8. Духовное воспитание детей

Прекраснейшая цель нашего существования состоит в том, чтобы назидать друг друга о Боге, о том, каков Он, в чем Его воля и как Он относится к нам.

Мартин Лютер

Пэт и я сидели на передней скамье в церкви и смотрели на бракосочетание нашего младшего сына Дейла. Душа моя переполнялась благодарностью к Богу. Я вспоминал все те прекрасные случаи, когда я и Дейл проводили вместе время, беседуя о духовных истинах; думал о том, как много у меня было возможностей рассказать ему о благости Бога. Я радовался за сына и за его невесту.

Господь благословил меня драгоценными моментами, когда я мог содействовать духовному росту моего сына, помочь ему обрести более близкое общение с Ним. Все это вспомнилось мне, когда я наблюдал, как мой сын соединяет свою жизнь с прекрасной молодой женщиной в истинно христианском союзе. Сердце мое было обращено к Богу: «Отец, как я могу отблагодарить Тебя? Как Ты благ!»

Вы, как родителихристиане, так же, как и мы с моей женой Пэт, мечтаете, чтобы ваши дети пошли путем веры. Вы хотите, чтобы ваши дети исповедовали Иисуса Христа своим Господом, возрастали в вере и все сферы своей жизни соотносили с ней. Чтобы это происходило в вашей семье естественным образом, ваши дети должны отождествлять себя с вами, своими родителями, иметь с вами близкие отношения, чувствовать себя любимыми и нужными.

«Но я знаю людей, вышедших из менее благополучных семей, которые, однако, стали верными христианами, – скажете вы, – причем некоторые – после серьезных разногласий и бунта против родителей». Да, это так, и мы можем только благодарить Бога за Его всеобъемлющую благодать, иначе многие из нас были бы просто потеряны для спасения. Но людям, которые обращаются к вере вопреки позиции родителей, нередко приходится преодолевать огромные трудности, уходящие корнями к событиям и взаимоотношениям детства. Особенно трудно тем, в родительском доме которых вера носила показной характер, а в реальной жизни свидетельств преданности Господу не было совсем.

Я уверен, что вы не желаете своим детям подобного внутреннего конфликта, и поэтому вы должны быть уверены в прочности уз любви, связывающих вашу семью. Без них все родительские попытки стать духовным авторитетом для своих детей натолкнутся на враждебность и протест.

С чего начинается духовное воспитание

Состояние души и духовность тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Родители, желающие направить своего ребенка по пути духовной жизни, должны вначале позаботиться о здоровье его души. Эта забота начинается с самого рождения – даже еще до рождения – и напрямую связана с душевным состоянием матери. От того, какое эмоциональное питание получает ваш ребенок, в огромной степени зависит благополучие всей его жизни.

Огромная роль нашего прошлого опыта

Душевное, как и интеллектуальное, развитие ребенка происходит в значительной степени на основе разнообразных позитивных и негативных переживаний. Дело в том, что формирование системы связей между нейронами (нервными клетками) мозга обусловливается главным образом тем, что ребенок испытывает. Мозг новорожденного содержит более 100 миллиардов нейронов, что примерно равно количеству звезд в созвездии Млечного Пути. Согласно данным медицинских исследований, межнейронные связи в мозгу новорожденного ребенка еще очень слабо выражены и не оформлены. Они формируются и стабилизируются постепенно.

Единая сеть межклеточных соединений создается в мозгу ребенка в процессе накопления им тех или иных ощущений и переживаний. Отсюда следует, что окружающая среда, которая контролируется прежде всего родителями, непосредственно влияет на формирование и развитие детского мозга (хотя генетический фактор, безусловно, играет свою роль). Мы говорим сейчас о совершенно реальных вещах – о физической структуре мозга вашего ребенка. Карла Шатц, нейробиолог из Калифорнийского университета в Беркли, отмечает, что «при рождении мозг ребенка представляет собой готовую форму, приспособленную к приему разнообразных видов информации – визуальной, устной и любой другой». Все ощущения и впечатления, посылаемые органами чувств, укореняются в этой первоначально данной сети нервных клеток, со временем совершенствуя и развивая ее.

На первом году жизни число межнейронных связей растет феноменальными темпами, а мозг при этом избавляется от ненужных связей. Когда ребенку исполняется десять лет, лишние клетки постепенно отмирают, и мозг оставляет для себя только действительно уникальные и необходимые.

Детский мозг, лишенный благоприятной, стимулирующей среды, сильно страдает. Согласно исследованиям, проведенным в Бейлорском медицинском колледже в Хьюстоне, мозг детей, с которыми мало играют, которых редко берут на руки, ласкают и прочее, развивается заметно медленнее, на 20–30 % отставая от нормы. «К трем годам жизни у ребенка, обделенного вниманием или обижаемого, проявляются признаки, которые с огромным трудом, если вообще, поддаются корректировке» .

Современные нейробиологи согласны с тем, что новорожденный ребенок – это не винтик и не генетически запрограммированный автомат. Его будущее в огромной мере зависит от того, что он переживает и как к нему относятся. В первую очередь в мозгу формируются межклеточные связи, управляющие эмоциями. «Начиная с двухмесячного возраста, переживаемые младенцем эмоции, такие, как удовольствие или неудовольствие, начинают преобразовываться в более сложные чувства – радость, огорчение, зависть, сопереживание, гордость, стыд» . Любящее, заботливое отношение позитивно воздействует на детский мозг. Напротив, в мозгу ребенка, которому недостает любви и внимания, развиваются ослабленные типы межклеточных связей, а они могут гасить радостные эмоции, порождать тревогу и патологические реакции на стрессы.

Брюс Перри, врач из Бейлорского медицинского колледжа, говорит об огромной роли родителей в процессе создания межклеточной системы связей в мозгу ребенка и формирования типа реакции на стрессовые ситуации. Например, мозг детей, подвергавшихся физическому наказанию в первые годы жизни, развивает острую чувствительность к опасности. При малейшей угрозе у них учащается сердцебиение, активизируются стрессовые гормоны, мозг начинает тревожно прослеживать скрытые признаки возможной атаки. Поскольку мозг развивается постепенно и вначале в нем формируются более примитивные структуры, физическое наказание в первые годы жизни оказывается чрезвычайно губительным для ребенка.

В своей книге «Emotional Intelligence» («Эмоциональный интеллект»)Даниель Гоулман пишет об эмоциональной памяти и называет ранние испытания, например, физическое или эмоциональное насилие, «грубыми, бессловесными эскизами будущей эмоциональной жизни». Далее он говорит:

«Первый эмоциональный опыт приобретается прежде, чем ребенок научится говорить о своих ощущениях и переживаниях, которые внезапно и резко заявят о себе позже, – а в эти ранние годы у детей еще отсутствуют клеточные структуры, позволяющие облекать в слова свои эмоциональные реакции. Одна из причин наших неадекватных реакций на стрессовые ситуации состоит в том, что они часто коренятся в далеком детстве, когда мы еще не могли ни рассказать о своих ощущениях, ни выразить свое непонимание происходящих вокруг нас событий. Мы часто испытываем массу хаотичных, одолевающих нас чувств, но не находим слов для описания прошлых переживаний, породивших эти чувства» .

Развитие мозга в раннеподростковый период

Интенсивное развитие мозга продолжается почти до десятилетнего возраста. Родители должны понимать, что формирование межклеточных связей в мозгу ребенка происходит в течение многих лет. Без такого понимания они могут очень скоро «впасть в ошибочное мнение о том, что ребенок уже достиг зрелости, несмотря на свой возраст, и забыть, что у каждой эмоции есть свое строго определенное время появления в процессе роста ребенка» . При наступлении половой зрелости мозг ребенка подвергается тому, что Гоулман называет «подрезанием», подразумевая, что «мозг фактически избавляется от малоэффективных межклеточных связей и формирует новые прочные связи в наиболее активных структурных цепях… Пережитый опыт, особенно в детстве, – вот что формирует мозг» .

Вплоть до последнего десятилетия XX века многие ученые полагали, что своего полного развития мозг достигает к возрасту половой зрелости. Я никогда не разделял этого мнения и в своей книге «Как любить своего подростка» доказывал, что подростки – скорее дети, чем взрослые. Сегодня ученые пришли к тому же выводу. Статья в журнале «U.S. News amp; World Report» сообщала о том, что сеть мозговых нейронов окончательно формируется не раньше, чем к девятнадцати– двадцати годам.

«В самом деле мозг подростка гораздо больше напоминает мозг ребенка, чем взрослого человека. В этот период жизни все еще идет формирование системы межклеточных связей, влияющих не только на эмоциональные реакции, но также на физические и умственные способности. Эти, еще до конца не установившиеся, связи делают подростка чрезвычайно уязвимым, а подростковая депрессия может создавать в мозгу настолько прочные связи, что ее лечение в дальнейшем может быть весьма затруднительным» .

Так называемое подрезание мозга начинается примерно в двенадцать лет и представляет собой «нечто вроде очень жесткой бескомпромиссной системы, предусматривающей питание только тех мозговых клеток, которые выполняют практическую функцию… До тех пор, пока передняя кора головного мозга не подверглась подрезанию, мозг большинства младших подростков остается не способным к здравому мышлению» .

Уильям Гриноу из Университета в Иллинойсе исследовал время «подрезания»мозговых клеток: «Постоянная система связей образуется в мозгу в результате процессов перепроизводства межклеточных связей и их последующего разрушения. Потенциальная одаренность может быть закодирована в генах, однако, будет ли этот потенциал реализован в будущем, как, скажем, математический талант или блестящий криминальный ум, зависит от тех типов межклеточных связей, которые были запечатлены мозгом в критически важные ранние годы жизни» .

«На заключительном этапе формирования взрослого мозга происходит обволакивание нервов белым веществом – жировыми клетками, – которое обвивает нервный ствол подобно виноградной лозе… Часть нервов, облекающихся в это покрытие в подростковый период, соединяет между собой те участки мозга, которые управляют эмоциями, суждениями и отвечают за самоконтроль» .

Что же делать нам, родителям, в связи со всем этим? Похоже, ответ таков: начинать раньше; принимать позитивное участие; понимать, что межклеточные связи мозга, управляющие чувствами и эмоциями, формируются в раннеподростковом возрасте. Мы можем посильно влиять на развитие сети этих связей – тех, которыми определяется эмоциональное и духовное здоровье ребенка. Эта система определяет эмоциональную жизнь ребенка – то, как он относится к жизненным реалиям, насколько это отношение позитивно или негативно, присутствует ли в нем уныние, насколько успешно ребенок справляется со стрессом. Чем раньше формируется система клеточномозговых связей, тем активнее ее влияние на дальнейшую жизнь ребенка. От нее зависит развитие способностей, степень зависимости от таких эмоций, как страх, чувство вины, уныние; от нее зависит, будет ли ребенок иметь внутреннюю свободу и позитивное стремление поступать правильно.

Результаты исследований процесса развития мозга действительно потрясающи. Они подтверждают громадное влияние родителей на жизнь детей, огромную роль активного воспитания на основе близкого общения между детьми и родителями. У христиан просто нет времени на эксперименты с альтернативным воспитательным методом, в основе которого лежит пассивное реагирование на поведение ребенка, ибо слишком многое поставлено на карту. Мы любим своих детей и обязаны активно и постоянно общаться с ними, чтобы помочь им выбрать верное направление на жизненном пути.

Основы духовного воспитания

Огромная потребность в духовном фундаменте

К подростковому возрасту большинство детей уже умеют контролировать сформировавшиеся к этому времени стереотипы поведения, заложенные в системе клеточномозговых связей. Они уже способны давать определенную оценку жизненно важным факторам. Согласно данным Исследовательского коллектива Барны, первое место среди факторов, активное влияющих на жизнь подростков, принадлежит родителям. Когда подросткам был задан вопрос, кем или чем определяется их духовная жизнь, то число тех, кто назвал в первую очередь родителей, оказалось в шесть раз больше тех, кто назвал сверстников, и в три раза больше тех, кто назвал церковь.

Какой великий стимул для родителей! Значит, духовная жизнь детей в наших руках. Здесь имеются в виду не только конкретные богословские взгляды и религиозные практики, но и весь комплекс моральноэтических убеждений.

Работая над этой книгой, я размышлял над печальным опытом одной молодой женщины, совсем недавно вышедшей из подросткового возраста и неожиданно попавшей под прожекторы массмедиа. После того как утихли разговоры об импичменте президента, журналистка Барбара Уолтерс из телевизионного агентства АВС взяла интервью у Моники Левински – той самой женщины, изза которой чуть не погибла карьера президента. Мисс Левински, которая уже имела сексуальный опыт с другими мужчинами до своего романа с президентом, останется грустным и ярким примером разлагающего влияния нашей культуры на молодежь. Если этому не воспротивиться, все будет продолжаться. У меня создалось такое впечатление, что вся внутренняя жизнь этой молодой женщины – ее заботы, мотивы, устремления – действует деструктивно не только на нее, но и на тех людей, которые имеют с ней общение.

В своем интервью она продемонстрировала полное отсутствие сознания себя личностью, рассматривая себя лишь как объект сексуальных притязаний. Ее не волнует ни судьба нации, ни последствия ее поведения. Идя на поводу у своего желания нравиться, она стала легко доступной для мужчин. Кроме того, она показала свою зависимость от беспринципных представителей мужского пола, которые использовали ее в своих целях.

Мисс Левински – это типичный продукт нашей свободной культуры, проповедующей вседозволенность и не имеющей отпора, колоритный образец извращенных представлений молодежи. В таких условиях мы обязаны предложить нашим детям нечто важное и прочное, что может стать образцом, путеводителем в подростковом возрасте, наполненном юношескими страстями, а также служить ориентиром и для нашей культуры. В качестве противовеса нынешнему разложению мы можем дать молодежи прочный фундамент для построения на нем своей жизни. Этот фундамент должен обладать сверхпрочностью и перейти к нашим внукам.

Во времена потрясений и перемен такой надежный фундамент вносит устойчивость и стабильность в жизнь тех, кто остается верным духовным ценностям и на кого мир смотрит как на лицемеров, ханжей и самоправедников. Людей больше не привлекают высокие духовные ценности, и если ктото называет зло злом, его тотчас же обвинят в нетерпимости. В нашем «сверхчувствительном», «политически благонадежном» обществе детей убеждают в том, что называть чтото словом «грех»неприлично, низко и ограниченно. Нас, родителей, приучают к мысли о том, что нужно и правильно быть терпимыми к любому поведению, к любым отношениям и убеждениям.

Непреходящее сокровище

В такой обстановке верующим родителям совсем не просто передавать детям свою христианскую веру, а также моральные и этические нормы, напрямую с ней связанные. Однако если наши дети понастоящему хотят найти истинные духовные ценности и идти по пути света, мы просто обязаны передать им драгоценное сокровище.

Что же это за бесценное сокровище, придающее жизни цель и смысл? Это Тот, Кто дарует мир душе, направляет на путь истинной жизни и удовлетворяет жажду каждого сердца, – это Сам Бог. Он непостижимым образом входит в личное общение с каждым человеком, Он доступен всем. Он дает силу в тяжелые времена и утешение в горькие минуты. Он был нашей поддержкой в прошлом и обещает быть с нами в будущем, направлять и вести нас и быть нашим самым близким другом.

БогОтец посылает нам мудрость для исправления наших ошибок. Наш Господь допускает в нашей жизни испытания и боль, но Сам же всегда исцеляет наши раны и возмещает потери. Он не навязывает нам Себя, но терпеливо ожидает нашего обращения к Нему. Он не принуждает нас исполнять Свою волю, но сердце Его огорчается, когда мы выбираем неверный путь.

В Своем Слове БогОтец предлагает нам Свои указания, желая, чтобы мы следовали им, и предназначает Свои обетования тем, кто подчинятся Ему. Он хочет, чтобы мы любили Его, ибо Он первый возлюбил нас, однако Он сотворил нас свободными и дал нам свободную волю или принять, или отвергнуть Его. Он хочет заботиться о нас, но никогда не навязывает нам Себя. Его величайшее желание состоит в том, чтобы быть нашим любящим Отцом, однако выбор Он оставляет за нами. Если мы хотим иметь с Ним искренние и любящие отношения как между отцом и детьми, нам придется прежде всего принять Его условие: Он желает, чтобы мы открыли для Него свою жизнь и стали Его детьми.

Такие личные и близкие отношения с Богом через Его Сына Иисуса Христа – самое важное в человеческой жизни. Это и есть фундамент, на котором зиждется всякое благо и смысл жизни; это есть то, что мы должны передать нашим детям. Мы не можем решать за них, но мы можем так воспитать их, чтобы они сами сделали свой выбор, чтобы у них хватило разума для понимания Божьей любви и доброты.

Воспитание уважения к духовным ценностям

Для успешного духовного воспитания ребенка необходимо помнить о двух главнейших условиях. Это, вопервых, ваше личное глубокое общение с Богом; вовторых, уверенность вашего ребенка в вашей безусловной любви – такой же, какую Бог даровал вам. Только в этом случае ваш ребенок будет готов принять духовные ценности в свою жизнь.

Раскрывая перед ребенком смысл духовных ценностей – и своим практическим следованием по пути веры, и беседами, – нужно позаботиться о том, чтобы сделать эти уроки максимально привлекательными для ребенка. Дети скорее эмоциональны, чем рассудительны, и поэтому склонны запоминать не факты, а свои чувства. На ребенка большее впечатление производят его собственные эмоции и переживания от какойто конкретной ситуации, чем детали укора.

Когда моим сыновьям было десять и шесть лет, однажды летом я отправился с ними на рыбалку в Северной Калифорнии. Все складывалось так замечательно, что мы решили остаться порыбачить на ночь. Ночь была прекрасна, звезды ярко сияли на темном небе, и отчетливо был виден Млечный Путь. Зрелище было настолько завораживающим и потрясающим, что мы не могли не заговорить о величии представшей перед нами картины.

Мой старший сын Дейвид сказал: «Папа, я чувствую себя таким маленьким. Ведь наша земля – всего лишь точка во вселенной». Я тогда ответил ему: «В этом проявляется величие Бога, вот как Он на самом деле велик и всемогущ. И, однако, Он знает нас на этой маленькой планете и заботится о нас каждый день. Я очень благодарен Ему за то, что Он создал эту огромную вселенную, и за то, что Он благ и добр, за то, что Он любит нас».

«Почему Он добр?» – спросил другой сын. «Я многого не знаю, Дейл, –ответил я. – Я не знаю, почему Бог добр, но я знаю, что Он есть и что Он любит нас. Я убеждаюсь в этом каждый день. То, что мы с вами сегодня здесь – это один из Его щедрых подарков нам. Когда я вижу, что мои сыновья растут хорошими мальчиками, я принимаю это как доказательство Его любви. Он всегда благословляет нас свидетельствами Своей любви к нам».

Память о той рыбалке вместе с моими дорогими мальчиками согревает меня по сей день. В их сердцах также осталось глубокое впечатление от той ночи.

Преобладание эмоциональной стороны над фактической в сознании ребенка подтверждается также и опытом обучения в церкви. После урока в воскресной школе ребенок очень хорошо помнит свое впечатление даже после того, как забывает тему урока. Это показывает, что эмоциональный климат в процессе обучения для детей порой важнее самого обучения.

Тем не менее создание приятной атмосферы во время обучения не имеет ничего общего с потаканием стремлению детей к развлечениям; просто нужно относиться к детям с уважением, добротой и заботой. Учитель не должен подавлять или унижать ребенка. Поскольку духовное обучение чрезвычайно важно, необходима благоприятная, способствующая восприятию атмосфера. Если урок в церкви или дома утомителен, скучен для ребенка, он воспротивится любому, даже самому лучшему и правильному наставлению. Это особенно касается преподавания богословских истин, ибо в неблагоприятной атмосфере у ребенка может сформироваться общее неприятие религиозной тематики.

Мне не раз приходилось слышать от родителей следующие ошибочные заявления: «Я хочу, чтобы мой ребенок сам сделал свой выбор из множества разных идей. Он не обязан следовать моим убеждениям. Я хочу, чтобы мой сын (моя дочь) познакомился (ась) с различными религиозными и философскими направлениями, чтобы сделать свой выбор».

Видимо, такие родители не отдают себе отчет в том, в каком мире они живут. Они стараются полностью отвечать требованиям «политической корректности», проглатывая все подряд и ни о чем не рассуждая. В современной культуре, да и в любой другой, каждый ребенок нуждается в постоянном руководстве, научении и ясности в этических, моральных и духовных вопросах. Без этого в уме ребенка поселяется великая путаница и непонимание сущности этого мира, а также неуверенность в своей безопасности.

У нас, христиан, есть исчерпывающие ответы на самые сложные жизненные вопросы, однако мы знаем, что требуются годы для того, чтобы подготовить наших детей к практической христианской жизни. Если мы не сможем передать своим детям саму основу духовного знания, понимания и руководства, они могут впоследствии спросить нас: «Что такое жизнь? Для чего она?»

Наша культура стала тем лабиринтом, в котором дети пытаются найти путь к безопасности. Без мудрого руководства и совета они скорее всего заблудятся в этом лабиринте. Меня всегда поражает то, что родители тратят тысячи долларов и идут на большие жертвы ради того, чтобы дети получили хорошее образование, и совершенно пренебрегают самым важным делом жизни – подготовкой детей к духовным и моральным битвам на пути познания истинного смысла вещей. Мы должны направлять детей духовно; если мы не станем их духовными наставниками, ими станут другие, уже готовые к этому. Если же мы обеспечим нашим детям духовное руководство, столь им необходимое, – тогда и мы, и они выиграем вместе. Раскрывая перед детьми истину о Боге, мы прокладываем путь к будущим невероятным и чудесным благословениям для наших семей.

Методы духовного воспитания

При всей несомненной важности обучения в воскресной школе и участия в жизни церкви, христианских лагерей и молодежных церковных групп все же влияние семьи на детей остается на первом месте. Родители не могут препоручить духовное воспитание своих детей чужим людям. В связи с этим у многих может возникнуть вопрос: чему же нужно учить детей как самому важному и как это делать практически? Давайте рассмотрим несколько вариантов.

Рассказ как средство обучения

Вопервых, говорите детям о смысле происходивших событий. Рассказ – очень эффективный метод обучения. Хорошо, если вы прочтете ребенку какойнибудь рассказ и обсудите его с ним в свободной и любящей атмосфере. Вечернее время, когда ребенок уже в постели и вы никуда не спешите, лучше всего подходит для задушевного разговора. Многие дети любят оттягивать момент отхода ко сну, и вы можете воспользоваться этим, чтобы в теплой беседе не только восполнить эмоциональную потребность ребенка в любви, но и преподать ему духовный урок.

Совсем не трудно познакомить ребенка с основными персонажами Библии, называя их по именам, и с главнейшими библейскими событиями. Однако не это является главной целью таких бесед. Самое главное: ребенок должен понять, какое значение все это имеет для него лично. Об этом нужно говорить страстно и убежденно. Духовно наставляя ребенка, сочетайте все проявления безусловной любви: визуальный контакт, безраздельное внимание, физическое прикосновение, поскольку в этот момент вы делитесь с ребенком самым дорогим и сокровенным, что имеете.

Говорите с ребенком о себе

Вовторых, делитесь с ребенком своим прошлым опытом. На уроках в воскресной школе и дома дети лишь приобретают фактический материал, который должен помочь им возрастать духовно. Чтобы стать духовно зрелыми людьми, дети должны научиться с пользой применять эти знания, а для этого им нужно видеть пример ежедневного практического хождения с Господом и учиться доверять Ему лично.

Они станут интересоваться вашими личными отношениями с Богом, и вам придется делиться с ними своим духовным опытом. Разумеется, ваши ответы здесь будут зависеть от качества того духовного багажа, которым вы располагаете. Объем же знаний, который сможет усвоить ребенок, будет соответствовать уровню его развития, возрасту и способности к восприятию. По мере духовного взросления вашего ребенка вам захочется все серьезнее говорить с ним о том, как вы любите Бога, как вы ежедневно ходите с Ним, полагаетесь на Него, ищите Его помощи и руководства и благодарите Его за Его любовь, заботу, дары и ответы на молитвы.

Используйте любую возможность рассказать ребенку о событиях, свидетельствующих о живом, реальном действии Бога, не откладывая этого на будущее. Беседуя с детьми на эти темы, надо учитывать их возраст и уровень духовной зрелости, чтобы не посеять беспокойство или тревогу в детские души. Если вы имеете неколебимую веру в доброту и благость вашего небесного Отца, ваши дети увидят и почувствуют даже больше, чем вы сможете выразить словами. Постарайтесь при удобном случае пригласить ребенка присоединиться к вам в молитве. Это поможет вашему ребенку приобщиться к молитве, научит его приходить к Богу в молитве с верой и надеждой на ответ.

Если это станет обыкновением в вашем доме, то дети впоследствии будут вспоминать о том, как Бог трудился в жизни их семьи. Они также будут учиться приносить Богу свои собственные проблемы. Права старая поговорка «Опыт –лучший учитель». Пусть же ваши дети больше узнают о вашем духовном опыте и учатся таким образом больше доверять Богу.

Ребенку нужно знать о том, как Бог удовлетворяет нужды всей семьи, включая финансовые, а также и каждого из ее членов. Сын или дочь должны знать, что вы молитесь о нуждах других людей, просите Бога о решении какихто проблем. И не забывайте сообщать ребенку о том, как Бог работает в вашей жизни или как Он использует вас для служения другим людям. И, конечно, ребенок должен знать о том, что вы молитесь о его конкретных нуждах.

Показывайте пример прощения

И последнее: упражняйтесь в прощении. Своим примером вы учите ребенка прощать и находить прощение у Бога и у людей. Прежде всего, вы должны сами уметь прощать, а совершив ошибку, просить прощения у супруга или даже у своего ребенка.

Да, именно так – вы должны просить прощения у своего ребенка. Трудно переоценить значение этого поступка. Если вы разгневаны и не в состоянии в этот момент просить прощения у сына или дочери, вспомните следующее мудрое высказывание: «Настоящая близость приходит вместе с разрешением конфликта». Можно даже увидеть в ссоре и конфликте возможность теснее сблизиться друг с другом, если, конечно, вы умеете управлять своим гневом и вести членов семьи к спокойному и любовному разрешению проблем.

Прощение – это камень преткновения для многих семей. Так много людей, которые живут с чувством вины и не могут простить или принять прощение. Но тот, кто научился прощать своих обидчиков, кто умеет просить прощение и принимать его, – тот укрепляется эмоционально и интеллектуально и обретает мир внутри себя.

Вселяйте в своих детей оптимизм и надежу

Воспитывать оптимизм

В подростковом возрасте дети особенно нуждаются в оптимизме и надежде. Во времена моральной деградации в высшей степени необходимо благотворное влияние на детей тех взрослых, которые способны обратить их сердца к высоким духовным ценностям.

Вы, родители, лучше, чем ктолибо другой, можете передать своим детям этот драгоценный дар, однако это потребует от вас большого труда. Не стоит прислушиваться к пессимистам и нытикам и цитировать их сентенции. Подростки очень восприимчивы к пессимизму, особенно идущему от родителей. Не присоединяйтесь к хору отчаявшихся – вы должны иметь веру в Бога и в самих себя. Ободряйте своих детей и ведите их по пути надежды; говорите об огромном потенциале, данном им Богом, и о великих Божьих замыслах для их жизни. Ободрять– значит «внушать дерзновение»; ваши слова укрепят ваших детей, делая их стойкими перед лицом будущей жизни.

Бог – источник надежды, и Он дает ее нам. Я советую вам регулярно перечитывать главу 11 из Послания к Евреям, где говорится о надежде, которую нельзя сломить. Давайте помнить о том, что чудесные Божьи обетования истинны и что Бог неизменен и верен в Своей любви и заботе о нас. В Библии очень много обетований, вселяющих в нас надежду. Вот только четыре из них:

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28).

Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду (Иер. 29:11).

Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис. 41: 10).

Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их (Пс. 33:18).

Мой прежний пастор, Монкриф Йордан, рассказывал мне о Барте, которого он регулярно навещал. Барт страдал от множества болезней, и в конце концов его ноги пришлось ампутировать. Пастор Йордан полагал, что это сокрушит его всегда радостный и оптимистичный настрой, но этого не произошло. Барт быстро забирался, с помощью специального устройства, в свое кресло на колесах и съезжал вниз, в зал дома инвалидов, где он жил. Там он играл на пианино и пел, пока к нему не присоединялся хор других поющих голосов. В последние годы жизни он был проводником надежды и радости для многих людей.

Неиссякаемая надежда

Родителихристиане могут и должны вселить в души детей надежду на Бога – надежду, которая превозмогает пессимизм и то поверхностное отношение к жизни, что навязывается подростковой культурой. Яснее всего об этом свидетельствует реакция подростков, уцелевших в трагедии, разразившейся в Колумбинской школе (штат Колорадо) в апреле 1999 года. Тогда два старшеклассника расстреляли своих товарищей; в результате двенадцать школьников и один учитель погибли, а оба убийцы покончили с собой. Всего погибло пятнадцать человек. Это страшно и бессмысленно.

После этой трагедии были вызваны более сотни психологов, специалистов по стрессам, чтобы помочь выжившим справиться с болью. Но, как оказалось, психологамконсультантам почти не с кем было работать, потому что подростки и их родители в большинстве своем выбрали другое место для утешения – свои церкви.

Чарлз Колсон процитировал одного местного пастора, сказавшего тогда: «Детям не нужны сейчас психологи… Они спрашивают, почему это произошло?» Он отметил, что методика «утешения» основана на «теории скорбей» Фрейда, исключающей жизнь после смерти, то есть она не способна вселить надежду и объяснить происшедшее с духовной точки зрения. Как правило, методика «утешения» рекомендует только «выпускать»негативные эмоции.

Колсон отметил, что большинство школьников обратились тогда за помощью не к психологам, а к пасторам и священникам. Им была нужна надежда, которую может дать только Христос.

Касси Бернал была одной из жертв трагедии. Когда один из убийц направил на нее оружие и спросил: «Ты веришь в Бога?» и она ответила: «Да, я верю в Бога», он убил ее. В ночь после гибели Касси ее брат нашел в ее дневнике только что сделанную запись, которая точно отражала смысл слов апостола Павла из Послания к Филиппийцам, 3:10:

«Теперь самое важное для меня –это понастоящему сблизиться с Христом, ощутив на себе всемогущую силу, вернувшую Его к жизни, и испытать, что значит страдать и умереть вместе с Ним. Что бы ни случилось, я хочу разделить участь тех, кто воскрес из мертвых к новой жизни».

Надежда для будущих поколений

Сразу же после трагедии в Колумбине 73 000 молодых людей собрались в Понтиаке (Мичиган), чтобы выразить свой оптимизм по поводу будущего и противостать настроениям многих своих сверстников. На огромном поле стадиона, где всегда играли футбольные знаменитости, подростки и молодежь встретились, чтобы, как сказал один репортер, «заявить о том, что они хотят жить честно, нести ответственность за свои поступки и уважать власти». Огромное собрание молодежи размышляло над важнейшим вопросом: какое христианство мы возьмем в новое тысячелетие? Молодые люди все вместе прочли, а затем подписали «Молодежный билль о правах», который включал клятвы воздерживаться от добрачного секса, нелегальных наркотиков и алкоголя.

В своем недавнем интервью Билли Грэм с оптимизмом говорил о сегодняшних подростках, подчеркнув, что большая часть его проповедей теперь посвящена взрослеющему поколению. Он видит, как сильно, в наше время торжества хаоса и смешения ценностей, молодежь нуждается в Боге.

Да, есть надежда для наших детей и подростков, и очень важно привести их к пониманию и глубокой вере в то, что христианская надежда не зависит от этого мира и всего, что он им предлагает. Она зависит только от того, как они живут в этом мире, как отвечают на великую Божью любовь к ним. Мы, родители, призваны вдохновлять своих детей и зажигать в их душах самое главное – огонек надежды, в котором они всегда отчаянно нуждаются, и в благоприятные, и тем более в самые тяжелые времена.