Род сей

Сегодня мы откроем Евангелие от Марка 8 главу. В этой главе описана история о том, как Иисус накормил 4000 человек. Так Марк начинает описание этой истории:

«В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека».

То, что здесь происходит, это происходит за Галилейским озером, эта местность называлась Десятиградие. В этой местности Иисус когда-то, помните, исцелил бесноватых и бесы вошли в свиней, и люди недовольные этим событием, этим происшествием, попросили Иисуса, чтобы Он удалился из их селения. Но прошло время, Иисус опять пришел в эту местность, и народ начал собираться вокруг, как это часто бывало, слушали то, чему Он учил, приносили больных, Он исцелял, Он помогал людям, давал разные советы, ученики были с Ним, помогали Ему, и люди, настолько им было хорошо с Иисусом, что они не заметили, как и день прошел, и на следующий день остались, и ещё другие начали собираться, очень много народа собралось, и они уже третий день были с Иисусом. Я вот думаю, насколько нужно было быть интересным собеседником, чтобы человек три дня слушал и не хотел никуда уходить. Но это было, так что уже Иисус смотрел на этих людей и говорит:

– Мне их жалко. Они уже третий день здесь, у многих уже запасы те, которые они взяли с собой еды закончились, надо бы их накормить.

Ученики говорят:

– Надо отпустить их. Что кормить? У нас не чем их кормить.

Иисус говорит:

– Нет, Я смотрю на них, если мы их просто так отпустим, они до дома не дойдут. Надо их сначала накормить.

Тогда ученики говорят:

– Где нам в пустыне взять столько еды, чтобы их накормить?

– Тогда Иисус говорит: а у вас что есть?

– Ну, есть. Вот семь хлебов.

– Ну, давайте сюда.

И вы помните, как Иисус организовал это общественное питание. Как Он повелел ученикам, ученики разносили пищу людям, и как 4000 человек насытились, и написано, не только насытились, они потом собирали остатки еды, и собрали больше, чем было в начале. Это уже второе подобное чудо произошло, здесь тоже в этой местности, недалеко. Иисус немного раньше накормил, таким же образом 5000 человек. Знаете, в чем разница была между тем, что Иисус 5000 человек накормил, и сейчас 4000 накормил. Тот случай произошел в Вифсаиде. Это тоже недалеко от Галилейского озера. А сейчас в Десятиградии, не так далеко одна местность от другой. Но там в Вифсаиде, там были в основном иудеи, там были израильтяне. Здесь, вот эти 4000 человек, это были в основном язычники, это были те язычники, которые когда-то Его прогнали из своих селений, потому что всех свиней загубил, исцелил бесноватых, а в результате всех свиньи их потонули в море. И люди не хотели Его принять. Прошло время, они отошли, и теперь окружали Иисуса, настолько были заинтересованы всем, чему Иисус учил, что не заметили, что давно пора идти домой. После того, как Иисус накормил 4000 человек, Он их благословил и распустил по домам, а сам, написано в 10 стихе:

«И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские. Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его».

Но ничего необычного, фарисеи себя так часто вели. Смотрите, как тут написано:

«Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его».

Я пытаюсь представить себе как это было, Иисус только с учениками причалил к берегу, они на лодке переплывали озеро Галилейское, и тут фарисеи появились, и сразу как-то начался спор. Вы знаете, что Иисус никогда не начинал Сам спор. Он вообще, никаких бесед Сам не начинал. Он сначала слушал, Он сначала смотрел на людей, Он пытался понять в чем они нуждаются, и чаще всего Он не начинал говорить вообще, а просто отвечал на их нужды. Чаще всего это были какие-то проблемы физические у людей: к нему приводили больных, или с какими-то проблемами люди приходили к Нему. И только тогда Иисус начинал что-то говорить: кому давал какие-то советы, а на некоторые вопросы Он не отвечал, и такое тоже часто бывало. Но вот у фарисеев, у них талант был – они всё могли превратить в спор, что угодно у них превращалось в спор, на ровном месте они находили причину для спора. Так похоже и в этот раз было: только причалили они к берегу, вышли фарисеи и начали с ними спорить и требовали от него знамения с неба, искушая Его. Как реагирует Иисус? 12 стих:

«И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?»

Вы видите, что Иисус не спешил отвечать по первому требованию на то, что просили люди. Но вот эта атмосфера Ему уже была до боли знакома. Так что Он нашел? Так написано, что Он глубоко вздохнул. Он не стал вступать в спор. Он не начал отвечать на их вопросы, потому что это вопросы были каверзные, они так часто начинали все разговоры. Помните, однажды они пришли с вопросом: «позволительно давать подать кесарю?» Иисус сразу увидел в этом подвох, сразу понял, что они Его хотят уловить в чем-то, чтобы потом обвинить. Потом в другой раз привели женщину, взятую в прелюбодеянии, и опять начинают вопросы задавать. Иисус, помните, и тогда молчал. Как правило, Иисус особенно на такие вопросы отвечал молчанием, но уже через какое-то время Он что-то и говорил, ты не будешь постоянно молчать, но то, что Он сказал, то что Он говорил, это был не ответ на их вопросы, а реакция, вообще на происходящее. Он говорил то, что думал по этому поводу. Он вообще думал и серьезно думал над каждой ситуацией. Он не торопился говорить, Он сначала думал. Помните, Никодим к Нему пришел. У него тоже был план свой у Никодима, он начал Его хвалить Иисуса, Иисус же отвечал ему и сказал:

– Знаешь, кто войдет в Царствие Небесное?

Он не отвечал, как правило на то, что люди говорили, а отвечал на то, в чем они нуждались. А если это были люди, как фарисеи, которые вообще они в чем нуждались, Он просто отвечал на ситуацию и говорил: «что происходит?», и тут Он также. Написано:

«И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?»

Они вообще понимали, зачем им нужно знамение? Как вы думаете? Они просили чудо какое-то совершить, они вообще понимали, чего хотят? Чего просят они, они понимали? Как вы думаете? Какого чуда они ждали? Они что сомневались в силе Иисуса совершить чудо? Они не знали еще, что Он чудеса творит или знали? Как вы думаете? Я думаю, что: и в Иудее, и в Галилее уже все знали, что Иисус способен сотворить чудо. Тогда чего они просили? Остается одно: может быть среди них были люди, которые только слышали о чудесах, хотели еще увидеть своими глазами. Но это, знаете, как любопытство, хочет сам увидеть. А если там были уже старые знакомые фарисеи, которые не раз встречались и не раз видели Его чудеса. То чего они хотели? Какое чудо? Понимаете, что-то не то, что-то не так в этом требовании. Иисус cpaзу это понял – что не нуждаются они ни в каком чуде. Но тут были ученики Иисуса. Скажу вам, то, что происходит в этой главе, не столько касалось фарисеев, сколько учеников Иисуса. Тут ученики Иисуса, и они тоже наблюдают, и о чем-то думают. Пока еще не видно, что они наблюдают, и о чём они думают, пока еще не видно. Пока только они где-то там на заднем плане, а Иисус беседует с фарисеями и говорит:

– Ну, что с вами делать?

И как бы поворачивается к ученикам, и говорит:

– Для чего род сей требует знамения?

А вообще интересное такое выражение: «род сей». Кого он назвал «род сей»? Фарисеев. Фарисеи «род сей»? Здесь фарисеи или нет? Говорит:

– Зачем этому роду? «Род сей» требует знамение.

Интересно, что в Евангелии, в Библии, вот это выражение «род сей» не так часто встречаются. По сути, в 3 случаях это выражение мы встречаем в Библии вообще «род сей». Вот это один случай, еще один случай будет в 9 главе Евангелия от Марка, когда Иисус с учениками сходит с горы Преображения, и там тоже фарисеи спорят с учениками, потому что отец привел сына своего, а ученики не могли исцелить. Помните это случай? И ученики не могли исцелить сына бесноватого. Приходит Иисус, Иисус точно также, как сейчас о фарисеях, говорит:

– Ой, род сей! Опять род сей, сколько буду с вами? И сколько буду терпеть вас?

Еще один такой глубокий вздох вырвался из груди Иисуса. Вы понимаете, что это не просто слова. «Род сей, опять этот род». О ком Он теперь говорит? Видите, если бы Он хотел сказать конкретно о фарисеях, наверное, Он бы по-другому сказал. Сказал бы:

– О, фарисеи! Сколько буду с вами?

Но дело не в фарисеях. Понимаете? Среди фарисеев, надо сказать, были хорошие люди. Не так много. Ну, вот он вам Никодим. Он конечно впитал вот это всё показное, что было характерно фарисеям. Он впитал, но не до такой степени. Он понимал, что Иисус не простой человек. Не случайно он к Нему ночью пришел. Он внимательно следил за всем происходящим, он вступался за Иисуса, и потому в Синедрионе пришлось людям, вот этим начальникам ждать, когда Никодима не будет с ними, для того чтобы принять окончательное решение убить Иисуса. Так что среди них были хорошие люди, и Никодим был одним из таких хороших людей. И среди простых людей были плохие люди, не так много пошло за Иисусом. Помните? Из всей Иудеи и Галилей 12 человек только? И там были хорошие, и там были хорошие, и там были плохие, и там были плохие. В каждом народе Господь имеет своих людей. Помните. Что Иисус имел в виду, когда сказал: «род сей». По этим стихам вы чувствуете, что очень тяжело Иисус переживает вот этот род. Еще одно выражение, вот это «род сей», знаете, в каком случае встречается? Фактически три случая мы знаем, таких «род сей». Иисус говорит: «не прейдет род сей». И вот этот стих «не придет род сей», то есть род сей не закончится, как всё сие сбудется, говорил Иисус о признаках второго пришествия, о признаках разрушения Иерусалима, там вся это глава, это 24 глава Матфея, 21 глава Луки – на эту тему. И там Иисус говорит: «род сей не прейдет», и у многих христиан серьезные проблемы с этим стихом. Говорят:

– Как? Иисус сказал: «род сей не прейдет, и всё сие сбудется». Уже сколько родов прошло, и это еще не сбылось, мы все еще ждем второго пришествия Христа и кончины века.

Так? И серьёзные проблемы с этим стихом, если понимать этот род не так, как понимаем род сей в других местах. Но вы смотрите, если три раза в Священном Писании мы встречаем вот это выражения «род сей», в трех случаях, там больше раз, чем три раза, потому что каждый евангелист эти случаи описывает, стихов девять есть, где это выражение встречается. 9 стихов в Евангелии. Три раза, Иисус в трех случаях, Иисус говорит: «род сей». Понимаете, о каком роде, какой род не давал покоя Иисусу? О каком роде переживал Иисус? Кто это фарисеи? И да, и нет. И не только фарисеи. Кто это? Ученики? Кто это? Отец или сын бесноватый? Кто это? А когда в 24 главе Матфея Иисус говорит о втором пришествии Христа, говорит: «род сей не прейдет». Кто это? Понимаете, вот эта ситуация от которой вы тоже устали, и вот это люди, которые так отравляют жизнь, не люди сами, а вот этот дух. Подобное выражение в Евангелии мы встречаем когда Иисус говорит: «вы не знаете какого вы духа». Помните? Иисус еще вернется к этой теме и скажет об этом по-другому, в этой же главе, чтоб мы поняли, о чем Он говорит, и о чём Он больше всего скорбит, что Ему не нравится. Одно видно, когда читаем, что здесь в 12 стихе Иисус очень, очень переживает о том, что Он видит, и с чем столкнулся по этому вздоху, глубокому вдоху Иисуса. Вы видите, вы слышите это, вы понимаете, что тяготит Иисуса, и как Он может им помочь.

«И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?… И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону».

Я хочу, чтобы вы увидели, что Иисус не ответил им. Фарисеи пришли, попытались Его подергать. Написано, что они начали спорить с ним, требовали знамения, искушая Его. А Иисус как? Иисус послушал, послушал, потом поворачивается к ученикам, говорит:

– Для чего они требуют знамения?

И следующее, что Он сделал: разворачивается, садится в лодку и отчаливает дальше. Я думаю, что в каких-то случаях жизни вам пригодится метод Иисуса как уходить от «рода сего». Не заводитесь, не спорьте, не доказывайте, уходите, если видите, что нет смысла, если чувствуете, что вас провоцируют, если видите, что вас искушают, просто уходите.

«И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: [это значит], что хлебов нет у нас».

Слышите? Садятся они в лодку, Иисус говорит:

«берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». Очень интересные отношения тут Иисуса с учениками. 16 стих:

«И, рассуждая между собою, говорили: [это значит], что хлебов нет у нас».

– Слушай, ты не понял, да? Что Иисус имеет в виду, да? Не понял? Так переспроси же! Или что, Он далеко? Переспроси.

Нет они тут, я не знаю, как они отвернулись от Него что-ли, и говорят:

– Что Он имеет ввиду? Это что Он хочет? А, это Он имеет в виду, что у нас опять нет хлеба, и опять Ему придется чудо делать, или как?

«Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов?»

Долетело что-то, услышал, или по глазам увидел. Иисус говорит:

– Вы что, вы о чем там? Как вы это всё истолковали? Вы что не поняли это выражение? Да, между прочим, а вы поняли это выражение: «берегитесь закваски фарисейской и закваски иродовой»?

Видите, Иисус не всегда прямо говорил, иногда образно что-то говорил.

«Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?»

Вы видите, сколько там вопросов?

«Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч [человек], сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?»

Всё, диалог окончен. Как вам нравится? Слышите, сколько вопросов у Иисуса? На что это похоже? Похоже на что-то, что мы только что читали? Похоже? На что? На вот этот вздох глубокий похоже? Только по-другому выразил. Вы понимаете, что можно выразить одно и то же состояние по-разному. В случае с фарисеями Он ни слова не говорит, никаких вопросов не задает, потому что они Ему задают. Что Он может сказать на это?

– О, род! Опять этот род.

А теперь, в этом случае с учениками? Настроение тоже, только по-другому выглядит. Теперь Иисус задает вопросы ученикам, а ученики – у них есть вопросы, но они не разговаривают с Иисусом. Почему? А что случилось? Почему они не разговаривают с Иисусом, они же Его ученики, они ж друзья. Нет? Почему они не задают вопросы? Вообще ученики, как раз для того, чтобы вопросы задавать. Нет? Чтобы учится. Они же ученики, почему не спрашивают?

– Господи, ты что-то странное сказал, как это понимать?

А они не задают вопросы. Они сами решают, что это значит. Иисус когда услышал, говорит:

– Так, теперь Я буду задавать вопросы. Вы что, забыли? Вы что, слепые? Вы глухие? У вас что, память короткая? Или у вас каменное сердце?

Потому что Священное Писание говорит о том, что как раз люди, которые с каменным сердцем, вот до тех трудно доходят истины Священного Писания. Если так прочитать всё Священное Писание, то Иисус озабочен одним: Он хочет это каменное сердце забрать и поставить туда другое, которое будет работать, которое будет чувствовать. А вот люди с каменными сердцами, они трудно понимают, заторможенность какая-то, всё, что делают, делают всё наоборот. Иисус говорит:

– Оказывается, вот где причина.

Вы знаете, что в Священном Писании всё очень легко понимается. Очень мало есть сложных текстов, очень мало есть сложных мест в Священном Писании, которые люди не могли бы понять. Но в тоже самое время, очень мало людей, которые Ему повинуются. Причина, знаете, в чем? Сердце. Не в том, что мы не понимаем, а в том, что мы не хотим. И это самая главная проблема. Фарисеи, что не понимали или не видели чудес? Они не хотели. Они приходили чтобы Его уловить. Слушать Его не хотели. У них был план, что они должны сделать, а то, что Он, это их не касалось. Им надо было Его убить, потому что Он им мешает и всё. Сегодня есть люди, которые знают истину, их много людей, знают истину, но они просто не хотят, не хотят слушать, потому что в Библии так и написано:

«Что вы ожесточили сердце своё, и не хотите слушать, и не хотите видеть, и не хотите придти ко Мне, чтобы я вас исцелил».

И как с этим бороться? Как эту проблему решить? Вы знаете, когда человек не понимает, ему объясняют, это легко, может не всегда легко, но легко. Потому что, в конце концов, не понял одну иллюстрацию, поймешь другую и всё. Но когда человек понял, и ты видишь, что он понял, а он не хочет – вот это трудно. Что можно сделать? Надо еще объяснять, может чудо? После вот этих вопросов, которые Иисус задал ученикам, Иисус идет дальше.

«Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья».

Интересно, что вот эту историю, о которой мы сейчас читаем – два исцеления обрамляют, как кавычки. Вот если вы прочитаете Евангелие от Марка, мы сейчас восьмую главу читаем, в седьмой главе исцеление глухого. Дома прочитаете, как оно описано, точно так описано как исцеление слепого сейчас. И конец 8 главы – исцеление слепого. И Он и там и там задает вопросы, и там и там целая процедура, как Иисус совершает это исцеление глухого и слепого делает слышащим и зрячим, а между этими чудесами, беседа с учениками, говорит:

– Неужели вы не видите? Неужели вы не слышите?

Мне нравится, как Священное Писание написано. Иллюстрация, пожалуйста, вам. Господь может уши открыть? Может. Вот пожалуйста. Иисус может глаза открыть? Может. А посредине? «Ой, род сей!» А этот род глаза имеют… Вы понимаете, для Господа не сложно вам зрение дать, если у вас его нет, а вот увидеть, заставить вас увидеть, Он иногда не может. Парадокс! Глаза открыть может, а уже когда есть глаза вы не можете видеть ничего! Значит есть еще какая-то проблема, которая может стоять между вами и Господом. Хотя проблема зрения решена, уши открыты. Мне нравится, что Священное Писание так написано.

– Если кто не понимает словами, смотри чудо, смотри другое чудо. Повествование просто не понимаешь, на посмотри, чтоб ты знал, что у Господа нет проблем решить физическую болезнь, а вот с духовной, Он ждет вашего отклика, ждет ваших вопросов, если вам что-то непонятно. Он объяснит. Ждет вашего внимания, ждет открытого сердца, не каменного закрытого, открытого, и тогда Он сможет что-то сделать, что-то изменить.

Не так скоро решается проблема закрытого сердца, не так скоро. Знаете, что в продолжении этой главы происходит? Идут они дальше уже дорогою, написано, идут Иисус с учениками своими:

«И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой».

Я там не был, но представляю, что там красивые места. Вы знаете, где это? Если посмотрите на карту, это одна из самых красивых дорог, куда отправились Иисус с учениками – «селения Кесарии Филипповой». Вот если представляете Палестину, можете открыть карту, Палестина, тут Средиземное море, видите где Средиземное море, с другой стороны Мертвое море, вверх на север – Иордан, вернее с севера на юг в Мертвое море впадает Иордан, как естественная граница. Иордан течет с севера, но там есть еще один водоем на пути Иордана – это и есть Галилейское озеро, которое уже несколько раз мы с учениками в этой главе пересекали. А если еще на север к истоку у Иордана идти, откуда начинает течь Иордан, это и есть местность, где расположены «селения Кесарии Филипповой». И эти селения, если идти на север продолжать, вы подойдете к подножию самой высокой горы в Палестине, это Ливанские горы и самая высокая гора – гора Ермон. Это высокие горы для той местности, где-то более 2000 метров. Те горы, там снегом уже покрываются, это единственные снежные горы в Палестине: там кедры Ливанские, одно из красивейших мест, туда отправились Иисус с учениками после всех этих событий и идут они дорогой, Иисус спрашивает у Петра, и у других учеников: «за кого почитают Меня люди?». Всё дальше вы знаете. Кто за кого, и там после этого Иисус говорит:

– Вы знаете, Я вам скажу кто Я, и с какой целью сюда пришел, и как завершится Моя работа на земле. Меня должны убить в Иерусалиме.

Это тут Петр услышал и стал прекословить Ему. Написано: «стал прекословить Ему». Это тут Иисус сказал Петру: «Отойди от меня сатана». В этой красивой местности – 32, 33 стих 8 главы.

«Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном (в роде сем прелюбодейном и грешном), того постыдится и Сын Человеческий…»

Давайте подведем итог всей главе, мы уже подошли к концу главы. Что интересного мы здесь услышали? Что необычного? Первое, что бросается в глаза, Иисус говорит «род сей», и заканчивает главу и говорит:

– Кто постыдится Меня в роде сём прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, говорит Иисус, «род сей».

Потом Он говорит о закваске фарисейской и закваски Иродовой. А чем это отличалось? Фарисеев вы видите? Вы можете характеристику дать фарисеям? Что это были за люди? А теперь, чтобы узнать о какой закваске Он говорит, еще добавьте сюда закваску Иродову – вот то, что похоже у них, у Ирода и у фарисеев. А Ирод чем он отличался. Ирод. Что вы знаете о Ироде? Убийца Ирод. А, убийца непростой! Почему он убивал? А он прелюбодей! Помните, Иоанн Креститель за что в тюрьму попал? Помните? А чем еще Ироды прославились, там их целая династия была, чем они прославились? Хотел убить Иисуса. Видите, фарисеи хотели тоже убить Иисуса, но они руки не пачкали, они чужими руками Иисуса убить. Знаете, если мы с вами не убийцы, то это еще не значит, что мы не убийцы. Понимаете, о чем говорю? Потому что можно убить, еще как убить, и перед законами остаться чистыми. А убить можно? Иисус говорит:

– Берегитесь закваски фарисейской и Иродовой.

Еще что характерно было для Иродов? Почему он хотел убить Христа Ирод? А он был царем, а он был между прочим незаконным царем, он был вообще не еврей. Он ухватился за этот престол Давидов, хотя родом был идумей, и держался, понимал, что это не его место. Так на что только он не шел в своем желании удержаться на троне. Берегитесь закваски Иродовой. У нас нет престола с вами. Легче. Но вы знаете, тут тоже нас подстерегает опасность. Как только мы подумали, что нас это не касается, так и опасность у дверей. Да, у нас нет престола Давидова, но у нас есть свои престолы. Знаете, как это на сегодня называется? Карьеризм. А он может проявляться в разных местах по-разному. А в церкви может быть? Если в противоположность Ироду и фарисеям найти в Евангелиях, так это Иисус и Иоанн Креститель. Знаете, что было характерно для этих людей, для Иисуса, Иоанна Крестителя? Иоанн Креститель появляется на сцене, к нему идут люди, идут креститься у него, слушают его проповеди, собирается множество народа, потом появляется Иисус. Фарисеи, знаете, что они делают? А они рассчитывают, им не понравилась. Вообще им не нравилось, когда народ собирался вокруг кого-то другого, не вокруг них. Они любили только чтоб они были в центре внимания, и тут Иоанн Креститель, но они еще терпели Иоанна Крестителя, но когда уже Иисус появился, их терпение лопнуло. Что они предпринимают? Они понимают: Ну, как скажешь, идите за мной, за ним не ходите. Как скажешь? Ну, некрасиво как-то, да? Тем более в церкви такого никогда не скажешь. Если в мире еще можно как-то эти приемы использовать, то в церкви так открыто не скажешь. И в этом и сложность, и в этом и коварство ситуации в церкви. Потому что что происходит? Фарисеи что делают? Они зовут учеников Иоанна и говорят:

– Что это, он уже больше крестит, чем ваш учитель, да? И как вы это терпите? И теперь уже за ним больше людей идут, чем за вами, и вы так хотите это отдать?

И ученики Иоанна, а в самом деле, это что? И к Иоанну идут. Знаете, что им Иоанн сказал?

– Мне должно умаляться, а Ему расти.

Чувствуете, закваска? И та закваска? Что не рассчитали фарисеи? Они думали, что Иоанн такой же, как и они. Вот что они не рассчитали. С Иисусом что? С Иисусом тоже самое. Они противостояли Иисусу, потому что думали, что Он хочет захватить их место, а Иисус знал где Его место. Ученики не знали это. Иисус на тот час и пришел. Иисус знал. Он знал, что его место будет на Голгофе, не на престоле. На Голгофе. И несколько Его это не смущало. Конечно Ему больно было видеть, что Он пришел спасать, а Его готовы убить. «Берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». Окаменелое сердце мы встретили в этой главе. Это когда Иисус говорил ученикам, говорит:

– Неужели не помните? Неужели не видите, что у вас сердце всё еще каменное?

А какое это имеет отношение – каменное сердце к тому, что происходит? Вы знаете, когда вы теряете чувствительность к вашим ближним – это опасная болезнь, когда вы не замечаете «малых сих». Помните, что говорил Иисус? «Кто сделает одному из малых сих…» Когда вы смотрите и видите только великих мира сего, не только с ними разговариваете, а если придет кто-то незаметный, вы его не видите даже, вы на него не реагируете, значит что-то с сердцем. Когда вы слышите только то, что вас устраивает, а что вас не устраивает, то вы не слышите и не видите, это проблема с сердцем. Когда вы принимаете только то, что вам нравится, а то что не нравится, а Священное Писание вас обличает, вы не слышите и слышать не хотите, не замечаете – это проблема с сердцем. Это проблема с глазами, это проблема с ушами. Иисус говорит:

– О, род сей! Что делать?

И такие люди, у которых такое сердце, знаете, чем они занимаются? Где не появятся, они спорят, они словами убивают. И об этом Павел потом напишет, говорит:

– Братья мои! (Послание к Коринфянам 10глава) Давайте мы не забудем, что происходило с нашими отцами, и чтобы не ожесточилось наше сердце, как когда-то у них, потому что не войдем. Как они не вошли, так мы не войдем.

Пусть эта история будет вам напоминанием о том, в чем мы нуждаемся с вами. Пусть всегда у вас перед глазами будет тот Иисус, который посмотрел на людей и понял, что их надо накормить. А ведь Он мог сказать:

– Я самое главное сделал, Я им проповедь сказал.

Там они как-то решат свои проблемы.

– Нет, Иисус говорит: их надо накормить.

– Ученики говорят: отпусти их, найдут.

– Иисус говорит: не найдут. Давай накормим.

Пусть перед вашими глазами будет Иисус, а не фарисеи, которые любят спорить. Пусть перед вашими глазами будет Иисус, а не ученики, в тот момент, когда они не видели и не слышали, и даже и спрашивать не хотели, они всё знают и сами. Пусть вашим примером будет Иисус, и тогда сердце будет всё в порядке. Аминь.