7 глава

Эта глава начинается с призыва возрастать в святости и оказывать должное уважение к служителям Евангелия, ст. 1-4. Затем апостол возвращается, после длинного отступления, к вопросам, связанным с грехом кровосмешения, и сообщает коринфянам, какое утешение он получил в своей скорби по этому поводу, когда встретился с Титом (ст. 5-7), и как он был рад их покаянию и его результатам, ст. 8-11. Наконец в заключение он старается утешить коринфян, на которых его увещания произвели такой положительный эффект, ст. 12-16.

Стихи 1-4. В этих стихах содержится двойное наставление:

I. Возрастать в святости, или совершать святыню в страхе Божием, ст. 1. Это увещание делается с нежной любовью, какую апостол питал к коринфянам, его дорогим возлюбленным, и подкрепляется очень сильными доводами — ссылкой на великие и драгоценные обетования, упоминавшиеся в предыдущей главе и относившиеся также и к коринфянам. Обетования Божий являются сильными средствами, побуждающими к освящению, к двум составляющим его частям, а именно:

1. К смерти для греха, или умерщвлению похотей, подавлению ветхой природы; мы должны очистить себя от всякой скверны плоти и духа… Грех есть скверна, причем существуют скверны тела и скверны духа. Существуют грехи плоти, совершающиеся в теле, и грехи духа, духовная нечистота; мы должны очищать себя от тех и от других, так как должны прославлять Бога и в телах и в душах своих.

2. К жизни в праведности и святости. Если мы хотим иметь Бога своим Отцом, то должны стараться быть участниками в святости Его, быть святыми, как Он свят, и совершенными, как совершен Отец наш Небесный. Мы должны стараться достигать святости и не довольствоваться одной лишь искренностью (нашим евангельским совершенством), но стремиться к безгрешному совершенству, хотя и не можем достичь его, пока живем в этом мире. И делать это следует в страхе Божием; он является корнем и принципом истинного благочестия, и без него не может быть святости. Заметьте: Вера в обетования Божий и упование на них не исключают нашего страха перед Богом, ибо Он благоволит к боящимся Его и уповающим на милость Его.

II. Оказывать должное уважение к служителям Евангелия: Вместите нас, ст. 2. Тех, кто трудится в слове и учении, надо иметь в уважении, почитать их преимущественно за дело их. Это будет содействовать их возрастанию в святости. Если служители Евангелия не уважаются, то возникает опасность, что и само Евангелие будет в пренебрежении. Апостол не считает унизительным для себя искать благоволения коринфян; хотя мы не должны льстить никому, однако должны быть учтивыми со всеми. Он говорит им, что:

1. Не делал ничего такого, что могло бы лишить его их уважения и расположения к нему, он остерегался, чтобы ничем не заслужить их недовольства (ст. 2): «…мы никого не обидели, не причинили никому никакого вреда, но всегда искали вашего блага». Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал, — сказал он пресвитерам Ефеса, Деян 20:33. «Мы никому не повредили ложными учениями или льстивыми речами. Мы ни от кого не искали корысти, не искали своего, не преследовали своих материальных интересов путем лукавства, в ущерб кому-то». Это напоминает аналогичное заявление Самуила, 1Цар 12:3аметьте: Служители лишь тогда могут с уверенностью ожидать уважения и благорасположения членов церкви, когда с уверенностью могут заявить им, что не виновны ни в чем, что могло бы заслужить их неуважение или недовольство.

2. Он не укоряет их за недостаток любви к себе, ст. 3, 4. Апостол обращался с коринфянами очень нежно и осторожно, так как среди них были готовые упрекнуть его по любому поводу и настроить других против него. Чтобы предотвратить любые происки против себя, основанные на его высказываниях, — будто он намеревался упрекать их за причиненные ему обиды или за несправедливые обвинения в том, что он их обидел, — он снова и снова уверяет их в своей большой любви к ним, такой, что он готов умереть в Коринфе (так чтобы вместе и умереть и жить), если бы его дела в других церквах и его служение как апостола позволили ему так поступить. Он добавляет при этом, что именно его искренняя любовь к ним побудила его говорить с такой смелостью, так свободно, именно она заставила его хвалиться ими во всех местах и по всякому поводу, потому что он исполнен утешением, преизобилует радостью, при всех скорбях их.

Стихи 5-11. Пятый стих этой главы примыкает, по-видимому, к тринадцатому стиху второй главы, где апостол говорил, что, не встретив Тита в Троаде, он не мог найти покоя духу своему. Так была велика его любовь к коринфянам и его озабоченность их поведением относительно человека, совершившего грех кровосмешения, что в течение всего своего путешествия он не мог успокоиться, до тех пор пока не получил известия о них. И теперь он рассказывает им о том,

I. Как он был угнетен, ст. 5. Он был расстроен, не найдя Тита в Троаде, а также и в Македонии, где в течение некоторого времени также не встречал его. Это немало беспокоило его, так как он не знал, как Тита встретили в Коринфе и как там обстояли дела. Кроме того, они столкнулись с другими скорбями, с непрекращающимися преследованиями. Они претерпевали нападения отвне, то есть имели постоянно сталкивались с иудеями и язычниками и с их противодействием, а также испытывали страхи внутри, великое беспокойство за принявших христианскую веру, опасались, чтобы они не совратились и не поддались обольщению, чтобы не опозорили других и сами не опозорились.

II. Как он был утешен, ст. 6, 7. Заметьте здесь:

1. Само прибытие Тита уже было некоторым утешением для него. Как радостно было ему увидеть того, с кем он давно хотел встретиться. Тит был дорог ему как истинный сын по общей вере (Тит 1:4), поэтому его прибытие составляло большое утешение для апостола в его путешествиях и скорбях. Но:

2. Особое утешение доставила ему добрая весть, принесенная Титом о коринфянах. Он узнал, что Тит утешился о них, и это наполнило и его утешением, особенно, когда ему стало известно об их усердии, с каким они постарались исполнить все повеленное им; об их плаче по поводу случившегося среди них и того великого огорчения, какое они причинили другим; об их великой ревности по апостолу, проявившему такую верность в своих укоризнах за их ошибки. В данном случае справедливо изречение Соломона (Прит 28:23): Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком.

3. Он приписывает все свои утешения Богу как источнику их. Именно Бог утешил его прибытием Тита: Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, ст. 6. Заметьте: Мы должны смотреть выше и дальше всех средств и орудий, употребляемых Богом, смотреть на Него Самого как на источник всех утешений и всех благ, какими мы наслаждаемся.

III. Как он сильно был обрадован их покаянием и доказательствами его. Апостол очень скорбел о том, что опечалил их, что благочестивые люди из их среды приняли слишком близко к сердцу сказанное им в его первом послании; он сожалел о том, что вынужден был опечалить тех, кого ему хотелось радовать, ст. 8. Но теперь, узнав, что они опечалились к покаянию, он возрадовался. Причиной его радости была не их печаль сама по себе, но характер этой печали и ее результат (покаяние ко спасению.., ст. 10), ибо теперь ему стало ясно, что они не потерпели от него никакого вреда. Их печаль была только на время, она вскоре сменилась радостью, причем радостью пребывающей. Отметим здесь следующее:

1. Истинному покаянию предшествует благочестивая печаль, она производит покаяние. Печаль не является покаянием, но подготавливает к нему душу и, в некотором смысле, приводит к покаянию. Согрешивший был весьма опечален и находился в опасности быть поглощенным чрезмерною печалью. И община, до сих пор гордившаяся, теперь была глубоко опечалена. Печаль их была благочестивой, печалью ради Бога, то есть по Его воле, прославляющей Бога и производимой Духом Божиим. Она была благочестивой, потому что была печалью о грехе как о преступлении против Бога, как о проявлении неблагодарности Ему и забвения Его благодеяний. Между благочестивой печалью и печалью мирской существует большая разница. Благочестивая печаль приводит к покаянию и исправлению, а в конечном счете — к спасению. А мирская печаль производит смерть. Печали мирских людей о мирском раньше времени сводят их седину в могилу; даже их печаль о грехе, как у Иуды, приводит к фатальным последствиям, – Иуду она привела к смерти. Примечание:

(1) Покаяние приводит к спасению. Поэтому (2) Истинно покаявшиеся никогда не сожалеют о том, что они покаялись, и о том, что привело их к покаянию.

(3) Необходимыми предварительными условиями для покаяния являются смирение и благочестивая печаль. То и другое исходит от Бога, Подателя всякой благодати.

2. Благие плоды и последствия покаяния, ст. 11; плоды, сопровождающие покаяние, являются наилучшими доказательствами его истинности. Когда происходит перемена в сердце, тогда жизнь и поступки тоже изменяются. Коринфяне показали, что их печаль была благочестивой, производящей покаяние, потому что она произвела в них сильную озабоченность состоянием своих душ, привела к отвержению греха и угождению Богу. Она также привела их к очищению, не путем самооправдания себя перед Богом, но путем осуждения греха, благодаря чему им не вменилась вина за совершившееся в их среде беззаконие. Она произвела в них негодование на грех, на самих себя, на искусителя и на его орудие. Она произвела в них страх, благоговейный страх, страх в смысле осторожности и недоверия, не Богу, но самим себе; благочестивый страх перед Богом, страх осторожности перед грехом и страх ревности за себя. Она произвела сильное желание исправиться, устранить все беспорядки и примириться с Богом, Которого они оскорбили. Произвела усердие, ревность, смесь любви и гнева, ревность к добру и гнев против греха. Наконец, она произвела желание взыскать за совершенный грех и за свое собственное безумие, сделать должное удовлетворении за причиненный ими вред. По всему они показали себя чистыми в этом деле. Не в том смысле, что они были не виновны, но в том, что они покаялись и поэтому очистились от своей вины перед Богом, Он простил и не наказал их. И никто уже не может их укорить или осудить за то, в чем они искренне покаялись.

Стихи 12-16. В этих стихах апостол старается утешить коринфян, на которых его первое послание произвело такое благотворное действие. С этой целью 1. Он говорит им, что имел добрые намерения о них, когда писал свое первое послание, хотя оно могло показаться им суровым, ст. 12. Он писал его, главным образом, не ради оскорбителя, не только ради его блага, и уж тем более не для того, чтобы наказать его. И не ради оскорбленного, то есть не ради обиженного отца, чтобы он получил некоторое удовлетворение. Но для того, чтобы им открылась его большая искренняя любовь к ним и попечение о них, о всей церкви, чтобы они не пострадали, оставив такое преступление и связанный с ним позор без должного внимания и негодования.

2. Он сообщает им о той радости, какую принесло ему и Титу их покаяние, их доброе поведение. Тит радовался, и дух его успокоился их утешением, и это, в свою очередь, утешило и обрадовало и самого апостола, ст. 13. Тит был утешен, когда находился среди них, и потом, когда он вспоминал, как они приняли его, какое проявили послушание апостольским повелениям, с каким страхом и трепетом восприняли все укоризны в свой адрес, сердце его преисполнилось еще большим расположением к ним, ст. 15. Примечание: За благочестивой печалью следуют великое утешение и радость. Как грех производит общую скорбь, так покаяние и исправление производят общую радость. И Павел и Тит были обрадованы, коринфяне были утешены, поэтому должны были утешить и покаявшегося; если небо радуется об одном грешнике кающемся, то и на земле должна быть радость об этом.

3. В заключение апостол выражает свою полную уверенность в них. Он не постыдился, хвалясь ими перед Титом (ст. 14), ибо не был обманут в своих ожиданиях относительно них, выраженных ему, и теперь с великой радостью мог заявить что и в будущем во всем может положиться на них. Примечание: Великое утешение и радость для служителя, когда он имеет дело с теми, кому может доверять, на кого может положиться, что они примут все его предложения, направленные к славе Божией, к чести Евангелия и к их пользе.