14 глава

1–6. Описание засухи. 7–12. Отказ Иеговы пророку в услышании его молитвы за народ. 13–18. Ложные пророки. 19–22. Новое ходатайство Иеремии.

Иер.14:1-6. Пророк изображает засуху в Иудейской стране. И люди и животные крайне страдают от бездождия.

Иер.14:1. Слово Господа, которое было к Иеремии по случаю бездождия.

Здесь, вероятно, указывается на отсутствие так называемого позднего дождя, который идет ранней весною. Эта «бездождие» было очень опасно для страны, где весь урожай зависит именно от этого дождя. Кроме того этот дождь наполняет в Палестине разные водоемы и без него всем приходится летом страдать от жажды (ср. Иоиль 1.17-20).

Иер.14:2. Плачет Иуда, ворота его распались, почернели на земле, и вопль поднимается в Иерусалиме.

«Ворота распались» – т. е. иудеи, собравшись на площади при воротах, в изнеможении сидят на земле, в траурных, черных одеждах.

Иер.14:3. Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы.

И теперь еще, когда в Иерусалиме иссякает вода, посылают за водою на колодезь Иова, к югу от Иерусалима, где обыкновенно бывает вода и в жаркое время.

Иер.14:4. Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы.

По чтению Duhm’a, начало стиха следует перевести так: «и обрабатывающие землю пришли в смущении так как не было дождя на земле».

Иер.14:5. Даже и лань рождает на поле и оставляет детей, потому что нет травы.

Лань отличалась, по мнению древних (Bochart, Hier. 1663, 1:893), особою нежностью к своим детенышам.

Иер.14:7-12. Пророк хотя и сознает, что Господь по справедливости наказывает иудеев за их грехи, но просит Бога простить их потому, что на народе иудейском наречено имя Божие. Однако Бог отказывает пророку в помиловании народа за крайнее нечестие последнего и даже возвещает иудеям новые наказания.

Иер.14:9. Для чего Ты – как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти? И однако же Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас.

«Изумленный» т. е. лишившийся, вследствие какого-нибудь несчастного случая, способности рассуждать и наблюдать. – «Твое имя наречено» – см. Иер 7.10.

Иер.14:13-18. Пророк пытается извинить свой народ тем, что его сбивают с толку ложные пророки, обещающие ему мир и благополучие. Но Иегова осуждает и пророков и тех, кто слушается их пророчества. Ничего другого как только смерти или изгнания не могут ожидать себе жители Иерусалима!

Иер.14:14. И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего.

«Гадания» – по евр. kesem. Это слово имеет в себе дурной смысл, особенно с прибавлением следующего далее выражения: и пустое. – «Мечты сердца своего», т. е. произведения их собственной фантазии, а не откровения от Бога.

Иер.14:16. и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их, – они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их.

«Народ» – лучше: люди, потому что здесь разумеется не весь народ (ср. Иер 20.6). «Зло их» – т.е их дурные дела послужат к их наказанию.

Иер.14:18. Выхожу я на поле, – и вот, убитые мечом; вхожу в город, – и вот истаевающие от голода; даже и пророк и священник бродят по земле бессознательно.

«Бессознательно» – правильнее с LXX: «которой они не знали» (разумеется, Вавилон).

Иер.14:19-22. Иеремия не решается явиться к своему народу с таким предсказанием и снова умоляет Бога пощадить иудеев, которые так ждут от Него милости.

Иер.14:20. Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою.

Виновность пред Богом у иудеев отчасти унаследована ими от предков, отчасти – их собственная.

Иер.14:21. Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами.

Престол славы Божией – это храм Иерусалимский.

Особые замечания. См. после XV-й главы.