Введение

Мы с особым удовольствием рассмотрели начала нашего святого вероучения, изложенные в истории нашего благословенного Спасителя, этого великого Начальника веры. Эту историю поведали и записали четыре отличных друг от друга вдохновенных писателя, согласных между собой в той священной истине (равно как и в неопровержимых доказательствах ее), что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого. На этой скале утверждена Церковь. Рассказать о том, как ее начали возводить на этой скале, подошла очередь книге, которая сейчас и раскрыта перед нами. О том самом мы имеем свидетельство только одного свидетеля, ибо было гораздо нужнее рассказать правдиво и убедительно о Христе, чем о святых апостолах. Если бы безграничная Премудрость почла за лучшее иное, то книг о деяниях апостолов было бы написано столько же, сколько написано Евангелий, даже более того, сколько их могло бы быть написано. Но, чтобы миру вместить написанное (Иоан. 21:25), мы здесь имеем потребное для прославления нашего Господа Иисуса Христа, было бы у нас только желание прибегать к нему на деле. Историю, которая развертывается перед нами в этой книге (а ее всегда безоговорочно принимали как составную часть священного канона), можно рассмотреть:

I. Как обращенную к предваряющим ее Евангелия, как проливающую на них свет и как весьма содействующую нашей вере в них. Мы видим, что обещания, данные там, здесь исполняются, в частности великие обещания о сошествии Духа Святого и Его удивительном действии как на самих апостолов (спустя несколько дней мы находим их другими людьми, совершенно отличающимися от тех, которые выведены в Евангелиях: это уже не безвольные и малодушные люди, а мужи, сильные наставлять в том, что ранее сами не были способны вместить (Иоан. 16:12), отважные, как львы, при столкновении с препятствиями, при одной только мысли о которых эти самые люди прежде приходили в трепет, как агнцы), так и через них – действии, делающем слово, прежде возвещавшееся относительно безрезультатно, сильным на разрушение твердынь сатанинских. Дело, порученное апостолам там, здесь претворяется в жизнь, а сила, данная им там, здесь проявляется в чудесах, которые совершаются над телами людей, – в чудесах милости, превращающих больные тела в здоровые и мертвые тела в живые, и в чудесах возмездия, лишающих непокорных людей зрения или даже самой жизни; а также в еще больших чудесах, которые совершаются над духами человеческими и подают им дары разумения и слова; все это происходило с ними по воле Божьей во Христе Иисусе и во исполнение Его обетовании, данных в Евангелиях. Доказательства воскресения Христа, которыми завершаются Евангелия, здесь усиливаются не только верными и неоспоримыми свидетельствами тех, кто беседовал с Ним по Его воскресении (все они оставили Христа, причем один из них отрекся от Него, и если бы не Его воскресение, то они уже никогда не стали бы вновь одним целым, но безнадежно рассеялись бы, однако Его воскресение исполнило их силы, чтобы, презревши узы и смерть, они с тех пор более решительно, нежели прежде, исповедовали Его), но и действиями Духа, обратившего через эти свидетельства множество людей в веру во Христа по сказанному Им слову, что воскресение Сына Божьего, которое является знамением пророка Ионы, оставленным на конец, станет самым убедительным подтверждением Его небесного посланничества. Христос говорил ученикам, что они будут Ему свидетелями, и вот эта книга представляет их свидетельства о Нем; что они будут лотами человеков, и вот они улавливают в сети Евангелия множество людей; что они станут светом мира, и вот свет, исходящий от них, просвещает этот мир; однако Восток свыше, который мы впервые увидели там, здесь начинает сиять все ярче и ярче. То зерно пшеничное, которое упало на почву там, здесь прорастает и приносит много плода; то зерно горчичное, которое посеяно там, здесь вырастает и становится большим деревом; и Царство Небесное, бывшее близким там, здесь наконец воздвигается. Пророчество Христа о жестоком преследовании, которому подвергнутся благовестники (хотя тогда невозможно было и представить себе, что учение, достойное всякого принятия, встретит такое противодействие), находит здесь полное подтверждение; исполняется также и данное им Христом заверение в сверхъестественной помощи и удивительном утешении во время страданий. Поэтому, как последняя из двух частей ветхозаветной истории удостоверяет истинность обетовании, данных отцам в первой (это явствует из знаменитой и возвышенной исповеди Соломона, которая читается как расписка в получении всего обещанного: …не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея, 3 Цар. 8:56), так и последняя из двух частей новозаветной истории в точности повторяет слово Христа, сказанное Им в первой; итак, они подтверждают и поясняют друг друга.

II. Как обращенную к следующим за ней Посланиям, которые объясняют Евангелия и открывают таинства смерти и воскресения Христа, о чем говорится в Евангелиях. Настоящая книга предваряет и раскрывает послания точно так же, как библейская повесть о Давиде предваряет и раскрывает его псалмы. Мы – члены Церкви, этой скинии Бога с человеками, – таковы наши честь и преимущество. Об устроении и воздвижении этой скинии и рассказывается в настоящей книге. Если Четвероевангелие повествует о заложении основания дома, то данная книга повествует о его дальнейшем строительстве:

1. Среди иудеев и самарян (первая часть книги).

2. Среди язычников (вторая часть книги). С этого времени и до наших дней Церковь твердо держится зримого, открытого исповедания веры во Христа, Сына Божьего и Спасителя мира. Она строится из Его крещеных учеников, которые состоят в благочестивых сообществах, регулярно общаются в церковных собраниях, не оставляют учения апостолов, богослужений, преломления хлеба (действуя при этом под руководством пастырей, пребывающих в молитве и служении слова) и общения в духе со всеми святыми, поступающими так, во всяком месте. Эта семья верующих существует в мире и поныне, и мы сопричастны ей. К нашему великому удовлетворению и чести, в этой книге говорится о начале созидания и истоках Церкви, воздвигнутой на руинах иудейской церкви и значительно отличающейся от нее; вместе с тем, Церковь целиком обязана своим происхождением не человеку, а Богу, в чем, впрочем, не может быть никаких сомнений. С каким дерзновением и отрадой мы можем действовать, неуклонно следуя своему вероисповеданию, находя, что оно соответствует образу, показанному на горе, уподобляться которому нам надлежит с благоговением и страхом!

Сделаем два последних замечания касательно этой книги.

(1) О ее авторе. Она принадлежит перу Луки, который написал третье по счету Евангелие, носящее его имя, и который, судя по всему (как считает д-р Уитби, Dr. Whitby), был одним из семидесяти, чьи полномочия (Лук. 10:1 и далее) были ненамного ниже полномочий двенадцати. Лука тесно сотрудничал с Павлом в его служении и страдал вместе с ним. …Один Лука со мною, 2 Тим. 4:10. По стилевым особенностям второй половины книги можно заключить, где и когда Лука находился с Павлом, поскольку он пишет, что они поступили так-то и так-то (гл. 16:10; 20:6 и далее до конца книги). Он сопровождал апостола в его опасном путешествии в Рим, куда его доставили в качестве заключенного; он был с ним в то время, когда тот писал из уз колоссянам и Филимону, поскольку в обоих посланиях Павел упоминает о Луке. По всей видимости, Лука писал эту книгу, находясь с Павлом в Риме в период его заключения там, где содействовал ему; на это указывает то обстоятельство, что написанная им история завершается проповедью Павла, произнесенной в снятом им лично помещении (рус. на своем иждивении. – Прим. переводчика.).

(2) О ее названии – Деяния Апостолов, или Деяния святых Апостолов. Так по большей части озаглавлены греческие рукописи, так же названы и апостолы: Веселитесь о сем… святые Апостолы… (Отк. 18:20). Одна из рукописей названа следующим образом: Деяния Апостолов, изложенные Евангелистом Лукой.

[1] Эта книга представляет собой историческое повествование о жизни и служении апостолов, тем не менее в нее включены также жизнеописания Стефана, Варнавы и некоторых других мужей веры, хотя и не из числа двенадцати, но исполненных тем же Духом и занятых тем же самым делом. Что до апостолов, избранных Господом Иисусом, то эта книга повествует о деяниях лишь Петра и Павла (Павел к тому времени уже был одним из двенадцати) – одного, апостола обрезанных, и другого, апостола язычников, Гал. 2:7. Написанного же вполне достаточно, для того чтобы у нас составилось мнение о деяниях других апостолов, совершенных в соответствии с данными им полномочиями в других местах, ибо среди них не было людей праздных. И если надлежит почитать достаточным все написанное о Христе в Новом Завете, ибо так определила безграничная Премудрость, то столь же достаточным надлежит почитать и все написанное здесь о святых апостолах и их деяниях. А то, что к этому прибавляют всякие предания о великих трудах и страданиях апостолов и о церковных общинах, ими образованных, является, как известно, сомнительным и ненадежным, и мне думается, что на подобном материале нельзя построить ничего достойного. Здесь мы видим строения из золота, серебра и драгоценных камней, покоящиеся на основании, а там – из дерева, сена и соломы.

[2] Книга названа их деяниями, или, иначе, их делами, то есть Gesta apostolorum, как выражаются некоторые. Pravxei – их деятельность, связанная с претворением в жизнь уроков, преподанных им Учителем. Апостолы были людьми дела, и, хотя чудеса, которые они совершали, творились Словом, здесь они уместно названы их деяниями: апостолы говорили, вернее, через них говорил Дух, и делалось. Эта история изобилует их проповедями и страданиями, ибо они так много трудились, проповедуя людям, так много страдали по своей воле и так много совершили подвигов в том и другом, что все это весьма точно названо здесь их деяниями.