17 глава

1–6. Сделанное Иосафатом распределение войск по укрепленным городам; помощь Божья Иосафату за его благочестие. 7–9. Посланные Иосафатом сановники и левиты поучают народ закону Божню. 10–12. Дань от подчиненных Иосафату племен и увеличение его богатства и силы. 13–19. Имена военачальнииков Иосафата и число его войска.

2Пар.17:1. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян.

2Пар.17:2. И поставил он войско во все укрепленные города Иудеи и расставил охранное войско по земле Иудейской и по городам Ефремовым, которыми овладел Аса, отец его.

Постоянное войско (ст. 2) у библейских евреев ведет начало со времен Давида (2Цар. 8:14-18): с этого времени, «кроме общей повинности всякого гражданина в известном возрасте выходить на войну, у царей были войска постоянные» (проф. Гуляев, с. 554). У Иосафата такого регулярного войска было уже слишком много – по ст. 14–18, до 1 160 000 чел., – и он легче мог снабдить сильным гарнизоном не только собственно иудейские укрепленные города, но и города, принадлежавшие к территории северного – Израильского царства, но отобранные у израильтян отцом Иосафата Асой (2Пар. 15:8). Впрочем, враждебные отношения Иосафата к Израильскому царству (ст. 1) могли иметь место лишь в начале его царствования, а затем сменились дружественными и союзными на почве родства царствующих домов обоих царств и общности политических интересов (см. ниже (2Пар. 18:1-3); сн. (3Цар. 22:2-4); см. Толков. Библию II, с. 492), хотя союз благочестивого царя иудейского с нечестивым домом Ахава израильского не принес благополучия Иудейскому царству.

2Пар.17:3. И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов,

2Пар.17:4. но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян.

2Пар.17:5. И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы.

2Пар.17:6. И возвысилось сердце его на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее.

Благочестие Иосафата, привлекшее к нему и царству Иудейскому при нем милость Божью, выражалось, как и у Асы, особенно ревностно об очищении культа Иеговы не только от языческих элементов, приражавшихся к нему со времен Соломона (3Цар. 11:4-8), но и от пережитков древнего суеверия: «отменил… высоты и дубравы в Иудее» (ст. 6). Впрочем, как и Аса (сн. гл. (2Пар. 14:3) и (2Пар. 15:17) ), Иосафат отменял лишь языческие высоты, а не издревле посвященные Иегове.

2Пар.17:7. И в третий год царствования своего он послал князей своих Бенхаила и Овадию, и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам Иудиным народ,

2Пар.17:8. и с ними левитов: Шемаию и Нефанию, и Зевадию и Азаила, и Шемирамофа и Ионафана, и Адонию и Товию и Тов-Адонию, и с ними Елишаму и Иорама, священников.

2Пар.17:9. И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ.

Здесь дано в высшей степени знаменательное сообщение о мерах Иасафата по насаждению в народе иудейском религиозного просвещения – при посредстве комиссии из царских сановников, священников и левитов, посланных царем по всем городам с книгой закона. Со стороны царя это был сколько акт политической мудрости, столько же – или еще более – плод глубокого его личного благочестия и религиозной ревности, в силу которых он также организовал судебную часть в государстве своем на религиозно-теократическик началах (см. ниже (2Пар. 19:5-11) ). Священники и левиты, выступая здесь в религиозном учительстве, исполняли лишь прямой долг своего знания по закону Моисееву (Втор. 33:9-10); хотя в Ветхом Завете вообще мало сообщается об учительной деятельности священников и левитов, однако всегдашнее исполнение ими упомянутого важного служебного долга своего, конечно, не может подлежать сомнанию (подлинность известия (2Пар. 17:7-9) и (2Пар. 19:5-11) заподозривается, напр., Велльгаузеном – в силу предвзятого взгляда его на послепленное лишь происхождение так называемого «Священнического Колена», т.е., среди книг Пятикнижия, в частности и левитского священства. (Wellhausen. Prolegomena zur Geschichte Israeb, 3-te A. Bertin. 1886, s. 196). Но теория Велльгаузена и на Западе не имеет уже прежнего кредита и обаяния). При том рассказ 2 Паралипоменон с перечислением имен членов комиссии имеет очевидный признак документальности, а присущая ему простота и естественность в свою очередь говорят об исторической достоверности сообщаемого здесь факта. Участие и сановников в комиссии по народному образованию в духе религии и закона объясняется высоким государственным значением предпринятой Иосафатом меры; при том библейско-еврейской древности было чуждо резкое отделение или антагонизм – гражданских и религиозных отношений, государства и церкви, образования светского и духовного, как-то имеет место в большинстве европейских государств господствовавшая в народе еврейском идея теократии, напротив, весьма тесно сближала все эти, в новом мире нередко противоположные, области жизни. Из того, что комиссия священников берет с собой «книгу закона Господня» (ст. 9) и с ней совершает обхождение страны, можно заключать, что экземпляры Библии в народе еще не были распространены.

2Пар.17:10. И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом.

2Пар.17:11. А от Филистимлян приносили Иосафату дары и в дань серебро; также Аравитяне пригоняли к нему мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот.

2Пар.17:12. И возвышался Иосафат все более и более и построил в Иудее крепости и города для запасов.

Последствием внутренних мероприятий Иосафата – по насаждению в народе религиозного просвещения было поднятие авторитета Иудейского царства у окрестных племен – аравитян и филистимлян, плативших дань Иосафату: так внутреннее упорядочение государства сопровождалось тем же подъемом внешнего престижа государства, как и блистательная победа Асы над Зараем (2Пар. 14:14).

2Пар.17:13. Много было у него запасов в городах Иудейских, а в Иерусалиме людей военных, храбрых.

2Пар.17:14. И вот список их по поколениям их: у Иуды начальники тысяч: Адна начальник, и у него отличных воинов триста тысяч;

2Пар.17:15. за ним Иоханан начальник, и у него двести восемьдесят тысяч;

2Пар.17:16. за ним Амасия, сын Зихри, посвятивший себя Господу, и у него двести тысяч воинов отличных.

2Пар.17:17. У Вениамина: отличный воин Елиада, и у него вооруженных луком и щитом двести тысяч;

2Пар.17:18. за ним Иегозавад, и у него сто восемьдесят тысяч вооруженных воинов.

2Пар.17:19. Вот служившие царю, сверх тех, которых расставил царь в укрепленных городах по всей Иудее.

Показанная здесь численность действующей армии Иосафата – свыше миллиона (ст. 14–18) – возбуждает серьезное недоумение и наводит на мысль об ошибке переписчиков в цифровых данных рассматриваемого места. Но сам раздел (ст. 14–18) с реестром войск и военачальников, как показывают уже имена последних, – имеет, бесспорно, документальный характер. Характерна подробность (ст. 16): «Амасия, сын Зихри, посвятивший себя Господу» (евр. hamitnaddeb lajhovah). По мнению некоторых толкователей, этим выражением означается его обет назарейства; но параллель (Суд. 5:2, 9), (где встречается тот же глагол падав. в ф. Гитп) позволяет здесь видеть мысль о воинской доблести, о воинском героизме упомянутого лица.