18 глава

Народное расположение к Давиду. Подозрительность Саула. Тайная вражда Саула против Давида.

1Цар.18:3. Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу.

«Союз» дружбы.

1Цар.18:10. И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье.

Музыка Давида потеряла для Саула, по-видимому, всякое очарование. Вид предполагаемого претендента на его престол вызывал в Сауле необузданное бешенство.

1Цар.18:11. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него.

Надобно полагать, что Саул действовал здесь не совсем бессознательно, потому что вскоре затем он начал хладнокровно придумывать другие, более благовидные, способы погубить Давида.

1Цар.18:12. И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил.

1Цар.18:13. И удалил его Саул от себя и поставил его у себя тысяченачальником, и он выходил и входил пред народом.

1Цар.18:14. И Давид во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь был с ним.

1Цар.18:15. И Саул видел, что он очень благоразумен, и боялся его.

1Цар.18:16. А весь Израиль и Иуда любили Давида, ибо он выходил и входил пред ними.

Явная благоуспешность Давида во всем, его неотразимое обаяние на окружающих внушали болезненно-подозрительному царю нечто вроде суеверного страха к личности своего предполагаемого врага.

1Цар.18:17. И сказал Саул Давиду: вот старшая дочь моя, Мерова; я дам ее тебе в жену, только будь у меня храбрым и веди войны Господни. Ибо Саул думал: пусть не моя рука будет на нем, но рука Филистимлян будет на нем.

Очевидно, Саул еще не решался открыто выступить против юного народного героя.

1Цар.18:21. Саул думал: отдам ее за него, и она будет ему сетью, и рука Филистимлян будет на нем. И сказал Саул Давиду: чрез другую ты породнишься ныне со мною.

«Она будет ему сетью»: см. ст. 25.

1Цар.18:25. И сказал Саул: так скажите Давиду: царь не хочет вена, кроме ста краеобрезаний Филистимских, в отмщение врагам царя. Ибо Саул имел в мыслях погубить Давида руками Филистимлян.

«Вено» – брачный дар жениха за невесту, определявшийся в своем объеме, между прочим, и важностью социального положения невесты. Вено за дочь царя не могло быть малозначительным.

«Краеобрезание» – обрезание крайней плоти.

1Цар.18:26. И пересказали слуги его Давиду эти слова, и понравилось Давиду сделаться зятем царя.

Чувства Мелхолы и Давида, очевидно, были взаимными.

1Цар.18:27. Еще не прошли назначенные дни, как Давид встал и пошел сам и люди его с ним, и убил двести человек Филистимлян, и принес Давид краеобрезания их, и представил их в полном количестве царю, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество.

«Еще не прошли назначенные» для выступления в поход дни.

1Цар.18:28. И увидел Саул и узнал, что Господь с Давидом [и весь Израиль любит его,] и что Мелхола, дочь Саула, любила Давида.

1Цар.18:29. И стал Саул еще больше бояться Давида и сделался врагом его на всю жизнь.

1Цар.18:30. И когда вожди Филистимские вышли на войну, Давид, с самого выхода их, действовал благоразумнее всех слуг Сауловых, и весьма прославилось имя его.

Заключив брак между Мелхолой и Давидом, Саул «попал, так сказать, в сети, расставленные им самим. Сделавши Давида своим зятем, он понял, что Давид стал теперь несравненно опаснее для него, так как сделался членом его царского дома» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 90).