11. «Час» дарования жизни

Евангелие от Иоанна, глава 12

В 12-й главе Евангелия от Иоанна находятся два отрывка — беседа Иисуса и эпилог к Его публичному служению. Эта глава служит переходом между публичным служением Иисуса и «часом» Его страданий и смерти. В первом отрывке говорится о «помазании» Иисуса к погребению, которое совершила Мария на пире в Вифании (12:1-8). После напоминания о заговоре первосвященников против Иисуса (12:9-11) следует второй отрывок, который кратко описывает триумфальный въезд в Иерусалим (12:12-19) и снова упоминает о смерти Иисуса (12:16). Эллины выражают просьбу увидеться с Иисусом, и это помогает Ему понять, что пришел «час» Его смерти (12:20-36). Отрывок 12:1-36 в целом насыщен иронией — жизнь, которую предлагает Иисус, может быть дана только через смерть Жизнедателя.

Последующие тексты 12-й главы Евангелия от Иоанна функционируют как эпилог, обобщающий ключевые моменты первой части Евангелия. После объяснения причин неверия большинства религиозных лидеров в Иисуса несмотря на совершенные Им знамения (12:37-43), эпилог завершается кратким обобщением вести Иисуса: Он пришел открыть Отца (12:44-46), и все, кто слышат Его, будут судимы согласно Его словам (12:47-50).

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, гл. 12

Прочтите 12-ю главу Евангелия от Иоанна дважды. Если возможно, прочтите главу в нескольких переводах и отметьте некоторые различия между ними. Ответьте на следующие вопросы:

1. Действия и Марии, и Иуды могли бы быть восприняты и как плохие, и как хорошие, все зависело от контекста, в котором они совершались. На каком основании осуждается Мария, а на каком — Иуда? Пожалуйста, поясните свой ответ.

2. Сравните Ин. 12:12-16 с 9-й главой Книги Захарии. Прочитайте контекст, из которого взята цитата, упомянутая в 15-м тексте. Можно ли рассматривать приход эллинов в Ин. 12:20 в контексте значения Зах. 9:9? Каким представляет царство Иисуса Иоанн, а каким — толпа в Ин. 12:9-19? Пожалуйста, поясните свой ответ.

3. Как вы думаете, что призывает делать Своих учеников Иисус в 25-м и 26-м текстах? Где можно найти Иисуса в современном мире? Как люди следуют за Ним в жизни?

4. Почему в 27-м тексте Иисус кажется обеспокоенным? Какое отношение ко кресту имеют эллины?

5. С помощью Симфонии найдите все ссылки в Евангелии от Иоанна на термины «суд», «судья» и родственные им слова. Согласно Евангелию от Иоанна, какова роль в суде Бога, Иисуса, Святого Духа и каждого человека? Какой свет эти тексты проливают на 12:31 и 12:47, 48?

Исследование Слова

Структура отрывка

От написанного в Ин. 12:1 до написанного в Ин. 13:1 прошла неделя. Между этой неделей и неделей в начале Евангелия (1:29, 35, 43; 2:1), возможно, намеренно приводятся параллели. Присутствуют также параллели с Книгой Бытие и семью днями, в которые Бог сотворил небо и землю. Как в начале творения Бог трудился в течение шести дней (Быт. 1), затем заявил, что Его работа окончена (Быт. 2:1, 2) и покоился в седьмой день (Быт. 2:2, 3), так и последние труды Иисуса длятся шесть дней (Ин. 12:1), Он заявляет,

что Его работа окончена (Ин. 19:30), и покоится в гробнице в субботний день (Ин. 12:31,42; 20:1).

Детальное исследование отрывка

«За шесть дней до Пасхи» приходится на субботний вечер последней недели перед распятием (согласно Евангелию от Иоанна Пасха в тот год начиналась с заходом солнца в пятницу; 13:1; 19:31,35-37).

Иисус снова приходит в Вифанию, место, где жили Мария, Марфа и Лазарь (11:17, 18), это примерно в трех километрах от Иерусалима. Пир был дан в честь Иисуса. Возле Иисуса возлежал Лазарь, человек, который был воскрешен из мертвых (12:2). Марфа, конечно же, обслуживала гостей, в то время как Мария, как обычно, сидела у ног Иисуса (12:2, 3; ср. Лк. 10:38-42). Чистый нард был ароматным маслом, импортируемым с Востока. Он был очень дорогим, так что это событие вряд ли осталось незамеченным очевидцами пира (Ин. 12:3).

История о помазании Марией ног Иисуса удачно размещается в тексте, чтобы подчеркнуть контраст ее веры и любви к Иисусу с холодным расчетом Каиафы (11:49, 50) и Иуды (12:4-6). Краткое повествование об Иуде является одним из самых ироничных фрагментов Евангелия. Иуда утверждает, что трата драгоценного масла для помазания Иисуса к погребению — расточительство (12:5), но, предав Иисуса, он — единственный, кто в большей мере ответственен за нее (?). Иуда выражает озабоченность бедняками, однако то, что он ворует из ящика, проясняет, что единственный бедняк, о котором он заботится, это он сам (12:5, 6)! Позже в евангельском повествовании ученики подумают, что Иуда выйдет из горницы, чтобы дать что-то нищим (13:29), в то время как на самом деле он выйдет, чтобы предать Иисуса Христа (13:21, 26, 27, 30). Однако величайшая ирония Евангелия заключена в том, что никто не дал «бедным» больше, чем Иуда, когда он предал Иисуса на крестную смерть!

Сравнивая Марию и Иуду, необходимо иметь в виду их побуждения. Когда Мария помазала ноги Иисуса, ее поступок был вызван бескорыстной любовью и самопожертвованием. В противоположность этому критика Иуды в адрес Марии была

обусловлена жадностью и лукавством. Иисус еще раз показывает, что Ему известно, что находится в сердце другого человека, но Он не выставляет чувства Иуды на всеобщее обозрение. Вместо этого Он защищает Марию, указывая на то, что социальная деятельность (помощь бедным), важная сама по себе, но в конечном счете бессмысленна в отрыве от креста (12:7, 8, см. также 12:23-26; Мф.

25: 34-46). Иуда, однако, вместо того чтобы понять, что почтение к Иисусу гораздо более ценно, чем деньги, в скором времени променяет жизнь Иисуса на тридцать сребреников.

Два отрывка (Ин. 12:9-11 и 12:17-19) позволяют читателю не потерять из виду Лазаря. Почему принято решение убить Лазаря (12:10)? Потому что он был сильным свидетельством об Иисусе

(12:11,17,18). Здесь автор показывает, что религиозные лидеры больше не действуют рационально. Они были настолько преданы своей богословской позиции, что готовы совершить убийство, чтобы предотвратить обнародование фактов, которые они отрицали. Они заблуждались и знали, что заблуждаются, но сохранить лицо стало их единственным желанием (12:42,43).

Лазарь не совершил никакого кощунства и не нарушил ни одного иудейского закона. Он просто был живым свидетелем власти Иисуса, подтверждением Его заявлений о Собственной Божественности. Следовательно, Его опыт предвосхищал то, что Иисус предсказал в Ин. 16:2, говоря о приближении времени, когда Его последователей изгонят из синагог и когда даже убийства будут расцениваться как самоотверженное служение Богу. Когда люди отвергают Иисуса, нет предела тому, как далеко они зайдут в своем противостоянии Ему!

Следовательно, триумфальный въезд в Евангелии от Иоанна (12:12-

16) тесно связан с воскрешением Лазаря. Слова 13-го текста («взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему») описывают типичное триумфальное шествие царя, одержавшего военную победу. С другой стороны, слова народа, взятые из Ветхого Завета, — модель триумфального шествия к храму (Пс. 117:26, 27). Иисус выбирает то время и место, когда присутствует большое скопление народа, и использует притчу в действии, чтобы недвусмысленно провозгласить, что Он является долгожданным Мессией.

Люди понимают это, но лишь отчасти. Они начинают открыто превозносить Иисуса как народного царя. Сочетание слов «царь» и «грядущий» (12:13) рассматривалось ранее в Евангелии (6:14,15). Однако в 6-й главе Евангелия от Иоанна царство Иисуса определенно понималось как духовное (6:35, 63). В 12-й главе Евангелия от Иоанна автор опять корректирует ожидания иудеев. Да, Иисус — Царь, Он был помазан (т. 7), и Он будет коронован венцом (19:2). Но как Царь Он не соответствует националистическим ожиданиям. Его царство глобально (11:52; 12:19, 20, 32).

Глобальная природа Христова царства видна из цитаты Зах. 9:15. У Царя-Мессии из 9-й главы Книги пророка Захарии не только духовная миссия (Зах 9:9 — «праведный», «спасающий», «кроткий»), но Он провозглашает мир язычникам (см. Ин. 12:20), и Его правление распространяется до краев земли (Зах. 9:10). Основой для Его всеобъемлющего духовного правления служит «кровь завета» (Зах. 9:11, см. также Соф. 3:9, 10, 16, 19). Однако ученики не поймут этого

в полной мере до тех пор, пока Иисус не будет прославлен (Ин. 12:16). Опять здесь имеется в виду второе поколение христиан. Присутствие Иисуса, которое возможно для христиан благодаря Святому Духу, приносит более глубокое понимание, чем когда Иисус лично присутствовал среди учеников (Ин. 14-16).

В связи с торжественным въездом мы отметили три великих реакции на чудо воскрешения Лазаря из мертвых. Чудо побуждает иудейских религиозных лидеров убить Иисуса из-за страха перед будущим (11:45-53). Чудо вызывает в Марии благодарность и самоотверженную любовь (12:1-8). В то же самое время это чудо вдохновляет народ попытаться убедить Иисуса удовлетворить их националистические ожидания (12:9-19, см. также 6:2,14,15).

Следовательно, воскрешение Лазаря вызывает три различные реакции на Иисуса, две из которых отрицательны. Из этих трех реакций Мария, определенно, единственная, кого автор Евангелия хочет представить читателю как великий пример отклика на знамения Иисуса. В противоположность ей толпа непостоянна. После Ин. 12:34 они начинают иначе думать об Иисусе. Вскоре они достаточно быстро согласятся распять Иисуса.

Появление эллинов (12:20) подтверждает вердикт 19-го текста: «Весь мир идет за Ним!». Здесь мы видим дальнейшее плоды обетования «всякий верующий» (3:16, см. также 20:30, 31). Весь языческий мир открывается для Евангелия (4:42; 7:35; 10:16; 11:52; 12:32; Е. Уайт «Желание веков», с. 622). Воскрешение Лазаря привлекло внимание даже язычников!

Это знаменательное событие, очевидно, функционировало как своего рода сигнал лично для Иисуса, потому что в прибытии эллинов Он распознает наступление Своего «часа» (12:23). Час прославления Иисуса в четвертом Евангелии связан не только с Его воскресением и вознесением, но и с Его самоотверженными страданиями и смертью (12:24; 13:32; 17:1,5).

Для тех, кто верует, единственный возможный отклик на час Иисуса, это последовать за Ним в страданиях (12:25, 26). Слуга Иисуса будет готов обменять эту жизнь на истинно вечную (12:25). Следовать за Иисусом означает отречься от эгоцентризма. Когда нами движет стремление к достатку, безопасности и удовольствию, мы не обретаем полноты жизни, которую предлагает Иисус. Позволить Христу управлять нашей жизнью — путь к подлинному благополучию. Те, кто отрекаются от эгоцентризма и передают контроль над своей жизнью Иисусу, будут всегда стремиться быть там, где находится Иисус (12:26).

Где находится Иисус, чтобы мы могли следовать за Ним и быть там, где Он? Из контекста отрывка становится ясно, что Иисуса следует искать на крестном пути (12:23, 24, 27-33). Мы там, где Он, когда следуем за Ним по крестному пути. Его следует искать там, где находится Его народ, то есть страдающие, угнетенные, слабые, грешные и изгнанные (4:7-42; 5:1-15; 9:34-38; Мф. 25:34-46). Наш час славы — это самоотверженно отдавать себя ради других, находящихся в очень незавидном положении. Евангелие от Иоанна иллюстрирует крестный путь верующего в 13:1-17. Когда мы служим другим, «омывая их ноги», мы следуем за Иисусом по крестному пути. Мы находим Его в других людях.

Ин. 12:27 подводит нас к моменту, который можно было бы назвать «Иоаннова Гефсимания». Иисус обеспокоен и задается вопросом,

должен ли Он просить Отца избавить Его от этого «часа». Этот и ряд других подобных случаев указывают на связь между Евангелием от Иоанна и Евангелиями от Матфея, Марка и Луки. Иоанн не сообщает об искушениях Иисуса в пустыне, но что-то похожее мы находим в неожиданных местах (6:15,31; 7:3). Нет эсхатологической проповеди на горе Елеонской, но суть проповеди можно найти в Книге Откровение! Нет переживания агонии в Гефсиманском саду непосредственно перед предательством и судом (см. 18:1-11), но все элементы Гефсиманского опыта описываются в Ин. 12:20-36. Настал час (12:23; ср. Мк. 14:41). Душа Иисуса сильно смущена (12:27; ср. Мк. 14:34). Он думает, как избежать Своего часа страданий и смерти (12:27; ср. Мк. 14:35, 36).

Каковы причины агонии Иисуса? Это появление эллинов (12:20). В данном отрывке, по всей видимости, повторяется один из соблазнов сатаны в пустыне — соблазн получить власть над всем миром не путем страданий и смерти, но повиновением приказам сатаны (Мф. 4:8-10; Лк. 4:5-8). В эллинах Иисус видит отвлекающий маневр сатаны, его попытку заставить Иисуса отвернуться от предстоящего креста. Это как если бы появление эллинов означало предложение: «Ты можешь получить все царства мира, не умирая. Просто пойди к ним, исцеляй их больных, воскрешай их мертвых, проповедуй им, и все будет Твое». Ответ Иисуса князю мира сего будет: «Нет!». Его путь — к осуждению на кресте (Ин. 12:31). Вознесение Иисуса на крест приведет к низложению сатаны! И в конечном итоге крест, а не знамения и чудеса, окажется орудием, которое привлечет к Иисусу всех и каждого (12:32,33).

Ответ с небес на полную тоски молитву Иисуса дан, чтобы заверить Его в двойном прославлении (12:28). Отец прославил все служение Иисуса в прошлом (17:4), и Он готов прославить Иисуса еще раз на кресте (12:23, 24, 32, 33). Это подтверждение дано ради учеников (12:30). Им следует знать, что путь к настоящей славе лежит через страдания и смерть, а не через чудеса и человеческую лесть. Им следует знать, что Отец одобряет крестный путь. Однажды они также столкнутся с оппозицией и настолько жестокими страданиями, что нередко это будет вести к смерти.

Какой суд должен состояться на кресте (12:31, 32)? На важность и судьбоносность этого события указывает двойное употребление слова «ныне» в 31 -м тексте. Этот суд должен быть универсальным и космическим судом. В результате крестных событий сатана будет свергнут, а Христос — возведен на трон (см. Отк. 5:5-12). На кресте все грехи мира были осуждены и наказаны в плоти Христа (Рим. 8:3;

1 Петр. 2:24). Для тех, кто оценит смысл крестных событий, действия сатаны навсегда лишатся соблазняющей силы. Вместо этого всегда будет возвеличена самоотверженная Божья любовь.

Толпа ошеломлена. Что это за Мессия (Ин. 12:34)? На основе Писаний Ветхого Завета, как они считают, можно полагать, что Мессия никогда не умрет (Пс. 109:4; Ис. 9:7). В конце концов, какой прок в страдающем и умирающем Мессии? Но их человеческое учение о вечном Мессии игнорирует такие места Писания, как Ис. 53:5-9, в которых содержится намек на совершенно иного Мессию, чем тот, о котором они прочитали в других отрывках Священного Писания. Опасно избирательно читать Писание, независимо от того, насколько искренны усилия и как возвышены доктрины, которые кто-либо стремится защищать.

Ответ, который дал им Иисус, еще раз подтверждает центральную весть Евангелия о «свете» (см. 1:4, 5, 9). Все их идеи должны подчиниться Свету, Который пришел с небес в лице Иисуса Христа. И это свет в скором времени будет отнят у них, а те, кто остался в темноте, не знают, куда идут (12:35, 36). Как будто воплощая в действие эту последнюю угрозу, Иисус скрывается от них (12:36). Этот момент указывает на окончание публичного служения Иисуса. После краткого богословского резюме (12:37-50) о Его общественном служении отныне Он служит только для учеников (главы 13-17,20,21).

Следующий отрывок (12:37-43) обсуждался в связи с историей о свадьбе в Кане (2:1-11) и во время размышлений над Ин. 9:39-41 о предопределении и свободе выбора человека. Поэтому нет нужды подробно его здесь рассматривать. Достаточно сказать, что в этом разделе объясняется, почему столь многие отказались поверить в Иисуса, несмотря на невероятные знамения, совершенные Им в их

присутствии (12:37). С одной стороны, их неверие явилось исполнением Писания (12:38-41), с другой стороны, это было обусловлено их слабоволием. Они предпочли похвалу и лесть из уст окружающих их людей, а не Бога (12:42, 43). Здесь подразумевается, что те, кто стремятся получить одобрение Бога, а не людей, поймут, Кем является Иисус, и пожелают следовать за Ним, даже если это грозит великими страданиями и даже смертью. В конце концов, хвала людей непостоянна и кратковременна, но Божье признание имеет вечное значение. Баркли отмечает, что скрытное ученичество

— это несовместимое понятие: «Либо скрытность убивает ученичество, либо ученичество убивает скрытность» (т. 2, с. 133).

В Ин. 12:44-50 предлагается краткий обзор основных составляющих вести Иисуса. Верить в Иисуса означает верить в пославшего Его Отца (12:44). Видеть Иисуса значит видеть пославшего Его Отца (12:45). Затем Иисус повторяет идеи 35-го и 36-го текстов: Он пришедший в мир Свет, поэтому все, кто верят в Него, могут избежать тьмы (12:46).

В 47-м и 48-м текстах Иисус кратко суммирует Свое учение о суде. Неважно, суд в прошлом, настоящем или будущем, все суды взаимосвязаны во Христе. Эти два текста, по всей видимости, во многом отражают последнюю проповедь Моисея, записанную в Книге Второзаконие (18:18, 19; 31:19, 26; 32:45-47). Иисус пришел в мир не для суда (12:47). И все же в нынешнем мире суд имеет место, и этот суд совершается, когда люди выносят свой вердикт словам Иисуса (12:48). Суд, который требует немедленного отклика на слова Иисуса, будет завершен судом, который произойдет в последний день (12:48). Здесь, при завершении публичного служения Иисуса, настоящий и будущий суд невозможно отделить друг от друга.

Основные темы отрывка

Герои — типичные представители

Поскольку Евангелие от Иоанна не содержит притч в обычном смысле этого слова, автор, по всей видимости, заменяет их функцию, используя опыт Иисуса и тех, кто откликается на Его призыв, как притчи в действии. В результате многие герои действуют как

представители групп людей или типов, которые так или иначе реагируют на Иисуса.

Мария, Марфа и Лазарь, хотя и были реальными людьми, представляют собой в Евангелии разные типы христиан. Мария символизирует собой хрупких по своей природе христиан, подверженных отчаянию, но во Христе они способны достигать прекрасных высот преданности и любви. Марфа, с другой стороны, более практичного склада характера. Ей присуща зоркая вера и дух служения. Лазарь, о личности которого известно меньше других, тем не менее символизирует христиан, которым болезни, инвалидность и утраты помогают более остро сосредоточить внимание на надежде воскресения.

В целом женщины в Евангелии от Иоанна являются символами истинной веры на фоне сомнений и неопределенности. Самарянка, Марфа и Мария — все они, как и мать Иисуса, являются положительными фигурами в Евангелии. Все женщины изображаются как реальные люди с реальными недостатками, но никто из них не враждебен Иисусу, все они стремятся понять Его и высоко оценить. Если бы древний мир был населен только женщинами, жизнь Иисуса была бы вне опасности!

Личность Марии, конечно же, наиболее интересна, особенно если Мария из Вифании тождественна Марии Магдалине и женщине, взятой в прелюбодеянии, как полагают некоторые исследователи Евангелия. Общим знаменателем всех повествований о Марии является то, что она находятся у ног Иисуса. Мария из Вифании помазывает ноги Иисуса (Ин. 12:3). Она с мольбой падает к Его ногам (11:32). Она сидит у Его ног, учась и созерцая (Лк. 10:38-42). Мария Магдалина в горе стоит у ног Иисуса перед крестом (Ин. 19:25-27). Она покорно падает к Его ногам у могилы в саду (20:14-17; Е. Уайт. «Желание веков», с. 780). А безымянную женщину в Ин. 8:3-11 приволокли к ногам Иисуса униженной, но там она получает освобождение от своих обвинителей.

Общая структура Евангелия от Иоанна

Достаточно просто прочесть Евангелие, чтобы обнаружить разницу в тоне повествования между первой и второй частями Евангелия от

Иоанна. Первая часть — об общественном служении Иисуса (гл. 1-12). Вторая часть в значительной степени сосредоточена на Его наставлениях ученикам (гл. 13-21). Первая часть динамична и содержит свод аргументации. Второй части Евангелия присущ более созерцательный и молитвенный характер.

Первая часть Евангелия (гл. 1-12) организована по образцу судебного процесса. Вызываются свидетели, представляются доказательства, и читателю предлагается вынести логически обоснованный вердикт: Иисус есть Мессия, Который сошел с небес, чтобы показать миру, каков Бог. События, описанные в целых разделах Евангелия, как будто происходят в атмосфере судебного зала (5:16-47; 6:22-71; 7:1-10:21). В Евангелии от Иоанна Иисуса судят в связи с теми заявлениями, которые Он делает о Себе.

Цель Евангелия — подвести читателя к вынесению вердикта о том, что Иисус — действительно Мессия, Сын Божий, и через веру в Него обрести жизнь в соответствии с Его обетованием (20:30, 31). Для читателя Евангелия самым авторитетным свидетелем является Святой Дух, Который занимает место Иисуса как Его свидетель на этой земле (15:26, 27; 16:7-11).

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, гл. 12

1. Если бы у вас был запас денег, равный вашей годовой зарплате, или год времени, как бы вы прославили Иисуса? Как на это, вероятнее всего, среагировали бы ваши друзья? Какой процент вашей зарплаты вы отдаете, чтобы почтить Иисуса? Как изменился бы этот процент, будь вы миллионером? Как найти равновесие между удовлетворением собственных нужд и нужд других людей?

2. Напоминают ли ваши нынешние отношения с Иисусом отношение толпы в 12-й главе к Иисусу? Можете ли вы вспомнить, когда ваше общение со Христом было действительно глубоким? Можете ли вы вспомнить момент, когда какая- либо новость выбивала у вас почву из-под ног? Не могли бы вы назвать методы, которые могут сделать ваш христианский опыт более последовательным?

и Случалось ли вам оказаться в ситуации, напоминающей ту, в которую попали религиозные лидеры, которые поверили в Иисуса, но отказались исповедать Его, потому что боялись потерять одобрение своих коллег (12:42, 43)? Почему мы неохотно делимся своей верой?

и Как ваша церковь относится к таким людям, как Мария, которые поскользнулись, но хотят начать все заново? Меняет ли дело то, что этому могла предшествовать обида?

Изучение Слова

В С помощью Симфонии перечислите все ссылки на «народ» в Евангелии от Иоанна. Как отношение народа соотносится с отношением «иудеев» ко Христу? Менялось ли отношение народа к Иисусу? Как их отношение к Иисусу в 12-й главе Евангелия от Иоанна соотносится с описанным в 7:40-43 и 10:19-21?

В Сравните фрагмент с 1:19 по 2:11 с главами с 12-й по 19-ю. Какие вы находите доказательства того, что каждый раздел охватывает примерно одну неделю? Видите ли вы связь между этими неделями в Евангелии от Иоанна и неделей творения из 1-й и 2-й глав Книги Бытие? Выскажите свои мысли относительно крестных событий во свете недели творения.

Для дальнейшего исследования

о Для получения дополнительной информации по 12-й главе Евангелия от Иоанна см. Ф.Д. Николь, «Библейский ком¬ментарий АСД», т. 5, с. 1018-1026.

о Относительно триумфального въезда см. «Словарь: Иисус и Евангелия», под ред. Дж. Б. Грин и С. Мак-Найт, с. 854-859.

о Е. Уайт упоминает описание Иоанном жертвы Марии в

«Же¬лание веков», с. 557-568, а описание триумфального въезда на с. 569-579. Материал, изложенный на с. 621-626, сфо¬кусирован непосредственно на Ин. 12:20-43.