Свое служение Иисус начал с того, что начал собирать учеников. Первые двое учеников – это бывшие ученики Иоанна Крестителя. Когда услышали, что это «Агнец Божий, это Мессия», пошли за Ним. И потом в евангельских повествованиях слышим, как Иисус приглашает учеников , одного за другим. Они оставляют свое привычное дело и идут за Иисусом, потому что в Иисусе они увидели Учителя, которого не видели раньше. Они ожидают, что что-то от Него получат, какие-то особые благословения. И потому они оставляют все и идут за Ним.

Вы помните, что ученики были разные. Петр, Иоанн – за каждым именем — это целая история, это особый характер. Иуда, Матфей – и хорошие и не очень, и надежные и очень ненадежные, которые в самый неподходящий момент могут даже и отречься. Самые разные ученики. Помните, что были ученики, были двенадцать учеников, которые ходили с Иисусом везде, они были более близкими учениками для Иисуса. Были и другие ученики, которые не всегда были с Иисусом, но ходили за Ним. В Священном Писании мы находим упоминание о таких, о семидесяти учениках, которые ходили за Иисусом. Но мы в Евангелиях находим и учеников, которые не ходили за Иисусом. И вот об одном таком последователе Иисуса сегодня мы будем говорить.

В Евангелии от Иоанна эта история записана в 3-ей главе в самом начале. Когда вы смотрите на Евангелие от Иоанна, мы говорили уже, что каждое Евангелие имеет свой порядок. Когда смотрим на Евангелие от Иоанна, невозможно не заметить, что Иоанн именно так описывает: — в первой главе рассказывает о учениках из двенадцати, как Иисус их приглашает; — и далеко не надо идти в Евангелии, как вы увидите другую категорию учеников – на примере Никодима. Вы увидите и таких учеников, как Никодим. Давайте откроем 3-ю главу и начнем читать: – «Между фарисеями был некто именем Никодим, один из начальников Иудейских «. Непростой ученик, он сам был из начальников, и возможно, был учителем. Когда мы читаем евангельское повествование, мы замечаем, что там учителя, в то время, отличались от учителей наших дней. Если сегодня учитель, обычно при каком-то учебном заведении – это его работа, у него есть аудитория, и его ученики в классе сидят и слушают его лекции. То в древности по-другому все это происходило.

Обычно учитель ходил и учил, а ученики за ним ходили. Не было аудитории. Аудитория – это, куда учитель, там и аудитория. Не только Иисус так набирал учеников себе. Все великие учителя того времени имели своих последователей Мы помним, Павел учился у ног Гамалиила. Знаете, он так же учился, как ученики у ног Иисуса. И каждый известный учитель имел своих последователей. И вот, Евангелие от Иоанна начинает раскрывать нам то, кто стали последователями Иисуса, какие люди окружали Иисуса, объединялись вокруг Иисуса. Если в первой главе мы увидели нескольких учеников, которые станут основными учениками Иисуса из двенадцати, то в третьей главе мы слышим о ученике, которого даже трудно назвать учеником — один из начальников Иудейских. «Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Приходит Никодим, слышите, что говорит? Как вам нравится такое вступление? Это слова Никодима, а вот слова Иисуса: «Иисуса сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».

Интересная беседа получается, да? Никодим приходит и говорит: « мы знаем, Ты – великий Учитель».- Иисус отвечает ему: «Знаешь, кто не родиться свыше не может увидеть Царствия Божия». Кажется, на первый взгляд, о чем, о чем это Иисус говорит. Еще не успели поздороваться как следует, а Иисус ему говорит уже: «Ты не увидишь Царствия Божия». Мы потом видим из беседы, что именно об этом Иисус говорит, что «Никодим , тебе бы родиться свыше». Фактически Иисус, вот так вот, с ходу ему и говорит. Представьте себе, если бы к вам пришел один из великих людей, а Никодим был великим человеком, он был, написано «один из начальников Иудейских». Он был из Синедриона. А что это такое? Представьте себе, если бы из Государственной Думы кто- то пришел или из Правительства, из членов правительства пришел к вам и говорит: «Мы знаем, мы о тебе наслышаны, ты – выдающаяся личность и таких не много». Представляете? Как бы вам это понравилось бы? «Мы давно за тобой наблюдаем» . Как вам это? «Ты, знаешь, мы знаем, кто ты такой». Представляете, Никодим так начинает свой разговор с Иисусом, а Иисус игнорирует вот такой комплимент Никодима и говорит: «Знаешь Никодим, смотрю Я на тебя, надо бы тебе родиться заново. Знаешь, ты неудачно родился. Тебе бы повторить…».

Вы представляете, что значит сказать еврею, и не простому – «ты неудачно родился?». – «Ты понимаешь, что ты говоришь, это я-то неудачно родился, да ты знаешь, кто я? Вы знаете, любой еврей – не случайно Матфей начинает с родословной- для чего? Чтобы показать, что этот-то удачно родился. И теперь Никодим, не самый незаметный в Израильском обществе, приходит к Иисусу, и Иисус ему вот такое говорит. Никодим Иисусу – комплимент: «Ты – выдающая Личность», а Иисус Никодиму – а вот ты… Представляете себе? И более того, если не поправить что — то, — не увидишь Царствия Божия. Вы знаете, как люди смотрели на членов Синедриона? Вы представляете, как люди смотрели на этих людей, как общество Израильские смотрело на них? – Снизу вверх. Если кто и удачно родился, если кому и повезло в жизни, так членам Синедриона, это точно. И теперь такое услышать от Иисуса!? Потому неудивительно, что в 4-ом стихе слушайте, что Никодим говорит, — «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» . Вы знаете, к сожалению, Библия не передает интонацию, но мы кое-что можем узнать из контекста. «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» . Во-первых, Никодим тут нагрубил. Понимаете, что он говорит? Он знал, он знал, о чем Иисус говорит. Никодим прекрасно понимал, о чем Иисус говорил, потому что среди иудеев, вот это выражение: — «родиться заново, родиться свыше, родиться от Бога», — это было известным выражением. Евреи именно так говорили об обращенных из язычников. И они называли обращенных из язычников – а вы знаете из Ветхого Завете, что любой человек мог стать евреем, если бы захотел. Для этого нужно было бы исполнить некоторые предписания, которые Бог дал еще Моисею. Но любой человек мог войти в Израильское общество. И таких примеров мы знаем немало.

Вы знаете, что из двух человек взрослых, которые вошли в Ханаан, один был еврей, другой – не еврей. Иисус Навин – еврей, а Халев – не еврей. А как он оказался в числе народа израильского? Очень просто – любой человек мог войти вместе с ними в Ханаан. Вы знаете, что многие из Египта, поверив в живого Бога, присоединились к израильтянам еще во время празднования Пасхи и так с ними и вышли. И Халев был из таковых. И вы смотрите, что он был далеко не последний был в обществе народа Божьего. Он был один из двух. Потому сегодня, когда я слышу, такие разговоры, что : « Что Бог только евреев и какую-то честь им особую подарил? И что это история евреев?». И да, и нет. Если мы внимательно прочитаем Ветхий Завет, мы обнаружим, что Бог нелицеприятен. И Павел это писал: «Бог нелицеприятен». Апостолы это понимали и в Ветхом Завете это понимали, — все, кто действительно понимали Божий характер. И именно это было самой большой ошибкой и самым большим грехом у израильтян, что они презирали другие народы. Именно по этой причине они стали последними. Иисус о них говорил: «первые станут последними». И очень немногие, к сожалению, последовали за Иисусом. Так вот, евреи тогда прекрасно понимали , о чем идет речь, когда говорят: «родился свыше, заново родился, родился от Бога». Они так называли язычников, которые обращались в израильскую веру. И потому очень странно услышать от Никодима такие слова: «Как может человек родиться, будучи стар».

Очень странно, что Никодим, вообще, такой вопрос задает. Но когда он продолжает, понятно становится — вот, что его задело. Его задело, что Иисус сказал, что «он неудачно родился». И фактически, тут Никодим Ему нагрубил. Чем мне нравится Дух пророчества, в Духе пророчества так и написано, что Никодим вспылил, он вышел из себя и вот так ответил Иисусу: — «Что это, мне опять в утробу матери?». Иисус говорит: «Истинно, истинно говорю тебе». Иисус очень спокойно, уверенно, но твердо опять повторяет те же слова, по-другому: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Иисус настаивает торжественно и спокойно. Он повторяет ту же истину – «Никодим, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». «Должно вам»? А кому вам? Вы знаете, вот эта беседа Иисуса с Никодимом уже с самых первых слов очень интересна, Почему Никодим сказал: «Мы знаем» . Кто мы? Помните, что Никодим ночью пришел. А что он имеет ввиду , что «мы знаем»? Это кто – мы? Синедрион? А что это, его уполномочили прийти к Иисусу и заявить Ему это? ; «Ты иди, от нашего имени скажи, что мы знаем» . Так было? А почему Никодим так себя ведет? Понимаете, почему? Понимаете, почему он себя так ведет? И понимаете, почему он ночью пришел? Борьба внутри происходила. Ему нравился Иисус, он действительно полюбил этого Учителя, он действительно понял, что у Иисуса можно многому научиться. Он действительно задумался на тем, а может быть это действительно Мессия. И потому он решил придти к Иисусу. Но прийти днем?

Он знал отношение к Иисусу в Синедрионе. Он то, как раз, знал, что знал Синедрион, и что они говорили об Иисусе на своих собраниях. И теперь ему придти к Иисусу открыто днем? Кто знает, мой авторитет может пострадать. Вот почему Никодим решается — но он все-таки хочет придти к Иисусу — поэтому он решается ночью. Компромисс — ночью придти. Ему- то неудобно, что он ночью пришел. Надо как-то напустить на себя важный вид, вот он и делает это: «Мы знаем». Он сверху вниз пришел – «мы знаем, Ты понимаешь, я не просто так, Ты не подумай, что я пришел, мне очень это интересно – меня уполномочили». Уронил вот это : «Мы знаем»,- пусть Иисус понимает, что я пришел с миссией. Понимаете, почему Иисус говорит: «Никодим, Никодим, смотрю Я на тебя и думаю, — хороший ты человек, но что-то бы надо поменять». И когда Он сказал, что «тебе нужно родиться свыше, тебе надо стать человеком, снять эту маску», — это задело Никодима. Потому что он услышал, для него это прозвучало, что он — наравне с язычниками. И потому он сначала решил, сделать вид, что не понимает , о чем это Иисус. А Иисус говорит: «Знаешь, Никодим, если Я говорю с тобой о понятных вещах, о том, что знаешь и ты и Я, то если начну говорить тебе о более возвышенных истинах, о более сложных, что дальше будет. Если у нас беседа в самом начале, вот в элементарных, прописных истинах, и мы забуксовали, то что дальше будет. Вот Он здесь говорит: «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели… Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорит вам о небесном?». Слышите? — «Никодим, если Я говорю о понятных и тебе и Мне вещах, и ты не понимаешь, то как дальше?». А перед этим, Никодим сказал Ему в ответ: «Как это может быть?». Никодим все еще сопротивляется, как будто не знает.

В 10-м стихе Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев , этого ли не знаешь? Два учителя встретились. Два учителя. – «Учитель Ираилев и этого ли не знаешь?» Эта история очень похожа на историю из Ветхого Завета. История Неемана. Она записана в 4 книге Царств, 5-1 главе: «Нееман, военачальник царя сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый , потому что через него дал Господь победу сириянам. И человек сей был отличный воин , но прокаженный». Похожая история? — великий человек, но… Потом , забегая вперед , помните? — « и обновилась кожа его , как кожа малого ребенка , Неемана. Похожая история? Как заново родиться ? Но прежде , чем это произошло, вы помните , через какие трудности прошел Нееман? Девочка , которая оказалась в плену , и жила в доме Неемана , узнав о болезни господина своего , говорит : «если бы господин мой побывал у пророка Божия в моей стране , то пророк бы его исцелил». И вот это , когда дошло до Неемана , он ухватился за эту надежду, он пошел к царю. Несмотря на то , что сирияне с израильтянами были в конфликте в то время — военное было положение — несмотря на это , Нееман решается идти к своим врагам. Военачальник царя сирийского , министр обороны. Представляете? Решается идти к пророку, в страну своих врагов, и просить его об исцелении. Идет к царю, все нужные бумаги подписывают , и Нееман отправляется в Палестину , к израильтянам. Помните эту историю? — взял много подарков , золота , серебра. Он поверил , он поверил , что будет исцелен . Иначе бы не отправился в путь . Вы поймите , что это нелегко было — надо было переступить через свое «Я» , потому что это был великий человек.

Мне кажется , очень похоже то, что испытывал Нееман, и то , что испытывал Никодим , когда решался придти ночью к Иисусу. И когда он отправился к пророку Божию , (я думаю , что по дороге он представлял , как произойдет его исцеление ) , он представлял , наверное , — « пророк Божий выйдет , возложит на меня руки , произнесет какие-то особые слова или помолится , может какой-нибудь обряд совершит, и каким-то таким образом он будет исцелен». Но каково было его удивление , когда он подъехал на колеснице к дому , где жил пророк , и пророк даже не вышел . Представляете себе ? Просто послал слугу своего. Слуга вышел и говорит : « А, Нееман , иди окунись в Иордане семь раз и будешь здоров», и вернулся. Представляете себе ? Министр обороны — и как встречают . Я представляю , какой столб пыли подняла колесница Неемана у порога Божьего пророка, — «Домой , ни секунды. чтобы я оставался на этой земле? Да они над нами смеются. Домой!» Представляете ? Слуги Неемана , знали , что значит, когда Господин в ярости . Мне кажется , они какое-то время не шевелились . Но вот они приближаются к Иордану , и кто-то из слуг робко начинает говорить : « Но господин , может быть попробуем , а что , если действительно то , что пророк сказал поможет . Вот Иордан». — «Что и вы надо мной смеетесь? Я этого не вынесу , — это позор. Вы представьте себе , какие реки у нас , и какая это река. У нас горные , чистые реки , с чистой кристальной водой. И я в этом мутном Иордане? И пусть все они смотрят, да? — вон , Нееман , военачальник царя сирийского , вот в нашем Иордане, пожалуйста , полюбуйтесь! Ни секунды…». И еще с большей скоростью несется колесница мимо. Но каким-то образом , смогли они его убедить и остановить : « Ну что стоит , господин , подумай. А что , если в этом спасение? Что стоит ? Всего лишь окунуться». — «Только ради вас, только ради вас. Какой стыд , какой позор!». И он вошел в воду , Как вы думаете , первый раз он окунулся , что-то произошло ? Что он собирается делать ?

Только слуги Неемана знают , сколько труда стоило им, чтобы удержать господина в воде – «ну, пророк сказал семь раз , пожалуйста. Ну что стоит? уже вошел». Как вы думаете , на шестой раз он вышел из воды , что-то произошло ? — «Ну, что стоит, еще раз». И вы представляете , он выходит из воды после седьмого раза – не верит своим глазам , смотрит на руки , смотрит на ноги — чист. Ни следа проказы! Он разворачивает колесницу , возвращается к пророку , везет ему подарок . Эта история записана в 5-й главе 4 книги Царств. Смотрите 14-й стих — « И пошел он, и окунулся В Иордане семь раз , по слову человека Божия, и обновилось тело его , как тело малого ребенка , и очистился». Но сколько борьбы! А вот теперь Иисус сражается за Никодима. А Никодим все порывается , порывается ,- защищает свой авторитет, понимаете? Ну, как он такой великий человек! С самой первой минуты , как Никодим отправился к Иисусу , он только об одном переживал:– «авторитет , авторитет , мой авторитет». Потому он пришел ночью . Потому он начал говорить , знаете о чем? О, у Тебя великий авторитет .

Первые слова — это законы психологии . Послушайте , о чем говорит человек , как только вы встретились , послушайте, о чем он говорит. И первые слова , если будете внимательны , как правило , это то , что больше всего интересует . Так вот , Никодим пришел : « У Тебя авторитет , Ты — великий Учитель» , а сам- то думает о своем. И потому ему Иисус говорит : « Ты знаешь , давай мы сразу к делу . Если хочешь действительно быть великим , то надо что-то изменить». И Никодим не отступает от этой темы , он продолжает, он продолжает говорить с Иисусом об авторитете. Фактически , Никодим пришел к Иисусу , и хотел , чтобы Иисус заинтересовался в нем. Понимаете , тут торговля идет — два учителя встретились . Ну , как Никодиму придти и сказать : «Я хочу у Тебя учиться» , он же сам учитель. Надо бы что-то такое сказать , чтобы Иисус в нем заинтересовался и просил его о чем-то. Вот потому Никодим с этого и начал : « Мы знаем». — «А ты, там в Синедрионе , да? Может как-то мое служение Синедрион поддержит, да ? Ты там замолви за меня слово». Вот если бы так повернулся разговор , вот это бы понравилось Никодиму. Но Иисуса , фактически , Никодиму говорил следующее : « Никодим, если бы Мне нужен был авторитет , Меня бы тут не было. Ты знаешь, Я на землю не за авторитетом пришел».

Той ночью Иисус открывал ему великую истину, ради чего Он пришел на землю: – «Ты знаешь. Никодим , ты член Синедриона, ты знаешь , какой Совет Я оставил? Ты знаешь , в каком Совете Я состою? Если бы Мне нужен был авторитет Синедриона, Я бы сюда не пришел. Я не за авторитетом пришел. Твой отец – Авраам, ты знаешь – кто Мой Отец? Понимаешь Никодим, если бы Мне нужен был авторитет , о котором ты переживаешь , мы бы с тобой тут не встретились. Смотрите в 13-м стихе – «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий…» . Иисус продолжает с Никодимом разговаривать : «Ты пришел из Синедриона, да? Знаешь, откуда Я пришел, Сын Человеческий , сущий на небесах? А знаешь, зачем Я пришел? Хочу тебе рассказать историю, которую ты хорошо знаешь – «и как Моисей вознес змию в пустыне, так должо вознесену быть Сыну Человеческому. Хочешь Меня поднять, возвысить? Я тебе расскажу, как это произойдет. И знаешь, для чего?» И тут Иисус произносит слова , — (не ошибусь , если скажу, что самые известные слова из всего Священного Писания, Правда?) — 15-й стих : Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Вот для чего Я пришел. Но, давай вернемся к тебе». Вы знаете, чем мне нравится Иисус – Он всегда прямо говорит.

Мы люди, мы ищем какие-то окольные пути – все «вокруг да около». Что мне нравится у Иисуса – Он всегда говорил о том, в чем действительно имел нужду человек. Иисус говорит : «Никодим, давай вернемся к тебе. Ты понимаешь, ты понимаешь, что-то тут не так. Почему ты ночью пришел? Боишься света? Боишься, что тебя кто-то увидит? Если ты убежден, что Я великий Учитель Израиля, почему прямо , открыто не придешь ко Мне? Почему ночью? Понимаешь, Никодим, для того, чтобы быть в Царстве Небесном, надо и это снять, вот эту маску твою, которую ты одел и прячешься от других, надо снять. Все это мешает. Тебе же мешает. Понимаешь , Никодим, это не Мне нужно. Я не пришел тебя судить, ты — сам учитель. Ты сам прекрасно понимаешь, что хорошо, что плохо. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Понимаешь, в чем ты нуждаешься, Никодим? — «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму…». Слышите? Никодим … — «нежели свет, потому что дела их были злы». Понимаешь, Никодим, вот это тебе мешает. Ты переживаешь о своем авторитете. О чем переживаешь, то потеряешь, если вообще можно так сказать. Вы знаете, что люди, которые действительно имеют авторитет, они об этом не переживают. Переживает именно тот, кто его не имеет. Но что мне нравится, что Никодим не обиделся, он все понял. Он ушел. Прошло время. Вот ведь как бывает.

Когда все ученики оставили Иисуса, вот в тот момент приходит Никодим. Это был богатый человек, это был влиятельный человек в своих кругах. И в самый сложный момент, когда все ученики разбежались, приходит Никодим, он отдал свои деньги и тем самым поддержал первую зарождающуюся христианскую церковь. Пришел другой, не менее влиятельный человек, Иосиф из Аримафеи, и с почестями похоронил Иисуса. В тот момент, когда двенадцать учеников разбежались кто куда, и каждый по-своему боялся, дрожал и страдал, эти люди, о которых, возможно, никто бы никогда не подумал , что они придут в самый сложный момент пришли. Вот как бывает. А ведь правда так. Бывает, самые лучшие друзья , когда больше всего нужно, где они? И те. На кого может быть, не рассчитывал, — рядом. Пусть эта история поможет вам относиться к людям, как к тем, кто может, даже если сегодня он не поддерживает, но может такое случится, что он будет тем единственным, кто поддержит в трудную минуту. Помните, что так именно было у Иисуса с Никодимом. Он тоже был учеником Иисуса. Только никто не видел этого. Он там находился в высшем Совете Израиля, он внимательно следил за всем, что происходило. Он знал, он знал и следил за каждым шагом Иисуса. Вы ж знаете, у Синедриона была целая сеть своих людей, которые присутствовали на каждом собрании. И эти люди следили за каждым словом, чтобы потом принести, перевернуть и осудить. Иисус не боялся, потому что Ему нечего было скрывать, потому, что все, что Он проповедовал , была великая истина. Истина, ражи которой Он был готов умереть. Он пришел явить Божий характер. Он никогда не прятался, Он не ходил ночью. Он ходил открыто. И все, что Он делал, делал открыто.

Потому Никодим все знал. Он внимательно следил за Иисусом. Несколько раз он пытался защитить Иисуса. И когда приняли решение Иисуса убить, Никодима там не было. Члены Синедриона давно поняли, куда клонит Никодим, и потому они постарались принять решение в его отсутствие. В результате, в конце концов, этот богатый и влиятельный человек все потерял. Но он знал ради чего. Он обнищал. Но нисколько об этом не жалел. Он надолго запомнил ту первую встречу с Иисусом ночью, когда Иисус смотрел ему в глаза и говорил : «Ты должен это знать, ты знаешь это, надо родиться свыше».

Впоследствии, Никодим рассказал эту историю Иоанну. Иоанну настолько эта история, что он в первых главах описал ее. И помните, что именно в этой главе Иоанн записал самые известные слова Священного Писания. Помните, что именно Никодиму Иисус эти слова произнес: «Дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». 16-й стих – « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Дважды повторяет. Вот история об удивительном, необычном ученике Иисуса. Понимаете, что значит авторитет? Понимаете, ради чего Иисус пришел на землю? Понимаете, о чем переживают люди на этой земле и понимаете, что часто именно это им мешает? Понимаете, что это одна из главных тем в Евангелии? Понимаете, это то, с чем боролся Иисус в каждом из своих учеников? – «О чем вы там спорили?» — и ученики опускают головы. — А знаете, о чем? — У кого, какой авторитет. Если бы они увидели себя со стороны!? И если бы они могли оценить, что сделал Иисус ради них, и какой у Него был авторитет, и как Он низко снизошел, чтобы спасти нас от нашего авторитета, избавить нас от этой болезни – «кто больше». Вы понимаете, почему Иоанн поднимает эту историю одной из первых? Потому что он был один из тех, кто больше всего переживал об авторитете. Помните? Маму подключили в борьбе за авторитет.

Вы понимаете , как Иисус на все это смотрел и как Он хотел все это изменить, как Он хотел излечить их, и как они сопротивлялись? И поразительно, эта болезнь поразила всех учеников – и двенадцать и даже тех тайных, которые не ходили с Иисусом. Вы понимаете, почему не ходили? Но, несмотря на это, чем мне нравится наш Учитель, что он не отказался от этих несчастных учеников, которые так переживали о своем авторитете. А терпеливо учил их. И , в конце концов, вырвал их, чтобы спасти. Это одна из самых важных тем в Евангелии. Это одна из самых больших проблем нашего мира. С этого все наши беды начинались. И не будет счастья на этой земле пока мы не поймем то, что понял, в конце концов, Никодим.