Предисловие

Моральная поддержка ближнего — очень важное дело. И дело это заслуживает самого пристального внимания с нашей стороны не только в силу прямого указания Писания на необходимость им заниматься, но также по той причине, что здесь проявляются уникальные достоинства христианского братства. В любом сообществе возможна взаимопомощь, но у христиан их социальные взаимоотношения приобретают особую ценность, когда верующие осознают, что способны, общаясь, оказывать друг на друга такое влияние, которое имеет значение для жизни вечной.

Автор Послания к Евреям наставляет нас: «Будем внимательны друг ко другу» (Евр. 10:24). Напомнив о тех, не имеющих себе равных, привилегиях, которые доступны нам благодаря деянию распятого Христа, понесшего грехи наши, и Его служению нашего Первосвященника в настоящее время, писатель далее (Евр. 10:19-25) призывает нас задуматься о трех вещах. Во-первых, мы приходим к Богу с ясным пониманием того, что полностью, абсолютно приняты во Христе. Во-вторых, нам надлежит — ибо верен Бог — всеми силами духа утвердиться в нашем уповании на жизнь вечную. В-третьих, мы должны очень серьезно рассмотреть вопрос о том, как мы поддерживаем друг друга.

В Евр. 3:12-14 автор предупреждает нас, что трудности на пути послушания могут ослабить нашу решимость следовать за Христом — и поэтому нам нужно поддерживать друг друга. Как видим, в обоих местах Писания речь идет о том, что мы должны побуждать друг друга неотступно следовать за Господом и поощрять друг друга к более полному подтверждению истинности нашей жизни во Христе через нашу любовь и добрые дела.

Данная книга представляет собой попытку выполнить наказ: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего… но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:24,25).

В предыдущих своих книгах я стремился показать, что душе-попечение должно быть составной частью служения Церкви. Местные церковные общины могут и должны возложить на себя обязанность возвращать сталкивающихся с проблемами прихожан к полноценной жизни в служении и поклонении Богу. Радостно видеть, что все больше и больше церквей признают эту свою обязанность и прилагают усилия к тому, чтобы сделать душепопечение своим служением. Приступая к этому служению, церковь должна уделить первоочередное внимание тому, чтобы научить прихожан умению поддерживать друг друга. Первый шаг церковной общины для превращения дела душепопечения в реальность — обучение каждого целеустремленного прихожанина искусству оказывать помощь, ободряя своих братьев и сестер.

Просто сформулированное определение такой поддержки могло бы быть следующим: поддержка — это такое влияние, благодаря которому верующий хочет стать лучшим христианином, наперекор всем трудностям и невзгодам жизни. По благодати Божьей, я могу оказать такое влияние на вашу жизнь, а вы — на мою. Нам надлежит обратить умственную энергию на то, чтобы досконально выяснить, как мы можем совершать друг для друга это важное служение.

Введение

Чем глубже я понимаю людей и их нужды, тем тверже убеждаюсь, что Бог специально предопределил, чтобы поместные церковные общины откликались на эти нужды. Но вместе с такой убежденностью растет и мое недоумение.

Нужды окружающих — хотя бы до определенной степени — очевидны каждому человеку, кроме самых бесчувственных и закоренелых эгоистов. Даже из краткого размышления о целительной силе наших отношений с Христом со всей очевидностью следует, что и самые глубокие раны психологически травмированного человека поддаются лечению. Но, увы, мы все отвлекаемся и отвлекаемся на маловажные вопросы, уже не задумываясь, чем мы действительно могли бы помочь ближнему. Церкви, которые должны были бы прежде всего являть нам святость Христа и Его любовь, слишком часто оказываются религиозными организациями, занятыми исключительно поддержанием собственного функционирования, хотя уже не всегда и ясно, ради каких целей они существуют и расширяются.

Когда главные вопросы — как жить в правильных отношениях с Богом и друг с другом — становятся вторичными по сравнению с заботами об улучшении материальной базы, о расширении программ деятельности и увеличении штата, тогда и благословение духовно обогащающей и вдохновляющей жизни во Христе вытесняется на второй план. Христианской жизни грозит опасность оказаться сведенной

(в зависимости от личности духовного наставника) либо к «митингам в поддержку» Христа, либо к утомительному набору запретов.

Мускулы взаимоотношений в теле Церкви атрофируются, когда мы их не упражняем, так что появляется хромота. Посещаемость проповедей падает, добровольцев для преподавания в воскресной школе и участия в различных миссияхнайти все труднее; почти незаметный, но и неодолимый микроб безразличия поражает все тело. Не осознавая, что средоточием церковной жизни должны быть человеческие отношения — отношения людей с Богом в служении Ему и их отношения друг с другом в любви к ближнему, — руководители могут поставить тот диагноз, что, мол, проповеди слишком скучны, у паствы нет подлинной преданности Богу, и ею овладел дух непослушания. Не исключено, что такие проблемы действительно существуют и требуют решения, но при этом суть все-таки не в них.

Исходя из своего ошибочного диагноза, церковь нередко совершает попытки возбудить и сохранить у прихожан повышенный уровень энтузиазма, призывая к порядку тех, кого не затронула эпидемия навязанной извне экзальтированности. Иногда церковные службы могут приобрести профессиональный лоск, чинность, более уместную на официальном банкете, нежели во время семейной трапезы. Выбившихся из общего строя могут громогласно возвращать на место, создавая впечатление, будто бы церковная жизнь — это нескончаемая муштра на плацу под командой строгого фельдфебеля. При всем том возможности церкви удовлетворять духовные потребности людей и совершенствовать их христианскую жизнь только уменьшаются. Богослужение превращается в формальный ритуал, а учение теряет свою силу.

Как нам правильно расставить приоритеты в церковной жизни? Что мы можем сделать для того, чтобы наше внимание снова было сосредоточено на отношениях людей с Бо гом и друг с другом, на отношениях их братской любви и взаимного служения? Задача выглядит особенно трудной из-за того, что все мы склонны считать свои акценты точными, а чужие — смазанными. Ведь ни один пастор не скажет, что его церковь не ставит во главу угла любовь к Богу и ближнему.

Кто-то из пасторов примется утверждать (думаю, вполне справедливо), что предпочитаемые им разъяснительные проповеди должным образом заостряют внимание на святости Бога и на людских проблемах, выявляя библейские истины. Другой начнет доказывать, что его служение в церкви «живого общения прихожан» ближе к цели. Еще кто-то с похвалой отзовется о преимуществах большого здания, позволяющего возвестить большему числу людей о любви Божьей, и поэтому сочтет свои грандиозные планы строительства вполне соответствующими назначению Церкви.

Как представляется, церковная жизнь проходит через различные стадии. Эпоха странствующих проповедников * по большей части завершилась, и на смену ей пришло время большей оседлости (и чрезмерной формальности?). В некоторых кругах от эмоциональных проповедей духовного возрождения отказываются в пользу более взвешенного и трезвого подхода — разъяснительных проповедей, содержащих пищу для ума. Но кое-кому кажется, что этот подход ведет лишь к бесплодной ортодоксальности **. Поэтому

Одна из интересных исторических реалий Америки. Ставилась большая палатка или павильон, землю посыпали опилками (отсюда — «опилочный проход», путь к покаянию, и «опилочное турне», маршрут проповедника), впереди помещалась специальная скамья для готовых к покаянию. Так совершалось духовное возрождение и обращение в веру. — Примеч. пер.

** Если изложение библейского учения привело лишь к бесплодной ортодоксальности, скорее всего, такое изложение было чисто академическим упражнением, а не одухотворенной проповедью истины.

и пытаются вдохнуть новую жизнь в охваченные застоем церкви путем таких нововведений, как группы общения. В подобных группах стремятся сорвать маски показного довольства и выявить болезненные психологические проблемы, мучающие людей. Замысел состоит в том, чтобы выстраивать взаимоотношения внутри группы с помощью откровенных рассказов каждого о себе, рассказов, встречающих понимание у остальных участников.

Критики, однако, отмечают, что сосредоточенность на взаимоотношениях может повредить основам церковного служения, подменяя «книжные» истины трепетными человеческими переживаниями. Тогда прихожане вместо авторитета Библии в вопросах веры и поведения, возможно, будут искать в Писании лишь стимул для своего оживленного общения. Семинары для изучения Библии, на которые участники приходили, вооружившись комментариями и библейскими симфониями, заменят встречами для молитвы и общения, на которые участники будут приходить со своими проблемами, своим жизненным опытом, своими мнениями и лишь при случае — с Библией, плохо изученной, а то и нечитанной. Не исключено, что поговорить о чьей-то вере окажется для них важнее, чем понять суть этой веры.

Сообщество, сосредоточенное больше на взаимоотношениях, чем на истинах для правильного построения взаимоотношений, подвергает себя немалому риску. Недостатки — разделения, поверхностность, смещение от авторитета Библии к авторитету человеческого опыта — показывают нам, что акценты нужно расставлять по-другому. Но как?

Каждая альтернатива имеет свои доводы «против». Старомодную проповедь духовного возрождения считают не соответствующей современной культуре; разъяснительная проповедь словно бы плывет высоко над головами невнимательных слушателей; при акценте на «живое общение» это общение бывает слишком плотным, растет напряжение, и могут возникать конфликты. Решением проблемы для многих становится «Большая церковь», отражающая последние веяния и обращенная непосредственно к современному, ориентированному на успех человеку, дающая прихожанину возможность слиться с массой верующих или общаться внутри малой группы — кому как больше нравится.

Специалисты по развитию церквей (обычно оценивающие развитие в количественных терминах) помогают церковным руководителям на местах отшлифовать их пропагандистские таланты, чтобы повысить адресность и востребованность всего, что церковь может предложить прихожанам. Применяя организационные методы, разработанные и апробированные в промышленности, они превращают живое, ошибающееся и совершенствующееся церковное братство в процветающее деловое предприятие — сомнительное, между прочим, достижение. Как говорится, думай масштабно и сам станешь масштабным.

Но какие доводы можно выдвинуть против масштабности? Кто сможет возразить против увеличения числа прихожан, не вызвав на себя огонь критики за отсутствие масштабного взгляда и непонимание евангелизационных задач? Разнообразие программ, охватывающих всевозможные специфические группы и слои населения (одиночки, престарелые, молодожены, активисты), совершенство музыкального сопровождения (а я первым готов просить немилосердно фальшивящих любителей трезво оценивать свои способности!),большая адресность и практичность проповеди (благодаря чему служба в воскресенье утром становится волнующим и социально престижным событием церковной жизни) — вот лишь часть преимуществ большой церкви.

За этой поступью прогресса следит множество малых церквей, помещающихся в простеньких зданиях и ревностно придерживающихся строго очерченного набора собственных убеждений, непреклонно отказываясь признавать новомодные церковные веяния. Но слишком часто у этих искренних христиан верность своим убеждениям постепенно

превращается в окостеневшее самодовольство, а ортодоксальность учения переходит в догматический традиционализм. Поскольку верный путь узок, и найти его трудно, отсутствие роста и развития могут неосознанно, но горделиво расцениваться как свидетельство чистоты церкви.

Главное — потребности людей

Как же нам быть? У меня есть свои идеи, а у вас — свои. Некоторые из нас предпочли бы вернуть дни, когда проводились «евангелизационные кампании»; другие превыше всего ставят разъяснительную проповедь, позволяющую питаться уже не молоком, а «твердою пищею» (1 Кор. 3:2; Евр. 5:12-14); кому-то лучшим решением кажется сосредоточенная на взаимоотношениях верующих церковь «живого общения»; а еще кто-то мечтает о больших церквах в полной уверенности, что у Великого Бога все должно быть великим.

В каком бы направлении мы ни двигались, ясно одно: церковная жизнь предполагает встречи людей, их контакты друг с другом — будь то в тесном кружке или в огромном храме, на молитвенных собраниях или в классах воскресной школы, на богослужениях или проповедях духовного возрождения. Когда расстановка приоритетов в нашей церковной жизни препятствует нашему главному стремлению — глубже познать благодать Христа и лучше совершать свое служение для нуждающихся в нас людей, — это означает, что такая церковь сбилась с верного пути. Церковь состоит из людей, она суть народ Божий.

Разъяснительным проповедям, евангелизационным поездкам, кружкам общения, сбору пожертвований, репетициям хора отведена своя законная — и даже весьма существенная — роль при выполнении главной задачи церкви. Но если эти и прочие элементы церковной жизни не рассматриваются нами, осознанно и последовательно, только как средство для того, чтобы приблизить нас к Богу и сделать всех людей учениками Христа, становится ясно, что мы оторвали наши церкви от питающих их корней.

Наши церкви можно сравнить с богачом, семья которого умирает от эмоционального голода, тогда как он усердно трудится, чтобы обеспечить ее материально. Его близкие могут с лихорадочным рвением поддерживать видимость благополучия, внутренне погружаясь в пучины отчаяния. Печально! Людей мучают такие чувства и переживания, как смятение и неудовлетворенность, обида и разочарование, опустошенность и тревога. Им нужно познать Бога и познать благо жизни в правильных отношениях с Ним и Его народом. У наших церквей есть еще нетронутый потенциал для удовлетворения этой потребности людей.

Мы не должны продолжать в том же духе. На поместных церквах лежит обязанность возвращать испытывающих беспокойство людей к умиротворенной и осмысленной жизни, которая пред лицом внимающего мира стала бы свидетельствовать о могуществе Бога, дающего спасение.

Продолжая свои евангелизационные усилия или просветительское служение, организуя возможности для общения прихожан, осуществляя запланированное вами строительство, развивая всевозможные церковные программы, придерживаясь устоявшихся убеждений, — делая все это, твердо помните две основополагающие истины:

1. Раны людей глубже, чем мы думаем (а иногда и глубже, чем думают они сами, — как в случае человека, еще не знающего, что в его теле образовалась раковая опухоль).

2. Приобщение к Христу дает неповторимые и непревзойденные возможности для действенного врачевания ран людей сейчас и полного исцеления в вечности.

Данная книга посвящена той важной составляющей церковной жизни, значение которой обусловлено этими двумя факторами. Каждая церковь, каковы бы ни были ее особенности, нуждается в этой составляющей; ее наличие создает атмосферу для преображающего жизнь человека познания Христа, а ее отсутствие делает атмосферу слишком туманной, чтобы сквозь нее могла сиять слава Божья. Эта книга — о поддержке.

Каждый христианин, независимо от своих способностей и подготовки, призван поддерживать своих братьев и сестер. Какое бы направление ни избрала для себя наша конкретная община, церковная жизнь предполагает встречи с другими христианами. А когда мы собираемся вместе как народ Божий, мы должны поддерживать друг друга, говорить и делать то, что побуждает людей неотступно следовать за Христом и больше ценить наши отношения с Ним и друг с другом.

Все верующие в Библию церкви, в которых подлинно исповедуется искупительная любовь Христа, должны отличаться своим стремлением к тому, чтобы их прихожане поддерживали друг друга.

Что это означает — поддерживать друг друга? Как осуществляется поддержка? Действительно ли она так важна? Какие результаты она приносит? Что я должен изменить в своей жизни, прежде чем смогу поддерживать других людей? Как моральная поддержка согласуется с жизнью церкви? Чем поддержка отличается от обычной благожелательности? Может ли оказанная поддержка произвести по-настоящему глубокие изменения в жизни человека, а не просто временное облегчение? Данная книга предназначена для того, чтобы дать ответы на эти вопросы.