82 глава

Из содержания видно, что псалом написан по поводу нападения на евреев союза враждебных им народов под главенством «сынов Лотовых» (Пс.82_9), т. е. аммонитян и моавитян, как происшедших от сыновей Лота. Такой эпохой в жизни еврейского народа было царствование Иосафата, при котором напали на него моавитяне и аммонитяне с некоторыми из страны «Маонитской» и обитателями горы Сеир (2Пар. 20:1-2, 10). Гора же Сеир, или гора Идумейская, в разных своих частях имела населения разных племен, куда входили, напр., Идумеяне («сыны Едомовы») (Пс.82_7), амаликитяне и гевал, обитавшие на северном склоне Сеирского хребта, к югу от Мертвого моря. Под упоминаемыми в кн. Паралипоменон «Маонитянами» можно разуметь Аравитян, к которым принадлежали измаильтяне и агаряне, указанные в псалме.

Упоминаемые в псалме филистимляне, всегда враждебно настроенные по отношению к иудеям, легко могли принять участие в коалиции этих народов, равно как и тиряне, мирные отношения которых за смертью Соломона совершенно прекратились. Таким образом со временем Иосафата совпадают указания псалма на народы, которые тогда теснили евреев. Название имени Асафа в надписании псалма тоже отвечает данному времени. Когда жители иудеи молились пред Господом о спасении от врагов, то пророк Иозиил (из потомков Асафа) получил откровение от Бога, ободрившее евреев обещанием чудесной помощи (2Пар. 20:14-17). Он-то, вероятно, и был писателем этого псалма.

Боже! Защити нас от врагов, соединившихся для полного нашего уничтожения (2–5). Сговорились единодушно многочисленные племена под главенством сынов Лотовых (6–9). Порази их, как Ты поразил некогда хананеев и мадианитян, развей их как пыль, сожги, как огонь сжигает все, да постыдятся они, погибнут и да познают Тебя, единого над всею землею (10–19).

Пс.82:2. Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,

Смысл образных выражений – не замедли, Господи, своей помощью нам.

Пс.82:4. против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;

«Составили коварный умысел» – в смысле скрытый, так как нападение их на Иудею было для Иосафата совершенно неожиданным (2Пар. 20:2).

Пс.82:5. сказали: «пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».

Нападение являлось тем более грозным, что враги задавались целью полного уничтожения народа Божия – «чтобы не вспоминалось более имя Израиля» (2Пар. 20:11).

Пс.82:6. Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:

«Сговорились единодушно», т. е. была составлена коалиция, союз, и нападение было одновременным. Указание на союз свидетельствует, что псалом не может быть относим ни ко времени Давида, ни ко времени плена вавилонского, ни ко временам Маккавейским, так как ни в одно из этих времен не было такого союза и с таким составом племен.

Пс.82:7. селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,

Пс.82:8. Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.

Пс.82:9. И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.

См. введение к псалму.

Пс.82:10. Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,

Пс.82:11. которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.

Пс.82:12. Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,

Иавин был царь хананейский, Сисара – его полководец, уничтоженные судьею Вараком. Мадианитяне с царями Зевеем и Салманом и полководцами Оривом и Зивом были разбиты Гедеоном. Аендор лежал недалеко от Фавора, вблизи места победы Барака.

Пс.82:13. которые говорили: «возьмем себе во владение селения Божии».

«Возьмем себе во владения селения Божии» – завладеем и поселимся в стране народа, которому покровительствует Бог. Богатая добыча, которая досталась Иосафату после гибели врагов, указывала, что движение их на Иудею было переселением со всем своим имуществом и семьями. Очевидно, враги были уверены в победе и стремились не только к завоевательным целям для расширения своего политического влияния и обогащения, но и к полному уничтожение Иудейского царства.