Июнь

1 июня, суббота.

Спокойный сон

«Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, сон твой приятен будет» (Притч.3:24).

Ночь в первую очередь ассоциируется с темнотой. Даже когда в безоблачном небе светит полная луна, она не рассеивает тьму полностью. Ночь иногда страшит. Ты можешь вовремя не увидеть опасности на дороге. Ночью враг может подстерегать тебя. Ночные боевые действия на войне дают преимущество атакующим. С другой стороны, темнота помогает нам уснуть. А для полноценной жизни нам необходим здоровый сон.

Иногда людей мучит бессонница, и они не могут уснуть без лекарств. Часто мы не спим из-за стресса, психологических и эмоциональных проблем. Некоторые люди не могут уснуть без света. Страх темноты стоит на первом месте среди фобий, возникающих в детстве. Это бессознательный, инстинктивный страх.

В приведенном стихе содержится замечательное обетование: «Когда ляжешь спать, — не будешь бояться». Это не просто обещание, а описание конкретного опыта.

Кто наслаждается спокойным сном? Соломон начинает третью главу книги Притчей словами: «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе» (ст. 1-2). Это призыв и обетование.

Бог предлагает не только жизнь, но и душевный мир. Доставляет ли удовольствие жизнь, полная терзаний, отчаяния, беспокойства? Душевный мир — первое условие жизни, имеющей смысл. Человек, у которого спокойно на душе, делает больше и лучше днем, а ночью спит безмятежным сном, без страха и тревоги. Мы можем быть уверены в защите и поддержке Господа, если соблюдаем Божьи Заповеди. Не пытайся все делать в одиночку. Позволь Богу руководить твоими планами.

Каждый день предлагает новые перспективы. Уверен ли ты, что Иисус направляет твою жизнь? Представил ли ты Ему свои планы на этот день? Если да, то смело иди и выполняй задачи, которые жизнь ставит перед тобой. Ничто не может страшить человека, доверившего свою жизнь Богу. Живи с Господом, и «когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, сон твой приятен будет».

2 июня, воскресенье.

Бог – твой Судья

«Бог есть судия: одного унижает; а другого возносит» (Пс.74:8) .

Когда Адольф Гитлер находился в зените славы, весь мир следил за его заявлениями. Перечитывая газеты тех лет, можно увидеть, сколько внимания уделялось новостям, связанным с фюрером. Выступления Гитлера собирали десятки тысяч людей. Германия была готова последовать за ним.

С тех пор прошли десятилетия. Сегодня Адольфа Гитлера и его фашистскую идеологию осуждают в немецком обществе.

Почему же мнение об этом человеке так кардинально изменилось? Кто управляет историей? «Бог есть судия, — отвечает Асаф, — одного унижает, а другого возносит». Любая власть в руках человека недолговечна. Царства восставали и исчезали, образовывались и распадались империи, народы меняли своих вождей. Никто и ничто не вечно. Только Богу подвластны судьбы государств и личностей со всеми их достижениями и ошибками.

В истории Израиля были моменты, когда народ считал, что все вышло из-под Божьего контроля, видя, как праведные страдают, а нечестивые процветают? К такому выводу можно было прийти, когда вражеские войска разрушили Иерусалим и рассеяли Божьих детей по всей земле.

Сегодня в жизнях людей происходят такие же драмы. Как часто ты, страдающий, обессиленный, стараешься разглядеть Бога на Небесном троне и убедиться, что Он контролирует ситуацию, но не видишь Вседержителя из-за слез? И кажется, что трон пуст и зло торжествует.

Но в псалме 74 повествуется об Избавителе Израиля. Это гимн благодарности за то, что ночь прошла, тени рассеялись, вновь засияло солнце свободы. «Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои», — так начинается этот псалом.

Любой человек, получивший власть, может возомнить себя маленьким богом. Возможно, ты знаешь пример неверных действий какого-либо надменного человека, думающего, что он никогда не упустит доставшейся ему власти из рук. Но это не так. В этой жизни люди получают власть не с востока, запада или юга (ст. 7 — ИПБ). Бог решает, когда положить конец беззаконной власти. Если тебе кажется, что кто-либо использует власть во зло, или, что еще важнее, если у тебя есть хотя бы ограниченная власть, помни: «Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит».

3 июня, понедельник.

Свежая листва

«Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть» (Притч.11:28) .

Аугусто и Адела были счастливы в браке, пока Адела не узнала о Благой вести и о библейских принципах, прежде ей неизвестных. Аугусто счел, что жена верит в эти «древние религиозные байки», потому что она наивна.

Супруги были очень богаты. Но Адела понимала: деньги и собственность были получены ими в результате нечестных поступков, мошенничества и злоупотребления доверием людей. Приняв нравственный Закон Священного Писания в свое сердце, она твердо решила отказаться от таких поступков.

Тогда и начались споры и разлад. Супруги жили в одном доме, были владельцами семейной фирмы, но их принципы, по которым велись дела и строилась жизнь в целом, стали противоположными. Такая ситуация не могла длиться долго, в итоге они развелись.

Адела оказалась в непростой ситуации. В семье было двое детей, и она попыталась спасти брак. Но женщина все же пришла к выводу: если она хочет жить с чистой совестью перед Богом, у нее не остается другого выхода.

Аугусто воспользовался уязвимостью жены и ее верностью новым ценностям. Он отнял у нее долю в фирме и оставил ни с чем. Единственным богом для него были деньги, и он имел их в избытке. В его сердце не оставалось места для щедрости и сочувствия. Аугусто сказал, что Адела сама выбрала такую жизнь.

Прошло пять лет. Вначале Адела со стороны выглядела, как сухая трава. Но это было обманчивое впечатление. В действительности женщина жила Божьими обетованиями, а они (гласили, что Адела возродится, как листва весной. Так и произошло. С помощью соседей она начала новое дело, маленькое домашнее производство. Сейчас Адела владеет процветающим предприятием по производству полуфабрикатов. А фирма Аугусто разорилась из-за его непомерных амбиций.

Поразмышляй над опытом этих людей. Это живое доказательство того, что «надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть».

4 июня, вторник.

Предоставь все Богу

«А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него» (Пс.34:9).

Становился ли ты когда-нибудь жертвой несправедливости? Старался ли кто-либо навредить тебе, и ты чувствовал, что уже находишься на грани срыва? Если да, то ты поймешь, что чувствовал Давид, когда писал псалом 34. «Восстали на меня свидетели неправедные; чего я не знаю, о том допрашивают меня; воздают мне злом за добро, сиротством душе моей … С лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими» (Пс.34:11-12,16), — жалуется он. Как бы ты поступил в подобной ситуации?

Человек часто желает увидеть, как враг получает по заслугам. Но это неприемлемо для христианина. Иисус пришел, чтобы показать нам лучший путь: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Об этом писал и апостол Павел: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мое отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).

Я выбрал приведенный стих для сегодняшнего размышления, потому что в нем мы находим отражение реакции Христа на несправедливость по отношению к Нему.

Ситуация, в которой Давид написал псалом 34, представлена в Библии так: «Взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля, и пошел искать Давида и людей … Там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры» (1Цар.24:3-4).

Саул, сам того не зная, оказался в руках Давида. Даже его воины сказали: «Вот день, о котором говорил тебе Господь: «вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно»» (ст. 5). Если бы Давид, воспользовавшись моментом, отомстил, то потом вкусил бы горечь вины.

Однако Давид предпочел ждать. Бог обещал ему царство и исполнил обещание в нужное время. Тот, кто оставляет правосудие в руках Бога, никогда не проигрывает.

Как бы ты ни страдал от несправедливости, позволь Богу стать на твою защиту. Тогда ты сможешь сказать: «А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него».

5 июня, среда.

Помоги сейчас

«Не говори другу твоему: «Пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе» (Притч.3:28).

Почему человек отвечает на просьбу о помощи: «потом», если у него есть возможность помочь сейчас? Единственная возможная причина — нежелание помочь. Почему же тогда просто не ответить отказом? Возможно, человек дает такой ответ из вежливости, надеясь на то, что проситель сам поймет, что не получит помощи, и больше не вернется. Для многих это уловка, чтобы не утруждать себя. Но в глазах Бога это отсутствие любви и милосердия. Рано или поздно такие люди становятся жертвами собственной бесчувственности. Они знают, что не выполнили своего долга, и это разрушает их душу.

Приведенный текст содержит две важные идеи. Во-первых, помогай, когда можешь, и ты получишь благословения. Жарким днем в Самарии незнакомец, сидящий у колодца, обратился к пришедшей за водой женщине: «Дай Мне пить». Женщина могла помочь — у нее было чем зачерпнуть воду и дать утомленному путнику. Она засомневалась и едва не потеряла величайшее благословение в своей жизни. Иисус заговорил с ней не потому, что не мог утолить жажду без ее помощи.

Он владеет всеми источниками воды в мире. Иисус попросил у нее воды, чтобы обратиться к ее душе. Когда оказываешь помощь, благословения в первую очередь получаешь ты сам.

Во-вторых, не думай, что завуалированным отказом ты проявляешь тактичность. Ты обманываешь и подводишь человека. Услышав отказ, он пойдет искать помощи в другом месте, чтобы решить свою проблему. Подавая ложную надежду, ты наносишь еще больший вред.

Мудрость не в том, чтобы хитро избавиться от проблемы. Это умывание рук, рождающее в тебе пустоту, которую ты можешь не осознавать, но которая очерствляет душу и отравляет жизнь.

Как ты поступишь сегодня? Постараешься избежать неудобств или будешь делать то, что можешь? Нет ничего лучше, чем спокойная совесть и осознание исполненного с любовью долга. С Божьей помощью поддерживай других и «не говори другу твоему: «Пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе».

6 июня, четверг.

Буря пройдет

«Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного» (Пс.73:22).

Приведенный стих учит нас, как молиться, когда горе стучится в дверь сердца и складывается впечатление, что Бог не видит происходящего. Некоторые люди не воспринимают Господа всерьез. Они насмехаются над верой ищущих Бога.

Преподаватель в университете может выставить тебя на смех перед сокурсниками; начальник может подшучивать над твоими принципами; над тобой могут открыто издеваться за то, что ты не поступаешь против совести.

Этот псалом написал Асаф. Из контекста мы можем понять, что он жил в тот период истории Израиля, когда вражеское войско разрушило святилище. В чем весть псалма 73 сегодня, когда враги преследуют тебя физически и хотят разрушить твое «святилище» — душу, разум и совесть?

Атаки врага направлены не на тебя. Он воюет с Богом. Настоящее страдание, переживаемое Божьими детьми, — не физическое. Враг искажает твое представление о характере Бога, чтобы ты поверил, что Господь не интересуется тобой, что Он несправедлив и поэтому допускает трагедии в твоей жизни.

Большинство людей не понимает истинной цели врага. Асаф же хорошо это понял и выразил в своем псалме. Поэтому он взывает: «Восстань, Боже, защити дело Твое».

Каждый раз, когда боль врывается в твою жизнь, возникает вопрос о главенстве Бога. Его любовь, милосердие, праведность и справедливость подвергаются рассмотрению. Этим объясняется существование•человеческих страданий.

Каждый день миллионы ангелов наблюдают за тем, как человек реагирует на боль. Что делаешь ты? Проклинаешь ли Бога, как того хочет враг, или устремляешься в объятия Иисуса, чтобы переждать бурю?

Момент боли, который ты переживаешь, является следствием борьбы сатаны против Христа. Обетование Божье верно. Бог не забывает о тебе, и атака врага будет отражена решительнее, чем ты думаешь.

Поэтому в трудную минуту, не сомневаясь, взывай: «Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного».

7 июня, пятница.

Долги и поручительство

«Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен» (Притч.11:15).

Неразумно поручаться за незнакомца, хотя и истинное лицо многих давних знакомых узнаешь, только дав им деньги или власть.

Деньги имеют способность притягивать, ослеплять. Многих людей они сбивают с истинного пути, развращают. Приходит конец дружбе, распадаются семьи, рушатся отношения, потому что человек, которого считали другом, за которого поручились, предал доверие.

Приведенный текст говорит не только о поручительстве за другого человека. Речь также о неверном использовании заемных средств. Нет библейского основания утверждать, что сам по себе кредит — это плохо, но есть много советов из Книги книг о мудром распоряжении деньгами. Когда ты берешь деньги в долг, то попадаешь в зависимость от одолжившего, что само по себе нехорошо.

Современное общество — это общество потребления. Реклама старается продать тебе то, что ты не собирался покупать. Она навязчиво создает иллюзию нужды в том, в чем ты не нуждаешься. Человек чувствует себя несчастным и неполноценным, потому что не может купить то, что увидел в рекламном ролике, и начинает тратить деньги, которых у него нет.

Кредитные карты легко превращаются в ловушку для их владельцев. Долги растут, как снежный ком, грозя раздавить того, кто слепил первый снежок.

Не думай, что лучшая помощь, которую ты можешь оказать человеку, тонущему в море долгов, — это занять ему еще денег или поручиться за него перед банком.

В таких случаях должнику лучше остановиться и задуматься над своим образом жизни и приоритетами, проанализировать, на что он тратит деньги. А потом ему нужно довериться Богу, быть верным в распоряжении своими финансовыми средствами, просить Его о помощи. Господь расставит в нужном порядке ценности и приоритеты человека, чтобы он выбрался из долговой ямы, никого не обременяя просьбами дать крупную сумму в долг. Ведь «зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен».

8 июня, суббота.

Ангелы на страже

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс.33:8).         

В пещере Одоллам, где Давид, спасая свою жизнь, прятался от Саула, было темно. Но и снаружи тьма была непроглядной. Он убегал на юг и добрался до земли филистимлян, где его схватили и привели к царю Анхусу. Давид притворился безумцем, «чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей» (1Цар.21:13).

Анхус приказал отпустить его. Давид, выбирая безлюдные дороги, добрался до пещеры Одоллам. Там он скрывался несколько месяцев и написал 33-й псалом. В нем он рассказал, как избавился от страха, наполнявшего жизнь, когда трудности казались непреодолимыми.

Бог желает, чтобы и ты увидел глазами веры то, что физическое зрение различить не может. Давид узрел поразительную картину: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их». Ты не остаешься один, когда налетает ураган.

Было четыре часа холодного сентябрьского утра, когда мы добрались до реки. Температура уже опустилась до нуля. Мы направлялись в Крусеро, населенный пункт, находящийся в горах на высоте 4133 метров над уровнем моря. Это самая высокая точка перуанской части Альтиплано.

Первая группа отправил ась туда днем раньше, чтобы приготовить все к нашему прибытию. Но когда мы добрались до реки, то увидели, что их машина застряла на переправе и течение грозит снести ее. Две женщины, стоя босиком в ледяной воде, толкали машину. Мы поспешили на помощь, но все усилия были напрасными. И тут возле нас остановился джип. Водитель достал стальной трос, зацепил нашу машину, вытащил ее на другой берег, забрал трос и уехал. Что привело этого человека на пустынную горную дорогу еще до рассвета?

У многих из нас слезы навернулись на глаза. Никто ничего не сказал, но все мы знали, что это было исполнение Божественного обетования: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их».

9 июня, воскресенье.

Дорога, которую ты выбираешь

«Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» (Притч.19:3).

Не только в Библии, но и во многих других книгах жизнь сравнивается с путем. В «Одиссее» Гомера главный. герой странствует десять лет. В книге Джона Буньяна жизнь христианина предстает как долгое путешествие из города Разрушение в Небесную страну.

В Библии представлен единственный путь к настоящему, вечному счастью. В наши дни люди думают иначе. Они верят в то, что существует множество путей, ведущих к Богу, и важно только искренне верить. Отстаивать другую точку зрения сегодня неполиткорректно.

Иисус, живя на Земле, сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф.7:13-14).

Если бы Иисус пришел на Землю сегодня, Его слова сочли бы недопустимыми. Но в них сокрыта истина: счастье в этом мире зависит от выбора единственно верного Божьего пути.

Соломон употребляет слова: «дорога», «путь», «тропа» около ста раз. Мудрость, согласно книге Притчей, — это не только то, что ты делаешь, но и путь, которым ты следуешь. Отвергая путь, указанный Богом, ты отвергаешь и Его Самого.

Говоря о жизненном пути, Соломон подчеркивает, что человек свободен выбирать. Он часто противопоставляет жизнь тех, кто встал на Божий путь, жизни тех, кто его отверг. Настоящая религия — не религия запретов, это выбор истинного пути. Ты выбираешь, ты решаешь. Ты также берешь на себя ответственность за свой выбор. В результате ты получишь или вечную жизнь, или вечную смерть.

Приведенный стих призывает задуматься: куда ты идешь?

Куда приведет тебя путь, который ты выбрал? Признай, что «глупость человека извращает путь его», и выбери стезю Божьей мудрости.

10 июня, понедельник.

Не страдай напрасно

«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс.31:9).

Грех наносит раны, которые могут оказаться смертельными. Однако оставшиеся от этих ран шрамы служат наставлением. Давид на собственном опыте познал: видя, как грех разрушает тебя, ты извлекаешь уроки, хотя и горькие.

В молитве раскаяния он обещает Богу: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс.50:15). Давид готов поделиться с другими уроками, извлеченными из своего горького и трагичного опыта.

Псалом 31 — исполнение этого обещания. Это псалом назидания, первый из двенадцати подобных.

Давид желает, чтобы мы поняли самое главное: грех разрушает все на своем пути, поэтому надо бежать от него. Царь провел долгие ночи без сна, мучимый тяжестью вины из-за содеянного, долгие дни отчаяния и скорби. Его совесть наказывала его. «Когда Я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху», — свидетельствует он в начале псалма (ст. 3-4).

Урок дался ему ценой боли и слез. Пережив этот ужасный период, Давид советует: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный» (ст.9).

В чем разница между человеком и животным? В свободе выбора. Человек может выбирать и решать. Животное следует своим инстинктам. Но и животные порой отвергают то, что вредит им, а человек, будучи свободным, идет навстречу разрушению.

Интересное сравнение с такими животными, как кони и лошаки. Кони по своему характеру стремятся скакать вдаль. Лошаки склонны упрямиться. Давид приводит в пример этих животных, чтобы научить нас поступать правильно.

Сегодня ты будешь принимать решения, которые в результате приведут тебя к жизни или к смерти. Ты свободен грешить, но тогда будь готов страдать и рыдать, или пойти Божьим путем и быть счастливым.

Иди по жизни с Богом. Не убегай от Него и не упрямься. Библия говорит: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».

11 июня, вторник.

Лживый не спасется

«Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется» (Притч.19:5).

В приведенном стихе можно выделить две идеи. Первая – всякое человеческое действие влечет за собой последствия. Лгущего свидетеля наказывают. Вторая – ложь приведет человека к краху. Рано или поздно обман раскроется, опозорив лжеца.

И лжесвидетельство, и обман коренятся в эгоизме. Лжесвидетель продает совесть за деньги или другую выгоду. Одна женщина, находясь при смерти, призналась, что много лет назад оговорила на суде человека, разрушив тем самым его жизнь. Она жаждала получить прощение от невинно пострадавшего, прежде чем умрет.

Управляющий компанией достиг своего высокого положения с помощью обмана. На самом деле он никогда не учился в университете, его диплом был поддельным.

В первом случае женщина, однажды продав свою совесть, до смерти не знала покоя, жила под гнетом вины. Во втором – за подъемом по карьерной лестнице последовало позорное падение, когда обман раскрылся.

Оба этих человека эгоистически искали блага лишь для себя и, кажется, добились своего. Почему же конец их историй так печален? Приведенный текст отвечает на этот вопрос. За все приходится платить. Каждое действие имеет свои последствия. В какой-то момент кажется, что ложь выгодна, но время — неумолимый судья.

Даже если правда причиняет боль, не избегай ее. убегая от правды, от реальности, ты спотыкаешься и катишься в бездонную пропасть. Падая в нее, ты перестаешь осознавать происходящее. Ты ни в чем не уверен, поэтому мучишься. Ты уже не можешь радоваться мелочам, которые жизнь нам дарит каждый день. Это ведет к утрате личностных ценностей. Кто ты теперь? Как воспринимают тебя другие? Как обрести мир? Как стать счастливым, если в душе хаос?

В Иисусе боль отступает. Перед Ним нет необходимости притворяться. Он — истина и жизнь. Если в твоем сердце живет Христос, твои стопы направляются к истине, твои уста говорят правду. Не предавай истину, потому что «лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется».

12 июня, среда.

На закате сил

«Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня» (Пс.70:9).

Отвержение и одиночество часто постигают людей в этом мире. Ни один человек не хочет быть отвержен или испытать одиночество. Но в мире греха это — реальность.

Все, что имеет начало, имеет и конец. Время необратимо и неумолимо. Стрелки часов бегут вперед. И однажды, взглянув на свое отражение в зеркале, ты понимаешь, что свежесть и сила молодости покинули тебя.

Пожилые люди часто оказываются в пренебрежении. Старость, бедность и печаль словно притягивают друг друга. О стариках забывают, оставляют без поддержки.

Автора псалма 70 беспокоит не отвержение и забвение, не отсутствие человеческой поддержки. В псалмах не раз говорится: зло, которое причиняют люди, — не самое страшное, что может произойти. Псалмопевец обращается к Богу. Отношения с Ним — вот что на самом деле важно.

Жизнь со Христом прекрасна и радостна в любом возрасте. Детство имеет свои преимущества и ограничения. Ребенок может беззаботно играть целыми днями, но не волен пойти, куда захочет. В молодости ты можешь принимать самостоятельные решения, у тебя много силы, энергии. Ты можешь подняться на вершину горы или опуститься в глубины океана в поисках коралловых рифов. Но, принимая решения, ты отвечаешь за них и иногда платишь высокую цену.

Однажды приходит старость. Окончен трудовой путь, обязательства выполнены, дети выросли и живут своей жизнью. А ты чувствуешь тяжесть лет, ослабевают зрение и слух, у тебя меньше сил.

Это реальность, от которой невозможно убежать. И необходима мудрость, чтобы в старости наслаждаться тем хорошим, что жизнь бережет для тебя. Псалмопевец просит Бога о самом важном: «Не оставь меня!»

Жизнь без Бога пуста и бессмысленна. Старость без Господа — сумерки, наступление ночи, одиночество, забвение. Старость с Богом — последний отрезок пути перед кратковременным смертным сном и вступлением в вечные обители.

Неважно, на каком жизненном этапе ты находишься сегодня. Проси всем сердцем: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня».

13 июня, четверг.

Будь верен

«Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою» (Притч.3:29).

Неверность, без сомнения, — один из худших недостатков человеческого характера. Неверный человек, притворяясь другом, скрытно действует за твоей спиной, предает тебя.

Однажды я получил письмо, автор которого негодовал, потому что его лучший друг, которому он помог получить работу в фирме, где работал сам, предал его и отобрал должность. «Я мог ожидать этого от кого угодно, но не от него, ведь я считал его самым близким другом», — говорилось в письме.

В другой раз я беседовал с женщиной, которая пригласила свою лучшую подругу пожить в своем доме какое-то время. У той женщины был сложный период. Когда у нее открылись глаза, подруга уже завела роман с ее мужем. «Как она могла оказаться такой двуличной притворщицей, обманщицей и лицемеркой?» — спрашивала женщина.

В приведенном стихе Соломон обращается именно к таким людям, которые из-за неуверенности, зависти, амбиций или других причин не умеют хранить верность.

Предательство наносит больше вреда совершающему его, чем тому, кого предали. Любая боль, пришедшая извне, утихает. На это уходит время, но раны затягиваются, остаются только шрамы. Внутренние раны неисповеданного греха гораздо опаснее. Медленно, но верно они разрушают жизнь.

Однажды я упал в ванной, ударился головой и потерял сознание. Очнувшись, я осмотрел себя и не нашел повреждений — ни ран, ни синяков. Меня ничего не беспокоило. Но через полчаса я снова потерял сознание. Меня отвезли в отделение скорой помощи и после обследования положили в больницу. Врач сказал мне, что у меня началось внутреннее кровотечение, и если бы меня привезли на полчаса позже, я бы не выжил.

С предателем случается нечто подобное. Он может не знать этого, но жизнь постепенно «вытекает» из него. Предатель несчастлив, потому что не может наслаждаться жизнью. Его неверность вредит ему больше, чем другу, которого он предал. Своим предательством он разрушает свое сердце.

В Иисусе мы находим полноту жизни и силы, чтобы исполнять свои мечты, никого не предавая. Во Христе мы учимся бескорыстию и заботе о благополучии других.

Будь настоящим другом для тех, кто находится рядом с тобой и доверяет тебе: «Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою».

14 июня, пятница.

«Боже, Ты нужен мне»

«Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты — помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли» (Пс.69:6) .

Что случилось бы с мирозданием, если бы Бог хотя бы на секунду перестал поддерживать его? Какие катаклизмы вселенского масштаба произошли бы, если бы Господь забыл о Своем творении? Но когда боль вторгается в жизнь человека, первое, что приходит ему на ум, — «Бог оставил меня и забыл о Своих обетованиях» .

Давид взывает: «Господи! не замедли!». Он даже не задумывался, какая трагедия разыгралась бы на самом деле, если бы Господь остановился.

Иисус, живя на этой Земле, сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан.5:17). Бог никогда не медлит, никогда не забывает о том, что происходит с Его детьми. Он ежедневно r защищает и избавляет нас. Его взгляд постоянно устремлен на каждого человека. Господь готов в любую секунду прийти нам на помощь.

Приведенный стих помогает нам понять, как почувствовать поддержку Бога. Признай, что ты «беден и нищ». Бог не сможет сделать что-либо для того, кто говорит: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» (Откр.3:17). Ложное ощущение самодостаточности сотворенного существа — непреодолимая преграда между ним и Творцом. Современные идеи, ставящие человека в центр мироздания, мешают Богу благословить нас.

Самая короткая дорога к престолу Божьей благодати лежит через признание того, что я — грешник. Во мне нет ничего хорошего. Я прихожу к Богу с пустыми руками, в нужде и прошу сделать то, на что у меня нет сил.

Что происходит в твоей личной, семейной, духовной, профессиональной жизни? Возможно, ты борешься, пытаясь самостоятельно держать ситуацию под контролем, но тебе это не удается? Нам остается молиться: «Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты — помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли».

15 июня, суббота.

Ты найдешь то, что ищешь

«Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит» (Притч.11:27).

Когда я был подростком, мне нравилось смотреть на речное течение. Река Римак, спускающаяся с горных ледяных вершин Перу и впадающая в Тихий океан, протекала мимо школы, где я учился. Римак — название, которое дали реке индейцы кечуа. Оно означает «говорливая», И это как нельзя лучше описывает эту реку. Она шумная, особенно в дождливый период, когда течение настолько сильное, что по ее дну перекатываются камни. Мне нравился шум реки. Я мог читать вслух стихи, чтобы совершенствовать мою дикцию, и никто меня не слышал.

Однажды, возвращаясь с реки, я обнаружил осиное гнездо, висевшее высоко на ветке ивы, и решил сбить его. Приведенный стих говорит, что ищущий добра найдет его. Мне же предстояло выучить вторую его часть: «Кто ищет зла, к тому оно и приходит».

Очевидно, что разрушать дом насекомых не было ни добрым делом, ни невинным развлечением. На самом деле я «искал зла».

Выполнить задуманное оказалось не так просто. Я изо дня в день ходил на реку не для того, чтобы читать стихи, а чтобы разрушить гнездо. Я бросал в него камни, проявляя упорство, достойное другого применения. Наконец мне удалось добиться своего. Гнездо полетело вниз, и через считанные секунды за мной гнался огромный рой ос. Мне не оставалось ничего другого, как прямо в одежде прыгнуть в реку, а потом бороться с течением, чтобы оно не унесло меня.

Соломон века назад предсказал последствия того, что произошло со мной. Я еще не знал этого стиха, а может быть, читал, но не придал значения. Слава Богу, что злом, которое я вызвал на себя, оказался только рой разозленных насекомых, преследующих меня.

Ты живешь, а значит, стремишься к чему-то, чего-то ищешь. Жизнь — постоянный поиск. Все мы движемся в определенном направлении, а тот, кто не стремится вперед, откатывается назад. Чего ищешь ты: добра или зла? Уверен ли ты, что выбранный тобой путь ведет к добру? Это жизненно важно. Прежде чем выйти сегодня из дома, задай себе эти вопросы, потому что от ответов зависит, что тебя ожидает: «Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит».

16 июня, воскресенье.

«Спаси меня, Боже!»

«Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей» (Пс.68:2).

Псалом 68 — один из наиболее цитированных авторами Нового Завета. Матфей, Марк, Лука, Иоанн и апостол Павел использовали стихи из этой чудесной песни.

Давид часто находился в трудных обстоятельствах до самой старости. Враг постоянно наносил удары, стараясь разрушить его веру и доверие к Богу.

На этот раз Давид испытывал сильные душевные страдания. Эмоции выплескивались через край. Внутреннее напряжение сковывало его.

,Как гласит текст, «воды дошли» до его души. Он отчаянно взывал о спасении, и Божья помощь пришла вовремя. Этот псалом говорит не просто о спасении Давида в конкретной ситуации, но также 9б избавлении Сиона в дни бедствия. Страдания Давида становятся образным выражением страданий всего народа.

Похоже, что эмоциональная боль была вызвана ложными обвинениями врагов. В пятом стихе мы читаем:«Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей. Враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. Неважно, что это были за враги. Важно то, что в час опасности Давид знал, к Кому обратиться за помощью.

Жизненные проблемы похожи на бурные потоки вод. Иногда водоворот бед настолько затягивает человека, что он теряет желание жить. Как быстро поражение сменяет по. беду, горе приходит на смену радости, смерть идет вслед за жизнью.

То, что сейчас у тебя нет проблем, не гарантирует, что и завтра все будет хорошо. Поэтому нам надо научиться каждую минуту зависеть от Бога. В таком случае, если волны бед будут захлестывать нашу душу, стремясь утянуть нас на дно, мы спасемся. Невидимые нити веры, связывающие нас с Богом, не дадут нам утонуть.

Насколько радостно или грустно тебе сегодня? В этой жизни дождливые и солнечные дни чередуются, весна приходит на смену зиме. Но если ты уверен, что твоя жизнь в руках Бога, то ты можешь взывать: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей».

17 июня, понедельник.

Сияй!

«Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие» (Притч.3:35).

Бог обещает награду мудрым. В библейском понимании мудр не тот, кто много знает, а тот, кто умеет жить, используя Богом данные знания. Библия полна советов, касающихся всех сфер жизни. Человек, придерживающийся этих советов, мудр, и он будет выделяться из толпы.

Противоположность мудрости — глупость. Только неуравновешенный, не ценящий жизнь человек отвергает советы Бога. Такие люди, к их несчастью, будут постыжены.

Глупость оборачивается против глупца. Люди пренебрегают советами Бога, считая их устаревшими и бесполезными. Они полагают, что найдут лучший путь, следуя своим инстинктам и склонностям. Люди подвергают советы Бога рациональной критике, толкуют с человеческой точки зрения принципы, установленные Им. Все это, кажется, делается ради счастья и свободы человека, но приводит к бесславию.

Какая ирония! Они хотели сиять, как звезды, но не излучали даже тусклого света. Они хотели притягивать все взгляды, но повержены в прах своими ошибками. Они хотели ослеплять, но погребены в стыде бесславия, к которому их привел дух независимости.

Еще одно различие между мудрыми и глупыми в том, что первые наследуют славу, а вторых ожидает бесславие. Чтобы наследовать, тебе ничего не надо делать. Наследство — результат любви. Мудрые не служат за вознаграждение, но в дар от Господа получают все. Безумные сражаются за то, чтобы получить все, но их ждет поражение.

Стань мудрым. Это требует времени и терпения, может быть болезненным и медленным процессом, но стоит приложенных усилий.

Не выходи сегодня из дома без уверенности в том, что Иисус направляет твою жизнь. Только в этом случае ты будешь сиять, потому что «мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие».

18 июня, вторник.

Суд и правда

«И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак, есть Бог, судящий на земле!»» (Пс.57:12).

Один вопрос всегда волновал человечество: «Чистым очам Твоим несвойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь. Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» (Авв.1:13). Пророк Аввакум в двух предложениях выразил стенания многих людей, столкнувшихся с несправедливостью.

Вполне возможно, что в будущем тебя ожидает бедность, лишения и даже горе. А если ты посмотришь вокруг, то увидишь большое количество беспринципных и бессовестных людей, процветающих и добивающихся всего, чего они хотят. Несправедливость настолько наполнила этот мир, что люди порой начинают сомневаться, стоит ли быть честным, искренним, ответственным, бескорыстным.

Центральная тема 57-го псалма — злоупотребление судебной властью. Некоторые богословы предполагают, что этот псалом Давид написал, когда вышел из дворца, смешался с народом и понял, насколько извращен суд в Израиле. Это возмутило его. Те, кому было доверено следить за справедливостью решений, заботиться о том, чтобы торжествовала правда, оказались людьми с продажной совестью. Они притесняли невинных, позволяли коррупции разъедать страну. Это было недопустимо.

Какое горькое разочарование — обращаться за правосудием со всеми доказательствами своей невиновности и быть признанным виновным или видеть, как лицо, облеченное властью, присваивает чужое и как его объявляют правым.

Давид начинает этот псалом с вопроса: «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?»

Весь псалом пронизан негодованием, но в стихе 12 выражена уверенность в том, что в конечном итоге Бог совершит праведный суд.

Это не суд, который будет проходить перед Вторым пришествием Христа, а обещание для этой Земли. Бог справедлив, Он видит все. Ничто не скрыто от Его взора. Если Бог не вмешивается, то только потому, что не настал нужный момент, чтобы получить возмездие.

Сохрани это обетование в сердце, не позволяй яду разочарования и сомнения разрушить твою душу. Вскоре ты увидишь собственными глазами, что «подлинно есть плод праведнику! итак, есть Бог, судящий на земле!»

19 июня, среда.

Не возносись

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость» (Притч.11:2).

Первый финансовый баланс – фирмы впечатлял. Казалось, солнце удачи взошло над Хайме. Какое-то время назад он попросил денег в долг, чтобы не разориться, и многие друзья протянули ему руку помощи. Они не до конца верили, что дела пойдут на лад, но все шло как нельзя лучше. Через несколько месяцев перед Хайме открылось много возможностей, и он разбогател.

И тут у него начались настоящие проблемы. Он поссорился с друзьями, поддержавшими его в трудный период. Хайме унизил и оскорбил многих людей, не сделавших ему ничего плохого. Знакомые не узнавали его, он полностью изменился. Гордый, надменный и тщеславный, он возомнил себя выше всех, забыв, что не так давно был бедным и ничтожным.

Финансовый кризис в Бразилии, сопровождаемый высокой инфляцией, помог ему обогатиться. Но эти годы прошли, экономическая ситуация изменилась, и Хайме с горечью был вынужден признать, что никогда не был успешным предпринимателем. Он был всего лишь неплохим игроком, умеющим делать ставки.

Хайме снова обеднел, упал так же быстро, как когда-то поднялся. Он бунтовал против Бога, правительства, общества и своей семьи. Мужчина бегал от кредиторов, а от друзей прятался, потому что думал, что они будут насмехаться над ним.

Жизнь в бедности и лишениях была уже не для него. Хайме привык тратить большие суммы денег. Он легко свернул на преступные пути, был пойман и осужден.

Как мудры те люди, которые остаются скромными, даже когда жизнь возносит их на вершины успеха! Как глупо поддаться очарованию собственных побед и удач, возомнить себя неуязвимым и вечным, забыв о том, что ты всего лишь творение, недолговечное и смертное.

Иди навстречу жизни, делай то, что должен перед Богом. Но не возносись, если тебе сопутствует успех, потому что «придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость».

20 июня, четверг.

Обетование для изгнанников

«Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне» (Пс.67:7).

Давид указывает на непокорность как на причину неудачи. Этот псалом отражает опыт Израиля. Народ знал Слово Божье и, тем не менее, порой жил так, словно Бога не было. Такое поведение в приведенном стихе названо непокорностью. Пророк Исаия описывает печальные последствия непокорности: «Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их — против Господа, оскорбительны для очей славы Его» (Ис.3:8).

Таковы трагические последствия для жизни того, кто не прислушивается к Богу. Израильтяне были рассеяны по чужим землям. Поражение, плен и жизнь вдалеке от родины стали печальной частью их истории.

Есть ли надежда для того, кто потерял все из-за непокорности? Есть ли надежда для лишившихся земли и всеми покинутых? В приведенном стихе Давид противопоставляет страдания непокорных обетованию восстановления для тех, кто ищет Господа. «Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков» — это обетование для страдающих от одиночества, не имеющих семьи, изгнанников. В те времена у людей, разбросанных по разным землям, не было возможности связаться друг с другом, как в наши дни. Надежда вновь увидеться с любимыми была слабой.

Это обетование, как целительный бальзам, смягчало душевную боль тех людей. Сегодня оно обращено к тем, кто, уклонившись с Божьего пути, лишился любви и уважения близких.

Посмотри на Бога, прислушайся к Его словам. Сделай Его принципы частью своей жизни. Следуй путем, на который указывает Господь. Мечты без Бога оборачиваются поражением. Планы без силы Господа ведут в иссушенные земли пустыни, боли и плена.

Прежде чем начать дела сегодняшнего дня, вверь свои планы Богу, проси направить твои шаги, помня, что «Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне».

21 июня, пятница.

Следи за своими шагами

«Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла» (Притч.4:27).

Сегодня перед человеком открыто множество путей, но с точки зрения вечной жизни их только два: путь добра, счастья жизни и путь зла, разрушения, смерти. Отвергая один из этих путей, ты оказываешься на другом, промежуточных вариантов не существует.

Приведенный стих — кульминация четвертой главы, в которой представлены благословения мудрой жизни. Мудрость дарует жизнь, безопасность, процветание, долголетие и удерживает от падения (см. Притч.4:4,6,8,10,12).

Если ты мудр, то выберешь путь, ведущий к счастью. Все люди желают быть счастливыми. Однако многие, дойдя до конца жизненного пути, обнаруживают, что пустили жизнь на ветер, надеясь найти счастье. Чтобы быть счастливым, недостаточно просто хотеть этого. Необходимо найти верный путь и пойти по нему. Человек, будучи сотворенным существом, не может сам проложить этот путь, потому что ограничен собственной природой. Источник информации должен быть надежным, совершенным, конкретным и неограниченным. Этот источник — Иисус.

Апостол Фома однажды спросил Иисуса: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан.14:5-6).

По жизненному пути можно идти только с Иисусом — каждый день и каждый час. Не уклоняться ни направо, ни налево означает не отходить от Христа, не отпускать Его сильной руки, не отводить от Него взгляда. Иисус должен присутствовать во всем, что ты делаешь.

Живя иначе, ты приближаешься к разрушению. Да, путь греха может быть привлекательным, а его опасности — замаскированными. Но, живя без Христа, ты входишь в мир теней, заблуждения, безнадежной печали.

Сегодня хороший день для того, чтобы понять, на каком пути ты находишься. Куда ты идешь? Что движет твоими поступками? Какие намерения стоят за словами, которые ты произносишь? Может быть, тебе следует удалять ноги от зла?

Иди навстречу задачам сегодняшнего дня без страха, с уверенностью, что твоя жизнь и твои планы находятся в руках Божьих. Смотри на Иисуса и «не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла».

Как это происходит? Молись там, где находишься в этот момент. Если прямо сейчас ты откроешь свое сердце, то можешь быть уверен, что Господь защитит тебя. обетование Божье принадлежит тебе: «Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков».

22 июня, воскресенье.

Лучше то, что твое

«Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя» (Притч.5:15).

Человеку свойственно желать того, что имеют другие. И если однажды ты поймаешь себя на мысли, что тебе хочется того, что есть у твоего ближнего, не ужасайся. Это доказывает, что ты — всего лишь человек.

Проблемы начинаются тогда, когда ты позволяешь этому желанию поселиться в твоей голове и укорениться в твоем сердце. Опасно, когда желание обладать перерастает в желание завладеть.

Хорошо стремиться к достижению жизненных целей. Без этого человек погрязает в серых буднях и не может добиться успеха. Так ничего и не достигнув, он стареет и жалуется, сам не зная на что.

Но когда стремления отравлены нездоровым желанием получить все для себя, концом их может быть только неудовлетворение и горечь. Зачем соревноваться с другими? Зачем желать того, что есть у них? Не создавай в своем уме несуществующих противников. Мир велик, и возможности есть у всех.

Каждый может осуществить свои мечты, не втаптывая в грязь мечты других. Научись радоваться и своим, и чужим победам.

Жадность и алчность — это душевные болезни. Одной психотерапии для выздоровления недостаточно, потому что это не просто психологическое отклонение. Это духовная язва, которую может излечить только Небесный Врач.

Книга Притчей — это коллекция советов, которые Бог дает, чтобы наша жизнь была здоровой и полноценной. Господь беспокоится не только о нашем теле, но и обо всех сферах нашей жизни. Он знает: когда человек заражен вирусом зависти, он не может быть счастливым. Жизнь превращается в пытку из-за постоянных мыслей о том, что другие имеют нечто лучшее. Такой человек перестает видеть красоту жизни, не замечает Божьих благословений, потому что сконцентрирован на том, что принадлежит другим.

Христос желает, чтобы ты был счастлив. Он хочет залечить раны твоего сердца, о которых больше никто не знает, — скрытые раны, кровоточащие и препятствующие благополучию и успеху. Поэтому Иисус советует тебе: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя».

24 июня, понедельник.

Правила жизни

«Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс.66:5).

Кто не хочет жить благополучно? Люди готовы на многое, чтобы добиться успеха. Человек постоянно ищет путь к благополучию. Приведенный стих говорит нам о счастливом, процветающем народе, который радостно прославляет имя Бога за полученные благословения.

Почему Господь дал этому народу то, что многие ищут и не находят? Потому что для этого народа Бог — Судья и Правитель.

Представь себе футбольный матч, где нет ни судьи, ни правил. Все бегают по полю, прилагают усилия, выбиваются из сил из-за усталости. Может быть, удар по мячу сделан отлично, но какой в нем смысл? Какая у игроков цель? Когда закончится матч?

Построение жизни — вопрос более серьезный, тем не менее, некоторые люди хотят жить без правил и Судьи. Они действуют, работают с утра до ночи, борются. Но время проходит, и люди выбывают из игры. Возможно, за свою жизнь они забили не один гол, но какое это имеет значение?

Народ, описанный в 66-м псалме, счастлив, потому что принял Судью и Его правила жизни. Другого пути к счастью нет.

Нелегко позволить направлять себя. Человеку свойственно желание самостоятельно искать «свой» путь: жить так, как он сам считает правильным, ни перед кем не отчитываясь. Он путает понятия, называя это свободой, сам себя раня и разочаровываясь. А когда человек понимает, что ошибся дорогой, бывает уже поздно что-то кардинально в жизни изменить. В Слове Божьем содержатся правила жизни. Игнорировать их – глупо; отрицать их — безумие.

Поразмышляй сегодня о твоих отношениях с Иисусом. Сделай Его центром твоего жизненного опыта. Со Христом в сердце тебе не стоит бояться трудностей и препятствий, поэтому пой: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами».

25 июня, вторник.

Ищи добродетели в других

«Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей» (Притч.5:18).

Всякий человек — источник, из которого льется «вода». Нужно исходить из этой идеи, если ты хочешь быть счастлив в отношениях с другими людьми.

За разводом чаще всего стоит длинный список претензий, жалоб и обвинений. Почти всегда тот, кто рассказывает историю, выставляет себя невинной жертвой, а другого — единственным виновником. Но опыт показывает, что не бывает одного виноватого. Может быть, один был больше прав, чем другой, но ответственность лежит на обоих.

Приведенный текст говорит о супружеских отношениях, однако тот же принцип может быть применен к любым отношениям: с родственниками, друзьями, коллегами, одноклассниками.

Береги источник. Трагедия человечества наших дней в том, что люди живут, загрязняя источники воды. Вода из заброшенного источника через какое-то время станет непригодной для питья. Некоторые люди перестали быть источниками и превратились в лужи, потому что кто-то набросал мусор и грязь в их воды.

Так или иначе, ты оказываешь влияние на других. Постарайся пробуждать лучшее в каждом. У всех есть добродетели. Смотри вглубь сердца, но осторожно, чтобы не навредить.

Подчеркивай добродетели других. Исправляй ошибки с любовью. Проси Бога помочь тебе относиться к людям именно так, и ты увидишь, что сам получишь благословения.

Сделай сегодняшний день днем открытия добродетелей в других. Постарайся увидеть людей не такими, какие они сейчас, а такими, какими могут стать благодаря Господу. Помогай им в этом, вдохновляй, поддерживай.

Начни с общения с Богом. Попроси Господа открыть тебе глаза, чтобы ты смотрел на людей так, как Он смотрит на тебя. Бог желает тебе: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей».

26 июня, среда.

Ради имени Его

«Ибо Ты — каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною» (Пс.30:4).

Этот псалом кажется противоречивым. Он начинается с жизнеутверждающего прославления Бога, но потом Давид сетует: «Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли» (ст. 11).

Этот псалом отражает нашу реальность. Это борьба веры и чувств. С одной стороны — доверие и уверенность, с другой — сомнения и тревога. «Я знаю, что Бог нас защищает, но что, если по какой-либо причине не защитит?» — это сомнение мучит даже искренних христиан.

Приведенный стих придает нам уверенности в том, что Бог действует. Давид просит: «Ради имени Твоего води меня и управляй мною».

Здесь содержится указание на вселенский конфликт и причину человеческих страданий.

Почему враг приносит боль, слезы, трагедии в жизнь Божьих детей? Потому что хочет, чтобы человек решил, что это Бог причиняет страдания, и взбунтовался против своего Творца. Так сатана говорил Богу об Иове: «Простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?» Однако не Бог, а сатана «поразил Иова проказою лютой от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов 2:5,7).

Кто причиняет человеку страдания? Сатана. Но при этом он хочет, чтобы ты видел причину страдания в Боге, Давид говорит: «Ради имени Твоего води меня и управляй мною».

Когда ты страдаешь, спор идет об имени Божьем, то есть в Его характере и власти. Враг желает, чтобы ты закрыл уши и не слушал Божьих советов. Таким образом он наносит тебе вред. Он навязчиво нашептывает тебе, что Господь несправедлив, забыл о тебе, покинул тебя. В этот час надо укрываться в Боге — нашей горе и ограде. Он протянет тебе руку помощи, потому что любит тебя и желает счастья. Бог не позволит обесчестить Свое имя. Каждый раз, когда ты страдаешь, ангелы, затаив дыхание, ждут, как ты отреагируешь. Своим ответом ты можешь прославить Божью милость или искаженно представить образ Творца.

Укрывайся в обетованиях Христа, скажи Ему: «Ибо Ты – каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною».

27 июня, четверг.

Свинья и золотое кольцо

«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» (Притч.11:22).

Этот стих применим не только к женщинам, потому что безрассудство одинаково свойственно обоим полам. В оригинале еврейская фраза сарат таам означает «без вкуса» или «лишенная разума». Безрассудные люди — как безвкусное блюдо: никого не интересует его рецепт, и если кто-либо будет готовить его, то только по глупости. Никто не любит еду без приятного вкуса.

Сравнение, проводимое Соломоном, комично. Только представь себе свинью, старающуюся казаться красивой, с золотым кольцом в носу. Свинья останется свиньей. Наличие или отсутствие украшений дела не меняет.

Когда я был ребенком, то часто слышал от отца: «Кто родился поросенком, поросенком и живет». Это закон жизни. Наука не изобрела способа, позволяющего свинью сделать, например, птицей. Но в Царстве Божьем существует то, что лежит за пределами науки, — чудеса.

Библия говорит о чуде преображения как о самом реальном факте. Свиньи лишены разума, способности рассуждать и оценивать, а умение мыслить присуще мудрому человеку. Библия утверждает, что всякий человек, приходящий к Иисусу каждый день, получает от Него мудрость.

Мне приходилось встречать людей с невыносимым характером. Никто не хотел иметь с ними дела, у них не было друзей. И независимо от социального положения, они страдали от пустоты и одиночества. Однажды они встретились с Иисусом, принимал и Его как своего Спасителя — и происходило то, чего никто не в силах объяснить. Эти люди преображались до неузнаваемости.

Таким был апостол Иоанн. В момент встречи с Иисусом он был «сыном грома» — так назвал его Сам, Христос. Но жизнь с Учителем превратила его в апостола любви.

Доволен ли ты своим характером? Считаешь ли ты, что необходимо что-либо изменить? Пребывай в общении с Иисусом, ищи Его каждый день, и ты удивишься переменам, которые произойдут в твоей жизни. А без Христа мы выглядим, как «золотое кольцо в носу у свиньи».

28 июня, пятница.

Истинное богатство

«Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь » хлеб, ибо так устроил ее» (Пс.64:10).

Псалмопевец улавливает красоту там, где обычные люди видят просто факты. В приведенном стихе Давид представляет Бога заботливым Садовником, с любовью возделывающим свой сад. «Ты посещаешь землю», — говорит он.

Если ты задумаешься о том, что большинство земель, описанных в Библии, было пустыней, то лучше поймешь, насколько нежно Творец заботится о Своем творении.

Бог не творил пустыню. Он творил жизнь, растения, животных, птиц — прекрасный мир, разноцветный и разноголосый. С грехом появились засухи, пустыни, увядание.

Давид описывает, как Господь оживляет землю обильными благословениями, и все цветет и плодоносит. Богу нравится изобилие. Он готовит зерно, чтобы народ имел пищу вовремя.

Для исполнения Своих намерений Бог использует дождь.

Псалмопевец описывает, как река переполняется водой и разливается. Реки в библейски?, землях невелики, они не сравнятся с Амазонкой или Нилом. Иордан — мелкая и неширокая речка. Но она течет постоянно, не уставая орошать землю и давать ей жизнь.

Жизнь без Христа — пустыня. Как-то я разговаривал с человеком, который сказал: «Моя жизнь — пустыня. Ни друзей, ни работы, ни семьи, а теперь и здоровья нет». Этот человек с грустью смотрел на друзей молодости, которые были счастливы и успешны. «В чем я ошибся? Что я сделал не так?» — спрашивал он, надеясь получить ответ.

Когда я заговорил с ним об Иисусе, он остался равнодушен. Этот человек никогда не обращал внимания на духовную жизнь. Для него честность и уважение к людям были лучше религии, этого, по его мнению, было достаточно.

Но факты говорили об обратном. Его жизнь была скудной, сухой и бесцветной.

Прежде чем начать сегодняшние дела, посмотри на жизнь глазами Давида: «Tы посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ee».

29 июня, суббота.

Развлечение или преступление?

Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость» (Притч.10:23).

Четверо молодых людей из обеспеченных семей, возвращаясь домой с вечеринки, увидели мужчину, спавшего на скамейке у автобусной остановки. Одному из них пришла в голову идея, которую остальные подхватили. Они купили канистру горючего, облили его и подожгли, а потом смеялись, глядя на мечущегося человека, превращенного ими в факел.

Это не сцена из жестокого фильма. Преступление было совершено в центре крупного города. Адвокаты этих четверых заявили, что у молодых людей не было умысла совершать преступление, они «просто хотели развлечься».

За века до этого Соломон описал подобный тип людей. В приведенный стих можно вписать имена тех преступников. Некоторые люди, желая развлечься, причиняют боль, страдания, калечат и убивают тех, кто не сделал им ничего плохого.

Все начинается с пустяков, «шалостей» — подложить таракана в карман одноклассницы, столкнуть приятеля в бассейн прямо в одежде. Потом — пошлые надписи на стенах домов, изуродованные памятники, проколотые шины, а в конечном итоге совершают преступления, порой очень тяжкие. Все это делается ради развлечения. И часто родители стараются избавить своих детей от ответственности.

Как развлекаешься ты? Как воспитываешь своих детей? Оправдываешь ли свои и их ошибки? Стараешься ли ты объяснить, в чем они поступают неправильно? Быть родителями — дар и ответственность, и мы дадим отчет Богу за воспитание наших детей.

Когда наше основание — Христос, духовные ценности вплетены в воспитание. Как правило, моральные нормы человек соблюдает ради других, духовные — ради Бога, Который видит все. Человек может ценить мораль и не быть духовным. Но духовный человек не может отрицать принципы морали.

Подумай сегодня о своих ценностях. Примени и к себе, и к своим детям принцип: «Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость».

30 июня, воскресенье.

Бог будет действовать

«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Пс.36:5).

Табло новосибирского аэропорта извещало, что снаружи — 29 градусов. Холод пробирал до костей. Но я дрожал не от того, что встречал зимнее утро в Сибири. Я мог не попасть на мой рейс.

Случалось ли тебе опоздать на самолет, задержавшись всего на несколько минут? Это крайне неприятно, а в тот день мысль об этом была для меня невыносима. У меня поднялась температура, грипп отнимал последние силы, а их и так было немного после недели напряженной работы. Больше всего на свете я желал оказаться дома, но все оборачивалось против меня. Вероятность того, что самолет улетит без меня, становилась все реальнее, и это заставляло меня чувствовать себя все хуже и хуже.

Внезапно мне вспомнился 36-й псалом: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит». Эти слова уняли беспокойство и тревогу в моем сердце. Я понял, что накручивал себя. Так ли велика была проблема? Большее, что мне грозило, — провести еще 24 часа в городе, пусть и холодном, но полном замечательных людей. Разве это повод впадать в отчаяние? Но так мы живем: легко теряем терпение, все усложняем, переоцениваем трудности, разрушаем себя.

Подумай о твоих сегодняшних проблемах. Доверься Богу. Обдумай все спокойно. Не давай своим негативным чувствам застилать разум. А потом ответь: действительно ли твоя проблема — повод чувствовать себя настолько плохо, что ты находишься на грани саморазрушения? Не лучше ли поднять глаза вверх и вручить свой путь Богу?

Давид пишет: «Он совершит». Это не означает, что тебе остается сидеть сложа руки. Бог успокоит твою душу, поможет взглянуть на трудности с другой точки зрения. Тогда, возможно, ты осознаешь, что все не так уж безнадежно, как тебе казалось. А если все-таки безнадежно? Бог вечен, всесилен, всемогущ, для Него нет безнадежных случаев. Если Он открыл проход в Красном море, разве не может Он заставить расступиться твои проблемы? Все просто: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит».