3 глава

I. Апостол упрекает коринфян за их плотское состояние и разделения между ними, ст. 1-4.

II. Он наставляет их, как им исправить свои ошибки, напоминая при этом:

1. Что их служители были не более чем служители, ст. 5.

2. Что они единодушны между собою и выполняют одну и ту же задачу, ст. 6-10.

3. Что они строят на одном и том же основании, ст. 11-15.

III. Он увещевает относиться с должным почтением к своим телам, соблюдать их в чистоте (ст. 16-17), быть смиренными и воздержанными, ст. 18-21.

IV. Предостерегает против прославления отдельных служителей, так как все они в равной мере нужны им, ст. 22-2 3.

Стихи 1-4. I. Апостол упрекает коринфян за их слабость и духовную незрелость. Освященные души являются таковыми только отчасти, им необходимо возрастать как в благодати, так и в познании, 2Пет 3:1 8. Те, кого благодать возродила к духовной жизни, во многих отношениях могут оставаться еще далекими от совершенства. Павел пишет, что он не мог говорить с ними как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе, ст. 1. Было слишком очевидно, что они в значительной степени находились еще во власти плотских наклонностей ветхой природы. Они были все еще детьми во Христе. Приняв некоторые из основных принципов христианства, они еще не достигли зрелости в понимании их, в вере и в святости. И в то же время, как видно из нескольких отрывков послания, коринфяне были неимоверно горды своими знаниями и своей мудростью. Людям с весьма скромными знаниями и уровнем разумения очень свойственно думать о себе высоко. Апостол приписывает их духовной незрелости то, что он не мог передать им более глубоких познаний. Они не смогли бы переварить такую пищу, они нуждались в молоке, а не в твердой пище, ст. 2.

Заметьте: Каждый служитель должен принимать во внимание способности своих слушателей и учить их тому, что они в состоянии вместить. Однако как нормальный и здоровый ребенок растет, пока не достигнет зрелости, так и младенцы во Христе должны стремиться возрастать до полного возраста Христова, чтобы стать мужами во Христе. Христиане, не стремящиеся возрастать в благодати и познании, заслуживают самого серьезного порицания.

II. Павел упрекает коринфян за их плотское состояние, приводя в качестве доказательства их споры и разногласия из-за служителей: …вы еще плотские. Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? (ст. 3). Когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? (ст. 4). Споры и разногласия по религиозным вопросам являются печальным доказательством плотского состояния душ. Истинная религия делает людей миролюбивыми, а не воинственными. Не по человеческому ли обычаю поступаете? В высшей степени прискорбно, что многие люди, которые должны жить по-христиански, по принципам более высоким, чем общепринятые человеческие нормы, в действительности, следуют человеческим обычаям, живут и поступают так же, как все прочие люди.

Стихи 5-10. Здесь апостол наставляет их, как им исцелиться от этих нездоровых настроений и устранить беспорядки, вызванные ими.

I. Он напоминает им, что служители, из-за кого они спорили, были всего лишь служителями: Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь, ст. 5. Они лишь служители, просто инструменты, употребляемые Богом всякой благодати.

Заметьте: Мы не должны ни боготворить служителей, ни ставить их на место Бога. Апостолы не были авторами христианской веры, хотя и были уполномочены открывать и распространять ее. Они исполняли эту задачу в той мере, поскольку каждому дал Господь. Все дары и сила, проявлявшиеся в служении апостолов, были получены ими от Бога. Они были даны им, для того чтобы доказать божественное происхождение их служения и проповедуемого ими учения. Павел насадил, а Аполлос поливал.., ст. 6. Они оба были полезны один для одной цели, а второй — для другой. Бог употребляет разные инструменты, приспосабливая их для различного вида работ, для разных целей. Павел был хорошим сеятелем, Аполлос поливал посеянное им, но возрастил Бог. Успех служения полностью зависит от Божиего благословения: Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий, ст. 7. Даже служение апостолов есть ничто само по себе, лишено всякой силы и успеха, если Бог не возрастит. Павел и Аполлос, по их собственному мнению, были ничто, а Бог все во всем.

II. Он указывает им на единодушие служителей Христа: Насаждающий же и поливающий суть одно… (ст. 8), они служат одному Господину, наделены одним и тем же откровением, делают одно и то же дело и в полном согласии друг с другом, хотя стараниями фракционистов могут оказаться в оппозиции друг к другу.

Заметьте: Все верные служители Христа едины в великом деле и в великой цели своего служения. Они могут иметь расхождения по второстепенным вопросам, между ними могут быть разномыслия и споры, но все они единодушны в великом деле прославления Бога и спасения душ, в распространении истинного христианства в мире. Все они могут ожидать славной награды за свою верность, в соответствии с нею: …каждый получит свою награду по своему труду. Кто хорошо работает, тот хорошо и ест. Самые верные служители получат самую большую награду. Они соработники у Бога.., ст. 9. Они участвуют в Его деле. Они трудятся вместе с Богом, в целях прославления Его и спасения душ. И Тот, Кто знает их труд, позаботится о том, чтобы их труд не оказался тщетным. Люди могут унижать одного служителя или пренебрегать им и превозносить другого без всяких оснований для этого; они могут осуждать, когда надо похвалить, и превозносить того, кого следовало бы избегать и пренебрегать им. Бог же судит по истине. Он всегда вознаграждает Своих служителей в соответствии с их усердием и верностью. Будучи наняты для труда на Его ниве и в Его строительстве, они всегда у Него на глазах, и можно быть уверенными, что Он внимательно наблюдает за ними: «…вы Божия нива, Божие строение и, следовательно, не Павловы и не Аполлосовы. Вы принадлежите ни тому и ни другому, но Богу. Вы не наша нива, но Божия. Мы работаем под Его контролем, с Ним и для Него. Все, что мы сделали среди вас, мы делали для Бога». Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем… Павел называет себя мудрым строителем, что означает двойную честь. Быть строителем Божиего строения безмерно почетно, но он был к тому же еще и мудрым строителем. Люди могут участвовать в служении, к которому они непригодны или недостаточно квалифицированы, не в такой мере, как Павел. Но хотя Павел и называет себя мудрым строителем, однако не с тем, чтобы удовлетворить свою собственную гордость, а для того чтобы возвеличить Божию благодать. Он был мудрым строителем, но сделала его таковым Божия благодать. Заметим: Нет ничего предосудительного, если христианин отмечает то доброе, что он имеет, для прославления благодати Божией. Духовная гордость отвратительна; гордиться — значит употреблять Божие благоволение для удовлетворения своего тщеславия, делать идола из себя самого. Но отмечать Божие благоволение, с тем чтобы возбудить в себе чувство благодарности Ему, и говорить о нем с целью прославления Его — это всего лишь должное выражение нашего почтения и уважения к Нему. Служители не должны гордиться своими дарами или полученной благодатью; но чем лучше они подготовлены к служению и чем больше успеха имеют в нем, тем больше они должны благодарить Бога за Его благость: Я положил основание, а другой строит на нем. Именно Павел заложил основание церкви в Коринфе. Он родил их во Христе Иисусе благовествованием, гл 4:15. Он не хотел умалять заслуг тех, кто подвизался среди них, но и себя не хотел лишать заслуженной им чести и уважения.

Заметьте: Верные служители могут и должны заботиться о собственной репутации. От нее во многом зависит польза их служения. …Но каждый смотри, как строит. Это уместное предупреждение: на хорошем основании могут быть воздвигнуты весьма посредственные сооружения. Очень легко допустить здесь ошибку, поэтому надо проявлять большую осторожность не только при закладке фундамента, чтобы он был надежным и правильным, но и при последующем строительстве на нем. На основании должно строиться только то, что оно выдержит и что одного и того же качества с ним. Золото и мусор нельзя смешивать вместе. Служители Христа должны предельно внимательно следить за тем, чтобы на основании божественного откровения не возводить свои собственные фантазии и ошибочные теории. Они должны проповедовать чистое учение своего Господа, то, что находится в совершенном соответствии с ним.

Стихи 11-15. Здесь апостол говорит нам о том, какой фундамент он заложил в основание всех своих трудов среди коринфян — Иисуса Христа, краеугольный камень, Еф 2:20. На этом основании строят все верные служители Христа. На этой скале все христиане строят свои надежды. Все, кто строит их на чем-то другом, строят на песке. Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Учение о нашем Спасителе и Его посредничестве — это главная доктрина христианства. Она лежит в основе, является фундаментом всего остального. Но существует две категории среди тех, которые держатся этого основания, усвоив главное учение о Христе как Посреднике между Богом и человеком:

I. Некоторые строят на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней.., ст. 12. Они принимают и распространяют чистые истины Евангелия, держатся истины, которая в Иисусе, и ничего другого не проповедуют, кроме нее. Они хорошо строят на хорошем основании.

II. Другие строят на этом основании из дерева, сена, соломы, то есть хотя и держатся этого основания, но во многом уклоняются от духа Христова, заменяя Его учение и заповеди своими собственными фантазиями и изобретениями. Они возводят на добром основании то, что не сможет устоять в день испытания: огонь обнаружит, что это дерево, сено и солома, не выдерживающие испытания огнем, но сгорающие в нем. Придет время, когда откроется, что построил человек на этом основании: Каждого дело обнаружится, обнаружится как для него самого, так и для других, для тех, кого он ввел в заблуждение, и для тех, кто избежал его ошибок. Сейчас мы можем заблуждаться как относительно самих себя, так и относительно других, но грядущий день исправит наши ошибочные мнения и покажет нам самих себя и наши деяния в истинном свете, сняв все покрывала и маски: …ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть, ст. 13. Последний день, великий день испытания обнаружит и покажет дело каждого, см. гл 4:5.

Заметьте: Настанет день, который отделит одного человека от другого, дело одного человека от дела другого, как огонь отделяет золото от шлаков или металл, что не горит в огне, от других материалов, сгорающих в нем. В тот день 1. Дело некоторых устоит. И будет ясно, что они не только держались основания, но и строили на нем правильно и хорошо. Основание и надстройка были одного качества. И такой строитель не потеряет своей награды. Ему будет возданы похвала и честь в тот день и затем вечное вознаграждение. Усердие служителей Христовых будет щедро вознаграждено в будущей жизни. Велик наш Господь и безмерна Его награда!

2. У других дело сгорит (ст. 15), то есть их ложные понятия и учения, их пустые изобретения и установления в вопросе поклонения Богу будут обнаружены, разоблачены и отвергнуты. Великий день сорвет все покрывала и покажет вещи таковыми, какие они есть: У кого дело сгорит, тот потерпит урон… Если он строил на верном основании из дерева, сена и соломы, то потерпит урон, хотя, в общем, он может быть честным и искренним христианином. Эта часть его труда пропадет, хотя сам он может быть спасен.

Заметьте: Тот, кто держался основания христианской веры, хотя строил на нем из дерева, сена и соломы, может спастись. Это должно научить нас милосердию. Мы не должны укорять людей за их слабости, ибо ничто не может погубить людей, кроме их беззаконий. Он будет спасен, но так, как-бы из огня. Он будет выхвачен из огня, который пожрет его дело. Это означает как трудно будет спастись тем, кто искажает христианское учение. Бог не помилует их дела, хотя может выхватить их самих, как головешки из огня. можно рассматривать и как аргумент против беспорядков и разногласий между ними, так как разделения приводят к разрушению Церкви. Разве вы не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Эти слова могут относиться к коринфской церкви в целом и к каждому отдельному верующему. Христианская Церковь — это храм Божий. Он обитает в ней Своим Святым Духом. И каждый христианин — живой храм живого Бога: На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом, Еф 2:22. Слава Божия обитала в иудейском храме в виде облака как залога Его присутствия среди народа. Так и Христос Духом Своим живет во всех истинно верующих. Храм был посвящен Богу, отделен для использования только в святых целях, для непосредственного служения Богу. Так и все христиане отделены от всего нечистого для Бога, для служения Ему. Они посвящены Ему. Это достаточный аргумент против всех плотских похотей и учений, открывающих им дорогу. Если мы храм Божий, то должны избегать всего, что разделяет нас с Ним, что развращает и оскверняет нас и делает непригодными для Его употребления. Мы не должны прислушиваться к учениям и учителям, соблазняющим нас на это. Христиане называются святыми, и должны быть действительно чисты и непорочны как в сердце, так и в своем поведении; должны отвергать все, что оскверняет храм Божий.

Стихи 16-17. Здесь апостол продолжает свои рассуждения и увещания, основываясь на ранее сказанных словах: вы… Божие строение (ст. 9), — и на сказанных здесь: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (в оригинале употреблено то же слово, что и в предыдущем предложении, — разорит), ибо храм Божий свят; а этот храм — вы. Как видно из других частей этого послания (см. гл 6:13-20, где апостол обсуждает этот же вопрос), среди коринфян были лжеучители, не только сами ведшие распущенный образ жизни, но и другим преподававшие безнравственное учение. Такие учения нельзя рассматривать как солому или сено, каковые сгорят, в то время как человек, строящий из этого материала на добром основании, избежит огня, так как они оскверняют и разоряют Церковь которая созидается для Бога, посвящена Ему и поэтому должна сохраняться в чистоте и святости. Тот, кто распространяет подобные принципы, вынуждает Бога покарать его. Это

Стихи 18-20. В этих стихах апостол призывает коринфян к смирению и скромности как средству против беспорядков в их церкви, против разделений и споров между ними: «Никто не обольщай самого себя.., cт. 18. Не позволяйте претендующим на знания и красноречие уводить вас от истины и простоты евангельского учения — раввинам, ораторам, философам».

Заметьте: Мы подвергаем себя большой опасности обольщения, если слишком высоко ценим мудрость и способности человеческие. Простое и чистое христианство обычно пренебрегается теми, кто приспосабливает свое учение к развращенным вкусам своих слушателей, излагая его красноречивым языком и подкрепляя видимостью глубоких знаний и сильной аргументацией. Но …кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Он должен сознавать собственное невежество и сокрушаться об этом; он не должен доверять собственному разуму и полагаться на него. Иметь высокое мнение о собственной мудрости — это значит льстить себе самому, а от этого только один шаг до самообмана. Кто хочет стать истинно мудрым, тот должен быть безумным. Человек, отвергающий свои собственные понятия, чтобы следовать Божиим наставлениям, находится на пути к истинной и вечной мудрости. Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим, ‘>Пс 24: 9. Кто имеет невысокое мнение о своих собственных знаниях и способностях, тот более склонен поучаться и совершенствоваться путем откровения свыше; но гордый человек, довольный собственной мудростью, берется исправлять даже божественную премудрость и предпочитает свои поверхностные рассуждения откровениям непогрешимой истины и мудрости.

Заметьте: Мы должны унизить себя перед Богом, если хотим быть действительно мудрыми: Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.., cт.19. Мудрость мирских людей (политиков, философов, ораторов) есть безумие пред Богом. Она не идет ни в какое сравнение с мудростью Божией. Сравнивать мудрость Божию с нашей мудростью — равносильно сравнению Его могущества и Существа с нашими. Не существует общей меры для сравнения конечного с бесконечным. Мудрость человеческая оказывается особенным безумием, когда она соперничает с Божией премудростью. Как справедливо Он презирает ее, и как легко Он может опровергнуть ее и привести в замешательство! Он уловляет мудрецов их же лукавством.., Иов 5:13. Более того, «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (ст. 20). Бог знает в совершенстве человеческие помыслы, его самые сокровенные намерения и цели. И Он знает, что они суетны. Не должно ли это научить нас скромности и благоговению перед премудростью Божией? Тот, кто хочет быть действительно мудрым, должен учиться у Бога, а не противопоставлять свою мудрость Его мудрости.

Стихи 21-23. В этом отрывке Павел увещевает коринфян не переоценивать своих учителей, основываясь на только что сказанном им, а также на том, что они были одинаково заинтересованы во всех служителях: Итак, никто не хвались человеками, ибо все ваше (ст. 21) — не забывайте, что служители — это люди, не оказывайте им того почтения, какое подобает только Богу, не ставьте их во главе партий, не хвалите их и не восхищайтесь ими без меры, не следуйте рабски и безоговорочно их указаниям и не подчиняйтесь их диктатам, особенно, если они противоречат Богу и истинам, которым учит Дух Святой. Верные служители являются великим благословением для народа, однако неразумие и слабости людей могут наделать много вреда из того, что само по себе является благословением. Они делятся на партии, прилепляясь к тем или другим служителям, делают из них вождей своих партий и хвалятся ими. Единственный способ избежать этого зла заключается в том, чтобы иметь очень скромное мнение о самих себе, должное сознание немощи человеческого разума и благоговение перед премудростью Бога, говорящего через Свое слово. Служители не должны соперничать друг с другом. Все верные служители служат одному Господу и преследуют одну цель. Они поставлены Христом для общей пользы Церкви: «Павел ли, или Аполлос, или Кифа… — все ваше. Нельзя одного противопоставлять другому, надо всех ценить и всех использовать для собственного духовного блага». В связи с этим апостол делает как бы перепись церковного имущества, перечисляет духовные богатства истинно верующего: «Все ваше -служители всех рангов, ординарные и неординарные. Более того, весь мир — ваш». Не в том смысле, что святые владеют этим миром, но что он стоит ради них и они пользуются им в той мере, в какой бесконечная Премудрость считает полезным для них, и на всем, что они имеют в нем, почиет Божие благословение. «Жизнь — ваша, чтобы вы имели время и возможность приготовиться для небесной жизни; и смерть ваша, чтобы вы могли прийти к обладанию ею. Это добрая вестница, которая приведет вас в дом вашего Отца. Настоящее — ваше, чтобы подкреплять вас в пути; будущее — ваше, чтобы в конце пути обогатить и наградить вас навеки». Итак, если мы принадлежим Христу и верны Ему, то все блага принадлежат нам. Все наше: время и вечность, земля и небо, жизнь и смерть. Но, в то же самое время, нельзя забывать, что мы Христовы, подданные Его Царства, Его собственность. Он наш Господь, и мы должны признавать Его владычество, с радостью покоряться Его повелениям и отдавать себя в Его распоряжение, если хотим, чтобы все служило нам во благо. Все наше, но только на том основании, что мы — Христовы. Кто хочет быть сохранен в этой жизни и быть блаженным в вечности, тот должен быть Христовым. А Христос Божий. Он — Христос Божий, Помазанный Богом и посланный Им. Бог во Христе примирил греховный мир с Собою и излил обилие благодати на примиренный мир. В этом состоит сущность всего Евангелия.


Глава 4 из 17« Первая«345»Последняя »