12. Любовь исцеляет душу

«Говоря истину в любви…»

Ефес. 4: 15, англ. пер

Представьте себе врача, который безошибочно диагностирует серьезное заболевание у одного из своих пациентов, которое угрожает его жизни. Требуется немедленное хирургическое вмешательство. Но вместо этого врач посылает больного на курорт во Флориду, чтобы он там расслабился, позагорал, отдохнул. Что бы вы подумали об этом докторе, если бы знали, что его совет продиктован нежеланием идти даже на незначительный риск, связанный с операцией, и нежеланием возиться с больным в течение восстановительного периода после операции?

К такому врачу будут относиться с отвращением как медики, так и простые люди. Однако же вы и я можем поступать точно так же на эмоционально–духовном уровне.

Иисус начал Свою ответственную миссию словами: «Приблизилось Царство Небесное» Мф.3:2. Некто оказался настолько практичным, что назвал Царство Божье царством правильных взаимоотношений. Иисус пришел для того, чтобы наладить взаимоотношения между людьми. Вот этот факт христиане часто упускают из виду.

Библия особым образом подчеркивает, что грехом является все то, что разделяет человека с Богом. И грех также разделяет людей.

Иисус подчеркивал, что грех против Бога или против человека — это духовная болезнь, которую надо лечить. Он часто выражал надежду на то, что Его ученики будут поддерживать правильные взаимоотношения не только с Богом, но и с другими людьми. Фактически в Новом Завете больше внимания уделяется разоблачению грехов духа, которые пагубно отражаются на взаимоотношениях между людьми, чем обличению таких скверн плоти, как пьянство и прелюбодеяние. Несмотря на это, мы с куда большим отвращением говорим о грехах плоти, чем о грехах духа. Говоря о грехе, мы игнорируем такие его проявления, как гордость, злоба и самоправедность.

Но, как это ни странно, апостол Павел не делает различия между грехами плоти и духа, когда говорит о делах плоти: «Дела плоти известны; они суть, прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». Гал. 5: 19–21.

В своей книге «Жить в любви» Айлин Гудер высказывает мысль о том, что. выражая ужас и возмущение по поводу грехов плоти, некоторые члены церкви лицемерно пытаются отвлечь внимание от более серьезных проблем своей духовной жизни. «Подобно Адаму и Еве в Эдеме, мы стараемся скрыть свою духовную наготу и нищету перед Богом. Мы лицемерно негодуем по поводу явных грехов, чтобы скрыть свою внутреннюю безнравственность. Это не языческая распущенность, а глубоко укоренившаяся гордость и эгоцентризм, раздражительность и нетерпение» (с. 107).

Она также считает, что терпимость церкви к разной оценке грехов плоти и духа, возможно, является главной причиной, почему неверующие считают христиан лицемерами. «Они прекрасно видят наше терпимое отношение к грехам души и духа, и, что самое ужасное, они видят, как мы оправдываем эти грехи во имя праведности Христа, ссылаясь при этом на испорченность человеческой природы, и поэтому презирают нас. Мы говорим о любви Божьей, а они смеются над нами, потому что они не видят ее в нашей жизни» (с. 108–109).

Как жаль, что мы относимся ко греху совсем не так, как Бог! Господа гораздо больше беспокоят грехи духа, поскольку Он знает, как быстро и незаметно они могут посеять вражду между людьми и нарушить гармонию в их взаимоотношениях с Небом. Бог всегда объективно оценивает явления действительности. Мы презираем пьяницу. Мы говорим ему, что он губит себя для вечности Но как часто мы оставляем без внимания гордость, зависть и эгоизм, хотя именно эти грехи особенно ненавистны Богу, поскольку они несовместимы с Его милосердным и сострадательным характером. Эти грехи могут уничтожить атмосферу бескорыстной любви, царящую на небе. Слишком долго мы преднамеренно закрывали глаза на грехи духа!

Мы уже убедились в том, что первым принципом, на котором должны строиться взаимоотношения с трудными людьми, является прощение. Но есть и другой принцип. Прощение и терпимость не всегда бывают достаточны. Чтобы восстановить нарушенные взаимоотношения, примириться с человеком, нужно еще что–то Иисус выдвинул еще один важный принцип: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» Мф.18:15.

Люди могут согрешить, не только лично против нас. Они могут нанести ущерб нашему брату, сестре или всей нашей церкви. Мы без колебаний предприняли бы активные меры, чтобы предотвратить готовящееся убийство. То же самое чувство ответственности должно побудить вмешаться, когда мы видим, что сильный обижает слабого. Мы имеем повеление от Господа в духе кротости и любви обличить нашего брата, чтобы помочь ему освободиться из–под власти сатаны.

Христос желает, чтобы пострадавший подошел к своему обидчику и обличил его наедине. К сожалению, мы часто поступаем прямо противоположно совету Иисуса. Мы ждем, когда «виновный» брат попросит у нас прощения. Мы считаем себя «вправе» ожидать от него раскаяния. Но, по учению Христа, у Его последователей нет таких «прав» Христианин не имеет «права» прекратить общение с человеком и отказывать ему в прощении только на том основании, что он «прав», а его брат «неправ».

Христианин должен жить в этом мире по принципам Божественной любви. Это самое главное. Все остальное не имеет значения. Христианин не должен считаться со своей гордостью. Это подтверждается учением Христа о том, что пострадавший брат должен взять на себя инициативу в примирении со своим обидчиком и первым попытаться уладить конфликт и восстановить нарушенные взаимоотношения.

Для плотского человека это слишком большая жертва, поскольку самое главное для него — не выглядеть глупо в глазах окружающих людей. Но искренние последователи Галилейского пророка вскоре столкнутся со многими парадоксами. Они узнают, что нужно покориться, чтобы победить, отдать, чтобы приобрести, умереть, чтобы жить. Чтобы сделать первый шаг на пути к примирению с человеком, который серьезно обидел или оскорбил вас, нужно смирить свою гордыню, отказаться от своих «прав» и умереть для плотского желания отомстить за нанесенную обиду. Но это прекрасный способ избавиться от личной неприязни к человеку! Ничто так быстро не устраняет неприязнь, ничто так быстро не очищает каналы, по которым Божественная любовь изливается в мир, ничто так быстро не восстанавливает нарушенные взаимоотношения, как личный контакт с тем, кто обидел вас.

Если вы хотите полюбить своего врага — того, кто относится к вам с презрением, вы должны сначала простить его. Затем вы должны попытаться в духе кротости исправить его. Конечно, вы всегда рискуете получить от ворот поворот Иисус понимал, что это может произойти, и дал нам наставления, как вести себя в этом случае (см. Мф.18:15–17). Но независимо от того, удачной окажется попытка примирения или нет, человек, последовавший совету Христа, духовно обогатится. Во–первых, он выполнит свой нравственный и моральный долг; во–вторых, он совершит определенное служение для своего ближнего и, скорее всего, избавится от личной неприязни. Этим своим поступком он покажет, что прощает своего брата и первым протягивает ему руку дружбы. Он также сможет открыть ему любовь и прощение Бога.

Не это ли пытался продемонстрировать Иисус на протяжении Своей земной жизни? Бог безвинно пострадал от того, что человечество избрало путь греха и эгоизма. Однако Иисус, являясь представителем «потерпевшей» стороны, предложил людям прощение и пришел взыскать нас в нашей греховности, доказать нам, что мы не правы, простить нас и открыть нам лучший путь — путь к исправлению и совершенству Божественное неприятие греха выразилось у Иисуса в любвеобильном служении во благо жителей восставшей планеты.

Когда христиане сегодня сталкиваются со злом и несправедливостью, они должны вести себя так же, как их Учитель. Мы должны с любовью идти к тем, кто причинил зло нам или тем людям, за которых мы несем ответственность, и свободно предложить обидчикам прощение, предложить им исправиться, попытаться исцелить их душу Одни будут гордо отворачиваться от нас (так было и с Иисусом), но многие откликнутся на наше предложение и на личном опыте научатся по–иному относиться к жизни — как к временной, так и к вечной. Какую прекрасную возможность соприкоснуться с Божественной любовью и заботой мы получаем в процессе примирения со своими обидчиками!

Все же большинство из нас в смущении отступает. Мы не хотим выставлять себя напоказ и предпочитаем просто промолчать и забыть об инциденте. Плотский человек всегда стремится облегчить себе жизнь. Но в этом случае мы поступаем по–человечески, а не по–Божьи. Конечно, иной раз лучше бывает промолчать и сделать вид, что ничего не произошло. Однако в большинстве случаев христианин не имеет права закрывать глаза на зло, потому что зло надо пресекать на корню; не допустить, чтобы оно распространялось. Молчание в одних случаях может быть золотом, а в других случаях — проявлением трусости.

Часто мы боимся предпринять активные действия, чтобы улучшить взаимоотношения с человеком, потому что он нам безразличен. Или, что еще хуже, в нашем сердце может гнездиться столько отрицательных эмоций, что, несмотря на искреннее желание простить, мы не находим в себе сил доброжелательно говорить со своим обидчиком.

Но стремление подавить в себе ненависть и неприязнь к другому человеку это не христианский путь. Мы должны освободиться от этих чувств — иначе они погубят нас.

«Христианская болезнь нашего поколения — невроз, утверждает Джордж Вандеман в книге «Счастье от дома к дому» — Многие врачи признают, что половина их пациентов страдает от невроза… Что такое невроз? Попросту говоря, человек становится неврастеником, когда он подавляет в себе нечто отрицательное, вместо того чтобы освободиться от своей проблемы» (с. 86).

Неспособность избавиться от скрытого гнева и ненависти приводит к эмоциональным и душевным расстройствам. Подавленная неприязнь, как уже указывалось, пагубно влияет на взаимоотношения человека с Богом и с ближними.

Бог мог бы сдерживать Свой гнев, видя ужасные последствия распространения греха на земле. Он мог бы затаить в себе разочарование и негодование и отказаться иметь дело с жителями нашей планеты. Но в этом случае Он не был бы Богом. Он не был бы тогда самым любвиобильным Существом во Вселенной. Он возлюбил нас нас только, что проявил деятельное участие в нашей дальнейшей судьбе и направил Свое негодование на конструктивную работу по устранению последствий греха и восстановлению Своего образа в падшем человеке.

Человек, который не устраняет из своего сердца неприязни библейским способом, не сможет жить по принципам Божьей любви. Если он замыкается в себе, то эта скрытая злоба, подобно фарисейской закваске, будет вспучиваться и, в конце концов, проявится в виде вспышек ярости и бешенства. С того времени, как Каин лишил жизни своего брата, людская злоба выливалась в уничтожение жизни — как биологической, так и духовной. Крупномасштабные вспышки этой злобы называются войнами.

Когда пренебрегаются принципы Евангелия, кто–то терпит боль не от удара дубинкой, не от яда и не от шальной пули. Рядовой член церкви предпочитает нечто более изысканное и «приличное» он неуважительно отзывается о человеке, который обидел его, причем часто это делается на подсознательном уровне. Конечно, никто не посадит нас на электрический стул за то, что мы критикуем ближнего за его спиной! Мы начинаем это делать порой инстинктивно, чтобы «свести счеты» с обидчиком. Это настолько присуще нашей человеческой природе, что мы даже не замечаем этого. Пренебрежительно отзываясь о человеке, мы даем выход своему гневу Хоть это и общепринятый способ освобождения от гнева, все же, с христианской точки зрения, это трусливо и бесчестно.

Воспитанный человек не может допустить и мысли об убийстве своего обидчика, но он убивает его духовно, подрывая его репутацию, престиж, положение в обществе. «Смерть и жизнь — во власти языка, — учит притча — Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева» Прит. 18: 21, 8.

Если вы подойдете к человеку, которого вы считаете неправым, и постараетесь объяснить ему, в чем он заблуждается, вы совершите служение для Бога. Если же вы бесчестите человека в беседе со своими друзьями, вы совершаете величайшее преступление против Бога и человека, даже если вы выбираете при этом самые сдержанные выражения.

Вильям Георг Джордан писал: «Есть подушки, мокрые от слез; есть благородные, разбитые сердца, из которых не вырвался ни один вопль протеста; есть нежные и чувствительные натуры, которые со временем становятся черствыми и бесчувственными; бывает, что старые друзья разлучаются и в одиночестве продолжают свой жизненный путь, с болью в сердце вспоминая о былой дружбе; случаются жестокие недоразумения, которые делают жизнь мрачной — и это лишь малая часть тех страданий, которые может причинить злой язык».

Говорить отрицательно о другом человеке — значит, судить его Осуждение брата — это такой же грех, как убийство, воровство или нарушение супружеской верности. «Не судите, да не судимы будете» Мф.7,1 — это Божественное предостережение не следует упускать из виду «Не злословьте друг друга, братья, — предостерегает апостол Иаков, — кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. А ты кто, который судишь другого?» Иак. 4: 11–12.

Зло, проистекающее от нашей невыдержанности, является величайшей трагедией; но сознательное пренебрежение христианскими принципами может привести к еще худшим последствиям Ошибки и промахи неизбежны во взаимоотношениях между христианами. Бог конечно же, прощает их, если человек искренне раскаивается и желает исправиться. Но Он не может благословить тех, кто пренебрегает Его принципами. Такие люди лишают себя возможности духовного исцеления и развития.

Современная церковь крайне нуждается в более ясном понимании того, какая дивная любовь и братское общение ожидают тех, кто найдет в себе мужество жить в любви Божьей, последовательно и бесстрашно следовать Его повелениям при установлении и развитии творческих взаимоотношений с окружающими людьми.

Слова Иисуса дают возможность проникнуть в сущность этого вопроса. Подумайте еще раз об этом: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» Мф.18,15.

Многие полагают, что такая излишняя прямота и честность могут только повредить делу примирения с человеком Но Учитель ясно указал на то, что только так и можно «приобрести брата» если, конечно, он послушает (по другим переводам — «услышит») тебя.

Премудрый Соломон в глубокой древности писал: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Прит 9: 8.

Может быть, вместо того, чтобы с презрением отвернуться от вас, человек, если он достаточно честен, будет глубоко тронут тем, что вы смирили свою гордость, отказались от своих «прав» и пошли на определенный риск только для того, чтобы помочь ему избавиться от недостатков и примириться с ним?!

Когда мы первыми протягиваем руку, как советовал Иисус, мы тем самым показываем, что искренне желаем восстановить с человеком добрые отношения. Подвергая себя известному риску, мы доказываем, что данный человек нам не безразличен.

С другой стороны, если мы не хотим сделать первый шаг, ясно, что мы не простили до конца своего обидчика и что он нам глубоко безразличен. Равнодушие и безразличие являются серьезнейшим препятствием на пути к восстановлению добрых взаимоотношений с Богом и ближними. Если мы безразличны к человеку, мы не сможем его любить. Но ранее мы уже говорили о том, что суть греха как раз и состоит в нежелании любить и в равнодушии к Богу и к людям.

Большинство христиан не понимают, что, пытаясь с кротостью обличать и наставлять своих противников, они совершают служение любви, которое им поручил Бог. Мы считаем это крайне неприятной и обременительной обязанностью. Все же Библия говорит: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему» Прит 3: 12.

Мы, христиане, традиционно считаем, что выполняем дело Божье в мире, но мы привыкли делать его традиционными методами: через проповедь, свидетельство или учение. В нашем представлении самое почетное дело для Господа совершают те, которые «объезжают концы земли» с миссионерскими целями. Мы можем понять ценность служения тех, кто насыщает голодных, одевает нагих, несет административное служение в церкви. Но если Бог наказывает тех, кого Он любит, чтобы способствовать их духовному возрастанию, и если вы и я всецело преданы делу Божьему, то разве не понятно, что служение Богу порой может сводиться к тому, чтобы открыть глаза брату или сестре на их ошибки, с целью помочь им одержать победу над грехом и исполнять волю Божью?

Обычно мы считаем, что «обличение и исправление» это дело Божье, не требующее нашей помощи. Иногда мы хвастливо заявляем о том, как Бог может использовать нас в служении «спасения» грешников. Но когда речь заходит о служении, которое может быть жизненно важным для нашего брата, мы склонны считать, что Бог не сможет нас использовать в столь деликатном деле; что это должен сделать Он Сам! Страшась возможных осложнений, критики, неудачи, боясь раздражить, прогневить человека, мы боязливо отступаем, не решаясь совершать служение исправления по мотиву любви.

Мы часто забываем, что сталкиваемся с аналогичными препятствиями в более привычных для нас разновидностях служения. Мы также забываем, что без пребывающей в нас силы Св. Духа любое служение обречено на неудачу. Нам может показаться, что легче попробовать себя в другом служении, которое на первый взгляд, если подходить к этому формально, не требует присутствия Св. Духа в полной мере. Мы понимаем, что успех в этом деликатном служении обличения и исправления целиком и полностью зависит от водительства Духом Святым. Но, может быть, тот факт, что мы не можем или боимся совершать служения исправления, свидетельствует о том, что мы не полагаемся на Духа Святого и в других областях работы, которую мы стремимся совершать для Бога?

Хотя термины «служение исправления» или «созидательная критика» не встречаются в Библии, все же Писание упоминает, хотя и в других выражениях, об этой нашей христианской обязанности. Павел призывал Тимофея не только проповедовать Слово, но и «обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием» 2 Тим. 4: 2. Он советовал колоссянам: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга» Кол. 3: 16.

Сколько времени прошло с тех пор, как ваш брат во Христе с любовью предостерег вас от какой–либо ошибки или заблуждения с тем, чтобы помочь вам вернуться на стези Божьи и во всем исполнять Его волю? Как вы отнеслись к этому братскому обличению? Имеете ли вы достаточную эмоционально–духовную крепость, чтобы позволить другому человеку открыто сказать вам о наиболее уязвимых местах вашего характера, которые мешают вам уподобляться Христу? Можете ли вы спокойно и доброжелательно принять критику в свой адрес от брата во Христе, который хочет указать, чего вам не хватает, чтобы лучше воспитывать своих детей для Бога или иметь больший успех в миссионерской работе?

Понимаете ли, вы то огромное благо, которое могут принести такие обличения, если они совершаются с искренней любовью и под влиянием Святого Духа?

Профессиональные летчики и штурманы периодически проходят так называемый «контроль профессиональной пригодности» Летчик должен доказать свою высокую квалификацию под наблюдением опытного и компетентного инструктора, который затем высказывает свои замечания и советует, как пилотировать самолет более безопасно. Летчики считают такие «контрольные полеты» огромным стимулом для повышения своей квалификации.

Духовный «контрольный полет» под наблюдением людей, которые искренне заинтересованы в вашем духовном благополучии — это неплохой стимул для вашего духовного развития. Замечания, высказанные с любовью и под действием Божьей благодати, помогут вам лучше служить Богу и людям.

Бог использовал Акилу и Прискиллу для исправления в духе любви талантливого и красноречивого проповедника Аполлоса. Хотя Аполлос был «силен в Писаниях» он не понимал до конца евангельской вести и поэтому неправильно представлял ее своим слушателям в Ефесе. Хотя Аполлос не искажал Писания, но нуждался в новом свете. Эти два рядовых христианина, скромные делатели палаток, не имевшие систематического богословского образования, совершили важный труд для Господа: они решились пригласить к себе Аполлоса и объяснить ему, в чем он заблуждался.

Великий проповедник хорошо воспринял критику! И благодаря этому он пережил опыт духовного возрастания! Это мы узнаем из того, что его проповеди изменились и принесли благословение гораздо большему числу людей (см. Деян. 18: 24–28). Из этого примера мы видим, что исправление в духе любви и кроткое обличение одного человека благотворно сказываются на многих других людях, подобно тому, как круговые волны, расходящиеся во все стороны от камня, брошенного в середину тихого водоема, покрывают всю его поверхность и доходят до берегов.

«Замечание или подсказка, сделанная по влечению Духа и внутреннего долга, есть наиболее ценное служение для Бога», — пишет Кеннет Раундхил в журнале «Современное христианство» от 7 января 1972 г с. 8 («Christianity today»).

Он также отмечает, что в жизни апостола Павла было много трогательных ситуаций, когда он с любовью обличал братьев, доказывая тем самым искреннюю заинтересованность в их судьбах:

«Он при всех обличал Петра в Антиохийской церкви за его кратковременное отступление от чистоты Евангелия из–за боязни уронить свое достоинство, что пагубно повлияло на других братьев… Это был грех перед всем обществом, поэтому Павел обличил его при всех (Гал. 2: 11–14). Тот факт, что Петр не обиделся на это справедливое замечание, становится очевидным из его Второго послания, где он высоко отзывается о Павле (2 Пет 3: 15). Марк чувствовал, как тяжело переживал Павел его дезертирство во время первого миссионерского путешествия, когда Павел и его спутники были в Памфилии (Деян. 15: 36–40); возможно, обличение Павла помогло Марку впоследствии стать полезным соработником апостола (2 Тим. 4. 11). Любовь всегда желает высшего блага для другого человека, поэтому любящий христианин иногда одергивает своего брата, чтобы исцелить его духовно, помочь ему исправиться».

Вне всякого сомнения, «одергивание» о котором говорит Раундхил, пугает многих людей, удерживая их от исправительных действий в отношении братьев во Христе. Люди стремятся обходить острые углы, сложные ситуации. Этот мотив руководил и тем воображаемым хирургом, который не пожелал оперировать больного, боясь идти на риск, причинять боль человеку, брать на себя ответственность. Мы не хотим причинять боль нашему ближнему.

Даже бесстрашный Павел выразил опасения по поводу того, что созидательная критика, к которой он вынужден был прибегнуть по влечению Духа Святого, была слишком суровой. После отправки Первого послания к Коринфянам он испугался, что хватил лишку в своем стремлении помочь Коринфской общине. Он опасался, как бы коринфяне не отошли еще дальше от Христа. Временами ему хотелось взять свои слова обратно. Павел знал, что в церкви есть разделения; он столкнулся с неблагодарностью и изменой со стороны тех людей, от которых он ожидал сочувствия и поддержки. Он понимал опасность благодушного отношения ко греху, поэтому он считал своим долгом передать коринфянам слова Божественного неодобрения. И все же он боялся, что был слишком строг в своих суждениях.

Апостол решил рассказать коринфянам, каких мук ему стоило написать в их адрес обличительные слова. Он хотел, чтобы они поняли, что им двигала любовь, когда он писал эти строки. Вопль его души, донесшийся до нас через века, говорит о том, какую мучительную внутреннюю борьбу переживает человек, решающийся совершать служение исправления и духовного исцеления ближних: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам» 2 Кор.2:4.

Хотя великий муж Божий скорбит из–за того, что его слова могут причинить боль его братьям, он мужественно выполняет свой долг, утешаясь мыслью о том, что обличения, которые так дорого обходятся ему, приведут к искреннему раскаянию и бурному излиянию целительной любви. Павел делает то, что ему неприятно, потому что любовь к людям побуждает его «переступить себя» ради их блага.

Мы также должны признать, что во имя любви к человеку иногда приходится указывать ему на ошибки. Павел делал замечания для того, чтобы люди познали любовь, какую он в преизбытке имел к ним. Если мы хотим жить по принципу Божественной любви, мы также должны понять, что любовь идет на любые жертвы. Тогда мы сможем пожертвовать личным спокойствием ради исправления заблуждающегося брата.

В отличие от других служений служение исправления вызывает у нас страх и нерешительность, но мы должны понять, что оно имеет огромное значение для нашего духовного становления и для духовного развития других людей. Библия одновременно сочувствует нам и бросает вызов в следующем отрывке: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» Евр. 12: 11.

Много лет тому назад Бог повелел молодому человеку обличить не какого–то одного человека, но целый народ. «Взывай громко, — сказал Он Исайи, — не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его» Ис.58:1 Тогда на карту была поставлена судьба народа Божия, судьба плана Божьего для нашего мира. Такое же положение сложилось и в наше время.

Мы обкрадываем детей, если не воспитываем их, не делаем им справедливых замечаний. Ребенку важно чувствовать на подсознательном уровне, что его любят и что о нем заботятся. Психологи утверждают, что даже подростки и юноши хотят, чтобы им указывали на их ошибки. Они хотят, чтобы родители заботливо поправляли их, когда они ошибаются, несмотря на то, что внешне они могут выражать недовольство.

Возможно, многие из тех, кто согрешают против брата, против самих себя или против Бога, желают, по крайней мере на подсознательном уровне, чтобы кто–то позаботился о них и указал им на их заблуждение. Они понимают, что это откроет им путь к исправлению и духовному росту.

Как утешение страждущих, так и обличение чрезмерно самоуверенных является ценным служением в этом мире, которое Бог поручает искренним христианам.

Иисус, как никто другой, мог исправлять заблудших. Он умело доказывал людям, что их грехи станут для них камнем преткновения на пути в Небесное Царство. Он назвал грех своим именем, будь то ложь, прелюбодеяние, гнев или гордость. Открытое противоборство Иисуса с грехом оказывало положительное влияние на грешника, приближая его к Богу На пути Иисуса встречалось много терний, но Он всегда стремился превратить их в царскую диадему!

Никодим, щепетильно относившийся к исполнению религиозных обрядов и соблюдению закона, известный духовный наставник с безупречной репутацией, почувствовал на себе меч Духа. Иисус решился открыть ему потрясающую истину о том, что он не знал даже первого шага в науке спасения!

Иисус откровенно, несколькими меткими словами произвел смятение в душе молодого богатого вельможи. Молодой человек впервые в своей жизни увидел себя в истинном свете. Если бы он откликнулся на призыв Христа, в его жизни изменилось бы многое. К сожалению, он предпочел спокойную жизнь в довольстве, однако это не помешало Иисусу передать ему весть в духе любви.

Женщина у колодца Иаковлева вполне могла не откликнуться на слова Иисуса. Наверно, Он испугал и удивил ее больше, чем молодого вельможу Большинство людей расценили бы Его поведение как бесцеремонное и вызывающее. Прекрасно чувствуя людей, Иисус понимал, что эта одинокая женщина, страдавшая под бременем вины, искала чего–то лучшего. Его своевременное обличение не только изменило всю ее жизнь, но и привело к обращению всего города! Согласитесь, что начинать евангельскую кампанию в городе с уличения в прелюбодеянии одной из его жительниц весьма странный метод. Однако только так и можно продемонстрировать, какие чудесные возможности скрываются в целительном служении любви.

Поучительны и отношения Иисуса с фарисеями. Трудно найти человека, который бы осмелился столь резко и решительно обличить начальствующих в народе, авторитетных людей лицом к лицу Ничто не вызывало такого отвращения у иудея, как свиньи и змеи. Однако Иисус, не колеблясь, назвал многих религиозных вождей того времени змеями и порождениями ехидны. Это было сделано в присутствии их сторонников и учеников. Он также назвал их насквозь прогнившими лицемерами. В Новом Завете лишь однажды упомянут эпизод, когда

Иисус писал Своей рукой; и писал Он не что иное, как грехи фарисеев. Он ясно начертал их Своим перстом на пыльной иерусалимской улице!

Потрясенные и разгневанные столь явным разоблачением, некоторые из них в безумии пытались убить Его. Другие же, вначале исполненные обид и негодования, впоследствии пробудились от Его всепроникающего слова. Иисус обнажил их внутренние помыслы, что в некоторых случаях было вполне достаточно для того, чтобы Дух Святой совершил в них Свою работу. И многие фарисеи, принявшие испепеляющую критику Иисуса, стали Его преданными последователями после того, как Он вознесся на небо.

Подражая Христу, мы также сможем помочь нашим ближним осознать свои ошибки и исправиться. Руководствуясь принципами Христа, мы сможем спасти человека от гибели и содействовать его духовному росту. Если мы усвоили все уроки Евангелия, то всякая попытка наставить человека будет оканчиваться успешно.

Первое правило, которым руководствовался Учитель, совершая служение исправления, состоит в том, что истина Божья сама по себе способна обличить человека и произвести необходимое разделение в его жизни, независимо от усилий человека, излагающего эту истину. Мы можем наделать много зла, если будем полагаться на свой разум. Истина должна говорить сама за себя! «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» Евр. 4:12.

Это не значит, что мы должны обрушивать на человека специально подобранные обличительные библейские тексты. Это значит, что исправительная весть, возвещаемая в духе любви, должна основываться на Слове Божьем, независимо от того, желаем мы исправить поведение брата или его взгляды. Мы должны нести только ту весть, которая ясно изложена в Библии! Иначе у нас ничего не выйдет Чаще всего, когда мы высказываем человеку свое мнение, делаем выводы или даем советы, мы просто благопристойно выражаем свою неприязнь к этому человеку и пожелание того, чтобы он стал таким, каким мы его хотим видеть, а не каким его хочет видеть Бог. Наша задача состоит не в том, чтобы сделать человека похожим на себя, а в том, чтобы помочь ему стать достойным гражданином Царства Небесного.

Когда Библия ссылается на служение исправления, она показывает, что оно должно быть сосредоточено на Слове Божьем: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга» Кол.3:16. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» 2 Тим. 4: 2. Нет оправдания тем, кто дает наставления и советы, не основанные на ясно изложенных принципах и законах Св. Писания.

Второе правило, которого придерживался Небесный Учитель при исцелении душ человеческих, состояло в том, что Он всегда обличал с искренней, неподдельной любовью (Еф.4:15). Иисус неизменно говорил людям правду и только правду, даже если она была неприятна человеку. В этом и проявлялась Божественная любовь. Иисус никогда не скрывал правду, но Он всегда говорил правду с любовью, с безграничным тактом, вдумчиво и любезно, учтиво и вежливо. Он не говорил ни одного резкого или сурового слова, если в этом не было необходимости. Он старался не причинить человеку боли. Он не осуждал человеческие слабости. Он говорил только правду в духе кротости и любви. Он разоблачал показное благочестие, неверие и беззаконие. Но даже самые резкие обличения Он произносил со слезами в голосе.

Иисус призывает нас открывать миру Божью любовь так, как делал Он: мягко и вместе с тем в силе Духа. Мы должны это делать во имя духовного исцеления душ, пораженных грехом. Говорят, что честность без любви — это жестокость, а любовь без честности — это сентиментальные чувства. Христиане знают, что истинная любовь немыслима без честности и правдивости точно так же, как христианская честность немыслима без любви. Фрэнк Кларк писал, что «критика, подобно дождю, должна быть достаточно мягкой для того, чтобы способствовать духовному росту человека, не повреждая его корней».

С человеческой точки зрения невозможно успешно сочетать истину с любовью. Это так же невозможно, как заработать себе спасение, любить себя, любить тех, кого трудно любить, и прощать тех, кого трудно простить. Однако же «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» Мат 10: 20.

Когда мы позволим Св. Духу использовать нас, когда мы пожелаем пойти на риск и выполнить для Бога деликатное, но важное служение исправления, люди, не поддающиеся влиянию, могут быть открыты для праведности Отчей, и для Царства Божьего будут завоеваны души, казавшиеся безнадежно погибшими. Вспышки гнева или обиды, которые могут иметь место на первых порах, — это муки рождения, предвестники новой жизни во Христе Иисусе! Любовь и истина объединяются, чтобы совершить работу духовного исцеления и спасения человека.

Некоторые говорят с «любовью», но опасаются говорить истину Их слова бессмысленны и суетны; другие говорят «истину», но без любви. Их слова губят душу. Но по благодати Божией мы можем говорить истину в духе любви.

И когда мы это делаем, совершается чудо.