28 глава

Ахаз, 12-й царь иудейский

(Ср. 4Цар. 16:1-20) 1–4. Продолжительность и нечестие царствования. 5–8. Поражение иудеев при Ахазе со стороны сирийцев н израильтян, с захватом множества пленных. 9–15. Отпущение пленных по слову пророка Одеда. 16–11. Поражение иудеев со стороны идумеев и филистимлян, тягостная помощь со стороны ассирийского царя. 22–27. Упорство Ахаза в идолопоклонстве и бесславная смерть его.

2Пар.28:1. Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; и он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его:

2Пар.28:2. он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов;

2Пар.28:3. и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых;

2Пар.28:4. и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом.

Сн. (4Цар. 16:2-4). Толков. Библия II. В данном разделе между 4 Царств и 2 Паралипоменон существует почти дословное сходство, за немногими, не меняющими существа дела, разностями. Так, в принятом тексте LXX (2Пар. 28:1) лета Ахаза при вступлении на престол определены в 25 лет: ἔικοσι καὶ πέντε ἐτῶν (в код. II, 19, 52, 60, 64, 93, 108, 119, 158, 236, 243 у Гольмеса стоит: ἔικοσι ἐτῶν). И в код. 539 Росси евр. масор. – текста имеется: 25. Ввиду того, что эта последняя цифра устраняет – хронологическую несообразность при принятии даты 20 лет в соотношении с возрастом Езекии при воцарении его (4Цар. 18:2; 2Пар. 29:1), (см. Толков. Библию II), она и должна считаться первоначальной. Под именем Ваалов (ст. 2) здесь, вероятно, разумеются языческие божества вообще, частнее же, судя по литым изваяниям, разумеется, может быть, служение Астарте (проф. Гуляев, с. 562. Сн. Толков. Библия I, с. 468 и 476). О долине сыновей Еннома и о совершавшемся здесь огненном культе Молоха см. замеч. к (4Цар. 16:3) и к (4Цар. 23:10). Толков. Библия Т. II.

2Пар.28:5. И предал его Господь Бог его в руку царя Сириян, и они поразили его и взяли у него множество пленных и отвели в Дамаск. Также и в руку царя Израильского был предан он, и тот произвел у него великое поражение.

2Пар.28:6. И избил Факей, сын Ремалиин, [царь Израильский,] Иудеев сто двадцать тысяч в один день, людей воинственных, потому что они оставили Господа Бога отцов своих.

2Пар.28:7. Зихрий же, силач из Ефремлян, убил Маасею, сына царя, и Азрикама, начальствующего над дворцом, и Елкану, второго по царе.

2Пар.28:8. И взяли сыны Израилевы в плен у братьев своих, Иудеев, двести тысяч жен, сыновей и дочерей; также и множество добычи награбили у них, и отправили добычу в Самарию.

2Пар.28:9. Там был пророк Господень, имя его Одед. Он вышел пред лице войска, шедшего в Самарию, и сказал им: вот Господь Бог отцов ваших, во гневе на Иудеев, предал их в руку вашу, и вы избили их с такою яростью, которая достигла до небес.

2Пар.28:10. И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины пред Господом Богом вашим?

2Пар.28:11. Итак послушайте меня, и возвратите пленных, которых вы захватили из братьев ваших, ибо пламень гнева Господня на вас.

2Пар.28:12. И встали некоторые из начальников сынов Ефремовых: Азария, сын Иегоханана, Берехия, сын Мешиллемофа, и Езекия, сын Шаллума, и Амаса, сын Хадлая, против шедших с войны,

2Пар.28:13. и сказали им: не вводите сюда пленных, потому что грех был бы нам пред Господом. Неужели вы думаете прибавить к грехам нашим и к преступлениям нашим? велика вина наша, и пламень гнева [Господня] над Израилем.

2Пар.28:14. И оставили вооруженные пленных и добычу у военачальников и всего собрания.

2Пар.28:15. И встали мужи, упомянутые по именам, и взяли пленных, и всех нагих из них одели из добычи, – и одели их, и обули их, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и посадили на ослов всех слабых из них, и отправили их в Иерихон, город пальм, к братьям их, и возвратились в Самарию.

Здесь имеется то различие от (4Цар. 16:5-6), что, тогда как по 4 Царств, равно как по (Ис. 7:1), союзники: Реиин Сирийсий и Факей Израильский обложили войсками Иерусалим, которого взять они не могли, после чего сирийский царь двинулся в Идумею и захватил Елаф, – по 2 Паралипоменон Ахаз встретил союзников не в Иерусалиме, а где-то вне его, еще до осады Иерусалима: там он потерпел поражение от каждого из союзников, там произошло пленение израильтянами 200 000 иудейских женщин и детей, после отпущенных по настоянию пророка Одеда. Но понятно само собой, что 2 Паралипоменон здесь нимало не противоречит 4 Царств, а лишь восполняет рассказ 4 Цaрств (Ис. 7:1) внесением предшествовавшего осаде Иерусалима момента: вполне естественно, что Ахаз, не дожидаясь прибытия союзников к Иерусалиму, попытался дать отпор сирийскому войску и израильскому где-нибудь на границе Иудеи, но, потерпев поражение от каждого войска, отступил затем в Иерусалим и заперся в нем. Громадные цифры убитых (120 000) и пленных (200 000) иудеев (ст. 6 и 8), без сомнения, могут вызывать недоумение и наводить на мысль о порче переписчиками цифровых показаний библейского текста. Еврейский масоретский текст, правда, не имеет вариантов в ст. 6 и 8, но греческий LXX имеет их несколько, так в ст. 6 кодд. 74, 106, 120, 134, 236, 19, 60 у Гольмеса имеют: ἐίκοσι χιλιάδες – только 20 000, что предъявляется более естественным, чем указанная в принятом тексте цифра.

Что касается передаваемого только 2 Паралипоменон факта великодушной пощады пленных иудейских женщин и детей со стороны израильтян по побуждению и увещаниям пророка Одеда (ст. 9–15), то факт этот не представляет ничего невероятного: борьба между двумя еврейскими царствами, начавшаяся вскоре после распадения единого прежде Еврейского царства, имела гораздо большие династические или правительственные мотивы: стремление царей иудейских (напр., Авии, Амасии (4Цар. 14:8-13; 2Пар. 13:3-19, 25:17-22), ср. Толков. Библия II) подчинить себе отпавшее северное еврейское царство, – чем племенную неприязнь двух царств: последняя мало вероятна в сипу природного родства колен Израильского и Иудейского царства; посему братские чувства, особенно под действием пророческих увещаний, легко могли пробудиться в сердцах победителей-израильтян к пленникам иудейским. И уже то, что священный писатель кн. Паралипоменон, обычно опускающий все, касающееся Израильского царства, здесь нарочито приводит факт, имевший место в пределах последнего, говорит за историческую достоверность факта. Пленных израильтяне с величайшей заботливостью и предупредительностью доставили даже в отдаленные пункты их родины, напр. в Иерихон (ст. 15. О положении Иерихона см. замеч. к (3Цар. 16:34); Толков. Библия II).

2Пар.28:16. В то время послал царь Ахаз к царям Ассирийским, чтоб они помогли ему,

2Пар.28:17. ибо Идумеяне и еще приходили, и многих побили в Иудее, и взяли в плен;

2Пар.28:18. и Филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи и взяли Вефсамис и Аиалон, и Гедероф и Сохо и зависящие от него города, и Фимну и зависящие от нее города, и Гимзо и зависящие от него города, и поселились там.

2Пар.28:19. Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом.

2Пар.28:20. И пришел к нему Феглафелласар, царь Ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему,

2Пар.28:21. потому что Ахаз взял сокровища из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе.

О набегах на Иудею идумеян и филистимлян при Ахазе также определенно говорит лишь 2 Пaралипоменон. Но известие об идумеях и их угрожающих Иудее действиях находит себе подтверждение в сообщении (4Цар. 16:6): об отнятии идумейского Елафа у Иудеи при Ахазе царем сирийским; указание же на враждебное и вызывающее поведение филистимлян при Ахазе заключается у пророка Исайи (Ис. 14:28-29). Упоминаемые в ст. 18 города, занятые филистимлянами, расположены были все в колене Иудином, в юго-западной его части, на границе с землей Филистимской. Из них впервые здесь и всего однажды в Библии упоминается «Гимзо», LXX Γαμζώ, (также Γαμεζαὶ, Γαμζαί), Vulg. Gamzo, слав.: «Гамзон» – город восточнее Лидды теперь Gimzu (Robinson. Palastin, III, 271). «Вефсамис» – о положении этого священнического города см. примеч. к (Нав. 15:10; 1Цар. 6:9; 3Цар. 4:9) в Толков. Библии т. II. О положении левитского города «Аиалона» (в колене Дановом) см. замеч. к (Нав. 10:12, 19:42) – Толков. Библия II. «Гедероф» или Гедера – ныне деревня Катра или Гадра, ср. (1Мак. 15:39, 16:9) и примеч. к (Нав. 15:36) – Толков. Библия II. Сн. Guenin, Iudee II, 35 ff. «Сохо» – было два города этого имени, оба в колене Иудином: один в равнине, (Нав. 15:35); ср. (3Цар. 4:10; 2Пар. 11:7), другой в горах Иудиных (Нав. 15:48), см. Толков. Библию II, с. 335 и 336. О положении «Фимны» или Фамны (Onomast. 292) в гористой части Иудина колена см. замеч. к (Быт. 38:12-14) – Толков. Библия I; это теперешняя Тибне в 4-х часах пути к западу от Вифлеема. Другая Фимна (Нав. 15:10) по первоначальному разделению находилась в колене Дановом (Нав. 19:43), но большей частью находилась в руках филистимлян (Суд. 14:2, 5). См. замеч. о ней в Толков. Библии II, с. 334 и 373; это Фимна или Фамна, вероятно, имеется в виду в рассматриваемом месте 2 Пaралипоменон. Кроме того, известно сходное название Фомнаф-Сараи (Нав. 19:50); Onomast. 500, где был погребен Иисус Навин (Нав. 24:30-31) – город на горе Ефремовой. Обстоятельнейшее исследование о положении этого последнего города дано у проф. А.А. Олесницкого, Святая Земля, т. II, с. 307–371 – Сн. Толков. Библия II, с. 345–346.

О малодушном посольстве Ахаза к царю ассирийскому (в принятом евр. тексте ст. 16 стоит «к царям», ал малхе, но код. 188 у Кенник. У LXX, Vulg., слав. имеется единств, число: «к царю Ассурску»), т.е. Тиглат-Пилезеру за помощью против израильского царя и о богатых дарах, какими купил Ахаз эту помощь у ассирийского царя (2Пар. 28:16, 21), говорит совершенно согласное с (4Цар. 16:7-8). См. Толков. Библию II. Вместе с тем (2Пар. 28:20) – добавляет, что помощь ассирийского царя скорее была в тягость Ахазу – как предупреждал об этом царя иудейского пророк Исайя (Ис. 7:17, 8:7), и как это фактически подтверждает (4Цар. 15:29) – свидетельством о вторжении Тиглат-Пилезера в пределы Израильского царства и отнятых нескольких городах, причем он не делал различия между городами того и другого еврейского царства. Ср. Толков. Библия II, 515–516.

2Пар.28:22. И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он – царь Ахаз.

2Пар.28:23. И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю.

2Пар.28:24. И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме,

2Пар.28:25. и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих.

Xарактеристика здесь нечестия Axaзa и eгo идолопоклонства и гонения на религию Иеговы – более сжатая, чем в (4Цар. 16:10-18). См. Толков. Библию т. II. Закрытый Ахазом храм (ст. 24) оставался в таком положении до смерти Ахаза, и только Езекия при вступлении на царство открыл двери храма (2Пар. 29:1-3).

2Пар.28:26. Прочие дела его и все поступки его, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских.

2Пар.28:27. И почил Ахаз с отцами своими, и похоронили его в городе, в Иерусалиме, но не внесли его в гробницы царей Израилевых. И воцарился Езекия, сын его, вместо него.

Сн. (4Цар. 16:19-20). О «книге царей иудейских и израильских» см. замечание к (2Пар.27:7).

Истории следующего, 13-го царя иудейского Езекии посвящены во 2 Паралипоменон четыре главы XXIX-XXXII включительно, соответствующие 4 Царств XVIII-XX гл. Лишь в немногих местах эти параллельные повествования дословно сходны; большей же частью 2 Паралипоменон совсем кратко касается того, о чем подробно рассказывает 4 Царств и весьма подробно излагает то, на что в 4 Царств имеется лишь простое указание или краткое упоминание. В целом, 2 Паралипоменон XXIX-XXXII в отличие от 4 Царств XVIII-XX гл. и книги порока Исаии XXXVI-XXXIX (также относящихся к истории царствования Езекии), рассматривает и излагает царствование Езекии не столько с точки зрения государственно-теократической и религиозно-прагматической, как 4 Царств и книга пророка Исайи, – сколько со стороны церковно-богослужебной деятельности и богослужебных реформ царя Езекии. Ср. Толков. Библия II, с. 521–522.