10. Мессия дает жизнь умершим

Евангелие от Иоанна, 10:22-11:57

Материал, изложенный в этой главе, делится на три части. В начале рассказывается о посещении Иисусом храма во время праздника обновления (10:22-42). Иисус использует возмож¬ность рассказать о том, как Он был посвящен стать Тем, кого Бог послал в мир (10:36). Следующий раздел (11:1-44) содержит повествование о смерти и воскресении Лазаря, который предвосхищает смерть и воскресение Самого Христа. Этим поразительным чудом Иисус доказывает, что Он действительно есть Воскресение и Жизнь (11:25,26). Однако это чудо побуждает религиозных вождей оградить народ от Его влияния. И они разработали особый план убийства Христа, чтобы, как они думали, спасти нацию от разрушения (11:45-57).

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 10:22-42

Прочтите Ин. 10:22-42 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

и Сравните это место с описанием посещения Иисусом храма в 7-й и 8-й главах Евангелия от Иоанна. Выпишите все выявленные вами общие черты обоих повествований.

и Составьте список основных вопросов полемики между Иисусом и иудейскими религиозными вождями в этом отрывке. В одном абзаце попробуйте обобщить ответы Иисуса по каждому из этих вопросов.

и Сравните критику иудейских лидеров в адрес Иисуса и Его

ответы, содержащиеся в Ин. 5:16-47 и Ин. 6:35-58, с ответами в Ин. 10:22-42. Какие сходства и отличия вы обнаружили между более ранними дискуссиями и этой?

Исследование Слова

Структура отрывка

Этот отрывок во многом перекликается с посещением Иисусом храма во время праздника Кущей. Все события происходят во дворе Храма (см. 7:14, 28). Иудейские религиозные лидеры усиленно пытаются с Ним спорить (см. 8:25, 53). Основным вопросом является вопрос о мессианстве Иисуса (7:26, 31,41,42; 9:22). Совершается еще одна попытка арестовать Его и побить Его камнями (см. 7:30, 32, 44-46; 8:59). Иисус еще раз заявляет об уникальных отношениях с Отцом (см. 7:16, 17, 28, 29, 33; 8:16-19, 26-29, 38, 42, 49, 50, 54, 55).

Отрывок вращается вокруг двух основных вопросов: является ли Иисус Мессией (10:24) и богохульствовал ли Он, заявив о Своих уникальных отношениях с Богом (10:33), как в том обвиняли Его иудеи. Ответ Иисуса на первый вопрос находится в отрывке с 25-го по 30-й текст. Религиозные вожди вновь хватаются за камни, чтобы казнить Его (10:31). Они оправдывают задуманную казнь вынесением обвинения в богохульстве (10:33), на которое Иисус отвечает достаточно продолжительной речью (10:34-38). Попытки схватить Его продолжаются, Он ускользает от них и возвращается на другую сторону Иордана, где прежде проповедовал Креститель и где Ему оказывают более радушный прием (10:39-42). Этот разрыв приводит

В завершению той части Евангелия, которая сосредоточена на деятельности Иисуса, связанной с иудейскими праздниками (гл. 5-10).

Фон отрывка

Праздника обновления (сегодня он называется Ханука) не существовало во времена Ветхого Завета. Его стали отмечать в связи

и перепосвящением Иерусалимского храма в 165 г. до н.э. после того, как Антиох Епифан, царь Сирии, осквернил его за несколько лет до этого. Антиох принес в жертву свиней на жертвеннике храма, запретил соблюдение субботы и принудил многих иудеев есть свинину. После того как маккавеи, группа иудейских партизан под руководством Иуды Маккавея, освободили Иерусалим от Антиоха, они осуществили очищение и освящение храма. В результате это событие стало ежегодным иудейским праздником. Приняв участие в празднике, Иисус придал ему легитимность, несмотря на его небиблейское происхождение.

Однако идея освящения храма имеет библейское происхождение. Бог Сам лично явился при освящении скинии Моисеем в пустыне (Исх. 40:34,35; Чис. 7:1 -11). На празднике обновления читали 7-ю главу Книги Чисел. Когда Соломон окончил строительство храма, состоялась аналогичная церемония освящения и еще раз проявилось личное присутствие Бога (3 Цар 8:1-11, 62-65; 2 Пар. 7:1-9).

После Вавилонского пленения Зоровавель воздвиг более скромный храм (Агг. 1:12-2:9) вместо храма Соломона, который был разрушен Навуходоносором (2 Пар. 36:18, 19). Во время открытия этого здания также происходила церемония посвящения (Езд. 6:13-18). Аналогичное служение совершилось почти сто лет спустя, чтобы отметить завершение восстановления стен Иерусалима под руководством Неемии (Неем. 12:27-47). Таким образом, церемония посвящения под руководством Маккавеев, которая в конечном итоге превратилась в ежегодный праздник обновления, безусловно, не была прецедентом.

и Новом Завете идея освящения присутствует в посвящении в храме Младенца Иисуса (Лк. 2:22, 23), в крещении Иисуса (Мф. 3:13-17; Лк. 3:21, 22), в рассматриваемом нами отрывке из 10-й главы Евангелия от Иоанна, при описании инаугурации небесного святилища после Вознесения Христа (Евр. 10:19, 20; Откр. 4, 5), во время прекращения служения в небесном святилище прежде излития семи

чаш гнева в Книге Откровение (15:5-8, 16) и при описании инаугурации на земле Нового Иерусалима (Откр. 21:1-8, 22).

Детальное исследование отрывка

Праздник обновления обычно празднуется в декабре, в начале зимы (10:22). Погода в Палестине в это время очень напоминает ноябрь в Европе: холодно, часто идут дожди. Большую часть этого времени в Иерусалиме дует резкий восточный ветер.

Иисус вместе со Своими учениками ходит в части храмового комплекса, называемой притвором Соломона (10:23). Это соответствует времени года, потому что притвор Соломона представлял собой крытые тротуары, крыша поддерживалась колоннами вдоль восточной стены храмового комплекса. Колоннада предоставляла убежище от резкого восточного ветра, а в ясные дни была согреваема солнцем во второй половине дня.

Религиозные лидеры собрались вокруг Иисуса и потребовали прямого ответа на вопрос: «Если Ты Христос [Мессия], скажи нам прямо» (10:24). «Долго ли Тебе держать нас в недоумении?» — смягченная версия, но точный перевод греческой идиомы звучит грубо: «Долго ли Ты будешь держать наши души в подвешенном состоянии?» Вполне возможно, что этот вопрос был задуман как ловушка, подобно вопросу, заданному в истории о женщине, взятой

\emdash прелюбодеянии (8:3-6). Праздник обновления отмечался в честь избавления иудеев от иностранного ига почти двести лет назад, таким образом, он мог побудить надежды на то, что избавление от Рима может снова произойти во время праздника. В такой атмосфере римляне должны были быть более чуткими к заявлениям о мессианстве, чем обычно.

Возможно, этот вопрос имел своей целью настроить враждебно римлян по отношению к Иисусу.

Иисус указывает, что Он уже ответил на их вопрос Своими действиями, такими как исцеление слепорожденного (10:21), но они никак не могут понять этого, потому что не являются Его овцами и, следовательно, не узнают Его голоса (10:25-27). В 26-м и 27-м текстах Иисус ссылается на беседу о Добром Пастыре, изложенную в

начале главы (10:3-5, 14-16). 28-й текст подтверждает общую тему Евангелия от Иоанна — вечная жизнь стала реальностью настоящего через отношения с Иисусом. Это возможно потому, что Он и Отец действуют сообща (10:28-30).

С 32-м тексте мы находим одно из самых ироничных замечаний Иисуса в Евангелии от Иоанна. Религиозные лидеры, тяжело дыша, стоят перед Ним с камнями в руках (10:31). Иисус говорит следующее: «Один момент. Прежде чем побить Меня камнями, пожалуйста, объясните, за какое из Моих добрых дел вы побиваете Меня камнями?» Они отвечают, что не возражают против Его добрых дел, но хотят побить Его камнями за богохульство, за Его желание быть Богом (10:33, см. также 5:18).

Иисус отвечает, что, во-первых, слово «Бог» не такой уж неприемлемый для обозначения людей термин (10:34,35). 81-й псалом показывает, что земные судьи в древнем Израиле выступали как «боги», потому что они выполняли Божий суд, к чему Он их и предназначил. Если этим словом называли обычных людей, избранных Богом, то насколько более приемлемым был этот термин к собственному Сыну Бога, Тому, Кто извечно сосуществовал с Ним и Кто является носителем полноты Божества и предназначен Богом, чтобы прийти в мир и открыть, каков Бог (10:35, 36, см. также 1:1)! Даже если этот аргумент не вполне понятен нам сегодня, его основной момент ясен. Все, о чем заявляет Иисус, не выходит за рамки того, что позволяет Писание (Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 170).

Как «Посвященный» Иисус был послан Отцом, чтобы делать дела, аналогичные тем, что совершались в храме, — спасение людей от греха (10:37,38). Его чудеса, такие как воскрешение Лазаря, которое Он готовится совершить, свидетельствуют желающим слышать, что Иисус есть действительно Тот, за Кого Он Себя выдает (20:30,31). Но религиозные вожди вновь продемонстрировали, что они в действительности ничего не слышат (10:39).

Поскольку «свои» Иисуса отвергают Его (1:11), Он оставляет Иудею, чтобы найти веру за Иорданом (10:40-42). Там еще уважали служение Крестителя, и в результате Иисуса там слушают более

охотно, чем в Иерусалиме и Иудее. 41-й текст является последним из четырех упоминаний о Крестителе в Евангелии от Иоанна, каждое — короче предыдущего (см. 1:19-36; 3:23-36; 5:33-36). Автор этого Евангелия как будто намеренно проиллюстрировал «увеличение» внимания к Иисусу и «уменьшение» того же внимания к Крестителю со стороны читателя Евангелия (3:30).

Основные темы отрывка

Посвящение Иисуса

Ключевой темой этого раздела Евангелия является то, что в лице Иисуса Бог вновь пришел в храм, как Он делал это во время различных церемоний посвящения в древности (Исх. 40 и 3 Цар. 8).

и Он приходит во время календарного религиозного праздника (10:36)! Еще раз Иисус показывает, что Он замещает Собой еврейский праздник. Он предлагает тем, кто верит в Него, саму жизнь, которая была обещана поклоняющимся в иерусалимском храме (1:14; 2:21). Те, кто верит в Иисуса, имеют больший доступ к Богу, чем придерживающиеся системы жертвоприношений в Иерусалиме (10:27—29; см. также 1:12-18, Рим. 5:1,2; Евр. 9:6-10; 10:19-22).

Божественность Христа

Слова Иисуса в Ин. 10:30 лучше всего можно понять благодаря реакции иудеев, описанной в 31-м и 33-м текстах. Они четко понимали Его притязания на равенство с Богом. И вместо того, чтобы опровергнуть обвинение, сказав: «Конечно, Я не равен Богу; как только вам в голову пришла столь безрассудная идея?», Иисус предлагает непонятный ответ с 34-го по 36-й тексты, и сущности, говоря: «Согласно Писанию, Я не сказал ничего неверного, и вы все правильно поняли. Кроме того, если бы вы действительно обратили внимание на то, что Я делал, то не задавали бы вопросов по поводу Моих заявлений о Себе (10:37,38).

Спор между Иисусом и иудеями был вызван исцелением, совершенным Им в субботу, но быстро перешел на вопрос Его заявлений о равенстве Богу (5:16, 18). Религиозные вожди не ожидали, что Мессия будет Божественной фигурой. Поэтому, когда

Иисус говорил о единстве бытия с Богом и, видимо, бросал вызов нормам, связанным с соблюдением субботы, они чувствовали себя абсолютно правыми, отвергая Его как обещанного Мессию.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 11:1 -44

Прочтите Ин. 11:1 -44 дважды, а затем ответьте на следую¬щие вопросы:

в Опишите, каким образом события предыдущего отрывка (10:22-42) повлияли на действия Иисуса в этом отрывке.

в Какой текст помогает понять богословский замысел, который имел Иисус, воскрешая Лазаря из мертвых? Сформулируйте этот богословский замысел в одном или двух абзацах.

в Как вы думаете, почему Иисус медлил два дня, прежде чем отправиться в Вифанию? Скажите, как это промедление повлияло на разных людей, упомянутых в этой главе.

в На основе информации в этой главе попробуйте описать

характеры Марии и Марфы. Что они за люди? Как они относятся к Иисусу в момент Его посещения, описанного в этой главе? Какие чувства они могли испытывать в связи с Его промедлением в ответ на их просьбу? Каково было состояние их веры перед воскрешением Лазаря? Сравните характеристики, данные Марии и Марфе Иоанном, с найденными в других Евангелиях.

в Поскольку Иисус знает, что Он пришел, чтобы воскресить Лазаря из мертвых (11:11), то почему Он обеспокоен и опечален, как то описано с 33-го по 38-й тексты? Поясните свой ответ.

Исследование Слова

Структура отрывка

Начало этого повествования находится в предыдущем разделе. Иисус снискал неистребимую враждебность религиозных лидеров в Иерусалиме, утверждая, что Он — Бог (10:33). Он удалился на расстояние в несколько километров от Иерусалима, чтобы немного ослабить напряженность (10:40). Но читатель чувствует, что все это

подтолкнет религиозных лидеров к тому, чтобы покончить с Иисусом одним провокационным действием. Следовательно, эти события являются «последней каплей» в бурных отношениях Иисуса с иудейским правящим советом.

Ключевые утверждения 11 -й главы, по всей видимости, находятся в четвертом тексте; болезнь Лазаря и его смерть, по словам Иисуса, должны прославить Бога и Его Сына. Здесь намеренно скрыт двойной смысл. Характер Христа и Его Отца прославляется тем, что это чудо говорит об их силе давать жизнь и проявлять милосердие, но Иисус также прославляется в том смысле, что чудо воскрешения Лазаря к жизни спровоцирует Его страдания и смерть (11:53). Цель прославления в том, чтобы ученики и другие люди могли веровать (11:15,40).

Фон отрывка

и районе Вифании была найдена гробница с надписями имен Лазаря, Марии и Марфы. Хотя мы не можем быть абсолютно уверены, что это действительно могила трех человек, упомянутых в отрывке, тем не менее маловероятно, чтобы это было простое совпадение, поскольку они были состоятельной семьей (ведь они могли нанять «многих» плакальщиц [11:19; Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 173]). По крайней мере, это замечательная находка — еще один фрагмент доказательств, подтверждающих точность исторического окружения в Евангелии от Иоанна.

и то время среди иудеев бытовало популярное представление о том, что душа отдельного человека витает над телом в течение трех дней, надеясь на оживление. После этого надежды на воскресение больше нет (Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 172). Так как Иисус промедлил два дня (11:6), то ко времени воскрешения Лазарь был мертв полных четыре дня (11:17, 39). Приди Иисус раньше, воскрешение Лазаря из мертвых, возможно, вызывало бы не больше интереса, чем еще одно исцеление. Но промедление приводит к серьезному подтверждению того факта, что Иисус есть Воскресение и Жизнь (11:25, 26).

Детальное исследование отрывка

Упоминание помазания Марией ног Иисуса (11:2) кажется немного странным до тех пор, пока повествование не доходит до следующей главы (12:1-8). Очевидно, автор знал о том, что эта история была широко известна второму поколению христиан, составлявшему его первоначальную аудиторию.

Почему Иисус медлил два дня? Основная причина, конечно, заключается в том, что Он ничего не делает в Евангелии без руководства Бога. Когда настанет время идти, Отец, так или иначе, даст Иисусу знак (4:34; 7:1-9). Примером такого знака может служить отрывок Ин. 12:20-24. В просьбе эллинов встретиться с Иисусом Он каким-то образом распознает указание на то, что пришел час Его страданий и смерти, возможно, потому что эта смерть привлечет всех к Нему (12:32).

Когда Иисус дает понять, что Он готов идти к Лазарю, ученики протестуют, напоминая Ему о последней попытке побить Его камнями в окрестностях Иерусалима (10:31,33). Ученики, по всей видимости, ощущают, что если Иисус пойдет в Иерусалим, то это будет в последний раз. Ответ Иисуса напоминает им о том, что Он есть Свет миру (11:9, 10; см. также 9:4, 5; 1:4; 3:16-21). Как Иисус не может ошибаться, если действует по указанию Своего Отца, так ученики не могут ошибаться, если ходят во свете Иисуса.

Отрывок Ин. 11:11-16 является яркой иллюстрацией иудейской аналогии между смертью и сном. Одно из греческих слов, использованных здесь для обозначения сна (гипно) содержит корень, от которого мы строим слово «гипноз» — «погружение людей в сон». (Неудивительно, что некоторые люди думают, что в наше время в Церкви часто используют гипноз). В этом отрывке Фома вряд ли сомневается. Если Иисус собирается умереть, Фома вполне готов умереть вместе с Ним! А вот уж кто на самом деле является сомневающимся в Евангелии от Иоанна, так это — Филипп (6:5-7; 14:8-11).

17-й текст показывает, что Иисус не намеренно откладывал свой приход в Вифанию, чтобы Лазарь был мертв в течение четырех дней. Он, видимо, не знал точного времени смерти Лазаря, хотя знал, что это произошло.

Иисус не сразу входит в Вифанию, но остается вне селения и

передает известие, что Он пришел. Марфа выходит Ему навстречу, а

Мария остается дома (11:20). Возможно, Мария была хрупкой

(ранимой) личностью, и то, что Иисус не пришел немедленно в ответ

на их просьбу, ранило (задело) ее (11:3). Возможно, она была не

уверена, а есть ли вообще Иисусу до этого дело, и боялась выйти и

увидеть Его.

Марфа не испытывает подобных колебаний и, хотя она деликатно выражает свое разочарование, тем не менее тут же выражает стойкую веру и доверие Иисусу (11:21, 22, 24), побуждая Его высказать одно из самых волнующих утверждений о Себе (11:25, 26).

5. ответ Марфа проявляет, наверное, самую глубокую веру во всем Евангелии (11:27), гораздо более глубокую, чем у Петра (6:68, 69). Это то самое выражение веры, которого автор Евангелия ожидает от своих читателей (20:30, 31). Следовательно, Марфа, всегда ассоциируемая с заботами на кухне (Лк. 10:38-42), в этом Евангелии предстает как один из самых ярких примеров зрелой веры и ученичества.

Не так обстоит дело с Марией. Когда она наконец выходит после особой просьбы Иисуса (11:28), то повторяет сетования Марфы, но без какого-либо утверждения о стойкости веры (11:32). В результате она не получает откровения от Иисуса (ср. 11:25, 26) и Он не побуждает ее произнести исповедание веры (ср. 11:27). Вместо этого Он ощущает глубокую обеспокоенность отсутствием у нее веры и очевидным отсутствием веры тех, кто рядом с ней (11:33-37). То, что слова Марии выражают недостаток веры, ясно из параллели между реакцией Иисуса, изложенной с 33-го по 38-й тексты, и утверждениями, которые вызывают эту реакцию (11:32, 37). Иисус пришел, чтобы предложить им увидеть воскресение и жизнь. Вместо того, что Он им предлагает, они приглашают Его посмотреть на гробницу мертвого Лазаря (11:34).

Текст Ин. 11:26 волновал многих людей. Что имел в виду Иисус, когда сказал, что те, кто верит в Него, никогда не умрут? Мы постоянно видим, как умирают верующие. Означает ли это, что тело умирает, но душа продолжает жить во Христе? Вот где полезно

вникнуть в диалог между Иисусом и Его учениками с 11-го по 16-й тексты. По словам Иисуса, смерть верующего человека — не окончательная смерть. Она временна, как сон (11:11-14). Хотя верующие могут уснуть, подобно Лазарю, они никогда не умрут окончательно.

Бог силен дать жизнь тем, кому желает дать (5:21-29). Волнующим обстоятельством является то, что живущие с верой в Него живут в Божественном благоволении (11:26). Больше не нужно бояться смерти. Верующие могут уснуть, но они никогда не умрут по-настоящему. Тем, кто получил от Иисуса духовную жизнь, гарантирована физическая жизнь при воскресении.

Хотя с 21-го по 27-й тексты ярко сияет вера Марфы, она не сумела в полной мере понять практическое значение утверждения Иисуса «Я ЕСМЬ» (11:25, 26) в сложившейся ситуации (11:39). Иисус мягко упрекает ее за то, что она не видит, что Он пришел, чтобы сделать нечто сверх всего, о чем она может просить или думать, — чудо, предвосхищающее полноту исполнения эсхатологических чаяний (11:40). Иисус молится с открытыми глазами и поднятой головой

(11:41,42; Библия не предписывает какой-либо определенной позы тела во время молитвы, которая была бы предпочтительнее других). Он не прикасается к Лазарю и даже не приближается к гробнице (11:43: Иисус, «воззвал громким голосом»). Его слово так же действенно, как Его прикосновение.

Результатом стало неоспоримое чудо (11:44). Лазарь был мертв в

течение четырех дней. Реальность чуда даже не ставится под вопрос

враждебно настроенными свидетелями (11:47). При описании этого

чуда Иоанн ясно показывает, как Иисус воплощает в действие

обетование, данное в Ин. 5:28, 29. Мертвый находится в гробнице

(11:17; ср. 5:28), он слышит голос Иисуса (11:43; 5:28) и выходит

(11:43; ср. 5:29). Это именно то, что происходит, когда Воскресение

5. Жизнь соприкасается со смертью (11:25, 26; ср. 5:21-30).

Основные темы отрывка Слава

и главе о свадьбе в Кане мы впервые отметили тему славы. В этой главе она также вынесена на передний план. Моментом наивысшей славы для Иисуса (в этом Евангелии) является Его вознесение на крест. Именно там совершается самое полное откровение характера Бога в человеческой плоти. Хотя воскрешение Лазаря приносит славу Богу (12:12-18) и служит укреплению веры (11:40), самая великая слава воссияет, когда в результате этого чуда Иисуса постигнут арест, страдания и смерть. Вот почему в Евангелии рассказ о воскрешении Лазаря помещен при переходе от повествования о земном служении Иисуса к описанию Его страданий и смерти. Это поворотный пункт, помогающий сосредоточиться на последней Пасхе (12:1; 13:1) и страданиях, пережитых Иисусом во время этой Пасхи.

Мария, Марфа и второе поколение

7. счастью, момент духовной тьмы для Марии из Вифании лишь кратковременен. Воскресение брата послужило для Марии не только убийственным упреком, но и бесконечным ободрением. Может показаться, что она безнадежна на этой стадии ее духовного опыта. Тем не менее, когда ее слабая вера окончательно утвердилась, она поднимается, чтобы стать самым ярким примером ученичества в Евангелии (12:1 -8). Какое ободрение для второго поколения — верить, несмотря на отсутствие

Иисуса и на кажущееся бессилие Его власти! Какая поддержка для нас, живущих в светском мире, где также кажется, что Бог отсутствует и бессилен! Мария является примером безграничной силы Бога, способной искупить тех, чья вера ослабла и надежда иссякла.

Но для второго поколения, частью которого мы являемся, более подходящим примером может послужить Марфа. Мария похожа на Фому, который должен был увидеть, чтобы поверить (20:24-28). Но Марфа в этом случае представляет собой второе поколение — еще не видя воскресения, она, тем не менее, верует на основании того, что ей уже известно об Иисусе. В Евангелии есть два типа спасающей веры: вера тех, кто видит, и вера тех, кто верует не видя (20:29). Только второй вариант актуален для второго поколения и

для наших дней, когда Иисус физически отсутствует, но о Нем в полной мере можно судить благодаря свидетельству Его учеников.

Значение «жизни»

и Евангелии от Иоанна слово «жизнь» используется в разных значениях. В тех случаях, когда это возможно, важно различать точные нюансы значения, соответствующие намерению автора. В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, безусловно, вечная жизнь подразумевается в будущем, когда Иисус вернется в силе и славе и воскресит тех, кто верит в Него, к физической жизни, которая никогда не окончится (Мф. 19:29; 24:30, 31; 25:46; Мк. 10:30; 13:26,

27; Лк. 18:29,30). Но в Евангелии от Иоанна жизнь в основном сосредоточена на нынешней реальности, на том, что Иисус делает для верующих в Него (3:15, 16, 36).

и четвертом Евангелии очевидно, что Иисус есть истинный Жизнедатель (5:21, 26; 6:33; 11:25, 26; 14:6, и т.д.). Эта жизнь передается посредством Его слова (4:50; 5:8, 24; 6:63; 11:43), так что второе поколение ничего не теряет. У них есть доступ к словам Иисуса посредством Евангелия (17:20). Под словом «жизнь» в Евангелии от Иоанна прежде всего подразумевается не физическое существование, но, скорее, ответ на поиск человечеством смысла жизни и ее значения. Благодаря Иисусу возможно обрести жизнь в ее самом полном потенциале (8:32, 36; 10:10). Помимо всего прочего, вечная жизнь характеризуется живыми отношениями с Богом в настоящее время через Иисуса Христа (17:3). Физическое воскресение Лазаря указывает на два момента: Иисус имеет право дать вечную жизнь сейчас (то есть смысл и значимость жизни) и воскресить мертвых к вечному физическому существованию в последний день (5:28, 29).

Есть два способа обрести полноценную жизнь, жизнь с избытком.

Прежде всего — надо знать, что источник такой жизни — только во

Христе (14:6; 6:33-58; 1 Ин. 5:11, 12). Жизнь там, где Иисус (Ин.

11:25, 26). Во-вторых, чтобы обрести жизнь, необходимо верить (1:4,

12). Именно через непрерывные отношения с Иисусом люди

обретают ту жизнь, которая извечно присутствует в Иисусе (3:16,

36).

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 11:45-57

Прочтите Ин. 11:45-57 дважды, а затем ответьте на следующее вопросы:

16 Просмотрите другие события в Евангелии от Иоанна, которые вызывали определенную реакцию со стороны религиозных вождей

(см., например, 2:13-22; 5:1-18; 7:37, 44; 8:12, 58, 59; 9:1-16; и

10:30-33). Какую реакцию вызвало воскресение Лазаря? Какое влияние, по вашему мнению, оказало отношение вождей к Иисусу, сложившееся в результате предыдущих встреч, на их восприятие чуда в Ин. 11?

17 Пожалуйста, перечислите то, что в первую очередь заботило религиозных лидеров настолько, что заставило их желать устранения Иисуса? Было бы их беспокойство законным, если бы Иисус был обманщиком?

Исследование Слова

Структура отрывка

Поводом для этого заседания синедриона стало воскресение Лазаря из мертвых. Здесь мы наблюдаем явление, которое подтверждается на протяжении всего Евангелия. Каждое совершенное Иисусом чудо производит противоположные друг другу результаты. С одной стороны, это развивает веру тех, кто видит истинное значение знамения (например, 2:11 и 11:45). Но то же самое чудо увеличивает сопротивление и ненависть к Иисусу со стороны религиозных властей, которые противостоят Ему практически с самого начала (5:16-18; 9:14-34; 11:45-53).

Эта взаимосвязь нарастающей провокации отчетливо видна на следующей схеме, где события напоминают нисходящие ступени:

—Очищение храма (2:13-22)

Исцеление в субботу (5:1-18)

— Прерывание богослужения (7:37-39; 8:12)

— «Богохульство» (8:58, 59)

Исцеление в субботу (9:1-16)

— «Богохульство» (10:30-33)

В Евангелии от Иоанна воскрешение Лазаря из мертвых является

«последней каплей», которую ждали религиозные лидеры (11:1-44 —

У общей сложности семь провокационных действий в Иерусалиме). В четвертом Евангелии именно воскрешение Лазаря стало последней ступенью, ведущей к «часу» наивысшего «прославления» Иисуса и Его «вознесению» на крест (11:45-53).

Детальное исследование отрывка

Среди скорбящих с Марией, которые пришли, чтобы выразить соболезнования по поводу кончины ее брата, наблюдалась двоякая реакция: одни верили в Иисуса, а другие считали Его действия провокацией, о которой следовало доложить властям (11:45, 46). Отчаявшись, власти созывают собрание, чтобы поговорить о том, какое последствие для их власти может иметь величайшее из сотворенных Иисусом чудо (11:47). Они боялись двух вещей. Во-первых, они беспокоились о своей политической позиции. Они боялись, что люди перестанут их слушаться и последуют за Иисусом как за представителем высшей духовной власти. Их вторым опасением было то, что римляне отстранят иудейских лидеров от власти и уменьшат политическую автономию нации (11:48).

Видимо, собрание переросло в перечисление устрашающих предположений, так что Каиафе пришлось предпринять решительный шаг, чтобы привлечь внимание аудитории (11:49, 50). По его мнению, дело приняло настолько серьезный оборот, что только смерть Иисуса могла спасти нацию от разрушения. Так что с этого момента Совет склонился к решению убить Иисуса (11:53).

Зная о планах совета, Иисус уже не ходил открыто, чтобы не

привлекать к Себе внимания религиозных вождей. Вместе со Своими

учениками Он удалился в один из отдаленных районов Иудеи

(11:54). По мере приближения Пасхи толпы начали гадать, осмелится

ли Иисус появиться на празднике (11:55, 56). Правящий совет

выжидал удобного момента, чтобы арестовать Иисуса (11:57).

Последние четыре текста из 11-й главы Евангелия от Иоанна

указывают на завершение публичного служения Иисуса и в литературном плане служат переходным мостом к повествованию о Его страданиях.

Основные темы отрывка

Ирония Евангелия от Иоанна

Мы отмечали, что в Евангелии от Иоанна есть много случаев намеренного использования двух уровней смысла.

71 нем содержится также множество примеров острой иронии, когда кто-либо укоряет жертву, говоря противоположное тому, что в действительности хотел бы сказать («Ах, какое милое платьице! Где бы я могла купить такое же?» — говорит самодовольная девица другой девушке, чье платье носили несколько поколений, или когда чьи-либо ожидания внезапно и грубо разбиваются вдребезги. Цель подобного юмора в этом Евангелии — показать читателю, что противостоять евангельскому повествованию об Иисусе означает в конечном итоге выглядеть глупо. Надежды и мечты таких людей в итоге будут разрушены.

72 Ин. 11:48-52 содержится тонкий и ироничный намек на то, что, уничтожая Иисуса, религиозные власти пытались защитить себя как в этой, так и в будущей жизни. Правящий совет иудеев был, очевидно, в панике из-за воскрешения Лазаря (11:45-48). Они боялись, что, если им не удастся остановить Иисуса, «все уверуют в Него, и придут Римляне, и овладеют и местом нашим и народом» (11:48). Каиафа, хвастливый болтун («Вы ничего не знаете!» — 11:49), настаивает на том, что нации не выжить, если совет не покончит с Иисусом (11:50).

В 48-го по 52-й тексты двойной иронический смысл четвертого Евангелия достигает своего апогея. Каиафу, после того, как он выразил свою враждебность по отношению к Иисусу, высоко оценивают за произнесение пророчества, что смерть Иисуса спасет нацию (хотя определенно в совершенно ином смысле, чем подразумевал сам Каиафа!). Бог, очевидно, использовал его, чтобы объяснить значение смерти Иисуса, хотя тот и не понимал, что делает.

Ирония Иоанна продолжается и в 48-м тексте. В отчаянии синедрион говорит, что если они позволят Иисусу жить, то все уверуют в Него,

и придут римляне и уничтожат город и храм. Но о чем знает читатель конца первого века? Что распятием Иисуса правящий совет иудеев навлек на себя именно то, чего так сильно опасался. Религиозные лидеры, осуждая Иисуса на распятие, стремились сохранить нацию и храм. Ирония заключается в том, что их действия уничтожили и нацию, и храм. Их целью было помешать миру уверовать в Иисуса. Но в результате распятия, через смерть Иисуса, Бог принес спасение миру таким образом, о котором религиозные власти даже и не думали.

Проекция на современность

Сердце греховного человека обладает почти неограниченными возможностями оправдывать несправедливость. В этом отрывке мы видим, как искренние религиозные люди нашли хорошее, прочное обоснование для того, чтобы уничтожить любящего Учителя за то, что Он сказал правду о Себе. Во времена холокоста в период Второй мировой войны нацисты гордились собой, поскольку были убеждены

В том, что придет день, когда мир будет благодарить их за избавление от евреев. Они действовали, служа всем народам!

Подобный невероятный самообман достигнет своего полного и окончательного апогея в последние дни земной истории (Отк. 13:16,17). Иисус говорит об этом времени: «Когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). Иудейские религиозные лидеры времен Иисуса были виновны в этом самообмане не более чем любой другой народ. Те, кто отвергает Иисуса сегодня (как внутри, так и вне Церкви), действуют аналогично иудейским вождям.

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, 10:22-11:57

В Почему так важно, верит ли человек в то, что Иисус является Богом? Почему уменьшится приносимая Евангелием от Иоанна польза для вашей жизни, если вы будете думать, что Иисус был

всего лишь хорошим человеком или ангелом или высшим из сотворенных существ?

и Можете ли вы назвать те случаи в вашей жизни, когда Бог медлил, отвечая на ваши просьбы? Как вы чувствовали себя в таких случаях? Ставили ли вы когда-либо под вопрос Божью заботу о вас и Его заинтересованность в вас в такие моменты? Как восстанавливалась ваша уверенность в Боге и Его обещаниях? Что укрепило вашу веру в то время?

и На кого вы больше похожи в этой истории? На Марию, Марфу, Лазаря, скорбящих с Марией, иудейских лидеров? Как вы думаете, те отношения, которые у вас есть с Иисусом в данный момент, вызвали бы у Него слезы или радость? Как вы думаете, какие изменения в ваших отношениях Он хотел бы произвести?

и Случалось ли вам сопротивляться тому, что в глубине души вы считали правильным? Почему вы делали это? Как вы пришли к признанию своего самообмана? Можете ли вы привести некоторые способы ежедневного предотвращения самообмана?

Изучение Слова

В Пользуясь Библейским атласом, изучите иерусалимский храм. Определите расположение притвора Соломона. Находились ли Иисус и Его ученики в пределах слышимости внутренних дворов храма? Насколько далеко они были от римской крепости Антония?

В С помощью Симфонии или «Библейского словаря АСД» найдите и перечислите все события воскресения из мертвых в Библии. Сколько представлено эпох библейской истории? Почему воскресение Лазаря является уникальным среди них? А в чем оно им подобно?

Для дальнейшего исследования

С Относительно периода, предшествующего освящению хра¬ма в

165 г. до н.э., читайте в апокрифах 1-ю Книгу Макка¬веев; см. также «Библейский комментарий АСД» под ред. Ф. Д. Николь, т. 5, с. 28-31 и С. X. Хорн, «Библейский сло¬варь АСД», с. 1076.

2. Относительно самообмана и избавления от него см. Дж. Пау¬лин, «Библейская истина в современном мире, с. 179-206.

3. Относительно иронии в Евангелии от Иоанна см.: Р. А.

Кул¬пеппер, «Анатомия четвертого Евангелия», с. 169-180, и П.

Дьюк, «Ирония в четвертом Евангелии».

4. Для более полного понимания 11 -й главы Евангелия от Иоанна см. Е. Уайт, «Желание веков», с. 524-542.