31 глава

1–11. Назначение служителей скинии. 12–18. Повторение закона о соблюдении субботы и вручение Моисею скрижалей.

Исх.31:1. И сказал Господь Моисею, говоря:

Исх.31:2. смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина;

Исх.31:3. и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,

Исх.31:4. работать из золота, серебра и меди, [из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона],

Исх.31:5. резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела;

Исх.31:6. и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе:

Исх.31:7. скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии,

Исх.31:8. и стол и [все] принадлежности его, и светильник из чистого золота и все принадлежности его, и жертвенник курения,

Исх.31:9. и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его,

Исх.31:10. и одежды служебные и одежды священные Аарону священнику, и одежды сынам его, для священнослужения,

Исх.31:11. и елей помазания и курение благовонное для святилища: всё так, как Я повелел тебе, они сделают.

Исх. 1:2–6 Дело устроения скинии по указанному Моисею образцу должно быть совершено строителями, назначенными также самим Богом. Что Аголиав был только помощником (Исх.31:6) Веселиила, это видно не только из того, что Веселиил поставлен на первом месте, но и из того, что ему усвояются особые дары Божии (Исх.31:3-4). То же самое открывается из упоминания в других местах (Исх 37.1) о нем одном. При перечислении предметов, которые должны быть устроены строителями скинии (Исх.31:7-11), одеждам Аарона усвояется особое название «серад», смысл которого неясен. На основании Исх 35.19 и Исх 39.41 можно думать, что одежды названы служебными, т. е. назначенными для ношения при священнослужении.

Исх.31:12. И сказал Господь Моисею, говоря:

Исх.31:13. скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;

Исх.31:14. и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;

Исх.31:15. шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти;

Исх.31:16. и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;

Исх.31:17. это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.

Нерушимость субботнего покоя. Так как заповедь о субботе повторена для всего народа израильского, то нельзя уже думать, что повторение потребно было в видах удержания строителей скинии от производства работ в субботние дни. Цель напоминания о субботнем покое иная. Святилище, об устройстве которого шла речь, назначается для служения Богу. Сущность же этого последнего составляет постоянное исповедание владычества Божия словом и делом. Свое выражение оно находит между прочим в соблюдении субботнего покоя. Употребление слова «суббота» во множественном числе дает полное право утверждать, что речь идет не об одном седьмом дне, но и прочих днях покоя от работ. Соблюдение данного предписания является «знамением между Богом и евреями», – свидетельствует о верности народа своему Господу и о выделении из среды прочих народов. Неисполнение заповеди о субботнем покое равносильно сознательному отрицанию владычества Всевышнего и потому должно иметь своим последствием изъятие отрицателя из среды народа Божия (Чис 15.34-35).

Исх.31:18. И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.

Изреченные в слух всего народа (Исх 20.17), десять заповедей самим Богом даны в письменах на двух каменных досках, исписанных с лицевой и задней стороны (Исх 32.15). Судя по тому, что Моисей нес скрижали в одной руке и вложил их в небольшой по размерам ковчег, можно думать, что они не отличались особенной величиной.