Верный своим принципам

«Мир обязан своими великими реформами людям

принципиальным и мужественным. Исключительно благодаря

этим людям, реформы должны приводить к добру» (Е. Уайт).

«И увидел господин его, что Господь с ним,

и что всему, что он делает.

Господь в руках его дает успех» (Быт. 39:3).

Без оружия против нацистов

Сентябрь 1987 года, Монтерей Парк, Калифорния. Жан Вайднер сидит напротив меня и пытается поведать моему диктофону свою историю. Уже давно я хотел взять у него это интервью. Рассказ о его подвигах попал в поле моего зрения еще три года тому назад. Воодушевившись, я сделал на его основе серию радиопередач. Я позаимствовал для нее название «Проводник», взяв его из книги о нашем герое. Находясь во главе агентурной сети «Голландия—Париж», Жан Вайднер спас тысячи мужчин, женщин, детей от нацистского преследования и верной смерти. Большинство спасенных составляли евреи, но среди них были также английские и американские летчики, бежавшие из плена, французы, за которыми охотились фашисты, например, брат генерала де Голля. Жан был героем этой борьбы без насилия. Правда, самому ему пришлось пережить пытки, а также смерть в концлагере сестры и многих своих друзей. Судьба этого человека меня просто притягивала. Вероятно, это было связано и с нашими семейными утратами: мой дед погиб в Дахау, а дядя был убит в 1944 году. В моем сознании постоянно возникали два вопроса: «Почему он так поступил?» и «Как становятся героями? » Сегодня Жан Вайднер в почете у великих мира сего. Президент Рейган обратился к нему лично с письмом, а самые известные газеты отвели для него целые полосы на своих страницах. Неисчислимое количество медалей и званий, перечисление его подвигов — все это можно найти в книгах о Сопротивлении. Но тогда, когда он принял решение спасать жертв фашизма, это был никому не известный, еще совсем молодой человек. Каким образом он нашел в себе силы выстоять и мужественно бороться с несправедливостью?

Наконец я задаю ему этот заветный вопрос:«Почему?» Пауза. Вайднер долго смотрит на меня и потом начинает говорить. Его речь звучит все убедительнее: «Потому что, будучи христианином, я не мог сидеть сложа руки и присутствовать при гонении невинных». Его вера подсказывала ему, как поступать. Он добавляет: «Принципы, которым я был верен, попирались, я должен был что-то сделать». Принципы, упомянутые им, как выяснилось из нашего дальнейшего разговора, были объединены в Десяти Заповедях и Нагорной проповеди. Они подразумевали справедливость, свободу, любовь, они — извечны, незыблемы и направляют человеческий взор к небесам. Жан Вайднер стал моим другом. Его мужественный пример напомнил мне слова известного защитника религиозной свободы Пьера Ланара, который однажды сказал мне: «Надо строить свою жизнь и свою борьбу не на чувствах, а на принципах».

Премьер-министр исключительного могущества

«Тридцатилетний премьер-министр исключительного могущества». Такое название могла бы иметь книга, посвященная жизни Иосифа. Возможен ли подобный успех для детей Божьих в наши дни? Если да, то в чем тут секрет? Прежде чем ответить на эти вопросы, расставим все по своим местам. Преуспеть в жизни вовсе не означает обязательно стать премьер- министром, президентом, получить ордена и медали, заслужить внимание прессы. Добиться успеха — значит прежде всего выполнить миссию, возложенную Богом на каждого человека. Эта миссия, точнее говоря, ее содержание, может быть разной для каждого из нас, но цель ее будет единой и общей для всех. Она состоит в служении Господу и людям.

Задатки руководителя

Если Господь дал вам задатки руководителя, станьте им, но постарайтесь быть хорошим руководителем! Церковь, общество, все люди будут нуждаться в вас. Если Бог дал вам мудрость советчика, примите на себя это служение, ибо все нуждаются в хорошем совете. Какими бы ни были ваша профессия, образование, планы, житейская ситуация, никогда не забывайте, что вы — дети Божьи. В данном случае ваше предназначение необычно. Вы не сироты, оставленные и забытые на земле, одинокие среди бурь и страстей, предоставленные воле случая, обстоятельств и во власть врагов. Писание утверждает, что Господь заботится о нас. Такой ход мыслей приводит к выводу: относительно нас имеется особый план, и никто не забыт в этом плане. Он выполнялся Иосифом, Моисеем, Иисусом. Нам известна высшая цель — спасение и вечная жизнь. Избранный путь ведет нас, но его маршрут остается в тайне. Как будет разворачиваться наша жизнь? Избежим ли мы болезней? Преуспеем ли в избранной профессии? Кто может ответить на эти вопросы? Даже имея все шансы на успех, мы не застрахованы от ошибок, происшествий, катастроф.

Таким образом, главным становится вопрос: «Как следовать плану, предначертанному для меня Господом?» А тот старый вопрос: «Какой план относительно меня имеет Бог?» — теряет свой смысл и значение.

История Иосифа

История Иосифа как раз дает ответ на вопрос «как?». Жизнь этого человека представляет собой пример, своего рода эталон. Почему он преуспел? Потому что до конца остался верен Божьему плану. Иосиф никогда не был сверхчеловеком, он жил, как вы и я, имел обычные человеческие слабости и достоинства. Его успех зависел от Бога. «Не воюйте с Господом… ибо не получите успеха» (2 Пар. 13:12). С этими словами согласятся все верующие. Тем не менее Иосиф должен был все-таки обладать качествами, обеспечивающими его успехи. Что сделало успех возможным? На мой взгляд, существуют по меньшей мере три определяющих фактора: 1. Мечта. 2. Верность. 3. Доверие.

Имейте мечту! Она всегда поможет!

У Иосифа было счастливое детство. Любимец своего отца, Иакова, он отличался от своих братьев меньшей грубостью и жестокостью. В семнадцать лет юноша увидел во сне, как все его близкие преклоняются перед ним. Был ли это особый знак? Но невозможно дать ему точное объяснение. Может быть, он станет главенствовать над братьями? Трудно даже представить такое. Они не любят его и никогда не захотят признать его главенство. К тому же старшим из братьев является Рувим, он должен стать главой семьи после смерти отца. Может быть, Иаков собирается нарушить вековую традицию и передать бразды правления младшему сыну? Маловероятно. Однако, независимо от любых толкований, Иосиф имел такое видение. Господь показал, что его ждет исключительное будущее. Именно ему, еще юноше, предстоит особое служение. Иосифу стало ведомо, что его жизнь нужна Богу и его семье. Он знал, что Господь имеет относительно него особый план.

Мы все носим в тайниках души заветную мечту, иногда такую яркую, что ее можно сравнить с видением. Нам представляется, и очень отчетливо, весь наш жизненный путь. Порой он видится нам каким- то особым, даже исключительным. Зачастую мальчишки мечтают о чем-то необыкновенном, а девочки — о спокойном счастье. Однажды мой четырнадцатилетний сын подошел ко мне, держа в руках энциклопедический словарь. В эти часы он, как обычно, готовил домашние задания и, насколько я знаю, корпел над трудной задачкой по математике. Сын очень серьезно объявил мне: «Папа, я хочу, чтобы мое имя тоже было занесено в этот словарь». Скрывая улыбку, нарочито сухо и строго я заметил в ответ: «Сначала реши твою задачку, а дальше посмотрим».

Во всех странах, где мне довелось побывать на разных молодежных форумах, молодые люди, разговаривая со мной, делились своими мечтами. Кто-то хотел стать, как Альберт Швейцер, кто-то хотел быть похожим на мать Терезу, одним словом, ребята мечтали совершить нечто большое, значимое в их жизни. Это меня всегда трогает и восхищает. Я всегда хочу сказать всем им: «Это возможно! Всегда есть место приложить свои юные силы, трудясь в больнице, в лепрозории, в школе для сирот среди тропических лесов. Вы можете отправиться туда прямо завтра. Вот билет на самолет». Одно время я работал в ассоциации, которая готовила и отправляла таких молодых добровольцев для работы в странах третьего мира. Количество мест было ограничено, а желающих всегда оказывалось больше. К сожалению, мне приходилось многим отказывать. В юности заложен огромный запас щедрости. Молодежь всегда испытывает желание сделать что-то хорошее, настоящее, важное. Запросы нашего меркантильного общества ее явно не удовлетворяют. Мечта — это ценннейшее благо. Подарите его Господу! «Позаботься о твоих юношеских мечтах, — писал Гете, — они — ключ к твоей последующей взрослой жизни». Мечты являются истинной драгоценностью. Замечательно, когда веришь и ждешь, что тебе предстоит необычная жизнь. Это — правда, но порой такая уверенность приносит неприятности. Здесь уместно одно небольшое уточнение: уверенность может потерять свой положительный заряд, если перерастет в самонадеянность.

Вспомним юного Иосифа. Когда он с гордостью рассказал о своем видении, братья в ответ стиснули зубы. Библия сообщает нам подробности этой реакции: «И возненавидели его еще более за сны его и за слова его» (Быт. 37:8).

Всеобщий заговор

Многие из нас считают, что существует всеобщий заговор против тех, кто имеет в сердце мечты об особом служении и предназначении. Извечный противник человечества пытается всеми способами удалить, убить мечту у того, кто ею обладает. Почему? Потому что понимает, как опасен для него этот ребенок, юноша или уже зрелый человек, наделенный мечтой о добре, справедливости, мире. Нужно уничтожить пророка, убить мечту в зародыше, отгородить, изолировать человека от добра, приземлить его мысли. Сделать так, чтобы он, по крайней мере, не смог что-то изменить в этой жизни! Таковы коварные намерения князя тьмы. Вспомните Моисея. Враг человечества сделал все, чтобы еще в детстве устранить его. Так, сатана устраивает массовое избиение младенцев-мальчиков, будучи уверенным, что среди них окажется и Моисей. Позже он толкает Моисея в ловушку насилия и заставляет его бездействовать долгие сорок лет. Вспомните, наконец, Иисуса. Со стороны того же врага проявлялось все то же ожесточение и новое уничтожение невинных детей. Единственной целью этой жестокости было страстное желание погубить новорожденного Сына Божьего.

У вас есть мечта, вы хотите совершить что-то важное в жизни для Бога и для ближнего, у вас есть на это время, но будьте уверены, зло не оставит вас в покое. Напротив, оно постарается сделать все, использовать любое возможное оружие, чтобы разрушить ваши намерения. Не забывайте об этом в минуты искушений, уныния, поражений. Думайте о высших целях вашей жизни, о сражении, которое разворачивается между силами добра и света и силами зла и тьмы. Вы участник этой битвы!

Обратимся к словам братьев Иосифа: «И сказали друг другу: вот идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его… и увидим, что будет из его снов» (Быт. 37:19, 20). Чем притягательнее будет ваша мечта, чем она окажется красивее, тем активнее за нее придется бороться, отстаивая и сохраняя ее. Господь же не оставит вас в этом поединке. Он станет заботиться о вас, как заботился об Иосифе. Доверьтесь Ему. Он обещает быть рядом и приходить на помощь. Тем, кто верен, Господь говорит: «С ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его; долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90:15).

Если наши мечты рухнут

Иосиф был всего лишь подростком, когда оказался оторванным от семьи и проданным в рабство собственными братьями. Он стал невольником в далекой и незнакомой стране. О чем он думал тогда? О своем видении? Какая от этого польза, ведь больше нет поблизости любящего и опекающего отца, Иакова. Вернется ли Иосиф когда-нибудь на родину? И как поведут себя братья, которые в свое время хотели его смерти? Видение, Божий план — имеет ли все это сейчас хоть какой-то смысл? Потеряв надежду, он мог бы с досадой отвернуться от Бога. Ведь неудача здесь выступала как искушение. Но, пишет Елена Уайт, «Иосиф полностью доверился Создателю. Он принял героическое решение. В любой ситуации он поступал так, как подобает действовать подданному Царя Небесного». На этом новом этапе жизни преданность заповедям Божьим позволила Иосифу продолжить путь к успеху.

Послушание — это могучее средство

Когда нам кажется, что все наши планы рухнули, не будем отчаиваться. Ведь самое главное то, что Господь нас не покинул. Мы остаемся Его детьми. Сохраним нашу верность, и Господь не покинет нас, как не оставил Он Иосифа. Библия по этому поводу говорит: «И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах» (Быт. 39:2). Его хотели уничтожить, но он вновь поднял голову. Все ему удавалось. Иосиф приобрел доверие хозяина, который назначил его управлять имением. Что можно еще желать рабу, разве только свободы? Может, это и случилось бы в один прекрасный день и стало бы платой за верную службу. Однако произошло непредвиденное, причиной которого оказалась госпожа Потифар, ветреная супруга хозяина. Иосиф был хорош собой, строен и красив. Это могло стать преимуществом или, наоборот, существенной помехой. Я могу судить об этом на примере одной из моих племянниц. Она очень красива, и ее красота не остается незамеченной. Когда она приезжает к нам погостить и мы прогуливаемся с ней по улице, мужчины даже весьма солидного возраста оборачиваются, глядя на нее. Некоторые не удерживаются и замечают: «Девушка, вы очень красивы». Никто и никогда не говорил ничего подобного в мой адрес… Однако такое случается с другими, и аналогичную ситуацию надо увидеть, чтобы в нее поверить. Это великое испытание. Представьте себе, что с утра до вечера, в лифте, на улице, на работе — повсюду вы слышите восхищенное и беспрерывное: «Как вы красивы!» Порой это так надоедает, что хочется вовсе расстаться с красотой. Госпожа Потифар чувствовала себя немного одинокой. Муж был все время занят важными делами при дворе фараона. Она попросту скучала, а так как нравственность ее не была отягчена строгими правилами, Потифар стала интересоваться красивым молодым человеком, в руках которого сосредоточилась вся власть в доме. Она с завидным упорством шла к цели. Вот, как бы невзначай, эта коварная женщина говорит Иосифу: «Ты знаешь, у тебя красивые глаза». А чуть позже она уже зовет его: «Иосиф, приди починить кран в моей ванной». Можно, продолжая наши предположения, представить, как она вновь приглашает этого раба: «О, я подвернула ногу, вставая с кровати, подойди, сделай мне массаж». Так продолжалось до тех пор, пока однажды не прозвучало прямое предложение или скорее приказ: «Раздели со мной ложе!»

А как же цензура?

Прочитав впервые это место в Библии, я был шокирован. Я сказал себе тогда, что эти строки явно были написаны в тот день, когда строгие ревнители нравственности из комитета по цензуре вздремнули. Разве допустимо печатать подобные вещи в духовной литературе? Конечно, нет. Нужно было подправить, укоротить, видоизменить текст так, чтобы в конце концов вышло нечто подобное: «Иосиф поспешно покинул дом по причине ситуации, трудно поддающейся контролированию». Что в свою очередь у читателя вызвало бы приблизительно такую мысль: «Что-то тут не так». Библия всегда откровенна. Нет смысла тратить время на ненужные предположения. Нет необходимости быть доктором достопочтенной Сорбонны, чтобы понять, что сказано в этой Книге.

Что делать?

Многие скажут, что искушение было слишком велико. Против него невозможно устоять. А как же с мечтой, с видением? Что будет с ними? Имеют ли они еще хоть какой-то смысл? Что происходило в сознании этого юноши? Несомненно, тихий голос нашептывал ему: «Соглашайся. Помимо удовольствия, ты получишь в придачу абсолютную власть в доме. Это существенный шаг к свободе. К тому же, кто будет судить тебя за это? Уж, конечно, не твои братья, они поступили куда хуже. Даже моралисты найдут для тебя смягчающие обстоятельства».

Иосиф был очень молод, одинок, оторван от семьи, жил в чужой стране. Он нуждался в ласке, в нежности. Зачем сопротивляться? Тем не менее он противостоит искушению и предпочитает ему бегство. В последнем сокрыто его спасение. Что дало ему силу для подобного поступка? Верность своему хозяину и Богу.

«Пример людей, которые преуспели в жизни, — пишет А. Роббинс, — говорит нам о том, что жизнь их была определена не тем, что с ними происходило, а тем, как они реагировали на происходящее».

Невидимый зритель

Представьте на мгновение, что вы смотрите на сцену, где разыгрывается история жизни Иосифа. Сами при этом остаетесь невидимкой. Вам хорошо известен Божий план по отношению к этому человеку. Вам известно, что он станет премьер-министром, героем, образцом для подражания. Все это может не состояться, если он уступит искушению. Вы знаете, что Иосиф женится на красивой женщине, у него будет много детей и он обретет большое семейное счастье. Но всего этого может и не быть. Будущее решается в эти секунды. Безусловно, вы скажете: «Да ведь глупо — все потерять. Держись Иосиф! Мужайся и оставайся верным!» Возможно, вам знакомы подобного рода искушения. Действительно, им трудно противиться. Нынче в этой области у подростков проблем не меньше, чем у более старших юношей и девушек. Результаты плачевны, поскольку заметно возросло количество заболеваний, передаваемых половым путем. Значительно увеличилось число забеременевших девочек-подростков. Так, в Соединенных Штатах 40 процентов девочек, которым в 1987 году было 14 лет, беременели один или два раза до наступления двадцатилетнего возраста. Четырнадцатилетняя девочка — еще совсем ребенок! Сколько проблем приносит ей такая ситуация! Родители и церковь должны проявить максимум любви по отношению к этой жертве житейской драмы. Надо помочь, спасти, но не осуждать. А здесь еще надвигается страшная угроза, связанная со СПИДом. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 1991 году им было заражено 10 миллионов человек. К 2000 году эта цифра возрастет до 40 миллионов,

Можно ли в наши дни еще оставаться верным Богу, хранить принципы чистоты и святости, не слывя при этом человеком с отсталыми взглядами? Да, это возможно при следующих условиях:

1. Сохранять верность учению Господа.

2. Избегать искушений.

Бывают ситуации, когда лучшим решением может стать лишь спасение бегством. Апостол Павел призывает убегать от всякой нечистоты. Он пишет: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:8, 9).

Что скрывалось за приглашением жены Потифара? Ловушка! Враг дернет за веревочку, и клетка захлопнется. Цель этого действа — разрушить планы Того, Кто хочет изменить мир, Кто желает спасти людские жизни.

Риск оставаться верным

Иосиф остался верным своему хозяину. В результате он попал в темницу. Быть преданным в этом неверном мире требует мужества и всегда сопряжено с риском. Всегда рискуешь потерять работу, попасть в тюрьму, а в отдельных случаях — и вовсе расстаться с жизнью. Во время моих первых поездок в страны Восточной Европы (еще до демократических перемен, происшедших позже) я встречал людей, которые были депортированы из-за их приверженности вере. Так, мой болгарский друг Никола, едва став христианином, тут же потерял работу. В местной школе отказывались учить его детей. Кто знает, может быть, завтра появятся новые идеологии, несущие в себе еще большую дозу расовой ненависти. Тогда тот, кто откроет дверь своего дома перед иноплеменником, окажется на подозрении. Нужно ли в такой ситуации подчиниться силе и раболепно гнуть спину? А может, не стоит допускать, чтобы втаптывали в грязь наши идеалы и ценности? Если мы не готовы идти на страдания или даже на смерть ради своих убеждений, разве вправе мы говорить, что они прекрасны и справедливы? Позволительно ли будет для нас утверждать, что заповеди Божьи значимы для нас, если при малейшей трудности мы их нарушаем? Если бы Иосиф уступил, он тут же потерял бы всякое уважение к себе, потерял святость. Более того, он нарушил бы Божественный план. Поэтому лучше пойти в тюрьму за свою верность Господу, чем жить на свободе, но в неправде. Иосиф предпочел верность. Он не свернул с однажды избранного пути. «И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость» (Быт. 39:21). Раб видел, как Бог помогает ему, он видел смысл своего существования. Многое казалось ему непонятным, но он доверял Богу и надеялся на Него.

«Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою», — сказал псалмопевец (Пс. 39:5).

Тюрьма — школа жизни

И вот Иосиф в темнице. Тюрьма стала для него школой. Елена Уайт пишет: «Он познал цену справедливости, симпатии, милосердия» и, не зная об этом, «приготовился к властвованию, преисполненному мудрости и сострадания» (Е. Уайт. «Патриархи и пророки»). И вот однажды Господь вмешивается и освобождает Иосифа. Последний становится премьер-министром. Ему всего лишь 30 лет! Удивительно! Фаталисты скажут: «Это судьба». Скептики по этому поводу заметят: «Просто удача». Волюнтаристы заявят: «Воля к власти». Истинная причина кроется в другом: «Будучи верным в любой момент своей жизни, будь то взлет или падение, Иосиф мог теперь по праву получить самую высокую должность» (Е. Уайт. «Воспитание»).

Успех без усилия

Представьте себе другой сценарий, по которому могли бы развиваться события. Здесь Иосиф не встретит ни препятствий, ни проблем, ни испытаний. Взмах волшебной палочки, и он — премьер-министр. Кем он будет, не пройдя через опыт веры, не борясь за право быть преданным? Никем! Он, в лучшем случае, станет посредственным и безвольным руководителем, который поминутно будет просить чуда для решения своих задач.

Мы призваны быть не марионетками, а людьми, наделенными свободой выбора и отвечающими за него. Вообразите, что вы летчик или хирург. Это была ваша мечта. И вдруг без какой-либо учебы и подготовки, чудом, вы становитесь командиром воздушного лайнера или оказываетесь в операционной знаменитой университетской клиники. Что произойдет дальше?

Не могу сказать точно, но лично я не полечу на этом самолете и предпочту пойти к другому врачу. Ведь вы каждый раз будете просить чуда. Его вмешательство понадобится, чтобы вы взлетели, чтобы успешно продолжили полет, чтобы, наконец, благополучно приземлились. Делая скальпелем надрез, вы вновь обратитесь к нему, потому что без подобного рода помощи вы бессильны. В итоге вы почувствуете свою крайнюю беспомощность и никчемность. Бог не хочет, чтобы над вами довлело такое чувство. Именно по этой причине Он не удаляет нас от трудной школы жизни.

Эта школа учит нас бороться до победного конца и делать это терпеливо, с упорством, находясь под руководством Всевышнего. «Испытание, — пишет Мартин Грей, — является для человека необходимым средством самопознания и роста. Страдание, несчастье, несправедливость заставляют блестеть тот бриллиант, которым является истинное человеческое сердце».

Секрет успеха

В чем секрет необыкновенного успеха Иосифа? Он заключается в полном доверии Богу и верности Его заповедям. На это указывает и пророк Аввакум, говоря, что праведный верностью своею жив будет. В истории Израиля Иосиф занял достойное место. Подобное место может быть уготовано и вам в наши дни. Займите его. Не позволяйте прошлым неудачам преследовать вас. Сегодня вы можете начать жизнь новую. У Господа есть особый план относительно вас. Если вы будете решительны и верны Слову Его, этот план станет реальностью.

Вы тоже достигнете успеха

Я не знаю, что уготовано нам в жизни. Она может послать нам суровые испытания, сделав из нас истинных последователей Христовых, людей особого сорта, способных сыграть решающую роль в истории человечества. Ведь сегодня, как и вчера, «… мир нуждается не в таких людях, которые могут быть куплены или которые продаются, а в таких, которые остаются верными, как компас, указывающий север, и которые будут придерживаться правды, даже если мир рухнет» (Е. Уайт. «Воспитание»). Вы призваны быть именно такими людьми. Оставайтесь верными, преисполнитесь доверия, имейте цель и сделайте так, чтобы Господь стал центром вашей жизни. И тогда вы преуспеете! Почему? Это произойдет не столько благодаря вашим способностям, сколько по милости Божьей. Позвольте Господу взять на Себя ответственность за вашу судьбу. Только при таком условии вам гарантирован успех. «Делайте добро, потому что это добро, а о последствиях позаботится Бог» (Е. Уайт. «Великая борьба»).

Девятый принцип: чтобы преуспеть, будьте верны великим принципам, засвидетельствованным в Десяти Заповедях и Нагорной проповеди.