Введение

Относительно этого послания мы должны выяснить:

I. Его божественный авторитет, так как он оспаривается некоторыми, теми, чьи глаза не могут выносить света его или чьи заблуждения разоблачаются в нем; таковыми были ариане, отрицавшие Божество и самосуществование Христа, и социниане, отрицавшие Его самодостаточность. Но несмотря на все попытки людей дискредитировать это послание, божественное происхождение его сияет сильными, яркими лучами, и всякий читающий его убеждается в том, что это замечательная часть канона Священного Писания. Божественность его содержания, величественность стиля изложения, превосходство замысла, гармония с другими частями Писания, а также признание его церковью Божьего всех веков – все это доказывает его божественный авторитет.

II. Что касается божественного секретаря, или автора этого послания, то у нас нет подобной уверенности; в начале его не указано никакого имени, как в других посланиях, поэтому среди ученых было много споров о том, кому следует приписать его. Некоторые приписывали его Клименту из Рима, другие – Луке, многие – Варнаве, считая, что стиль и манера выражения послания очень соответствуют ревностному, властному, горячему характеру, каким отличался Варнава, насколько мы можем судить о нем по книге Деяний Апостолов. Один из древних отцов церкви цитирует некоторые выражения из этого послания как слова Варнавы. Но, в основном, автором его признавали апостола Павла, и в некоторых более поздних рукописях и переводах этого послания в заголовке к нему упоминается его имя. В первоначальные времена оно вообще приписывалось Павлу, стиль и цель его очень хорошо соответствуют духу апостола, человека ясного ума и горячего сердца, главной целью и стремлением которого было возвеличить Христа. Некоторые думают, что апостол Петр, напоминая евреям о написанном им Павлом, имел в виду именно это послание, тем самым доказывая, что Павел был автором его, 2 Пет. 3:15. Мы не имеем никакого другого послания, написанного Павлом евреям, кроме этого. И хотя некоторые возражают, что Павел, во всех своих посланиях упоминавший свое имя, не мог не упомянуть его в этом, тем не менее другие хорошо отвечают на это, что он, будучи апостолом язычников, ненавистных иудеям, мог посчитать благоразумным скрыть свое имя, чтобы предубеждение евреев против него не помешало им прочесть это послание и оценить его как должно.

III. Цель и назначение послания очевидны: просветить умы евреев и убедить их в несравненном превосходстве Евангелия над законом, отвратить их от его обрядов, к которым они были так привязаны, так ослеплены любовью к ним, что у некоторых из них даже после обращения в христианство оставалось много этой старой закваски, и они нуждались в очищении от нее. Цель послания состояла также в том, чтобы убедить верующих евреев быть верными христианской вере и стойкими в ней, несмотря на все страдания, встречавшиеся им на пути. С этой целью апостол много говорит о превосходстве Автора Евангелия, славного Иисуса, воздавая Ему честь и по справедливости предпочитая Его всем другим, показывая, что Он есть все во всем, и все это выражает величественным языком святой риторики. Следует признать, что в этом послании много трудного для понимания, но утешение, какое мы получаем от него, с избытком возмещает все наши старания, предпринимаемые для уразумения его. И в самом деле, если мы сравним это послание со всеми другими посланиями Нового Завета, то убедимся, что ни одно их них так не изобилует элементами божественного, небесного, как послание Евреям.