9. Когда любовь кажется далекой

НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ предполагает воспитание. Если мы любим, то будем наставлять любимых. Когда мы с психиатром Россом Кемпбеллом писали книгу «Пять путей к сердцу ребенка», то включили в нее главу о любви и дисциплине, заметив, что действительно любящий родитель обязательно будет воспитывать своего ребенка. Научить детей держаться в определенных рамках значит подготовить их к ответственной жизни во взрослом мире.

Мы сделали два основных наблюдения. Вопервых, ребенок, скорее всего, взбунтуется, если его воспитывают, не удовлетворяя при этом потребность в любви. Поэтому мы призвали родителей говорить с ребенком на его основном языке любви до и после дисциплинарных действий. Вовторых, мы заметили, что ребенок наиболее чувствителен к тому способу воспитания, который связан с его основным языком любви. Если, например, основной язык любви ребенка – слова поощрения, то слова, осуждающие его поведение, произведут на него слишком большое впечатление. Когда ребенка воспитывают подобным образом, он может почувствовать отчуждение от родителей и даже прийти к выводу, что они не любят его.

Воспитание от любящего Бога

Как ребенок иногда не понимает родителей, воспитывающих его, так и взрослые порой не понимают воспитательных действий Бога. Здесь работают те же два основных принципа. Вопервых, скорее всего, мы восстанем против Божьей дисциплины, если наша потребность в любви неудовлетворена. Если мы не чувствуем Божьей любви к себе, Его воспитательные действия могут показаться нам слишком строгими. Вовторых, когда Божий метод воспитания непосредственно взывает к нашему основному языку любви, он производит на нас максимальное впечатление.

Воспитание, которое возвращает нас к Богу

Когда нам больше всего нужно Божье воспитание? В те моменты, когда мы отходим от Бога и можем причинить вред себе и окружающим. То же происходит на уровне родителей и детей. Однако, отходя от Бога, мы вряд ли чувствуем Его любовь. Возникает дистанция между нами и Творцом. Поэтому, когда Он начинает воспитывать нас, мы часто воспринимаем Его методы как слишком строгие.

Мы можем обвинять Бога в несправедливости, но именно наше отдаление от Него привело к возникновению этой дистанции. Когда мы близки к Богу, Его воспитательные действия воспринимаются как акт любви, а не суд.

Поскольку по природе своей мы более чувствительны к воспитательным мерам, связанным с нашим основным языком любви, Бог часто использует его, чтобы привести нас к покаянию и прощению. Когда мы вступаем на гибельный путь и Бог хочет привлечь наше внимание, Он часто воспитывает нас, используя наш основной язык любви.

Например, если наш основной язык –слова поощрения, небеса безмолвствуют. На земле коллеги по работе начинают осуждать нас. Дома жена и дети нас критикуют. Мы открываем Библию – и взгляд падает на строки, говорящие о нашей греховности. Мы читаем слова пророка Нафана, обращенные к царю Давиду: «Ты тот человек!» – и понимаем, что это Бог говорит нам. Наши сердца пусты; в отчаянии мы взываем к Богу и начинаем путь домой.

Воспитание, которое нам на благо

Бог знает нас лучше, чем мы знаем себя. Он знает, как привлечь наше внимание. Его воспитательные меры не всегда приятны, но безусловно осмысленны. Автор новозаветного Послания к евреям знал об этом, когда писал:

Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?.. Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей –для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Общий принцип понятен: Бог всегда воспитывает нас для нашего же блага. На человеческом уровне родители воспитывают нас в соответствии со своими представлениями о нашем благе. Родители несовершенны, поэтому иногда ошибаются. Бог же свят, и Его воспитание всегда служит нам на благо. Воспитательные меры Бога редко приятны и иногда очень болезненны, но Его цель – привести нас на путь праведности и мира.

Эти два слова, праведность и мир, никогда не должны разделяться. Мир, то есть гармония с самим собой, –это главное желание человека. Большинство из нас от всей души желают «внутреннего мира». Мы хотим, чтобы наши чувства, желания и поступки гармонично сочетались друг с другом. Противоположность такого мира – беспокойство. Мы хотим мира и в отношениях с другими людьми. Поэтому многие люди говорили мне на протяжении лет: «Я отдал бы все, чтобы жить в согласии со своей женой» (или «…со своими детьми»). Мыслящие люди во всех странах могли бы жить в согласии. Во многих религиях идея мира как гармонии со вселенной является центральной. Но большинство людей, верующие они или нет, не могут осуществить эту мечту.

Считайте воспитание Божьим актом любви

В действительности ни на одном из уровней человеческого существования мир невозможен, если мы не живем в соответствии с замыслом Творца. В Писании такая жизнь называется праведной. Она означает, что мы выбираем правильную тропу, хотим повиноваться Божьим правилам, потому что верим в то, что они созданы для нашего благополучия. Когда мы живем праведно, то живем в мире. Бог всегда хочет для нас этого, и Его воспитательные меры приближают нас к идеалу. Когда вы осознаете происходящее, вам не становится менее больно, просто вы начинаете воспринимать эту боль как акт Божьей любви.

Ошеломление от потери

Р. Дж. ЛеТурно (с которым мы встречались в четвертой главе) приводит пример ситуации, в которой отразились два указанных выше принципа: (1) Божьи воспитательные меры кажутся суровыми, если мы не чувствуем Его любви, и (2) они влияют на нас сильнее всего, если Он осуществляет воспитание на нашем основном языке любви. Когда ЛеТурно был еще молодым христианином, на какоето время он позволил себе увлечься работой и начал отходить от Бога. Когда умер его старший сын, он воспринял это как суровое наказание от Господа.

В автобиографии ЛеТурно описал свою реакцию:

Я поддерживал Эвелин, но, когда мне удалось найти слова, они были обращены к Богу. «Что не так? – говорил я. – Что мы сделали, чтобы заслужить такое наказание? Мы усердно трудились, старались быть христианами. Что мы сделали не так?».

Ночью, когда мы еще не вышли из оцепенения, вызванного утратой, мне был дан ответ. «Сын Мой, – сказал Голос, – ты усердно трудился, но не для того. Ты трудился для получения материальных благ…».

Слов было немного, но их значение потрясло меня. Всю ночь я вспоминал свое прошлое и видел, что лишь символически отдавал дань Богу. Я вел себя похристиански, но на самом деле служил себе и своей совести, а не Ему. Вместо того чтобы быть смиренным слугой, я гордился работой в гараже для уплаты своих материальных долгов, но почти ничего не делал, чтобы отдать свой духовный долг Богу.

В ту ночь я многому научился, и теперь могу сказать следующее: если человек понимает, что духовное стоит дороже– а это, безусловно, так, потому что оно останется, когда материального уже не будет, – он станет усерднее трудиться ради духовного. Я обнаружил: Бог любит нас так сильно, что ждет ответной любви. Он хочет, чтобы мы сотрудничали с Ним, выполняя Его замысел… А я этого не делал. Я прежде всего думал о себе, и считаю, что Богу пришлось послать эти испытания, чтобы мы посмотрели Ему в лицо и воззвали к Нему о помощи и наставлении.

Бог воспитывает нас с помощью нашего основного языка любви

Основным языком любви ЛеТурно были подарки. Он считал своих детей лучшими подарками от Бога, поэтому, лишив этого дара, Бог привлек к Себе его внимание. Ничто не могло воззвать к душе Р. Дж. ЛеТурно сильнее. Божьи воспитательные меры были непосредственно связаны с его основным языком любви. ЛеТурно правильно отреагировал на Божье взыскание, и с того момента стал вести себя подругому. Он стал жить «в правде и мире». ЛеТурно добился необычайного успеха, как мы уже говорили в четвертой главе, но Бог всегда был в центре его жизни и работы. Неизвестно, сложилась ли бы жизнь этого человека так успешно и совершил ли бы он столько хорошего для Бога и мира, если бы не суровое Божье наказание в самом начале жизни.

Для тех, чей основной язык любви –подарки, ответ на молитву –это свидетельство Божьей любви, которое оказывает сильное эмоциональное воздействие. Так, в начале своего духовного пути они могут беспокоиться и даже сердиться на Бога, если не получают тех даров, о которых молятся. Когда на их молитвы нет ответа, вера этих людей колеблется. Если в их жизни случается трагедия, им кажется, что Бог несправедлив. Те, чей основной язык любви – подарки, гораздо глубже переживают свои трагедии и молитвы, оставшиеся без ответа, чем другие верующие. Но в зрелые годы они начинают считать и такие вещи подлинными Божьими дарами. Люди начинают понимать, что любящие родители не всегда удовлетворяют просьбы своих детей. Почему?

Потому что родительская любовь не позволяет давать детям то, что заведомо им навредит.

Таким образом, отказ Бога выполнять все просьбы Своих детей – это не знак того, что Он их не любит, а искреннее выражение любви. Обстоятельства, которые кажутся нам трагичными, на самом деле могут быть величайшим проявлением Божьей любви.

Основной язык любви Меган – время. Впервые я встретил ее, когда она училась в университете и занималась религиозными исследованиями. Меган страстно любила Бога и могла часами созерцать, размышлять, молиться. Беседа с ней всегда волновала воображение, и другие студенты относились к Меган как к духовной наставнице. После окончания университета девушка два года работала в миссионерской организации в Южной Африке. Позже она вернулась, чтобы получить диплом психолога.

Во время обучения Меган начала встречаться с молодым человеком, который не только не уделял времени Богу, но и гордился тем, что он – агностик. Юноша был убежден, что никто не может быть абсолютно уверен в существовании Бога, и много времени проводил, пытаясь внушить это другим. Шесть лет спустя Меган так рассказывала эту историю: «Я полюбила его и вскоре уже сама засомневалась в существовании Бога, даже не замечая этого. Я перестала ежедневно проводить с Богом время и начала посещать со своим другом собрания, где обсуждали далекие от Бога философские мировоззрения. Сначала я думала, что смогу оказать положительное влияние на него и его друзей, но со временем поняла: это они оказывали влияние на меня. Я вдруг заметила, что уделяю больше времени чтению книг, которые порекомендовал мне он, чем чтению Писания.

Ощущение пустоты становилось все сильнее, и однажды пришло понимание: я жила только для того, чтобы быть со своим другом. Это стало целью моей жизни. Когда он бросил меня и ушел к другой девушке, я была в отчаянии. К тому времени я уже получила диплом психолога, поэтому поняла, что нахожусь в глубокой депрессии. Когда я пыталась молиться, возникало ощущение, что Бог не слышит меня. Я чувствовала себя такой далекой от Бога, что мне казалось, будто я совершила непростительный грех.

Я лечилась от депрессии и примерно через полгода одолела ее, но попрежнему чувствовала себя далекой от Бога. В глубине души я знала, что Он есть, но после депрессии у меня было столько воспоминаний об одиночестве, что я не была уверена, смогу ли когданибудь снова ощутить Божье присутствие. Примерно в то время подруга пригласила меня на библейские уроки, проходившие в ее доме. Я пошла туда, потому что хотела снова стать христианкой. Начинался курс для новообращенных, поэтому я записалась на занятия, которые проходили раз в неделю».

Меган говорит, что следующие три месяца были самыми важными в ее жизни. Она столько времени была лишена возможности общаться с Богом на своем основном языке любви – языке времени! Теперь, «как лань желает к потокам воды»,так душа Меган желала «явиться пред лицо Божие». Она принесла учебник, по которому занималась в классе, домой и сказала Богу:

– Я хочу представить, что наши отношения только начинаются. Научи меня Своей любви!

«Я словно вернулась домой после долгого путешествия, – сказала мне Меган. – День за днем, изучая Писание, я обнаруживала любовь Бога. Я поняла, как бессмысленна жизнь без Него. Чтение Писания и беседы с Богом стали для меня лучшим временем. Это было два года тому назад, и я продолжаю встречаться со своей группой каждую неделю. Мы очень многое прошли вместе. Теперь я работаю консультирующим психологом и никогда в жизни не была так счастлива».

Этот разговор с Меган состоялся пятнадцать лет тому назад. Сегодня она – один из лучших психологов, которых я знаю. Одна из ее специализаций – помогать людям понять, что такое депрессия, и справиться с нею. Примерно через пять лет после нашего разговора Меган вышла замуж, позже родила двоих детей. Теперь, когда у нее есть дети, Меган работает только два дня в неделю, но ее привязанность к Богу осталась неизменной. Сама женщина говорит: «Суровый урок депрессии – самое важное событие в моей жизни. Мне страшно подумать, что бы произошло, если бы я продолжала жить так, как жила. Именно отчаяние депрессии вновь обратило меня к Богу. Это было болезненно, но я искренне благодарна Богу за полученный опыт».

Бог любит нас достаточно сильно, чтобы быть далеко, если такое отчуждение заставит нас снова жаждать Его присутствия. Для тех, чей основной язык любви – время, это часто бывает лучшим методом воспитания.

«Разве Бог не благ?»

Божье воспитание кажется особенно строгим, если наши надежды не сбываются. В таком случае мы должны помнить, что Бог благ. Он продолжает любить нас. Я вспоминаю Синди, которую встретил на конференции для одиноких людей в горах Северной Каролины. Она сказала:

– Раньше я думала, что Бог не любит меня, потому что Он не дал мне мужа. Я старательно молилась о «подходящем человеке», но годы шли, а Бог не отвечал на мою молитву. Часто мне казалось, что Бог любит меня не так, как моих подруг. Но потом я увидела, как мои подруги одна за другой разводятся –после семи, десяти, двенадцати лет брака. Я видела, как им больно, какая травма это для их детей. Им пришлось страдать гораздо сильнее, чем мне от одиночества.

Я помню тот день, когда сказала Богу:«Хорошо, Отец. Действительно, спасибо Тебе за то, что Ты не ответил на мою молитву и не послал мне мужа. Наверное, я была слишком незрелой, чтобы мой брак оказался успешным. Спасибо Тебе за дар одиночества». Я могу честно сказать, что счастлива одна. Мне не кажется, что Бог пренебрегает мною; напротив, Он любит меня и спас от трагедии.

Через год после этого разговора я получил от Синди письмо: «Дорогой доктор Чепмен, пишу вам, чтобы сообщить: Бог наконец привел в мою жизнь нужного человека. Я не знала, что вступлю в брак.

Уверена, что вы помните о нашем разговоре, но так случилось. Я встретила Кевина сразу же после конференции, в прошлом году. Он приехал в наш город всего месяцем раньше и тут же вступил в нашу группу одиноких людей при церкви. Мы подружились, а через три месяца стали встречаться. Наши отношения лучше, чем я когдалибо мечтала. Кевин – настоящий христианин и джентльмен. Разве Бог не благ?».

Теперь Синди и Кевин женаты уже десять лет, у них двое детей и прекрасные отношения. Периодически они ведут группы для супругов в своей церкви. Однажды Синди сказала мне: «Бог дарит Своим детям чудесные подарки, но лишь тогда, когда знает, что они готовы принять Его дары».

Исцеляет ли нас любящий Бог?

Когда боль не проходит

Физическая боль и ослабляющие нас болезни часто побуждают верующих задавать вопрос: Если Бог есть любовь, почему Он позволяет Своим детям страдать от боли? Сталкиваясь с этим трудным вопросом, искренне верующие приходят к разным выводам. Одни говорят, что боль и страдания исходят от сатаны, Бог же никогда не хотел, чтобы люди болели. Если мы болеем по вине сатаны, то искренняя молитва должна исцелять. Да, чудесные исцеления и в самом деле случаются, но в то же время существуют тысячи людей, чья вера пошатнулась оттого, что они молились в вере, но не получили исцеления.

Действительно, в Писании верующим рекомендуется молиться об исцелении больных. Но Бог никогда категорично не обещал, что исцелит любого, чья вера достаточно сильна. В Писании исцеление никогда не связывается с силой веры человека, но целиком и полностью зависит от воли Всевышнего, решающего, исцелять Ему или нет, причем этот выбор всегда делается для нашего блага и блага окружающих.

Хроническая болезнь Павла

Павел, апостол I века, чье обращение ко Христу описано в шестой главе, стал величайшим руководителем ранней христианской церкви. Его можно назвать благочестивейшим из благочестивых, однако и в жизни Павла было место страданию. Апостола бросали в темницу и избивали, трижды его закидывали камнями и оставляли, считая мертвым; однажды он потерпел кораблекрушение, и ему угрожали акулы; его часто грабили, отнимая скромные пожитки. Но все это беспокоило Павла не так сильно, как собственное тело, страдающее от болезни. Трижды Павел молил Бога об исцелении, но Он отвечал: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Поразмыслив, Павел пришел к выводу, что болезнь дана ему, чтобы он не гордился посланными ему Господом великими откровениями. Он явно считал свою болезнь полезной воспитательной мерой любящего Бога. Апостол писал: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен».

Вероятно, основным языком любви Павла было прикосновение. Его обращение произошло, когда Бог коснулся его тела, и будущий апостол на три дня ослеп. После обращения он много путешествовал и, вероятно, был величайшим миссионером христианской церкви. Он посвятил свою физическую жизнь выражению любви ко Христу, Который дотронулся до него и изменил его жизнь. Во время плодотворного служения апостола Бог в любви Своей использовал дисциплинирующие физические меры, чтобы последующая жизнь Павла была столь же эффективна, как и первые годы после обращения.

В конце жизни Павел мог писать: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил». Божьи воспитательные меры были не случайны, и Павел испытывал лишь благодарность к Господу, Который достаточно заботился о нем, чтобы воспитывать.

Как преодолеть кризис веры

Когда основной язык любви прикосновение

На протяжении истории многие избранные Богом вожди страдали от болезней. Обычно такой опыт привлекает наше внимание к Богу, особенно когда врачи делают все, что могут, а болезнь не отступает. Часто болезнь – это Божье сообщение о том, что надо изменить свою жизнь. Для тех же, чей основной язык любви – прикосновение, это сообщение звучит, словно из громкоговорителя. Их болезнь задевает сильнее, а жизнь меняется более резко, чем у тех, кто говорит на других языках любви.

Я встретился с Кларенсом более сорока лет назад. Он приехал в церковь на инвалидной коляске, страдая от множественного склероза. Годы шли, его болезнь прогрессировала, несмотря на многочисленные молитвы об исцелении. Наконец он оказался прикован к постели, и в последние пятнадцать лет жизни не мог шевелить руками и ногами. Он мог контролировать только движение шеи.

Благодаря местной библиотеке у него было устройство, с помощью которого книга фиксировалась над кроватью, и он мог перелистывать страницы, нажимая подбородком на перекладину; так он имел возможность читать. Друг сделал для него подобный механизм, с помощью которого Кларенс слушал радио, двигая подбородком. В результате он узнавал о том, что происходило во внешнем мире, из радиопередач и книг.

Периодически я навещал Кларенса, и мы много разговаривали. Иногда речь заходила о том, почему Бог допустил, чтобы он страдал от множественного склероза.

В молодости Кларенса особенно волновал этот вопрос. Он закончил колледж и семинарию, готовясь к служению, и вскоре стал пастором, но теперь не мог служить в качестве проповедника, и ему трудно было понять это. Как и апостол Павел, Кларенс молился об исцелении. Но, как и в случае с Павлом, его желание не сбылось, и Кларенс все отчетливее понимал, что, видимо, Бог приготовил для него другой вид служения, связанный не с проповедями, но с молитвой.

Кларенс стал одним из величайших подвижников молитвы, которых я когдалибо встречал. Слушая радио, он молился о дикторе и о людях, слушавших передачу. Каждая страница книги напоминала ему о комто, нуждающемся в молитве. Когда распространился слух о молитвенном служении Кларенса, к нему из разных кварталов начали поступать просьбы о молитве. Я часто делился с ним своими собственными проблемами и в душе всегда знал: молитва для него – не бремя, а служение.

Двадцать пять лет Кларенс нес беспрецедентное молитвенное служение, результаты которого проявятся лишь в вечности. Сначала сидя в кресле, потом – лежа в постели, он чутко прислушивался к нуждам людей. Бог воспользовался прикосновением, чтобы превратить жизнь Кларенса в самое эффективное служение, какое только было для него возможно.

Когда основной язык любви помощь

Другие люди, чей основной язык любви –помощь, могут вести себя иначе. Когда такие люди общаются с Богом и чувствуют Его любовь и прощение, они чаще всего выражают свою любовь к Господу, помогая другим во имя Иисуса. Если такое служение не дает результатов или они не могут заниматься им, то испытывают кризис веры. Одна молодая женщина сказала: «Что делает Бог? Я пытаюсь служить Ему. Почему Он позволил, чтобы такое произошло?». Очевидно, Бог привлек ее внимание, но она не поняла, что Он хотел ей сказать.

Отец Роберта был фанатом электроники. Он работал на производстве электронного оборудования, обучал электронике в местном колледже и проводил все свободное время в мастерской в подвале своего дома. Отец редко обращал внимание на Роберта. Его мать жаловалась на образ жизни мужа и почти все время находилась в депрессии. Она была очень строгой и пыталась контролировать жизнь сына. В подростковом возрасте Роберт понял, что ему нравятся мальчики, и к восемнадцати годам вступил в гомосексуальные отношения.

Роберт мечтал о колледже как о возможности избавления. Он не мог дождаться, когда покинет своего равнодушного отца и строгую мать. Ему казалось, что в колледже он сможет приобрести сексуальный опыт и насладиться свободой. Но после шести недель первого семестра Роберт чувствовал себя одиноким и подавленным. Он не знал, что скоро его жизнь коренным образом изменится.

Джулия была жизнерадостной новообращенной христианкой и старалась помогать людям. Она пригласила Роберта каждую среду вместе участвовать в проекте «Еда на колесах». В среду у Роберта не было занятий, и он готов был помочь. Потом она вовлекла его в строительство дома в рамках проекта «Жилье для человечества», а осенью они вместе убирали листья и чистили водостоки с ее группой по изучению Библии. Еще до конца первого семестра Роберт начал посещать библейские уроки, а во втором семестре установил отношения с Богом.

Молодой человек рассказывает об этом так: «Джулия привела меня в объятия Иисуса. Мне нравилось помогать людям, и я был рад, что Джулия помогает мне с математикой. Я действительно нуждался в помощи. Мне казалось, что она искренне заботится обо мне. Позже, когда она сказала, что любит меня, потому что Бог любит ее, и ей нравится помогать мне, потому что Бог помог ей, меня заинтересовал этот Бог.

Когда я наконец обнаружил, что сделал для меня Бог, послав Христа на смерть за меня, то понял, что Он любит меня и я должен откликнуться на Его любовь».

Ясно, что основным языком любви Роберта была помощь, но, любя Бога, юноша не знал, что ему делать со своими чувствами к мужчинам. Продолжая изучать Библию, он понял, что гомосексуализм не соответствует Божьему замыслу, но почему же тогда его так сильно влечет к мужчинам? Роберта терзали сомнения, и наконец он обратился за помощью к Джулии, хотя и боялся, что она отвергнет его, когда узнает правду.

Ее первая реакция потрясла его. Джулия обняла его так крепко и сердечно, как никто и никогда его не обнимал, и сказала:

– О, Роберт, как я рада, что ты честно рассказал мне об этом! Я надеюсь, что все будет хорошо. Бог позаботится о решении твоей проблемы.

Роберт не был в этом уверен, но решил предоставить Богу такую возможность. Джулия познакомила Роберта со своим пастором, который отвел его к христианскому психологу. Психолог не только помог Роберту разобраться в собственных чувствах, но и подтвердил слова Джулии: от извращенного сексуального влечения, как и от других извращенных чувств, можно исцелиться.

Жизнь Роберта изменилась. Его перестали привлекать мужчины, он открыл и начал развивать в себе гетеросексуальные черты. Роберт продолжал активно принимать участие в изучении Библии и нести служение для общины вместе с Джулией.

После окончания колледжа они с Джулией поженились и поступили в семинарию. Роберт поверил, что Бог хочет видеть его проповедником.

Учась в семинарии, Роберт одновременно выполнял функции социального работника, а Джулия работала в местном банке. Оба активно помогали служению поместной церкви среди испаноязычного населения. После окончания семинарии Роберт решил полностью посвятить себя служению, используя свой основной язык любви на благо Христа. Когда его позвали работать в церковь небольшого городка в Вирджинии, он был счастлив и строил множество планов на будущее. Но три года спустя его радость сменилась слезами, так как церковь решила расстаться с ним. Желая помочь другим, Роберт честно рассказал о своей борьбе с гомосексуальными наклонностями. Когда диаконы узнали об этом, они не захотели, чтобы такой человек был их пастором. Роберт страдал, потому что повел себя честно, а его отвергли.

Вера Роберта сильно пошатнулась –не только в христиан, для которых он нес служение, но и в Самого Бога. «Как Бог мог позволить, чтобы такое случилось, ведь я пытался быть честным и работать для Него?». Роберту казалось, что Бог оставил его. Он пришел в ту церковь, чтобы служить Богу; теперь возможность служения была потеряна. И этого захотел Бог?

Роберт не знал и не мог знать тогда, что у Бога другие планы по поводу его жизни. Сегодня Роберт возглавляет удивительное служение для мужчин и женщин, страдающих от таких же сексуальных расстройств. Многие из них вели лесбийский и гомосексуальный образ жизни, но отношения с Богом все резко изменили. Сам Роберт не избрал бы такое служение, так как ему хотелось забыть об этой странице своей жизни и работать пастором «нормальной» церкви.

Теперь Роберт понимает, что Бог специально подготовил его к служению, которым он занимается. Но Господу пришлось применить воспитательные меры – лишить его возможности «нормального»служения, – чтобы Роберт смог заниматься тем, что предназначил ему Бог.

Было ли это болезненно? Да. Нарушили ли диаконы принципы христианской этики? Да. Но Бог воспользовался всем этим, чтобы воззвать к духу Роберта и открыть его сердце для служения, которое Бог для него приготовил.

Иногда наши искренние старания любить Бога, служа другим, не приводят к успеху – возможно, изза непосредственного вмешательства сатаны или по вине других христиан, желающих сделать как лучше. Но за всем этим стоят рука и голос Бога, Который направляет Своих детей в наилучшее для них русло. Для тех, чей основной язык любви – помощь, такое Божье воспитание может оказаться особенно строгим. Но, возможно, это единственный способ привлечь их внимание и побудить искать новые направления для выражения любви к Богу.

Когда основной язык любви слова поощрения

Брэд говорил на другом языке любви. Его восхищали слова поощрения. В старших классах он учился играть на гитаре, а потом вступил в рокгруппу. Брэд чувствовал, что члены группы его признали и поддерживают. Они выступали только на днях рождения, но родители всегда хвалили его музыкальные способности. Группа пыталась сделать пробную запись, но у них ничего не получилось, а к началу следующего курса группа распалась.

Брэд посвятил себя другим интересам, но в колледже вернулся к музыке и решил получить музыкальное образование. Родители словесно поддерживали его, но со стороны учителей он не получал достаточного одобрения. Музыкальную карьеру сделать не удалось. Наконец Брэд решил учиться бизнесу, и его оценки существенно улучшились.

Брэд никогда не думал о Боге или духовных вопросах, но после окончания учебы он начал работать в небольшой компании, владелец которой был страстным христианином, и многие работники тоже верили во Христа. Каждое утро работа начиналась с молитвы. Здесь царил дух радостного возбуждения и одобрения. За первые полгода работы Брэд узнал о Боге больше, чем за всю свою прежнюю жизнь, и чтото заинтересовало его. Эти люди казались очень счастливыми и всегда хвалили его работу.

Именно тогда Брэд принялся за самостоятельное чтение Библии. Он начал с описания жизни Иисуса у апостола Иоанна, и ему очень понравились слова Иисуса, особенно то, что Он называл Себя «пастырем добрым», Который «полагает жизнь свою за овец». Брэд прочел слова Иисуса: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего». Неужели Иисус действительно мог предсказать собственную смерть и воскресение? – спрашивал себя Брэд.

Позже он прочитал слова Иисуса, обращенные к Марфе, сестре Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». К тому времени, когда Брэд подошел к концу Евангелия от Иоанна, он был уже готов к следующим словам: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».

Брэд говорит: «Чтото в самой глубине меня ответило на эти слова, и я сказал: “Верую!”. В тот момент моя жизнь навсегда изменилась».Брэд установил отношения с Богом.

В следующие полгода Брэд пережил чудесные приключения, изучая Писание. Он решил ходить в церковь своего работодателя, где немедленно записался на курсы для новообращенных христиан. Вскоре он стал учиться делиться своей жизнью с Богом.

– Никогда не забуду своей первой молитвы, – признался Брэд. – Я начал так: «Дорогой Бог, я не знаю, о чем надо говорить с Тобой, но, если Ты хочешь меня выслушать, то у меня есть несколько вопросов, которые я хотел бы задать». Я задал свои вопросы, и с тех пор Он отвечает мне на них, – сказал Брэд.

В богослужениях Брэду больше всего нравилась музыка. Он пел слова, которых никогда не произносил раньше, и они выражали истинные чувства его сердца. Вскоре он подумал, что ему стоит петь в хоре. Слова поощрения были его основным языком любви, но после первой репетиции он обнаружил, что не наделен даром пения.

– Я никогда не забуду того вечера, когда Брэд впервые пришел на репетицию, – говорил позже руководитель хора. – Я сразу узнал, что он пришел, потому что услышал его еще до того, как увидел. Он пел совершенно не в тон и сбивался с ритма.

Когда руководитель хора понял, что Брэд действительно очень хочет петь, то попытался позаниматься с ним в свободное время, но вскоре понял, что ничего не получится. Он был добр к Брэду, но честен, поэтому предложил ему найти другую область для служения.

Какова была реакция Брэда?

– Это был самый ужасный момент из всех, которые я пережил после обращения. Сначала я подумал, что руководитель хора неправ. Разве я не был участником рокгруппы в школе? Разве не учился музыке в колледже? Что он имеет в виду, говоря, что у меня нет «певческого дара»? Позже пара друзей подтвердили мне диагноз руководителя хора, и я понял, что мне не судьба стать музыкантом.

Думаю, мне было так трудно, потому что я считал пение способом восхваления Бога. Я был прав, но мне приходилось петь Ему восхваления наедине, чтобы не сбивать с тона других верующих.

Все это случилось много лет назад. Брэд добился успеха в бизнесе. Что же касается его основного языка любви, слов поощрения, то он стал одним из лучших преподавателей Библии в своей церкви. В течение последних двадцати лет его уроки посетило множество людей. В следующий раз они приводят с собой друзей, и никто не уходит разочарованным. Уроки Брэда отличаются воображением, живостью и проницательностью.

Слова поощрения остаются его языком любви, и каждый год он выражает свою любовь к Господу, уча Божьей истине сотни людей. Именно болезненные слова руководителя хора (в конечном итоге исходившие от Бога) привлекли внимание Брэда и направили его усилия в нужное русло.

Те из нас, чей основной язык любви –слова поощрения, подобно Брэду, очень болезненно воспринимают критику и некоторые наставления. Но, попытавшись прислушаться к голосу Бога, мы обнаружим, что такие слова – Его основное выражение любви к нам. Когда Бог приведет нас туда, где мы должны быть, мы снова услышим слова поощрения от тех, для кого несем служение.

Божьи воспитательные меры не всегда вызваны нашим греховным поведением. Часто Он старается направить нас, чтобы мы поклонялись и служили

Ему более продуктивно. Наша первоначальная реакция может выражаться в боли и сомнениях (почему Бог делает это?), но если мы будем прямо задавать вопросы и прислушиваться к тихому голосу Бога, то, скорее всего, обнаружим, что в моменты самой сильной боли Бог любит нас крепче всего.