48 глава

В данной главе даются детальные наставления о распределении земли, границы которой определены в предыдущей главе.

I. Определены уделы для двенадцати колен: семь — севернее святилища (ст. 1-7) и пять — южнее (ст. 23-29).

II. Отведены участки земли для святилища и священников (ст. 8-11), для левитов (ст. 12-14), для города (ст. 15-20), для князя (ст. 21,22). Со многими мы сталкивались ранее (гл.45).

III. Описывается план города, его ворота и дается ему новое имя (ст. 30-35). которое запечатлевает и подводит итог видению и пророчеству этой книги.

Стихи 1-30. В данных стихах приводится очень простой и доступный способ для разделения земли между двенадцатью коленами; он не такой утомительный и более совершенный, чем способ, примененный во времена Иисуса Навина, ибо при распределении духовных и небесных благословений отсутствует опасность возникновения ропота и недовольства, как при распределении временных благословений. Когда Бог давал каждому труженику свое пенни, то недовольные Его поступком очень скоро замолчали, услышав: «Разве не могу Я делать, что хочу, с тем, что Мне принадлежит?»i> И подобным образом поровну распределялись земли между коленами.

При данном распределении земли мы можем обратить внимание, (1) что оно значительно отличается от разделения во время Иисуса Навина и не согласуется с порядком их рождения, равно как с благословением Иакова или Моисея. Теперь Симеон не разделен в Иаковеi>, а Завулон не является пристанью корабельнойi>; это подразумевает, что данное пророчество нужно понимать не столько буквально, сколько духовно, хотя его тайна сокрыта от нас. Во времена Евангелия древнее прошло, теперь все повое.i> Теперь с Божьим Израилем обращаются по-новому.

(2) Что колено Дана, которое было упомянуто последним при первом разделении Ханаана (Нав 19:40), теперь получает надел первым (ст. 1). Подобным образом во времена Евангелия последний станет первым (Мат 19:30). Бог при распределении Своей благодати не следует тем же методам, которыми Он пользовался, распоряжаясь Своим провидением. Теперь Дан получил свой удел недалеко от того места, где раньше имел только один город; он располагался на севере, у границы с Дамаском, и находился дальше всех остальных уделов от святилища, так как это колено восстало и предалось идолопоклонству.

(3) Что все десять колен, которые были уведены царем Ассирийским, равно как и два колена, уведенные в Вавилон намного позднее, получили свои наделы в этой воображаемой земле; некоторые полагают, что это пророчество касалось отдельных личностей и семей колен, вернувшихся вместе с Иудой и Вениамином; мы находим много тому примеров в Книгах Ездры и Неемии; возможно, многие, которые здесь не упомянуты, вернулись позже, в различное время, а иудеи, владевшие Галилеей и другими частями, принадлежавшими десяти коленам, отдали ее в их руки и вместе владели ею, радуясь этому. Гроций сказал: «Если бы десять колен покаялись и вернулись к Богу, как сделали главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левитыi> (Ездр 1:5), то их участь была бы такой же, что и двух колен, но они из-за греха лишили себя привилегий этого славного пророчества». Как бы ни было, мы верим, что оно исполнилось, когда была учреждена евангельская Церковь, когда она значительно распространилась и в ней нашли место все истинные израильтяне; тогда они получили возможность насладиться привилегиями нового завета, в котором содержится достаточно благ для всех и для каждого.

(4) Что согласно божественному постановлению каждое колено при этом воображаемом распределении получило свой удел, ибо Евангелие никогда не имело намерения разрушить ограду собственности и все предоставить в общее пользование; только последовав желанию благотворить, а не по установленному закону, первые христиане все имели общее (Деян 2:44), а многие заповеди Евангелия предполагают, что человек должен знать, что ему принадлежит. Мы должны не только признать, но и согласиться с рукой Бога, определяющей наш жребий, и быть довольны им, веря, что он — наилучший для нас. Он избрал нам наследие наше i>(Пс.46;5).

(5) Что колена будут граничить друг с другом. Границейi> одного колена определялся уделi> другого; все они располагались в ряд, в определенном порядке, и, подобно камням в своде, укрепляли и поддерживали друг друга. Как хорошо и как приятно жить братьям вместе\i> Это был прообраз единения церквей и святых под руководством Евангелия; хотя их много, но они составляют одно целое и должны держаться вместе, испытывая святую любовь и помогая друг другу.

(6) Что удел Рувима, который раньше находился далеко, за Иорданом, теперь был рядом с уделом Иуды и вторым, после него, от святилища, ибо позор, из-за которого ему было сказано, что он не будет преимуществоватьi>, к этому времени начал забываться. То, что вызвало порицания в адрес какого-либо человека или народа, не должно оставаться в памяти навечно, а со временем постепенно забываться.

(7) Что святилище находилось средиi> них. Семь колен располагались севернее его, а левиты, князья и удел города, вместе с пятью оставшимися коленами, — южнее его; таким образом, святилище располагалось в сердце царстваi>, как и должно быть, чтобы иметь возможность оказывать свое благоприятное влияние на все царство и быть центром их единства. Колена, расположившиеся далеко друг от друга, могли встречаться там, знакомясь и общаясь. Члены одного прихода или общины, живущие далеко и уединенно и не имеющие возможности знать друг друга, встречаясь постоянно на богослужениях для поклонения Богу, должны привязаться друг к другу и исполниться в сердцах святой любовью.

(8) Что священники находились там, где было святилище: «Этот священный участок должен принадлежать священникам»i> (ст. 10). Эти слова, с одной стороны, свидетельствуют о почестях и утешении, дарованном служителям, ибо отданное им для их поддержки и содержания считалось священным участком Господуi>; с другой стороны, они подразумевают их долг, который заключался в том, чтобы они были сим самым постоянно занятыеi> и проживали там, где их паства, раз они назначены и обеспечиваются ради служения в святилище. Живущие за счет жертвенника должны служить у жертвенника, а не брать плату себе и возлагать свои обязанности на других. Но как они смогут служить жертвеннику, Его жертвеннику, за счет которого они живут, если не будут жить возле него?

(9) Что священниками, получившими надел в участке священников, должны быть те, которые остались верными Богу во времена испытаний (ст. 11): «Это посвятите священникам из сынов Садокаi>, которые, похоже, выделились при критических обстоятельствах и не отступили, как отступили сыны Израилевыi> и другие левиты». Бог почтит тех, кто сохранил свою непорочность во времена всеобщего отступничества, ибо для них Он хранит особые милости. Таковые плывут вверх и в конце убедятся в том, что плыли против течения.

(10) Что земля, которая отходила к служителям святилища, ни в коем случае не должна отходить от них. По своей природе она представляла начатки плодов от землиi> и поэтому была святыней Господнейi>; и хотя священники и левиты пользовались ею и она передавалась в наследство им и их потомкам, но они не могли ни продать, ни променять ее i>(ст. 14). Кощунство — передавать другому то, что освящено Богу.

(11) Участок, отведенный городу и его пригородам, назван местом для общего употребленияi> (ст. 15), или общим i>местом; это означало, что город не был более святым, по сравнению с другими городами, на том основании, что там пребывал Господь, и что, по сравнению со святилищем, это было мирское место. Тем не менее очень часто это было истиной в ее наихудшем смысле, и большие города, даже те, которые, подобно этому, находились рядом со святилищем, становились местами общего употребления;i> и этот факт нужно сильно оплакивать. С древних времен жаловались, что от Иерусалима нечестие распространилось на всю землюi> (Иер 23:15).

(12) Площадь города представляет собой квадрат, а его пригороды простирались на равное расстояние с каждой стороны, как и города левитов при первом разделении земли (ст. 16,17);

но так как ни в одном городе это буквально не исполнилось, то данные слова нужно понимать духовно, как свидетельствующие о красоте и стабильности евангельской Церкви — города живого Бога, который образован, согласуясь с мудростью и советом Бога, и построен крепким и непоколебимым, согласно Его обетованию.

(13) Хотя ранее жителями Иерусалима в основном были представители Иуды и Вениамина, в колене которого он располагался, но теперь главный город не будет принадлежать определенному уделу какого-нибудь колена, а только тем, кто работает в городеi> и служит в нем: работникам из всех колен Израилевыхi> (ст. 19). Из всех колен Израиля должны быть выбраны самые выдающиеся люди для служения в городе, так как на него устремлены многие глаза и посещает много людей со всех уголков страны и из других народов. Сказано, что живущие в городе работают в городе, ибо, где бы ни находились, мы должны учиться быть полезными для этого места тем или иным образом, соответственно нашим возможностям. Люди из других колен Израиля не должны приходить в город, чтобы отдохнуть и поразвлечься, а только для того, чтобы послужить городу и сделать добро, которое в их силах; благодаря своим добрым делам, совершенным в городе, они окажут хорошее влияние на всю страну.

(14) Приняты меры, чтобы решившие посвятить себя государственному служению в городе, равно как и в святилище, имели приличное и почетное содержание; для этого выделена земля, и произведения с этой земли должны быть для продовольствия работающих в городеi> (ст. 18). Кто отправляется на войну за свой счет? Гражданские власти, посвятившие себя служению государству, и служители, совершающие служение в Церкви, должны получать ободрение и приличную поддержку в нем; для сего вы и подати платите.i>

(15) Что князь получил удел, соответствующий достоинствам занимаемой им должности (ст. 21);

мы уже читали его описание ранее (гл.45). Он располагался возле святилища, где пребывал закон Израилев,i> и города, где находился престол судаi>, чтобы иметь возможность защищать и то и другое и следить, чтобы соблюдался чакон и вершилось правосудие; исполняя эти обязанности, он был служителем Бога для блага всего общества. Христос является Князем Церкви. Который защищает ее со всех сторон и организовывает защиту; более того, Он сам является защитой ее славы и окружает ее Своим благоволением.

(16) Как удел Иуды располагался по одну сторону святилища, рядом с ним, так и удел Вениамина располагался ближе всех остальных колен ко святилищу по другую его сторону; эти почести сохранились для тех, кто сохранил верность дому Давидову и Иерусалимскому храму в то время, когда другие десять колен отступили от них. Если человек покается в своем предательстве и отступничестве, то будет прощен, а постоянство и верность будут награждены и почтены.

Стихи 31-35. В этих стихах продолжается описание города, который будет построен в качестве главного города этой славной земли: он должен быть вместительным, чтобы принять всех, кто захочет прийти со всех соседних районов, чтобы поклониться в святилище. Нигде не говорится, что этот город называется Иерусалим, равно как и земля, разделение которой так детально описано, нигде не названа Ханааном, ибо старые имена забываются; это подразумевает, что древнее прошло, теперь все новоеi>.

Относительно этого города: обратите внимание (1) на некоторые удобства, которыми он был обеспечен, размеры его ворот и принадлежащий ему участок земли. Его дополнительные сооружения протянулись на 4500 мер;i> всего — 1848 (ст. 35). Но что это за меры, неясно. В данной главе нигде не говорится, имеются ли в виду тростиi> (как предполагает наш перевод, вставив это слово (ст. 8), где каждая трость включала шесть локтей с ладонью (Иез 40:5);

так почему измеряющий появился с измерительной тростью этой длины в своей руке, если не с помощью ее проводил измерения, за исключением тех мест, где четко сказано, что длина измерялась локтями?) или, как полагают остальные, локти, ибо именно они упоминаются ранее (в Иез 45:2 и Иез 47:3). Я склоняюсь к той точке зрения, которая говорит, что там, где локти не упоминаются, в качестве измерительного инструмента подразумевается измерительная трость. Но те. кто полагает, что здесь речь идет о локтях, не пришли к единому мнению относительно того, подразумевается ли локоть, который равняется половине ярда, или геометрический локоть, который для легкости измерений использовался для исследования земель и. как утверждают одни, равнялся шести локтям, или, как утверждают другие, трем с половиной локтям; и таким образом 148 локтей равнялась 148 шагов, то есть английской миле. То, что нет определенности в этом вопросе, подразумевает, что эти слова нужно понимать духовно, а принципиальным является то, что Божественная Мудрость при моделировании евангельской Церкви соблюдала точные и справедливые пропорции; и хотя сейчас мы не можем их разгадать, но это откроется, когда мы придем на небеса.

(2) На количество этих ворот. Всего было двенадцать ворот, по три с каждой стороны, что весьма разумно, если город имеет форму квадрата; эти двенадцать ворот были посвящены двенадцати коленам. Так как служить городу должны были из всех колеи Израилевыхi> (ст. 19), то следовало, чтобы для каждого колена были свои ворота; но так как колено Левия проживало внутри, то, чтобы сохранить общее число двенадцать, Ефрем и Манассия стали одним целым в Иосифе (ст. 32). На северной стороне располагались ворота Рувимовы, Иудины, Левиины (ст. 31);

на восточной стороне — ворота Иосифовы, Вениаминовы и Дановы (ст. 32);

на южной — Симеоновы, Иссахаровы и Завулоновы (ст. 3З);

а на западной — ворота Гадовы, Асировы и Неффалимовы (ст. 34). Подобным образом в видении Иоанна новый Иерусалим (именно так там назван святой город, но не здесь) имеет двенадцать воротi>, по три с каждой стороны, и на них написаны имена двенадцати колен сынов Израилевыхi> (Отк 21:12,13). Отметьте: в Церкви Христа, и в воинствующей и в торжествующей, всегда есть свободный доступ через веру всем людям, приходящим из всякого колена, из всякой страны. Христос открыл царство небесное для всех верующихi>. Всякий желающий может приходить и брать воду жизниi> и от дерева жизни даром.i>

(3) Этому городу дано имя: с того дняi>, когда этот город будет построен согласно данной модели, его уже не будут называть, как раньше, Иерусалим видение мира,i> а тем, что послужило его первопричиной и является более чем его эквивалентом: Jehovah Shammah — Господь там i>(ст. 35).

Эти слова подразумевают,

[1] что пленники после своего возвращения будут иметь явные доказательства присутствия Бога с ними и Его обитания среди них и в Его постановлениях, и в проявлениях Его провидения. У них не будет поводов, как у их отцов, спрашивать: «Есть ли Господь среди нас, или нетi>?», ибо они увидят и скажут, что Он — с ними. И хотя они столкнулись со многими бедами и угрозами, но были похожи на куст, который горел и не сгорал, ибо Господь был там.i> Но когда Бог оставил их храм и сказал: «Migremus hinc — пойдем отсюдаi>», то скоро он опустел.i> Так как больше он не принадлежал Ему, то не принадлежал и им.

[2] Что подобным образом Бог будет присутствовать в евангельской Церкви, хотя и не во славе, как в древние времена, но сопутствующие Ему знамения будут твердо свидетельствовать о Его Духе. Где Евангелие верно проповедуется, евангельские постановления должным образом исполняются, а Богу поклоняются только во имя Иисуса Христа, там с уверенностью можно сказать: «Господь там».i> Ибо верен сказавший: «Се, Я с вами во все дни до скончания векаi>», и Он исполнит Свое обещание. Господь тамi>, в Своей Церкви, чтобы управлять и руководить ею, чтобы защищать ее; Он милостиво примети признает тех, кто искренне поклоняется Ему, и будет близок ко всем призывающим Егоi>. Это должно побудить нас поддерживать -близкое общение со святыми, ибо Господь тамi>; и куда еще мы можем пойти, чтобы послужить себе во благо? Более того, эта истина касается каждого хорошего христианина: он пребывает в Боге, и Бог — в нем; пока душа имеет в себе движущую силу благодати, можно со всей уверенностью сказать: «Господь тамi>».

[3] Что слава и блаженство небес в основном заключаются в том, что Господь там.i> Описанное св. Иоанном блаженное состояние во многих отношениях превосходит нынешнее. Там все сделано из золота, жемчуга и драгоценных камней; тот город намного больше этого и ярче, ибо не имеет нужды в солнце.i> Но оба они совпадают в том, что основной сущностью этого блаженства является присутствие Бога. Там блаженство прославленных святых заключается в том, что Сам Бог с ними будет i>(Отк 21:3) и Сидящий на престоле будет обитать в нихi> (Отк 7:15). А в данном случае венцом блаженства этого святого города является то, что Господь там.i> Поэтому давайте прилагать максимальные усилия, чтобы обеспечить себя местом в этом городе и всегда быть с Господомi>.