66 глава

В еврейской Библии псалом в надписании не имеет имени автора; Семьдесят же и Вульгата указывают Давида. Связь содержания этого псалма с предыдущим в самом тоне хвалебно-торжественном, равно как приглашение всех народов к прославлению Бога, одинаково находящееся в обоих псалмах, да и самое сходство содержания с обстоятельствами жизни Езекии, когда он после чудесного избавления от ассириян (Пс.66_5–6), получил через пророка Исаию обетования великого урожая (Пс.66_7 ст.), см. Ис. 37:30, все это заставляет считать писателем псалма царя Езекию или кого-либо из его современников, воспевавших Господа именем царя.

Излей на нас, Господи, свои милости, чтобы все народы узнали Тебя и восхвалили (2–4). Да радуются все племена, и да восхваляют Тебя, как праведного Судию всех народов (5–6). Ты ниспослал великую милость; земля дала обильный урожай. Да продлит на нас Господь свои милости и да благоговеют пред Ним все концы вселенной (7–8)!

Пс.66:2. Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,

«Свет» – символ блага. «Осветить… лицем» – обратить лице благоволения, ниспослать милость.

Пс.66:3. дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.

«Познали… путь Твой» – не в смысле изучения закона и путей нравственного совершенствования, но изучений дел Божиих, показывающих, что Он – единый и истинный Бог, от Которого одного зависит спасение.

Пс.66:5. Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.

«Ибо Ты судишь народы» – указание на факт гибели ассирийского войска под стенами Иерусалима, который (факт) стал известен всем обитателям Малой Азии. В этом факте обнаружился справедливый суд Господа над недостойными Его посмеятелями и в нем же указание, что Бог управляет всеми народами.