17 глава

Этот псалом приводится в 2Цар.22 с большими изменениями. Надписание псалма совпадает с указанием исторической книги на время его происхождения – по окончании гонений Саула и после многочисленных побед Давида над соседними языческими народами, упрочивших спокойствие в его государстве от нападений внешних врагов. Название Давидом себя «рабом» Иеговы отвечает тому месту псалма, где он свидетельствует о своей полной невинности пред Богом и всегдашнем следовании Его заповедям (ст. Пс.17_21–25).

Возлюблю Господа, который спас меня от опасностей, угрожавших смертью (1–6). На мой зов о помощи Господь явился в грозном величии, когда вся природа помогала Ему сокрушить моих врагов (7–16). Он вызвал меня на свободу за то, что я никогда на отступал от Его заповедей и был пред Ним непорочен (17–25). Господь и с каждым поступает так, как он того заслуживает (26–28). Господь хранил меня во всю жизнь, был несокрушимым для меня орудием, поражавшим как внутренних моих врагов, так и внешних, которых я обратил в тыл и города которых разрушил (29–46). Жив Господь и да будет превознесен мой Помощник и Избавитель, которого я буду славить не только во всю свою жизнь, но и в потомстве (47–51).

Пс.17:3. Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.

«Господь –…рог спасения моего». Сравнение взято с животных, у которых их рога служат средством защиты и через них проявляется сила животного. Как рога для животного, так Бог являлся орудием, защищавшим Давида от врагов.

Пс.17:5. Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;

«Объяли меня муки смертные» – со всех сторон окружали опасности, грозившие смертью. – «Потоки беззакония», с евр. «потоки Валиалэ». Это название означает человека дурного т. е. меня окружили люди, целые потоки нечестивых людей и злых.

Пс.17:7. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.

«В тесноте» – в тяжелых обстоятельствах.

С 8 ст. Давид описывает очень картинно оказанную ему Богом помощь, когда вся природа подчинялась Его велению и шла на защиту гонимого праведника.

Может быть указанные здесь проявления Божественной силы являются только образами, какими хотел Давид обозначить Его господство над всем миром и людьми, а может быть он разумел здесь факт действительной помощи ему Бога, проявленной в действиях сил и явлений природы. В борьбе с какими врагами и когда была оказана Давиду такая помощь, в исторических книгах указаний нет.

Пс.17:8. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог];

Изображение сильной грозы. – «Основания гор» – от удара грома тряслась земля в своих глубоких недрах, до которых, по воззрениям древних, доходили корни, основания гор.

Пс.17:9. поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него.

«Дым от гнева Его», «огонь поядающий» и «горячие угли» – образы туч и молнии.

Пс.17:10. Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его.

Обычный образ явления Бога ветхозаветному человеку – в тучах и облаках, поэтому «наклонение небес… и мрак под ногами Бога» – появление тучи.

Пс.17:11. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.

Херувимы – небесные бесплотные духи, ближайшие и самые быстрые исполнители Его воли, почему обыкновенно их изображали с 6-ю крылами. Здесь выражение «воссел на херувимов» – объясняется последующим – «понесся на крыльях ветра», т. е. туча приближалась с необыкновенной быстротой.

Пс.17:12. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.

Эта туча была местом пребывания Бога, как шатер служит местом обитания человека, см. 10 ст.

Пс.17:14. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.

Удары и раскаты грома – грозный глас Божий.

Пс.17:16. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.

«Открылись основания вселенной» – обнажилось дно морей. Этим выражением – гиперболой Давид хотел обозначить силу потоков дождя, обилие воды: ее было так много, что как бы вода вылилась из всех морей и затопила землю.

Пс.17:17. Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих;

«Извлек меня из вод многих». – Вода здесь, как часто в Библии, означают многочисленные бедствия: Бог освободил меня от них.

Пс.17:20. Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.

«Вывел меня на пространное место» – освободил из тесноты, бедствий, дал свободу.

Пс.17:21. Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,

«Воздал мне Господь по правде моей» – по моей внутренней чистоте, чистоте мыслей и побуждений, «по чистоте рук» – по чистоте поступков.

Пс.17:22. ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;

«Хранил пути Господни» – не отступал от поведения, назначенного Богом человеку.

Пс.17:26. С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно,

Пс.17:27. с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его,

Господь с каждым поступает соответственно тому, что он заслуживает: чистого, праведного Он награждает, а лукавого карает.

Пс.17:33. Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;

«Опоясать» – приготовить к занятиям, к делу. Господь опоясал Давида силою – дал ему средства победить врагов. «Устроить… верный путь» – указывать надежный путь, безошибочные средства к достижению цели.

Пс.17:34. делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;

«На высотах моих поставляет меня» – та высота, могущество, которых я достиг сейчас, есть дело Божественной помощи.

Пс.17:37. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.

«Расширяешь шаг мой» – расставляешь ноги, даешь твердо стоять.

Пс.17:44. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;

«Избавил… от мятежа народа» – указание на внутренние усобицы, происходившие в царстве Израильском при воцарении Давида.

Пс.17:50. За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,

«Славить Тебя, Господи, между всеми иноплеменниками», точнее – пред всеми иноплеменниками. Каждая победа Давида заканчивалась торжественным благодарением Бога, в котором Давид пред всеми людьми как из своего народа, так и из пленников-язычников не скрывал имени Иеговы, но открыто воспевал Его, как единого истинного Бога.

В этих словах Ап. Павел видит указание на проповедь учения Христа среди язычников (см. Рим. 15:9).

Пс.17:51. величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.

«Потомство… во веки», это то, которое было открыто Давиду через пророка Нафана (см. 2Цар. 7:12-16).