Руководство по изучению

Глава 1. Два подхода к воспитанию

1. В какой степени такие внешние факторы, как школа, средства массовой информации, общественность и даже церковная община, препятствуют привитию у ребенка уважения к вашим собственным ценностям? Насколько это осложняет ваш родительский труд?

2. Замечаете ли вы, что иногда вам бывает трудно передавать ребенку любовь, которую вы к нему испытываете? А когда вы пытаетесь делать это, ребенок не всегда ее воспринимает. Как это характеризует ваши взаимоотношения с ребенком?

3. Исходя из опыта вашей семьи, советов друзей или прочитанных вами книг, какой из двух воспитательных подходов вам ближе: ставящий во главу угла реакцию родителей на поведение ребенка или удовлетворение его эмоциональных потребностей в процессе доверительного общения с ним?

4. Родители Мэри не понимали, что главная душевная потребность их дочери так и осталась неудовлетворенной. Проанализируйте четыре краеугольных камня эффективного воспитания и скажите, каким из них вы уделяете недостаточно внимания?

5. В каких из этих четырех ключевых аспектов вы чувствуете себя наиболее уверенно? В чем вы видите причину этого: в понимании вами нужд ребенка, в вашем серьезном желании удовлетворять их или в том и другом?

Глава 2. Почему все это произошло с нами?

1. Помните ли вы случаи, независимо от вашего родительского возраста, когда общество помогало вам и поддерживало систему ваших ценностей как воспитателей своих детей? Что бы вы могли предложить, чтобы компенсировать недостаток помощи и поддержки со стороны общества?

2. Какое впечатление производят на вас бихевиористские теории модификации поведения? Какую роль сыграл акцент на поведенческом факторе в вашей практике воспитания?

3. В связи с предыдущим вопросом, что было первичным в вашей практике: методы поощрения и наказания или забота об эмоциональных потребностях вашего ребенка? Как вы представляете себе взаимодействия активного общения с ребенком и удовлетворения его эмоциональных потребностей?

4. Как вы думаете, почему дети из христианских семей, исповедовавшие личное посвящение Христу, ведут себя недостойно? Не побуждает ли это вас к пересмотру своих воспитательных методов?

5. Не кажется ли вам, что такие воспитательные методы, как вознаграждение и наказание, теряют свою действенность по мере вхождения детей в подростковый возраст и далее? Почему эти средства оказываются неспособными корректировать поведение детей?

Глава 3. Первый краеугольный камень: воспитание в любви

1. Выражаете ли вы свою любовь к детям так, как находите правильным лично вы или принимаете во внимание и их ожидания? Учитывая возраст ребенка, постарайтесь узнать, что в вашем поведении позволяет ему чувствовать себя любимым, и попытайтесь не забывать об этом в повседневной жизни.

2. Почему вы считаете, что безусловная любовь помогаем вам избежать излишней строгости и излишней снисходительности в общении с ребенком? Почему дети больше уважают родителей, которые на первое место ставят безусловную любовь, а дисциплину прилагают к ней?

3. Разработайте свой план повседневного выражения своей любви к ребенку независимо от его поведения. Наблюдая за общим состоянием и поведением ребенка, постарайтесь понять, пополняется ли его эмоциональная емкость. Вспомните связанные с этим позитивные факторы, которые перечислены в этой главе.

4. Физические контакты многообразны и действуют на ребенка благотворно. Составьте перечень ситуаций и обстоятельств, имеющих отношение к эмоциональным потребностям ребенка и его чувствам, в которых физический контакт, выражающий вашу любовь, будет вполне уместен.

5. Зрительный контакт и безраздельное внимание к ребенку очень важны для его правильного развития. Не забывайте об этом.

Пересмотрите даты в своем календаре так, чтобы больше времени проводить с ребенком и заботиться о его нуждах.

Глава 4. Второй краеугольный камень: умение приучать к дисциплине

1. Опишите мотивации, соответствующие излишней снисходительности и излишней строгости. В чем природа различных страхов, сопровождающих оба эти подхода? Каковы возможные результаты при каждом из них?

2. Наказание является негативным средством дисциплинирования, автор же предлагает несколько позитивных вариантов. Насколько эффективны, с вашей точки зрения, следующие: личный пример, научение и устные внушения? Составьте план активного применения этих методов на практике.

3. Припомните случаи проявления враждебности или непослушания со стороны вашего ребенка. Не кроется ли истинная причина этого в недооценке вами эмоциональных потребностей ребенка? Как можно справляться с подобным поведением в будущем?

4. Часто ли вы, как и многие другие родители, прибегаете к приказу вместо просьбы? Не кажется ли вам, что просьбы могут подорвать ваш авторитет? Почему мягкость нельзя отождествлять со слабостью, и какие положительные результаты дает просьба в отличие от приказа?

5. Укажите позитивные и негативные стороны физического наказания. В каких случаях вы прибегали к нему в прошлом?

Глава 5. Третий краеугольный камень: физическая и эмоциональная безопасность

1. Доверьте ребенку принять какоенибудь важное для него решение, требующее тщательного обдумывания. Попросите его выразить свои мысли и чувства по этому поводу и помогите ему принять это решение самостоятельно и обдуманно. Насколько верны ценности и принципы, которыми ребенок при этом пользуется?

2. Как вы преподносите ребенку концепцию цельности человеческой личности? Хорошо ли он понимает такие нравственные ценности, как честность, верность слову и готовность брать на себя ответственность? Убедитесь в том, что ваш ребенок имеет четкое представление об их значении в реальной жизни.

3. Мы даем ответы детям и отдаем им приказания, однако редко делимся с ними своими мыслями. Когда в следующий раз вы будете говорить своему ребенку о важных и дорогих для вас ценностях, расскажите ему, о чем вы думаете, разъясните ему свою позицию, выслушайте его мнение и ответьте на его вопросы.

4. Как лучше всего подводить ребенка к самостоятельному принятию решений? Побеседуйте с ребенком о последствиях этого шага и о взаимосвязи между долгом и привилегиями. Как вы объясните ребенку, что вы действительно желаете его скорейшей самостоятельности?

5. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства или события прошлой недели могли бы стать «учебным пособием» для вашего ребенка? Напишите, как, по вашему мнению, эти ситуации можно было обернуть на благо ребенка. Постарайтесь предвидеть возможные ситуации на будущей неделе и будьте готовы как можно лучше использовать их для обучения ребенка.

Глава 6. Четвертый краеугольный камень: умение котролировать гнев

1. Что произойдет, если вы запретите ребенку выражать свой гнев словами или начнете изливать на него свой гнев? Возможно ли использовать гнев ребенка в позитивном направлении, чтобы воспитать его зрелым человеком?

2. Как вы понимаете пассивноагрессивное поведение? Почему его так трудно распознать и понять? В чем вы видите его основную причину?

3. Как лучше всего реагировать на гнев ребенка, чтобы избежать пассивноагрессивного поведения с его стороны?

4. Оцените свое умение справляться с гневом ребенка в свете следующих трех требований: не осуждать его; фокусировать внимание на его хороших поступках; позволять ему выражать свой гнев позитивными средствами. Что у вас получается, и в чем ваши слабые стороны?

5. Как вы поступаете, когда ваш ребенок в гневе? Стараетесь ли вы уйти от конфликта или выходите из себя и сами впадаете в гнев? Как это отражается на поведении ребенка? Как можно разорвать этот порочный круг?

Глава 7. Массмедиа против родителей

1. Проанализируйте, сколько времени посвящают ваши дети средствам массовой информации и каково содержание просмотренного и прослушанного ими материала, включая телепрограммы, видеоигры, компьютер, музыку, кинофильмы и печатную продукцию. Как вы оцениваете качество всей этой информации и как она может повлиять на ребенка?

2. Каково влияние телевидения и кинематографа на формирование отношения вашего ребенка к окружающему миру? Какую реакцию вызывают у него определенные программы, фильмы, актеры? Какой вывод можно сделать о влиянии массмедиа на нравственное развитие вашего ребенка?

3. Просмотрите список рекомендаций по правильному использованию телевидения. Что, по вашему мнению, может стать надежной альтернативой вредному воздействию телевидения на ребенка? Выберите три наилучших варианта и предложите их ребенку в следующем месяце.

4. При возникновении разногласий по поводу телепрограмм или фильмов, постарайтесь найти время для совместного просмотра с детьми тех программ, которые кажутся вам сомнительными, но нравятся детям. Обсудите их содержание и попытайтесь понять точку зрения каждого ребенка.

5. Составьте список, как минимум, из трех книг, теле– и видеопрограмм, кинофильмов, которые, по вашему мнению, полезны для нравственного развития детей. Постарайтесь заинтересовать ребенка своим выбором, а затем купите, возьмите в прокат, одолжите эти материалы и предложите ребенку, объяснив при этом, почему вы хотите, чтобы он прочел или просмотрел их, и пообещайте ребенку обсудить вместе все это.

Глава 8. Духовное воспитание детей

1. Почему невозможно воспитывать ребенка духовно, не удовлетворив прежде его эмоциональные потребности? Может ли ребенок познать любовь Бога, если прежде он не познал вашу любовь? И как можно объединить оба процесса: наполнение эмоциональной емкости ребенка и его духовное воспитание?

2. Какой негативный опыт должен приобрести ваш ребенок и какие негативные эмоции испытать, чтобы лучше понять чудесную истину о том, что Бог любит его и заботится о нем? Побеседуйте с ребенком о всевозможных препятствиях, которые могут возникнуть на пути его духовного роста.

3. Рассказывайте ребенку о своем духовном обращении и о других сторонах своего духовного опыта, которые он сможет правильно понять. Пусть ваш ребенок увидит вашу веру в то, что Бог – фундамент всей жизни и источник всего доброго для человека.

Попытайтесь соотнести ваш прошлый опыт с желаниями и потребностями ребенка, чтобы он был полезен ему.

4. Ваш ребенок должен знать, о чем вы молитесь, какие нужды своей семьи и других людей вы приносите Богу. Делитесь ли вы своими молитвенными просьбами с вашими близкими? И хотя это непросто, пригласите ребенка молиться вместе с вами за общие нужды семьи. Благодарите Бога друг за друга.

5. Охотно ли ваш ребенок слушает рассказы о Библии и чтение из нее? Знакомство с Библией очень важно для ребенка, так как в ней источник утешения, радости, надежды. Рассказывайте детям библейские истории, знакомьте их с библейскими обетованиями, молитвами, наставлениями, то есть с тем, что Бог приготовил лично для каждого из них.

Глава 9. Страх, тревога, депрессия

1. По мнению автора, более опытные и старшие по возрасту родители могут помочь менее опытным в решении проблем подростковой депрессии. Обратитесь к более опытным родителям за советом по поводу волнующих вас вопросов.

2. Депрессия может быть предотвращена в доме, где царит спокойная, уютная и любящая атмосфера, приправленная долей доброго юмора. А каков семейный климат в вашем доме? Влияет ли отсутствие или присутствие когонибудь из членов семьи на настроение вашего ребенка?

3. Определите разницу между негативным и позитивным чувством тревоги. В чем недостатки того и другого? Могут ли позитивная тревога или даже позитивный стресс быть полезными для ребенка?

4. Почему так сложно диагностировать депрессию у детей? Просмотрите внимательно весь список симптомов, и если вы найдете хотя бы один из них у своего ребенка, поговорите с супругом и с самим ребенком, чтобы разобраться в своих подозрениях. Ответьте на вопрос: свидетельствуют ли эти признаки даже о слабой депрессии?

5. Если семье так необходима любящая и добрая атмосфера, то от каких негативных явлений (слов, типов отношений, воздействий друг на друга) следует отказаться дома и даже вне дома, чтобы свести возможность депрессии у ребенка к минимуму? Подумайте о том, что может вызвать его интерес и доставить ему удовольствие, и используйте все доступные средства, чтобы удовлетворить потребности неповторимой личности вашего ребенка.

Глава 10. Мотивация поведения ребенка

1. Каков общий уровень мотивированности вашего ребенка? Энергичен ли он, готов ли брать на себя ответственность или пассивен и склонен жаловаться? Как воздействуют склонности и привычки ребенка на формирование его общего отношения к окружающему миру?

2. Иногда мы не умеем распознать действующие в нас стимулы, потому что не понимаем сути связанных с ними подсознательных мотиваций. Начните с себя: все ли ваши собственные мотивации ориентированы на хорошие поступки и достойные цели? Побеседуйте с ребенком о его желаниях и стремлениях и о возможности их корректировки.

3. Почему сложнее всего обстоит дело с мотивациями у тех взрослых, которые в детстве, казалось бы, были активно ориентированы на успех, на которых оказывалось давление, которых воспитывали поощрениями, наказаниями, угрозами и которые страдали от чувства вины? В какой мере все эти факторы препятствуют достижению успеха в жизни? Какой важный и действенный компонент был здесь упущен?

4. Почему достижение ребенком эмоциональной зрелости – умения справляться с тревогой, стрессом, переменой обстановки – так важно для успешной учебы? Каким образом недостаток любви и поддержки со стороны родителей влияет на учебный процесс, ухудшая внимание и снижая активность ребенка?

5. Если ребенок хочет заняться какимлибо хорошим делом, он должен проявить инициативу. Как можно развивать и поддерживать эту инициативу? Помните, что ребенок вначале может отвергать то, что впоследствии окажется нужным и полезным для него.