3 глава

Призвание Самуила к пророческому служению.

1Цар.3:1. Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты.

«Слово Господне» – через пророков, откровение воли Божией через видения были в те дни не часты.

1Цар.3:2. И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, – глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, —

«На своем месте» – около порога скинии.

1Цар.3:3. и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;

«Светильник Божий» (находившийся в Святилище) «еще не погас», огонь в лампадах светильника зажигался священниками вечером и горел всю ночь до утра, а утром гасился (Исх 27.21. Ср. 1Цар. 30.7-8; Лев. 24.2-4). Наблюдение за исправностью лампад светильника, особенно в ночное время, очевидно, возложено было священниками на отрока Самуила, что вынуждало его проводить это время «в храме Господнем», где «Ковчег Божий», точнее – в первом (со входа) отделении этого храма, или скинии, т. е. в Святилище.

1Цар.3:11. И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;

«Зазвенит в обоих ушах» – от ужаса (ср. 4Цар 21.12; Иер 19.3).

1Цар.3:12. в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу;

1Цар.3:13. Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;

1Цар.3:14. и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.

См. 1Цар 2.27-36.

1Цар.3:20. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.

«От Дана» – северного пункта Ханаана – до Вирсавии – его южного пункта. Выражение «от Дана до Вирсавии» на языке священных писателей тождественно выражению «вся земля израильтян», «весь Израиль», «весь Израиль и Иуда» (2Цар 3.10:6.19, 17.11, 24.2; 3Цар 4.25; 1Пар 21.2; 2Пар 30.5).

1Цар.3:21. И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне. [И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуил есть пророк Господень. Илий же сделался очень стар, а сыновья его продолжали ходить беззаконным путем своим пред Господом.]

«Самуил есть пророк Господень» – богоизбранный и боговдохновляемый провозвестник воли Господней.