4. Глава церкви — Христос

Мы подошли к самой важной части в нашем разборе анатомии церкви: к главе. Никакое тело не может существовать без головы. Главой церкви является наш Господь Иисус Христос. В Еф.4:15-16 Павел говорит: «Но истинною любовью все возвращали в Того. Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». Хотя мы в церкви должны совершать все, что в наших силах, сила Христа приводит весь труд в действие. Для нас большим утешением является то что, когда мы в чем-то оказываемся несостоятельными. Он одерживает победу. Христос — наша Глава, без Него мы не можем ничего делать (Иоан. 15:5).

Заключительный отрывок Евр. 13:20-21 с величественным благодарением оказывает исключительную помощь в рассмотрении Господнего труда для Его церкви. Он гласит: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Он — Спаситель

В данном тексте три аспекта указывают на спасительный труд Христа для блага Своей церкви. Его Имя. В Мтф. 1:21 мы читаем: «И наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Иисус означает «Иегова спасает». Это греческая форма ветхозаветного имени Иисус. Это имя принадлежит Тому, Кто спасает. В Евр. 2:9 говорится: «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех». Иисус — это та Личность, Которая вкусила смерть за каждого человека. Он стал начальником (пионер, или зачинатель) спасения.

Деян. 4:12 передает следующие слова: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Само значение имени Иисус говорит о Его спасительном труде.

Его кровь. Иудейский народ знал, что для искупления вины греха должно совершиться пролитие крови. Этот вопрос составляет часть повествования, передаваемого в Евр. 9:18: «Почему и первый завет был утвержден не без крови». Каждый представитель еврейского народа знал, что утверждение Ветхого Завета, о чем передается в Лев. 17:11, было совершено посредством крови. Бог предъявил требование, что при совершении какого-либо греха должно производиться пролитие крови. Моисей был Божьим посланником, который совершил окропление кровью для утверждения Ветхого Завета: «Ибо Моисей, произнесши все заповеди по закону пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою с иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: «это кровь завета, который заповедал вам Бог». Также окропил кровью и скинию, и все сосуды Богослужебные» (Евр. 9:19-21). Везде была кровь: на книге закона, на народе, на скинии и на сосудах скинии.

Все это окропление кровью служило только в качестве символического указания на ту кровь, которую прольет Христос для примирения человека с Богом. Евр. 9:22 гласит: «Да и все почти по закону очищается Кровью, и без пролития крови не бывает прощения». Именно поэтому для утверждения Нового Завета Христу пришлось пострадать и пролить Свою святую кровь. Христос в Мтф. 26:28 говорит: «Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Обратите внимание на то, что говорит Евр. 13:20: «Кровию завета вечного». Завет Моисея — Ветхий Завет — не был вечным утверждением. Он представлял собой временное явление, тень будущих благ (Евр. 10:1). Иисус Христос заключил этот вечный завет: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14). Одним актом Своей жертвы Христос принес вечное спасение. В Евр. 9:12 мы читаем такие слова: «И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». Тогда как священники Израиля должны были ежедневно приносить жертвы на святом месте. Христос одной жертвой приобрел нам вечное искупление (Евр. 10:11-12).

Его воскресение. Когда мы размышляем о воскресении Христа, то склонны рассматривать его как средство достижения нашего собственного состояния воскресения. Но в воскресении Христа заложен более глубокий смысл. Оно есть единственное величайшее подтверждение Отцом спасительного труда Иисуса. Когда Отец воскресил Иисуса из мертвых. Он подтвердил этим, что Иисус совершил то дело, за которое пошел на страдания крестной смерти.

Он — Пастырь

Евр. 13:20 называет Господа великим Пастырем овец. По сравнению со всеми другими пастырями Он занимает более высокое положение и является Великим Пастырем. Пс. 76:21 говорит: «Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона». Моисей и Аарон были пастырями, но не Великими Пастырями. Иисус называется Пастырем в Новом Завете три раза: в Иоан. 10:11 о Нем говорится как о добром пастыре, в 1-е Пет. 5:4 Он называется Пастыреначальника и в Евр. 13:20 Ему Пастырем Великим. В Библии неоднократно упоминается о нечестивых людях как об овцах, не имеющих пастыря (Числ. 27:17; 3-е Цар. 22:17; 2-е Пар. 18:16; Езек. 34:5,8; Зах. 10:2; Мтф. 9:36; Марк. 6:34). Верующие же являются овцами, о которых заботится пастырь.

На одном из собраний церковного совета мы обсуждали вопрос, как можно лучше осуществить пастырское водительство народа в нашей церкви. Некоторые из руководителей говорили: «Одни не включаются в работу, а другие не исполняют своих обязанностей. Мы не поддерживаем контакт с некоторыми людьми, есть люди, которых мы давно потеряли из виду, и мы не стараемся наладить с ними связь». Когда я ухожу с подобных собраний, то молю: «Господи, не дай потерять нам, членов нашей церкви? Подскажи, как лучше вести их?» Мы все можем получить утешение и ободрение в этом: Великий Пастырь водит Своих овец и заботится о них. Иногда, когда новообращенная душа ускользает на время из нашего поля зрения, и мы не проводим с ней подкрепляющих бесед, то ведем себя так, как будто она лишится своего спасения. Мы говорим: «Мы должны постоянно помогать Святому Духу. Мы не можем просто оставить верующих на волю Божью. Нам надо их вовлечь в какую-либо работу!» Хорошо помогать Божьему народу и надзирать за ним, но мы должны не забывать и о том, что Господь является Пастырем.

Я совершенно потерял бы голову, если бы чувствовал свою полную ответственность за овец Христова стада. Я всем сердцем отдаюсь своему попечению о них, но не потому, что считаю, что все зависит от меня. В Церкви Благодати мы всецело и полностью отдаемся служению Господу. Но, выбиваясь из сил, не зная, как удовлетворить нужды народа, мы можем отступиться и сказать: «Господь — Великий Пастырь».

В Евр. 13:21 мы читаем о том, что Великий Пастырь «усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его». Он дарует нам все необходимое для исполнения Его воли. Он оставил Свое Слово (2-е Тим. 3:16-17) и поставил одаренных служителей помогать нам во всем (Еф. 4:11-12). Существует еще один метод, благодаря которому мы усовершенствуемся в истине: 1-е Пет. 5:10 говорит, что, но кратковременном страдании Господь нас усовершенствует. Он посылает нам испытания так, чтобы Слово Его могло произвести работу в нашей жизни.

Наш Господь нас не только подкрепляет, но и вступается за нас. Как пастух стережет от волков своих овец, так и Господь Иисус Христос борется с тем, кто постоянно подкрадывается к Божьему престолу и нападает на верующих. Это сатана нападает на нас, как нападал он на Иова. Однако Иисус вступается за нас. Он наш защитник, заступник, сторонник и сострадатель. Он наш Первосвященник. Иоан. 15:2-3 говорит, что Слово очищает нас. Иоанн говорит: «Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем. Иисуса Христа. Праведника» (1-е Иоан. 2:1). Иными словами, когда вы согрешаете, и перед Божьим престолом выставляются обвинения, Иисус выступает в роли вашего защитника: «Отче, я заплатил за этот грех Своей кровью». Поэтому никакой грех не может вменяться в вину против избранных Божьих (Рим. 8:33-34). Будет ли Бог обвинять вас в грехе, когда Он уже оправдал вас?

Автор Послания к Евреям говорит: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Христос хорошо знает, через что мы проходим, и что нам приходится переносить, и готов нам помогать (Евр. 2:18). Он является совершенным Первосвященником, который когда-либо жил на земле для того, чтобы помогать нам (Евр. 7:25). Он испытывал голод, жажду и изнурение. Он воспитывался в семье. Он любил, негодовал и изумлялся. Он испытывал радость, печаль, гнев, презрение и горе. Его страшили события предстоящего времени (такие, как смерть на кресте). Он развивал свою веру, читал Писание и молился всю ночь напролет. Он проявлял сострадание к переживаниям и скорбям человека, и плакал, когда у Него болело сердце. Господь прошел через все жизненные невзгоды, которые приходится переносить нам, и даже более. Он сострадает нам, выступая в нашу защиту. Христос является нашим верным Первосвященником, всегда ходатайствуя за нас.

Как наш Пастырь. Он питает, жалеет нас и дает нам все потребное для исполнения Его воли. Он так же, как наш Первосвященник, ходатайствует за нас во всех наших прегрешениях, не вменяя их нам. Его кровь непрестанно очищает нас от всякого греха (1-е Иоан. 1:9).

Он — Владыка

Заглядывая еще раз в Евр. 13:20-21, обратите внимание на слово «Господь» в стихе 20. У этого слова есть несколько, значений, но его применение в Новом Завете при обращении к Божьему Сыну говорит о Той Личности, которая обладает полным и непререкаемым авторитетом. Он — Господь. Владыка и Властелин Своей церкви. В Еф. 1:22-23 говорится, что Бог «все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем».

В Кол. 1:18-19 выражается та же самая мысль: «И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец [prototokos — превосходящий всех]… дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота».

Господь проявляет Свою верховную власть и владычество в церкви двояким образом.

Он управляет Своей церковью. Как Господь. Господин Своей церкви, Он является ее Правителем. Если кто-нибудь спрашивает нас, кто руководитель Церкви благодати, мы ему говорим: «Иисус Христос». В Еф. 5:23 говорится: «Христос — глава Церкви».

В Откр. 1:12-15 мы видим Христа, ходящим посреди светильников, которые представляют Его церковь. Его ноги подобны халколивану, как раскаленные в печи; Его очи как огненный пламень, проникают в глубь церкви, отыскивая грех, который нужно удалить. Поэтому Иисус в Мтф. 18:20 говорит так: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Он здесь не говорит о Своем присутствии на молитвенном собрании. По контексту видно, что Его слова относятся к Его присутствию с двумя или тремя свидетелями, которые подтверждают грех какого-то человека в процессе дисциплинарного взыскания. Иисус говорил: «Не смущайтесь приучать к дисциплине свой народ в церкви. Когда вы призываете собраться вместе надлежащим свидетелям для подтверждения факта греха. Я пребываю с вами в этом деле». Вы поступаете от имени Христа.

Новый Завет учит, что Христос управляет Своей церковью посредством большинства благочестивых мужей или пресвитеров. В Церкви благодати у нас почти пятьдесят пресвитеров; и наша единая цель направлена на исполнение Божьей воли. Мы знаем большую часть Его воли и намерения в отношении нас, потому что об этом говорится в Библии. Если Писание умалчивает о каком-то вопросе, тогда мы должны приложить старание в терпении и с молитвой и размышлением распознать Божью волю. Мы ожидаем до тех пор, пока Бог не укажет, что Он желает от нас и, что мы должны делать. Вот почему мы всегда должны быть единогласны по любому вопросу. У Бога есть только одна воля, поэтому мы знаем, что должны проявить единодушие и согласие.

Он научает Свою церковь. Господня воля проявляется посредством Его Слова через человека как Его орудия, ведь Он Учитель. Он наставляет нас посредством Своего Слова и Святого Духа. В Иоан. 15:26 Иисус говорил: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины. Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне». Иными словами: «Дух поведает вам обо всем, что вам нужно обо Мне знать». В добавление к этому Иисус сказал: «Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:12-14).

1-е Иоан. 2:20 говорит, что мы можем положиться на то, что Святой Дух наставит нас. Стих 27 сообщает, что мы имеем помазание от Бога и нет нужды, чтобы нас учили мирские учителя, не знающие Писания. Христос управляет Своей Церковью посредством Своего Слова. Святого Духа и чрез жизнь одаренных Божьих сосудов. Как пастор, я не должен вам навязывать свое мнение по всем вопросам и не должен говорить о социальных проблемах, не связанных с Божьим Словом. Я призван на то, чтобы указать вам на Слово Божье, чтобы вы могли познать Его ум и сердце. Христос является Учителем. Я же только выступаю в качестве распорядителя на пире. Я не готовил пищу; на мне только лежит обязанность быстро доставить ее вам в горячем виде, ничего не перепутав.

Он — Освятитель

Согласно Евр. 13:21. Христос трудится в вас «производя… благоугодное Ему». Как чудесно сознавать это! Именно Он отделил нас от греха, очистив нас, и ведет к вечному прославлению Его имени.

Когда вы видите согрешающего верующего, то чувствуете озабоченность и беспокойство по этому поводу, и желаете его освобождения от греха. Иногда, когда вы выступаете против этого человека, дисциплинарный процесс не прекращается. При подобной ситуации, когда ваше сердце скорбит и томится, вы получаете единственное утешение, размышляя о том, что Христос очищает Свою церковь.

Если дисциплинируемый вами человек относится к числу христиан, Христос может очистить церковь, удалив его из ее среды. Он может поразить этого христианина, не сохранившего свою верность Господу, смертью, о чем говорил Павел в 1-е Кор. 11:27-30 (ср. 1-е Иоан. 5:16).

В Иоан. 10:27 Иисус сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною». Я люблю этот стих. Мы принадлежим Христу. Он является строителем, Господином, краеугольным камнем и основанием церкви. Церковь принадлежит Ему. Он ее основал и обещал, что она обязательно устоит. Ее не смогут поколебать и победить враждебные силы, угрозы, похоть, человеческое несовершенство и несосто ятельность, безразличие, отпадения от истинной веры, либерализм и деноминацианализм. Христос сооружает Свою церковь.

В Еф. 5:25-26 сказано: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова». Христос хочет, чтобы Его Церковь отличалась чистотой, чтобы в конечном итоге «представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (ст. 27).

Отрадно сознавать, что Христос не возложил на нас обязанности по строительству Своей Церкви. Мы не делаем ничего, чего бы Христос не может делать. Если сегодня Церковь Благодати распадется. Церковь Иисуса Христа все так же нерушимо будет шествовать вперед. Христос не нуждается в нас при строительстве Своей Церкви.

Но зачем нам тогда так тяжело трудиться? Потому что нельзя найти более прекрасного волнующего, славного и удовлетворяющего труда в том, что строит Иисус Христос для Своей вечной славы!