17 глава

Победа Давида над Голиафом.

1Цар.17:1. Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме.

Возможно предположить, что, нападая на евреев, филистимляне рассчитывали на предполагаемую неспособность больного Саула (1Цар 16.14-21) оказать им умелое сопротивление. Но на этот раз филистимляне ошиблись в своих ожиданиях.

«Сокхоф» и «Азек» – города к юго-западу от Иерусалима.

1Цар.17:3. И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина.

Войска находились в таком положении, что нападающая сторона неизбежно рисковала потерпеть полное поражение. А так как никто себе не враг, то обе стороны стояли в бездействии, но в напряженном выжидательном положении. Неизвестно, сколько времени они простояли бы таким образом, если бы филистимлянам не пришла мысль решить дело военным поединком двух богатырей – из того и из другого лагеря. Богатырем со стороны филистимлян явился великан из города Гефа – Голиаф.

1Цар.17:4. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди.

«Локоть» – длина руки от локтевого сустава до конца среднего пальца. «Пядь» – ширина в три ладони. Ладонь – ширина четырех пальцев.

1Цар.17:5. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди;

«Сикль», как мера веса, равнялся 3 золотникам, 34, 40 дол.

1Цар.17:8. И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне;

«Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы», т. е. какое может быть сравнение между мной, – могучим, свободным филистимлянином, – и вами, – жалкими рабами больного маньяка Саула?

1Цар.17:11. И услышали Саул и все Израильтяне эти слова Филистимлянина, и очень испугались и ужаснулись.

«Очень испугались и ужаснулись», не надеясь подыскать со своей стороны равносильного Голиафу соперника.

1Цар.17:12. Давид же был сын Ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени Иессея, у которого было восемь сыновей. Этот человек во дни Саула достиг старости и был старший между мужами.

«Восемь сыновей», см. 1Цар 16.6-13.

1Цар.17:15. а Давид возвратился от Саула, чтобы пасти овец отца своего в Вифлееме.

Надобность в игре Давида временно прекратилась: война поглотила собой внимание и чувства Саула и тем предохраняла его от острых вспышек меланхолии.

1Цар.17:18. а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их.

«Тысяченачальнику» – в виде приветственного дара.

1Цар.17:23. И вот, когда он разговаривал с ними, единоборец, по имени Голиаф, Филистимлянин из Гефа, выступает из рядов Филистимских и говорит те слова, и Давид услышал их.

«Те слова»: см. 1Цар.17:8-10 ст.

1Цар.17:25. И говорили Израильтяне: видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля. Если бы кто убил его, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным в Израиле.

«Свободным в Израиле», т. е. свободным от государственных повинностей.

1Цар.17:28. И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение.

Очевидно, первенец Иессея Елиав не мог простить своему младшему брату того предпочтения, которое было оказано этому брату пророком Божиим Самуилом (1Цар 16.1).

1Цар.17:33. И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей.

«Ибо ты еще юноша.» «Давид был тогда юношей 15 или 16 лет, так как умер 75-ти лет, царствовал 40; почему, когда был убит Саул, имел 30 лет. А пред сим было сказано, что Саул, после двухлетнего царствования, лишился божественной благодати и потому все прочее время провел, враждуя на Давида» (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 41).

1Цар.17:36. и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго. [Не пойти ли мне и поразить его, чтобы снять поношение с Израиля? Ибо кто этот необрезанный?]

1Цар.17:37. И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою.

Ср. ст. 1Цар.17:45-47.

1Цар.17:42. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем.

«Молод, белокур и красив лицом», т. е. без внешних признаков закаленного в боях сурового воина.

1Цар.17:52. И поднялись мужи Израильские и Иудейские, и воскликнули и гнали Филистимлян до входа в долину и до ворот Аккарона. И падали поражаемые Филистимляне по дороге Шааримской до Гефа и до Аккарона.

«Аккарон» – филистимский город, на запад от Гаваона.

1Цар.17:54. И взял Давид голову Филистимлянина и отнес ее в Иерусалим, а оружие его положил в шатре своем.

На вопрос о том, «как Давид, не живши еще в Иерусалиме, внес в него голову иноплеменника», блаж. Феодорит отвечает: «Правда, Иерусалим населяли еще иевусеи (2Цар 5.6-8), но Давид, желая устрашить непобежденных иноплеменников своего отечества, указал им на голову сраженного им великого воителя», дерзко восстававшего на избранный народ Божий и полагавшего всю надежду на собственные силы (Блаж. Феодорит, толк, на 1 Цар, вопр. 42).

1Цар.17:55. Когда Саул увидел Давида, выходившего против Филистимлянина, то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир, чей сын этот юноша? Авенир сказал: да живет душа твоя, царь; я не знаю.

«Чей сын этот юноша?» 3анимая скромное место в толпе других придворных музыкантов, Давид мог быть и неизвестен лично Саулу. Слушая музыку Давида, Саул не обращал никакого внимания на игравшего; а если и видел его, так болезненные припадки, в период которых приглашался музыкант, могли помешать ему запомнить лицо игравшего. И только теперь, когда скромный музыкант на арфе сделался героем дня, славой Израиля, орудием Божественной помощи угнетенным, Саул обратил на Давида должное внимание и, не узнав его в лицо, спросил: «»Чей сын этот юноша?»»

1Цар.17:57. Когда же Давид возвращался после поражения Филистимлянина, то Авенир взял его и привел к Саулу, и голова Филистимлянина была в руке его.

Сообщаемое в 1Цар.17относится, очевидно, ко времени после данного представления победителя Давида Саулу.