20 глава

Возмущение Савея

2Цар.20:3. И пришел Давид в свой дом в Иерусалиме, и взял царь десять жен наложниц, которых он оставлял стеречь дом, и поместил их в особый дом под надзор, и содержал их, но не ходил к ним. И содержались они там до дня смерти своей, живя как вдовы.

См. (2Цар. 16:20-22). Давид постыдным и «законопреступным почитал иметь общение с ними после гнусного общения их с сыном; не сочетал же их ни с кем другим, дабы это не послужило предлогом к похищению верховной власти» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 38), так как по восточным взглядам того времени обладание женой или наложницей царя означало уже некоторое фактическое вступление в права самого царя.

2Цар.20:4. И сказал Давид Амессаю: созови ко мне Иудеев в течение трех дней и сам явись сюда.

2Цар.20:5. И пошел Амессай созвать Иудеев, но промедлил более назначенного ему времени.

2Цар.20:6. Тогда Давид сказал Авессе: теперь наделает нам зла Савей, сын Бихри, больше нежели Авессалом; возьми ты слуг господина твоего и преследуй его, чтобы он не нашел себе укрепленных городов и не скрылся от глаз наших.

2Цар.20:7. И вышли за ним люди Иоавовы, и Хелефеи и Фелефеи, и все храбрые пошли из Иерусалима преследовать Савея, сына Бихри.

«Давид дал поручение Амессаю созвать ополчение в три дня для подавления мятежа, и этим фактически поставил Амессая главнокомандующим вместо Иоава (2Цар. 19:13). Но Амессай оказался ниже положения, в которое был поставлен.

По отсутствию ли распорядительности и энергии, или по холодному приему, сделанному ему народом, как человеку менее авторитетному, чем Иоав, но он не мог выполнить поручения в назначенное время. Между тем медлить было невозможно. И Давид поневоле должен был обратиться к брату Иоава Авессе, чтобы послать его с наличными военными силами за Савеем». К преследующим Савея самовольно примкнул и Иоав. Впрочем Иоав не столько думал об уничтожении мятежа Савея, сколько об устранении из списка живых своего нового соперника при Давиде – Амессая (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 244).

2Цар.20:14. А он прошел чрез все колена Израильские до Авела-Беф-Мааха и чрез весь Берим; и [все жители городов] собирались и шли за ним.

«Авел-Беф-Мааха» – город в северных пределах Палестины, вблизи горы Большой Ермон.

2Цар.20:19. Я из мирных, верных городов Израиля; а ты хочешь уничтожить город, и притом мать [городов] в Израиле; для чего тебе разрушать наследие Господне?

«Мать [городов] в Израиле». См. (2Цар.20:18).

2Цар.20:23. И был Иоав поставлен над всем войском Израильским, а Ванея, сын Иодаев, – над Хелефеями и над Фелефеями;

«И был Иоав поставлен над всем войском Израильским». «Давид не повторил более попытки лишить его поста главнокомандующего, потому что он был и незаменим, и защищал этот пост с таким демоническим упорством, что лучше было уступить во избежание нового пролития крови» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 246).

О хелефеях и фелефеях см. прим. к (2Цар. 8:18).

2Цар.20:24. Адорам – над сбором податей; Иосафат, сын Ахилуда – дееписателем;

«Иосафат… – дееписателем». См. (2Цар. 8:16).

2Цар.20:25. Суса – писцом; Садок и Авиафар – священниками;

См. (2Цар. 8:17).

2Цар.20:26. также и Ира Иаритянин был священником у Давида.

Выражение Иаритянин некоторые понимают в смысле «из селений Иаира», сына Манассии, лежавших в восточном Заиорданье (см. «Опыт Библейского Словаря собственных имен» протопопа Солярского).

«Был священником у Давида», т. е. лицом, через посредство которого престарелый царь совершал многие из своих, религиозных обязанностей при скинии и вне скинии (Блаженный Феодорит, Calmet и др.).