25 глава

Суд начался с дома Господня, поэтому пророки, будучи судьями, тоже начали с него. Но на нем суд не заканчивается, поэтому не молчат и они. Иезекииль завершил свидетельство о разрушении Иерусалима. В данном отношении ему велено больше ничего не говорить, а стоять на страже и ждать результата. Тем не менее молчать он не должен: с землей Израилевой граничат разные страны, против которых ему надлежит пророчествовать, как это делали прежде Исаия и Иеремия; он должен возвестить, что Бог вступает с ними в борьбу, в основном за обиды и оскорбления, нанесенные Божьему народу в день его бедствия.

В данной главе звучит пророчество:

(I) против аммонитян (ст. 1-7).

(II) Против моавитян (ст. 8-11).

(III) Против идумеев (ст. 11 -14).

(IV) Против филистимлян (ст. 15-17).

Каждому из названных народов вменяется в вину жестокое и высокомерное поведение по отношению к Израилю Божию, за которое Бог грозит дать им в руки ту же чашу исступления. Сам факт негодования Бога на эти народы должен возродить у израильтян веру в то, что, несмотря на суровое наказание, Господь не отверг их, но до сих пор признает Своими и защищает их дело.

Стихи 1-7. I. Здесь пророку велено обратиться к аммонитянам от имени Господа Иеговы Бога Израилеваi>, Который также является Богом всей земли. Что может сказать Хамос, бог сынов аммоновых, в ответ на это? Иезекииль должен обратить лице свое к сынам Аммоновым,i> потому что, как пророк, он является Божьим представителем, а значит, его действие символизирует, что Бог Сам обратил к ним Свое лицо,i> ибо лице Господне против делающих злоi> (Пс 33:17). Пророк должен говорить смело и уверенно, как человек, знающий, Чье поручение он выполняет, и что Пославший поддержит его. Поэтому ему надлежит держать лице свое, как кремень i>(Ис 50:7). Он должен выразить недовольство в адрес гордых врагов Израиля и подавить их, какими бы самонадеянными они ни были; и, несмотря на столь долгое пророчество против Израиля,i> он все равно был за Израиль и, свидетельствуя против пороков народа, оставался верным Божьему завету с израильтянами и гордился таковым. Следует заметить: как несчастны люди, против которых направлены проповеди и молитвы Божьих пророков, против кого обращены их лица!

II. Пророк получил указание, что именно им сказать. В данное время Иезекииль -пленник в Вавилоне, причем уже на протяжении многих лет, поэтому он не очень осведомлен о состоянии дел собственного народа, тем более — соседних; но Бог скажет пророку, чем они занимаются и как Он Сам собирается с ними поступить. Таким образом, посредством духа пророчества Иезекииль сможет сказать нечто имеющее непосредственное отношение к их ситуации, как если бы он лично находился среди них.

1. Он должен упрекнуть аммонитян за их надменное и жестокое ликование над народом Израиля в беде (ст. 3). Когда все обернулось против иудеев, аммонитяне говорили: «А!i> Так вам и надо!» Они были рады увидеть:

(1) как сожгли храм и надругались над святилищемi> победители-халдеи. Об этом говорится в первую очередь, чтобы показать, что стало главной причиной борьбы; аммонитяне враждовали с иудеями на почве религии, хотя у последних сохранились лишь жалкие остатки былой веры. i>

(2) Разрушение страны. Аммонитяне радовались о земле Израилевой, потому что она опустошена, i>города сожжены, деревни разорены, и ни в тех, ни в других не осталось жителей; и о доме Иудином, потому что они пошли в плен. i>Сами аммонитяне не располагали силой для угнетения Израиля Божия и радовались, видя, как это делают халдеи, отчасти потому что завидовали богатству и хорошей земле израильтян, отчасти потому что боялись растущей силы последних, а отчасти потому что ненавидели их религию и Священные Писания, которыми облагодетельствовал Свой народ Бог. Эта мысль повторяется снова: аммонитяне рукоплескалиi> (ст. 6), чтобы еще сильнее возбудить ярость халдеев и натравить их, словно собак на зверя. Либо же они рукоплескали от ликования и сопровождали эту трагедию аплодисментами,i> считая, что действующие лица хорошо справились со своей ролью. Никогда они еще не развлекались так весело. Аммонитяне топали ногами,i> готовые прыгать и плясать от радости по этому случаю. Они не только душевно радовались,i> но и не могли удержаться, чтобы не выразить свое ликование; хотя любой человек, обладающий чувством чести и гуманности, заклеймил бы их позором за такое поведение, учитывая, что они так радовались отнюдь не оттого, что падение Израиля принесло им какую-то выгоду (в таком случае их поведению можно было бы найти оправдание, ибо большинство людей заботится о собственных интересах);

эти же ликовали исключительно от злобы и враждебности: ты душевно радовался со всем презрениемi> (данное слово подразумевает и пренебрежение, и ненависть) к земле Израилевой.i> Следует заметить: у народа Божия в этом нечестивом мире всегда было много недоброжелателей, и его бедствия забавляли соседей. Видите, до каких противоестественных проявлений злобы доводит людей враждебное отношение семени змея к семени жены. Аммонитянам, как никакому другому народу, следовало бы не радоваться о разрушении Иерусалима, а трепетать, потому что они сами едва избежали краха в это же время. Ведь вопрос о том, какой город будет осажден первым -Равва или Иерусалим, — решался бросанием монетки — орел или решка (Иез 21:20). И они могли бы догадаться, что сами станут следующей жертвой вавилонского царя. Но сердца аммонитян были равнодушны к собственному краху, а презрение к Иерусалиму стало для них предзнаменованием погибели i>(Фил 1:28). Радоваться беде других — большое зло, а особенно если речь идет о беде Божьего народа; за этот грех Бог непременно посчитается. Господу очень нравится миловать, и Он весьма неохотно наказывает, поэтому нет для Него большей радости, если на пути суда Его останавливают ходатайством, и нет для Него большей провокации, если усиливают зло,i> когда Он мало прогневалсяi> (Зах 1:15).

2. Пророк должен угрожать аммонитянам полным крахом за их высокомерное презрение. Бог отвратит Свой гнев от Израиля и обратит его на них, согласно Писанию (Прит 24:17,18). Бог ревнует о чести Своего народа, поскольку таковая тесно связана с Его честью. А посему посягающие на нее узнают, что касаются зеницы Его ока. Иезекииль уже предсказывал гибель аммонитян (Иез 21:28). Покайся они, ее можно было бы отменить; теперь же предсказание получает подтверждение.

(1) Против них выведен враг-губитель: Я отдам тебя в наследие сынам востока,i> сначала пришедшим с северо-востока халдеям, чья армия под командованием Навуходоносора разорила страну аммонитян примерно пять лет спустя после разрушения Иерусалима (как сообщает Иосиф Флавий, Antiq.i> 10.181), а затем — арабам, которые были сынами востокаi> в точном смысле этого слова. Ибо, после того как халдеи опустошили и оставили страну, они пришли и завладели ею, вероятно, с согласия завоевателей. Дворцами пастухов (англ. пер., ст.4) были их овчарни, построенные в стране аммонитян; там они поставили шатры свои. i>Сыны востока наслаждались произведениями земли: будут есть плоды твои и пить молоко твоеi> (молоко домашних животных косвенно является продуктом земли). Они даже царский город приспособят для скота: Я сделаю Раввуi> (которая была красивым и величавым городом) стойлом для верблюдов i>(ст. 5);

ибо ее новые хозяева, все богатство которых — скот, не найдут дворцам Раввы лучшего применения. Раньше Равва была местом обитания жестоких людей, поэтому теперь она заслуженно станет стойлом для верблюдовi>, а вся страна — загоном для стад i>(англ. пер., ст.5) более невинных животных по сравнению с обитавшими там прежде.

(2) Сам Бог будет действовать как враг аммонитян: Я простру руку Мою на тебяi> (ст. 7), руку, которая простирается далеко и попадает в цель, причем отразить ее удар невозможно, ибо это — могучая рука; и вынести ее вес невозможно, ибо это — тяжелая рука. Простертая на аммонитян Божья рука не только отдаст их на расхищение народамi>, так что все соседи поживятся за их счет, но и истребит их из числа народовi> и изгладит их из числа земель,i> так что от них не останется и следа на этом месте (сравните с Иер 49:1 и след.). Что может быть ужаснее такого решения: сокрушу тебяi> (ст. 7)? Ибо всемогущий Бог способен как спасти,i> так и погубить,i> и страшно впасть в Его руки.i> Обе звучащие здесь угрозы завершаются словами: и узнаете, что Я Господьi> (ст. 5,7). Ибо [1] таким образом Бог оберегает собственную честь и делает очевидным тот факт, что Он — Бог Израилев, хотя Он и допустил, чтобы какое-то время израильтяне были пленниками в Вавилоне.

[2] Таким образом Он знакомит с Собой не знавших его — таков будет положительный результат бедствий. Лучше быть нищим и знать Бога, нежели быть богатым и не ведать о Нем.

Стихи 8-17. Здесь привлекаются к суду, обличаются и осуждаются на погибель еще трое их недоброжелательных соседей Израиля за то, что внесли свой вклад в падение Иерусалима и ликовали при этом.

I. Моавитяне. Вместе с ними упоминается и место обитания идумеев Сеир (ст. 8), потому что те вторили вслед моавитянам; хотя с ними будет особый разговор далее (ст. 12). Итак, примите во внимание:

1. В чем состоял грех моавитян. Они говорили: «Вот и дом Иудин, как все народы!i>» Они ликовали (1) отступничеству Израиля, им было приятно видеть, как израильтяне оставили своего Бога и поклонялись идолам. Моавитяне надеялись, что с течением времени религия Израиля будет совсем забыта и утрачена, а дом Иудинi> станет, как все народы, i>совершенным идолопоклонником. Когда люди, исповедующие религию, поступают недостойно своего исповедания, они побуждают врагов религии надеяться на то, что со временем она придет в упадок, будет предана забвению и совсем исчезнет. Но пусть моавитяне знают, что, хотя в доме Иудином и нашлись уподобившиеся народам,i> тем не менее есть и остаток, хранящий непорочность; и религия дома Иудина возродится, ее особенности сохранятся, и она не затеряется среди народов,i> но будет отличаться от их религий, пока не обретет с честью лучшие установления.

(2) Бедствиям Израиля. Моавитяне говорили: «…дом Иудин, как все народы,i> находится в таком же плачевном состоянии; их Бог уже не способен избавлять их от бича поражающего всех вi> этой части мира, равно как и боги язычников не спасают тех. Где же обетования, которыми хвалились иудеи, и все чудеса, о которых рассказывали нам они и их отцы? Какое преимущество дает им завет избранности, которым они так гордились? Они, свысока смотревшие на все народы,i> теперь оказались с теми на одном уровне, и даже ниже». Следует заметить: кто судит лишь по внешним проявлениям, тот готов прийти к выводу, что Божий народ потерял все свои привилегии, когда лишился преуспевания в мире; а это не соответствует истине, ибо благочестивые даже в скорби и в пленении среди язычников имеют благодати и утешения внутри, которых достаточно, чтобы отличаться от язычников. Хотя и кажется, что одна участь праведнику и нечестивому,i> на самом деле между ними огромная разница.

2. Какое наказание постигнет Моава за этот грех. Поскольку моавитяне радовались поражению Иудеи, их страна подвергнется подобному поражению вместе со страной повинных в том же грехе аммонитян: «Я открою бок Моава,i> обнажу его плечо, уберу всю его защиту, чтобы он стал легкой добычей любому желающему» (ст. 9,10).

(1) Здесь обратите внимание на то, сколь уязвимым он станет. Пограничные города Моава — крепости, стоявшие на страже всей страны, — будут разрушены войсками халдеев и окажутся открытыми. Здесь приводятся названия некоторых городов, о которых сказано краса земли,i> ибо моавитяне надеялись на них и хвалились их неприступностью. Таковые разрушатся, их покинут или предадут, либо они попадут в руки врагов, поэтому Моав станет уязвимым и кто угодно сможет проникнуть в сердце страны. Следует заметить: кто хвалится какой-либо защитой и покровительством, отличной от Божьей силы, провидения и обетования, тот рано или поздно увидит причину стыдиться своего хвастовства.

(2) Обратите внимание, для кого он станет уязвимым: сыны востока,i> когда они придут завладеть страной аммонитян, захватят и страну моавитян. Господь Бог всех земель отдаст им и эту землю. Ибо Он отдает царства земные кому ни пожелает. Арабы -пастухи, проводившие тихую и размеренную жизнь, простые люди, обитатели шатров, волею Провидения завладеют землей моавитян — воинов, мужей брани, ловких охотников, жизнь которых бурлила. Халдеям эта земля достанется в ходе войны, а арабы завладеют ею мирно. Об аммонитянах сказано, что они не будут упоминаться более среди народовi> (ст. 10), ибо причастны к убийству Годолии (Иер 40:14). В отношении же моавитян говорится: и над Моавам произведу суд; i>они ощутят тяжесть Божьего недовольства, но, наверно, не до такой степени, как аммонитяне; как бы там ни было, они узнают, что Я Господь,i> что Бог Израилев — это Бог силы и завет Бога с Его народом несокрушим.

II. Идумеи, потомки Исава; а между ним и Иаковом вражда повелась издревле. Здесь приводится описание:

1. Греха идумеев (ст. 12). Они не только ликовали краху Иуды и Иерусалима, как это делали аммонитяне и моавитяне, но и воспользовались стесненными обстоятельствами, в которых оказались в данное время иудеи, и причинили им настоящее зло; вероятно, они нарушали границы, вторгаясь в страну и грабя ее: Едом жестоко мстил дому Иудину.i> Идумеи издавна были данниками иудеев согласно приговору, гласившему, что старший будет служить младшему. В правление Иорама они взбунтовались. А Амасия сурово наказал их (4Цар 14:7), и именно за это они мстили. Теперь они пожелали свести все старые счеты и не только подстрекали вавилонян против Иерусалима с возгласами: «разрушайте, разрушайте до основания его!»i> (Пс 116:7), но и убивали бежавших, i>как мы видим из пророчества Авдия, которое полностью направлено против Едома (Авд. 11,12 и след.). Мщение идумеев названо жестоким,i> то есть они не просто стремились отомстить, но и были весьма беспощадны, воздав иудеям сверх меры. «В этом Едом тяжко согрешилi>». Следует заметить, что когда мы мстим за себя своим братьям, то тем самым наносим сильное оскорбление Богу, ибо Он сказал: Мне отмщение.i> Нам запрещено мститьi> или иметь злобу.i> Допустим, Иуда и был суров с Едомом прежде, тем не менее со стороны идумеев очень низко мстить за это теперь, тайно убиваяi> иудеев. Причем иудеи господствовали над идумеями по предписанию свыше, а посему не подлежали ответным карательным мерам; к тому же хранить былую вражду нечестно, если Бог, в частности, велел Своему народу забыть о ней: не гнушайся Идумеяниномi> (Втор 23:7).

2. Судов, грозящих идумеям за описанный грех. Бог призовет их за это к ответу: простру руку Мою на Едомаi> (ст. 13). Их страна будет опустошена от Фемана,i> находящегося на юге, до Дедана,i> лежащего на севере, причем все падут от меча.i> Военная разруха пройдет через всю страну.

(1) Идумеи мстили, поэтому и Бог совершит мщение Свое над Едомом: и узнают мщение Мое i>(ст. 14). Кто не пожелал предоставить мщение за себя Господу, тому следует ожидать мщения от Него; а не пожелавшим верить и бояться Божьего возмездия придется узнать и прочувствовать таковое на себе. Бог поступит с ними по Своему гневу и Своему негодованиюi> — не по немощи орудий, задействованных в возмездии, а по силе направляющей их мышцы.

(2) Идумеи мстили Израилю, а Бог совершит мщение над ними рукою народа Своего, Израиля.i> Они сильно пострадали от халдеев, по-видимому, именно об этом напоминает Иеремия (Иер 49:8). Но, помимо этого, придут спасители на гору Сионi>, чтобы судить гору Исаваi> (Авд.21), и Искупитель Израиля придет в червленых ризах от Восораi> (Ис 63:1), что подразумевает: Израиль возродится до такой степени, что обретет силу обуздывать презрительное высокомерие своих соседей. Мы также находим упоминание о том, как Иуда Маккавей ополчился против сынов Исава в Идумее… и поразил их великим поражением, и смирил их, и взял добычи ихi> (1Мак 5:3). И Иосиф Флавий сообщает, что Гиркан сделал идумеев данниками Израиля (Antiq.l3.251).i> Следует заметить: Божья справедливость проявляется не только когда Он воздает оскорбителям, но и когда Он привлекает к делу мщения оскорбленных.

III. Филистимляне.

1. Их грех во многом совпадает с грехом идумеев: они поступили мстительноi> с народом Израиля и мстили с презрением в душе,i> причем не только беспокоили израильтян, но и обрекли их на погибель по старой ненавистиi> (англ. пер., ст. 15), они издавна затаили на народ Божий злобу, или (как написано на полях) вечную ненависть,i> ненависть, возникшую задолго до этого, которую решили сохранить. Ярость была неумолимой: поступили мстительно, i>совершали злодеяния, причем постоянно, от всего сердца, своего злорадного сердца.

2. Наказание тоже во многом совпадает (ст. 16). Кто намеревался уничтожить Божий народ, тот сам будет истреблен и уничтожен; и кто желал отомстить сам, тот испытает на себе великое мщениеi> Бога (ст. 17). Это исполнилось, когда халдейская армия опустошила страну филистимлян вскоре после разрушения Иерусалима, как и предсказывалось (Иер.47). Весьма странно, что страны, граничившие с землей Израиля, не беспокоились по поводу успехов халдейской армии и не трепетали от предчувствия опасности, грозившей им самим. Видя пожар в доме соседа, следовало бы позаботиться о собственном доме; но нечестие и злоба заставили их забыть о благоразумии, пока Господь Своими судами не убедил их, что чаша идет по кругу и из-за своего легкомыслия они подвергли себя большему риску.