9 глава

(Ср. 3Цар X:1–25; XI:41–43). 1–12. Посещение Соломона царицей Савской. 23–28. Богатства, роскошь и слава Соломона. 29–31. Заключительные замечания о царствовании Соломона.

1–12 Повествование 2Пар о посещении Соломона царицей Савской почти дословно сходно с параллельным рассказам 3Цар X:1–13. См. Толков. Библию II. В евр. тексте неодинаково в обеих книгах названо устроенное Соломоном сооружение для храма и для дворца: по 2Пар (ст. 11) месиллот – лестницы, LXX: anabaseiV, Vulg. : gradus, сл. : степени, по 3Цар (ст. 12) – мисад, «перила». Археология ветхозаветного храма решает этот вопрос в пользу терминологии 2Пар (Олесницкий, с. 248).

13-20. Сн. 3Цар X:14–21. Об устройстве престола или царского трона Соломона по иудейской традиции см. замечания к 3Цар VII:7 в Толков. Библии II, с. 458.

21 Сн. 3Цар X:22. Во 2Пар здесь, как и в XX:37–38, представляется, будто флот Соломона совершал плавание в Фарсис; на самом же деле он ходил в Офир, и название «Фарсисский» имеет другой смысл. См. Толков. Библию т. II, с. 467.

25–28 Здесь только ст. 26 дает новую мысль (ср. 3Цар IV:21), стихи же 25, 27–28 представляют повторение сказанного в 1 гл. 14–17 ст. 2Пар. Сн. также 3Цар X:26–27 и IV:26. Число имевшихся у Соломона стойл или колесниц в разных местах и по разным текстам неодинаково: по данному месту 2Пар и по 3Цар IV:26 – 40 000 стойл (по некоторым кодд. LXX и Vulg, также слав. – 40 000 коней); по 2Пар I:14 и 3Цар X:26 – 1400 колесниц. Но для 1400 колесниц не было нужды в 40 000 конях; вероятно, следует читать: 4000 коней (проф. Гуляева, с. 514; проф. Олесницкий, с. 646; Толков. Библия II, с. 453).

29–31 Сн. 3Цар XI:41–43. Падение Соломона и суд Божий над ним и домом Божиим, о чем рассказывает 3-я книга Царств (XI:1–40), не входят в повествования 2 Паралипоменон: летописный характер книг Паралипоменон и особая цель этих книг, по-видимому, не допускали включения в повествование упомянутого материала (подобно как политические придворные происшествия, рассказанные в I–II главах 3Цар, не вошли в кн. Паралипоменон) [Именно особый характер и цель повествования кн. Паралипоменон, а не произвольное тенденциозное искажение древних записей послепленным писателем, как полагает, напр., I. Wellhausen, послужили причиной отмеченных разностей в повествовании 3 Цар и 2 Цар о царствовании Соломона. По Велльгаузену, (Prolegomena zur Geschichte Israels. 3-te A. Berlin 1886. S. S. 192–193), напротив, — во 2 Цар «древний образ (царствования Соломна) так затушеван, что уничтожены все темные и неприятные черты и взамен того вставлены новые и блестящие краски не в духе оригинала, но во вкусе времени: священники и левиты, огонь с неба, исполнение всей правды закона и много музыки, кроме того, всякие легендарные анахронизмы и преувеличения. Материал предания является преломленным о чуждую среду, — дух послепленного Иудейства».]. Летописный и документальный характер книг Паралипоменон отмечается здесь (ст. 29) подробным указанием трудов известных пророков – историографов; Нафана, Ахии, Иеддо, тогда как в параллельном стихе 3Цар (XI:41) названа лишь вообще «книга дел Соломоновых». «Пророк Нафан принадлежит к числу тех лиц, о которых в кн. Паралипоменон не раз упоминается, но писания которых не дошли до нас. О пророке Нафане упоминается во 2Цар VII:2 след. ; XII:1 сл. ; 3Цар I:8 сл; Пс L:2; 1Пар XVII:1 сл; XXIX:29; 2Пар IX:29; XXIX:25. Из этих мест видно, что он имел значительное влияние как на политические, так и на церковные» (проф. Гуляев, с. 514-515). Ахия Силомлянин известен только по предсказаниям: о разделении еврейского царства на два (3Цар XI:29 сл. ) и о гибели дома Иеровоама (3Цар XIV:4 сл. ; 2Пар X:15); кроме того, по данному месту, составлял летописи; последнее известно и о Иеддо, упоминаемом еще во 2Пар XII:15; XIII:22.