Предисловие

«Враждебны к церкви, дружелюбны к Иисусу Христу» Этими словами можно описать сегодня очень многих, особенно молодых, людей.

Они противостоят всему, что попахивает учредительством. Им противны установленный в обществе порядок (истэблишмент) и его незыблемые привилегии. Они отвергают и церковь — не без некоторых оснований, — потому Что считают ее очень развращенной подобными пороками.

Тем не менее, то, что они отвергают, есть современная церковь, а не Сам Иисус Христос. Именно потому, что они видят противоречие между Основателем христианства и современным состоянием церкви, которую Он основал, они так критичны и холодны. Однако личность и учение Иисуса Христа не потеряли привлекательности. В конце концов, Он Сам выступал против установившегося порядка вещей, а некоторые слова Его имели революционный оттенок. Оказывается, Его идеалы оставались нерушимыми. Он излучал любовь и мир, куда бы ни шел. К тому же Он неизменно жил именно так, как проповедовал.

Но был ли Он истинным?

Достаточно много людей в мире все еще воспитываются в христианских семьях, где истинность Христа и христианства подразумевается сама собой. Но когда у этих людей развиваются критические качества и они начинают думать самостоятельно, для них оказывается легче отвернуться от религии своего детства, чем постараться исследовать ее сильные места.

Очень много других людей не вырастают в христианском окружении. Вместо этого они поглощают учения индуизма, буддизма, ислама или мораль светского гуманизма, коммунизма или экзистенциализма.

Однако и те, и другие, если иногда и читают об Иисусе, обнаруживают, что в Нем скрыта неотразимая привлекательность, которой не так легко отмахнуться.

Таким образом, мы начинаем с исторической фигуры Иисуса из Назарета. Он, несомненно, существовал. По этому поводу нет никаких обоснованных сомнений. Его историчность заверена как язычниками, так и христианскими авторами.

Он был также во многом человек, ко всему тому, что можно о Нем сказать. Он родился, вырос, работал в поте лица, отдыхал и спал, Он ел и пил, страдал и умер, как и другие люди. У Него было настоящее человеческое тело и настоящие человеческие эмоции.

Но можем ли мы действительно верить в то, что Он был в некотором смысле Бог? Не является ли божественность Иисуса лишь довольно живописным христианским предрассудком? Есть ли какое–нибудь свидетельство, подкрепляющее удивительную уверенность христиан в том, что плотник из Назарета был единственный Сын Божий?

Это — фундаментальный вопрос. Нельзя избежать его. Надо быть честными. Если Иисус не был Богом в человеческой плоти, христианства больше нет. У нас остается лишь еще одна религия с прекрасными идеями и благородной моралью, но ее уникальная особенность исчезает.

Однако свидетельство о божественной природе Иисуса существует — хорошее, сильное, историческое, растущее свидетельство, под которым честный человек может подписаться, не совершая интеллектуального самоубийства. У нас есть необычное заявление Иисуса о Самом Себе, такое смелое и такое скромное. Затем есть Его ни с чем не сравнимый характер. Его сила и кротость, Его бескомпромиссная праведность и нежное сочувствие, Его забота о детях и любовь к отверженным, Его превосходство и Его самопожертвование завоевали восхищение всего мира. Более того, Его жестокая смерть не стала Его концом. Провозглашено, что Он воскрес после смерти, и обстоятельства Его воскрешения являются наиболее убедительным свидетельством.

Если предположить, что Иисус был Сыном Божьим, являются ли основы христианства лишь принятием этого факта? Нет. Если мы однажды убедились в божественности Его личности, нам надо узнать природу Его работы. Зачем Он пришел? Библия отвечает на это: «Он пришел в мир, чтобы спасти грешников» Иисус из Назарета — это небесный Спаситель, необходимый нам, грешникам. Нам нужно прощение и возвращение к всесвятому Богу, с Которым нас разлучили грехи. Нас надо освободить от себялюбия и дать силу жить согласно нашим идеалам. Нам надо научиться любить друг друга, равно друга и врага. Именно это означает «спасение» Вот это завоевал для нас Христос Своей смертью и воскресением.

Тогда являются ли основы христианства верой в то, что Иисус — Сын Божий, Который пришел, чтобы стать Спасителем мира? Нет, даже не этим. Недостаточно подчиниться этой божественной Личности, признать человеческую нужду в спасении и поверить в спасительное дело Христа. Христианство — это не просто вера, оно подразумевает действие. Верования нашего разума могут находиться вне критики, но надо перевести веру в дела.

Что же тогда делать? Нужно посвятить себя, сердце и разум, душу и волю, дом и жизнь; посвятить всю личность без остатка Иисусу Христу Нам нужно смириться перед Ним. Нам нужно довериться Ему как нашему Спасителю и подчиниться Ему как нашему Господу, а затем занять свое место в качестве верных членов церкви и ответственных граждан общества.

В этом — основы христианства и содержание этой книги. Но перед тем, как подойти к свидетельству божественности Иисуса Христа, необходима вступительная часть, в которой говорится о правильном подходе к изучению этой темы. Христиане утверждают, что мы можем найти Бога в Иисусе Христе. При рассмотрении этого утверждения нам может помочь осознание того, что как Сам Бог ищет нас, так и мы сами должны искать Бога.