«Хлебодар»

Это действительно самое главное, что вообще мы делаем в субботу. Слушаем, что Господь в слове жизни нам говорит. Давайте, вместе откроем Евангелие от Луки, 21 главу:

«Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам…» Помните эту историю? Эта история происходила незадолго до праздника Пасхи, когда Иисуса распяли. Иисус с учениками находился в храме и наблюдали, и они видели, как богатые люди клали деньги в сокровищницу. Вы можете себе представить, как богатые люди, когда много кладут денег, жертвуют много денег, как они это делают? А если наблюдают еще, если много зрителей, как они это сделают? Развернут или сложат эту купюру? Понимаете, что происходит иногда с людьми, особенно, если еще много зрителей? Знаете, как это вдохновляет? Возможно, что некоторые решают одну купюру пожертвовать, а если много зрителей, он меняет. Но видим и другую картину. Увидел также и бедную вдову. У нее не было много денег, чтобы положить. Как вы думаете, она это открыто делала? Так, как богатые? Как она клала свои две лепты в сокровищницу? Я хочу, чтоб вы увидели эти две картины, потому что они очень поучительны. Иисус понимал насколько поучительно вот то, что там происходило. Потому Он пригласил учеников и говорит:

– Смотрите внимательно. Видите, что происходит? Как вы думаете, кто больше положил?

Как вы думаете, кто больше положил? Вы знаете, что Иисус сказал? По-человечески, те монеты, которые бедная вдова положила, ничего не значат по сравнению с теми богатыми дарами, которые богатые клали. Но Иисус видел сердце, видел то, что у нее осталось, и видел, какой она процент положила от всего, что у нее было. Небольшая история, она предваряет историю о Пасхе, где Иисус был распят. Видите, 21 глава в Библии начинается эта история, которую мы читаем, а 22 глава, смотрите, как она начинается: «Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою». И дальше мы читаем уже, как Иисус собрался с учениками, омывал им ноги, затем обслужил их хлебом и вином, а потом Его арестовали. В Евангелии от Иоанна это описано в 13 главе. 13 глава, смотрите, как она начинается: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его…» А 12 глава, это тоже было незадолго до Пасхи. За 6 дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь, и там Он был на званном вечере. Вы помните и эту историю. Примечательна эта история тем, что там тоже деньги были в центре внимания всех присутствующих, но очень необычным образом. Дело в том, что Иисус пришел туда к Симону, Симон его пригласил, а вместе с другими пришла незаметно туда женщина. Это сестра Лазаря – Мария. Она вообще-то не хотела обращать на себя внимание, что-то есть похоже на бедную вдову, правда? Не хотела обращать на себя внимание. Правда, есть и отличие в этом. Мария была богатой, по сравнению с бедным вдовой. Много есть общего, но есть и отличие. Вдова была одинокой. Мария одинокой? Только по-разному. По-разному одинокие. Вдова очень мало положила. Мария? Вы знаете, что произошло, когда Мария разбила этот сосуд? Она не рассчитала. Она не хотела обращать на себя внимание, и сделала это незаметно, чтобы никто не видел. Но она не учла, что нос видит во все стороны. Понимаете, что произошло? Когда это миро была разлито, все начали искать источник, и все увидели Марию. И знаете, что ученики тоже увидели Марию. И один из них заговорил, 4 стих: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Удивительно, мужчина знает сколько стоят духи. Сразу оценил сколько это стоит! И говорит:

– Ужасно, какая трата!

– Иисус это услышал и говорит: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

Другие евангелисты тоже самое говорят. Послушайте, как у Марка, например, Марка 14 глава 8 стих:

«Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению». Вы видите, что там происходило? Когда запах почувствовали все, и все обратили внимание на Марию, реакция Иуды была:

– Какая трата! Скольким нищим можно было бы помочь!

– А Иисус говорит: нет. Это для Меня она сделала. Она Меня готовит к погребению.

Заметьте, что вот эти слова так повлияли, что Иуда очень резко отреагировал. 9 стих: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала». И сразу же дальше: «И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им». Из всего похоже, что вот эти слова Иисуса, переполнили чашу терпения Иуды. Иисус последнее время уже говорил о Своей смерти, ученики терпели, как могли, иногда срывался Петр. Однажды, Петр даже Ему сказал: «Больше об этом не говори». Помните? Когда Иисус сказал, что «Я иду, Меня схватят, и буду убит, а на третий день воскресну». Иуда терпел. Но когда вот это произошло с Марией, и когда Иисус так сказал, говорит: «Это она Меня готовит к погребению», Иуда вышел, и сразу к первосвященникам.

– Сколько дадите? Чтобы предать Его вам.

Вы знаете, перед распятием Иисуса, деньги играют важную роль. Не так давно, Иисус встретил молодого богатого юношу, и этот молодой человек говорит:

– Господи, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?

– Иисус говорит: заповеди соблюдай.

– Это уже сделал. Что еще?

– Иди, раздай свое богатство нищим.

И этот молодой богатый человек поворачивается и уходит. Потом, вот это история с бедной вдовой, которая жертвует. Иисус обращает внимание учеников на это. Потом Мария разливает миро. Иуда считает деньги. Затем Иисуса схватили, Он уже на кресте висит, монета взлетает в небеса. По какому поводу? Жребий бросают. Кому достанется дорогая одежда Иисуса? Деньги перед распятием Иисуса имеют очень важное значение. Иисус буквально обращает внимание всех на эти деньги! Чему-то хочет научить? Чему, скажите? Чему это все может нас научить? Что деньги значат в достижении Царства Небесного? Что-то значат?

– Отдайте их! Если хотите туда войти.

Но дело в том, что ученики уже это сделали. Один только из них за ящик держался. Но вы знаете, он мог это сделать, он смог отдать деньги в последний момент. Помните, когда это? Хотя это уже было поздно. Он пришел, и расстался с этими деньгами. Помните, как он это сделал? Очень трагичный момент. Он бросает деньги первосвященникам, говорит:

– Можно вернуть всё назад?

Они пожали плечами.

– Что нам?

Что делать? Бежал Иуда туда, в другую сторону. Что делать? Он не находил себе места. Нашел? Нашел. Знаете, где нашел? Понимаете, когда ты держишься за деньги, найдешь место, только может быть очень поздно. Вообще-то, Иисус, когда нашел своих учеников, Он первое, к чему их призвал – оторваться от материального. Помните, как? Помните, когда Он проходил и просто говорил:

– Следуй за Мной.

– Петр, Андрей: что делать? Идти, не идти? Что делать? А с рыбой, которую мы поймали, а лодка, а всё, что у нас, всё, что нам приносило хлеб, что с этим делать? Идти, не идти, идти, не идти? А, идём!

Они приняли решение. Они шли за Иисусом, и не жалели об этом, и не боялись, что останутся без хлеба. Они пошли за Иисусом. Они смогли оторваться от материального. Но ради чего? Они рассчитывали что-то получить, как вы думаете? Рассчитывали, что-то выиграть? Вы знаете, люди когда что-то отдают, они обычно рассчитывают что-то приобрести. А ученики, насколько они бескорыстно это сделали? Рассчитывали, что-то получить? Откуда знаем, что они рассчитывали на что-то? Что вы вспоминаете? Спорили, кто больше. Кто получит больше. Помните, мать Иоанна, Иакова приходит к Иисусу и говорит:

– Мои дети, одни из первых последовали за Тобой. Наверное, Ты учитель учтёшь это, и они будут первые по правую сторону.

А вы знаете, это большие деньги! Когда они понимали, что они могут быть главными людьми после Иисуса в Царствии, это большие деньги! Многие люди в этой жизни готовы расстаться с деньгами ради положения, потому что, это потом будет деньги. И над этим работал Иисус. Помните, как Он это делал? Нет-нет, и Иисус говорит:

– Вы там, о чем спорите?

Ученики молчат.

– Иисус говорит: Я хочу вам что-то рассказать. Видите этого ребенка? Хочешь быть большим? Будь как он. Откажись! Откажись от того, чтобы быть больше.

Вы знаете, в этой связи, не могу не вспомнить историю из Ветхого Завета. Очень, уж она похожа. Она записана в Книге Бытие. Но вы дома прочитаете ее, да в принципе, вы её хорошо знаете, а я просто какие-то моменты напомню – картины. Иуда считает деньги. 20 серебренников насчитал. И брат уехал с мадианитянами. Знаете, почему он это сделал? Знаете, почему? Дело в том, что в этой семье интересные вещи происходили. Отец, как-то интересно считал, кто больший. Братья:

– Вообще, у нашего отца, как-то не так, как принято. Не так, как принято в других семьях. Обычно, старший он получал большие благословением, большую часть наследства. Но похоже наш отец будет менять эти правила. И это уже видно. Вы смотрите, Иосиф ходит в разноцветных одеждах. Когда начнём делить наследство, похоже ему достанется больше. Понимаете? Почему это отец наш так делит, так считает? Он с детства так считает. Он второй, оказался первый. Понимаете, что происходит? Недавно, младшему нашему приснился сон, удивительный сон, его сноп в центре, а наши поклоняются ему. Это что, он нас кормить будет? Это что, он будет нашим начальником, предводителем? Это что будет? Надо этому конец положить!

И теперь Иуда считал деньги. Всё, сны уехали. Уехали? Проходит много времени. Иосиф в темнице. Там вместе с ним в темнице, рабы фараона – хлебодар и виночерпий. Проснулись утром, Иосиф смотрит на одного, на другого, говорит:

– Что-то на вас лица нет. Эй, проснись! Что случилось? Что ты такой потерянный сегодня.

– Какой-то сон странный снился.

– Расскажи мне.

Рассказал. Виночерпий рассказал сначала. Говорит:

– Урожай собираю, а потом несу фараону, как, когда-то было в хорошие дни.

– Иосиф говорит: хороший сон, не переживай. Это от Господа сон и хороший сон. Через три дня вернешься к фараону, и понесешь ему чашу с вином.

Просветлели глаза у хлебодара.

– А мой сон объяснишь? Тоже урожай собираю и несу хлеб фараону.

– Рассказать тебе или нет? Через три дня птицы будут клевать плоть твою.

Начинают сбываться сны, нет? Вы помните, почему Иосиф находился в тюрьме? Загремели засовы, выводят виночерпия и выводят хлебодара. О чем думает Иосиф? Начинают сбываться сны. А мой Господи, когда сбудется? Сбудется, он от тебя. Я тоже собирал урожай. Я был в центре твоего внимания или это была ошибка? Начинают сбываться сны. В последний момент Иосиф успел сказать виночерпию:

– Слово, скажешь там за меня, тебе будет хорошо.

Вышел виночерпий, вышел хлебодар. Две надежды Иосифа. Один – чтоб быть повешенным, второй – чтобы забыть о нём. Понимаете? Иосиф ничего не знает, что там на воле происходит. Он дни считает. Дни считает. Раз, два, три – день рождения фараона. Через три дня что-то произойдет. Вы знаете, и тут очень похоже на то, что происходило там в Новом Завете. Три дня, и на третий день воскреснет. Воскреснет Иосиф. Выйдет он отсюда, когда-то, Иосиф или нет? Третий день заканчивался. Ничего не происходило. Ну, в общем-то нормально, не в первый же день виночерпий скажет фараону обо мне. Сегодня в центре внимания фараон, завтра, после завтра, может быть через месяц, пока он осмотрится. Потерплю. Потерплю. О чем думал Иосиф? Я попробую представить, на что он рассчитывал. У него появилась надежда, и я думаю, что это надежда даже была определённой в мыслях Иосифа. Смотрите, у фараона был виночерпий и хлебодар. Виночерпий есть? А хлебодар? И виночерпий должен сказать обо мне:

– Кто будет хлебодар?

– Ему нужен хлебодар! У меня есть шанс! Вы понимаете, хлебодар, мой сон на эту тему. Нет? Я должен кормить фараона.

Как вы думаете, Господь думал, что Иосиф должен кормить фараона? Планировал, что Иосиф будет кормить фараона? Иосиф не ошибался. Только во времени он ошибался. Месяц прошел, второй, третий – где надежда? Хлебодар, наверно, уже у фараона есть. Не может же он столько времени ни есть. Хлебодар есть. Господи, это что? Никогда не сбудется мой сон? И ушла надежда первая и ушла вторая. Не знал Иосиф, что по Божьему плану, он должен кормить не только фараона. Весь мир! Понимаете? Весь мир должен кормить Иосиф! Иногда, мы, когда думаем о будущем, мы слишком о малом мечтаем, об очень малом мечтаем. Господь всегда готов нам больше дать, чем мы можем подумать.

– Не только фараона, весь мир! А братьев ты забыл? Братьев тоже будешь кормить.

Давайте перенесемся в Новый Завет. Кто хочет быть большим, надо отказаться от всего. От всего. Потерять всё. Вы знаете, не так, как ученики последовали в начале за Господом.

– Ничего, старую лодку отдам. Матфей: ну, этот ящик с деньгами отдам, последую за Иисусом. Будет больше.

Не так. Иисус одному из них, между прочим, Иуде сказал такие слова, когда Иуда говорил:

– Можно я за Тобой пойду.

– Иисус говорит: ты на что рассчитываешь? Дом, думаешь иметь? У Меня нет. Даже такого, как у лисицы. Нет дома. Что думаешь иметь?

Понимаете, Иисус готовил учеников отказаться от всего. С деньгами они расстались как-то. Даже Иуда, в конце концов. Было что-то, что они не готовы были отдать. Знаете, что? Есть, вообще, у каждого человека что-то, что очень трудно человек отдает. И надо сказать, что с деньгами трудно люди расстаются. Но разница в том, между деньгами и вот этим, что деньги не все имеют, а вот это, с чем труднее чем с деньгами расстаться, все имеют, и в равном количестве. Знаете, что это? Свое «я». Есть еще что-то, прежде чем, мы о «я» поговорим, что человек имеет и каждый человек имеет, и труднее, чем деньги, вот это отдает. Это время. Вы заметьте, верующие, сложнее всего, субботу Господу отдают – это время. Они даже деньги легче отдают, а время? Время –деньги. Труднее отдают время. Время, вы знаете что это, в конце концов? Всё время, которое вы имеете, как это называется? Жизнь. Вы, жизнь готовы за Господа отдать? Иисус готовил своих учеников к этому вопросу. Когда мама пришла просить о своих двух сыновьях, Иисус говорит:

– А, чашу, которую надо испить, вы готовы?

Они не до конца понимали, что это значит. Чаша – это жизнь.

– Жизнь готовы отдать?

– Мама говорит: конечно, готовы. Мои дети на всё готовы.

Пётр. Пётр, сам, он маму не посылал, он был взрослым человеком. Тоже на том вечере, когда Иисус омывал ноги Петру, Иисус говорит:

– Один из вас предаст Меня.

– Петр говорит: кто, Господи? Дай ему в глаза посмотреть. Кто Господи?

Петр хотел больше Иисусу сказать в тот вечер. Он хотел сказать, что он первый будет Его защищать, и даже если нужно, жизнь отдаст. И тогда он говорит:

– Господи, я за Тебя, хоть на смерть.

– Иисус говорит: Пётр, через несколько часов ты отречешься от Меня.

– Нет, Господи! Я, я, я, я. Вот это «я». Понимаешь, жизнь ты отдашь Петр, а мне нужно еще твоё «я», что-то с ним сделать.

Вот к этому вёл Иисус учеников. Оторвать от материального удалось, даже время своё теперь отдают Иисусу, но есть еще что-то – «я», и вот это вносит дисгармонию в это общество маленькое. Эти 12 человек они всегда с Иисусом, но иногда отстают, потому что им нужно побеседовать откровенно друг с другом. Знаете, на какую тему? Кто больше. Они давно заметили, что Иисусу этот разговор не нравится, всё остальное нормально. А это Иисус не приветствует. Иисус спрашивает:

– Вы о чем там говорили?

Они молчат. Они прекрасно поняли, что тут у них с Господом конфликт. У них одни планы для своего «я», а у Господа другие. Иисус выражал свои планы так:

– Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя.

Что это значит? Деньги оставил, время отдал, жизнь готов отдать – это легко. Это трудно, но это легко, по сравнению с «я», это легко.

– Отдай и это, и получишь всё!

– Что, Господи, что получу? Я подсчитаю.

Помните, однажды ученики Иисуса спрашивают:

– Вот мы, между прочим, хотим Тебя спросить: мы оставили всё, и родных и близких, деньги, домы, потеряли всё. Потеряли всё. Что будем иметь? Скажи нам? Что мы будем иметь?

Понимаете, они ожидали увидеть результат. А Иисус усиленно твердил им одно:

– Хочешь? Надо всё потерять. Иосифа, помните, в тюрьме?

Потерял? Сон сбылся? Еще нет. Он ещё в тюрьме. Месяц прошел, второй, год прошел? О чем думает Иосиф?

– Ну, ничего. Ну, что ж делать.

Человек ко всему привыкает.

– Тут меня уважают, даже поставили тут небольшим начальником. Ничего, что делать?

Однажды загремели засовы. Он уже давно расстался со своим сном. Его вызывают. Молча дают ему одежды.

– Готовься.

– Куда?

– Одевайся, мойся, брейся, красивые одежды.

Что это значит? Сколько дней прошло? Есть надежда? У вас, вообще, мечта есть? Вы оставили всё. Вы отказались от всего? Скажите, от всего? От всего отказались: от денег, от времени, от «я»? Что планируете получить? Когда это будет? Когда? Не потеряли надежду? Ждите. Загремят засовы, сон сбудется. Хочу вам сказать, что когда Иисус в последний день перед смертью собрал своих учеников, Он был в одном лице и хлебодар, и виночерпий. Помните? И тот, кто умер, и тот, кто жив остался. Понимаете, что это значит? А если Он жив, то Он скажет за вас слово. Он скажет за вас слово. Мне удивительно, что именно, в контексте вина Иисус сказал, что будет дальше. Когда Он обслужил учеников хлебом и вином, Он поклялся, говорит:

– Сказываю вам, отныне не буду есть от плода сего виноградного.

Вот мне интересно, что Он не сказал: «не буду есть хлеба», а сказал: «не буду пить от плода виноградного до того дня, когда скажу о вас слово, и буду вас обслуживать вином.

– Чашу готовы пить?

Это жизнь. Он ваш хлебодар, Он ваш виночерпий, Он умер, и на третий день воскрес, чтобы сказать о вас слово. Разрушатся замки, цепи спадут, загремят в тот день, когда Господь будет встречать своих. Он ваш хлебодар, и Он ваш виночерпий. Аминь. Помолимся.

Господи, мы благодарны за эти истории Ветхого и Нового Завета. В них надежда, которая не умирает, потому что Ты вечно жив, и Ты обещал, и мы ждем с нетерпением того дня, когда наша мечта сбудется, и Ты грядёшь, и Ты дашь Свои одежды, и Ты выведишь нас на свет из темницы, чтобы быть вечно с Тобою, Господи. Аминь.