости, так наведу на них все благо, соответствующее обетованиям, ради славы божественной милости». Кто верен Своим угрозам, Тот тем более будет верен Своим обетованиям; Он утешит Свой народ соответственно времени, в течение которого поражал их. Церковь получит покой после времени, когда бедствовала, (з) В качестве залога дома и земли Иерусалима вновь будут в хорошей цене, хотя сейчас они не пользуются спросом; вновь будет достаточное количество приобретающих (ст. 43,44): «Будут покупать поля, и люди будут желать иметь землю в этом месте более, чем в любом другом». Земли, где бы они ни находились, истощаются не только в окрестностях Иерусалима, но и в городах Иуды и Израиля; находились ли на горе, или лежали в низинах, на юге или в других частях страны, но люди будут покупать поля и вносить в записи. Торговля оживится, ибо у них будет достаточно денег, чтобы купить землю. Оживет земледелие, ибо имеющие деньги будут стремиться вложить их в земли. Законы вновь будут должным образом соблюдаться, ибо люди будут вносить записи и запечатывать их. Это упомянуто, чтобы примирить Иеремию с его новым приобретением. Хотя он купил участок земли и не мог пойти посмотреть его, но должен был верить, что это залог многих приобретений; и они являются слабым подобием приобретенных владений в небесном Ханаане, которые хранятся для всех тех, в чьих сердцах пребывает страх Божий и кто не отступает от Господа.


Глава 33 из 53« Первая«32333450»Последняя »

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Комментарии Мэтью Генри — Иеремия. Раздел: Комментарии Мэтью Генри на Ветхий Завет.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.