8. Вода и свет жизни

Евангелие от Иоанна, гл. 7, 8

7-я и 8-я главы Евангелия от Иоанна описывают посещение храма Иисусом во время праздника Кущей, самого популярного и интересного из иудейских праздников. В Евангелии от Иоанна это третье посещение Иисусом Иерусалима. На сей раз Он задержится в этом месте на целых шесть месяцев. Это последние месяцы Его служения. Между событиями, описанными в 6-й и 7-й главах Евангелия от Иоанна, возможно, прошло полтора года. Подтекстом всего этого раздела, о котором сказано с самого начала (7:1), является заговор об убийстве Иисуса, спланированный руководителями иудейского народа.

Материал в 7-й и 8-й главах Евангелия от Иоанна организован следующим образом:

ВОДА И СВЕТ ЖИЗНИ (Ин. 7,8)

7:1-9 Неверие братьев Иисуса

7:10-24 Дискуссия о субботе

7:25-36 Мессианство Иисуса

7:37-39 Вода жизни

7:40-52 Толки о происхождении Иисуса

7:53-8:11 Женщина, взятая в прелюбодеянии

8:12-20 Свет миру

8:21-30 Происхождение Иисуса и Его участь

8:31-38 Истина сделает свободными

8:39-47 Вопрос об отце иудеев

8:48-59 Иисус более велик, чем Авраам

Для удобства эта глава книги будет разделена на три части: первая дискуссия в храме (7:1-52); далее — сцена, связанная с женщиной, схваченной в момент совершения прелюбодеяния (7:53-8:11); потом

— вторая дискуссия в храме (8:12-59). Материал в 7-й и 8-й главах Евангелия от Иоанна — это своего рода воспоминания о спорах, которые фарисеи, саддукеи и учителя закона вели с Иисусом и которые изложены в Мк. 2:1-3:6 и 11:27-12:40.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, гл. 7

Прочтите Ин. 7:1-52 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

Я Отметьте разницу в мнениях и действиях между Иисусом и Его братьями в 7:1-12. Пользуясь Симфонией, найдите другие упоминания о братьях Иисуса в Евангелиях. Запишите свои мысли о том, как отношения Иисуса с членами Его семьи могли позитивно или негативно влиять на Его жизнь и служение.

Я Прочтите 8-ю главу Евангелия от Иоанна. Перечислите различные виды реакции на Иисуса в 7-й и 8-й главах. Что вы думаете о большом разнообразии этих реакций?

и Пользуясь Симфонией, найдите в Евангелии от Иоанна все указания на «иудеев». Разделите эти указания на следующие категории, в зависимости от того, к кому в том или ином стихе относится это определение: (1) религиозные лидеры, (2) иудеи в общем и (3) подгруппа иудеев, отличающихся от религиозных лидеров. Как употребление этого слова в трех разных значениях в 7-й главе соотносится с аналогичными употреблениями в остальной части Евангелия от Иоанна?

Исследование Слова

Фон отрывка

Климат Палестины

Погода в Палестине делится на два больших сезона: сухой сезон, середина которого приходится на лето; и сезон дождей, середина которого приходится на зиму.

Праздник Кущей наступает в то время года, когда сухой летний сезон, как правило, заканчивается. Это время ранних дождей, когда завершен сев зерновых, рост и развитие которых зависит от зимних дождей. Ранние дожди заполняют пустые кувшины, и люди перестают беспокоиться по поводу нехватки воды. К тому же это время сбора урожая фруктовых деревьев и винограда. Их корневая система позволила им пережить время засухи.

ПАЛЕСТИНСКИЙ КЛИМАТ

— сезон дождей

— сухой летний сезон

— праздник Кущей

— праздник Пасхи

Время праздника Пасхи наступает в конце дождливого сезона, сезона поздних дождей, благодаря которым наливается и зреет зерно. Это время начала уборки зерновых (праздник опресноков и церемония снопа потрясения).

Хотя летняя засуха сурова, роса обеспечивает достаточно влаги, благодаря чему могут выжить фруктовые деревья и виноградные лозы. Если бы плоды выращивались в течение зимнего цикла, их повреждали бы морозы, которые случаются в Палестине, поэтому летний цикл неплохо подходит для этого, несмотря на засушливость.

и Палестине нет обильных дождей. В обычные годы их едва хватает для удовлетворения нужд сельского хозяйства. Даже во время дождливого сезона пятьдесят процентов времени светит солнце. Засушливые годы могут быстро привести к кризису в сельском хозяйстве.

Праздник Кущей

Праздник Кущей был последним из трех великих праздников (Лев. 23:33-43; Чис. 29:12-38). На него съезжалось много иудеев, живших за пределами Палестины. Братья Иисуса страстно хотели, чтобы Он посетил этот праздник, так как это торжество занимало важное место в сознании народа (Ин. 7:2-5). Это был самый радостный праздник. День искупления уже прошел. Грехи были исповеданы и прощены. Люди были чисты перед Богом. Следовательно, на празднике люди радовались и благодарили.

Праздник отмечали в память Исхода и странствия Израиля по пустыне (Лев. 23:43), когда Бог обеспечивал их водой и светом (Исх. 13:21, 22; 17:1-7). Поэтому ночью во время Праздника Кущей на вершине храмовых столпов зажигались огромные емкости с маслом, освещавшие храмовые дворы более ярко, чем в любое другое время года. Центральное место в торжествах занимали шествия с факелами, что добавляло зрелищности. Таким образом, свет стал также составляющей праздника во дни Иисуса.

Еще одним мотивом праздника была концепция странствия, идея о том, что народ Божий не имеет постоянного места жительства; они странники и пришельцы на этой земле. Люди должны были строить шалаши из пальмовых ветвей и жить в них во время праздника, даже если они владели домом в Иерусалиме (в этом случае они строили шалаш на собственной крыше или во дворе). Это воспоминание об Исходе учило их, что точно так же, как Бог обеспечивал Израиль водой и пищей в пустыне, Он может делать это и сейчас, чтобы

удовлетворить их насущные нужды. Добрым предзнаменованием на предстоящий год считалось выпадение дождя во время праздника.

Поэтому кульминацией праздника Кущей был «танец дождя». Во время этой церемонии священник вел большую процессию из храма вниз по склону холма к потоку Тихон, повторяя слова Ис. 12:3: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения». Наполнив кувшин водой, священники поднимались к храму через пролет по пятнадцати ступеням. На каждой из ступеней священник читал один из пятнадцати псалмов восхождения (Пс. 121-135).

и храмовом дворе были устроены два стока. Ниже под плитами трубы соединялись и тянулись до самой долины Кедрон. В то время как воду, взятую из Тихона, выливали в один из стоков, в другой выливали кувшин вина. Вода и вино смешивались там, где сходились трубы и стекали в поток Кедрон. В дождливый день вода и вино текли до самого Мертвого моря. Это напоминало ветхозаветное обетование о грядущем Божьем Царстве (Иез. 47 и Зах. 14:8), когда вода, текущая из храма, восстановит плодородие Иудейской пустыни и сделает здоровыми воды Мертвого моря.

Своим присутствием на празднике и, в частности, предложением воды (7:37-39) и света (8:12; 9:5) Иисус утверждает, что Он замещает Собой великие установления иудаизма. События последнего времени, связанные в Ветхом Завете с праздником Кущей, становятся реалиями настоящего в Личности и учении Иисуса. Следовательно, здесь мы видим продолжение темы замены иудаизма, с которой регулярно сталкиваемся в Евангелии.

Термин «иудеи» (7:1) определенно обозначает иерусалимские власти, а не народ в целом (7:26,32,45). Это объясняет, почему мы находим в Евангелии иудеев, которые боятся «иудеев» (7:13). Это также должно предостеречь современных читателей не делать антисемитских выводов из того, что Иоанн говорит об иудеях в своем Евангелии. Термин «иудеи» используется автором Евангелия, чтобы лаконично описать правящий класс, состоящий из фарисеев, саддукеев и учителей закона.

Должно быть, дела в Галилее шли плохо (6:60-71). Братья Иисуса предполагают, что если Он будет творить чудеса в Иудее, то сможет

достичь Своих целей (7:2-4). В этом совете заключена двойная ирония. Во-первых, братья Иисуса видели Его чудеса и все же не верят в Него (7:5)! Во-вторых, Иисус сотворил эти чудеса для галилеян, а они оставили Его (6:60-66)!

Иисус отвечает, что время не имеет большого значения для их поступков, так как их поступки не связаны с большим риском. Но в Его случае все настолько зависит от сроков, что они даже не в состоянии понять это. Никто не враждует с братьями, поскольку их жизнь и учение не бросают вызов обществу. Но один неверный шаг может привести к преждевременному окончанию служения Иисуса. Поэтому Он еще раз отказывается позволить Своей семье влиять на план Его действий, утвержденный для Него Богом (7:6-9; ср. 2:3-5).

Иными словами, Иисус находится в полном согласии с волей Бога в отношении Себя. В результате в 10-м тексте мы обнаруживаем, что Он все-таки отправился в Иерусалим. Видимо, Бог открыл Ему, что «нужное время» (7:8) для этого наступило.

Праздник Кущей длился восемь дней подряд, поэтому слова «в середине праздника» (7:14), скорее всего, указывают на четвертый или пятый день праздника. Очевидно, Иисус здесь впервые пытался открыто учить в храме. Евреи были изумлены тем, как ясно Иисус излагает ключевые вопросы жизни, однако Он освещал темы не обычным путем, Он не нанизывал друг на друга бесконечные цитаты предшествующих раввинов (7:15). Вместо этого Он утверждал, что у Его Отца самая лучшая школа для раввинов (7:16). Он не нуждался в том, чтобы подтверждать истинность Своего учения, цитируя «авторитетов». Все, кто обращаются к Его учению с искренним желанием всей своей жизнью угодить Богу, сразу распознают Божественность его происхождения (7:17, 18). Те, кто действительно готов творить волю Божью, куда бы она их ни привела, интуитивно поймут, что Иисус говорил о Себе правду.

Причина, по которой иудеи ставили под сомнение Его учение (7:21-24), заключалась, как мы читали в 5-й главе Евангелия от Иоанна, в Его действиях при купальне Вифезда, которые они истолковали как нарушение субботы. Иисус ответил на их возражения, заявив, что причина непонимания ими Его действий заключается в том, что они

сами являются нарушителями закона (7:19). Они обвинили Его в нарушении четвертой заповеди, тогда как сами были нарушителями шестой заповеди, поскольку пытались Его убить. Иудеи были готовы проигнорировать четвертую заповедь, чтобы обрезать ребенка. Обрезание ограничено небольшой частью тела. А то, что сделал Иисус, касалось всего человеческого существа (7:22, 23).

\emdash 25-м тексте осуществлен переход от темы исцелений по субботам к теме мессианства Иисуса, что является ключевым вопросом в четвертом Евангелии. Противники Иисуса сами себя поймали в ловушку рядом противоречивых аргументов по этому вопросу. Во-первых, они отвергают Его, потому что знают, откуда Он (из Галилеи

— 7:41, 52), но никто не будет знать, откуда придет Мессия. Затем они пытаются лишить Иисуса права на мессианство, утверждая, что Мессия придет из Вифлеема (7:42). Но читатель-христианин знает, что Иисус фактически был рожден в Вифлееме, а не в Галилее. Однако в итоге противники вынуждены признать, что они в действительности не знают, откуда пришел Иисус (9:29; 8:14,19).

Как явствует из пояснения к этим эпизодам, проблема происхождения Иисуса представляла серьезный вопрос для второго поколения христиан. Матфей утверждает, что Ветхий Завет свидетельствует, что Мессия придет как из Вифлеема, так и из Галилеи (Мф. 2:6, 23), но Иоанн идет иным путем. Вместо опровержения доводов противников Иисуса и подтверждения точки зрения Матфея он занимает более высокую позицию, утверждая, что реальное происхождение Иисуса не связано ни с одним из земных мест. Оно — с небес (Г.1-11,14; 7:16,28, 29, 33; 8:16,18, 23).

С разгар этой дискуссии, возможно, в тот момент церемонии, когда начали лить воду в храмовый сток, Иисус появляется и прерывает всю эту церемонию торжественными словами: на празднике люди жаждут духовной воды, но Иисус заменяет воды праздника Собою. Тому, кто жаждет, достаточно подойти к Иисусу, и они смогут пить постоянно, а также стать источником духовного обновления для других (7:37, 38).

Глава завершается описанием страхов первосвященников и фарисеев, а также служителей храмовой стражи. Им уже в который

раз не удается схватить Иисуса (7:45-52, см. также 26, 30, 44). Этот краткий отрывок наполнен иронией. Не успели вожди сказать, что ни один из начальников и фарисеев не уверовал в Иисуса, как Никодим, начальник и фарисей, ставит их действия под вопрос (7:50, 51). Они обвиняют Иисуса в нарушении закона, однако законник из их же среды бросает вызов их собственной верности закону. Они отвечают заведомо ложным возражением: «Из Галилеи не приходит пророк» (7:52). Реальность такова, что Иона определенно пришел из Галилеи, и, вероятно, Наум, а также Илия — из Галилеи. По мере того, как разворачивается евангельское повествование, высказывания основных противников Иисуса звучат все более запутанно, и они постепенно все более закрывают свой разум для самоочевидной истины, которую стремится передать Евангелие.

Следовательно, основной характеристикой этой главы является разрыв между руководителями и народом. Руководители стремятся убить Иисуса (7:1, 25, 32), в то время как народ не знает, что и думать (7:12,13, 20, 25-27, 31,40-43). Ни один из руководителей не верит в Него, а народ они называют невежественным, потому что он

и интересом относится к Иисусу (7:48, 49).

Основные темы отрывка Искушения Иисуса

Внимательные читатели четырех Евангелий сразу же замечают, что Евангелие от Иоанна — единственное Евангелие, не упоминающее об искушениях Иисуса сатаной в пустыне (см. Мф.4:1-11; Мк. 1:12, 13; Лк. 4:1-12). Но Иоанн дает богословское объяснение тем или иным эпизодам из жизни Иисуса, при этом не указывая на те ситуации, которые на самом деле породили подобное богословие (например, вечеря Господня и Гефсимания). В 6-й и 7-й главах Евангелия от Иоанна повторяются, по сути, три искушения, которые имели место в пустыне. Иисус искушаем стать царем (6:15; ср. Мф. 4:8-10; Лк. 4:5-8). Он искушаем совершить связанное с хлебом чудо (6:30, 31; ср. Мф. 4:3, 4; Лк. 4:3, 4). И Он искушаем явить Себя в храме (7:2, 3; ср. Мф. 4:5-7; Лк. 4:9-12). Разница в том, что в Евангелии от Иоан¬на все эти соблазны приходят через людей (см. Мф. 16:21-23, где Петр становится орудием для искушения Иисуса).

Вода жизни

Во время храмовой церемонии кувшины священников наполнялись лишь на очень короткое время. Те же, кто пришли к Иисусу, обрели источник воды, доступной во все времена. Во время праздника Кущей люди молились о дожде, так как дожди в это время были добрым предзнаменованием хорошего урожая зерновых. Слова Иисуса в 7:37-39 показывают, что на просьбы людей о воде неожиданным образом был дан ответ (Иисус, по всей видимости, держал в уме ряд ветхозаветных отрывков, когда говорил слова, записанные в Ин. 7:38 — это Ис. 44:3, 4; 58:11; Иез. 47:1-12; Иоиль, 3:18; Зах. 14:8).

в 7:39 Святой Дух является той живой водой, которую предлагает Иисус, а Сам Иисус является источником Святого Духа для тех, кто пришел к Нему. Произнося эти слова, Иисус заменяет Собой храм, потому что в ветхозаветных пророчествах о конце времени храм был источником живой воды, которая должна обновить землю (Иез. 47:1-12). Он уже назвал Себя источником воды живой в Ин. 4:10-15. Но в Ин. 7:38 Иисус высказывает новую мысль — те, кто приходят к Нему, сами становятся источником, из которого другие могут черпать эту живую воду. Верующий может передавать Дух другим.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 8:1-11

Прочитайте Ин. 8:1-11 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

и Как вы полагаете, что учителя закона и фарисеи сказали бы Иисусу, если бы Он велел им отпустить женщину? Что они сказали бы, если бы Он велел им побить ее камнями?

и Что бы вы написали на земле, будь вы на месте Иисуса?

Исследование Слова Структура и фон отрывка

Связь этого отрывка с остальной частью Евангелия от Иоанна не вполне ясна. В Новом международном переводе сделан комментарий: «В самых ранних и заслуживающих доверия рукописях

отсутствует фрагмент Евангелия от Иоанна 7:53-8:11». Однако в последние сто лет было найдено много древних рукописей, некоторые из них датируются вторым веком. Ситуация такова.

История о женщине, взятой в прелюбодеянии, опущена во всех ранних рукописях на греческом языке. Она опущена также и в большинстве древнейших переводов: сирийском, латинском, и коптском. До XII в. ни один греческий комментатор Евангелия от Иоанна не упоминает эту историю (тысячу лет спустя после написания самых древних рукописей на греческом). Ни один из ранних отцов Церкви не упоминает о ней как о части Евангелия от Иоанна. Кроме того, многие из ранних рукописей, содержащих эту историю, имеют пометку, в которой высказывается сомнение н отношении того, принадлежит ли она Евангелию.

Удивительно то, что даже если эта история и находится в Евангелии, она расположена в самых разных местах. Чаще всего она следует за Ин. 7:52, как в большинстве современных Библий. Но существуют рукописи, где эта история помещена после Ин. 7:36, или в конце Евангелия от Иоанна (после 21:25), после Лк. 21:38, или же она находится а конце Евангелия от Луки (после 24:53). Подобная неразбериха с расположением данного отрывка была бы крайне маловероятной, будь эта история частью оригинала Евангелия от Иоанна.

История о женщине, взятой в прелюбодеянии, однако, не позднее изобретение. Она определенно была известна в Церкви уже во втором столетии. Проблема в том, что нет ясности, отождествлялась ли она с Евангелием от Иоанна.

Итак, что же нам делать? Очевидно, история основана на реальном событии из жизни Иисуса, которое запомнилось многим людям из разных мест. Хотя ни один из евангелистов не включил ее в Евангелие, тем не менее она была признана уникальным и подлинным свидетельством об учении Иисуса. Возможно, надеясь сохранить это свидетельство, разные переписчики старались присоединить ее к одному из канонических Евангелий. Ее расположение после Ин. 7:52 стало наиболее распространенным, потому что история хорошо сочетается с 7-й и 8-й главами, с

повествованием о противостоянии и дебатах, где Иисус отказывается выносить суд (Ин. 8:15).

Детальное исследование отрывка

Контраст между теми, кто расходятся по своим домам (7:53), и Иисусом, у Которого не было дома (8:1), поддерживается и в других Евангелиях. Там Иисус изображен как Тот, Кому негде приклонить голову (Мф. 8:20; Лк. 9:58).

Термин «прелюбодеяние» (8:3,4) означает, что женщина была замужем и что она была схвачена в тот момент, когда изменяла мужу. Приведя только женщину, противники Иисуса нарушили закон Моисея, требующий в случае супружеской измены побивать камнями обоих прелюбодеев (Лев. 20:10; Втор. 22:22).

Поскольку Иисус сидел, когда обвинители пришли (8:2, 3), Ему было несложно нагнуться и писать на песке пальцем (8:6). Может быть, Он прервался, чтобы потом опять писать, желая дать возможность обвинителям свободно уйти, сохранив свое достоинство (8:8, 9). Хотя библейский текст не говорит об этом, но вполне возможно, что Иисус писал на земле тайные грехи обвинителей (Е. Уайт. «Желание веков», с. 461; Баркли, т. 2, с. 3). Большинство людей сочло бы такое обстоятельство основанием для того, чтобы спешно уйти!

Религиозные вожди поставили Иисуса перед трудной дилеммой. Если бы Он велел им отпустить женщину, они обвинили бы Его в том, что Он учит людей не повиноваться законам Моисея. Если бы Он велел им побить ее камнями, они доложили бы о Нем римлянам, которые не позволяли евреям самостоятельно совершать казни. Своим ответом Иисус смог утвердить справедливость закона, который требовал наказывать за прелюбодеяние, в то же самое время Он указал на важность сострадания и прощения. Те, кто выносят приговор другим, поступают так, словно они сами не виновны ни в одном грехе.

Иисус не судит женщину. Он говорит, что прощает ее, как сделал это

4. Евангелии от Луки 7:36-50. Он не желает становиться судьей (Ин.3:17; 8:15). Вместо этого Он позволит будущим поступкам

женщины засвидетельствовать о том, как она осудила саму себя после встречи с Ним (12:47, 48).

Основные темы отрывка

Тема этого отрывка хорошо сочетается с Евангелием от Иоанна. Иисус знает все об этой женщине, Он знает все о ее обвинителях. И все же Он отказывается вынести приговор, которого она, несомненно, заслуживает. На протяжении двух тысяч лет эта история предупреждала тех членов церкви, которые склонны осуждать действия других людей, пусть даже их осуждение справедливо. Иисус оставляет пример милосердия и доброты. Те, кто вкусил Его милосердие по отношению к собственным грехам, будут милосердны, нежны и долготерпеливы по отношению к другим, сражающимся с грехом, даже если это умышленные и упорно повторяемые грехи (см.

7. Тим. 2:24-26; Е. Уайт. «Свидетельства для Церкви», т. 6, с. 120-123).

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 8:12-59

Прочтите Ин. 8:12-59 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

6. Скажите, что Иисус в этом отрывке говорит о Себе и о Своих отношениях с Отцом? Обсудите, почему все в этом отрывке зависит от того, Кто такой Иисус и Кто Его послал?

7. Перечислите на основании этого отрывка все, что разделяет Иисуса и Его противников. Заметно ли какое-либо развитие в их дискуссии, или они постоянно выдвигают одни и те же обвинения, пользуясь другими словами?

8. Отметьте каждый случай использования слов «Отец» и

«истина». Имея в виду частое употребление этих слов, что вы можете сказать об основных вопросах данного отрывка?

Исследование Слова

Структура и фон отрывка

Остальная часть 8-й главы описывает эпизоды праздника Кущей, который начался в 7:1. Раздел начинается и заканчивается утверждением «Я Есмь» (8:12, 58). Иисус продолжает говорить о Себе находящимся во дворе храма по случаю праздника, но теперь руководители выходят из-за кулис и открыто бросают Иисусу вызов (8:13, 22, 48, 52, 57).

Праздник Кущей, как упоминалось ранее в этой главе, праздновался

В память об Исходе. В это время особо вспоминалась жизнь Израиля

В пустыне, когда Бог давал им воду из скалы, обеспечивал их светом из огненного столпа и теплом ночью (Исх. 17:1-7; Чис. 20:1 -13; Исх. 13:21,22; 14:24; Чис. 14:14; ср. Ис. 60:1-3; Зах. 14:7, 8). Иисус снова прерывает празднование, на этот раз чтобы заявить, что Он есть Тот, Кто освещает мир. Он — Тот, Кто давал свет в пустыне (8:12).

Детальное исследование отрывка

Основная тема Ин. 8:12-20, которая просто затмевает собой темы света (т.12) и суда (8:15, 16), — свидетельство. Это напоминает Ин. 5:31-47. Отец добавляет Свое свидетельство к свидетельству Иисуса, соблюдая требование закона о минимальном количестве свидетелей (8:13-18; ср. Втор. 19:15). Если бы противники Иисуса сблизились с Ним, они бы поняли, Кто Его Отец, и почувствовали бы силу Их совместного свидетельства (8:19).

и 8:21-30 продолжается дискуссии о Личности Иисуса и Его отношениях с Отцом. Иисус дважды провозглашает «Я Есмь» (8:24, 28). Фрагмент с 33-го по 59-й тексты напоминает порицание Иисусом фарисеев в 23-й главе Евангелия от Матфея. На протяжении всего отрывка упоминается имя Авраама (8:33, 37, 39-41,52,53,56, 58). Как Иисус, так и Его противники заявляют о своей причастности к Аврааму.

и 32-м и 33-м текстах иудеи не понимают двух вещей. Они не понимают, что Иисус имеет в виду под свободой, и не понимают, что значит быть семенем Авраама. Единственная свобода, которую ценит Иисус, это свобода от греха. Если истина Иисуса не пронизывает собою жизнь, порабощение грехом будет препятствовать полному развитию человеческого потенциала в соответствии с замыслом Бога. Рабы греха, хотя и являются потомками Авраама (8:34-36),

ничем не лучше язычников. Они так же остро, как и язычники, нуждаются в спасении, которое предлагает Иисус. Он указывает на то, что в действительности показателем происхождения от Авраама является не физическое рождение, но поведение (8:37-40). Предполагается, что сын иудея должен вести себя, как его отец. Таким образом, истинные дети Авраама ведут себя, как Авраам (8:39).

Когда противники Иисуса пытаются опровергнуть аргумент, указывая

на Бога как на Своего подлинного Отца (8:41), Иисус словесно

«уничтожает» их. Если бы они были детьми Бога, признали бы

Иисуса своим духовным братом, потому что Он от Бога пришел

(8:42). Вместо этого они стремятся убить того, Кто принес им истину

(8:40), их поведение говорит о том, что они — дети дьявола, который, подобно Каину, был убийцей и лжецом с самого начала (8:44). В противоположность этому правдивое и безгрешное поведение Иисуса свидетельствует, что Он — истинный Божий Сын (8:45-47).

5) этот момент разговора дело принимает опасный оборот. Противников Иисуса задевают Его обвинения, и они поворачиваются к Нему спиной. «Ты сын дьявола. Он властвует тобой, чтобы делать свое дело» (см. 8:48). По их мнению, Иисус такой же отвратительный, как самарянин. Хотя Иисус не возражает, чтобы Его называли самарянином, Ему не по нраву то, что Его назвали бесноватым (8:49).

Кроме того, они обвиняют Иисуса в том, что Он превозносит Себя над Авраамом (8:52, 53). Вместо того чтобы отрицать обвинение, Он утверждает, что Авраам видел его в пророческом видении (8:56). Таким образом, Он не только больше, чем Авраам, Он — «Я Есмь» (8:54—58; см. 7-ю главу для получения дополнительной информации об отрывках четвертого Евангелия, содержащих выражение «Я Есмь»). После этого «богохульства», пока Его оппоненты брали в руки камни, Иисус скрывается от них (8:59).

Основные темы отрывка

Крест как прославление

и Евангелии от Иоанна крест представлен в необычном свете. Именно на нем Иисус должен быть «вознесен» (3:14, 15; 8:28). Хотя этот термин в буквальном его значении точно описывает физический акт распятия, он имеет и переносное значение: превознесение в эмоциональном смысле. «Превознести» кого-либо означает «восхвалить» или «прославить». Когда кто- либо превозносит сам себя, это означает бахвальство. Таким образом, в Евангелии от Иоанна термин «вознести» Иисуса имеет несколько значений. Он применяется как к физическому акту поднятия Иисуса на крест, так и к физическому акту Его вознесения. Но, более того, это имеет отношение к прославлению характера Иисуса, проявившемуся на кресте. Крест делает больше для подтверждения истинной природы Иисуса, чем все другие доказательства Его Божественности (8:28).

Истина сделает вас свободными

Подобно термину «вознести», слово «истина» в Евангелии от Иоанна имеет несколько значений (Браун, т. 1, с. 499). Истина — это прежде всего событие, осуществившееся в Личности Христа (1:17; 14:6).

Пришествие Иисуса, Его жизнь и смерть принесли миру истину. Но истина есть также откровение воли и характера Бога через учение и жизнь Иисуса, когда Он был на земле (3:33, 34). Не существует другого места, куда следовало бы идти тому, кто ищет истину (8:32, 36; 14:6). Следовательно, в широком смысле письменные свидетельства о жизни и смерти Иисуса, вдохновленные Духом Святым, стали основным источником истины в мире со времен Иисуса (16:13). Для нас, людей «второго поколения», Новый Завет стал величайшим из всех доступных откровений о Боге.

Как истина освобождает людей? Баркли отмечает четыре аспекта.

В Истина несет свободу от страха. Ученик Иисуса не бывает одинок, а когда Иисус рядом с ним, то страх исчезает.

В Истина несет свободу от самих себя. Для большинства людей самое большое препятствие к полноценной жизни находится внутри их самих. Иисус обладает силой, чтобы изменить жизнь.

В Истина приносит свободу от других людей. Многие люди парализованы страхом того, что другие могут о них подумать. Если

знаешь, что ты угоден Богу, не имеет значения, что думают другие люди.

о Истина приносит свободу от греха. Многие на собственном опыте испытали зависимость от силы греха. Они грешат, но не потому, что хотят этого, а потому, что должны грешить. Грешники делают не то, чего им хотелось бы, а то, чего хочет грех. Ученичество разрывает цепи греха и дает людям возможность полностью реализовать свой потенциал (Баркли, т. 2, с. 21-23).

Свет миру

Огненный столб в пустыне свидетельствовал о Божьем присутствии, Его защите и руководстве израильским народом (Бартон, с. 1893). В Ин. 8:12-59 Иисус называет Себя Светом миру, то есть Он представляет Собой Божье присутствие, защиту и руководство новым Израилем, теми, кто принимает Его. Как свет мира Он также приносит правду о Боге, которая освободит людей от греха (8:32-36). Но есть и другой аспект: свет раскрывает скрытые недостатки или дефекты. Там, где сияет свет Личности Иисуса и вести о Нем, неизбежным результатом является суд. Свет мира принес суд иудеям, жившим в это время, упорствующим в грехе. Именно грех породил в них нежелание принять предложенное Иисусом спасение от греха (8:33-59). Это также истинно и сегодня: всюду, где есть грех, он будет раскрыт светом, сияющим с креста Христова.

L. конце истории, как во времена Иисуса, будет рассматриваться все тот же извечный вопрос: «Что вы думаете об Иисусе Христе?» Другого вопроса не существует. Принять Иисуса — значит обрести все. Отвергнуть Иисуса — значит все потерять. Но суд над Христом всегда проливает свет на поведение (8:32-44). Лучшим свидетельством о принятии Христа является не исповедание уст, а поведение человека и его жизнь.

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, гл. 7 и 8

E. Сталкивались ли вы с оппозицией в семье по вопросам вашей веры? Если это так, то как знание о том, что Иисус сталкивался с подобной проблемой, помогает вам справиться с ситуацией? Вы

склонны быть более открытыми или более осторожными в исповедании своей веры в собственной семье?

5. Когда другие совершают грех, ваша первая реакция осудить их, или вашим первым чувством бывает сострадание к ним и их семьям? Как, по вашему мнению, отношение Иисуса к женщине, взятой в прелюбодеянии, может повлиять на отношение церкви к разводу и повторному браку?

6. Как вы думаете, кто — христиане или светские люди более склонны не понимать Иисуса сегодня? Поясните свой ответ. Подумайте, случалось ли вам совершенно неверно понимать Библию или какой-либо богословский вопрос? Каковы были причины вашего непонимания?

7. Что в вашем религиозном наследии вызывает в вас гордость? Смущают ли вас какие-то вопросы? Почему? Как вы считаете, ваше религиозное наследие чаще всего помогает или мешает вашим отношениям со Христом? Почему?

Изучение Слова

11. С помощью «Библейского атласа», «Библейского словаря АСД» и энциклопедии, а также других имеющихся у вас ресурсов, попробуйте расширить свои знания о климате Палестины и смене сезонов в этом регионе. Изучите 23-ю главу Книги Левит, а также 28-ю и 29-ю главы Книги Чисел. Посмотрите, какие сведения даны относительно этих глав в «Библейском комментарии АСД».

12. Сравните дебаты Иисуса с «иудеями» в 7-й и 8-й главах Евангелии от Иоанна с подобными дебатами в Мк. 2:1-3:6 и 11:27-12:40. Обратите внимание на комментарии к этим отрывкам в «Библейском комментарии АСД». Отметьте сходства и различия между изложением в Евангелии от Иоанна и Евангелии от Марка. Чего больше — сходств или различий? Чему учит вас отношение Иисуса к Своим противникам? В какой степени подобный ответ приемлем для современных христиан?

Для дальнейшего исследования

I. Относительно представлений Е. Уайт о смысле и значении праздника Кущей читайте «Патриархи и пророки», с. 540-542, и «Желание веков», с. 447-449.

E. Относительно употребления термина «вознести» в качестве указания на крест см. Р. Шнаккенбург, т. 2, с. 398-410.

F. Для общего понимания 7-й и 8-й глав Евангелия от Иоанна см. Е. Уайт. «Желание веков», с. 447-470.