31 глава

Пророчество данной главы, как и двух предшествующих, направлено против Египта и предназначено для смирения и уничижения фараона. Вынося приговор злостным преступникам, судьи обычно обращаются к прецедентам, чтобы увидеть, как поступали в подобных случаях раньше, ибо это помогает и ведению дела, и обоснованию правомерности действий. Фараон пред-

стал перед судом Божьего правосудия за свою гордыню и высокомерие и за вред, причиненный Божьему народу; но он считает себя столь высоким и великим, что якобы и неподотчетен никаким властям, столь сильным и хорошо защищенным, что якобы и неодолим для какого-либо войска. Поэтому пророку здесь дается указание, чтобы он доложил фараону о случае царя Ассирии (столицей которой была Ниневия).

I. Пророк должен показать, каким великим монархом был ассирийский царь, какой громадной империей он правил, каким огромным влиянием пользовался; египетский царь, несмотря на все свое величие, не мог его превзойти (ст. 3-9).

II. А потом пророк должен показать, насколько египетский царь уподобился ассирийскому в гордыне и плотской беспечности (ст. 10).

III. Затем пророку предстоит зачитать историю падения и гибели ассирийского царя, обратив внимание на то, какой шум по этому поводу поднялся среди народов и какое предостережение против гордыни для всех могущественных правителей несет это событие (ст. 11 -17).

IV. Пророк должен позволить египетскому царю применить все сказанное к себе, чтобы увидеть собственное отражение в зеркале греха ассирийского царя и разглядеть собственное падение в увеличительном стекле гибели последнего (ст. 18).

Стихи 1-9. Согласно дате данного пророчества, оно прозвучало за месяц до взятия Иерусалима, тогда как пророчество последней части предшествующей главы — за четыре месяца. Когда Божий народ поглотила бездна беды, некоторым утешением для него могло послужить сообщение свыше о том (равно как таковое служило и для обуздания гордыни и злобы мучивших его соседей), что чаша — чаша опьянения — идет по кругу и вскоре Господь возьмет ее из рук Своего народа и передаст в руки ненавидящих его (Ис 51:22,23). В данном пророчестве:

I. Пророку дано указание, чтобы он побудил фараона исследовать хроники, сообщающие о случае, аналогичном его собственному: скажи фараону… и народу егоi> (ст. 2) — его многочисленной свите, которая весьма способствовала возвеличиванию царя Египта, и его многочисленным войскам, которые весьма способствовали его силе. Ими фараон гордился и на них уповал; и они в свою очередь гордились фараоном и очень ему доверяли. Итак, спроси его: кому ты равняешь себя в величии твоем?i> Мы склонны оценивать себя, сравнивая с другими. Думая о себе высоко, человек воображает себя таким же великим и хорошим, как тот или иной прославленный герой. Льстецы рассказывают правителям, кому те равны по богатству и величию. «Ну что же, — говорит Господь, — пусть он остановит свой выбор на самом знаменитом монархе всех времен, и, допустим, фараон равняется ему в величии своемi> и ни в чем ему не уступает; пусть он выберет кого угодно и тогда увидит, что его день пришел к закату.i> Он увидит, что его совершенствуi> положен предел,i> а посему пусть и сам рассчитывает на подобный исход». Следует заметить: падение других людей (как грех, так и крах) предназначено нам в назидание, чтобы мы не были беспечными, не гордились и не думали, что опасность минует нас.

II. Пророку дано указание привести фараону пример правителя с подобным величием, а именно — Ассураi> (ст. 3), чья империя стояла со времен Нимрода. Одним из могущественных правителей этой империи был Сеннахирим, но вскоре после его царствования империя пришла в упадок, и на ее руинах Навуходоносор воздвигнул свою империю, вернее, привился к этому стволу. Давайте теперь рассмотрим, каким преуспевающим правителем был ассирийский царь. Здесь его сравнивают с величественным кедром (ст. 3). Подобное сравнение приводится и в отношении славы дома Давидова (Иез 17:3). Маслина, смоковница и виноградная лоза отказались возвыситься над деревьями i>(англ. пер., Суд 9:8 и след.), потому что не желали прекращать плодоношение, поэтому выбор пал на кедр, который статен и крепок, дает большую тень, но не приносит плодов.

1. Таким высоким кедром был ассирийский монарх, такими обычно бывали кедры ливанские: высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев -i> его окружали другие правители, платившие ему дань, а также охрана из смелых людей. Он превосходил всех близлежащих правителей — по сравнению с ним те были как кусты: высота его превысила все дерева полевыеi> (ст. 5), среди которых многие были весьма высокими, но он возвышался над всеми (ст. 8). Даже кедры Едемского сада (надо полагать, они были лучшими в своем роде) не затемняли его,i> но его верхние ветви были выше.

2. Это был разросшийся кедр; его ветви росли не только вверх, но и вширь, что означает: этот могущественный правитель не только достиг небывалой чести и достоинства и носил имя, превыше имен всех великих людей на земле, но и обрел огромное господство и власть. Его владения были обширны, он весьма продвинулся в своих завоеваниях, а его влияние распространялось еще дальше. Этот кедр, подобно виноградной лозе,i> пустил ветви свои до моря и отрасли свои до рекиi> (Пс 79:12). И ветви его умножались, и сучья его становились длиннымиi> (ст. 5), так что у него была тенистая листваi> (ст. 3). Поскольку кедр соразмерно рос и ввысь и вширь, он был прекрасен. Он красовался высотою роста своего, длиною ветвей своихi> (ст. 7), был привлекателен и весьма статен, украшенный множеством ветвей егоi> (ст. 9). В его огромных владениях был порядок, словно искусный садовник ухаживал за раскидистым деревом, поддерживая его в хорошей форме, чтобы оно радовало глаз. В глазах мудрых правление ассирийского царя было прекрасным, и в глазах всех людей оно слыло достойным восхищения. Даже стройные и зеленые кипарисыi> с их правильной формой не равнялись сучьям его;i> и густые и раскидистые каштаны не были величиною с ветви его. i>Короче говоря, ни одно дерево в саду Божием,i> в Едеме, в Вавилоне (ибо это — место, в котором был посажен райский сад), где всякое дерево было приятное на видi> (Быт 2:9), не равнялось сi> этим кедром красотою своею. i>То есть во всех окружающих государствах не было правителя, которым бы восхищались и уважали, которого бы все любили так, как ассирийского царя. Многие из правителей были добродетельными,i> но он превзошел всех их,i> затмил всех. Все дерева Едемскиеi>… завидовали емуi> (ст. 9). Когда они узнали, что не могут сравниться с ним, то весьма опечалились и разгневались, что он намного превзошел их, и тайно злились, не желая воздавать должную ему славу. Следует заметить: кто в чем-либо превзошел других, тот, на свою беду, становится из-за этого объектом зависти, ибо кто устоит против ревности?i>

3. Он приносил пользу — насколько может быть полезным могучий кедр, к тому же только благодаря своей тени: всякие птицы небесные,i> немного от каждого вида, вили гнездаi> на сучьях его,i> где они могли укрыться от непогоды. Всякие звери полевыеi> находили защиту под ветвями егоi> (ст. 6). Там они levant — пробуждалисьi> и couchant — засыпали;i> там они выводили детей,i> ибо находили естественное укрытие от зноя и ветра. А значение данных слов сводится к тому, что под тенью его жили всякие многочисленные народы;i> все они прибегали к ассирийскому царю в поисках безопасности и охотно приносили присягу на верность, если тому было угодно взять их под свою защиту; подобным образом и путники во время ливня прячутся под деревьями с густой листвой. Следует заметить: у кого есть власть, тому надлежит использовать ее для защиты и утешения подвластных ему людей, ибо именно с этой целью они наделяются властью. Даже терновник, будь он помазан на царство, пригласит деревья прийти и покоиться под теньюi> его (Суд 9:15). Но самая надежная защита, которую может дать кто-либо из сотворенных, даже сам ассирийский царь, — не более чем тень от дерева — защита скудная и ограниченная, которая оставляет человека уязвимым во многих отношениях. Так давайте же бежать за защитой к Богу, и Он укроет нас в тени крыл Своих,i> где нам будет теплее и безопаснее, чем в тени самого крепкого и величественного кедра (Пс 16:8; 90:4).

4. По-видимому, величие и власть ассирийского царя была прочной и укоренившейся.

Ибо (1) именно Бог украсил егоi> (ст. 9). Ибо Им цари царствуют. Он привлекал той красотой, которой наделил его Господь. Следует заметить: мы должны видеть и признавать Божью руку в успехе великих людей земли, а посему не нужно им завидовать; тем не менее постоянное преуспевание не гарантировано и они могут лишиться красоты, ибо Давший ее знает, как превратить красоту в уродство.

(2) Видимо, у ассирийского царя была под ногами твердая почва. Этот кедр не похож на вереск в пустыне,i> вынужденный поселиться в местах знойныхi> (Иер 17:6);

он — не как росток из сухой землиi> (Ис 53:2). Нет. Его внушительное состояние помогало поддерживать власть и величие: воды растили егоi> (ст. 4);

он обладал множеством сокровищ, огромными хранилищами и оружейными складами, и они были как бездна,i> которая поднимала его;i> он получал постоянную прибыль от налогов, пошлин и от царских ценных бумаг, которые, как реки, окружали питомник егоi>. Все упомянутое давало царю возможность укреплять и охранять свои интересы повсеместно, ибо он протоки свои,i> или каналы, проложил ко всем деревам полевым,i> чтобы поливать их; и поскольку те ели соль от дворца царскогоi> (Езд 4:14) и области их питались от области царскойi> (Деян 12:20), то они служили и хранили верность ассирийскому царю. К кому богатство течет полноводной рекой, тот чувствует себя обязанным посылать его протоками; ибо, когда умножается имущество, умножаются и потребляющие его,i> и чем больше человек имеет, тем больше возможностей для применения имущества он находит, причем возможности увеличиваются. Ветвиi> этого кедра становились длиннымиi> благодаря поившему его множеству вод… ибо корень его был у великих водi> (ст. 5,7), словно они заботились о том, чтобы лист его не вялi> (Пс 1:3) и чтобы ему не знать, когда приходит знойi> (Иер 17:8). Следует заметить: нам, возможно, кажется, что преуспевание мирских людей отличается особой прочностью, но это только кажется (Иов 5:3; Пс 36:35).

Стихи 10-18. Мы уже увидели сходство царя Египта с царем Ассирии, проявлявшееся в богатстве, власти и преуспевании, и выяснили, насколько первый был подобен второму в своем величии; здесь же мы увидим:

I. Сходство обоих царей в гордыне (ст. 10). Ибо, как лицо соответствует своему отражению в зеркале, так и одно плотское сердце подобно другому. Искушения, кроющиеся в процветании и завладевшие одними, становятся фатальными и для многих других. «Ты, царь египетский, высок стал ростомi> и гордился своим богатством и властью (см. Иез 29:3). Таков же и он (то есть царь ассирийский);

когда он вершину свою выставил среди толстых сучьев, сердце егоi> тотчас же возгордилось величием егоi> и он стал надменным и властолюбивым, бросил вызов Самому Богу и попирал Его народ». Свидетельством тому служит сообщение и письмо, которое царь великий, царь Ассирийскийi> передал Езекии (Ис 36:4). Как кичливо он говорит о себе и о собственных достижениях! Как недостойно это такого великого и полезного человека! Были также и другие грехи, общие для египтян и ассирийцев, в особенности притеснение Божьего народа, вмененное в вину и тем и другим (Ис 52:4);

здесь же прослеживается связь между этим грехом и его причиной — гордыней, ибо люди были насыщеныi> именно уничижением от гордых. i>Следует заметить: когда улучшаются внешние условия человека, тогда обычно превозносится и его разум; и редко найдешь смиренный дух среди великих достижений.

II. И как следствие, сходство царей в их падении. Поэтому в начале данной части сравнения приводится:

1. История падения ассирийского царя, в отношении которого Бог сказал: за то,i> что он так возгордился, Я отдал его в руки властителю народовi> (ст. 11). Мидийский царь Киаксар на двадцать шестом году своего правления совместно с вавилонским царем Навуходоносором в его первый год правления разрушил Ниневию, а вместе с ней и ассирийскую империю. Хотя тогда Навуходоносор еще не соответствовал этому весьма выразительному определению, тем не менее впоследствии он действительно стал властителем народов,i> самым могущественным среди них и стоявшим над ними, одолев их.

(1) Относительно падения Ассура здесь звучат три утверждения:

[1] Сам Бог приказывает его погубить: Я отдал его в рукиi> палача; Я отверг его.i> Следует заметить: Бог является Судьей, который одного унижает, а другого возносит (Пс 74:8);

и, когда Ему угодно, Он может искоренить или изгнать того, кто сам считал себя крепко укоренившимся и производил такое впечатление на других. Равно как и самые могущественные из язычников не добивались своего, сражаясь с соперниками, если только Сам Всемогущий не отдавал тех в их руки.

[2] Ничто иное, как собственный грех Ассура, причинил его гибель: за беззаконие его Я отверг его.i> Никто не отвергается за свою славу, силу и владения, но только за беззаконие.i> Мы теряем блага лишь в том случае, когда неоднократно лишались права на таковые. Если нечестивые отвержены, то — в беззаконии своем.i>

[3] Орудием уничтожения Ассура будет властитель народов;i> ибо Бог часто использует одного нечестивца для наказания другого. Он поступил с ним, как надобно,i> зная, как справиться с таким великим человеком. Следует заметить, что гордые и властолюбивые люди рано или поздно встречают равного себе.

(2) В приведенной здесь истории падения Ассура примите во внимание:

[1] продолжение сравнения с кедром. Он вырос весьма высоким и далеко распростер свои ветви; но его день шел к закату. Во-первых,i> этот величественный кедр срублен: срубили его чужеземцыi>, лютейшие из народов.i> Среди лютейших из народовi> вполне могли значиться воины, которых вооружили и наделили миссией убивать, уничтожать и разрушать. Сначала они обрубили кедру ветви, отрезали некоторые части его владений и силой забрали те из его рук; так что на всех горахi> и долинах, i>то есть в гористых и равнинных местностях окружающих стран и вдоль всех рекi> (англ. пер., ст. 12) находились города и деревни, бывшие ранее подданными ассирийской монархии, а теперь отколовшиеся от нее либо в результате мятежа, либо получив освобождение от ее господства. Все оперение было заимствовано, и когда каждая птица забрала принадлежащее ей, то остался лишь голый ствол дерева. Во-вторыхi>, он был покинут: все народы земли,i> которые прежде прибегали под его кров, из-под тени его ушли и оставили егоi>. Когда он утратил способность защищать их, они посчитали, что не обязаны более хранить ему верность. Пусть великий человек не гордится числом сопровождающих его и зависящих от него, ибо эти люди все делают ради корысти. Когда Провидение выражает ему Свое недовольство, его свита быстро разбегается и исчезает. В-третьих,i> он потерпел поражение, и его падению ликовали: на обломках его поместились всякие птицы небесныеi> (ст. 13), чтобы попирать сломанные ветви кедра. Его падению ликовали другие деревья, которые раньше сердились, видя, насколько кедр выше их; все дерева Едемские,i> которые были срублены и упали прежде него, все дерева, пьющие воду i>дождя с небес, равно как и главный корень дерева,i> о котором сказано, что он будет орошаться росой небеснойi> (англ. пер., Дан 4:23) и давать отпрыски, лишь почует водуi> (Иов 14:19), обрадуются в преисподней стране, i>когда увидят, что этот гордый кедр унижен, как и они. Solamen miseris socios habuisse Dolores — Наличие товарищей по несчастью облегчает скорбь страждущих.i> Хотя дерева полевыеi>, все еще стоявшие в полный рост и сохранившие силу, наоборот, были в унынии по нему,i> потому что увидели в его падении собственную судьбу. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр,i> а значит, и ты не устоишь (Зах 11:2).

[2] Объяснение сравнения с кедром. Срубить его — значит умертвить могущественных монархов, их приверженцев и сторонников. Все они будут преданы смертиi>, падут от меча, как кедр от топора. Царь и его князья, о которых он говорил: «не всели цари князья мои?»,i> все вместе сойдут в могилу, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими,i> как простые люди без званий и регалий. Они умерли, как человекиi> (Пс 81:7), исчезли вместе с отшедшими в могилу,i> и богатство не смогло ни защитить их, ни пойти за ними.i> И снова: Господь низвел его в преисподнюю, к отшедшим в могилуi> (ст. 16);

его постигла участь, общая для всех мертвых, и он погребен вместе с другими во мраке и забвении. И снова: и союзники его,i> на которых он опирался и посредством которых действовал, осуществляя свою власть, все жившие под тенью егоi> — друзья и подданные или каким-то образом зависевшие от него люди — отошли в преисподнюю,i> сошли вместе с ним в могилу, к пораженным мечом i>(ст. 17), ко всем принявшим безвременную смерть под бременем вины и стыда раньше. При падении великих людей вместе с ними падают многие другие, равно как и перед ними было немало павших.

[3] Что Бог замышлял и какую цель преследовал, низлагая этого могущественного монарха и его могучую империю. А Божий замысел состоял в том, чтобы: во-первых,i> дать сигнал тревогиi> окружающим народам, чтобы они остановились и пристально посмотрели: шумом падения его Я привел в трепет народыi> (ст. 16). Все они были повержены в ужас и в изумление, когда увидели падение столь могущественного правителя. Это пошатнуло их уверенность, каждый думал, что он следующий на очереди. Когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о немi> (ст. 15), поднял всеобщий плач, ибо все царство одевается в траур по поводу смерти царя. В знак общей скорби Я затворил ради него бездну,i> покрыл все мраком, остановил деловую активность, учитывая всеобщий траур. Я остановил реки… и задержал большие воды,i> чтобы они направились в другое русло — в русло плача. Особенно скорбел об Ассуре Ливан — сирийское царство, которое время от времени вступало с ним союз, поскольку оба были союзниками Вавилона (Отк 18:9). Во-вторых,i> вразумить окружающие народы и их царей: это для того, чтобы никакие дерева при водах, i>несмотря на преимущество своего положения, не величались высоким ростом своим, i>не гордились и не кичились собой и не поднимали вершины своей из среды толстых сучьев,i> глядя с презрением на остальных (ст. 14), и чтобы не полагались на себя по причине своей высоты, будучи уверенными в собственной хитрости и силе, как будто бы падение им вообще не грозит. Пусть низложение Ассура послужит предостережением всем, ибо он точно так же, как и любой из них, некогда держал голову высоко и считал, что твердо стоит на земле; но гордость предшествовала погибели Ассура, а самоуверенность подвела его. Следует заметить: падение гордых и самонадеянных людей предназначено в назидание другим, чтобы хранили смирение. Было бы неплохо, если бы и Навуходоносор, который принял активное участие в низложении Ассура, внял данному вразумлению.

2. Пророчество о подобном падении египетского царя (ст. 18). Он считал, что похож на Ассура славой и величиемi> и возвышается над всеми деревьями Едемскими,i> как кипарис над кустарником. «Но тыi> тоже будешь низведенi> вместе с другими деревьями, приятными взору, как деревья Едемские. Ты будешь низведен в преисподнююi>, в нижнюю часть земли, в могилу. Ты будешь лежать среди необрезанных,i> которые умирают в нечистоте, умирают бесславно, умирают под проклятием и вдали от Бога; и тогда те, кого ты попирал, восторжествуют над тобой, говоря: это фараон и все множество народа его.i> Смотрите, как жалко он выглядит, как низко он пал; смотрите, во что превратилось его величие и гордыня; вот — все, что от него осталось». Следует заметить: великие люди и великие народы, которые достигли высокого положения и громко заявили о себе в этом мире, быстро становятся мелкими и ничтожными, как фараон и все множество народа его, когда на борьбу с ними выходит Бог.