Доброе утро братья и сёстры. Мы откроем сначала слово Божие. Евангелие от Матфея двадцать первую главу, с первого стиха. «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Вифагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдёте ослицу, привязанную и молодого осла с нею отвязав, приведите ко мне». Эта глава необычная. Тут всё не так, все что делает Иисус, Он делает не так. Представляете, посылает двух учеников, и говорит – идите, увидите осла, отвязывайте и ведите ко Мне. Естественно, какой бы вы вопрос задали? А тот, что ученики задают Иисусу: «Господи, ну а если кто-то скажет – что вы делаете – что? Что тогда? Иисус говорит: Ничего страшного, скажите – они надобны Господу. И этого достаточно будет?

В этой главе всё не так, всё необычно. Оказывается, этого было достаточно. Когда ученики пошли и сделали так, как Господь им сказал, отвязали ослицу, молодого осла, точно, хозяин спросил: «что вы делаете?» А они ответили, так как им сказал Иисус – они надобны Господу. Если бы вам такое кто-то ответил – вы хозяин и у вас уводят ваше имущество – что бы вы сказали? Удовлетворил бы вас такой ответ: «они нужны моему господину, всё нормально». Но в этой главе всё не так. Всё что делает Иисус, Он делает необычно. Он никогда такого не делал. Для других Он делал, для Себя – никогда.

6 стих – «Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла, и положили на них одежду свои и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же предшествовавший и сопровождавший восклицал: «Осанна Сыну Давидову», «Благословен грядущий во имя Господне», «Осанна в вышних». И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение. Все говорили «Кто сей?». Сей есть Иисус – пророк из Назарета Галилейского»

Иисус никогда ещё так не входил в Иерусалим, как в этой главе. «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей и говорил им «Написано – дом мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» И приступили к Нему в храме хромые, слепые и Он исцелил их»

15 стих – «Увидев же, первосвященники и книжники, чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме, говорящих «осанна Сыну Давидову», вознегодовали» Вы видите первосвященников и старейшин, как они выглядят. Что значит вознегодовали. Они что-то сейчас будут предпринимать. То, что происходит в этой главе, им не нравится. Они будут предпринимать что-то, чтобы остановить.

16 стих – «И сказали Ему – слышишь ли, что они говорят?» Интересно они пытаются остановить всё то, что разворачивается в этой главе. Подходят к Иисусу. Что они хотят сделать? Прекратить всё что происходит. Подходят к Иисусу и задают вопрос: «Ты слышишь, что они говорят?» На что они рассчитывают? Эти люди знают, на что рассчитывают. Они очень хорошо изучили, как Иисус себя ведёт в подобных ситуациях. Они почти уверены, что сейчас всё прекратится, и прекратится без их вмешательства. Иисус Сам всё это прекратит. Потому что их люди были тогда, когда Иисус накормил пять тысяч человек – вы помните это событие? И тогда людям это очень понравилось, она ещё тогда хотели Его воцарить. Когда они поели хорошо, началось брожение в толпе, начали о чём-то говорить: «Хороший царь, вот такого бы царя, никакой экономический кризис нам не страшен. Пять хлебов и две рыбки и весь народ доволен. Вот это царь!» Кто-то подал идею, кто-то подхватил, начали уже говорить те, кто посмелее: «так что нам стоит, идём в Иерусалим, это точно Мессия» Ученики услышали об этом.

Как вы думаете, что ученики скажут? Это им тоже нравится, они уже давно делят места по правую и по левую сторону. Может быть это тот момент – они так, время от времени задавали вопрос себе и иногда осмеливались задать Иисусу: «Может быть, в сие время воздвигнешь царствие в Иерусалиме, может быть, сейчас Ты пойдёшь в Иерусалим как царь. Хватит ходить как простой плотник из Назарета» Они, конечно же, поддержали это настроение в толпе. И вы понимаете, если бы Иисус не вмешался тогда, они бы понесли Его на руках в Иерусалим.

По их мнению, так должно было сбыться пророчество о Мессии. Но Иисус понял их настроение. Интересны Его действия были. Это заметили те, кто присутствовали на этой встрече. На каждой такой встрече, где учил Иисус или где что-то говорил, присутствовали представители от синедриона. От их взгляда не могло ничего ускользнуть. Они всё замечали и в точности доносили отчёт своим начальникам. И потому они хорошо изучили, как Иисус ведёт Себя в таких ситуациях. Тогда Иисус подзывает учеников и говорит: «Быстро, сейчас же, в лодку и на ту сторону озера! Ясно?». «Народ, по домам! Все домой!» Он это так сумел сказать уверенно и серьёзно, что ни у кого не возникло никаких больше вопросов. Все разошлись.

Первосвященники и старейшины народа удивлялись, как Иисус гасил подобные настроения в толпе. Они поняли, что Иисус не приемлет славу Себе. И сейчас, в двадцать первой главе они решили на этом сыграть. Ну а как они могли прийти и сказать: «Надо это всё прекратить»? Они не могли это сказать. Нужны были какие то аргументы. Они решили что Иисус Сам это сделает. Потому они задали этот вопрос: «Ты слышишь, что происходит?» Может Он не слышит? Может Он занят чем-то другим. И они уже почти ожидали ответ от Иисуса: «Да, сейчас уладим».

Но то, что Иисус ответил, было для них сюрпризом. 16 стих – «Слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им – да, слышу. А разве вы никогда не читали? «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» Разве вы не читали? Вы что не готовы к такому? И всё. Что они могут сказать? Они просто проглотили и ушли.

«И оставив их – вообще то Он ушёл первый – и, оставив их – наверное, с открытыми ртами – вышел вон из города в Вифанию и провёл там ночь» На этом не заканчиваются удивительные события этой главы. «Поутру же возвращаясь в город, взалкал. И увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и ничего не найдя на ней кроме одних листьев, говорит ей: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». Вы слышали что-то подобное из уст Иисуса? Никогда Он для себя ничего не делал. В угоду Своему аппетиту или Своим желаниям. Для других – да, для Себя – никогда. В этой главе всё, всё с ног на голову перевернулось! И вот это и удивило и не только удивило, просто по рукам и ногам связало всех начальников народа. Они ничего не могли сделать. Они просто отступали перед этим авторитетом. Никогда они Иисуса в такой роли не видели.

Ученики тоже слушали, что Иисус сказал смоковнице. Промолчали. «И смоковница тотчас засохла. Ученики, увидев это, удивились, и говорили – как это тотчас засохла смоковница?» А чему они удивляются, ученики? Что они чуда не видели? Или это самое большое чудо, которое совершил за всю Свою жизнь на земле Иисус? Это большее чудо, чем воскресение Лазаря? Это большее чудо, чем исцеление слепорождённого? Почему они удивились? Они удивились не чуду, потому что они уже привыкли, что Иисус каждый день чудеса творил и не одно. Но это чудо было необычным, потому что смоковница засохла в угоду Иисусу. Не было нужды другой, чтобы это дерево засохло. Не было такой нужды. Просто потому, что Иисус не нашёл там плода. Вспомните, Он сорок дней ничего не ел. И к Нему подошёл дьявол и сказал: «Ты можешь чудо совершить, камни в хлеб превратить, не хочешь?» Он говорит: «спасибо, не надо». А что же сегодня произошло с Иисусом, что Он совершает чудо, когда Его никто об этом не просит, и вообще никакой необходимости в этом нет. Всё в этой главе не так. Вот почему ученики удивились.

23 стих – «И, когда пришёл Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: «Какою властью Ты это делаешь?» А что Он делал? Они почувствовали власть. Они почувствовали такую силу! Они уже попытались этой силе противостоять, и что? Они почувствовали такую силу, что сами отступали перед Ним. И на этот раз они робко пошли и спрашивают: «Какою власть Ты это делаешь?» А что Он делал такого, проповедовал? Что Он первый раз проповедует? Нет, но на этот раз Он не так проповедовал. Он зашёл в храм как хозяин. И Он там проповедовал, так как Он считал нужным. В этой главе Он хозяин положения. И вы это увидите сейчас. Потому, что они продолжают разговор. Они спрашивают: «Какою властью Ты это делаешь, и кто тебе дал такую власть?» «Иисус сказал им в ответ: «Спрошу и Я вас об одном, если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью Я это делаю» Кто хозяин положения? Вообще, кто ставит условия, хозяин, или… Кто тут ставит условия? Они спрашивают, а Он говорит: «А я могу сказать, могу не сказать, и вообще вы первые ответьте Мне на вопрос» И они будут спорить? Они не могут сопротивляться этой власти. Они тут же отошли в сторону для совета. Им нужно совещание, они поняли, что попали в беду. Они не могут сопротивляться этой власти. Но при этом фарисеи остались фарисеями. Вы слышите вопрос, какой они задали? Они спрашивают: «какою властью Ты это делаешь и кто Тебе дал такую власть». Они не знают ответа на этот вопрос? Более того, они знают, что Иисус должен сказать, и они даже знают, что они в ответ на это сделают. А что Иисус, по их мнению, должен был им ответить? Откуда у Него такая власть? И кто Он такой вообще? Что они ожидали? А когда Он скажет, кто Он такой, что дальше они сделают? Им это надо! Они давно ждут, чтобы ОН сказал прямо и тогда они схватятся за камни.

Но Иисус опять все их планы разрушает. И так просто. Он говорит им – вообще то Я ставлю условия. Если вы ответите Мне, Я подумаю. «Спрошу и Я вас об одном. Если о том скажете Мне, то и Я вам скажу какой властью это делаю. Крещение Иоанново откуда было, с небес или от человеков?» Надо посовещаться. Вы слышите разговор там, о чём они совещаются. «Скажем – с небес, скажет – почему не поверили ему» А вообще, они поверили Иоанну Крестителю? Верили тому, чему он учил? Верили! Верили всему, кроме одного. Что это Агнец Божий. Они всё приняли от Иоанна Крестителя. Они тут говорят: «Если мы скажем – не от Бога, не с небес то…» Они знают, что последует. Последует вопрос: «Так почему вы не поверили ему?» А они что не поверили ему? Ну, поверили, как бы, но кроме одного. Кто такой Агнец Божий. Для них это мессия. Вообще, ответит Иисус, какой властью Он это делает? Он уже ответил. Вы слышите, что Он уже ответил. Он говорит – подумайте, Иоанн Креститель чему-то учил, да? Вы ему верите или нет? Ну и всё. Если верите – вот он ответ. Но теперь они говорят – если ответим, что с небес учение Иоанново, скажет — почему не поверили, а если скажем – от человеков – боимся народа. Тут всё может повернуться совершенно наоборот. Тут народ может схватиться за камни. Они знают, что шли к Иоанну от священников и от фарисеев, слушать его проповеди, даже многие крестились. И никто их за это не исключил не отлучал от синагоги. А это серьёзно. И тогда народ скажет – вы что? Мы у вас спрашивали, верить Иоанну Крестителю или нет, вы сами туда ходили.

И тогда они приходят к Иисусу и говорят: «не знаем…» Сказали правду? Знали? Они всё знали. А почему сказали « не знаем»? Невыгодно. Они затеяли интересную игру. Интересно тут получается – Иисус знает чего они хотят? А они сами знают чего хотят? Они говорят чего хотят? Все знают и никто ничего не говорит. Какая то игра. Интересные правила они навязали Иисусу – играть нечестно. Иисус говорит – хорошо, давайте так. Он спокоен, Его устраивают любые правила. «Вы ответьте мне, Я отвечу вам» Они говорят – не знаем. Тогда Он говорит – ну и Я вам не скажу. Вы слышите, что Иисус сказал. Он не говорит – ну и Я не знаю, Он знает, он честно отвечает. Он говорит – ну и Я тоже вам не скажу. Он имел в виду, что – вы вообще то знаете, но вы не хотите отвечать, и тогда Я тоже не хочу отвечать. Ещё одна неудача, ещё одна осечка. Здесь надо как-то разряжать обстановку, потому, что фарисеи и начальники народа не знают, что дальше говорить. И тогда Иисус продолжает. Он говорит – у одного человека было два сына, один сказал – пойду и не пошёл, другой сказал – не пойду и пошёл. О чём эта притча, как вы истолкуете её? Вы слышите, что это та же ситуация, которая только что произошла? Иисус говорит – Я знаю, такое уже было однажды. Один сказал – пойду, не пошёл, другой сказал – не пойду и пошёл. Так и у нас с вами, вы хотели чтобы Я вам ответил, Я вообще то сказал, не отвечу, но Я вам ответил. Ответил Иисус, какой властью Он это делает, они поняли? А они вообще то готовы были ответить, но… Такая же ситуация была, правда у этой притчи есть ещё одна мораль, которую мы все хорошо знаем. Представьте себе состояние фарисеев, как они всё это слушают. Иисус говорит – а хотите ещё одну притчу? А они уже не знают, хотеть или не хотеть.

«Выслушайте другую притчу. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник…» Фарисеи внимательно слушали каждое слово. Давайте прочитаем эту притчу в оригинале. Иисус просто напомнил всё это, они всё хорошо должны были знать. В книге Исаии, пятая глава. «Воспою возлюбленному Моему песнь возлюбленного Моего о винограднике Его. У возлюбленного Моего был виноградник, на вершине утучнённой горы. Он обнёс его оградою, очистил его от камней, насадил в нём отборные виноградные лозы и построил башню…» Теперь Иисус начинает эту притчу повторять, и говорит: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградой, выкопал в нём точило и построил башню, и отлучился, отдав виноградарям» Перед Иисусом стояли непростые люди, которые знали Ветхий завет наизусть. Книжники, старейшины народа. Как вы думаете, они поняли, что цитирует Иисус? К большому нашему удивлению – не поняли! Удивительно, но не поняли. Откуда знаем – из этой двадцать первой главы. «Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям, взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг, иного прибили, иного убили, иного побили камнями…». Хозяин говорит – сына пошлю, может, постыдятся. А виноградари увидели сына – убьём и виноградник наш… Иисус тут задаёт вопрос всем слушавшим, говорит – как вы думаете, что сделает хозяин виноградника? Что они отвечают? Они с таким энтузиазмом говорят Ему: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям» В книге Исаии в пятой главе, там, в объяснении прямо написано, что вы это вы… Вы так поступали, вы народ Израильский, это вы сделали. Если бы они были готовы следить за тем, что Иисус тут произносит, они бы поняли и не ответили бы. По крайней мере, если бы ответили, не так бойко – злой смерти… злодеев сих… Представьте себе, если вы знаете, что это сейчас вас коснётся, и объяснят, что это ты. Вы так будете говорить?

И когда они ответили, смотрите, как Иисус реагирует на их ответ. «Неужели вы никогда не читали в Писании…» Иисус тут не мог удержаться, — вы что говорите! Вспомнили? этого достаточно было. Для книжников и фарисеев этого было достаточно, чтобы они пришли в себя, чтобы они поняли что они ответили и какой они приговор себе подписали. Иисус, зная с кем имеет дело, с кем говорит, Он очень быстро переходит к следующему: «камень, который отвергли строители…» А это уже не из пятой главы Исаии. Не из пятой, но из главы, которая связана с пятой главой. Это уже из двадцать восьмой главы книги пророка Исаии. Эти главы можно было рядом поставить. В двадцать восьмой главе продолжается та же тема. Они даже начинаются одинаково, а в Библии, если какая то фраза повторяется дважды, знайте, что эти две главы на одну и ту же тему. В этой главе начинается об Израиле и заканчивается краеугольным камнем. Камень, который отвергли строители, и который сделался главою угла. Который никто не считал за важный камень, но который потом неожиданно, вдруг стал самым важным. Иисус сразу в этом стихе говорит – неужели вы никогда не читали в Писании, тот камень, который вы не считали важным, сделался главою угла. Итак знайте, тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а кто не захочет, тот камень раздавит. Они уже это чувствовали. Они чувствовали, как этот камень давит.

Для евреев здесь ещё было над чем подумать, Они всё хорошо поняли, для них этого было достаточно, потому, что в их языке даже – камень и сын это почти одно и то же. Это игра слов – «эбен» – «бен». «Камень» – «сын». Это пошло от книги пророка Даниила, где камень, который оторван от горы без содействия рук человеческих, который символизировал царство Мессии, для любого еврея понятно. Для любого книжника понятно, камень – сын – это одно и то же. Для них сразу всплывает в памяти Даниила вторая глава, этот камень, который сметает всё на своём пути, и перед которым никакое царство не может устоять. Они почувствовали эту силу, они почувствовали этот авторитет. Они уже стояли перед натиском этого камня, сопротивлялись, барахтались там и ничего не могли сделать. Иисус стоял перед ними и диктовал свои условия. Они сопротивлялись, и ничего не могли поделать. Они поняли, что это за камень. Они поняли – царь перед ними.

Но этот царь был необычным. Глава так начинается, что этот царь был необычным. Эта глава начинается с пророчества – «да сбудется речённое через пророков – се Царь твой грядёт, кроткий. Царь и кроткий. Вы видели царя кротким? Кроткий царь – вы ставите Ему условия – он принимает. Но в конце концов Он – царь. И вы ничего не можете поделать. А знаете почему? Потому, что этот царь правды, Который соглашается на любые условия. Единственное на что Он не соглашается, он не готов быть неправедным. Он не готов обманывать и Он не будет этого делать. Он не готов лицемерить, и Он не будет этого делать. Если вам кажется, что лицемерием и нечестностью можно чего-то добиться, то это большое заблуждение. Вы не можете устоять перед правдой. Да, вы попробуете одеть маску, и сказать, как фарисеи «не знаем», когда знаю. Но у вас ничего не получится. Потому что перед вами стоит царь правды. Либо вы упадёте на этот камень, либо он вас раздавит. Иисус здесь, в этой главе продемонстрировал нечто такое, что нужно было хоть однажды на этой земле сказать, и показать. Вот почему эта глава выходит из рамок всего Евангелия. Тут необычно. Иисус не делает того, что дела всегда. Тут царь. Вы не можете этому царю сопротивляться. Но вообще то Он кроткий царь. Он не каждый день так поступает. Но хотя бы один раз Ему нужно было это сделать и показать. Может быть для некоторых поздно что-то исправить, но хотя бы, чтобы они знали против Кого идут, и что они хотят делать.