1. Верный подход

«В начале Бог… Эти три первые слова Библии — нечто большее, чем введение в историю сотворения мира или в книгу Бытия. Это — ключ, открывающий наше понимание Библии в целом. Они говорят, что религия Библии — это религия, где инициатива принадлежит Богу.

Нельзя застать Бога врасплох. Нельзя предугадать Его. Он всегда делает первый ход. Он всегда в начале. До того, как появился человек, Бог действовал. Еще до того, как человек встрепенулся, чтобы начать искать Бога, Бог искал человека. В Библии мы видим не человека, ощупью пробирающегося к Богу, а Бога, протягивающего руку человеку.

Многим Бог представляется удобно сидящим на отдаленном троне, молчаливым, чужим, равнодушным к нуждам смертных до тех пор, пока эти смертные, может быть, сами не уговорят Его хоть что–нибудь предпринять. Это совершенно ложное воззрение. Библия раскрывает для нас Бога, Который задолго до того, как человеку придет в голову повернуться к Нему, в то время, как человек еще погружен в темноту и грех, поднимается со Своего трона, откладывает славу, склоняется в поисках человека и не успокаивается, пока не находит его.

Эта высшая, предваряющая все деятельность Бога видна во многом. Ему принадлежит инициатива в творении. Он дал существование вселенной и всему, что в ней находится. «В начале Бог сотворил небо и землю» Ему принадлежит инициатива в откровении, когда Он раскрыл человечеству Свой характер и волю: «Бог многократно и многообразно говорит издревне отцам в пророках, в последние дни сие говорил нам в Сыне» Ему принадлежит инициатива спасения, когда Он в Иисусе Христе пришел освободить мужчин и женщин от греха: «Бог … пришел и искупил Своих людей» (Бытие 1:1; Евреям 1:1–2; Лука 1:68).

Бог творил. Бог говорил. Бог действовал. Эти утверждения инициативы Бога в трех различных сферах представляют краткое содержание религии, проповедуемой Библией. В этой книге мы рассмотрим 2–е и 3–е утверждения, потому что, в основном, христианство, по определению, начинается с исторической фигуры Иисуса Христа. Если Бог говорил, Его последним и самым великим Словом миру был Иисус Христос. Если Бог действовал, Его самое благородное дело — это искупление мира через Иисуса Христа.

Бог говорил и действовал в Иисусе Христе. Он кое–что сказал. Он кое–что сделал. Это значит, что христианство — не только набожные разговоры. Это также не собрание религиозных идей и не свод правил. Это евангелие (т.е. благая весть) — по словам Павла, «Благовестие Божье о Сыне Своем Иисусе Христе, Господе нашем» (Римлянам 1:1–4). Это, в первую очередь, не призыв человека начать действовать; прежде всего, это провозглашение того, что Бог сделал в Иисусе Христе для таких людей, как мы.

Бог говорил

Человек — это невероятно любознательное существо. Его сознание создано так, что не может успокоиться. Он всегда всматривается в неизвестное. Человек ищет знания с неиссякаемой энергией. Его жизнь — путешествие, состоящее из открытий. Он всегда спрашивает, исследует, открывает, рассматривает. Он никогда не перерастет бесконечное детское «почему?» Однако когда сознание человека обращается к Богу, оно сбито с толку. Оно бродит ощупью в темноте. Оно беспомощно барахтается в своих глубинах. Это неудивительно, потому что Бог, кто бы Он ни был, бесконечен, а мы — смертные существа. Он — вне нашего понимания. Поэтому наш ум, хотя и является полезным инструментом в эмпирических науках, не может сразу же помочь нам здесь. Он не может проникнуть в бесконечное сознание Бога. Нет лестницы туда, есть только огромный неизмеримый пролив. «Можно ли узнать глубокие мысли Божий?» — спросили Иова. Невозможно.

Так бы все и оставалось, если бы Бог не начал действовать первым, чтобы исправить положение. Человек так и остался бы агностиком, спрашивал бы вместе с Понтием Пилатом: «Что есть истина?», но никогда не прислушивался бы к ответу и не дерзал даже надеяться получить этот ответ. Он поклонялся бы Богу — ибо это в его натуре; но на всех его алтарях была бы надпись, как на алтаре в Афинах: «Неизвестному Богу».

Но Бог говорил. Он Сам решил открыть Себя. Христианская доктрина откровения глубоко разумна. Бог раскрыл нашему уму то, что могло бы остаться скрытым для нас. Часть Его откровения мы видим в природе.

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Псалом 18:2).

Ибо, что можно знать о Боге, явно для них (т.е. для людей), потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны (Римлянам 1.19–20).

Обычно это называют «общим» откровением Божьим (потому что это откровение — для всех людей на всей земле) или «природным» (естественным) откровением (потому что оно в природе). Однако этого недостаточно. Конечно, из природы мы узнаем о Его существовании и немного о Его Божественной силе, славе и верности. Но если человеку надо точно узнать Бога, ему все–таки необходимо более обширное и действенное откровение. Самораскрытие Бога должно включать Его святость, Его любовь и Его власть спасения от греха. Бог рад был дать нам и это. Это — «особенное» откровение, потому что оно было сделано для избранного народа (Израиль) через избранных людей (пророков Ветхого Завета и апостолов Нового).

Это откровение к тому же «сверхъестественно», так как оно было дано через так называемое «вдохновление» и свое главное выражение оно нашло в личности и делах Иисуса.

Чтобы объяснить и описать это откровение, Библия рассказывает о том, что Бог «говорил» Мы сами легче всего общаемся друг с другом при помощи речи. Словами мы раскрываем свое сознание. Это еще более верно, если мы думаем о Боге, Который пожелал открыть Свой бесконечный разум и нашим конечным, ограниченным умам. Так как, по словам пророка Исайи, Его мысли настолько выше наших, насколько небеса выше земли, нам никогда не удалось бы узнать эти мысли, если бы Он не одел их в слова. Таким образом, слово Господа приходило ко многим пророкам до тех пор, пока не пришел Иисус Христос и «Слово стало плотию и обитало с нами» (Иоанн 1:1, 14).

Таким же образом Павел писал церкви в Коринфе: «Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» Человек узнает Бога не своей мудростью, а через слово Божие (то, что мы проповедуем), не разумом человеческим, а божественным откровением. Только благодаря тому, что Бог дал нам узнать Себя в Христе, христиане могут смело судить и сказать им, как Павел сказал афинянам в ареопаге: «Того, Которого вы не зная чтите, я проповедую вам».

Много противоречий между наукой и религией возникло именно потому, что не удалось правильно оценить это утверждение. Эмпирический подход совершенно неприменим в области религии. Научные знания продвигаются вперед с помощью наблюдения и эксперимента. Это знание работает с информацией, поступающей от пяти физических чувств. Однако когда мы обращаемся к области метафизического, мы не можем немедленно получить информацию. Сейчас Бога нельзя потрогать, увидеть или услышать. Но было время, когда Он решил говорить и одеть Себя в тело, которое можно было видеть и ощутить. Иоанн начал свое Первое послание, утверждая, что «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши… мы… свидетельствуем, и возвещаем вам» (1 Иоанна 1:1–2).

Бог действовал

Христианская благая весть не сводится к утверждению, что Бог говорил. Она утверждает, что Бог действовал.

Инициатива в обоих случаях принадлежит Богу из–за сущности нужды человеческой. Ведь мы не только невежественны, но и грешны. Таким образом, недостаточно того, что Бог должен был раскрыть Себя с тем, чтобы обличить наше невежество. Он должен что–то предпринять, чтобы спасти нас от грехов. Он уже начал это в дни Ветхого Завета. Он призвал Авраама из Ура, чтобы сделать из него и его потомков нацию, избавить их от рабства в Египте, войти с ними в завет на горе Синай, провести их через пустыню в землю обетованную, вести и учить их как Свой избранный народ.

Но все это была лишь подготовка к Его величайшему деянию искупления во Христе. Человека надо было избавить не от рабства в Египте или ссылки в Вавилон, а от ссылки и рабства греха. Именно поэтому пришел Иисус Христос. Он пришел как Спаситель.

«…и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матфей 1:21).

«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тимофею 1:15). «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лука 19:10).

Он был тот пастух, который не успокаивается, если потерял одну овцу из своего стада, а идет на поиски, до тех пор пока не найдет ее (Лука 15:3–7).

Христианство — это религия спасения, и нехристианские религии не могут сравниться с этой вестью о Боге, Который любил, и пришел, и умер за мир погибших грешников.

Ответ человека

Бог говорил. Бог действовал. Запись и толкование этих божественных слов и дел надо искать в Библии. Там они и остаются Для многих людей. Что касается этих слов и дел, то, что сказал и сделал Бог, принадлежит дням прошедшим, не перешло еще из прошлого в настоящий опыт, из Библии в жизнь. Бог говорил, но слушали ли мы Его слово? Бог действовал, но получили ли мы хоть что–нибудь от того, что Он сделал?

Объяснение того, что мы должны делать, вы найдете дальше в этой книге. Сейчас же надо указать лишь одно: мы должны искать. Бог искал нас. Он все еще ищет нас. Мы должны искать Его. В самом деле, главная обида Бога на человека в том, что тот не ищет.

«Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Псалом 13:2–3).

Однако Иисус провозгласил: «Ищите и найдете» Если не искать — не найдешь никогда. Пастух искал до тех пор, пока не нашел пропавшую овцу. Женщина искала, пока не нашла пропавшую монету. Почему мы думаем, что можно не беспокоиться? Бог желает, чтобы Его нашли, — но нашли лишь те, кто ищет.

Надо искать усердно. «Человек ленив настолько, насколько у него хватает смелости», — писал Эмерсон. Но все это так серьезно, что нам надо преодолеть природную леность и апатию и посвятить разум поиску. Бог не слишком терпелив с бездельниками. «Он ищущим Его воздает» (Евреям 11:6).

Надо искать смиренно. Если апатия — это препятствие для одних, гордыня — это еще более серьезное и распространенное препятствие для других. Нам надо признать, что наш разум является конечным и неспособен открыть Бога одним своим усилием без самооткровения Божьего. Я не говорю, что мы должны сдерживать рациональное мышление. Наоборот, один из псалмопевцев велел нам не походить на лошадь или мула, которые не имеют понимания. Мы должны использовать свой разум, но и признать его ограниченность. Иисус сказал:

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лука 10:21).

Это одна из причин любви Иисуса к детям. Их можно учить.

Они не горды, не тщеславны, не критичны. Нам нужно обрести открытый, смиренный и восприимчивый ум маленького ребенка.

Надо искать честно. Надо подойти к тому, что Бог называет Своим самооткровением не только без гордыни, но и без предубеждения; не только со смирением, но и с открытым разумом. Любому ученику и студенту известно, как опасно подходить к новому предмету с уже сложившимся о нем представлением. Однако многие ищущие приходят к Библии, уже имея в голове решение. Но обещание Божье дано лишь тем, кто ищет искренно. «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иеремия 29:13). Значит, надо отклонить предубеждения и открыть разум для того, что, возможно, христианство все–таки истинно.

Надо искать послушно. Это условие труднее всего выполнить. В поиске Бога надо быть готовым не только пересмотреть свои идеи, но и изменить свою жизнь. В христианской вести есть моральный вызов. Если весть истинна, этот моральный вызов надо принять. Бог не является лишь подходящим объектом отвлеченного наблюдения человека. Нельзя положить Бога под микроскоп или рассматривать Его в телескоп, говоря при этом: «Как интересно»! Бог не интересен. Он способен глубоко огорчить. Это верно и по отношению к Иисусу Христу.

«Мы хотим рассмотреть Его интеллектуально, и мы видим, что Он рассматривает нас духовно. Мы поменялись ролями…. Мы изучаем Аристотеля, и он назидает нас интеллектуально; мы изучаем Иисуса и ощущаем, что мы глубочайшим образом обеспокоены духовно… Нам приходится принимать внутреннее моральное решение сердца и воли по отношению к этому Иисусу… Человек может изучать Иисуса с интеллектуальной беспристрастностью, но не может оставаться морально нейтральным… Мы должны объявить, под чьим флагом выступаем. К этому приводит нас прямое общение с Иисусом. Мы начинали со спокойной учебы, а теперь нас призывают принять моральное решение»

(П. Карнеги Симпсон «Факт Христа» 1930, издание Джеймса Кларка, 1952, с. 23, 24).

Значит, вот что имел в виду Иисус, когда обращался к неверующим евреям. Он сказал: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Иоанн 7:17).

Обещание это понятно: мы можем узнать, был ли Христос истинным или ложным, было ли Его учение человеческим или божественным. Однако это обещание основано на моральном условии. Мы должны быть готовы не только верить, но и быть послушными. Надо быть готовыми исполнить волю Божью, когда Он откроет ее нам.

Я помню, как однажды ко мне пришел молодой человек, который только что закончил школу и начал работать в Лондоне. Он сказал, что перестал ходить в церковь, потому что не мог произнести Символ веры, не чувствуя себя лицемером. Он больше не верил в него. Когда он закончил говорить, я сказал ему: «Если бы я ответил на ваши вопросы и полностью удовлетворил ваш интеллект, захотели бы вы изменить свой образ жизни?» Он слабо улыбнулся и покраснел. На самом деле его проблема была не интеллектуальная, а нравственная.

Значит, именно в таком духе мы должны продолжать свой поиск. Мы должны отбросить апатию, гордыню, предубеждения и грех и искать Бога несмотря на последствия. Из всех препятствий к действенному поиску труднее всего преодолеть два последних: интеллектуальное предубеждение и нравственное своеволие. Оба эти препятствия выражают страх, а страх — заклятый враг истины. Страх парализует наш поиск. Мы знаем, что поиск и принятие Иисуса Христа принесет значительные неудобства. Придется пересмотреть все свои взгляды на жизнь и приспособиться к новому образу жизни. Именно интеллектуальная и нравственная трусость заставляет нас сомневаться. Мы не находим, потому что не ищем. Мы не ищем, потому что не хотим найти, и знаем, что, если не хотим чего–то найти, лучший способ — не искать.

Так допустите же возможность своей ошибки. В конце концов, Христос, может быть, истинен. И если вы хотите смиренно, честно и послушно искать Бога, обратитесь к книге, которая утверждает, что является Его откровением. Особенно обратитесь к Евангелиям, рассказывающим о жизни Иисуса Христа. Дайте Ему возможность встретиться с вами и показать вам Свою истинность. Придите с полным осознанием разума и воли, готовые верить и быть послушными, если Бог убедит вас. Почему бы не прочитать Евангелие от Марка или от Иоанна? Можно прочитать любое из них в один присест (желательно в современном переводе), чтобы получить самое полное впечатление. Потом можно перечитать его, но медленнее, по главе в день. Перед тем как сесть за чтение, молитесь, может быть, вот так:

«Бог, если Ты существуешь (а я не знаю, так ли это) и если Ты слышишь эту молитву (а я не знаю, слышишь ли), я хочу сказать Тебе, что я честно ищу истину. Покажи мне, правда ли, что Иисус — Твой Сын и Спаситель мира. А если Ты дашь мне уверенность в этом, я доверюсь Ему как своему Спасителю и последую за Ним как за Господом своим»

Никто не будет разочарован, произнеся эту молитву. Бог ничего не должен человеку. Он уважает всякий честный поиск. Он награждает истинно ищущих Его. Обещание Христа предельно просто: ищите и найдете.