13. Святой Дух заменяет Иисуса

Евангелие от Иоанна, гл. 14-16

Формат этой главы уникален в силу материала, которому она посвящена. Роль и характер работы Святого Духа в Евангелии от Иоанна невозможно изложить в удобной манере раздел за разделом. Следовательно, вместо того чтобы сосредоточиться на одном разделе Евангелия, в этой главе тема Святого Духа рассматривается

6. учетом всего Евангелия от Иоанна, но особое ударение (как это сделано и в самом Евангелии) делается на «Утешителе», о Котором упоминается в 14-й и 16-й главах.

Структура

Есть одиннадцать отрывков в четвертом Евангелии, которые прямо или косвенно указывают на природу работы Святого Духа. Пять из них находятся в первой части книги (1:32, 33; 3:5-8,34; 4:23, 24; 6:63; 7:37-39). Еще пять можно найти в прощальной беседе Иисуса со Своими учениками, собранными в верхней горнице (14:16,17; 14:26; 15:26; 16:7-11; 16:13-15). Одиннадцатый отрывок — это краткое упоминание в Ин. 20:22. В Евангелии существуют три других упоминания слова «дух»(11:33; 13:21; 19:30), но они все, похоже, относятся либо к сознанию Иисуса, либо к Его физическому дыханию.

Пять отрывков в первой части Евангелия упоминают о Духе почти мимоходом и нередко поднимают больше вопросов, чем дают

ответы. Это как если бы Иоанн использовал эти отрывки, чтобы посеять семена в сознании читателя, которые прорастут лишь на плодородной почве прощальной беседы (гл. 13-17), где Иисус более ясно излагает Свое учение о Духе. Упоминания о Духе в первой части Евангелия помогают подготовить ум читателя для более глубокого учения, которое последует далее. Заключительный отрывок (20:22) намекает, что исполнение всего сказанного произойдет в день Пятидесятницы.

Фон отрывка

Передачи власти

По крайней мере три раза в других местах Библии мы встречаемся с описанием передачи власти аналогичным тому, что осуществилось между Иисусом и Святым Духом. В каждом из них обладающая властью фигура умирает или сходит со сцены, оставив другого на своем месте исполнять его работу, провозглашать его весть. Второй человек играет роль, очень похожую на роль первого, при этом в момент замены упоминается о Духе.

Например, когда Моисей возложил руки на Иисуса Навина, тот исполнился «духа премудрости» (Втор. 34:9). В силу этого израильтяне приняли его как своего вождя и учителя, и он смог осуществить то, что Моисей был не в состоянии сделать — ввести Израиль в обетованную землю (32:48-52; 34:4; Ис. Нав. 1-12). Представление об Иисусе как о преемнике Моисея и учителе, т. е. о «новом Иисусе Навине», играет важную роль в понимании Иоанном миссии Иисуса (1:17; 3: 14; 5:45-47; 6:30-35).

Когда Илия вознесся на небо, то сила Духа опочила на его преемнике Елисее в двукратном размере (4 Цар 2:1-15). Как и в предыдущем случае, передача произошла у реки Иордан (в еврейском языке имена «Иисус» и «Елисей» тесно связаны).

Передача власти Моисеем Иисусу Навину и Илией Елисею, похоже, послужила моделью для крещения Иисуса Иоанном (Ин. 1:17; Лк. 1:17). Там, в Иордане, ведомый Духом (Ин. 1:32, 33; Мф. 3:16), Иоанн передал свою пророческую мантию Иисусу и затем исчез из поля зрения.

Упомянутая ранее передача власти в значительной мере формирует основание для работы Святого Духа, отраженной в Евангелии от Иоанна. Иисусу необходимо уйти и вознестись, прежде чем Дух сможет в полной мере могущественно излиться на учеников (Иуд. 9; Мф. 17:3; 4 Цар. 2:11; ср. Ин. 16:7). Если мы проведем аналогию в полном объеме, то истинным преемником Иисуса окажется не столько Дух, сколько сами ученики, наделенные Духом! Иисуса заменили на земле два преемника: Дух и Его ученики. Дух, в частности, продолжает работу Иисуса, ученики же выполняют в мире работу Духа (Ин. 14:26; 15:26, 27; 16:8-11).

Предвестники Духа

и Ветхом Завете и других еврейских писаниях мы видим, сколь большие надежды Израиль возлагал на грядущую работу Духа. Дух Божий часто сходил на пророков, в результате чего они могли говорить Божьи слова человечеству (Ис. 48:16; Иез. 2:2; 3:4-15; Дан. 4:8, 9, 18; 5:11-14; Мих. 3:8). Следовательно, повсеместное присутствие Святого Духа должно было быть признаком последних дней (Ис. 32:14, 15; Иоиль 2:28-32). Дух часто ассоциируется с водой

(Иез. 36:25, 26; Ис. 44:3; ср. Ин. 4:7-26; 7:37-39) как средством очищения (Иез. 36:25) и поддержания жизни (Ис. 44:3, 35).

Исаия, в частности, связывает ожидания сошествия Духа с будущим Мессией, назначенным Богом. На Нем будет Дух мудрости, понимания и могущества (Ис. 11:2). Дух сделает Его способным восстановить справедливость на земле (Ис. 42:1-4). Через помазание Святого Духа он освободит народ Божий, наказав их врагов, и возвратит Сиону благоволение Божье (Ис. 61:1-9). Эти ожидания исполнились в четвертом Евангелии через Иисуса, посылающего Своего Духа ученикам.

Значение «Утешителя»

8. Евангелии от Иоанна Иисус использует необычные имена в отношении Святого Духа. Он применяет греческий термин, который можно транслитерировать как «Параклет». Этот термин обычно переводится как «Утешитель» или «Советник» (Новый международный перевод). Греческое слово, переведенное как

«Утешитель», составлено из греческих слов «призывать» (калео) и «рядом» (пара).

Таким образом, «параклет» — это человек, который призван быть рядом, чтобы оказывать помощь. Нередко современные богословы по причине представления о Духе Святом как об Утешителе отводят Ему роль адвоката в суде. В юридическом смысле советник ходатайствует или просит о защите другого. Для Евангелия от Иоанна характерен сильно развитый юридический подтекст слова «советник», что хорошо соотносится с ролью Духа в качестве свидетеля (15:26), который помогает ученикам свидетельствовать об Иисусе.

Однако представление о Духе как Утешителе (призывать, находясь рядом, чтобы успокоить) также не чуждо прощальной беседе. Ученики будут обездолены как сироты, если после ухода Иисуса им не будет послан Святой Дух (14:18). Дух придет, чтобы помочь им справиться с горем из-за невозможности видимого общения с Иисусом (16:6, 7).

и прощальной беседе о Советнике, или Параклете, упоминается четыре раза (14:16, 26; 15:26; 16:7). Он будет обитать в учениках (14:16), будет представлять для них Христа (14:26), будет наставлять их (14:26), свидетельствовать о Христе (15:26) и обличать их (16:7,8). Он — Помощник, Советник, Утешитель и Друг.

Углубление в Слово

Прочитайте Ин. 1:29-36; 3:1-21, 31-36; 4:7-29; 6:60-71; 7:37-39; 20:19-23 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

18 Что каждый из этих отрывков говорит о Святом Духе? Некоторые отрывки могут содержать больше информации, чем другие. Есть ли общая нить в каждом из этих отрывков?

19 В каком контексте в каждом из отрывков упоминается о Духе и какова аудитория в каждом случае? В каком из отрывков роль Духа представлена наиболее ясно? Не кажется ли вам, что Иисус порой скрывает истину в той же мере, в какой открывает ее? В какой мере аудитория влияет на то, как описывается Дух?

Исследование Слова

2. 1-й главе Евангелия от Иоанна именно Дух, сходящий с неба и почивший на Иисусе, свидетельствует Крестителю о том, что Иисус есть Мессия, Которого он искал (1:32). Ранее Бог показал Крестителю, что именно это событие будет для него знаком, который поможет узнать Мессию, чтобы он мог указать на Него народу (1:33).

3. сущности, Дух — Божественный свидетель для Крестителя о том, Кем именно является Иисус. В 1-й главе Евангелия от Иоанна Дух начинает свидетельствовать об Иисусе (см. также 15:26; 16:13,14). Иисус будет посредником, который приумножит работу Духа на земле (1:33; Иоиль, 2:28-32; Деян. 2).

4. 3-й главе Евангелия от Иоанна Иисус не использует в отношении Духа ни термина «параклет», ни прилагательного «Святой», однако ясно, на Кого Он указывает (3:5-8). Крещение Духом является важным условием для входа в Царство Божье (3:5). Хотя и невозможно понять, как работает Дух, тем не менее работа Духа настолько реальна, что можно четко видеть результаты Его воздействия на жизнь людей (3:8).

Аллюзии на Дух присутствуют также в рассказе о женщине у колодца. Живая вода, текущая изнутри и ведущая в жизнь вечную, напоминает читателю ссылки Ветхого Завета на Дух (Ин. 4:10-15; Ис. 44:3; Иез. 36:25, 26). Люди, которые получают живую воду Иисуса, никогда не будут испытывать жажду, потому что внутри имеют неизбывный источник в лице Святого Духа.

Хотя это довольно трудно понять, тем не менее упоминание о Духе в Ин. 4:23, 24 подтверждает размышления в 4-й главе. В эпоху Духа поклонение не будет привязано к какому-либо конкретному или излюбленному месту в каком-то народе.

Поклонение в Духе является всеобъемлющим. Поклонение не означает посещения конкретного места или совершения определенных обрядов. Оно включает в себя близкие отношения с Богом. Когда Дух нисходит внутрь, как живая вода, отношения с Богом становятся животворными и реальными. Поклонение возникает спонтанно, благодаря живым отношениям.

С Ин. 6:63 Иисус утверждает, что Дух есть Тот, Кто приносит жизнь (см. также 4:10—15), и что слова, которые говорил Иисус, несут в

себе как Дух, так и жизнь. Люди сами по себе не способны обрести жизнь. Иисус и Дух трудятся вместе, чтобы жизнь стала возможной.

Именно в Ин. 7:37-39 автор Евангелия наиболее ясно описывает природу и работу Святого Духа. Хотя в Евангелии сделан ряд упоминаний о Духе, во всей полноте природа Духа раскрывается только в контексте «прославления» Иисуса на кресте. Именно в тени креста с 13-ю по 17-ю главу в Евангелии от Иоанна миссия Иисуса становится действительно очевидной благодаря роли Духа в жизни христиан. Следовательно, Ин. 7:37-39 является переходным фрагментом. Он подводит итоги тому, что было ранее сказано о Духе. В то же время этот отрывок готовит читателя к более четкой и более подробной информации, которая последует в прощальной беседе.

Перед самым эпизодом о Фоме в конце 20-й главы описывается, как Иисус дунул на учеников (напоминает сотворение Адама во 2-й главе Книги Бытие), после чего следуют слова: «Примите Духа Святого». Этот момент, по всей видимости, предвосхищает излитие Духа на всех верующих в день Пятидесятницы. Теперь начало исполняться обетование из Ин. 7:39 о том, что Иисус должен быть прославлен.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, гл. 13-16

Прочтите с 13-й по 16-ю главы Евангелия от Иоанна дважды. Особое внимание обратите на Ин. 14:16, 17; Ин. 14:26, 27; Ин. 15:26, 27; Ин. 16:7-11 и Ин. 16:13-15. Затем ответьте на следующие вопросы:

У Скажите, что говорит о Святом Духе каждый из перечисленных выше отрывков? Перечислите связующие нити в этих отрывках.

У Как именуют Святого Духа в этих, а также в других изученных прежде отрывках? В одном или двух предложениях опишите значение каждого имени.

У Объясните, что значит Дух «обличит… о грехе и о правде и о суде» (16:7-11). Как бы вы определили каждый термин? Почему Иисус должен был уйти, прежде чем это произойдет?

Исследование Слова

Структура отрывка

Последняя беседа Иисуса со Своими учениками (Ин. 13-17) содержит пять отрывков, касающихся работы Утешителя, Святого Духа (14:16, 17; 14:26; 15:26; 16:7-11; 16:13-15). Интересно то, что прощальной беседе присуща логическая последовательность, если читать ее без этих отрывков, как мы сделали это в предыдущей главе этой книги. Вместе с тем фрагменты об Утешителе хорошо согласуются со всей беседой. В связи с этим интересно изучить их как единое целое, что мы и делаем здесь. В то же время важно никогда не рассматривать их в отрыве от контекста. Мы начнем с рассмотрения непосредственно этих пяти отрывков, а затем оценим их вклад в прощальную беседу в целом.

Детальное исследование пяти отрывков

Первый отрывок о Советнике/Утешителе находится в Ин. 14:16, 17. Согласно контексту этого отрывка, Дух становится доступным для послушных (14:15, 21) и молящихся верующих (14:13, 14). Дух является «Другим Советником /Утешителем», а это означает, что титул «Советник/ Утешитель» не является уникальным для Святого Духа (14:16). Первым Советником/ Утешителем является Иисус. Его заменит «другой» Советник/ Утешитель, Святой Дух (14:18, см. также 1 Ин. 2:1). В греческом языке два слова можно перевести как «другой». Одно обозначает подобие, другое — различие. Употребленное здесь слово (аллос) указывает на подобие. Святой Дух — другой Советник/ Утешитель, Который в точности подобен Иисусу.

Согласно этому тексту, ниспослание Духа имеет двойную цель. Во-первых, Советник/ Утешитель наделит учеников осознанием постоянного Божественного присутствия. Иисус может уйти, но Советник всегда будет с ними (Ин. 14:16). Он всегда будет жить внутри них (14:17).

Во-вторых, Советник играет особую роль — Он замещает Иисуса. Он другой «Советник», подобный Иисусу (14:16). Он — Дух истины — определение, которое Иисус только что применил к Самому Себе (14:6,17). Советник отвергается миром так же, как Иисус. Но Он

«остается» с учениками (14:17, «живет с ними») и обитает в них. Как они должны были оставаться в Иисусе, так и Он должен был жить в них (14:20; 15:4-10; 17:23,26). Иисус приходит к ученикам через Святого Духа (14:18). Они будут снова видеть Иисуса, когда придет Дух (14:19). Таким образом, Советник заменяет физическое присутствие Иисуса духовным присутствием.

Следующий отрывок об Утешителе находится в Ин. 14:26. Здесь Он ясно назван «Святым Духом». Он посылается Отцом во имя Иисуса. Цель Его пришествия — научить учеников всему, что им необходимо знать в отсутствие Иисуса, и особенно — напомнить то, что говорил им Иисус (14:25). Это обещание, несомненно, было записано Иоанном для того, чтобы придать законную силу Евангелию для нового поколения. Точность воспоминаний Иоанна об Иисусе является доказательством того, что Дух постоянно присутствует с учениками Иисуса.

Если 27-й текст является частью отрывка о Советнике, то в нем мы видим еще одну цель работы Духа. Он приходит, чтобы одарить миром и покоем, ведь ученики опасаются, что они остаются одни (14:18).

Следующий отрывок о Советнике находится в Ин. 15:26. Опять же Он назван «Духом истины». В этом тексте используется язык судопроизводства. Советник будет свидетельствовать об Иисусе, когда мир будет ненавидеть Иисуса и Его учеников (15:18-25; 16:1-4). Гонимые ученики будут нуждаться во время суда в свидетельстве

73 законности того, что им пришлось пережить. Как и в случае с Ин. 14:27, непонятно, является ли Ин. 15:27 продолжением отрывка о Советнике. Ученикам поручается свидетельствовать не потому, что они слышали Духа, но потому, что они были с Иисусом с самого начала своего служения. Свидетельство Духа будет ободрять их, подтверждать их показания.

Следующий отрывок об Утешителе находится в Ин. 16:7-11. В 7-м тексте Иисус откровенно говорит о том, что лучше, чтобы Он ушел. В контексте ненависти мира (16:1-4) для учеников лучше остаться без Него, хотя это больно (16:5, 6). Для них это лучше, потому что Его уход позволит Советнику быть с ними (16:7). Советник будет

противостоять ненависти мира и преследованиям, Он будет обличать

В грехе, о правде и о суде (16:8 — высказывалось предположение, что эти три термина относятся к прошедшему, настоящему и будущему каждого грешника, приходящего ко Христу. См. Фрум, с.

70).

Советник в первую очередь пробуждает осознание греха у тех, кто думает, что они правильно поступают, преследуя последователей Иисуса (16:9, 2, 3). Грех гораздо серьезней, чем просто плохие действия. Основным грехом является неспособность поверить в Иисуса. Представление об этом грехе настолько туманно для большинства людей, что, возможно, лишь прямое присутствие Святого Духа может убедить в нем. Следовательно, одним из наиболее очевидных признаков присутствия Духа в жизни человека является глубокое понимание человеком собственного несовершенства.

Надежда заключается в том, что Советник еще и Утешитель. Тем, кто остро осознает собственный грех, Дух дает чувство освобождения от греха в праведности Христа (16:10). Но как это чувство праведности связано с последней частью 10-го стиха: «Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня»? Придя к Отцу, Иисус будет ходатайствовать за Своих учеников перед Отцом. Им вменяется Его праведность. Дух принесет на землю праведность, вмененную им Богом. Их вера будет крепка не тем, что они могут видеть Иисуса.

Советник также обличает о суде (16:11), но это несколько иное

обличение, нежели то, что упомянуто в 9-м и 10-м текстах

(обличение о грехе и о правде). Это обличение несет чувство

свободы от контроля сатаны, оно приходит, когда люди понимают,

что над сатаной была одержана полная победа на кресте (ср. 12:31).

Те, кто верит в то, что Иисус умер ради них, освобождаются от

власти сатаны и его контроля. Те, кто заодно с сатаной в своих

суждениях об Иисусе, и те, кто следует за ним, будут осуждены с

ним. Верующие, которых осуждают земные суды, могут знать

благодаря откровению, исходящему от Духа, что они и их

преследователи однажды предстанут перед высшим судом, который

отменит решения земных судов, и Божий народ будет оправдан.

и последнем отрывке об Утешителе (Ин. 16:13-15 — здесь используется термин «Дух», а не «Советник/ Утешитель») перечисляется ряд дополнительных характеристик работы Духа, совершаемой ради учеников и всех, кто следует за Иисусом. «Дух истины» будет направлять их на всякую истину (16:13; 14:17, 26). Подобно Иисусу, Он будет учить их тому, что им необходимо знать. Но Он придет не для того, чтобы учить о Себе. Его весть всегда сосредоточена на Иисусе (16:13-15; 14:26; 15:26; 16:9). Дух будет поддерживать учеников, чтобы они могли совершать дело Иисуса. Он не только открывает то, что Иисус делает в настоящее время; Он также открывает то, что Иисус будет делать в будущем (16:13; ср.

Откр. 1:1, 10).

Возможно, самое время перейти к размышлению над общей картиной деятельности Духа, как она изложена в Евангелии от Иоанна. Святой Дух не будет давать никаких откровений, за исключением тех, что имеют отношение к Иисусу. Сосредоточенность на Духе — нездоровое явление, если она уводит внимание от Христа. Иисус не нуждается в том, чтобы Дух прославлял Его лично. Отец уже сделал это, посадив Его одесную Себя после вознесения. Роль Духа сводится

В тому, чтобы возвеличить и прославить Иисуса среди людей на земле. Дух — представитель Иисуса, Его посол здесь, на земле. Когда мы прислушиваемся к Духу, мы слушаем Самого Иисуса.

Углубление в Слово

Перед чтением нижеследующего материала напишите несколько слов о роли Святого Духа, основываясь на Евангелии от Иоанна. Используйте всю информацию, которую вы получили прежде. Если возможно, приведите тексты, на которые будете опираться.

Исследование Слова

В Евангелии от Иоанна показаны два основных аспекта в работе Святого Духа. Они представляют собой две стороны одной монеты. Одна имеет отношение к тем, кто верит в Иисуса, другая — к неверующим мира сего.

Что касается учеников, Святой Дух приходит на смену Иисуса, чтобы делать для них то, что делал бы Сам Иисус, если бы лично

присутствовал среди них. Таким образом, характер и деятельность Духа сильно напоминают характер и деятельность Иисуса в этом Евангелии. Святой Дух приходит к ученикам как «другой Советник/ Утешитель» (14:16), Советник, подобный Иисусу. Иисус для учеников

— Помощник, Утешитель, Заступник и Друг. Иисус — их первый Советник, а Дух Святой — второй.

В силу тесной связи между работой Духа и работой Иисуса в Евангелии между ними есть много параллелей. В Евангелии говорится, что Иисус не только исполнен правды (1:14), Он — истина (14:6), Он — ее источник (1:17). А Советник также назван «Духом истины» (14:17). Следовательно, мир не только отвергает исходящую от Иисуса истину (1:10; 18:38); он также отказывается принять Духа (14:17). Ученики же, напротив, должны знать Духа (14:17) так же, как они знают Иисуса (14:7-9; 17:3).

В Евангелии от Иоанна есть много других параллелей между работой Иисуса и работой Святого Духа. В Ин. 14:26 Святой Дух учит учеников всему и напоминает им слова Иисуса. Таким образом, Дух продолжает служение Иисуса в качестве учителя (6:59; 7:14, 17; 8:20 и т.д.). Дух Святой посылается от Отца (14:16, 26; 15:26), так же, как Иисус был послан от Отца (3:17, 34; 5:23, 24, 30, 36-38 и т.д.). Дух свидетельствует об Иисусе (15:26), а с 14-ю по 16-ю главу Иисус свидетельствует о Духе!

Дух говорит только то, что Он слышит (16:13). Иисус делал то же самое на протяжении всего Своего служения (5:30; 8:28; 14:24). Дух берет от Иисуса и оповещает об этом учеников (16:15), как Иисус возвестил ученикам то, что принял от Отца (8:28). Дух «пребывает»

С ними (14:17) и обитает в них, подобно тому как они должны пребывать в Иисусе и как Он должен обитать в них (14:20; 15:4-10; 17:23,26). В Евангелии от Иоанна как Иисус, так и Дух ассоциируются со «словом» (1:14; 6:63).

Интересно отметить, что в первом разделе Евангелия (где говорится о деятельности Иисуса) существует ряд параллелей учению о Советнике в верхней горнице. В Ин. 15:26, 27 Дух несет всему миру то же самое свидетельство, которое Он дал Иоанну Крестителю в 1:32. Текст Ин. 14:17 напоминает слова Иисуса Никодиму. Дух,

Которого мир не может видеть (3:8), будет заметен в учениках в результате нового рождения, обещанного Никодиму (3:3-8). Как дыхание Божье входит в тело при первом рождении, так «дыхание» (Дух) Бога входит в тело во время перерождения. Ассоциации между Духом и истиной можно встретить в Ин. 4:22-24 и Ин. 14:17, Ин. 15:26 и Ин. 16:13. Слова в Ин. 7:39 отражены в Ин. 16:7, где уход Иисуса рассматривается как предварительное условие сошествия Духа.

Эти связи имеют большое значение для основной темы данной книги. Второе поколение не находится в худших условиях по сравнению с первым. Каждому поколению доступен тот же Дух, что и первым последователям Иисуса, но в еще большей степени. Дух, Которого Иоанн Креститель видел на Иисусе, Дух, Который был предложен Никодиму и женщине у колодца, Дух, Который был обещан Иисусом в храме всякому приходящему к Нему, доступен для всех, кто услышит слова, записанные в Евангелии от Иоанна.

Посредством Духа второе поколение сможет обрести Иисуса, пребывая в Его словах (15:7; 16:13). Посредством Духа они смогут иметь даже большее благословение, чем было бы возможно, останься Иисус на земле (14:12; 16:7).

Из всего вышеизложенного представляется очевидным, что главная роль Святого Духа в Евангелии от Иоанна — быть Преемником Иисуса и Его Заместителем в служении Его ученикам на земле. Он делает для верующих именно то, что делал бы Иисус, если бы Он физически присутствовал на земле. Таким образом, Дух делает возможным служение Иисуса для всех тех, кто следует за Ним.

Эта тема занимает видное место в Евангелии от Иоанна, потому что апостол особенно тревожился о втором поколении верующих, ведь они должны были столкнуться с необходимостью жить без тех, кто знал Иисуса во плоти. Крайне важно было помочь этому поколению понять, что физическое отсутствие Иисуса ни в коей мере не ограничивает их возможности познавать Его и получать из Его рук все, что Он дал бы им, если бы физически был рядом. Святой Дух является посредником, с помощью Которого Иисус дает жизнь новому поколению! Фактически работа Духа настолько плодотворна,

что Иисус может даже сказать, что Его последователям без Него будет лучше (16:7)!

Чтобы подчеркнуть важность служения Духа второму поколению, Евангелие заканчивается таким образом, что Иисус остается со Своими учениками на берегу (21:4, 9, 11, 15-25). Нет сцены вознесения, где Иисус удаляется от учеников (хотя Иоанн определенно знает, что вознесение в действительности имело место, см. 20:17).

Евангелие завершается утверждением, что Иисус продолжает присутствовать среди Своих последователей посредством Святого Духа (см. также Мф. 28:16-20). Это должно было стать особым ободрением для второго поколения христиан.

Существует и другая сторона в работе Духа. Дух свидетельствует в контексте враждебного мира (15:18-16:11). Похоже, это единственное место во всей Библии, где говорится, что Дух совершает работу в мире. Дух не ограничивается деятельностью исключительно среди верующих. Он также играет определенную роль среди неверующих.

166 Новом Завете слово «обличать» (16:8) главным образом означает

«указать кому-либо на их грех и призвать их к покаянию» (Бушель, с. 474). Это термин из области юриспруденции. Он имеет отношение к типу перекрестного допроса, в результате которого человек вынужден увидеть и признать свою вину (Баркли, 2:192). Это работа, которую выполняют как Иисус (Откр. 3:19), так и Святой Дух. Работа Духа в мире заключается в том, чтобы привести мир к осознанию своего греха, особенно что касается отказа верить в Иисуса (Ин. 16:9), а также к осознанию того, что необходимо сделать для решения проблемы этого греха (16:10), и указать на последствия продолжающегося отвержения (16:11). Мир виновен в отвержении Иисуса, но для того, чтобы человечество осознало эту вину, требуется воздействие Духа (16:9).

Кроме того, мир должен знать, что единственной праведностью, приемлемой для Бога, является та, которую предлагает им Иисус Христос (16:10). В мире много предполагаемых путей спасения, но все они приводят в тупик, кроме одного, идущего через Того, Кто

умер на кресте (12:31,32; 14:6). Из-за того, что мир отказывается следовать за Иисусом, крест осуждает весь мир (12:31).

Как и в случае с работой Духа ради учеников, работа Духа ради мира параллельна работе Иисуса. Иисус есть Свет миру (1:4, 5; 8:12; 9:5), Который обличает грех и вселяет уверенность в праведности (1:9-11; 3:18-21; 9:13-35 ). Хотя Он и не пришел судить мир (3:17; 8:15), Его присутствие производит над ним суд, как в позитивном, так и в негативном смысле (3:18-21; 5:22-25; 8:16).

4. целом, работа Святого Духа, как об этом говорится в Евангелии от Иоанна, является продолжением деятельности Самого Иисуса. Дух является преемником Христа и Его Представителем как для учеников, так и для всего мира.

Следовательно, через Духа Святого Иисус всегда присутствует среди тех, кто верит в Него. Дух представляет Иисуса новому поколению, которое никогда не знало Его физического прикосновения. Миссию, которую Иисус уже более не мог осуществлять во плоти, Дух будет повсеместно осуществлять от Его имени. Свидетельство, которое Он уже не будет нести, Дух понесет от Его имени. Благодаря Духу будет продолжаться прославление Иисуса.

5. другой стороны, как Иисус принес суд и обличение всем, кто отвергал Его свет, так и служение Святого Духа миру заключается в том, чтобы обличать грех, увещевать в праведности и предупреждать о грядущем суде.

Мир отвергал Иисуса тогда и продолжает отвергать сегодня. Но, несмотря на отвержение мира, Дух продолжает обличать, и второе поколение христиан продолжает слышать голос Иисуса благодаря Духу.

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, гл. 14-16

В Принимает ли Святой Дух активное участие в вашей жизни? Как вам удается это узнать? Как вы думаете, как Евангелие от Иоанна могло бы изменить жизнь людей сегодня, если бы оно было принято всерьез? Случалось ли вам иногда чувствовать себя подобно

ученикам в верхней горнице, когда тот, кто был для вас примером в отношениях с Богом, покидал вас?

6. Случалось ли так, что человек, который оказывал на вас огромное духовное влияние, умирал или уезжал? Что происходило с вами в духовном плане, когда случалось подобное? Получалось у вас заменить этот источник духовной силы новыми отношениями с другими людьми или самостоятельным духовным ростом? Как бы вы посоветовали людям готовиться к возможной потере тех, кто оказывал на них духовное влияние?

7. Какие методы использовал Дух в вашей жизни:

а) чтобы привести вас к осознанию недостатков вашего характера, б) чтобы преподать вам жизненные уроки, в) чтобы помочь вам понять Писание?

Изучение Слова

26: С помощью Симфонии найдите все библейские тексты, где встречается слово «дух». Исключите все тексты, где говорится о человеческом духе или дыхании ветра. Далее исключите двусмысленные отрывки (например, вы не можете сказать, идет речь о ветре, о Духе или о внутренней природе человека, а не о том, что Дух Божий совершает в личности). После того, как вам удалось отобрать максимальное число конкретных текстов, говорящих о третьей Личности Божества, посмотрите комментарии к этим текстам в «Библейском комментарии АСД».

27: Исходя из проделанного исследования, попытайтесь ответить на следующие вопросы. Как на основании Писания вы могли бы доказать, что Святой Дух действительно является Личностью, а не только безликой силой? Как вы могли бы показать, что Святой Дух действительно является Богом? В каком смысле деятельность Духа изменилась в эпоху Нового Завета? Чем уникален вклад Евангелия от Иоанна в библейские свидетельства? Какие темы являются общими для Евангелия от Иоанна и таких отрывков из посланий Павла, как 12-я глава Послания к Римлянам, с 12-ю по 14-ю главы Первого послания к Коринфянам и Послания к Ефесянам 4:1-16?

Для дальнейшего исследования

17) Относительно роли Святого Духа в Евангелии от Иоанна см. Р. Е. Браун, «Евангелие по Иоанну», т. 2, с. 1135-1144, и Р. Шнаккенбург, «Евангелие по Иоанну», т. 3, с. 138-154.

18) Для ознакомления с адвентистским исследованием о рабо¬те Святого Духа см. Л.Е. Фрум, «Пришествие Утешителя».

19) Е. Уайт уделяет особое внимание прощальной беседе Иисуса в «Желании веков», с. 662-680. Она сосредотачивается не-посредственно на работе Святого Духа в книге «Деяния апо-столов»,

с. 47-56.