7. Массмедиа против родителей

И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею.

Мк. 12:30

В нашей стране существуют четыре национальные телевизионные корпорации: ABC, NBC, CBS и Fox. Однажды, когда я хотел посмотреть финал Всемирного игрового чемпионата и не знал, на каком канале его искать, я прошелся по всем четырем.

На первом канале я увидел две пары, занимавшиеся обменом партнеров. С отвращением переключился на другой канал и наткнулся на двух гомосексуалистов, откровенно занимавшихся «любовью». С не меньшим чувством отвращения я перешел на следующую программу, где женщина подвергалась чудовищному насилию, и только с четвертой попытки я нашел то, что искал. Однако и здесь игра несколько раз прерывалась рекламой пива, сопровождаемой комментариями с сексуальным зарядом. И все это происходило в то время, когда телевизионные передачи в основном смотрят дети.

Я начал с телевидения, но всем известно, что с ним в одной упряжке идут: кинематограф, видеоигры, компьютерный Интернет с допуском к сайтам для взрослых и печатные издания. Родители понимают потенциальную опасность всего этого для детей, и многие серьезно обеспокоены этой проблемой. Тем не менее во многих домах телевизор включен по несколько часов в день, и дети от двух до пяти лет смотрят телепередачи в среднем тринадцать часов в неделю от понедельника до пятницы.

Власти, в частности политические лидеры, обещают установить контроль над средствами массовой информации, однако ситуация мало меняется ввиду сильного сопротивления со стороны студий Голливуда и системы Интернета. Здесь некоторую полезную роль мог бы сыграть так называемый «Vchip» («Вичип») – новое компьютерное устройство, применяемое для блокировки телепрограмм с сексуальной и насильственной тематикой. О необходимости такого блокиратора свидетельствует крайний уровень разнузданности обычного телевидения, не говоря уже о кабельном. Противники «Вичипа» утверждают, что внедрение его может стать поводом для продюсеров напичкать свои программы еще большим количеством секса и насилия, поскольку дети, как предполагается, их не увидят. Таким образом, можно ожидать новой волны секса и насилия на экранах телевизоров. Но эти защитные устройства прилагаются только к новым моделям телеприемников, а миллионы уже существующих их просто не имеют, и доступ детей к подобным программам ничем не ограничен.

В результате даже самые хорошие родители оказываются в этой битве в проигрыше и сами даже не знают, почему. Современные формы развлечений обесценивают все воспитательные традиции прошлого. По мере того как дети привыкают ко всему этому, они теряют способность противостоять вредному воздействию массмедиа. А затем, когда они входят в возраст нормального пассивноагрессивного поведения, в их распоряжении оказывается гораздо больше способов для выражения своей деструктивной позиции.

Питер Гиббон, научный сотрудник при Гарвардском университете, сожалеет о том, что телевидение не способно привлечь внимание детей к чемуто хорошему, к тому, что их радовало бы и восхищало. Вместо этого оно ежедневно предоставляет детям слишком большой выбор, с которым они не в состоянии справиться.

«Мы, родители, должны понимать, что слишком большой выбор при отсутствии руководства и наставничества таит в себе серьезную опасность. Следует помнить о том, что благополучие человека зависит не только от правильного питания, достаточного количества упражнений на свежем воздухе и солнечных ванн, от наличия хороших друзей и хорошей работы, а также любви, но прежде всего от того, как человек смотрит на окружающий мир. Массмедиа, действуя изощренно и напористо, постоянно формируют взгляды наших детей.

Хотя массмедиа претендуют на либеральную позицию, тем не менее их основными темами постоянно являются плохие новости. Несчастные случаи, преступления, скандалы составляют круг их интересов. Нормальное состояние для них скучно и пресно. Превалирование дурного и преступного в новостях заставляет и детей, и нас, взрослых, переоценивать значение всего плохого, что есть в жизни, – несчастного случая, риска заболеть, уровня насилия, масштабов супружеской неверности и т. п.

В мире, где все сплетено в один клубок и где нет нравственных барьеров, массмедиа могут легко ввести нас в заблуждение и сделать нас подозрительными, боязливыми и циничными людьми. Их влияние ведет к потере веры в национальном масштабе, презрению к традициям прошлого, недоверию властям и отказу от надежды на лучшее…

За всем этим маячит мрачная тень секуляризма, подразумевающего, что человек самодостаточен и не нуждается в Боге, а также модернизма, как единого художественнолитературного движения, подрывающего структуру и форму общественных отношений и традиционные ценности.

И, наконец, в мире мгновенных коммуникаций, где нет места размышлению, взвешенности и цельности, массмедиа постоянно создают ощущение нестабильности и непрочности всего окружающего и впечатление, что вообще нет никаких героев» .

Телевидение – самое преуспевающее и самое извращенное из всех средств массовой информации. Девяносто девять процентов американских семей имеют, по меньшей мере, один телевизор, а тридцать шесть процентов – три телеприемника. Телевидение и его информационные коллеги существенно влияют на изменяющуюся культуру. Мы обязаны научить наших дорогих детей противостоять этому губительному воздействию. Ведь слишком много поставлено на карту: не только нравственное и душевное здоровье детей, но и их судьба как будущих взрослых, а следовательно – будущее всего нашего общества.

Развращающее влияние массмедиа

Интернет

При всех своих потрясающих возможностях всемирная компьютерная сеть таит в себе серьезную опасность для детей и подростков. Родители, которым небезразлична судьба их детей, не могут оставаться равнодушными к тому, как и где их дети пользуются Интернетом. Дело настолько серьезно, что некоторым родителям стоит подумать о размещении своего домашнего компьютера. Большинству детей закрыт доступ к вредной информации, когда они находятся в присутствии родителей. Поэтому не рекомендуется помещать компьютер в отдельной комнате, где дети, даже использующие компьютер в позитивных целях, посвящают ему слишком много времени, лишаясь общения с членами семьи.

К сожалению, очень многие родители не придают этому значения и позволяют детям смотреть развратные сексуальные фильмы, отвратительные сцены насилия и получать информацию о разных марках оружия. Необходимы надежные защитные средства, способные оградить детство от подобного губительного воздействия. Все родители, имеющие компьютер, должны уметь пользоваться им не хуже своих детей для того, чтобы контролировать ситуацию в своем доме.

Одной из потенциально опасных областей Интернета являются так называемые «комнаты общения», лишь немногие из них контролируются. Девочка по имени Сара из Пенсильвании прислала такое письмо в журнал «Good Housekeeping»: «Мне 16 лет, но я ни разу не отважилась войти в одну из таких [неконтролируемых] комнат для общения. Мне противно слушать грубые и безграмотные выражения. Однако не все комнаты так плохи, и я имею общение в одной из них, в которой находится оператор, так что подобных безобразий там нет, и это совсем не вредно для детей всех возрастов» .

Сара правильно понимает важность контроля и разумного регулирования данной программы. Но и эти средства не гарантируют защиту детей от двусмысленных и просто безнравственных высказываний. Неконтролируемые «комнаты общения» в Интернете имеют свое продолжение в среде подростков, для которых принцип «все позволено» становится лейтмотивом вхождения во взрослую жизнь. Например, Кэтрин из Мичигана тоже написала письмо в тот же журнал: «Мне 17 лет, и я в Интернете с одиннадцати. Я общалась там со многими пятнадцатилетними мальчиками, которые говорили такие же гадости, какие я слышу у себя в школе и в других местах. Еще чаще я имею абсолютно откровенное общение со взрослыми людьми, которые интересуются тем же. Не секрет, что в комнатах общения подростки с максимальной откровенностью беседуют о сексе, но и на игровых и на спортплощадках они говорят о том же» .

Самое ужасное из того, что подростки получают в Интернете, это их вхождение в контакт со взрослыми, которые могут использовать их в своих целях. Так, одна мама из УэстКоуст по имени Патриция пишет: «Наша тринадцатилетняя дочь часами просиживала у компьютера как приклеенная. Вначале мы думали, что она занимается чемто полезным, но потом начались проблемы. Она хотела „общаться“ только при закрытой двери, и общалась она с „друзьями“, клички которых вызывали отвращение. Некоторые звонившие мужчины на линии отказывались назвать себя, а некоторые просто прерывали контакт, если отвечал взрослый. Самое ужасное то, что наша дочь через эту комнату назначила свидание с неизвестным мужчиной, который должен был прийти к нам домой в наше отсутствие» .

Число подобных случаев, когда подростков склоняли к свиданиям неизвестные люди, значительно выросло. Не так давно одна четырнадцатилетняя девочка из Теннесси общалась через Интернет с тридцатишестилетним мужчиной из Небраски, который представился девятнадцатилетним юношей. Склонив девочку к тайному свиданию, он похитил ее и изнасиловал.

Теле– и видеонасилие

Мы уже говорили о том, что активизация тематики секса и насилия в телепрограммах привела к появлению защитного устройства «Вичип».Содержание телепередач стало настолько циничным, что в 1977 году была введена система рейтинга телепрограмм, и с тех пор все они имеют соответствующие индексы: от TVG до TVMA (только для взрослых), включая дополнительные маркировки V, S, L и D (насилие, секс, нецензурный язык и диалоги на темы секса, соответственно).

Телевизионные передачи действительно влияют на поведение детей. Однажды я слышал рассказ доктора Д. Уэлша, исполнительного директора Национального института массмедиа и семьи, о том, как он однажды продемонстрировал видеофильм для группы детей и об их реакции. Дети четырех и пяти лет сидели перед телевизором, а их родители наблюдали за ними сквозь одностороннее стекло. Сначала детям показали мультфильм с известным мультперсонажем Барни, который танцевал на экране. Через несколько минут дети тоже танцевали, подражая Барни. Родители умилялись, глядя на детишек.

Затем поставили другую видеопленку, где герои использовали приемы каратэ и наносили сокрушительные удары по своим врагам с помощью собственных рук и ног. Очень скоро все дети, за исключением одного или двух, также начали пинать и бить друг друга. Одна девочка, которая вначале хотела уклониться от этого, вскоре тоже начала наносить удары своим сверстникам. На этот раз родители были в шоке, но поражены они были не столько поведением своих детей, сколько явным доказательством прямого воздействия на них сцен насилия.

Этот эпизод занял всего несколько минут. Нетрудно представить себе, что происходит с детьми, которые регулярно смотрят теле– и видеосцены насилия.

Несомненно, что степень пристрастия к насилию на телеэкране и на видео возрастает. Чтобы удержать внимание детей, телепродюсеры делают все, чтобы разрушить барьер чувствительности к сценам насилия. По мере того, как дети привыкают к жестокости, степень концентрации насилия в изображаемых сценах можно все более повышать, снимая кадры все более шокирующие и деструктивные. Я прослужил восемь лет в Американском морском флоте и был практикующим врачом в самых захолустных уголках мира, и я думал, что видел все. Как я ошибался! Как бы там ни было, люди, потерявшие чувствительность к злу, не осознают всю глубину морального падения и разрушения, которое постепенно входит в их жизнь.

Немного найдется людей, желающих совершить то ужасное, что они видят на телеэкране, однако подражательный инстинкт побуждает их воспроизвести в жизни немыслимые по своей жестокости акты. Насилие в обществе растет. Посмотрите, к чему привела широкая демонстрация в школах сцен со стрельбой. Теперь мы имеем случаи расстрелов школьниками своих одноклассников и полный арсенал таких же примеров для подражания в компьютерной сети.

Ничто, кроме прежде увиденного на экране акта насилия, не могло спровоцировать ребенка совершить такое зверство. Этот факт был доказан исследованиями, проведенными в 1993 году Медицинской школой Пеннштатского университета, которые продемонстрировали зависимость между агрессивностью и непослушанием детей и количеством часов, проведенных ими перед телеэкраном. Чем дольше дети сидят перед телевизором, тем агрессивнее становится их поведение. В своем научном отчете 1990 года Американская академия педиатров говорила о том, что двадцать пять часов в неделю перед телевизором выливались в активное агрессивное поведение, а также способствовали ожирению и нарушению сна. Как ни горько, но следует признать, что, в то время как большинство цивилизованных стран принимают меры к защите своих детей от деструктивного и порочного воздействия массмедиа, мы этого не делаем.

Видеоигры

Видеоигры, ориентированные на насилие, обучают детей не только убивать, как это делают солдаты, но и получать от этого удовольствие. Прежде чем этот вопрос был вынесен на сессию Сената, им занимался лейтенантполковник Дейвид Гроссман, психолог, преподаватель военной психологии в Военной академии УэстПойнта. Он установил, что видеоигры значительно превосходят телефильмы по степени воздействия на молодежь, ибо фактически они обучают людей убивать. «Это подлинные копии видеоигр, используемых в армии для обучения солдат. Военное ведомство тратит миллионы долларов на эти вещи не напрасно. Например, игра под названием „Рок“ представляет собой отличное тактическое средство тренировки морской пехоты» .

Как и телевидение, видеоигры имеют свою индексацию: те, что сдержат сцены жестокости и насилия варьируют свои маркировки от «для подростков» до «только для взрослых». К подростковой категории (от 13 лет и старше) относятся видеоигры, «изображающие насилие, мягкую или грубую нецензурщину и (или) двусмысленные сцены». Для примера можно привести такие названия, как «Урожай тел» и «Смертельные искусства». Категория «для взрослых» включает сцены «более интенсивного насилия и более грубого языка, чем подростковая, а также предельно откровенную сексуальную тематику» . Такие популярные игры, как «Герцог Ньюкем» или «Рок», входят в эту группу.

Так как многие магазины, торгующие видеопродукцией, не применяют индекс «только для взрослых», большинство игр имеют только два оставшихся индекса, причем возраст детей не всегда учитывается. Родителям следует быть внимательными к маркировкам и содержанию, публикуемым на обложках видеоигр, которыми интересуются их дети.

Информация о сексе: кино и печатная продукция

Преувеличенное внимание к сексу, фактически одержимость сексом, не может не влиять на детей крайне отрицательно. Сексуальные образы и разговоры не менее порочны, чем непосредственно сексуальные сцены, представленные в нарочито натуралистическом или юмористическом свете и лишенные всякого намека на любовь. Как правило, массмедиа демонстрируют интимные отношения между не состоящими в браке людьми, причем все эти связи имеют случайный характер, тем самым пропагандируется неразборчивость и безответственность в отношениях между мужчиной и женщиной.

Хотя считается, что дети до семнадцати лет не допускаются на фильмы с индексом «R»,на самом деле, как отмечают местные газеты и такие общенациональные периодические издания, как «USA Today», любопытные подростки проходят в кинотеатры, где их возрастом никто не интересуется, и смотрят эти фильмы. Кроме того, дети имеют доступ к кабельному телевидению и к видеофильмам, в которых они могут познакомиться с образцами всевозможных сексуальных «подвигов».

Но и это еще не все. И кино, и телевидение навязывают зрителю сцены гомосексуального общения и, несмотря на общеизвестную антисемейную и антихристианскую направленность гомосексуального образа жизни, на экране он представляется вполне полноценным и нормальным. Хочется спросить: каким после этого может быть отношение наших детей к семье, о каком посвящении и преданности семейным ценностям можно здесь говорить?

Далее, сегодня узаконено так называемое «легкое порно»в виде журналов «Playboy» и «Penthouse», которые включены подписными агентствами в список призов ежегодных лотерей. Эти и другие, более жесткие образцы порнопродукции предлагаются всевозможными легкодоступными магазинами, и их копии часто попадают в детские руки.

Не так давно я консультировал одного 35летнего мужчину по имени Фрэнк, человека глубоко порядочного и нравственного. Оказалось, что этот ответственный и добрейший человек страдал от беспокойства и депрессии и имел сложности в отношениях с противоположным полом. Я обнаружил, что у него была одна серьезная проблема – угнетавшее его чувство вины, – уходящая корнями в далекий подростковый период его жизни, когда он имел патологическое пристрастие к откровенным сексуальным изображениям. Это происходило в доме его друга по имени Джек, мать которого предлагала мальчикам порнографические материалы и сама смотрела вместе с ними откровенно порочные фильмы. Родители Фрэнка понятия не имели об этом, они, несомненно, приняли бы меры, если бы он сказал им правду.

Эта история вполне типична. Потребовалось немало времени, чтобы помочь Фрэнку выйти из состояния тревоги и расстаться со своим комплексом. Он понял, наконец, несостоятельность преследовавшего его чувства вины, мешавшего ему строить нормальные отношения с женщинами. После этого он стал встречаться с женщиной и вскоре женился. Сегодня у Фрэнка и его жены Элис прекрасная семья, у них теплые отношения с другими семейными парами.

Пристрастие к развратным зрелищам порождает чувство неполноценности. Сексуальная чистота – это драгоценное качество, которое мы хотим сохранить и в детях, и в самих себе. Да, прощение, даруемое нам нашим Небесным Отцом, «очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9), однако прежде всего мы сами обязаны защитить своих детей от всякой скверны.

Атака на нравственную цельность личности

Когда вместе с ребенком вы сидите перед телевизором, наблюдайте за тем, какие нравственные уроки преподаются в телепрограммах. Мы знаем, что цельная личность отвечает трем главным требованиям: говорить правду, выполнять данное обязательство и нести ответственность за свое поведение. В большинстве комедийных телевизионных программ нравственность высмеивается, более того – демонстрируется пренебрежение к истине и превозносится ложь. Как часто мы слышим эти слова – «Я обещаю», –произносимые мимоходом людьми, которые обещают то, что они не могут или не собираются выполнять.

Самым ярким примером нарушения данного человеком обязательства является поведение экранных супругов. Супружеская жизнь изображается на экране в негативном свете как нечто, ограничивающее свободу и мешающее счастью. В результате многие дети начинают видеть в супружестве анахронизм, пригодный только для рождения детей. Разумеется, такое отношение напрямую ведет к добрачным и внебрачным сексуальным связям, в изобилии представленным на телеэкранах. Сколько же отвратительных сцен с извивающимися и задыхающимися телами должен просмотреть ребенок, чтобы усвоить, что случайные связи – это вполне нормально?

Две самые популярные детские передачи («The Simpsons»и «Beavis and Butthead») демонстрируют абсолютное неуважение к авторитетам, изображая родителей и других взрослых глупыми, некомпетентными и никчемными людьми. Другие программы преподносят ту же тематику в более сдержанной форме, однако подтекст остается прежним. Информация и знания, получаемые детьми от массмедиа, интенсивно формируют в них определенное отношение к основам добра и зла, к семейным и духовным ценностям. Способно ли выжить общество, в котором детей постоянно настраивают против всего, что есть добро и благо, делают из них то, что совершенно противоположно нашему идеалу? И, что следует особенно подчеркнуть, все это происходит при пассивном попустительстве со стороны родителей.

Сегодня, к счастью, есть некоторые исключения. Это такие передачи, как «Touched by an Angel» и «Promised Land», в которых есть молитва, вера в любящего и справедливого Бога и люди, ищущие Его. Но, чтобы добраться до чегото хорошего и ценного, приходится перевернуть массу всякого мусора.

Тактика киноискусства

Сценарист Коулман Лак утверждает, что христиане, мир и Голливуд друг друга не понимают. Большинство евангельских христиан, по его мнению, уверены, что Голливудом руководит в основном страсть к деньгам. Хотя эта страсть и имеет место, однако на самом деле большинство продюсеров и актеров занимаются своим ремеслом для того, чтобы сказать чтото этому миру, передать ему свои идеи и убеждения. Они безраздельно преданы своему искусству и не способны понять христианство и правдиво отобразить его.

«Единственными формами христианства, которые Голливуд способен понять, являются католичество и правые консервативные политики, укрывающиеся за религиозной терминологией… Голливуд виновен в чудовищном искажении и сведении к дешевым стереотипам образов людей веры. Если когданибудь Голливуд попытается смешать созданные им стереотипы с сексуальной или расовой тематикой, он понесет заслуженное осуждение» .

Кино всегда несет с собой определенную идеологию. Некоторые фильмы действительно серьезно подходят к проблемам расизма («In the Heat of the Night», «Ночная жара»; «Schindler’s List», «Список Шиндлера») или, в редких случаях, – веры («Chariots of Fire», «Огненные колесницы»). Однако по большей части они имеют антихристианскую или антисемейную направленность. Подсчет оторванных билетных «корешков» показывает, что здоровые, нравственные фильмы приносят гораздо больше денег, чем те, что специализируются на сексе и насилии. Коулман Лак в некотором смысле прав, говоря, что кинопродукция передает взгляды и идеологию своих создателей, и, если бы их главным мотивом были деньги, разве не могли бы они таким образом еще больше заработать? Можно не сомневаться в том, что большинство этих талантливых людей вносят свой вклад в формирование такого общественного сознания, которое, по мнению христиан, разрушает общество и особенно губительно действует на детей.

Родители в тупике

Во многих домах телевизор занимает приоритетное место, и, даже когда никто его не смотрит, он создает постоянный шумовой фон. В большинстве семей телевизор работает, как правило, во время завтрака, обеда или ужина. У детей, растущих в таком окружении, формируется патологическая потребность в звуковой среде, так что в тишине они испытывают дискомфорт. Это оказывает влияние не только на их внутреннее состояние, но и на поведение в традиционно спокойных местах, например, в школе или в церкви.

Дети, проводящие много часов перед телевизором, уже не имеют времени для понастоящему важных вещей. Среднестатистический ребенок школьного возраста, например, проводит вместе с отцом полчаса в неделю, с матерью – два с половиной часа, пять часов в неделю уходит на домашнее задание и примерно полчаса на внепрограммное чтение. Что это по сравнению с тринадцатью часами в неделю перед телевизором?

Родители позволяют детям столь продолжительное общение с телевизором по разным причинам, а он между тем поглощает мысли и подчиняет себе поведение наших детей так же, как он съедает их время. Дети, которые с трудом концентрируют внимание на таких важных делах, как учеба, чтение или назидание через слушание учителей, родителей или служителей, оказываются полностью поглощенными телевизионными шоу. Можно ли назвать это зависимостью? Думаю, можно. Когда детей, постоянно просиживающих перед телевизором, лишают возможности его смотреть, они всегда проявляют болезненные симптомы: становятся раздражительными, нервозными, агрессивными, трудными в общении. Однако спустя некоторое время они постепенно восстанавливают свое равновесие и способность справиться со стрессом.

Многие родители не обращают внимания ни на методы, ни на содержание массмедиа, однако дети весьма чувствительны и к тому, и к другому. Таким родителям пора менять свою позицию и вглядеться в происходящее вокруг. Наше общество не оставляет места для самоуспокоенности и иллюзий по поводу того, что происходит в умах, сердцах и психике наших детей.

Многие родители не видят связи между тем, что входит в сознание их детей и что выходит наружу в форме поведения и отношения к окружающим. Родители не знают ни интересов, ни круга общения своих детей и предоставляют им свободу решений и действий. Позже, когда возникают неприятности и проблемы, эти родители недоумевают и разводят руками.

Если бы они задумались и сравнили количество времени, которое они проводят со своими детьми, с количеством времени, которое их дети проводят в общении с массмедиа, они бы увидели, что довольствуются последним местом.

Что же мы, родители, можем сделать?

Сегодня, при доминировании развращающего влияния массмедиа и современной культуры, нам, родителям, необходима сильная и активная позиция в воспитательном процессе. Я имею в виду позицию активного общения с детьми, а не пассивного реагирования на их поведение. Мы можем воспитать наших дорогих детей так, чтобы они умели противостоять вредной и разрушительной идеологии этого мира. Этим нельзя пренебрегать, ибо слишком многое поставлено на карту.

Наша главнейшая задача состоит в том, чтобы эмоционально поддерживать, воспитывать и защищать наших детей. Я хочу напомнить, что все попытки воспитывать и защищать будут безуспешными, если не выполняется первое условие – не обеспечивается подпитывание и наполнение детской души любовью. Мы должны постоянно наполнять эту эмоциональную емкость безусловной любовью, только тогда остальные наши усилия не останутся бесплодными. Кроме того, для успешного воспитания ребенка нам необходимо быть в курсе его контактов с внешним миром. Наконец, мы обязаны защитить его от губительного воздействия нашего общества, по сути своей направленного и против родителей, и против детей.

Могут ли массмедиа приносить пользу?

Не следует отвергать все массмедиа без исключения, коечем можно воспользоваться для сообщения детям полезных сведений. Вопервых, мы можем считать, что массмедиа способны научить ребенка общению со всеми слоями общества. Надо отдавать должное здоровым и познавательным программам и давать правильную оценку вредной и отрицательной информации. Мы должны научить наших детей использовать телевидение с максимальной пользой для себя. Также и видеоматериалы с положительной тематикой могут быть полезны для дискуссий об истинных – или ложных – ценностях, исходя из поведения экранных персонажей. Мы можем сделать Интернет окном в мир полезной информации для наших детей, помогающей им разобраться в том, что есть истина, а что ложь.

Вовторых, мы, родители, должны делать все возможное, чтобы поддерживать в детях неприятие деструктивных тенденций в обществе. Для этого необходимо внимательно следить за тем, какие кинофильмы и телепрограммы смотрят наши дети.

Я считаю ошибочным запрет на телевизор, потому что почти все американские семьи имеют сегодня телевизоры, и дети, естественно, тянутся к ним. Запрещая детям смотреть телепередачи дома, мы тем самым провоцируем их заниматься этим в домах друзей, а это обязательно вызовет у них ощущение неполноценности собственного дома по сравнению с другими. В возрасте нормального пассивноагрессивного поведения, они испытывают особенно сильную тягу к телевидению (в своем или чужом доме) как к средству выражения своих пассивноагрессивных настроений.

Мне известно, что некоторые родители решают эту проблему путем домашнего обучения или какимилибо другими способами, уменьшающими подверженность детей влиянию массмедиа. Это помогает формировать в детях отвращение к насилию и жестокости, однако не учит их противостоять повсеместному напору телевидения, Интернета и попмузыки (см. главу 11, в которой дается руководство по использованию детьми Интернета). Ребенку необходима защита от всякого вредного воздействия, а также умение самому принять правильное решение и отстраняться от негативных программ в отсутствие родителей.

Если ваши дети посещают кинотеатры и другие места досуга, нужно ограничивать время их пребывания там так же, как и в случае с домашним телевизором. Нельзя при этом забывать о маркировках фильмов. Детей не следует пускать на фильмы с индексом R. Невыполнение этого правила должно приравниваться к нарушению закона. Кроме этих, есть еще фильмы категории PG13 и PG, которые тоже весьма сомнительны. Я бы рекомендовал регулярно просматривать кинокритику и рецензии в местных газетах, чтобы быть в курсе и помочь детям определиться с выбором фильмов. Вы можете запретить смотреть какойто конкретный фильм категории PG, но при этом обязательно объяснить причину, например, так: «Из газетной статьи я узнал, что в этом фильме много зла и насилия, и я не хочу, чтобы ты привыкал к таким словам и сценам». Если ваш ребенок отправляется развлекаться в компании друзей, вы должны знать, куда они идут, с кем будут проводить время, что будут смотреть и чем заниматься.

Втретьих, мы обязаны создать условия для здорового досуга в своем доме.

Под здоровым досугом я подразумеваю активные виды отдыха и развлечений вместе с братьями и сестрами или друзьями. Я не имею в виду пассивное времяпрепровождение, к примеру, просмотр телепередач, видеофильмов или видеоигры. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети в подростковом возрасте предпочитали находиться дома, и мы обязаны сделать все, чтобы наш дом стал любимым местом для наших детей и их друзей.

Когда ваши дети дома, вы знаете, чем они заняты, вы можете общаться с ними; когда же они находятся в домах друзей, вы теряете это преимущество. Предоставляйте детям и их друзьям возможность разнообразного активного отдыха и участвуйте сами.

Когда наш сын Дейвид пошел на школьный вечер встречи выпускников, ему и другим его одноклассникам была предложена анкета. Им нужно было вспомнить самые памятные события школьных лет. И среди прочих вопросов был вопрос о любимом месте встреч. Наш дом был вторым в этом списке после любимого всеми кафетерия. Наши родительские старания не пропали даром, а самое главное – мы использовали шанс лучше узнать друзей наших детей. До сих пор многие из них остаются и нашими друзьями тоже.

Вчетвертых, нужно сделать телевизор наименее важным предметом в доме. Вряд ли можно решить телевизионную проблему правильным выбором приемника, однако и это важно: лучше всего ему быть цветным, но небольшим по размеру. Хорошо бы поместить его в какоенибудь невидное, не лучшее место в доме, и чтобы доступ к нему был несколько затруднителен. И никогда не следует ставить его в спальню. Помните, что ваше поведение – лучший учитель. Если вы, лежа в постели, смотрите телевизор, вы подаете дурной пример детям.

Ребенку нужно смотреть телевизор, но по конкретным поводам и случаям, это не должно превращаться в ежедневную рутину. Важнейшие ежедневные новости можно узнавать из газет, и, показывая детям такой пример, вы приучаете их пользоваться телевизором минимально и привлекаете их внимание к чтению как к одному из средств получения необходимой информации.

Пользоваться телевидением разумно

Телевизор остается главным средством развлечения для многих людей. Приняв это во внимание, а также то, что в большинстве домов он работает ежедневно, я позволю себе дать некоторые рекомендации по его разумному использованию.

• Ограничить время, проводимое перед телевизором. Некоторые мудрые родители ограничивают его до получаса в день. Я рекомендую регламентировать это время от одного до полутора часов.

• Просматривать программу телепередач, чтобы определить, что пригодно для детей, а что нет. Из перечня отобранных вами программ предложите ребенку выбрать те, которые ему хотелось бы посмотреть, но в пределах поставленных временных рамок.

•Запретить смотреть телевизор перед уходом в школу (это расслабляет и вас, и детей), а также после уроков до тех пор, пока не будут сделаны домашние задания.

• Не включать телевизор во время еды.

• Твердо придерживаться установленного графика времени, не делая исключений и уступок, несмотря на возможные провокации со стороны детей.

• Не пользоваться телевизором как средством примирения и улаживания конфликтов с детьми.

• Находить другие формы развлечения; быть вместе с детьми все время, пока они не заняты телевизором, и участвовать в играх, чтении, прослушивании компактдисков или радио. Это потребует от родителей усилий, но окупится сторицей.

• Иметь в запасе хорошие видео– или телепрограммы на случай совместного семейного досуга.

• Смотреть телепередачи вместе с детьми, время от времени обмениваясь мнениями о просмотренном. Это дает возможность обучать и воспитывать детей на примерах конкретных ситуаций, обращая их внимание на то, что важно, ценно и нравственно, что отвечает духовным ценностям семьи, что отвечает или противоречит христианской вере и т. п.

Быть рядом с детьми

Если у вас есть обыкновение обсуждать вместе с детьми информацию от массмедиа, ваши дети очень скоро начнут задавать вам все новые и новые вопросы. Они будут интересоваться вашим мнением о том, что приемлемо для вашей семьи, а что нет. Если вы достаточно подготовили сына или дочь, если ваш ребенок воспитывался и обучался в обстановке безусловной любви и надежно защищен внутренне, то однажды вы можете позволить ему посмотреть вместе с вами одну из программ сомнительного свойства. Если вы сумели воспитать у ребенка неприязнь к разнузданным сценам и вообще развлечениям такого рода, эта демонстрация произведет на него желаемый эффект –вызовет ощущение неловкости и даже отвержения.

Можно также побеседовать с ребенком об увиденном и поделиться с ним своими мыслями. Может быть, это побудит вашего сына или дочь обсудить эту тему с друзьями, которые спокойно относятся к таким развлечениям и не видят в них ничего плохого.

Огромное разнообразие средств массмедиа XXI века может сыграть положительную роль, если только пользоваться ими разумно. Но мы обязаны предостерегать наших детей и подростков от непорядочных людей, чтобы те не могли использовать их в своих целях. Это значит, что мы, родители, должны быть рядом с детьми постоянно, всегда знать о том, что происходит и в нашем доме, и в огромном мире телевидения, Интернета и кинопроката.

Как сказал Дейвид Уэлш из Национального института массмедиа и семьи, «средства массовой информации намного мощнее, чем мы себе представляем, и если родители действительно озабочены судьбой своих детей, то им придется пересмотреть само понятие забота и приспособить его к современным условиям быстро меняющегося мира информации» .

В этой постоянно изменяющейся современной действительности, мы, родители, должны поддерживать связь друг с другом. Нам придется также быть внимательными к привычкам и интересам наших детей, принимать участие в их общении с телевизором и компьютером. Это позволит нам сохранить близкие отношения со своими детьми на всем протяжении их взросления.