7 глава

1–3. Меры, принятые Неемией для охранения безопасности в городе. 4–5. Перепись населения. 6–66. Списки лиц, возвратившихся из плена. 67–69. Опись имущества возвратившихся. 70–73. Пожертвования.

Неем.7:1. Когда стена была построена, и я вставил двери, и поставлены были на свое служение привратники и певцы и левиты,

Ввиду замыслов врагов Неемия принял строгие меры к охране города и храма. «И поставлены были на свое служение привратники и певцы и левиты». По древнему установлению привратники должны были охранять храм и следить за открытием и закрытием ворот, через которые был вход на храмовую площадь (1Пар. 9:17-27, 26:12-19). Исчисление пунктов, занятых привратниками в послепленное время, дается в трактате Мишны Middot I, 1. Как видно, по случаю тревожного времени, Неемия привлек к охране храма, кроме привратников, также певцов и прочих левитов, хотя охрана храма не входила в их обязанности, определенные законом. Вероятно, труды были разделены так, что привратникам поручена была охрана храмовых ворот, а певцы и другие левиты вместе с жителями Иерусалима наблюдали за безопасностью в городе.

Неем.7:2. тогда приказал я брату моему Ханани и начальнику Иерусалимской крепости Хананию, ибо он более многих других был человек верный и богобоязненный,

Как можно заключать из ст. 2, брат Неемии Ханани и начальник Иерусалимской крепости Ханания были поставлены во главе охраны. Ханания заведывал укреплением (birah), находившимся к северу от храма, и состоял, вероятно, на персидской службе, начальствуя над иерусалимским гарнизоном.

Неем.7:3. и сказал я им: пусть не отворяют ворот Иерусалимских, доколе не обогреет солнце, и доколе они стоят, пусть замыкают и запирают двери. И поставил я стражами жителей Иерусалима, каждого на свою стражу и каждого напротив дома его.

В то время как привратники, певцы и левиты охраняли город днем, ночью выставлялась стража из самих жителей. Замечание ст. 3 «доколе они стоят» (vead hem omdim) непонятно по своей цели, и потому некоторые экзегеты подозревают в нем порчу текста. Бертолет его читает: vead hachom omed, «и пока еще жар стоит» (до захода солнца), что будет хорошим дополнением к последующему – «пусть замыкают и запирают двери».

Неем.7:4. Но город был пространен и велик, а народа в нем было немного, и домы не были построены.

Неем.7:5. И положил мне Бог мой на сердце собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись. И нашел я родословную перепись тех, которые сначала пришли, и в ней написано:

Малочисленность населения Иерусалима побудила Неемию созвать собрание, чтобы выяснить дело и принять меры к заселению города. Хотя с Зоровавелем возвратилось, по (1Ездр. 2:64; Неем. 7:66) 42 360 человек (не считая женщин и детей), а с Ездрой (1Ездр. 8:1-20) еще 1 500, но они расселились по всей стране, а в самом Иерусалиме остались немногие. Замечание ст. 4 о Иерусалиме «и домы не были построены», по-видимому, имеет тот смысл, что город внутри не был еще достаточно застроен, и в нем оставалось много порожних мест.

Неем.7:5. И положил мне Бог мой на сердце собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись. И нашел я родословную перепись тех, которые сначала пришли, и в ней написано:

Неем.7:6. вот жители страны, которые отправились из пленников, переселенных Навуходоносором, царем Вавилонским, и возвратились в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город, —

Неем.7:7. те, которые пошли с Зоровавелем, Иисусом, Неемиею, Азариею, Раамиею, Нахманием, Мардохеем, Билшаном, Мисферефом, Бигваем, Нехумом, Вааною. Число людей народа Израилева:

Неем.7:8. сыновей Пароша две тысячи сто семьдесят два.

Неем.7:9. Сыновей Сафатии триста семьдесят два.

Неем.7:10. Сыновей Араха шестьсот пятьдесят два.

Неем.7:11. Сыновей Пахаф-Моава, из сыновей Иисуса и Иоава, две тысячи восемьсот восемнадцать.

Неем.7:12. Сыновей Елама тысяча двести пятьдесят четыре.

Неем.7:13. Сыновей Заффу восемьсот сорок пять.

Неем.7:14. Сыновей Закхая семьсот шестьдесят.

Неем.7:15. Сыновей Биннуя шестьсот сорок восемь.

Неем.7:16. Сыновей Бевая шестьсот двадцать восемь.

Неем.7:17. Сыновей Азгада две тысячи триста двадцать два.

Неем.7:18. Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят семь.

Неем.7:19. Сыновей Бигвая две тысячи шестьсот семь.

Неем.7:20. Сыновей Адина шестьсот пятьдесят пять.

Неем.7:21. Сыновей Атера из дома Езекии девяносто восемь.

Неем.7:22. Сыновей Хашума триста двадцать восемь.

Неем.7:23. Сыновей Вецая триста двадцать четыре.

Неем.7:24. Сыновей Харифа сто двенадцать.

Неем.7:25. Уроженцев Гаваона девяносто пять.

Неем.7:26. Жителей Вифлеема и Нетофы сто восемьдесят восемь.

Неем.7:27. Жителей Анафофа сто двадцать восемь.

Неем.7:28. Жителей Беф-Азмавефа сорок два.

Неем.7:29. Жителей Кириаф-Иарима, Кефиры и Беерофа семьсот сорок три.

Неем.7:30. Жителей Рамы и Гевы шестьсот двадцать один.

Неем.7:31. Жителей Михмаса сто двадцать два.

Неем.7:32. Жителей Вефиля и Гая сто двадцать три.

Неем.7:33. Жителей Нево другого пятьдесят два.

Неем.7:34. Сыновей Елама другого тысяча двести пятьдесят четыре.

Неем.7:35. Сыновей Харима триста двадцать.

Неем.7:36. Уроженцев Иерихона триста сорок пять.

Неем.7:37. Уроженцев Лода, Хадида и Оно семьсот двадцать один.

Неем.7:38. Уроженцев Сенаи три тысячи девятьсот тридцать.

Неем.7:39. Священников, сыновей Иедаии, из дома Иисусова, девятьсот семьдесят три.

Неем.7:40. Сыновей Иммера тысяча пятьдесят два.

Неем.7:41. Сыновей Пашхура тысяча двести сорок семь.

Неем.7:42. Сыновей Харима тысяча семнадцать.

Неем.7:43. Левитов: сыновей Иисуса, из дома Кадмиилова, из дома сыновей Годевы, семьдесят четыре.

Неем.7:44. Певцов: сыновей Асафа сто сорок восемь.

Неем.7:45. Привратники: сыновья Шаллума, сыновья Атера, сыновья Талмона, сыновья Аккува, сыновья Хатиты, сыновья Шовая – сто тридцать восемь.

Неем.7:46. Нефинеи: сыновья Цихи, сыновья Хасуфы, сыновья Таббаофа,

Неем.7:47. сыновья Кироса, сыновья Сии, сыновья Фадона,

Неем.7:48. сыновья Леваны, сыновья Хагавы, сыновья Салмая,

Неем.7:49. сыновья Ханана, сыновья Гиддела, сыновья Гахара,

Неем.7:50. сыновья Реаии, сыновья Рецина, сыновья Некоды,

Неем.7:51. сыновья Газзама, сыновья Уззы, сыновья Пасеаха,

Неем.7:52. сыновья Весая, сыновья Меунима, сыновья Нефишсима,

Неем.7:53. сыновья Бакбука, сыновья Хакуфы, сыновья Хархура,

Неем.7:54. сыновья Бацлифа, сыновья Мехиды, сыновья Харши,

Неем.7:55. сыновья Баркоса, сыновья Сисары, сыновья Фамаха,

Неем.7:56. сыновья Нециаха, сыновья Хатифы.

Неем.7:57. Сыновья рабов Соломоновых: сыновья Сотая, сыновья Соферефа, сыновья Фериды,

Неем.7:58. сыновья Иаалы, сыновья Даркона, сыновья Гиддела,

Неем.7:59. сыновья Сафатии, сыновья Хаттила, сыновья Похереф-Гаццевайима, сыновья Амона.

Неем.7:60. Всех нефинеев и сыновей рабов Соломоновых триста девяносто два.

Неем.7:61. И вот вышедшие из Тел-Мелаха, Тел-Харши, Херув-Аддона и Иммера; но они не могли показать о поколении своем и о племени своем, от Израиля ли они.

Неем.7:62. Сыновья Делаии, сыновья Товии, сыновья Некоды – шестьсот сорок два.

Неем.7:63. И из священников: сыновья Ховаии, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться их именем.

Неем.7:64. Они искали родословной своей записи, и не нашлось, и потому исключены из священства.

Неем.7:65. И Тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом.

Неем.7:66. Все общество вместе состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек,

Неем.7:67. кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста тридцать семь; и при них певцов и певиц двести сорок пять.

Неем.7:68. Коней у них было семьсот тридцать шесть, лошаков у них двести сорок пять,

Неем.7:69. верблюдов четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать.

Неем.7:70. Некоторые главы поколений дали вклады на производство работ. Тиршафа дал в сокровищницу золотом тысячу драхм, пятьдесят чаш, пятьсот тридцать священнических одежд.

Неем.7:71. И некоторые из глав поколений дали в сокровищницу на производство работ двадцать тысяч драхм золота и две тысячи двести мин серебра.

Неем.7:72. Прочие из народа дали двадцать тысяч драхм золота и две тысячи мин серебра и шестьдесят семь священнических одежд.

Начинающийся со ст. 6-го список возвратившихся из плена и пожертвований на храм по существу тождествен со списком (1Ездр. 2:1-67). Различие двух списков заключается в некоторых именах и в цифровых данных.

Неем.7:7. те, которые пошли с Зоровавелем, Иисусом, Неемиею, Азариею, Раамиею, Нахманием, Мардохеем, Билшаном, Мисферефом, Бигваем, Нехумом, Вааною. Число людей народа Израилева:

В (1Ездр. 2:2) вместо названных в ст. 7 Азарии называется Сараия, вместо Раамии Ревелай, вместо Мисферефа Мисфар, вмесго Нехума Рехум.

Неем.7:10. Сыновей Араха шестьсот пятьдесят два.

По (1Ездр. 2:5) сыновей Араха было 775.

Неем.7:11. Сыновей Пахаф-Моава, из сыновей Иисуса и Иоава, две тысячи восемьсот восемнадцать.

Вместо числа 2818 в (1Ездр. 2:6) читается 2812.

Неем.7:13. Сыновей Заффу восемьсот сорок пять.

Сыновей Заффу по (1Ездр. 2:8) было 945.

Неем.7:15. Сыновей Биннуя шестьсот сорок восемь.

Вместо Биннуя в (1Ездр. 2:10) называется Вания и число определяется цифрой 642 (вместо 648 ст. 15-го).

Неем.7:16. Сыновей Бевая шестьсот двадцать восемь.

B (1Ездр. 2:11) указана цифра 623 (вместо 628).

Неем.7:17. Сыновей Азгада две тысячи триста двадцать два.

По (1Ездр. 2:12) – 1222.

Неем.7:18. Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят семь.

По (1Ездр. 2:13) – 666 (вместо 667).

Неем.7:19. Сыновей Бигвая две тысячи шестьсот семь.

По (1Ездр. 2:14) – 2056 (вместо 2 607).

Неем.7:20. Сыновей Адина шестьсот пятьдесят пять.

По (1Ездр. 2:15) – 454 (вместо 655).

Неем.7:22. Сыновей Хашума триста двадцать восемь.

По (1Ездр. 2:19) – 223 (вместо 328).

Неем.7:24. Сыновей Харифа сто двенадцать.

Вместо Харифа в (1Ездр. 2:18) назван Иора.

Неем.7:25. Уроженцев Гаваона девяносто пять.

«Уроженцев Гаваона». (1Ездр.2:20) – «сыновей Гиббара».

Неем.7:26. Жителей Вифлеема и Нетофы сто восемьдесят восемь.

По (1Ездр. 2:21-22) жителей Вифлеема и Нетофы было 179 (вместо 188).

Неем.7:28. Жителей Беф-Азмавефа сорок два.

«Жителей Беф-Азмавефа». По (1Ездр. 2:24) – «Азмавефа.

Неем.7:32. Жителей Вефиля и Гая сто двадцать три.

По (1Ездр. 2:28) жителей Вефиля и Гая было 223 (вместо 123).

Неем.7:36. Уроженцев Иерихона триста сорок пять.

В (1Ездр. 2:33-34) – следуют в обратном порядке.

Неем.7:37. Уроженцев Лода, Хадида и Оно семьсот двадцать один.

Вместо «Лода» в (1Ездр. 2:33) читается «Лидда» и общее число жителей трех мест указывается 725 (вместо 721).

Неем.7:38. Уроженцев Сенаи три тысячи девятьсот тридцать.

По (1Ездр. 2:35) – 3630 (вместо 3930).

Неем.7:44. Певцов: сыновей Асафа сто сорок восемь.

По (1Ездр. 2:41) – 128 (вместо 148).

Неем.7:45. Привратники: сыновья Шаллума, сыновья Атера, сыновья Талмона, сыновья Аккува, сыновья Хатиты, сыновья Шовая – сто тридцать восемь.

По (1Ездр. 2:42) привратников было 139 (вместо 138).

Неем.7:47. сыновья Кироса, сыновья Сии, сыновья Фадона,

«Сыновья Сии». По (1Ездр. 2:44) – «сыновья Сиаги:».

Неем.7:48. сыновья Леваны, сыновья Хагавы, сыновья Салмая,

Вместо Салмая в (1Ездр. 2:45) назван Аккув.

Неем.7:57. Сыновья рабов Соломоновых: сыновья Сотая, сыновья Соферефа, сыновья Фериды,

Вместо «Фериды» в (1Ездр. 2:55) читается «Феруды».

Неем.7:59. сыновья Сафатии, сыновья Хаттила, сыновья Похереф-Гаццевайима, сыновья Амона.

«Сыновья Амона». В (1Ездр. 2:57) – «сыновья Амия».

Неем.7:62. Сыновья Делаии, сыновья Товии, сыновья Некоды – шестьсот сорок два.

По (1Ездр. 2:60) – 652 (вместо 642).

Неем.7:70. Некоторые главы поколений дали вклады на производство работ. Тиршафа дал в сокровищницу золотом тысячу драхм, пятьдесят чаш, пятьсот тридцать священнических одежд.

Неем.7:71. И некоторые из глав поколений дали в сокровищницу на производство работ двадцать тысяч драхм золота и две тысячи двести мин серебра.

Неем.7:72. Прочие из народа дали двадцать тысяч драхм золота и две тысячи мин серебра и шестьдесят семь священнических одежд.

См. прим. к (1Ездр. 2:69). Текст (Неем. 7:70-72) полнее, чем в параллельном месте (1Ездр. 2:69). Сумма пожертвований золотом в кн. Неемии определяется в 41 тыс. (1+20+20) драхм, тогда как в (1Ездр. 2:69) – в 61 т.

Ст. 70. «Пятьсот тридцать священнических одежд». Текст евр. дает основание предполагать, что священн. одежд было только 30, а цифра 500 указывает на нечто другое, по-видимому, опущенное по ошибке переписчиков, – может быть, на мины серебра.