9. Освобожденные, чтобы любить

«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»

Иоан. 8. 36.

Дух человека — это светильник Божий. Но он должен быть освобожден из темницы эгоизма, от оков страха и малодушия прежде, чем Бог сможет его теплом согреть других людей.

Только тот, кто не зависит от влияния и мнения других людей, кто остается самим собой во всех жизненных ситуациях, может в полной мере воплотить в своей жизни любовь Божью. Только христианин может быть знатоком любви, потому что он в достаточной мере любит самого себя.

Дело в том, что любовь к ближним, та сверхъестественная любовь, которую Бог вкладывает в нас, может полностью проявиться лишь в том человеке, который достаточно любит самого себя. Если это утверждение вам кажется странным, вспомните слова Иисуса: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» Без всяких лишних объяснений Он утверждал этот важный принцип глубокой любви, к которому сегодня относятся с опаской.

Христос знал, что Его ученикам будет трудно открыть миру Божью любовь не столько потому, что окружающие их люди весьма непривлекательны, сколько из–за их собственной уязвимости и незащищенности как следствия неправильного понятия о любви к себе.

Иисус знал, что люди, чувствующие себя неуверенно в этом мире, не смогут найти в себе дополнительной силы и энергии, чтобы любить других людей. Жизненная сила, которая по замыслу Божьему должна использоваться для служения ближним, уходит у них на то, чтобы бороться со своими собственными страхами, комплексами, тревогами и разочарованиями.

Любовь к себе, внутренняя свобода и раскрепощенность необходимы для того, чтобы любить других. Если человек не уверен в себе или даже ненавидит себя, он не может любить других.

Господь считает любовь к себе столь существенной, что Он указывает на нее, как на необходимое условие послушания. Христианин имеет от Бога поручение любить ближних точно так же, как он любит себя. Таким образом, последователь Христа не имеет права пренебрегать любовью к себе.

К сожалению, вместо того, чтобы попытаться понять важность этого принципа, многие испытывают неудобство и неловкость, когда им говорят о любви к себе. Они не допускают и мысли об этом, потому что путают ее с эгоизмом. Но не испытав жизнеутверждающую силу этого принципа, мы не сможем в полной мере раскрыть любовь Божью этому миру.

Доктор Роберт X. Феликс, бывший директор Национального института психиатрии в Вашингтоне, дал одно из самых кратких определений любви к себе, сказав: «Любить себя — значит иметь чувство собственного достоинства и значимости, иметь уверенность в том, что ты не напрасно живешь на этом свете, и вместе с тем быть ‘достаточно скромным, чтобы адекватно оценивать свои возможности».

Очевидно, Иисус считал эту истину настолько простой и естественной для христианина, что даже не счел нужным особо пояснить ее. По–видимому, Он рассматривал любовь к себе, как нечто само собой разумеющееся для всех тех, кто заявляет о своей принадлежности к христианству.

Христос знал, что любовь к себе — одно из главных преимуществ и даров христианства, которым могут безвозмездно пользоваться все те, кто искренно избирает Его своим Господом, Спасителем и Другом. Только христианин имеет правильное, сбалансированное понятие о любви к себе, которое он получает от Бога точно так же, как и способность любить других. И то, и другое есть дар от Духа Святого. Вот почему только христианин может быть истинным знатоком и ценителем любви.

Даже неверующие люди, мало–мальски знакомые с психиатрией, понимают, как важно любить себя. Статистика свидетельствует о том, что одной из главных причин психических расстройств является отсутствие любви к самому себе.

«Если бы люди избавились от скрытой ненависти и презрения к себе и имели бы достаточно высокий уровень самоуважения и собственного достоинства, — заявил доктор Александр Рейд Мартин, который ранее работал в Нью–Йоркской психиатрической клинике им. Пейна Уитни, — то количество психических заболеваний уменьшилось бы вдвое».

К сожалению, проповедуя людям «благую весть» христиане редко упоминают о бесценном даре уважения и любви к себе, который Бог желает дать всем грешникам, страдающим от комплекса собственной неполноценности и ущербности.

Почему мы не решаемся сказать им об этом?

Разве Иисус не предложил всем обремененным более легкое и приятное иго?

Разве Он ничего не может дать беспокойным людям, жизнь которых наполнена суетой и отчаянием? Отчаянием из–за того, что они не стали теми, кем могли бы стать; что они не могут добиться того, чего хотели бы; что они никого не могут согреть своей любовью, потому что у них хватает своих проблем и потому что они не утвердились на фундаменте любви к себе. Они не могут подняться до новых высот любви из–за того, что до сих пор незнакомы с единственным истинным Источником любви к себе.

Если нам, христианам, и случается иногда упомянуть в разговоре о любви к себе, то мы делаем это мимоходом, потому что нам стыдно об этом говорить. Мы спешим перевести разговор на более «важные» темы, такие, как любовь к Богу и ближним или послушание закону Божьему.

Но уклоняться от библейского учения о любви к себе — значит лишать людей того, в чем они нуждаются, чтобы любить других. Возможно, для некоторых людей это самое главное в христианстве.

Неверующий человек, хоть и способен осознать важность любви к себе, не может проявить ее в той степени, в какой это может сделать христианин. Своими силами это делать невозможно, как невозможно своими силами заработать спасение или любить неприятных людей.

Иисус предсказал, что мир будет изумлен той силой любви, которая проявится в жизни Его последователей. «Они узнают, что мы — христиане, по нашей любви», — говорится в одной евангельской песне. Христиане находят в себе силы, чтобы открывать миру любовь Божию и любить друг друга лишь потому, что приняли Божественный дар любви к себе и через это освободились от бремени собственных проблем и неурядиц. Если вы не приняли этот Божественный дар, вы не сможете открыть людям истинное христианство и кончите тем, что будете говорить своей жизнью: «Люди узнают, что мы — христиане, по нашей этике» или » по чистоте нашего учения».

Но нет, не это является отличительным признаком христианина.

Христианин начинает задумываться над ценностью своей личности, когда он понимает всю беспредельность любви Божьей к нему Огонь всепоглощающей, непоколебимой, всепрощающей любви Божьей может зажечь в человеке искру непритворной любви к себе. Теплота этого небесного огня лучше всего ощущается на вершине Голгофской горы.

Когда человек понимает, что Бог любит его, несмотря на все его грехи и слабости, когда он слышит, что Христос взывает к нему с креста и нежно называет его «возлюбленным» он видит себя в новом свете. Он начинает понимать ценность своей жизни в очах Божьих.

Смерть Иисуса Христа за каждого грешника, как ничто другое, продемонстрировала ценность человеческой личности. Только лично осознав и уверовав в величие этой жертвы, человек может прийти к пониманию того, как важно любить и уважать себя.

Проще говоря, я знаю, что могу любить себя, ибо знаю, что Иисус Христос любит меня и называет возлюбленным. Когда я смотрю на себя с этих позиций, у меня нет другого выбора, как только любить себя! В конце концов, какое я имею право презирать себя, если Бог любит меня настолько, что отдал Своего Единородного Сына на смерть ради моего спасения?

Я знаю, что Небесный Отец любит меня, потому что Он есть любовь. Не потому, что я чрезмерно добр или особенным образом заслуживаю этого. Он любит меня таким, какой я есть: со всем моим непостоянством, грехами, проблемами и прочими слабостями. Это знание освобождает меня от комплекса неполноценности и дает мне возможность любить себя. Я люблю себя, хотя знаю, что я далек от совершенства. Я не презираю себя за свои ошибки и грехи. Если Бог меня прощает, то почему я должен морально терзать себя? В конце концов, если уж кто–то и имеет право смотреть на меня сверху вниз, так это Бог, потому что Он совершенен.

Однако Он этого не делает. Конечно, Ему не нравятся мои пороки, но Ему нравлюсь я. Он принимает меня таким, какой я есть.

С другой стороны, будучи несовершенным, я, подобно должнику в притче, имею гораздо меньше прав, чем Бог, смотреть свысока на несовершенных грешников, в том числе и на себя самого.

Подводя итог, можно сказать, что, поскольку Бог простил мне огромный долг, я не имею ни малейшего права презирать себя! Иначе я буду противником Бога.

Люди часто доходят до безумия потому, что не могут «простить себя» за тот или иной проступок. Комплекс вины губит сегодня множество людей — физически, умственно и духовно. Мир полон разочарованных, потерявших надежду людей, которые ненавидят себя за то, что они совершили. Их жизнь — это ад в настоящем смысле этого слова, потому что они не могут простить самих себя.

О, как нужна им благая весть о том, что Бог уже позаботился о них, уже простил их! Если Бог их прощает, то они воистину прощены. Им остается только полюбить себя непоколебимой любовью, которая не ограничена условиями. Иисус приобрел для них это преимущество на кресте. Он и сегодня безвозмездно дарует его всем тем, кто верит в Него и в то, что Он сделал для людей.

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» Иоанна 1:12.

Вы любите детей Божьих, не так ли? Значит, вы можете любить и себя, потому что вы также являетесь детьми Бога.

Величайшим источником внутренней уверенности, спокойствия и любви к себе является оправдание от Бога по вере.

«Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8,36.)

Братья христиане, если Бог во Христе простил вам все, вы можете совершенно свободно, без ложного стеснения любить себя. Только начав уважать себя, вы сможете уважать и любить других.

Вы обрели свободу, чтобы любить. Теперь вы можете начать сверхчеловеческое служение людям в духе Божественной любви, потому что вы имеете истинное основание, надежный плацдарм, с которого можно распространять любовь на окружающий мир. Теперь вы можете знакомить людей с Богом и Его любовью, потому что вы обрели достаточную свободу, чтобы самому пребывать в Иисусе Христе.

Человек, которому все прощено Богом, не нуждается в том, чтобы «производить впечатление» на других. Личная свобода дает ему силу любить их! Ему не нужно завоевывать их одобрение. Его не беспокоит теперь мысль о том, как вести себя в обществе, чтобы приобрести популярность и признание. Он больше не зависит от человеческой помощи и поддержки. Он сам может помогать другим, потому что освободился от внутренней неуверенности и закомплексованности!

Все же, если человек полностью не примет и не оценит освобождающий дар, который Бог предлагает ему, он будет, скорее всего, неспособен энергично выполнять повеление своего Господина идти и поделиться с другими тем, что он получил. Он не сможет смело свидетельствовать об истине, потому что будет опасаться установить с людьми глубокие эмоциональные или духовные контакты. Он будет чувствовать себя неуверенно и настороженно из–за боязни быть отвергнутым или осмеянным. Люди, которые недостаточно уважают и любят себя, всегда болезненно воспринимают неудачу в установлении взаимопонимания с другими людьми.

Размышляя о том, почему люди так часто боятся даже разговаривать друг с другом, а тем более доверять друг другу, Адрис Уитмен писала: «Основная причина кроется в страхе. Понаблюдайте за тем, как двое чопорных людей сидят на соседних креслах в самолете или поезде, боясь заговорить друг с другом».

Она приводит слова раввина Иисуса Либмана, сказавшего: «Мы боимся столкнуться с пренебрежением, быть отвергнутыми или разоблаченными» (Христианский вестник, дек. 1968 г).

Человек, покоящийся в любви Христа, не допустит, чтобы страх перед людьми, боязнь быть отвергнутым подавили в нем побуждение возвещать им об истине и делиться с ними любовью Божией — побуждение, которое приходит свыше от Духа Святого. Он не будет озабочен тем, чтобы скрыть свое несовершенство и выглядеть лучше, чем он есть на самом деле, чтобы завоевать расположение людей. Он может сбросить маску и быть самим собой, потому что Господь освободил его от всех комплексов.

Такой человек может беспрепятственно, без оглядки открывать миру бесподобную любовь и благодать Божию!

О такой свободе неверующий человек даже мечтать не может Он никогда не сможет освободиться от уз страха и неуверенности. Люди могут прибегнуть к разного рода интеллектуальным упражнениям, пытаясь убедить себя в своей свободе и независимости; они могут даже свято в это верить. Но они несвободны. В наше время некоторые интеллектуалы, обладая тонкой психологической проницательностью, считают, что на данном этапе своего развития они обрели полную свободу и внутреннее равновесие. Они любят щеголять своей независимостью. Однако чаще всего их страхи и опасения просто вытесняются в область подсознательного, продолжая исподволь управлять их поведением.

Только Иисус освобождает людей настолько, что они всегда могут оставаться самими собой. Он сотворил человека свободным, поэтому только Он может полностью освободить и раскрепостить личность.

Вы чувствуете себя в силах посмотреть в глаза любому человеку и сказать: «Совершенный Небесный Бог любит меня настолько, что принимает меня таким, какой я есть. Ведь и вы тоже несовершенный человек?!»

Человек, получивший оправдание по вере, ни в чем не уступает другим! Ему не нужно притворяться или оправдываться перед смертными людьми.

«Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» Рим. 8: 31–33.

Поэтому у нас, христиан, нет причин бояться кого–то или думать, что кто–то своими действиями унизил наше человеческое достоинство. Это благая весть. Но еще более приятная весть состоит в том, что, освободившись от личных обид, мы можем любить всех людей.

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» 1 Иоан. 4: 18.

Над миром тяготеет бремя страха и неуверенности только потому, что в нем так мало любви. Но Бог невиновен в этом. Он есть любовь, и Он желает наполнить нашу землю Своей любовью. Вся беда в том, что вы, я и другие христиане не стремимся получить от Бога всю полноту любви, чтобы затем делиться ею с окружающими нас людьми.

Мы также должны признать и то, что страх перед людьми часто мешает нам любить их во имя Иисуса.

Но если мы обрели благоволение в глазах Бога, если мы приняты Им, как Его сыновья и дочери, то стоит ли нам после этого страшиться людей? О, как мы нуждаемся в крепкой, отчаянной вере Иакова, который всю ночь боролся с Господом, пока не получил заверение в том, что его грехи прощены и что ему дарованы благословения! Иаков превозмог Бога, и это вселило в него уверенность в том, что он превозможет и людей. Теперь ему не страшен был гнев брата, потому что Господь был его защитой.

Бог желает заверить вас, что вы также можете превозмогать людей — не для того, чтобы манипулировать ими или злоупотреблять их доверием, но чтобы горячо любить их во имя Его. Отвергнуть это заверение, это обетование, этот дар — значит поддаться чувству страха и комплексу неполноценности, в результате чего мы лишаемся способности свободно любить людей.

«Я никого так не боюсь, как запуганных людей», — писал Роберт Фрост.

Тот, кто считает себя ущербным и неполноценным, не может наладить хорошие отношения с другими людьми. Для нас, христиан, считающих для себя главной задачей установление глубоких отношений с окружающими, с тем, чтобы открыть им любовь и истину Божью, это вопрос первостепенной важности.

Как хорошо, что Небесный Отец делает неуверенных уверенными, боязливых бесстрашными. Он дарует нам Свою силу, благодаря которой мы стойко переносим любые обиды и оскорбления. «На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?» Пс. 55: 12.

«От бича языка укроешь себя, и не убоишься опустошения, когда оно придет Опустошению и голоду посмеешься» Иова 5: 21–22. Кто может так поступать, тот находится в безопасности. Бог говорит, что и вы можете быть в их числе.

Почему? Потому что вы оправданы верой. Никто и ничто не может причинить вам вреда. Вы превозмогли Бога небес. Теперь вам не нужно бояться людей и разных жизненных обстоятельств. Вы свободны и можете любить других.

Нет более свободного человека, чем тот, который научился любить. Даже один такой человек может оказать громадное, неоценимое влияние на окружающий его мир, потому что он является источником колоссальной созидательной силы к добру.

Один человек описал свою знакомую следующим образом: «Она с необычным радушием встречала всех людей. Своим отношением к человеку она говорила ему на чистом эмоциональном уровне: «Я так доверяю вам! Мне так хорошо с вами!» Люди получали от нее заряд энергии и бодрости. Разуверившиеся в своих силах, побыв с ней, обретали веру в себя».

Хорошо известная христианская писательница Евгения Прайс в одной из своих книг пишет о влиянии, которое оказывала на ее жизнь подруга… Эта подруга, по всей видимости, покоилась в любви Божьей, была уверена в себе и любила себя. «Мне посчастливилось на протяжении всей моей жизни во Христе иметь старшую подругу, которая своей любовью помогла мне стать свободной… Ее любовь помогла мне встать на ноги и самой научиться парить в любви Божьей. Она совершенно невозмутима; от нее не услышишь ни слова упрека; у нее Божественный нрав, и она любит меня. В этом у меня нет ни малейших сомнений. Я знаю, что она никогда и ни за что меня не осудит, поэтому, общаясь с ней, я ощущаю присутствие Бога. Ее любовь пробуждает мое сознание, обостряет мою совесть и побуждает меня искать большей свободы в Боге и возрастать в познании Его характера» «Сделайте любовь целью своей жизни» (Зондерван, 1057 г)

Евгении Райс посчастливилось иметь подругу, которая помогает ей ближе познакомиться с Богом.

Отец Небесный жаждет, чтобы Его дети совершали ту же работу Он знает, что многие души, погибающие в этом мире, могут узнать о Его любви только через жизнь Его верных последователей!

Он надеется, что мы начнем любить людей так, как мы любим самих себя.