5. Бог говорит на языке любви #4: Помощь

На неделе между Рождеством и Новым годом Пол Браун (это не настоящее его имя) пришел ко мне в офис для ежегодной «проверки». Более пятнадцати лет на неделе после Рождества Пол звонит моему секретарю и договаривается о встрече. Пол, учитель математики в высшей школе, часть этой свободной недели обычно проводит со мной.

В тот раз он выглядел так же, как год назад. Возможно, борода стала более пышной, волосы – несколько длиннее, живот – немного больше, а одежда выглядела чуть более мешковатой. Пол начал разговор, как обычно. Спросил меня: «Как ваш сын?.. Как ваша дочь?.. Как ваша жена?». Он всегда казался искренним и внимательно выслушивал мои ответы.

Потом он сказал то, что говорил регулярно:

– Ну ладно, а теперь перейдем к делу.

Он вынул из одного кармана клочок бумаги, из другого – ручку и задал мне тот же вопрос, что и всегда:

– Как человек узнает, что Бог хочет, чтобы он женился?

Полу сорок два года, и он никогда не был женат, хотя уже двенадцать лет он встречается с Беки, а еще семь лет до этого они были друзьями.

– Почему вы об этом спрашиваете? – поинтересовался я, пристально, словно доктор, глядя на него.

– Беки сказала: «Не приходи больше ко мне, если не хочешь и слышать о браке». Не знаю, готов ли к этому, так как привык жить один. Я работаю семьдесят пять часов в неделю и не думаю, что жене это понравится.

Я кивнул и попросил:

– Опишите мне свой ежедневный график.

– Ну, официально мой рабочий день начинается в 8.30 утра, но обычно я прихожу на работу на час раньше. Я преподаю с 8.30 до 3.30, а потом занимаюсь с отдельными студентами с 3.30 до 10.30 вечера, а иногда и дольше. Вы знаете, они посылают ко мне худших студентов. Некоторые из них не знают самых простых вещей. В классе они ничему не учатся, но, когда я занимаюсь с ними отдельно, у них чтото получается. Знаете, спрашивать их в классе бесполезно. Они делают вид, что понимают, но я знаю, что это не так. Они не смогут закончить школу, если не сдадут экзамен по алгебре, а без моей помощи у них это не получится.

Мне не жаль своего времени. Конечно, мне за это не платят, и не думаю, что жена поймет это.

Десятичная дробь

Я обнаружил, что Пол так работает уже несколько лет. Конечно, больше никто из учителей такого не делал. Он объяснил мне:

– У других ученики лучше. Их студенты, слушая объяснения в классе, все понимают, а мои студенты в классе ничего не понимают. Вы должны войти в мое положение. Я имею дело с ребятами, которые не знают основ математики. Они даже затрудняются определить, куда надо сдвинуть десятичную дробь, когда вычисляешь проценты, вправо или влево.

– Позвольте рассказать вам, что открыл мне Бог, – продолжил Пол. – Я не хвастаюсь; просто однажды это со мной случилось. Я молился: «Господи, как мне помочь этим студентам понять и запомнить, куда надо передвигать десятичную дробь?». Однажды я написал на доске алфавит: А, Б, В, Г, Д… до буквы П и подчеркнул Д и П. Потом я показал на Д и спросил: «У вас есть десятичная дробь, а вам нужен процент (я показал на П), куда вы двигаетесь?».

Они ответили: «Вправо». Тогда я показал на П и сказал: «У вас есть процент, а вам нужна десятичная дробь, куда вы двигаетесь?» – показал на Д.

Они закричали: «Влево!». Я знал, что они поняли. Поэтому три недели спустя на экзаменах они решали задачи, написав на листке алфавит и подчеркнув Д и П.

Мы оба засмеялись; потом Пол сказал:

– Это непросто, но я знаю, что помогаю им. Они смогут закончить школу, потому что я им помог. Видите ли, у меня в классе нет никаких проблем с дисциплиной. Студенты знают, что я на их стороне. Они говорят друг другу: «Не мешай мистеру Б.; он – один из нас».

Сокращение рабочего времени

Я откинулся назад в кресле и сказал:

– Пол, я думаю, что вы правы. Вряд ли жена будет счастлива, если муж работает семьдесят пять часов в неделю. Давайте представим, что вы женились и вынуждены сократить рабочее время. Как можно это сделать?

– Мне понадобится помощник, который занимался бы со студентами после уроков. Я действительно сказал однажды директору: «Мне нужен помощник на полный рабочий день. Пусть ктото другой ведет уроки, а я буду работать с 3.30 до 11.30 вечера со студентами, которые не понимают материал в классе». Конечно, я знал, что это не осуществится, но было бы замечательно.

Думаю, я мог бы преподавать математику на курсах подготовки к колледжу или в колледже. Но меня не отпустят из моей школы, потому что директору и родителям нравятся результаты контрольных. Зачем им отпускать меня? Они знают, что никто больше не станет уделять студентам столько же времени. С другой стороны, я и сам не хотел бы уходить. В конце концов, именно для этой работы я вернулся в университет и получил степень. Вы помните? – он посмотрел на меня, и я кивнул.

Я помнил. Я много знал о Поле. Помнил, как его мать умерла от рака, когда Пол еще учился в школе. Она была ревностной католичкой и молилась о том, чтобы Бог позаботился о ее семерых детях. Я помню, как Пол пошел в колледж, чтобы исполнить свою мечту стать учителем математики. В колледже Пол стал преданным последователем Иисуса Христа. Ему было безразлично, кем быть – католиком или протестантом, главное – следовать учению Иисуса. Помню, как Пол вместо математики начал изучать средства связи –из искреннего желания передавать другим людям учение Христа.

Я помню, как несколько лет после колледжа Пол работал на компанию связи, но все это время сомневался, правильно ли поступил. И помню, как он решил вернуться в университет и всетаки получить диплом математика, чтобы преподавать, как он всегда мечтал.

Поэтому я сказал Полу:

– Понимаете ли вы, что с вами происходит? Вы живете, как отшельник, посвящая всю жизнь преподаванию математики и помощи студентам, которые без вас не смогли бы закончить школу. Так вы навсегда изменяете их жизнь. С другой стороны, вам хотелось бы жениться, но вы не можете совместить первое и второе. На протяжении многих лет тысячи священников и монахинь делали подобный выбор. Большинство из них принимали такое решение еще в юности, но не это важно.

Возможность брака…

Я сделал паузу и продолжил:

– Возможно, для вас настало время серьезно подумать о возможности брака. Может быть, вам нужно сказать Бекки: «Я готов подумать о браке, если мы оба будем понимать: этот процесс может не привести к нему».

Я продолжил:

– Возможно, вам придется походить на какиенибудь занятия по подготовке к вступлению в брак. Возможно, вам нужно будет пройти психологический тест на совместимость. Без сомнения, вам придется пересмотреть свой образ жизни и спросить себя: «Как изменится моя жизнь, если мы поженимся?». Возможно, вы будете вынуждены изменить свою жизнь, но в конце этого процесса вы сможете принять разумное решение по поводу брака.

В комнате наступила тишина. Мне показалось, что Пол размышляет над моими словами.

– Я не уверен, что готов к этому, – сказал он. – По крайней мере, не сейчас.

Мы поговорили о нескольких менее важных вещах. Пол, как обычно, поблагодарил меня и сказал, как ценит проведенное со мной время. Когда он уходил, я знал, что снова увижу его в следующее Рождество. И мы снова будем говорить о том, как узнать, хочет ли Бог, чтобы Пол вступил в брак.

Выражение божьей любви через помощь

Основной язык любви Пола – помощь. Обучая математике, он выражает свою любовь к Богу. Вот почему ему трудно представить, что он бросит своих учеников, – даже ради вступления в брак. Но я не в первый раз столкнулся с проявлениями языка любви Пола. Когда он работал в компании связи, то добровольно занимался звуковой системой поместной церкви и помогал передавать проповеди по местному радио. В те годы он постоянно проводил по двадцать часов в неделю за этим добровольным служением. Так он выражал свою любовь к Богу.

Я не могу предсказать, женится ли когданибудь Пол, но уверен, что он всегда найдет способ служить другим, потому что помощь – его основной язык любви.

Пророчица любви

Немногие из моих читателей познакомятся с Полом Брауном, но большинство знакомо с Матерью Терезой. Она –пророчица любви XX века, и нет сомнения в том, что ее основным языком любви была помощь.

В подростковом возрасте Агнес Бояксиу (так звали Мать Терезу) вступила в молодежную католическую группу в иезуитском приходе Святого сердца в своем родном городе Скопле, Албания. В возрасте восемнадцати лет она переехала в Ирландию, чтобы вступить в орден Сестер Владычицы нашей из Лорето. Три месяца спустя она поехала в Калькутту, в Индию, а потом – в Дарджелинг, возле Гималаев, где в 1937 г. приняла постоянный обет и взяла имя Тереза. После девяти лет преподавания в единственной католической школе для девочек в Калькутте, большая часть учениц которой была из состоятельных семей, сестра Тереза, по ее словам, осознала свое призвание: «мне нужно было покинуть монастырь (Лорето) и посвятить себя бедным, жить среди них. Оставить Лорето было даже труднее, чем покинуть семью. Но я должна была сделать это. Меня призвали. Я знала, что мне нужно делать; я только не знала, как».

Некоторые бывшие ученицы Матери Терезы последовали за ней и образовали ядро «Миссии милосердия». Мать Тереза начала работать с теми, кто первым попался ей на глаза: брошенными детьми, живущими в парках города. Она начала учить их основным правилам гигиены, помогла им выучить алфавит. У нее не было никакого плана, но цель была ей ясна: любить бедных и служить им, видя в них Иисуса. Мать Тереза сказала: «Определяя, что нужно делать, я не строила планов. Я шла туда, где видела страдающих людей. Бог показывал мне, чего Он ждет от меня».

Увидев умирающую у обочины дороги женщину, она взяла ее к себе домой и позже основала Дом для умирающих, чтобы дать людям возможность умереть в мире и с достоинством. Когда ей встретились заброшенные дети, среди которых были сыновья и дочери тех, кто находился в Доме для умирающих, она открыла «Шишу Бхабан», первый из ряда детских домов. Потом последовали дома для прокаженных, больных СПИДом, матерейодиночек. В 1979 г. ее наградили Нобелевской премией мира. Полагавшуюся денежную награду она не сочла своей собственностью, но приняла ее от имени бедных и потратила на них.

Считать Мать Терезу всего лишь необыкновенной альтруисткой – значит не понимать основной задачи ее жизни: «Беднейшие из бедных для нас – Христос, Христос в человеческом страдании. Наши миссионеры убеждены, что каждый раз, когда мы помогаем бедным, на самом деле мы помогаем Христу». В другой раз она сказала: «Когда мы прикасаемся к больным и нуждающимся, то прикасаемся к страдающему телу Христа». И еще: «Это об Иисусе мы заботимся, Его мы навещаем, одеваем, кормим и утешаем. Каждый раз, когда мы делаем это для беднейших из бедных, больных, умирающих, прокаженных, страдающих от СПИДа, мы должны делать это не так, будто они – Иисус; мы должны служить бедным, потому что они –Иисус».

Служение людям равно любви к Богу

Служение Матери Терезы было духовным.«Иисус – та Жизнь, которой я хочу жить; Свет, отражением которого я хочу быть; Путь к Отцу; Любовь, которую я хочу выражать; Радость, которую я хочу разделять; Мир, который я хочу сеять вокруг себя».Для нее служение людям было любовью к Богу.

Любовь всегда была связана для Матери Терезы с помощью и жертвами. В конце концов, думала она, именно так Бог выразил Свою любовь к нам. «Подлинная любовь связана с болью. Иисус, чтобы доказать Свою любовь к нам, умер на кресте. Мать, чтобы родить ребенка, должна страдать. Если вы действительно любите, вам не избежать жертв».

Когда Мать Тереза призывала других присоединиться к числу верующих, чаще всего она делала это, помогая людям. «Я предлагаю всем, кто ценит нашу работу, оглянуться вокруг себя и захотеть полюбить тех, кого никто не любит, а также чемто пожертвовать ради них. Разве мы не вестники любви по определению?».Позже она сказала: «Давайте не будем удовлетворяться денежной помощью. Деньги – это не все. Бедняки нуждаются в деле наших рук и любви наших сердец. Любовь, любовь в избытке – вот выражение нашей веры во Христа».

Тем, кто хотел следовать ее примеру, Мать Тереза указывала на связь между любовью к людям и любовью к Богу.

Однажды, когда организация «Братьямиссионеры милосердия» была только что создана, ко мне подошел один молодой брат. «Матушка, – сказал он, – я чувствую призвание работать с прокаженными. Я хочу посвятить им свою жизнь, все мое существование. Ничто не привлекает меня сильнее».

Я знаю, что он действительно любил прокаженных.

Я, в свою очередь, ответила ему: «Думаю, что ты, брат, кое в чем ошибаешься. Наше призвание – принадлежать Иисусу. Работа – всего лишь способ выразить нашу любовь к Нему. Работа сама по себе не важна. Важно принадлежать Иисусу, а Он дает нам способ выразить эту принадлежность».

Для Матери Терезы забота о духовных потребностях была еще важнее, чем забота о потребностях материальных. «Наша задача – оказывать материальную и духовную помощь беднейшим из бедных, и не только тем, кто живет в трущобах, но и по всему миру… Если бы нашим делом было только мыть, кормить и давать больным лекарства, наш центр давно закрылся бы. Самое важное – это возможность воззвать к душам людей».

Высший акт помощи: оплачено жизнью

Мать Тереза считала, что Бог выразил Свою любовь к нам, послав на землю Своего единородного Сына Иисуса, Который, в Свою очередь, выразил Свою любовь в высшем акте служения, отдав жизнь за наши грехи. Когда девочкаподросток Агнес Бояксиу откликнулась на эту любовь, ее жизненный путь был определен. Всю жизнь она с состраданием, щедро и бескорыстно помогала бедным. Жизнь этой женщины привлекла внимание мира, но ее мотивацией была любовь к Иисусу. Для тысяч последователей Христа, чьим основным языком любви тоже является помощь, она стала примером для подражания.

Божья помощь на протяжении лет

Кто же этот Бог, завоевавший сердце Агнес Бояксиу и превративший ее в Мать Терезу? Мы знаем ответ на этот вопрос. Это Бог Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа; в Библии сказано, что Он – «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа». Он –это Бог, прекрасно говорящий на языке помощи.

Какой иудейский ребенок не знает истории о том, как любящий Бог освободил Израиль от египетского рабства? Это деяние любви так важно, что в честь него иудеи уже более 3500 лет отмечают Пасху.

В течение сорокалетнего путешествия из Египта в Ханаан народ Израиля постоянно наблюдал за тем, как Бог выражал Свою любовь, помогая ему. Он заставил воды Чермного моря расступиться, что современные зрители могут увидеть в фильме Сесил Б. Де Милль «Десять заповедей». Посреди пустыни Бог посылал людям воду, перепелов и манну. На иудейский народ Божья помощь произвела такое впечатление, что часто они описывают свою историю как перечень деяний Бога, совершенных ради Израиля.

В отличие от Ваала и языческих богов соседей, которые никогда не отвечали на молитвы и жертвоприношения тех, кто взывал к ним, Бог Израиля демонстрировал Свою любовь, помогая израильтянам в ответ на их молитвы. Он сокрушал врагов, исцелял от болезней, прекращал засуху, предотвращал бедствия, когда Израиль взывал к Нему.

Восприятие Бога как действующего настолько важно для иудеев, что одно из имен Бога у них звучало как Элохим, Всемогущий.

В псалмах Бог Израиля противопоставляется языческим богам, причем подчеркиваются Его чудесные деяния, совершенные во благо Израиля. О языческих богах автор псалма пишет: «Их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею». Напротив, говоря о Боге Израиля, автор утверждает: «Дом Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит… Господь помнит нас, благословляет нас, благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; благословляет боящихся Господа, малых с великими». Понятно, что Бог Израиля выражает Свою любовь посредством помощи тем, кто взывает к Нему.

Служение и речи Иисуса

Однако обратите внимание, что центр служения Матери Терезы – Иисус, а не Бог Элохим. Почему? Если мы изучим жизнь Иисуса из Назарета, то обнаружим, что Он отождествляет Себя с Богом Израиля. Его притязания так понятны и так переплетены с представлением Иисуса о Себе, что многим это показалось невероятным. Они решили, что у Иисуса – мания величия, и Его нельзя считать серьезным религиозным вождем.

Что же такого невероятного говорил о Себе Иисус? (Обратите внимание, что Мать Тереза и бесчисленное количество других людей считали это правдой.) В начале взрослой жизни Иисус вернулся в селение Назарет, в котором вырос, и в субботу пошел в синагогу. Когда Его попросили почитать Писание, Он открыл свиток на Исаии 61 и прочел следующие слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

Обычно этот отрывок считали пророчеством о Мессии, Который однажды придет в Израиль. Закончив читать, Иисус сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Таким образом Он утверждал, что является долгожданным Мессией. Руководители синагоги так рассердились, что буквально выбросили Иисуса из города. Поэтому Христос сказал: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве». Затем Иисус начал трехлетнее служение, во время которого Он часто помогал людям.

В другой раз Иисус поднял глаза к небесам и молился: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную».Потом к Своей искренней молитве Он добавил слова: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира».

Нам понятно, что Иисус назвал Себя единственным Сыном Бога, Которому дарована великая слава на небесах. Готовя Своих последователей к ожидающей Его смерти, которая совершится по воле Божьей, Иисус сказал:

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много.

А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

Иисус говорит о Своем служении, включающем в себя приготовление «места»для христиан, уповающих на любящую помощь Его Отца. Но Его слова: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего», озадачили одного из учеников Христа.

Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Если считать, что воплощение –превращение Бога в человека –невозможно, то нетрудно понять, почему некоторые люди не принимают учение Иисуса. Однако интересно, что, по мнению Иисуса, Его служение было доказательством истинности сделанных заявлений. Он сказал Своим ученикам: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: “возненавидели Меня напрасно”».

Чудесные дела помощи

Чудеса, которые совершал Иисус, были не капризом, а выражением Его любви к людям. Он исцелял больных, возвращал зрение слепым, успокаивал бурю, изгонял бесов, а три раза даже воскрешал мертвых, – и все это явно были сверхъестественные деяния, отождествляющие Его с Богом и совершенные для выражения Его любви. Это видно из слов Иисуса: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас».

Смерть Иисуса была актом служения; Он говорил об этом: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эта любовь проявилась также, когда Иисус сказал на кресте, умирая: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

Апостол Павел явно считал смерть Христа выражением Божьей любви. Вот что он писал римской церкви: «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».

Павла сильно волновала мысль о том, что Христос умер не за хороших людей, но за грешников.

Ранее Иисус молился: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».

Отклик на помощь Иисуса

Слова Иисуса о том, что Он – то же, что Бог Отец, и Он был с Богом до сотворения мира, а также Его ясные указания на то, что Он вернется к Отцу после смерти и воскресения, побудили людей, желающих быть интеллектуально честными, прийти к выводу, что существуют лишь три возможности.

Либо Иисус сознательно всех обманывал, и на Него не стоит обращать внимания, либо Он был безумным крестьянином, Которого стоит пожалеть, либо Он действительно Господь, и Ему надо поклоняться. Мы не можем считать Иисуса великим религиозным учителем. Его притязания на Божественность не позволяют нам этого делать.

Все, кто изучает жизнь Иисуса, вынуждены сделать свой выбор. Из тех, кто выбирает тропу смирения, преклоняет колени, подчиняется в сердце и продолжает жить в качестве Его кроткого слуги, многие скажут, что в конечном итоге их сердца завоевала Его любовь, выраженная в многочисленных актах помощи и Его жертвенной добровольной смерти за наши грехи.