3 глава

В заключительной части предыдущей главы нам было дано милостивое обетование о спасении на горе Сион и в Иерусалиме, а данная глава комментирует это обетование, показывая, что это будет за спасение, как оно совершится за счет уничтожения врагов Церкви и как оно будет осуществляться в вечном покое и радости Церкви. Это обетование частично исполнилось, когда Иерусалим во времена правления Езекии был спасен от попыток Сеннахирима захватить его, и позже, когда евреи вернулись из вавилонского плена, а также в других ситуациях, когда иудейская Церковь была спасена в период от данного момента и до прихода Христа. Но оно также касается более отдаленного времени — когда Иисус Христос совершил для нас великое искупление, уничтожил наших духовных врагов и их действующую силу, но полностью исполнится на суде в великий день. В данной главе предсказывается:

(I) что Бог накажет врагов Своего народа за то, что они причиняли ему зло и оскорбляли; все это падет им на голову (ст. 1 -8).

(II) Что Бог будет судить все народы, когда наполнится мера их беззаконий, и открыто выступит к вечному позору всех нераскаявишхся грешников и вечному утешению всех Его верующих рабов (ст. 9-17).

(III) Что Бог позаботится о подкреплении Своего народа ради его сохранности и чистоты, когда ею враги будут уничтожены (ст. 18-21). Эти обетования были написаны не для частного истолкования, а для нашею назидания, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

Стихи 1-8. Мы часто слышали о дне мщения и годе возмездия за Сион, а в данной главе приводится описание событий этого года и пророчество о том, что будет происходить всякий раз, когда он приходит (ибо он приходит часто) и когда он придет в конце времен — придет раз и навсегда.

I. Это будет день мщения, ибо Бог возвратит плен Иуды и Иерусалима (ст. 1). Хотя рабство народа Божьего будет очень суровым и длительным, но оно не будет вечным. Его рабство в Египте закончилось освобождением в свободу славы детей Божиих. Отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение. И нынешнее рабство в Вавилоне также закончится хорошо. Господь Иисус совершит действенное искупление бедных порабощенных душ и освободит их от владычества греха и сатаны; Он возвестит лето Господне благоприятное, юбилейный год, освободит рабов от долгов; возвестит узникам открытие темницы. Есть день и время, определенное для возвращения из плена детей Божьих, для того, чтобы избавить их от власти преисподней; это будет последний день и конец всех времен.

II. Это будет год возмездия за Сион. Хотя Бог может позволить, чтобы враги Его народа господствовали над ним очень сурово и в течение длительного времени, но Он призовет их к ответу за это и пленит плен (Пс 67:19): отправит в плен тех, кто пленил Его народ (Отк 13:10). Обратите внимание:

1. Кого следует причислить к тем, кто будет наказан — все народы (ст. 2). Эти слова подразумевают, (1) что все народы заслуживали наказания от Бога за вред, причиненный народу Божьему. Преследование — основной вопиющий грех этого мира; весь мир лежит во зле и восстает против благочестия. Враждебность старого змея — бога этого мира — против семени жены в разной степени проявляется в сынах этого мира. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.

(2) Что какой бы народ ни причинил зло народу Божьему, он не останется ненаказанным, ибо касающийся Израиля Божьего узнает, что касается зеницы Его ока. Иерусалим будет тяжелым камнем для всех племен (3ах 12:3). Но особенно сурово будут наказаны соседние народы: Тир, Сидон и все округи Филистимские, то есть филистимляне, доставлявшие много беспокойства соседнему Израилю Божьему (ст. 4). Раз будут наказаны отдаленные и могущественные народы, опустошившие Израиль, то бессильная злоба тех, кто был расположен рядом с ним и усиливал зло (Зах 1:15), прилагая к нему руку (Иез 26:2), не останется незамеченной. Отметьте: незначительные преследователи будут призваны к ответу так же, как и великие; и хотя они не смогли сделать много зла, но будут наказаны соответственно злым поступкам своим и причиненному ими вреду.

2. Как будет происходить этот суд. Все они будут собраны (ст. 2), чтобы все, объединившиеся против народа Божьего единодушно (Пс 82:6), получили свой приговор. Они будут приведены в долину Иосафата, расположенную возле Иерусалима, и там Бог произведет над ними суд, (1) ибо хорошо, чтобы преступников судили в той стране, где они совершили преступление.

(2) Чтобы они еще больше постыдились, увидев Иерусалим, который так долго осаждали и надеялись уничтожить, славою всей земли, несмотря на всю их ярость.

(3) Для большего утешения и славы Израиля Божьего, который увидит, что Бог заступился за них.

(4) Тогда там повторится то, что Бог сделал для Иосафата, когда даровал ему победу над теми, кто напал на него, и обеспечил поводом для радости и хвалы в долине благословения (см. 2Пар 20:26).

(5) Именно в этой долине (как предполагает д-р Лайтфут) погибла армия Сеннахирима, или ее часть, когда была уничтожена ангелом. Они собрались и пришли, чтобы разрушить Иерусалим, но Бог собрал их вместе, как снопы на гумно (Мих 4:12), чтобы они сами погибли.

3. Призван истец, от имени которого проводится это следствие: «…от имени народа Моего и наследия Моего, Израиля». Именно за него Бог хочет ревностно вступиться. Отметьте: народ Божий — это Его наследие, Его избранные, Его удел, Его часть и богатство, превыше всех народов (Исх 19:5; Втор 32:9). Они принадлежат Ему, и поэтому Он возбуждает дело против тех, кто посягает на них.

4. Им предъявляется обвинение, изложенное довольно детально. Своим идолопоклонством они сильно оскорбляли Бога, но Бог судится с ними за оскорбление, нанесенное Его народу и сосудам Его святилища.

(1) Они сильно оскорбили народ Израиля, рассеяли его между народами и заставили искать прибежища где придется или же уводили в плен в свои страны и тщательно рассеивали их из страха, что те объединятся ради собственной безопасности. Они разделили их землю и взяли ее части себе во владение; более того, они бросали жребий о народе Моем и продавали их. Взяв их в плен,

[1] враги издевались и смеялись над ними как над ничтожествами. Они не хотели освободить пленников и в то же время полагали, что не стоит тратиться на их содержание; для них не стоило ничего проиграть их в кости. Или же они делили узников жребием, как солдаты делили одежду Христа.

[2] С их помощью захватчики получали выгоду. Получив узников, они продавали их и при этом испытывали такое презрение, что не возвышали цены их, а продавали больше ради удовольствия, а не прибыли. Они отдавали отрока, захваченного в сражении, за блудницу, а отроковицу за вино, которого хватало на одно застолье; это была высокая цена, которой они оценивали рабов, и хорошее продвижение для сына и дочери Израиля 1 быть рабом и чернорабочим в таверне или публичном доме. Обратите внимание; в данной ситуации видно, что добытое с помощью греха чаще всего тратится на другой грех. Добычу, отнятую у евреев с помощью насилия и притеснения, захватчики расточили и растратили на пьянство и блуд; таков характер и так часто ведут себя враги и преследователи народа Божьего. Всякий раз, когда филистимлянам или жителям Тира удавалось захватить отроков из Иудеи или Иерусалима, взяв в плен на войне или похитив, они продавали их грекам, с которыми мужи Тира торговали, выменивая души человеческие (Иез 27:13), чтоб удалить их от пределов их (ст. 6). Быть подобным образом покупаемым и продаваемым язычниками было великим позором для Израиля — Божьего первенца, рожденного свободным.

(2) Они бесчестно взяли серебро и золото Божье (ст. 5), которое некоторые считали богатством Израиля. Бог называет золото и серебро, которое имел народ Божий, Своим, так как они получили его от Него и посвятили Ему; и Бог воспринимал всякого, кто грабил их, словно тот грабил Его, и справедливо требовал удовлетворения. Кто отнимал имущество у благочестивых людей за гостеприимство, тот окажется виновным в кощунстве; они взяли серебро и золото, принадлежащее Богу. Но скорее всего здесь имелись в виду сосуды и сокровища храма, которые в данном месте Бог называет драгоценностями — ценными и желанными для Него и всех, принадлежащих Ему. Они внесли их в свои капища в качестве трофеев победы над Божьим Израилем, думая, что одержали победу над Богом Израиля, более того, думая, что их идолы победили Его: ковчег был поставлен в храм Дагона — так бесчестно они поступали. «Что вы Мне (ст. 4) и Моему народу? Что плохого они вам сделали? Какой повод они дали для подобного поведения? Вы не должны были так поступать с ними, но все это делали. Вы замышляли заговоры против мирных земли, обижали и причиняли зло самому безобидному и безвредному народу. Хотите ли воздать Мне!» Разве могут они сослаться на то, что Бог или Его народ причинили им какое-либо зло, за что они могли справедливо по праву возмездия совершать против них все это зло? Нет, ничего подобного. Отметьте: довольно часто люди обходительные и обязательные по отношению к своим соседям сталкиваются со злобным и недоброжелательным отношением с их стороны, равно как и людям безвредным приходится часто страдать.

5. Им выносится приговор. В общем (ст. 4): «Если вы воздаете Мне, то есть делаете вид, что судитесь со Мной, если вы разгневали Меня до такой ревности, если вы касаетесь зеницы Моего ока, то скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши». Кто судится с Богом, тот очень скоро увидит, что неспособен отстоять свое дело в споре с Ним. Он воздаст им скоро, когда они не будут думать о возмездии и у них не будет времени предотвратить его; если Он решит наказать их, то в результате они очень скоро погибнут. В частности, Он угрожает, (1) что им не удастся добиться своей цели и причинить зло, которое они замышляют против народа Божьего. Они хотят удалить их от пределов их, чтобы они никогда не вернулись на родину (ст. 6), но (говорит Бог) «Я подниму их из того места, куда вы продали их, и они не будут живьем погребены там, как вы того желали». Хотя люди продавали народ Божий, но Бог не лишился от этого права на Свою собственность.

(2) Что им отплатят их же монетой, как Адони-Везеку (ст. 8): «Я предам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды; вы так же будете зависеть от их милости, как они — от вашей» (Ис 60:14). Так иудеи взяли власть над врагами своими (Есф 9:1). А затем вполне справедливо продадут их Савеям, народу отдаленному. Одни полагают, что это исполнилось, когда Маккавеи одержали победу над врагами иудеев, другие считают, что эти слова касаются более отдаленного времени — последнего дня, когда праведники будут владычествовать (Пс 48:15) и святые будут судить мир. Известно, что ни один из тех, кто ожесточил свое сердце против Бога и Его Церкви, долго не процветал, даже фараон, ибо так Господь сказал для утешения всех Своих страждущих рабов: «Мне отмщение, Я воздам».

Стихи 9-17. То, что задолго до этого псалмопевцу было велено сказать народам (Пс 95:10), здесь пророку велено провозгласить всем народам, а именно, что Господь царствует, что Он грядет, грядет судить землю, как в течение длительного времени судил на земле. Приведенное здесь предупреждение о том, что Бог будет судить народы, может касаться уничтожения Сеннахирима, Навуходоносора, Антиоха и особенно Антихриста — всех гордых врагов христианской Церкви. Но некоторые превосходные толкователи, современные и древние, в частности образованный д-р Полок, полагают, что цель данных стихов — продемонстрировать день последнего суда с помощью подобия войны, объявленной Богом врагам Его царства, и жатвы на земле; оба эти подобия используются в Книге Откровение 19:11; 14:18. В данных же стихах:

I. Звучит призыв ко всем врагам царства Божьего сделать все, что в их силах. Чтобы известить о том, что Бог готовится воевать против них, их призывают готовиться к войне против Него (ст. 9-11). Когда настанет час суда Божьего, тогда будут предприняты эффективные меры, чтобы собрать все народы на брань в оный великий день Бога Вседержителя (Отк 16:14; 20:8). Похоже, данные слова говорятся с иронией: «Провозгласите об этом между народами; созовите армии всех народов, чтобы они объединили свои силы в борьбе против народа Божьего». Похожие слова звучат в Книге Исайи 8:9: «Враждуйте, народы, вооружайтесь, но вы будете сокрушены (англ. пер.);

приготовьтесь к войне; соберитесь с силами; возбудите храбрых; призовите их на службу; побудите их быть бдительными и решительными; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы и примут вызов Всемогущего, если осмелятся. Пусть не жалуются на недостаток оружия и перекуют орала свои на мечи и серпы свои — на копья. Пусть примут решение, если захотят, никогда больше не возвращаться к земледелию, а либо победить, либо умереть; никто не должен ссылаться на непригодность носить оружие, а слабый пусть говорит: «Я силен» и смело идет на поле брани». Подобным образом Бог всемогущей силы бросает вызов всей оппозиции сил тьмы; пусть мятутся язычники и восстают цари земли против Господа и Его Христа; пусть соберутся и придут, пусть сходятся, но Живущий на небесах посмеется над ними, ибо пока Он созывает их, то смеется над ними (Пс 2:1,4). Язычники должны пробудиться и восстать из мертвых, чтобы сойти в долину Иосафата и получить свой приговор (ст. 12);

они могут выйти из своих могил и прийти по воздуху, чтобы там встретить Господа. Слово Иосафат означает суд Господень. Пусть придут на место, где будет вершиться суд Божий; возможно, это и является главным основанием, почему это имя здесь используется, но оба названия уместно поставлены рядом ради ссылки на так называемое место, на что мы обращали внимание раньше; пусть придут туда, где Бог воссядет, чтобы судить народы, к тому престолу славы, пред которым соберутся все народы (Мат 25:32), ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово. Призыв (ст. 9) превращается в требование (ст. 12). Они не только должны прийти, если осмелятся, а им придется прийти, независимо, хотят они того или нет, ибо невозможно избежать судов Божьих.

II. Служителям Божьей справедливости дается указание выступить и действовать против этих дерзких врагов царства Божьего среди людей: «Туда, Господи, веди Своих героев» (ст. 11). Когда враги приведут свои силы на поле битвы, пусть Бог приведет Свои, пусть труба архангела протрубит призыв и Он созовет своих сильных, то есть своих ангелов. Возможно, со ссылкой именно на это место Писание говорит, что пришествие Христа с неба в последний день будет с Ангелами силы Его (2Фес 1:7). Они — воинство Господне, которое будет сражаться, когда Он решит свергнуть противостоящие начальства, власти и силы, чтобы совершить суд над народами (Пс 119:6). Некоторые полагают, что слова (ст. 9,10) «Приготовьтесь к войне, возбудите храбрых» являются призывом не ко вражескому войску, а к Божьему войску; пусть выступят, поднимутся. Когда защищается дело Божье, то ли по закону, то ли с помощью меча, то у Бога в готовности находятся те, кто сделает это эффективно: свидетели готовы выступить за Него в суде, а воины готовы сражаться за Него на поле битвы. Они перекуют орала на мечи, если нужно будет. Тем не менее очевидно, что им адресован следующий указ (ст. 13): «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела»; то есть злоба их велика, ее чаша наполнена, и они сами созрели для гибели. Наш Спаситель так истолковывал это место (Мат 13:39): «…жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы». Им велено пустить серп свой, свой острый серп, и собирать жатву и виноград (Отк 14:15,18). Отметьте: великая злобность людей делает их созревшими для суда Божьего.

III. Описывается выступление огромного количества людей в тот великий и торжественный день (ст. 14): «Толпы, толпы в долине суда — той же долине, которая ранее была названа долиной Иосафата, или суда Господнего, ибо близок день Господень к долине суда». Отметьте:

(1) о судном дне, дне Господнем, которого все давно ожидали, говорилось как о событии близком. Енох сказал: «Се, идет Господь», словно Судья уже тогда стоял у дверей, ибо ясно, что этот день придет по предписанию и что у Господа тысяча лет, как один день; все созревает для этого быстро; мы должны всегда быть готовы к нему, ибо наш суд близок.

(2) День суда будет днем, когда примется решение, определится вечное положение каждого человека, наконец-то закончится длительное противостояние между царством Христа и царством сатаны и борьбе будет положен конец. В халдейском переводе написано «в долине воздаяния судом», где каждый человек получит соответственно делам, совершенным в теле; «в долине молотьбы» написано на полях в продолжение метафоры о жатве (ст. 13). Там гордые враги народа Божьего будут сокрушены и разбиты и станут подобны праху на летних гумнах.

(3) Неисчислимые толпы соберутся вместе, чтобы принять в тот день свой окончательный приговор. Подобным образом мы читаем о Гамон-Гоге (в англ. пер.) — долине полчища Гогова (в рус. пер.) — и о городе Гамоне (Иез 39:15,16), когда рассказывается об уничтожении Гога; оба эти названия означают толпы побежденных врагов; и то же слово Hamonim, Hamonim, выражающее восхищение, используется в данном месте: «О, как в тот день прославится божественная справедливость гибелью огромных толп грешников!» Один раввин сказал: «Толпы живых и толпы мертвых, ибо Христос придет судить и живых, и мертвых».

IV. Говорится о том, что тогда в царстве природы произойдет поразительная перемена (ст. 15): «Солнце и луна померкнут», как и ранее в гл 2:31. Их слава и сияние затмится намного более ярким сиянием той славы, в которой явится Судья. Более того, они сами будут отвергнуты при исчезновении всего, ибо осужденные грешники в аду будут лишены возможности видеть свет; и сам Бог будет им вечным светом (Ис 60:19). Те, на кого прольется гнев Божий в тот день гнева, будут лишены всех утешений и радости; это будут символизировать не только померкнувшие солнце и луна, но и потерявшие блеск свой звезды.

V. Описывается различное воздействие, которое окажет этот день на сынов этого мира и детей Божьих, соответственно тому, каков он будет для них.

1. Для нечестивцев это будет страшный день. Тогда проговорит Господь с Сиона и из Иерусалима — с престола Своей славы, с небес, где Он являет Себя особым образом, как иногда делал это с престола славы возвышенного Своего святилища, который тем не менее был лишь слабым отражением славы того дня. Он будет говорить с небес, где находится среди Своих святых и ангелов (как понимают некоторые), святое общество которых можно назвать Сионом и Иерусалимом, ибо когда мы приходим в небесный Иерусалим, то приступаем к тьмам ангелов (см. Евр 12:22,25). Но Его слова, сказанные в тот день нечестивым, будут подобны рычанию (в англ. пер.), они будут ужасны, как львиный рык (ибо именно это означает данное слово). Он долго хранил молчание, но теперь грядет Бог наш, и не в безмолвии (Пс 49:3,21). Отметьте: суд того великого дня вызовет звон в ушах тех, кто продолжает оставаться непримиримым врагом царства Божьего. Тогда от гласа Божьего содрогнутся небо и земля (Ис 2:21) и еще раз (Агг 2:6; Евр 12:26). Эти слова означают, что глас Божий в великий день вызовет такой ужас у нечестивых, что небеса и земля ужаснутся. Когда Бог придет, чтобы повергнуть и уничтожить Своих врагов и сделать их подножием Своих ног, то даже если небеса и земля встанут на их защиту и решат защищать их, то это будет напрасно. Даже они содрогнутся перед Ним и будут недостаточным прибежищем для тех, кого Он подбадривает судиться с Ним. Отметьте: как благословения Сиона являются сладчайшими благословениями, достаточными, чтобы заставить петь землю и небо, так и ужасы Сиона являются самыми суровыми, достаточными, чтобы заставить трепетать небо и землю.

2. Для праведных это будет радостный день. Когда небо и земля содрогнутся, разрушатся и сгорят, тогда Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых (ст. 16), тогда будет Иерусалим святынею (ст. 17). Святые — это Израиль Божий; они — Его народ; Церковь — это Его Иерусалим. Они состоят в завете и имеют общение с Ним; и теперь, в великий день, (1) их желания будут удовлетворены: Господь будет надеждой для народа Своего (в англ. пер.). Как Он всегда был инициатором и основанием для их надежд, так в тот день Он будет венцом их надежд. Он будет прибежищем для Своего народа (дословно) их вместилищем, убежищем и домом. В великий день святые попадут на желанные небеса — пристанут к берегу после утомительного и бурного путешествия; они прибудут, чтобы навсегда остаться дома с Богом, в дом своего Отца, дом нерукотворенный.

(2) Их блаженство будет умножено. В тот день Бог станет силою для сынов Израилевых (ст. 16, англ. пер.): даст им силу с радостью приветствовать этот день и устоять под бременем его славы и радости. Когда в этом мире свирепствуют суды Божьи, то грешники падают от них, но Бог является и будет надеждой и силой Своего народа; Он будет силой их сердца и их частью, когда сердца других людей затрепещут от страха.

(3) Их святость станет совершенной (ст. 17): тогда будет Иерусалим святынею — святым городом. Таким будет небесный Иерусалим — славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного. И будет Иерусалим святынею; он станет абсолютно святым; в нем не останется никакого греха. Евангельская Церковь — это святое общество, даже в воинствующем состоянии, но она никогда сама по себе не будет святынею, пока не станет торжествующей. Тогда не будут уже иноплеменники проходить через него; в Новый Иерусалим не войдет ничто, что оскверняет или творит беззаконие; там будут только те, кто имеет право находиться там, — только его обитатели; это будет однородное общество, без примеси.

(4) Во всем этом Бог будет возвещен и возвеличен: «Тогда узнаете, что Я — Господь Бог ваш». Благодаря освящению и прославлению Церкви Бог будет познан в Своей святости и славе как Бог, Который обитает на Своей святой горе и делает ее святой Своим присутствием; а те, которые освящены и прославлены, стали таковыми через познание Того, Кто призвал их. Знания о Боге, которыми обладают истинные верующие,

[1] позволяют им присваивать Бога. Они знают, что Господь — их Бог, но Он принадлежит не только им, а всей Церкви; они знают, что Он — их Бог, но обитает на Сионе, на святой горе Своей, ибо хотя верой они присваивают Его, но она не завладевает и не монополизирует привилегии завета.

[2] Являются знаниями, приобретаемыми на собственном опыте. Они увидят, что Он является их надеждой и силой в наихудшие времена, и так узнают, что Он — Господь Бог их. Лучше всего милость Божью знают те, кто вкусил и увидел ее и понял, что она — благо для него.

Стихи 18-21. Обетования, которыми завершается данное пророчество, частично исполнились в царстве благодати, а также в утешениях и благодатях, дарованных всем верным подданным этого царства; но полностью они исполнятся в царстве славы, ибо, что касается иудейской Церкви, мы не знаем ни одного события, которое соответствовало бы размаху этих обетований; и какими бы примерами мира и процветания она ни была благословлена, гиперболическим описанием которых можно было бы воспринять данные обетования, но это были образы лучших благ, хранимых для нас, дабы в своем лучшем состоянии они не без нас достигли совершенства.

I. Обещано, что враги Церкви будут побеждены и сломлены (ст. 19). Египет, старый враг Израиля, и Едом, имевший закоснелую враждебность к Израилю, перешедшую от Исава, сделаются пустынею, пустою степью, лишенной всяких обитателей. Они станут народом, преданным Богом заклятию; таковыми стали идумеи (Ис 34:5). Ни сила, ни богатство народа не защитят его от судов Божьих. Но из-за чего Бог враждовал с этими могущественными царствами? — Из-за того, что они притесняли сынов Иудиных и причиняли им зло (см. Иез 25:3,8,12,15; 26:2). Они проливали невинную кровь иудеев, бежавших к ним в поисках пристанища или пытавшихся спастись, пройдя через их страну. Отметьте: невинная кровь народа Божьего очень драгоценна для Бога, и Он взыщет за каждую пролитую каплю. В последний день эта земля, которая была полна насилия против народа Божьего, сделается пустынею; тогда она и все дела, совершенные на ней, сгорят. Рано или поздно угнетатели и преследователи Божьего Израиля будут побеждены и превратятся в прах, более того, они будут повергнуты и погибнут в пламени.

II. Обещано, что Церковь будет очень счастлива; она действительно счастлива, имея духовные привилегии, даже находясь в таком воинствующем состоянии, но станет более счастливой, когда будет победоносной. Здесь обещано:

1. Что она очистится. Это упоминается в последнюю очередь как основание для остальных обетований (ст. 21), но мы можем рассматривать ее чистоту в первую очередь как основание остальных: «Я смою кровь их, которую еще не смыл», то есть их отвратительные кровавые грехи, особенно пролитие невинной крови — нечистоту и вину, которые были им переданы через грех и делали недостойными для общения с Богом, делали их отвратительными для Его святости и незащищенными от Его справедливости; от этого они омоются в источнике, который откроется (Зах 13:1). Кровью Христа они омоются от того, что нельзя смыть с помощью жертв и очищений, производимых по церемониальному закону. Или если мы применим эти слова к блаженству в будущем состоянии, то они подразумевают очищение святых от всех тех пороков, от которых они не очистились с помощью постановлений или провидений в этом мире, ибо там в них не останется ни одного остатка греха. Хотя здесь они омываются каждый день, но остается нечто, от чего они не очистились, но на небесах они избавятся даже от этого. Основанием для этого служит тот факт, что Господь обитает на Сионе; Он обитает там со Своей Церковью, более славно — с Церковью на небесах; Ему принадлежит святость на многие дни, и поэтому там, где Он обитает, должна быть и будет совершенная святость. Отметьте: хотя очищение и реформация Церкви — это работа, которая продвигается медленно и все еще есть основания для нас жаловаться, что она не омыта, но грядет день, когда все, что неверно, будет исправлено и Церковь будет чиста, без пятна и порока; а мы должны ожидать этого дня.

2. Что она будет в изобилии (ст. 18). Это обещание стоит первым, ибо изобилие противопоставляется суду, которым им угрожали в предыдущих главах.

(1) Потоки изобилия разольются по стране и обогатят ее: горы будут капать вином, а холмы потекут молоком; будет наблюдаться великое изобилие подходящей пищи и для младенцев, и для мужей сильных. Эти слова подразумевают избыток плодородных виноградников и скота на пастбищах, который наполнит их молоком. А чтобы сделать землю, производящую хлеб, плодородной, все русла Иудейские наполнятся водою, и тогда страна станет похожа на Едемский сад, повсюду хорошо орошаемый и богатый (Пс 64:10). Но похоже, этот стих нужно понимать в духовном смысле; благодати и утешения нового завета сравниваются с вином и молоком (Ис 55:1), а Дух — с реками воды живой (Иоан 7:38). Эти дары в значительно большей степени преобладали во время Нового Завета, чем во время Ветхого; когда верующие получали благодать на благодать от полноты Христа, когда они обогащались вечными утешениями и наполнялись радостью и миром в вере, тогда горы капали вином и холмы текли молоком. Пейте и насыщайтесь, возлюбленные! Когда происходит обильное излияние Духа благодати, тогда русла Иорданские наполняются водою и веселится не только град Божий (Пс 45:5), но и вся земля.

(2) Источник изобилия находится в доме Господнем, откуда, из-под порога храма, берут начало потоки святилища (Иез 47:1) и исходящая от престола Бога и Агнца река жизни (Отк 22:1). Псалмопевец сказал о Сионе: «Все источники мои в тебе» (Пс 86:7). Те, которые полагают, что в первой части стиха речь идет о временных благословениях, тем не менее под этим источником, выходящим из дома Господнего, подразумевают благодать Божью, которая нам нужна намного больше временных благословений, которыми именно поэтому мы не должны злоупотреблять. Сам Христос является источником; Его подвиг и благодать очищают, освежают нас и делают плодородными. Писание говорит, что он напояет долину Ситтим, расположенную довольно далеко от Иерусалимского храма, по другую сторону реки Иордан. Это сухая и бесплодная долина, которая символизирует, что евангельская благодать, текущая от Христа, достигнет дальних пределов и даже языческого мира и его самых отдаленных регионов и даст возможность изобиловать плодами праведности тем, которые долгое время были подобны бесплодной пустыне. Эта благодать — источник переполненный, постоянно текущий, откуда мы можем постоянно черпать и не бояться, что он иссякнет. Этот источник выходит из дома Господнего свыше, из Его небесного храма; он несет в себе все те блага, потоки которых мы каждый день вкушаем здесь, но при этом надеемся вскоре и вечно пить из главного источника.

3. Что эта Церковь будет вечной. Это обетование является венцом всех остальных (ст. 20): «А Иуда будет жить вечно (когда Египет и Едом станут пустынями), и Иерусалим будет пребывать в роды родов. Это ценное обетование говорит о том, что (1) Церковь Христа будет пребывать в мире до конца времен. Когда одно поколение исповедующих христиан уйдет, то придет другое, в котором престол Христа пребудет вовеки и врата ада не одолеют его.

(2) Все живые члены этой Церкви (Иерусалим и Иуда подразумевают жителей этого города и страны, Мат 3:5) утвердятся в своем блаженстве до самой вечности. Новый Иерусалим будет пребывать в роды родов, ибо этот город имеет основание, сотворенное без помощи рук и вечное на небесах.


Глава 3 из 3123

Пожертвования на развитие сайта

Вы скачиваете книгу: Комментарии Мэтью Генри — Иоиль. Раздел: Комментарии Мэтью Генри на Ветхий Завет.

Скачать книги с Яндекс-диска:

Функцию "скачать всё" использовать не рекомендую по причине большого объёма информации. Предпочтительнее скачивать книги по разделам.