11. Любовь означает отказ от личной неприязни

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего»

1 Иоан. 4. 20–21.

Два человека регулярно приходили на богослужения в одну и ту же церковь. Оба были ремесленниками одной профессии и добросовестными тружениками. Оба считали, что тщательно выполненная работа — это одновременно и реклама христианства, поэтому они стремились как можно более честно выполнять заказы.

Однажды оба они предложили свои услуги, причем каждый назначил свою цену. Конечно, контракт заключил только один из двух. Жена неудачника сильно расстроилась. Ей нужны были деньги для покупки какой–то милой вещицы. Когда стали известны цены, которые они назначили, оказалось, что ремесленник, заключивший контракт, намного ниже оценил свой труд. Расстроенная женщина решила, что конкурент ее мужа специально сбил цену, чтобы лишить своего брата по вере выгодного заказа. Она поделилась этими соображениями со своим мужем.

На самом же деле конкурент ее мужа запросил столь низкую цену потому, что хотел дать возможность своему сыну, который в это время обучался ремеслу своего отца, попробовать свои силы на практике. Бесцеремонность женщины пагубно отразилась на духовном состоянии ее мужа. Он поверил ее лжи и стал питать к своему брату недобрые чувства.

На следующей неделе он без всяких объяснений отказался собирать пожертвования в церкви вместе со своим обидчиком. Он решил, что если сделать вид, что ничего не произошло, все решат, что он оправдывает неприглядный поступок своего брата. Его коллега вскоре все понял. Озадаченный и обиженный, он стал избегать своего брата по вере. Он не желал рисковать, боясь провоцировать своего брата и еще больше настроить его против себя.

Оба стали искать предлог, чтобы избежать встреч в вестибюле церкви. Будучи членами одной группы библейской школы, они вздохнули с облегчением, когда один из них перешел в другою группу. На богослужениях они старались сесть со своими семьями в противоположных концах церковного здания. Никто не видел, чтобы они приветствовали друг друга после окончания богослужений, как это они делали на протяжении многих лет.

Об их отношениях узнали другие члены церкви. Они быстро заняли сторону того дьякона, которому больше симпатизировали. Так в церкви появились две враждующие группировки.

Пастор, заметив спад духовной жизни в общине, решил посетить одного из бывших друзей. Узнав об этом, второй дьякон пришел к выводу, что пастор стал на сторону его противника, и тотчас отправил письмо к президенту местной конференции с жалобой на лицеприятие пастора. Он утверждал, что пастор хочет расколоть общину на фракции.

Озабоченный президент, не ведавший горя с этой общиной, позвонил пастору и рассказал ему о жалобе. Он попросил его быть более осторожным и внимательным во взаимоотношениях со своими подопечными.

Пастор, всегда желавший угодить президенту конференции, расстроился. Ведь он хотел быть справедливым по отношению к обоим ремесленникам, которые поссорились всерьез и надолго — это было теперь ясно. В результате пастор потерял интерес к работе с этой общиной и стал уделять больше времени другим общинам в своем районе. Он решил не вмешиваться во взаимоотношения между двумя дьяконами, чтобы не усугублять конфликт.

Посещаемость еженедельных молитвенных собраний во взбаламученной церкви стала падать. Когда пришло время перевыборов служителей церкви, немногие откликнулись на просьбу избирательного комитета служить в качестве дьяконов и пресвитеров.

Проповедник намечал провести в этом городе зимой евангельские собрания. Но, оценив обстановку, он решил не делать этого. Одной из причин был финансовый кризис в церкви. Казначей общины с трудом находил средства на содержание молитвенного дома и на хозяйственные расходы.

Члены церкви стали неохотно приглашать на богослужение новых людей. Некоторые ссылались на то, что посетители могут почувствовать холодность и безразличие. В тот год не было ни одного крещения. Любовь заметно охладела.

Члены церкви почти полностью потеряли способность открывать жителям своего города любовь Божью. У многих христиан остановился духовный рост; многие вообще разочаровались и ушли в мир — и все из–за досадного недоразумения, которое, подобно раковой опухоли, поразило весь организм общины.

Церковь Божия не столько должна бояться сопротивления со стороны мира, сколько зла, лелеемого в сердцах верующих. Это зло самым губительным образом сказывается на деле Божьем. Зависть, обиды, темные подозрения, неприязнь и презрение пагубны для духовной жизни.

Иисус пытался довести до сознания Своих последователей, что им не следует опасаться ущерба, наносимого телу Прежде всего нужно охранять душу, т е. духовную сторону личности. Но ничто так не угрожает духовному благополучию, как неприязнь и злоба среди членов семьи, общины, во взаимоотношениях между людьми на всех уровнях.

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин. 4: 20–21).

Наша любовь к Богу тесно и неразрывно связана с нашей любовью к людям. Вы не можете любить Бога, не любя людей. Вы также не можете искренне любить людей, не любя Бога.

Мы часто не сознаем, что наша любовь к людям прямо отражает нашу любовь к Богу Даже искупленные на последнем суде не смогут полностью уразуметь этот принцип. Иисус подчеркнул это, говоря об удивлении, которое будут выражать Его истинные последователи. Они удивятся, когда Он откроет любовь, которую они проявили к тем, кто нуждался в ней. Любовь к нуждающимся Он признает за любовь, проявленную лично к Нему. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Любовь к людям открывает глубину вашей любви к Богу Иоанн, испытавший великую глубину любви, писал: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» 1Ин.4,12. По мнению Бога, совершенство — это способность любить всеми силами души в процессе восстановления внутри себя характера и образа Иисуса Христа.

Только человек, который бескорыстно любит своего брата, истинно любит Бога. Тот дух, который проявляется в наших взаимоотношениях с ближними, есть наша истинная человеческая сущность, как ее оценивает Бог.

«Кто ругается над нищим, тот хулит Творца» Прит.17,5 «Кто презирает ближнего своего, тот грешит» Прит. 14,21. Если вы обидели друга, вы должны осознать, что поступили неверно. Затем вы должны просить Бога о прощении, потому что ваш друг принадлежит Богу. Обидев его, вы обидели его Творца и Искупителя.

Притворная любовь к Богу не может компенсировать недостаток любви к другому человеку. Вы должны любить даже ожесточившихся грешников, которые оскорбляют вас в лучших чувствах.

Бог просит вас, как христиан, сделать Его любовь доступной для всех, включая тех, кто вам неприятен, и тех, кто не является сторонником ваших взглядов.

Люди подобны непослушным маленьким детям. Они более всего нуждаются в любви тогда, когда меньше всего ее заслуживают. Богу нужны люди, которые просят Его наделить их драгоценной святой любовью, которая может преодолевать гнев, обиды и несправедливость. Это жизненно важно как для самого христианина, так и для тех, кого он любит. Если из–за раздражительности или неприязни охладевает наша любовь к человеку, то одновременно подрывается и основание нашей любви к Богу Мы должны научиться управлять такими эмоциями, как раздражение, возмущение или гнев по отношению к другому человеку Мы не можем оставлять без внимания их проявления в нашей христианской жизни.

«Солнце да не зайдет во гневе вашем», — советовал апостол Павел. Ефес. 4: 26. Он ясно понимал, что из–за неприязни к ближнему мы можем потерять связь с Богом Поэтому он также советовал: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» Ефес. 4: 31.

Знаток любви Божьей должен научиться управлять своими эмоциями. Это необходимо для того, чтобы жить в Царстве Божьем здесь на земле и войти в будущее Царство славы.

Когда Христос во второй раз придет на землю, Он не наделит христиан в одно мгновение, сверхъестественным образом, способностью хорошо относиться к людям. Он придет для того, чтобы перед всей Вселенной объявить, что некоторые Его дети научились любить и по–христиански относиться к личным неприятностям, а так же преодолевать чувства неприязни к инакомыслящим. Христос объявит их достойными жизни в Царстве Небесном.

Чтобы избавиться от личной неприязни, христианин должен понять и испытать прощение. Чтобы преодолеть раздражение, возмущение и гнев, вы должны быть распяты на кресте всепрощения.

Прощение не может быть ограничено действием в определенный момент времени. Оно не появится у вас из ничего в критический момент, который неожиданно возникнет в вашей жизни. Прощение динамично по своей природе. Это жизненный путь, по которому христиане идут все время, взирая на Начальника и Совершителя веры.

Если Бог все время прощает нас, то почему бы нам не прощать также? Прощение, подобно милосердию, справедливости и любви, является неотъемлемой чертой характера Божьего. Оно должно быть органически присуще и нам, христианам, если только мы живем по принципам Божественной любви.

Бог желает даровать прощение любому человеку в любой момент Его прощение всегда при Нем. Когда человек приходит к Богу, он находит у Него прощение. Бог прощает людей еще до того, как они просят у Него об этом Конечно, они сами не смогут прощать, как Бог если не покаются. Однако Бог непрестанно предлагает людям Свое прощение, которое ведет грешника к покаянию.

Слишком часто мы прощаем наших обидчиков лишь в том случае, если замечаем у них признаки печали и раскаяния. Мы часто снисходим до прощения, да и то, если наше самолюбие удовлетворено, если мы убеждаемся в том, что человек искренне сожалеет о нанесенной нам обиде.

Божественный пример напоминает нам о том, что прощение должно стать нашей второй натурой; что мы должны прощать людей еще до того, как они обидели нас Отец Небесный возлюбил нас и простил нам наши грехи, когда мы были еще грешниками. Это лучше, чем прощать людей после того, как они поступили с нами несправедливо. И это намного лучше, чем с трудом прощать их после того, как они, в конце концов, попросили у нас прощение.

Библия говорит о том, что Бог простит лишь тех, которые сами охотно прощают других. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Mк. 11:25–26.

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» Ефес 4: 31–32.

Всегда доступное, полное прощение Божье, даруемое просто и без упреков, рождает в наших сердцах всепроникающую теплоту и умиление, которые удаляют остатки неприязни и вражды. Это очищающая стадия Божественной любви.

Мы, христиане, часто говорим о ценности и красоте Божьего прощения грехов. Но, к сожалению, наши дела далеко не всегда соответствуют словам. Неспособность прощать вызывает кризис доверия у окружающих людей, которые на деле жаждут испытать на себе истинную любовь и прощение. Но так как они не видят в нас этой любви и готовности прощать, то они не решаются доверять и Богу.

Небесный Отец говорит: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» Ис.43,25. Мы видим из этого текста, что неотъемлемой частью прощения является забвение прошлого. Мы должны прощать так же, как прощает Бог.

«Прощение, — говорит Айлин Гудер, — весьма дорого, оно подразумевает, что тот, кто прощает, должен отказаться от всех своих «прав». Часто мы не можем прощать того, кто посягнул на наши «права» Но христианин должен понять, что у него нет таких «прав» Он умер для себя, а у мертвеца разве есть какие–то права? Ни с кем не обращались столь несправедливо, как с нашим Господом, который был чист от всех грехов. Он больше, чем кто бы то ни было, имел право отомстить своим обидчикам и воздержаться от прощения. Однако Он не пользуется этим Своим «правом» и настойчиво предлагает всем людям полное прощение, даже самым низко падшим грешникам. Можем ли мы после этого настаивать на своих «правах» и не прощать ближних только на том основании, что были попраны наши «права»?

Как и все другие духовные качества, прощение скорее опирается на волю, а не на эмоции. Христианин может полностью простить человека, не чувствуя к нему какой–то особой привязанности Он принимает полное решение простить и доводит его до конца. Он всегда может получить подкрепление от Бога. Дух прощения часто бывает ответом на молитву Сами по себе мы не умеем прощать. Это так же невозможно, как спасти себя для вечности или любить врагов своих через волевое усилие. Дар прощения исходит от Бога, поэтому христиане верят в то, что только Бог может сделать их прощающими.

Последователи Христа молятся о тех, кто презирает их. Молитва помогает ученикам Христа вскрывать нарывы горечи и злобы в душе и выкачивать гной неприязни и ненависти из организма. Намеренно делая наших обидчиков объектом молитв, мы совершаем первый шаг на пути к примирению с ними. Это помогает нам изменить к ним отношение. Любовь — это не чувства, а сознательный выбор, сознательное решение говорить и действовать только ко благу нашего ближнего, а не во вред ему Молясь за кого–то, мы фактически проявляем любовь к этому человеку. Когда мы это делаем, Бог может сотворить чудо не только в жизни другого человека, но и в нашей жизни. Он может растопить лед нашей ненависти и мстительности теплом Своего сострадания; Он силен размягчить наше сердце. Поэтому, если мы твердо решимся простить человека, Бог может со Своей стороны удалить из нашего сердца неприязнь и внушить любовь к нему — даже на эмоциональном уровне.

Тот факт, что Небесный Отец желает сделать это для нас, говорит о том, насколько Его волнует качество наших человеческих взаимоотношений. Он хочет, чтобы эти взаимоотношения стали средством передачи миру дара любви Божьей.

Как любовь, так и прощение наилучшим образом раскрываются в личных взаимоотношениях. Есть такая поговорка: «Знать человека — значит, любить его». Чем лучше мы знаем человека, тем лучше мы понимаем его мотивы и поступки и тем выше вероятность того, что мы сможем простить его промахи и ошибки, даже если он умышленно причинил нам боль. Библия говорит, что Христос может быть нашим идеальным Первосвященником и прощать нас именно потому, что Он сам находился на земле в человеческой плоти. Чтобы простить нас, Сын Божий стал человеком. Он принял близко к сердцу наши нужды и интересы. Он был одно с Богом, однако Он связал Себя с человечеством узами любви, которые никогда не будут разорваны.

Благодаря полному слиянию с падшим человечеством, Бог сделал Свое прощение доступным для нас, хотя мы этого не заслуживали. Небесный Отец решил сблизиться с людьми, чтобы мы смогли реально испытать Его прощение. Поэтому и мы также не должны замыкаться в себе, но сближаться с людьми, сопереживать им, чтобы они почувствовали, как безгранично Божественное прощение.

Многочисленные трения, ссоры, конфликты являются следствием непонимания других людей. Мы бы избежали этих трудностей, если бы настойчиво и терпеливо стремились с помощью благодати Божьей принять их. «Если бы мы смогли проникнуть во внутренний мир своих врагов, — писал Генри Лонгфелло в книге «Сплавной лес» — мы бы увидели столько скорбей и страданий, что все неприязненные чувства к этим людям уступили бы место любви и состраданию».

Пытаясь понять Своих мучителей, снисходя к ним, Иисус молился: «Отче, прости им; ибо не знают, что делают» Точно так же, если мы будем стремиться понять внутренние мотивы человека, причинившего нам боль, если мы постараемся поставить себя на его место, мы сможем понять и простить его.