4. Ученик, задающий вопросы

Евангелие от Иоанна, 2:12-3:21

Спустя некоторое время, что Иисус и ученики провели в Галилее, возможно от четырех до шести месяцев (2:12), Иисус идет в Иерусалим, чтобы принять участие в празднике Пасхи. Находясь там, он очищает храм (2:13-22), знамение привлекло к Нему много внимания, но это ничуть Его не вдохновило (2:23-25). Никодим, фарисей и член синедриона, отваживается в ночное время провести

определенного рода расследование, чтобы понять, что же Иисус за человек, раз Он творит подобные дела (3:1 -21). Никодиму нечего возразить на то, что он слышит (3:10-21).

Согласно хронологии Евангелия, интервью с Никодимом случилось поздно вечером того же дня, когда Иисус совершил очищение храма. Так что все описанное в данном разделе произошло в один день и, как мы увидим далее, тесно связано между собой.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 2:13-22

Прочтите Ин. 2:13-2 2 дважды, а затем сделайте следующее:

1.Сравните четыре варианта рассказа об очищении храма Иисусом (Мф. 21:12-17; Мк. 11:15-19; Лк. 19:45-48; Ин. 2:13-22). Каковы основные сходства и различия? Отметьте, на какой стадии общественного служения Иисуса происходило описанное в каждой версии. Как вы думаете, Иисус действительно очищал храм два раза, или каждый из авторов поместил рассказ туда, где бы он более всего соответствовал его богословским целям? Поясните свой ответ.

2.Используйте перекрестные ссылки, чтобы найти псалом, который цитируется в Ин. 2:17. Как вы думаете, с какой целью Иисус процитировал этот ветхозаветный текст?

3.Сравните Ин. 2:13-22 с Ин. 6:22-35. Найдите похожие ситуации в Евангелии. Не кажется ли вам, что автор Евангелия на основании этих двух отрывков пришел к схожим выводам? Поясните свой ответ.

4.Сравните 2:22 с 2:11. Отличается ли вера учеников в этих двух описаниях? Почему определенные вещи стали поняты и были приняты верой только после смерти и воскресения Иисуса?

Исследование Слова

Структура отрывка

Заметно отклоняясь от Матфея, Марка и Луки, Иоанн рассказывает об очищении храма в начале служения Иисуса, а не в момент, предшествующий распятию (Мф. 21:12,13; Мк. 11:15-17; Лк. 19:45, 46). В связи с этим появляется вопрос: было два очищения храма —

одно в начале и одно в конце общественного служения Иисуса, или же одно? А если было только одно очищение, то кто прав с исторической точки зрения: Иоанн или другие три евангелиста?

Имеются доказательства в пользу всех позиций. Очищение храма

имеет определенное отношение к смерти и воскресению Христа

(2:19, 21; см. также Мф. 26:61; 27-40; Мк. 14:58; 15:29). Это событие

предположительно разожгло ярость правящих кругов в иудаизме.

Если так, то это событие, по всей видимости, предшествовало Его

аресту, суду, казни, и, что было бы естественно, состоялось в конце

Его пути, как это отражено у Матфея, Марка и Луки. Но, как мы

увидим в начале следующего раздела, время очищения, указанное в

Ин. 2:13-22, хорошо вписывается в весь период общественного

служения Иисуса.

Поскольку оба варианта, по всей видимости, соответствуют исторической картине, вполне возможно, что Иисус действительно очищал храм дважды. Упоминание в Евангелии от Иоанна об очищении храма в начале служения Иисуса обращает внимание читателя на тему замещения: Иисус замещает храм и его жертвы Своим собственным телом (2:19-21). В Евангелиях от Матфея, Марка

B. Луки упоминается об очищении храма Иисусом в конце Его служения, чтобы указать на причину Его ареста и смерти.

Структура отрывка 2:13-22 четкая и простая, но, по всей видимости,

3. ней есть параллель между 14-м и 17-м текстом, а также между 18-м и 22-м. Первый раздел посвящен тому, что Иисус делал, второй — вопросу власти, которая стоит за Его действиями (Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 96-98). Обратите внимание на следующую схему:

14,15

Действие Иисуса

18

Действие Иисуса

16

Слова Иисуса

19

Слова Иисуса

20,21

Непонимание

17

Ученики вспомнили

22

Ученики вспомнили

Фон отрывка

9. Ин. 2:20 «иудеи» утверждают, что храм строился сорок шесть лет. Реконструкция храма затянулась и продлилась до 63 г. н.э., то есть работы в храме были завершены за семь лет до разрушения. Они начались в восемнадцатом году правления Ирода Великого (восемнадцатый год Ирода приходится на 20 и 19 гг. до н.э.). Прибавив сорок шесть лет к восемнадцатому году правления Ирода (весна 19 г. до н.э.), мы получим весну 28 г. н.э. (не было «нулевого года») Прошло полгода после крещения Иисуса Иоанном Крестителем (в пятнадцатом году Тиберия — Лк. 3:1, что приходится на осень 27 г. н.э.). Таким образом, случайное уточнение на этот счет («этот храм строился сорок шесть лет») подтверждает, что историческая точность требует поместить это событие именно в начало общественного служения Иисуса.

Согласно иудейскому историку конца первого века н.э. Иосифу Флавию, торговля в храме началась со времени вступления Каиафы

C. должность первосвященника (18-36 гг. н.э., см. Брюс, с. 64, 65). Поскольку священники хорошо наживались на торговле в храме, остановить ее — означало заслужить их ненависть.

Как сообщается в апокалиптическом источнике — 1-й Книге Еноха,

иудеи ожидали, что, когда придет Мессия, он восстановит храм,

заменив старое здание новым, равным в славе храму Соломона или

даже превосходящим ее, как-то описано с 40-й по 48-ю главы Книги

пророка Иезекииля (1 Еноха 89, 90). Поэтому в еврейских

апокалиптических источниках 4-я Книга Ездры и 2-я Книга Варуха

(написанных некоторое время спустя после разрушения Иерусалима

8. 70 г. н. э.) разрушение храма в 70 г. н. э. объясняется как часть неизбежной подготовки к пришествию Мессии. Поскольку старый храм был разрушен, ожидалось, что новый вот-вот появится. Во свете подобных ожиданий очищение храма Иисусом могло быть воспринято как притязание на титул Мессии.

Детальное исследование отрывка

6. храме, где Иисус обнаружил скот, овец, голубей и меновщиков (2:14), располагался двор язычников. Таким образом, торговля в храме не только пагубно сказывалась на благоговении, она также лишала язычников благодатной возможности находиться в той

единственной части храма, где это им было позволено. Хотя в Евангелии от Иоанна не написан протест по поводу такого отношения к язычникам, тем не менее он содержится в Мк. 11:17, где Иисус говорит: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов». В четвертом Евангелии акцент делается не на исключении язычников, но на ревности Иисуса о чистоте Божьего дома (2:17). Выгоняя оскверняющих храм (2:15, 16), Иисус тем самым устанавливает эсхатологический порядок, который пророчески предречен в Зах. 14:20, 21, когда храм и все, что в нем, будет свято. Очищение храма — это эсхатологическое действие Мессии.

JJJ. Ин. 2:17 Иисус цитирует Пс. 69: «Ревность по доме Твоем снедает меня» (букв, «съест меня» — прим. пер.). Смысл ссылки на первый взгляд неясен, но при более тщательном рассмотрении он проясняется. Псалмопевец — чужой среди своих братьев (Пс. 69:8,11,12; ср. с Ин. 2:12). Он переносит оскорбления тех, кто не разделяет его ревности по храму (Пс. 69:9,11,12; ср. с Ин. 2:17,18,20). Таким образом, Псалом 69 и Ин. 2:13-22 содержат множественные параллели, но прямо цитируется только одна фраза.

Цитата в 2:17 демонстрирует способ, как писатели Нового Завета используют цитаты Ветхого Завета. Ч. Додд, известный исследователь Нового Завета, был первым, кто заметил, что писатели Нового Завета используют короткие отрывки из Ветхого Завета не в качестве подтверждающих текстов, скорее, они указывают на более широкий контекст, в котором сами цитаты находятся (Додд). Другими словами, когда новозаветный автор цитирует Ветхий Завет, всегда следует осведомиться, а не проливает ли более широкий контекст ветхозаветной цитаты свет на ту роль, которую эта цитата играет в контексте Нового Завета.

Следовательно, опыт Иисуса можно сопоставить с опытом псалмопевца Давида. Оба проявляли ревность о храме, несмотря на серьезную оппозицию, которую составляли как члены Его семьи, так

3. другие люди. Чувства Иисуса как «сына Давидова» в Евангелии от Иоанна следует сопоставлять с чувствами царя Давида, тоскующего по установлению должного поклонения Богу в древнем Иерусалиме.

Причиной смерти Иисуса будет Его ревность о должном поклонении Богу.

Ин. 2:18 параллельно Ин. 6:30. В обоих случаях люди просят знамения тотчас после того, как Он уже совершил его! Иисус отвечает на просьбу репликой: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (2:19). Поскольку Он здесь говорит о храме Своего тела (2:21), то становится очевидно, что Он предлагает им величайшее из Своих знамений — собственные страдания, смерть и воскресение (см. 8:28). Иисус отказывается оправдывать Свои действия грубой силой, как того ожидали Его слушатели. Напротив, Он указывает на собственную смерть и воскресение как на основание Своей власти на земле (см. 3:13-16).

8. Ин. 2:19 Иисус говорит о разрушении храма во втором лице: «[Вы] разрушьте храм сей». Эта реплика подразумевает, что именно иудеи разрушают храм, а не Иисус (см. Е. Уайт. «Желание веков», с. 165).

Как и во многих частях этого Евангелия, здесь просматриваются два уровня понимания текста. В силу их непослушания Богу, что доказывает их торговля в храме, они ответственны за разрушение этого величественного здания в 70 г. н.э. (ко времени написания Евангелия от Иоанна это событие было уже в прошлом). На более глубоком уровне они были также ответственны за смерть Иисуса, Который является истинным эсхатологическим храмом Бога! Следовательно, в этом отрывке Иисус заменяет храм Своим телом. Когда они разрушат Его тело, Он воздвигнет его вновь в три дня (2:21) при воскресении.

Подытоживающий текст этого раздела (2:22) напоминает читателю завершение предыдущего раздела (2:11). Но есть важное отличие. В 11 -м тексте вера возникает немедленно. Ученики видят славу Иисуса, проявленную во время превращения воды в вино, и в результате веруют. Но в 22-м тексте ученики, которые наблюдают инцидент в храме, начинают веровать только после того, как Иисус воскрес из мертвых, и они вспомнили Его реплику о храме Его тела.

7. этом тексте Иоанн подразумевает, что есть два уровня или две стадии в развитии веры учеников в Иисуса. Первый уровень можно было наблюдать в течение Его жизни, когда они веровали в

результате знамений, которые Он творил. Но вера более глубокого уровня проявляется только после Его смерти и воскресения, последнего и самого великого из Его знамений — и после того, как Святой Дух излился на них (7:39). Тогда они начали веровать на основе слов Иисуса и на основе Писания, предсказавшего Его служение. Это взаимодействие между меньшей, основанной только на знамениях верой, и верой большей, основанной на Слове, является ясно выраженной темой короткого раздела, который следует за Ин. 2:22 (2:23-25).

Основные темы отрывка

Замещение храма

Здесь продолжается тема замещения, начатая в повествовании о

свадьбе. Иисус выгоняет жертвенных животных из храма и

«заменяет» их Своим телом. Он заменил всю систему святилища и

жертвоприношений Своей Личностью. Все, что Тора, ритуальные

праздники и жертвы обещали верующему, теперь доступно в

Личности Христа (1:17; 1 Кор. 1:30). Это, конечно, та же самая весть,

которую изложил автор Послания к Евреям. Старые установления

были даны Богом, и они были очень хороши, но нечто лучшее

пришло во Христе (Евр. 1:1 -4; 3:1 -6; 8:6; 9:11).

Следовательно, Иисус — храм нового Израиля, который он вызвал к существованию благодаря Своей жизни, смерти и воскресению. Храм сегодня — это не что-то материальное. Он существует только там, где Иисус присутствует лично. Поскольку в новозаветную эпоху храм там, где Иисус, о храме можно говорить в трех измерениях.

Поскольку Иисус сейчас находится одесную Бога на небесах, есть более великая и совершенная скиния или храм на небесах (Евр.1, 2, 5 — по всей видимости, нет богословски значимого различия между терминами скиния и храм применительно к небесам; см. также Откр. 15:5-8).

Однако, согласно Новому Завету, Иисус не только находится на

небесах, но посредством Святого Духа Он также находится в Церкви

на земле, которая является Его телом (1 Кор. 12:27; Еф. 2:14-16;

4:12-16). Следовательно, о верующих как о теле можно говорить как

2. живых камнях, составляющих духовный храм, краеугольным камнем которого является Сам Иисус (1 Петр. 2:4-8; Еф. 2:19-22; 1

Кор. 3:17; 2 Кор. 6:16).

Мотив храма имеет еще и третье измерение в Новом Завете. Через

Святого Духа Христос пребывает также и в самих верующих (Кол.

1:18). Следовательно, можно говорить о физических телах людей как

6. храме Святого Духа (1 Кор. 6:19, 20). Поскольку Иисус понимается как храм новой эпохи, который Он «помазал» Своей жизнью и смертью, можно говорить о храмах на небесах, в Церкви и в телах верующих, имея в виду Его продолжающееся служение ходатайства за них.

Вечеря

Одна из наиболее примечательных черт Евангелия от Иоанна — абсолютное отсутствие ясных указаний на последнюю вечерю, которую Иисус провел со Своими учениками накануне распятия. Там, где об этом и должно быть написано, помещается повествование об омовении ног (13:1-17), событие, о котором не упоминается в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Это отсутствие повествования

Я Вечере Господней в Евангелии от Иоанна побудило искать более скрытые указания на вечерю и ее богословское понимание.

Многие ученые, таким образом, предположили, что 2-я глава

Евангелия от Иоанна является таким скрытым указанием. Как мы уже

видели, есть множество связей между повествованием о свадьбе в

2:1-11 и крестом. То, что в отрывке с 13-го по 22-й текст Иисус

заменяет храм и его жертвенных животных собственным телом,

является еще одной связью с крестом. Вино в Кане напоминает

читателю о крови Иисуса, которая заменяет иудейские ритуалы

омовения, а храм здесь напоминает нам о ломимом теле Иисуса

(«разрушьте храм сей»). Так вначале евангелист Иоанн дает понять

читателю, что он знает о последней вечере и о ее богословском

значении, но он не повторяет того, что тщательно описано у других.

Его метод — аллюзии и тонкие умозаключения, награждающие

прилежного учащегося богатыми оттенками духовного знания.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, гл. 2:23-25

Дважды прочтите Ин. 2:23-25, а затем ответьте на следующие вопросы:

1.Как вы думаете, почему Иисус не вверял Себя этим верующим? Как вы думаете, какое отношение этот отрывок имеет к предшествующему и последующему повествованию?

5. Что, по вашему мнению, говорит нам об Иисусе Его способность читать умы и сердца?

Исследование Слова

Структура отрывка

Ин. 2:23-25 — отличный пример «двунаправленности» — ли-тературного приема, использованного Иоанном, когда отрывок одновременно связан и с предыдущим, и с последующим повествованиями. Мы уже наблюдали этот прием в повествовании о свадьбе в 2:1-11. Отрывок о свадьбе в Кане завершает многие темы, начатые в 1:19-51, и в то же время вводит темы, развивающиеся со 2-й по 4-ю главы.

Отрывок 2:23-25 определенно строится на фрагменте об очищении храма с 13-го по 22-й текст. В то же самое время темы слабой веры (2:23, 24) и всеведения Иисуса о том, что кроется но внутреннем мире других людей (2:24, 25), составляют сущность изложенного далее повествования о Никодиме (3:1-21).

Фон отрывка

Раввины учили, что от человеческого познания совершенно скрыты семь вещей, которые, следовательно, доступны только ведению Бога. Это — день смерти; день утешения; глубины суда; награда человека; время, когда будет восстановлено царство Давида; время, когда порочное царство (Рим) будет разрушено; и то, что в другом человеке (Бисли-Мюррей. «Евангелие от Иоанна», с. 47).

Все перечисленные выше элементы, кроме одного, связаны со знанием о будущем, которое определенно скрыто от человеческого взора, если Бог не решит его открыть. Но есть и еще нечто, что знает только Бог, — это знание о том, что во внутреннем мире

другого человека. Следовательно, в 2:24, 25 Иоанн заявляет, что Иисус обладает возможностью, согласно иудейскому мышлению, присущей только Богу. Если Иисус может читать то, что во внутреннем мире других людей, то Он точно есть Слово, Сущий от начала, Который сотворил все, а затем стал плотью и обитал среди нас (1:1-5, 14)!

Детальное исследование отрывка

Во время праздника Пасхи, когда Иисус изгнал из храма меновщиков

7. жертвенный скот, многие люди начали верить в Него на основе совершенных Им знамений. Для обычного человека «знамение» было изумительным событием, свидетельством силы. Но в Евангелии от Иоанна за знамением скрыт намного более глубокий смысл. Знамения в четвертом Евангелии являются откровением о природе и характере Иисуса. Они открывают читателю то, каков Иисус, а значит, и каков Бог (Баркли, т. 1, с. 119).

Но вера, возникшая благодаря этим знамениям, является неполной верой. Иисус «не вверял Себя им», потому что Он мог читать их внутренние побуждения и намерения. Ему не нужна была чья-либо помощь, чтобы понять других людей. Это знание было присуще Ему по природе. Таким образом, Он мог читать внутренний мир людей на празднике Пасхи, эту способность Он также использовал по отношению к Петру (1:40-42; 21:15-19), Нафанаилу (1:47-50), Своей матери (2:4), Никодиму (3:3,10), самарянке (4:16-18), Иуде (6:70,71; 13:18-30).

Основные темы отрывка

Поверхностная вера

Этот отрывок продолжает тему, которую мы заметили в предыдущем отрывке: есть разные уровни веры. Ученики обрели спасающую веру

9. Иисуса после того, как в Кане Он превратил воду в вино (2:11), но более глубокую и более крепкую веру они обрели после смерти и воскресения Иисуса, а также после излитая Святого Духа (2:22; 7:39; Деян. 2).

2 этом отрывке рассматривается третий уровень веры: слабая или поверхностная вера, которая основана на чудесах и не приводит человека к спасительным отношениям с Иисусом.

3 Ин. 2:23-25 утверждается, что Иисус знает все о человеческой природе. Он знал, что многим верующим присуща лишь поверхностная вера в Него. Многие из этих «верующих» после очищения храма позже присоединились к тем, кто кричал: «Распни Его! Распни Его!». Легко верить, когда все вокруг тебя верят точно так же, но на поверку такая вера часто оказывается непрочной и теряется, когда следование за Христом перестает быть модным и популярным, грозя определенными неудобствами.

Люди нередко думают, что, если они смогут увидеть чудеса, у них будет больше веры. Но реальность такова, что чудеса — не лекарство от поверхностной веры. Они могут даже помешать истинной вере. Все, что народ смог увидеть на празднике Пасхи, это чудотворца. Чудеса Иисуса, по всей видимости, помешали им по-настоящему оценить духовную работу, которую Он стремился осуществить в мире. Этим можно объяснить небольшое количество чудес в мире сегодня. В нашем секулярном контексте чудеса могут принести больше духовного вреда, чем пользы (Мф. 13:58). Ответ на нужды второго поколения (после Христа) кроется не в зрелищности, но в пристальном внимании к словам Писания.

Иисус знает

Есть положительный момент в том, что Иисус знает все о человеческой природе. Если Он знает о нас все, то знает, как

взрастить нашу веру. Он знает, как сделать нас способными познавать Его. Он знает, как сделать нас способными эффективно трудиться для Него в нашей повседневной жизни. Он может дать ответы на все наши нужды (хотя не всегда это те ответы, которые мы хотели бы получить).

Что действительно важно — так это то, что, хотя, Иисус знает о нас все, Он по-прежнему принимает нас. Он любит нас вечной любовью. Одна из причин, по которой мы боимся исповедовать свои грехи перед другими, заключается в том, что мы боимся их реакции на наш

рассказ. Мы боимся, что если они узнают о нас что-нибудь плохое, то больше не будут любить нас. Но не существует причины не прийти к Иисусу и исповедаться. Он уже знает все о нас. Исповедь не сообщает ему (Он не нуждается в нашем свидетельстве — 2:25!) что-то новое. Исповедь учит нас говорить правду о самих себе. Он безупречно знает нас, и все же по-прежнему любит нас. Нет причин, чтобы не прийти к Нему.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 3:1-21

Внимательно прочтите Ин. 3:1-21 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

1.Что вы можете сказать о характере и статусе Никодима на основе этого отрывка? Напишите все, что вы узнали, на листе бумаги. Сравните ваши записи с отрывками Ин. 7:45-52 и Ин. 19:38-42. Если необходимо, допишите в ваш листок дополнительную информацию. Действительно ли Никодим был робким человеком? Хотели бы вы жить с ним по соседству?

2.Есть ли в этом отрывке что-либо, что поддерживало бы идею о том, что вода в 3:5 — ссылка на крещение? Перечислите свидетельства, если вы их найдете.

3.Продолжает ли Иисус говорить с Никодимом вплоть до 21-го текста, или же автор Евангелия продолжает повествование? Как вы думаете, до какого момента Иисус беседует с Никодимом, а с какого идет комментарий? В какой момент повествования Иисус переходит со второго лица («ты») на третье («он», «всякий»)? Помогает ли эта деталь ответить на предыдущий вопрос?

4.Согласно этому отрывку, как человек может «родиться снова» (или родиться свыше)? Напишите свой ответ.

Исследование Слова

Структура отрывка

Данный отрывок продолжает развивать темы предыдущего отрывка (2:23-25). Используя первое лицо множественного числа в разговоре с Иисусом («мы знаем…» — 3:2), Никодим действует как

представитель людей с поверхностной верой, основанной на знамениях, совершенных Иисусом. Следовательно, он служит иллюстрацией (притча в действии) частичной веры, о которой Иоанн предупреждал в Ин. 2:23-25. Иисус знает, зачем пришел Никодим. Вместо этого Он старается открыть Никодиму то, чего действительно недостает ему в жизни, а также выход из этой ситуации.

Детальное исследование отрывка

Имя «Никодим» по-гречески означает «вождь народа». Никодим, несомненно, был благочестивым человеком, лучшим образцом того, что мог предложить иудаизм. Он был фарисеем, а это свидетельствовало об очень серьезном отношении к Писанию и к своей вере. К тому же он был членом Синедриона, высшего судебного органа иудеев, и был хорошо образован (Иисус называет его «учителем» Израиля — 3:10). Он был достаточно богат (19:39) и относительно бесстрашен (7:45-52; 19:38-42), хотя он в силу определенной робости и выбрал ночные часы для беседы с Иисусом (3:2).

Тот факт, что он был фарисеем и что Иисус немедленно начинает говорить с ним о значимости воды в духовной жизни человека (3:5), наводит на вопрос: а не был ли Никодим в составе фарисейской делегации, задавшей вопросы Крестителю в 1:24-28. Если это так, то

(3) него должно было быть предчувствие, что пришествие Мессии вот-вот произойдет. Будучи свидетелем того, как Иисус очищает храм (Е. Уайт. «Желание веков», с. 168), он должен был теперь в точности выяснить, почему Иисус сделал это.

То, что мотивы его прихода не были до конца чисты, ясно из 2-го текста. Никодим пришел «ночью». В греческом языке категория времени выражается тремя способами. Можно говорить о времени как особом событии, как о периоде времени или говорить о времени, подчеркивая качественный аспект. Качественный аспект времени используется при указании на смысл более высокой духовной или философской реальности. Родительный падеж, который мы обнаруживаем в указании на время в 3:2, указывает на то, что здесь имеется в виду качественный аспект времени. Автора Евангелия не интересует время суток, когда приходит Никодим, или то, как долго

он беседует с Иисусом (первые две категории); но то, как приходит Никодим — его духовное состояние. Когда он приходит, его душа объята тьмой, потому что он еще не знает Иисуса и еще не принял Его полностью. Но хотя он и во тьме, он движется от тьмы к свету (1:4, 5; 3:19-21; 8:12; 9:5). Это противоположно Иуде, который уйдет от света во тьму (13:30).

Основной вопрос в этом отрывке — значение воды в 3:5. Идет ли речь о водах крещения, как полагают многие, или о чем-либо еще? Раввины учили, что ребенок формируется из воды в материнской утробе; вода, которая выходит при рождении, осталась невостребованной в процессе развития. Предположим, что Иисус эту воду имеет в виду. Исходя из этого, Он говорит: «Чтобы войти в Царство Божье, тебе нужно родиться дважды: один раз физически, от матери, а второй раз — духовно, от Святого Духа».

Есть и другие аргументы в пользу такой интерпретации. До Иоанна Крестителя крестили только прозелитов. Иудеи обычно не видели необходимости в крещении. Таким образом, можно задать вопрос, могло ли вообще случиться такое, чтобы Иисус заговорил с Никодимом о крещении? В 2:6 вода также символизирует буквализм

В приземленность иудаизма, который Иисус намеревался заменить. Следовательно, если понимать воду в 3:5 как воды рождения, то тогда здесь продолжается тема замены, начатая во 2-й главе Евангелия от Иоанна.

Наконец, убедительный аргумент возникает из повторяющегося контраста между физическим и духовным в Ин. 3:3-7. Иисус говорит

С том, чтобы «родиться снова» (3:3, 7). Никодим говорит об утробе (3:4). Иисус противопоставляет плоть и Дух (3:6), прежде чем повторить призыв родиться снова (3:7). Если вода в 5-м тексте означает воды при физическом рождении, то это идеально соотносится с ударением на слове «плоть» в 6-м тексте.

Физическое

Духовное

3:3

родиться снова

3:4

утроба

3:5

вода

Дух

3:6

плоть

Дух

3:7

родиться снова

 Но возможны и сильные аргументы в пользу того, что Иисус имел в виду воды крещения. Хотя крещение иудеев было новым явлением, тем не менее, если Никодим находился среди членов делегации фарисеев, задававшей вопросы Иоанну Крестителю (1:24-28), ему несложно было понять то, что говорил Иисус: Тебе нужно креститься

В Иоанна или у кого-либо из Моих учеников (3:22, 23; 4:1,21), но тебе нужно креститься — не только н воде, но и Духом (см. 4:5). Вода и Дух тесно связаны в учении Иисуса в 4:10-14, 23, 24 и 7:37-39. Очищение водою и очищение Духом также лежало в основании иудаизма первого века (Иез. 36:25-27; 1 QS т. 3, с. 6-9). Очищение Израиля водою и Духом должно было предшествовать пришествию Мессии (Прем. Сол. 18:5, 6). А концепция «рождения снова», «рождения свыше» связана с идеей крещения в Ин. 3:22-36. Таким образом, утверждение Иисуса согласуется с контекстом в любом

случае, если рассматривать его как указание на крещение и водой, и Духом.

Чему отдать предпочтение? В контексте и то и другое имеет смысл. Поскольку автор не дал никаких дальнейших разъяснений, лучшее, что можно сделать, это посмотреть все упоминания Иисусом слова «вода», которые имеют двойной смысл. В трудах Иоанна это типичный литературный прием. Он намеренно вкладывает в слово двусмысленность, чтобы заставить читателя искать более глубокий смысл.

С любом случае, отправная концепция, которую Иисус раскрывает Никодиму, заключается в том, что рождение среди людей определенной расы или национальности не дает права войти в Божье Царство. Это зависит от личного решения. Чтобы войти в него, требуется принять решение родиться свыше, требуется изменить жизнь (см. Е. Уайт. «Желание веков», с. 172). Тем не менее это изменение происходят не благодаря человеческим усилиям. Оно происходит благодаря работе Духа, Которого невозможно до конца воспринять разумом, и все же Он весьма реален (3:8).

Никодим спрашивает, как может произойти такое перерождение (3:9)? Иисус отвечает, что ответ на вопрос Никодима невозможно получить человеческим способом, даже если бы человек мог взойти на небо (3:11-13). Ответ может дать только Единородный, Кто в силу Своей природы принадлежит небесам и все же сошел как Сын Человеческий, чтобы дать откровенна о небесных реалиях (3:13).

у текстах 14 и 15 этот Единородный Сын дает ответ на вопрос Никодима (см. Е. Уайт. «Желание веков», с. 174, 175м Ключ к новому рождению — вознесение Сына Человеческой (7:39). Именно крест делает возможным новое рождение, а не человеческие усилия (1:12, 13). Интересно, что фарисеи не верили в страдающего и умирающего Мессию. Следовательно в 3:14, 15 Иисус говорит Никодиму то, что фарисеям необходимо было знать, чтобы войти в Царство Божье.

Иисус сравнивает крест со змеем, которого Моисей вознес в пустыне (Ин. 3:14, 15; Чис. 21:4-9). Это удачное сравнение. В обоих случаях средство исцеления было дано Богом. В обоих случаях средство исцеления было выставлено на обозрение. В обоих случаях взгляд приводил средство исцеления в действие. В обоих случаях средство исцеления было камнем преткновения для человеческого разума. И в обоих случаях последствия непослушания были одними и теми же. Для людей крест — это вопрос жизни и смерти.

Трудно понять, кто говорит в Ин. 3:16-21: Иисус или автор

Евангелия. Иисус использует в разговоре второе лицо вплоть до

3:12. Но, начиная с 13-го текста, употребляется третье лицо, и тема,

Я которой Иисус и Никодим начали свой диалог, постепенно сходит на нет. По всей видимости, где-то между 13-м и 17-м текстами совершается переход от разговора Иисуса с Никодимом к обращению автора Евангелия к своим читателям. Поскольку стиль Иоанна и стиль Иисуса в Евангелии один и тот же, невозможно с точностью определить место этого перехода, хотя таковой, возможно, имеет место между 15-м и 16 м текстами.

Стих Ин. 3:16, который, возможно, является лучшим текстом и любви во всей Библии, содержит особое греческое слово «моногенес», которое переведено как «один и единственный» в «Новом международном переводе» и как «единородный» в переводе короля

Иакова. От чего у многих людей создается впечатление, что Иисус был «зачат», рожден или сотворен в какой-то момент в прошлом. Если бы это было так, то Он не мог бы быть вечным носителем жизни, первоисточником жизни не заимствованной и не производной (Е. Уайт. «Евангелизм», с. 616).

Интересно, что в Библии на греческом языке (включая Ветхий Завет на греческом) слово «моногенес» применяется только к двум людям

— к Исааку и к Иисусу (Быт. 22:2, 12; Евр. 11:17-19) Исаак не был «одним и единственным» сыном Авраама в физическом плане. У Авраама было семеро других сыновей (Быт.16:15, 16; 25:1, 2). Исаак был выдающимся, не потому что был физическим потомком Авраама, но потому, что он был «уникальным» сыном; он был сыном обетования (Быт. 12:7). Через него Бог намеревался благословить все народы (Быт.12:1-3) Поэтому греческий термин «моногенес» (буквально:«единственный в своем роде») указывает на уникальную роль Исаака и Иисуса в Божьем плане благословения всех народов. Он не связан с аспектом физического рождения или происхождения от Отца.

Текст Ин. 3:16 заслуживает того внимания, которое ему уделяют, поскольку содержит в себе зерно многих основных тем Евангелия от Иоанна. Он свидетельствует о Божьей любви, которая является основной темой повествования после омовения ног (13:34; 14:21, 23; 16:27). Он говорит о любви, которая велика, как вселенная, — которой Бог полюбил мир (не планету, но весь мир человеческих существ — Браун, т. 1, с. 508-510). Божья любовь — не заслуженная любовь, а дар в лице Его Сына. И каждому, кто верит (вера в Евангелии от Иоанна всегда выражается в глагольных формах, а не существительным, как в посланиях Павла), в Сыне дается дар вечной жизни и избавление от осуждения (3:17).

Но, несмотря на то, что это дар, необходим отклик человека. Кто бы мог даже подумать, что можно отказаться от такого дара? Реальность такова, что большинство людей сделают это. Почему? Потому что принятие дара означает очищение всех грязных маленьких закоулков нашей личной жизни. Многие люди не хотят, чтобы их жизнь была выставлена на свет, поскольку боятся того, что

обнаружится (3:19, 20). Греховная человеческая природа заставляет нас бежать от реальности. И именно те люди, которые избегают света, обычно чувствуют угрозу, когда другие вокруг них приходят к Свету Божьему, поскольку соприкосновение с верующими порождает новый риск подвергнуться воздействию этого Света. Вот почему неверие так часто проявляет себя в гонениях.

Как так получается, что Иисус пришел не судить мир (3:17), но все же Его пришествие несет осуждение людям (3:18)? Не осуждение мира является целью миссии Иисуса. Его цель — спасти. Но, поскольку для людей сохраняется и возможность спасения, и возможность уничтожения, а вера в Иисуса — единственный путь спасения, зов веры оборачивается судом при его отвержении. Отказаться от дара жизни означает выбрать смерть. Суд не был целью миссии Иисуса, но он является одним из ее результатов.

Основные темы отрывка

Триединство

По всей видимости, в повествовании о Никодиме есть тонкий намек на триединство; сначала Иисус говорит о работе Святого Духа (3:3-8). Затем Он говорит о Собственном участии в плане спасения — Он сошел на землю и будет вознесен, чтобы всякий верующий в Него мог иметь жизнь вечную (3:11-15). Отрывок завершается словами на роли Отца, Который отдал Своего единородного Сына, чтобы спасти погибающих, и Который осуществляет свою работу на земле через тех, кто приходит к Свету (3:16-21).

Всякий верующий

Примечательно, что в Евангелии от Иоанна слово «вера» всегда выражается глагольной формой (верить), в то время как в посланиях Павла это всегда существительное (вера). Это однокоренные слова и, по сути, могут выступать как синонимы, хотя небольшое отличие все же есть в том, как эти слова функционируют в предложении. Греческие глаголы, особенно в настоящем времени, подчеркивают длительность действия. Верить — значит не стоять на месте; это слово не выражает одноразового действия. Это слово указывает на развитие, продолжительный процесс, действие. У этого слова всегда

есть дополнение. Вера должна быть ориентирована на что-то или на кого-то. В Евангелии от Иоанна вера направлена прямо на Иисуса, Того, Кто сошел и был вознесен на крест (1:12; 3:13-16; 7:39; 9:35-38; 14:1; 20:31). Во вторую очередь верующие призваны верить в Писания и в слова Иисуса (2:22; 5:47). В Евангелии есть множество связанных с верой терминов, таких как: обрести Его; прийти к Нему, следовать за Ним и пребывать в Нем. В каждом из этих выражений проявляется какой-то смысловой оттенок, подразумеваемый под глаголом «верить».

Такая вера в Евангелии от Иоанна доступна каждому. Всякий верующий не погибает, но имеет жизнь вечную. Третья и четвертая главы удивительным образом показывают, кто подразумевается под словом «всякий». Это и Никодим, богатый и благочестивый иудей, и бедная самаритянка-блудница, и знатный язычник (возможно), упомянутый в Ин. 4:46-54. Никто не должен быть лишен Божьего дара во Христе.

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, 2:12-3:21

1.Есть разница между бесконтрольным гневом и справедливым возмущением. Когда уместно гневаться в церкви, в семье, на сотрудников, на друзей? Есть ли духовная опасность в выражении справедливого возмущения? Есть ли духовная опасность, когда мы не выражаем справедливого возмущения на то событие или действие, которое должно было бы это возмущение вызвать? Поясните свой ответ.

2.Позволяет ли пример Иисуса иногда применять насилие, если мы видим несправедливость? Как, по-вашему, отреагировал бы Иисус, если бы вошел в банк в момент его ограбления или если бы на Его глазах пытались изнасиловать женщину?

3.Если сравнить вашу духовную жизнь с комнатами дома, как вы думаете, какую из них Иисус более всего хотел бы вычистить? Вашу библиотеку, столовую (то, что вы едите), зал (комнату, где вы общаетесь всей семьей), вашу спальню, вашу мастерскую (ваше

использование талантов и т. п.)? Были бы вы согласны на такую уборку или сопротивлялись бы ей сейчас?

4.Первоначально торговцы были размещены в храме в качестве службы, призванной помочь иудеям, пришедшим издалека. Как получается, что полезное начинание выродилось в махинацию? Есть ли в вашей жизни или в жизни церкви области, которые выродились или нуждаются в переосмыслении? Не отягчена ли ваша жизнь и жизнь церкви видами деятельности, которые изжили свою полезность или даже стали вредными для духовной жизни?

5.Могут ли христиане сегодня иметь ту же проницательность, что и Иисус, в отношении чужих мыслей, мотивов и чувств? Можете ли вы назвать некоторые способы, которые помогли бы вам развить способность распознавать Божье водительство в вашей жизни? Как могут верующие более отчетливо видеть лукавство собственных сердец?

6.Благодаря очищению храма у Никодима возник интерес к Иисусу. Что впервые вызвало у вас интерес к Иисусу? Почему это вызвало в вас интерес? Изменился ли ваш интерес? Как это повлияло на ваши с Ним отношения?

7.Почему люди так боятся открывать свою жизнь перед Иисусом, если благодаря этому можно так много обрести? Есть ли в вашей жизни такие сферы, о которых вы не хотите, чтобы кто-либо знал? Что это за сферы? Пытались ли вы скрыть эти недостатки от Бога?

8.В каком окружении вы хотели бы исповедать ваши грехи другим и Богу? Как может церковь помочь в создании такого окружения?

Изучение слова

1.Используя «Библейский комментарий АСД», «Библейский словарь АСД» или другую доступную литературу, изучите все, что можно, о храме, его строительстве, его истории, его архитектуре. Используя симфонию, найдите все библейские описания храма, скинии, святилища. Из того, что вы узнали, выпишите все, что тем или иным образом повлияло на ваше понимание данного отрывка.

2.При помощи Симфонии найдите все слова в Новом Завете, связанные со словами вера и верить. Заметьте, как каждое из слов функционирует в качестве существительного или глагола. Постарайтесь сгруппировать эти различные использования в категории. Опишите понимание, к которому вы пришли, в отношении важности веры в Евангелии от Иоанна.

Для дальнейшего исследования

1.Относительно условий жизни в Иерусалиме и его окрестностях во времена Иисуса см. Иеремиас, «Иерусалим времен Иисуса».

2.Относительно детального описания иерусалимского храма и его истории см. С. X. Хорн, «Библейский словарь АСД», статья «Храм».

3.Относительно жизни Никодима см. Anchor Bible Dictionary подред.

Д. Н. Фридмана, т. 5, с. 1104-1106.

4.Относительно «знамений» в Евангелии от Иоанна, см. Р. Шнак-кенбург, «Евангелие по Иоанну», т. 1, с. 515-528.

5.См. также Е. Уайт, «Желание веков», с. 154-177.