Приложение 7

Опасность лжеучения

Писание ясно утверждает, что Бог есть истина, и в Нем нет никакой неправды. Оно также заявляет, что сатана — лжец и отец всякой лжи. Подобное последовательное деление пронизывает каждую сферу вселенной. Между святыми ангелами и нечистыми духами ведется непрекращающаяся борьба. На земле же идет брань между Божьей истиной и ложью сатаны.

Божий народ всегда страдал от ложного учения. Его осаждало нашествие лжепророков и учителей на протяжении ряда веков. Сатана стремится утопить мир, погрузив его в море лжи. Именно искажение сатаной истины, представленной им Еве, вовлекло человеческий род в пучину греха (Быт. 3:1-6). Неумолимый потоп лжеучения настолько разлился за это время, что в наши дни стал гораздо шире и глубже, чем когда-либо. Ложное учение о Боге, Христе. Библии и духовной реальности приняли неимоверные размеры. Отец лжи неутомим в своем труде по разрушению спасительной освящающей человеческие души истины, которую Бог даровал нам в Своем Слове. Лжеучения привели к разрушительным и убийственным результатам. Поэтому Библия называет их пагубными ересями (2-е Пет. 2:1). По мере нашего приближения ко дню пришествия Христа, эти обманные учения, ложь и искажение истины значительно умножатся.

Каждый Господний слуга должен быть начеку с лжеучителями и предупреждать других об их лжи. Поэтому Апостол Павел поступал таким же образом в отношении верующих и руководителей, находившихся в Эфесе (Деян. 20:29-30).

2-е Тим. 2:14-19 особенно говорит нам, почему необходимо избегать ложных учений. Павел призвал Тимофея быть верным Господним служителем. Он просил его возвышаться над влиянием нечестия, сатанинского учения и лжеучителей и преподавать истину церкви. Для этого ему нужно было мысленно прилепиться к Божьей истине, наблюдая за собой и своим народом, чтобы избежать воздействия лжеучения: «Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что ни мало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. Старайся представить себя Богу достойным, делателем не укоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру. Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».

Напоминания истинным учителям

О чем им следует напоминать? О том, что говорил Павел в 2-е Тим. 2:1-13. Он хотел, чтобы Тимофей напоминал руководителям церкви и ее учителям об их ответственности в передаче истины другим людям. Им нужно напоминать о благородной цели их дела и о высоте назначения Евангельского служения.

Уклонение от лжеучений

Павел делает переход от напоминания к повелению. В 2-е Тим. 2:1« он говорит: «Заклиная [diwnarturomai] пред Господом не вступать в словопрения» Diamarturomai говорит о постоянном напоминании и о неизменном повелении. Тимофей должен постоянно напоминать руководителям об их истинном долге и непрерывно уклоняться от лжеучений. Это довольно серьезное напоминание, которое усиливается словами: «Заклиная пред Господом» (курсив мой — Дж. М.). Руководители церкви должны выполнять свой долг служения, будучи движимы здравым чувством Божьего страха. Павел уже раньше приводил подобные предостережения:

1-е Тим. 5:21 — «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения».

1-е Тим. 6:13-14 — «Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещаваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно».

2-е Тим. 4:1 — «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом. Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его».

Это серьезные наставления. Это не просто советы, а строгие повеления, произнесенные перед Богом. Их цель направлена на то, чтобы заронить страх в сердца Божьих детей, напоминая им, что им придется держать ответ перед Богом. Хотя по временам Божье присутствие является нам утешением, чаще всего оно означает, что мы должны трезво сознавать свое чувство ответственности перед Ним. Мы всегда под Богом и Он направляет нашу жизнь. Жизнь каждого из нас. Торжественное заклинание перед Богом поставит каждого в состояние отчетности пред Святым, праведным Судьей.

Вы ожидаете, что высказав такое серьезное повеление, Павел перечислит какой-либо страшный грех, от которого Тимофей должен отвратить народ своим предостережением. Но он предупреждает их от участии в пустом словопрении, от словесной перепалки.

Греческое слово, переведенное «не вступать в словопрения» (ст. 14) говорит о словесных прениях. Павел призывает руководство церкви избегать бессмысленных и пустых дебатов, потому что они уводят с истинного пути. Судя по всему, заблуждающиеся в Эфесе были склонны уделять основное внимание бесполезным, пустым разговорам, основанным на умозрительных заключениях человеческого ума, а не на Божьем Слове (1-е Тим. 1:3-4; ср. 1-е Тим. 6:3-10).

Письма баламута К.С. Льюиса повествуют о старом бесе Баламуте, который пишет молодому бесу Глусику о том, как эффективно воздействовать на людей. В своем первом письме Баламут говорит: «Твой подопечный с младенчества привык к тому, что в его голове кружится одновременно добрая дюжина несовместимых воззрений. Концепции он воспринимает прежде всего не как истинные и ложные, а как теоретические или практические, устаревшие и современные, банальные и смелые. Самоуверенная тарабарщина или жаргон, а не аргументы помогут и тебе удержать пациента вдали от церкви». Бесы знают, что истинная наука и здравый разум не послужат утверждению преследуемой ими цели — обману и введению в заблуждение. Разглагольствование и пустые умозрения, а не факты должны заполнять умы людей. Все хитроумные бесы воспользуются этой стратегией, потому что она затмевает библейскую истину, уделяя основное внимание заботам и задачам временного порядка.

Подобный жаргон проник во многие современные высшие учебные заведения и семинарии. Также многие телеевангелисты и проповедники забивают головы слушающих наставлениями о своих ложных религиозных системах. Это оказывает воздействие. Чем вы иначе можете объяснить, почему некоторые церкви докатились до того, что оправдывают аборты, назначения на служение в церквях женщин, гомосексуализм и развод по любой причине? Почему церкви позволяют погрязшим в грехе руководителям продолжать руководить? Чем можно объяснить то, что многие мужья уже не управляют своим домом, а жены не осуществляют заботу и попечение о своих детях? Как могли церкви приобрести чувство собственного достоинства за счет духа смирения другим людям? Непонятные проповеди наводняют Церковь. Это происходит, потому что церковь все больше внимает гласу этого мира. Она ставит Библию на один уровень с человеческим разумом. Во 2-е Тим. 2:14 Павел называет мирской язык словопрением. 1-е Тим. 4:1-2 говорит об учениях, распространяемых бесами через уста лжесловесников.

Павел говорил, что эти словопрения ведут «к расстройству слушающих». Греческое слово katastrophe переведенное как «расстройство», означает «перевернуть», «подорвать», «опрокинуть» или «перекинуть». Ложное учение не содержит наставления, оно опровергает Божью истину; оно не укрепляет, но ослабляет.

Katastrophe используется в Новом Завете еще один раз во 2-е Пет. 2:6. которое поясняет нам, о каком расстройстве говорил Павел. Петр говорил, что Бог «города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление [katastrophe ], превратил в пепел». Здесь katastrophe означает «полное разрушение». Павел использует этот термин в том же значении во 2-е Тим. 2:14. говоря о словопрениях, которые приводят к полному расстройству слушающих. Они ведут к гибели вечных душ людей. Поэтому 2-е Пет. 2:1 называет их пагубными ересями, которые навлекают скорую погибель.

2-е Пет. 3:16 гласит: «Невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». Мы призваны к тому, чтобы отдаляться от лжеучителей, потому что они ведут к гибели бессмертных душ тех, кто подпадает под их влияние.

Оно также приносит поношение учителям (2-е Тим. 14:15): «Старайся представить себя Богу достойным, делателем не укоризненным, верно преподающим слово истины». Ключевым словом в этом стихе является «не укоризненный». Каждый, преподающий любое учение, не отражающее в точности слово истины, должен подвергаться укору или стыду. Стыд — это болезненное внутреннее чувство, которое возникает тогда, когда мы сознаем, что совершили недостойный, бесчестный проступок. Всякий распространяющий лжеучения имеет полное основание при встрече с Богом испытывать чувство стыда. Лжеучение осуждается Богом. Бога не интересует, сколько ученых степеней имеет служитель или насколько он эрудирован. Если он неправильно обращается с Божьим Словом, искажая его, то он имеет основание испытывать чувство стыда.

Если вы являетесь учителем, как вы избегаете стыда перед Господом? 2-е Тим. 2:15 говорит, что надо быть «не укоризненным» spoudaw — «прилагать усердие», «прилагать максимальные усилия или стараться изо всех сил»). Преподавание Божьего Слова требует максимальных усилий. Поэтому 1-е Тим. 5:17 гласит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Это тяжелый труд.

Во 2-е Тим. 2:15 Павел говорит, что нужно быть «верно преподающим слово истины». Буквальное значение греческого глагола orthotomeo, переведенного как «верно преподающим», значит произвести прямой разрез. Этим термином пользовались при прямом распиливании, при прорубке просеки в лесу, при тесании строительных камней, при прямом обрезании материала или кожи.

Павел работал по коже. Мы часто говорим, что он занимался деланием палаток, но лучший перевод греческого слова — это кожевенник. Он мастерил различные предметы и вещи из шкур животных, из выделанной кожи и. возможно, из шерсти. Он делал и палатки. Вы можете себе представить, что для одной палатки необходимо выкроить много шкур и не ошибиться при их раскрое, чтобы можно было их соединить в одно целое, как при раскрое одежды. Если вы не выкроите материал как должно, то платье никогда не будет впору.

Если вы не умеете кроить, вы ничего не сошьете. Также обстоят дела и в сфере духовной жизни. Библейская теология и истолкование находятся в прямой зависимости друг от друга. Каждый учитель должен проявлять приверженность правильному трактованию (раскрашиванию) слова истины: «Слово истины» (2-е Тим. 2:15) — это фраза, которая встречается в других местах Писания.

Еф. 1:13 — «Услышавши слово истины, благовествование вашего спасения». Слово истины имеет отношение к Евангелию.

Иак. 1:18 — «Родил Он [Бог] нас словом истины».

Иоан. 17:17 Иисус сказал: «Слово Твое есть истина». Здесь понятие слово истины относится ко всему Божьему откро вению.

Если вы сами знаете, как правильно трактовать Евангелие, вы увидите, что большинство проповедей лишено этого. Нам нужно правильно трактовать истинны Божьего Слова, чтобы не исказить сущность Евангелия. Мы должны представлять Божье Слово в его полноте, не легкомысленно небрежно, а надлежащим образом. Мы должны проявлять прилежность и желание, чтобы не быть человекоугодниками, но стремиться получить одобрение от Бога. Для этого нужно упорно трудиться.

2-е Тим. 2:16 призывает: «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии». Подобное пустословие — это беседа, которую ведут люди, отличающиеся пороками, бессмысленностью и пустотой. Это пустословие не приносит пользы и плода. Пустые слова вскоре переходят в греховные слова, потому что они, как вакуумом, в который устремляется грех, чтобы заполнить его. Бесполезный разговор и бессмысленные темы вскоре принимают греховное направление и слова, которые не от Бога, наполняются нечистотой.

Лжеучители претендуют на развитие нашего мышления, расширяя его границы и ведя нас к новым истинам. Но их разговоры в действительности будут вести к тому, чтобы «преуспевать в нечестии» (ст. 16). Лжеучители — это нечестивцы и они приводят к грехопадению слушающих. Петр сказал, что «многие последуют их разврату» (2-е Пет. 2:2). Нечестивое поведение всегда является плодом нечестивого учения.

«И слово их, как рак, будет распространяться» (2-е Тим. 2:17). В другом переводе вместо слова «рак» стоит слово «гангрена». Гангрена — это омертвление человеческих тканей. Бактериальная форма гангрены распространяется молниеносно. Греческое слово gangraina, переведенное как «гангрена», может относиться к прогрессирующей изнурительной болезни. Для излечения гангрены пациента иногда помещают в камеру с повышенным давлением кислорода на пораженные ткани, таким образом убивая, болезнетворные бактерии, развивающиеся в бескислородной среде. Затем пациента лечат антибиотиками. Гангрена подобно пожару в степи. Иуд. 23 повелевает нам: «других… спасайте, исторгая из огня». Ложное учение подобно раку, распространяющемуся от одной ткани к другой, от одного человека к другому.

Именей и Филит (2-е Тим. 2:17) были отступниками, отвратившимися от истины, подобно тем, о которых повествуется в Евреям 6:4-6: «Однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием». Это происходит потому, что они в сущности попирают Божьего Сына и не почитают за святыню Кровь завета, и… Духа благодати оскорбляют (Евр. 10:29).

По всей вероятности, отступники считают, что воскресение — это нечто иное, чем мистическое переживание при переходе от тьмы к свету и от жизни в неверии к состоянию озарения Святым Духом (ср. 2-е Тим. 2:18). Они, очевидно, находились под влиянием философской ереси, которая господствовала в те времена в людских умах.

Отрицание воскресения — это серьезная и грубая ошибка. В 1-е Кор. 15:13-14 Павел говорит, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Он не воскрес, то и мы не воскресли. Учение, отвергающее воскресение, поражает самую сущность Евангелия. Это отрицание вечной жизни в прославленном, преображенном теле, подобном телу Христа, что является сущностью христианской надежды.

Заблуждения Именея и Филита «разрушают в некоторых веру» (2-е Тим. 2:18). Греческий глагол, переведенный как «разрушают», буквально означает «уничтожает, ниспровергает». Те люди, чья вера ниспровергнута, по всей вероятности, не имеют спасительной веры. Это происходит потому, что никто не может ниспровергнуть истинную веру (например. Иоан. 10:27-29; Рим. 8:30). 2-е Пет. 2:18 говорит, что ложные учители, «произнося надутое пустословие… уловляют в плотские похоти и разврат тех. которые едва отстали от находящихся в заблуждении». Они оказались под воздействием ложного учения, которое разрушило их слабую веру, не приносящую спасения. Ложные религиозные системы улавливают в свои сети тех людей, которые ищут ответ на все болезненные жизненные проблемы и трудности. Те, чья вера ниспровергнута стремятся к Богу и к вере и начинают открывать свое сердце Священному Писанию.

2-е Тим. 2:19 гласит: «Но твердое основание Божие стоит». Твердое Божие основание — это церковь, собрание искупленного Им народа. Мы принадлежим к числу истинного Божьего народа, который составляет твердое, непоколебимое основание, которое не могут потрясти и уничтожить лжеучители. Они нанесут кому-то урон, ввернут их в посрамление, в нечестие и нечистоту, разрушат у некоторых веру, но не коснутся избранных Богом детей. Мы являемся тем строением, которое было создано не руками человеческими. Мы — храм Живого Бога, церковь Христа, Его строение. Врата ада не одолеют ее (Мтф. 16:18). Мы — те, в ком началось доброе дело, которое будет совершаться до дня Иисуса Христа (Фил. 1:6). Мы — те, кто никогда не будет отлучен от Божьей любви во Христе (Рим. 8:35), и о ком Иисус сказал: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет… из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоан. 6:37,39). Лжеучения могут опустошать души многих людей и иногда приводить в смущение и смятение верующих, но твердо и непоколебимо основание Божьей церкви во Христе. 1-е Иоан. 2:14 говорит: «потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас. И вы победили лукавого». Бог призвал народ к спасению и вечной славе еще до создания мира.

Церковь никогда не может быть затронута влиянием лжеучителей, потому что мы принадлежим Ему: «твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих» (2-е Тим. 2:19). Он содержит нас под Своей властью и могущественной десницей. Мы навечно принадлежим Ему. Первая печать подтверждает нашу избранность. Эта печать приложена к Божьему основанию. Она приложена навечно и не может быть отменена. В Мтф. 7:22-23 Господь говорит: «Многие скажут Мне в тот день: «…Господи! Господи!.. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Они не могут пошатнуть Божественное основание. Оно устоит, потому что мы являемся избранным народом, и Господь познал нас. 2-е Фес. 2:13 гласит: «Бог от начала… избрал вас к спасению».

Обратите внимание на остальную часть 2-е Тим. 2:19: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». Призвать имя Господне значит отождествить себя, соединившись с Ним. Если вы принадлежите Господу, отступите от нечистоты. Божий народ не только является избранным, но также призывается к праведности. Божье избрание — это избрание к святости. Наше спасение состоит из Божьего предопределенного милосердия и нашего постоянного долга. Павел говорил: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1-е Кор. 6:20). Если мы призовем имя Господне, то отвратимся от нечистоты. Это является как призывом, так и утверждением. Призывающий имя Господне не впадет в отступление, но отвратится от зла.

Рассмотрим две цитаты во 2-е Тим. 2:19, взятые из Чис. 16. Корей восстал, возмутившись против Бога, и многие последовали за ним. Но Бог произвел над ними Свой суд. Чис. 16:5 гласит: «Покажет Господь, кто Его». Когда Корей и его сообщники собрались против Моисея и остальной части народа, Моисей подтвердил, что Господь знает, кто принадлежит Ему. Второе утверждение во 2-е Тим. 2:19 параллельно повелению Моисея к народу в Чис. 16:26: «отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им».

Божий суд грядет, но Он знает тех, кого Он не коснется карающей рукой, потому что они принадлежат Ему. Мы знаем, кто они, потому что они отошли от шатров нечестия. Со стороны Бога они избранные, с человеческой стороны они послушны истине. И все ложные учения, которые сатана хочет расставить как ловушки на нашем пути, не нанесут нам никакого вреда, потому что мы крепко стоим на Божьем основании. Подобно тому, как возмущение Корея закончилось судом, так произойдет и с каждым лжеучителем.


Глава 20 из 20« Первая«181920