8 глава

Мы уже видели, что происходило при снятии шести печатей; теперь мы подошли к снятию седьмой, непосредственно предшествующей звучанию семи труб, и перед нами открывается зловещая сцена. Большинство толкователей согласны в том, что шесть печатей соответствуют интервалу между временем апостола Иоанна и царствованием Константина, а семь труб представляют появление антихриста, спустя некоторое время после того, как империя становится христианской. В этой главе мы читаем:

I. О приготовлениях, предваряющих звучание труб, ст. 1-6.

II. О звучании четырех труб, ст. 7 и далее.

Стихи 1-6. Эти стихи представляют собой вступление к звучанию труб; оно состоит из нескольких частей.

I. Снятие последней печати. Это вводит новую серию пророческих видений и событий. Действия провидения Божьего образу-ют непрерывную цепь, одна часть связана с другой (конец одного события является на-чалом другого), и хотя они могут отличаться по своему характеру и времени своего осуществления, однако все составляют единый, мудрый, хорошо согласованный план Божий.

II. Воцарилось глубокое безмолвие на небе, как бы на полчаса. Его можно понимать либо как 1. Мирную тишину: никакие жалобы не возносятся к Богу Саваофу, все хорошо и спокойно в церкви, поэтом, на небе царит безмолвие, ибо всякий раз, как церковь на земле, преследуемая врагом, вопиет, эти вопли восходят на небеса, оглашая их. Либо как 2. Безмолвие ожидания: Провидение готовит великие события, и церковь Божия, как на небе, так и на земле, замерла в молчании, как и подобает ей, чтобы увидеть, что делает Бог, как сказал пророк Захария 2:13: Да молчит всякая плоть пред лицом Господа! Ибо Он поднимается от святого жилища Своего. И еще в другом месте: Остановитесь и познай-те, что Я Бог.

III. Ангелам даются трубы, которыми они должны были трубить. Ангелы используются как мудрые и добровольные орудия Провидения Божьего и обеспечиваются всем необходимым материалом и инструкциями от Спасителя нашего Бога. Как ангелы церквей трубят в трубы Евангелия, так небесные ангелы — в трубы Провидения, и каждый имеет свою долю в служении.

IV. Чтобы подготовить звучание труб, другой Ангел должен был прежде возложить фимиам на жертвенник, ст. 3. Весьма вероятно, что этим другим Ангелом является Господь Иисус, Первосвященник церкви. Он представлен здесь в Своем священническом сане как имеющий золотую кадильницу со множеством фимиама, то есть полноты заслуг Своей славной личности, и этот фимиам Он должен был возложить вместе с молитвами всех святых на золотой жертвенник Своей божественной природы. Заметьте:

1. Все святые — молящиеся люди, никто из детей Божиих не рождается немым; Дух благодати есть Дух усыновления и молитвы, научающий нас взывать: Авва, Отче. Пс 31:6: За то помолится Тебе каждый праведник.

2. Опасные времена, а также времена великих ожиданий должны быть временами молитвы; как наши страхи, так и наши надежды должны побуждать нас к молитве, и там, где есть серьезная забота об интересах церкви Божией, сердца народа Божьего будут расширяться в молитве.

3. Сами молитвы святых нуждаются в фимиаме и ходатайстве Христа, чтобы быть угодными Богу и действенными; Христос имеет все необходимое для этого: фимиам, кадильницу и жертвенник; Он Сам является всем этим для Своего народа.

4. Молитвы святых возносятся к Богу в облаке курения; ни одна молитва, представленная таким образом, никогда не была отвергнута.

5. Молитвы, принятые на небе, производят большие перемены на земле, и это является ответом на них. Тот же самый Ангел наполнил ту же самую кадильницу огнем с жертвенника, и поверг ее на землю; и это вскоре вызвало удивительное смятение — голоса и громы, и молнии и землетрясение. Это было ответом Бога на молитвы святых и знаком Его гнева на этот мир и того, что Он готов воздать великими судами Своим врагам, за Себя и за Свой народ. И когда таким образом все было приготовлено, семь Ангелов приступили к исполнению своих обязанностей.

Стихи 7-13. I. Первый Ангел вострубил первой трубой, и последовали ужасные явления: …и сделались град и огонь, смешанные с кровью… ст. 7. Это была ужасная буря; следует ли под этим понимать бурю ересей, смесь чудовищных заблуждений, поразивших церковь (в то время свирепствовало арианство), или военную бурю, разразившуюся над странами мира, – среди толкователей нет согласия по этому вопросу. Меде (Mede) считает, что здесь имеется в виду нашествие готтов на Римскую империю в 395 году, в тот же самый год, когда умер Феодосии и северные народы под предводительством готтского царя Аларика напали на западные области империи. Однако заметим здесь:

1. Это была ужаснейшая буря — огонь, град и кровь, очень странное, необыкновенное смешение.

2. Пределы разразившегося бедствия: они пали на третью часть дерев и на третью часть травы зеленой и сожгли их; то есть, как говорят некоторые, на третью часть духовенства и третью часть прихожан. Или, как говорят другие, на третью часть великих людей в государстве и на третью часть простого народа – либо на саму Римскую империю, составлявшую тогда третью часть известного мира, либо на третью часть империи. Самые жестокие бедствия имеют свои границы и пределы, налагаемые великим Богом.

II. Вторый Ангел вострубил, и опять последовали ужасные события: …как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, ст. 8. Под этой горой некоторые понимают вождя или вождей еретиков, другие, как например, Меде, город Рим, пять раз подвергавшийся нашествиям готтов и вандалов в течение 137 лет, первый раз, в 410 году, — нашествию Аларика, который действовал с большой жестокостью и производил массовые убийства. В этих бедствиях третья часть людей (названных здесь морем) была истреблена: то же самое ограничение третьей частью, ибо среди судов Господь помнит о милости. Эта буря жестоко поразила морские и торговые города и страны Римской империи.

III. Третий Ангел вострубил, и произошли последствия, аналогичные предыдущим: …упала с неба большая звезда, и далее, ст. 10. Некоторые понимают под ней политическую звезду, какого-нибудь выдающегося правителя, и применяют эти слова к Августулусу, который был вынужден уступить империю Одоацеру в 480 г. Другие понимают под ней церковную звезду, выдающуюся личность в церкви, подобную горящему светильнику, и относят это к Пелагию, бывшему к тому времени уже падающей звездой и сильно развратившему церкви Христовы. Заметьте:

1. Куда упала эта звезда: …на третью часть рек и на источники вод.

2. Какой эффект она произвела на них: она превратила эти источники и реки в полынь, сделала их необычайно горькими, так что люди отравлялись ими; под этим можно понимать, что либо законы, являющиеся источниками гражданской свободы, благоденствия и безопасности, были отравлены деспотической властью, либо доктрины Евангелия, источники духовной жизни, освежающие и укрепляющие души людей были извращены и отравлены примесями опасных ересей, несущих гибель душам, которые ищут в них утоления жажды.

IV. Четвертый Ангел вострубил, и последовали дальнейшие бедствия. Заметьте:

1. Характер этого бедствия. Это была тьма, поразившая великие небесные светила, дающие свет миру, — солнце, луну и звезды, то есть либо церковных руководителей, либо государственных правителей, которые вращаются на более высоких орбитах, чем простые люди, и которые должны распространять свет и благотворное влияние на них.

2. Его масштабы: это бедствие было ограничено третьей частью небесных светил, и поэтому солнце днем и луна со звездами ночью давали некоторый свет, хотя и в три раза меньше против того, что было прежде. Не вдаваясь в обсуждение противоречивых мнений ученых людей по этому вопросу, ограничимся понятными практическими замечаниями:

(1) Те места, куда приходит Евангелие, а народ равнодушно принимает его, и их жизнь и сердца остаются прежними постигают впоследствии страшные суды.

(2) Бог предупреждает людей о Своих судах, прежде чем послать их; Он бьет тревогу через слова Писания, через служителей, через их собственную совесть, через знамения времени, поэтому если Божие наказание оказывается для них неожиданным, то они сами виноваты в этом.

(3) Гнев Божий на людей совершает среди них свой ужасный труд: он наполняет горечью все их утешения, даже саму жизнь делает горькой и обременительной.

(4) Однако Бог не изливает на этот мир весь Свой гнев, но ставит границы самым суровым наказаниям.

(5) Извращение учения и церковного богослужения сами по себе являются великими судами и обычно становятся причиной и предзнаменованием грядущих судов.

V. Прежде чем вострубят остальные три трубы, миру дается торжественное предупреждение о том, как ужасны будут бедствия, последующие за этими трубами, и как несчастны будут те места и времена, которые будут охвачены этими бедствиями, ст. .

1. Посланником был Ангел, летящий посреди неба, как если бы он спешил, получив ужасное поручение.

2. Он возвещает, что последующие бедствия будут гораздо более ужасны, чем все, что мир переживал до сих пор. Он объявляет о троекратном горе, чтобы показать, насколько грядущие бедствия превзойдут все те, что были раньше, или что каждая из последующих труб будет вводить конкретное, отличное от других, бедствие. Если менее суровые наказания не действуют, церковь и мир становятся все хуже и хуже, то следует ожидать более суровых судов. Познан был Господь по суду, который Он совершил; Он ждет, когда прийти, чтобы наказать мир, поэтому обитатели его должны трепетать перед Ним.