2 глава

Постоянное, серьезное искание мудрости, как путь к страху Божию и добродетели. Частнее. 1–9. После краткого увещания к вниманию (1–2), изображаются плоды мудрости, внутренние и внешние. 10–19. Из последних выделяется доставляемое мудростью предохранение от опасностей со стороны преступных людей, в частности от прелюбодейной жены. 20–22. Только удел добродетели – прочное счастье.

Притч.2:1. Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

Притч.2:2. так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;

Притч.2:3. если будешь призывать знание и взывать к разуму;

Притч.2:4. если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

Притч.2:5. то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

Притч.2:6. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум;

Притч.2:7. Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно;

Притч.2:8. Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

Притч.2:9. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Ст. 1–4 представляют повышение (протазис) имеющего в ст. 1–9 места условного периода, ст. 5 и дал. – понижение (аподозис) его. Высокое значение мудрости, как высшего блага, служащего предметом человеческих исканий, Премудрый выражает сравнением ее, ст. 4 (ср. Притч 8.11), с серебром (Вульг.: peсunia, деньги вообще) и вообще сокровищем (евр. маммон; по Гезениусу, от этого слова происходит греческое μαμμωνᾶς, мамона, богатство), а настойчивое искание премудрости с неустанной работой рудокопов – этот образ в отношении Премудрости и искания человеком заключается и в книге Иова (Иов 28). Если и искатели земных сокровищ не жалеют никаких усилий и жертв, чтобы обогатить себя, хотя обладание этими сокровищами непрочно, то тем больших усилий и жертв достойно приобретение мудрости, особенно потому, что с мудростью тесно соединено, отчасти в качестве источника мудрости (Притч 1.7:9.10) отчасти же в качестве венца и завершения ее, – еще высшее благо страх Божий и познание Бога (ст. 5). Проникнутый страхом Божиим и имея веру в Бога и познание Его, но все это пока только в начатках – ревнитель мудрости, по мере преуспевания в ней, преуспевает и в страхе Божием, или благочестии, и в Богопознании. Источник такой, по существу религиозной, мудрости заключается в откровении. Сам Господь дает мудрость всякому ищущему ее, ст. 6 (ср. 3Цар 3.9:12; Иов 32.8; Дан 2.21; Прем.7:15) мудрость знание и разум исходит из уст Божиих (ср. Иов 22.22; Прем.7:25), т. е. заключены в Откровенном слове Божием; в исключительных же случаях мудрость сообщается человеку через таинственное прикосновение к его уму и сердцу просвещающей благодати Святого Духа (LXX, слав. во второй половине ст. 6 вместо «из уст» имеют: «от лица», (ἀπὸ προσώπου – вследствие смешения евр. миллив, «из уст», со сл.: милланав, «от лица»; оба слова в евр. начертании отличаются лишь одной буквой нун стоящею во втором слове. Библейские параллели: Иов 22.22; Прем.7дают основание предпочесть чтение евр. масоретского текста ст. 6).

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7–8, сн. Пс 83.12:90.11-12). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. Притч 1.3).

Притч.2:10. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

Притч.2:11. тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,

Притч.2:12. дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

Притч.2:13. от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

Притч.2:14. от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,

Притч.2:15. которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;

Притч.2:16. дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

Притч.2:17. которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

Притч.2:18. Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;

Притч.2:19. никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10–12), для которого делать зло – привычка и удовольствие (14, сн. Притч 6.14:10.31-32, 16.30, 23.33). Пути последнего рода людей – пути тьмы (ст. 13 сн., Еф 5.11), так как тьма – родная стихия для порока (Ин 3.19); эти пути вместе с тем – пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных.

Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16–19, сн. Притч 5.3:6.24, 7.17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом (беритэлогим). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой (Иоиль 1.8; Мал 2.14), – заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер 3.1; Ос 1.1 – Ос 3.1).

Законный брак, таким образом, есть союз, заключенный не только пред Богом, но – в смысле таинственном и с Богом. Всем этим пренебрегает прелюбодейная жена (17), а потому удел ее и всех обольщенных ею – преждевременная гибель (вследствие истощения сил, от неумеренных плотских наслаждений и под.)

Притч.2:20. Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

Притч.2:21. потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней

Притч.2:22. а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

Тем настойчивее и убедительнее взывает Премудрый к здравому смыслу (ср. Притч.2:11) и к совести слушателя – идти в жизни путем правды и добра (ст. 20). Из следования по этому пути для праведников проистекает истинное и высшее благо, обозначаемое Премудрым (ст. 21), как и в псалмах (Пс 36.9), – согласно общей ветхозаветному библейскому еврейству любви к Обетованной земле или Ханаану – Палестине, – пребыванием или обитанием на земле (этот образ выражения из Ветхого Завета и в Евангелии – Мф 5.5). Напротив, ожидающая нечестивых гибель представляется в конкретном образе истребления с земли (ср. Пс 36.9; Иов 18.17).